Светлана моднова ватная игрушка
Музей появился на базе Центра ремесел «Семейные традиции», который возрождает и изучает историю традиционной ватной игрушки. Посетив его, можно будет на примере изделий разных эпох проследить развитие этого искусства.
Популярная в Российской империи и Советском Союзе ватная игрушка была надолго забыта. Восстановить производство решила художник-модельер Светлана Моднова. Она учредила центр ремесел «Семейные традиции» и Мануфактуру русской игрушки, которая расположилась в келье московского Николо-Перервинского монастыря. Здесь месяц назад и был открыт Музей ватной игрушки.
«Мы возрождаем направление традиционного русского декоративно-прикладного искусства, и поэтому нам требовалось отвечающее духу проекта арт-пространство – стандартный офис не смог бы дарить вдохновение», - рассказывает Светлана Моднова.
В экспозицию музея вошли уникальные изделия и редкие экспонаты времен Российской империи, СССР, коллекции современных мастеров. Здесь можно встретить изделия на тему Великой Отечественной войны, игрушки, посвященные освоению космоса Юрием Гагариным, персонажей из сказок Пушкина. В коллекции есть и копии старых брошюр с инструкциями по созданию игрушек: от дореволюционного пособия по созданию недорогих украшений для елки до советской книжки-руководства по изготовлению моделей военной техники.
Помимо экскурсии в музее можно познакомиться и с технологией создания игрушки. Для этого проходят мастер-классы под руководством опытных мастеров. Игрушки делаются из ваты, крахмального клейстера и водорастворимых красок. В итоге получаются совершенно безвредные для экологии игрушки. Мастера после обучения могут брать работу на дом. В основном, это мамы, детей с инвалидностью, женщины предпенсионного возраста, потерявшие работу. Так они получают возможность реализовать освоить новую специальность. Мануфактура не только обучает будущих мастеров, но и помогает продавать готовые изделия. Овладев искусством создания игрушек, мастерицы могут стать самозанятыми и работать на себя.
Приехать в музей на экскурсию можно с 11:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника. Он расположен по адресу – Москва, ул. Шоссейная, д.82, стр.1. А записаться на мастер-классы можно на сайте.
Деятельность «Семейных традиций» активно поддерживает Сеть коворкинг-центров НКО Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы. Одна из форм помощи – предоставление площадок для проведения мастер-классов для и творческих встреч для москвичей.
С первого взгляда эти изящные статуэтки не отличишь от фарфоровых. Все они немного поблёскивают и переливаются на свету, словно вправду сделаны из тонкого фарфора. Для их изготовления нужно всего ничего: немного крахмального клейстера, акриловые краски и… упаковка обычной аптечной ваты.
Как работает Центр ремёсел «Семейные традиции» и открывшийся следом п ервый в Москве Музей ватной игрушки — читайте в материале «Филантропа».
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Как стать «Хозяйкой ватной горы»
Находится мастерская ватной игрушки в московском Николо-Перервинском монастыре, за неприметной дверью с надписью «Центр ремёсел «Семейные традиции». Открываешь эту дверь — и вот они, музейные стенды, за стеклом которых красуются ватные игрушки дореволюционных и советских времён: клоуны, гимнасты, балерины, лётчики, дирижабли… А за столами будущие мастера занимаются кропотливым трудом: создают современную ватную игрушку, которая уйдёт «в народ» и будет радовать, развлекать, утешать.
Центр ремёсел «Семейные традиции» основала предприниматель, художник-модельер по первому образованию Светлана Моднова. До 30 лет Светлана жила в Челябинске и, по собственным рассказам, в свободное время всегда что-то мастерила, вязала, шила, рисовала эскизы. Первая её коллекция нарядных платьев «Хозяйка Медной горы», в малахитово-изумрудных тонах, была посвящена родным уральским горам. С ней Моднова заняла третье место на всероссийском конкурсе молодых модельеров на ВДНХ. Но хобби тогда не стало профессией. Светлана окончила факультет государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, начала работать в администрации города, руководила Центром общественных объединений Челябинска. Потом Светлана вместе с мужем уехала на 15 лет в Сочи. Там она руководила местным агентством ОАО «Роспечать», а затем создала компанию «Олимп пресс» — киоски для продажи газет и журналов на разных языках накануне Олимпийских игр — 2014. А пять лет назад Светлана вслед за мужем, получившим новое назначение, переехала в Москву. Успешным бизнесом стала руководить дистанционно. И здесь впервые за много лет нашлось время для творчества. Появилась возможность посещать самые разные мастер-классы.
Однажды Светлана увидела информацию про мастер-класс по ватной игрушке и буквально влюбилась в это полузабытое ремесло.
«Я пришла и вместе с мастером сделала свою первую куклу, в синей шубке и шапочке, личико из глины сама расписала, — вспоминает Светлана. — Поняла, что в этом податливом и мягком материале может воплотиться всё, о чём мечталось: не только куколки, но и любимые уральские сказы Бажова и русские сказки, Хозяйка Медной горы и Царевна-Лягушка…» Моднова стала искать сообщество мастеров ватной игрушки, но не нашла.
Светлана познакомилась с энтузиастами из Союза художников декоративно-прикладного искусства, где ей предложили организовать всероссийскую секцию ватной игрушки. Совместно с Союзом организовали встречу, на которую собрались 50 художников из разных городов России. Это был август 2018 года. Так и появилась автономная некоммерческая организация «Межрегиональный центр ремёсел «Семейные традиции» — новая страница в жизни Светланы и новый поворот в истории российского промысла.
История игрушки
Традиция ватной игрушки известна в России ещё со времён Петра Первого. Первые игрушки завезли немцы. Сами игрушки делали в основном на Рождество — в подарок и как ёлочные украшения. Ведь у таких игрушек кроме красоты есть важное преимущество. Если любопытный ребёнок или кошка неловким движением опрокинут ёлку со стеклянными шарами, то останется от них кучка битого стекла. А вата, понятно, не бьётся и почти вечная.
Игрушку обычно делали артельные работники, но были и настоящие художники — ватных дел мастера. Современные художники продолжают их дело.
Представьте себе даму с широченной юбкой-кринолином, который раскрывается на манер занавеса, а под ним — целая сцена, с актёрами, музыкантами… Эта композиция Натальи Приваловой победила на международном конкурсе «Виват театр России» в 2019 году, объявленном Годом театра, — первом конкурсе, который провёл Центр ремёсел «Семейные традиции». На конкурс были присланы 462 работы со всей страны и из-за рубежа.
«Ватную игрушку в основном связывают с Новым годом и Рождеством, — говорит Светлана Моднова. — Но нам хотелось показать на этом конкурсе, что она может быть всесезонной, подходит и для интерьерных украшений, и для спектаклей кукольных театров. Можно сотворить даже портрет из ваты!»
Из этого конкурса родилась ещё одна идея: сделать его основой для благотворительного проекта.
После конкурса в центр стали обращаться родительские организации, которые помогают детям с ОВЗ. Больше всего звонков и писем было из Подмосковья: Домодедова, Каширы, Клина, Дмитрова. Просили приехать и провести мастер-класс для мам с детьми. Всего через полгода после рождения центра Светлана с единомышленниками разработали проект поддержки мам детей с особенностями развития и получили на него грант Фонда президентских грантов.
В марте 2020 года АНО «Центр ремёсел «Семейные традиции» при поддержке Фонда президентских грантов запустил образовательный благотворительный проект для семей с особенными детьми «Традиционная ватная игрушка». В нём приняли участие мастера-педагоги ватной игрушки со всей страны и матери детей с инвалидностью.
Первым благополучателем проекта стал клуб из Домодедова «Особенный ребёнок», организованный мамами детей с различными тяжёлыми нарушениями развития. Тридцать мам стали учиться созданию ватной игрушки. Для кого-то это отдушина. А самые творческие мамы смогли после проекта получить небольшую подработку. Грантовые средства были получены 9 марта, перед самым карантином.
На первую презентацию пришли не тридцать, а более ста человек — мамы привели с собой детей, которых нельзя было оставить дома. Пришлось поставить десять столов, каким-то чудом все разместились. В итоге одновременно мастера-педагоги провели десять мастер-классов.
«Мы не успели начать систематические занятия, как грянула пандемия, — рассказывает Светлана. — Но мы не стали отчаиваться и записали цикл видео наших мастер-классов. Нашим ученицам понравилось обучаться онлайн, да это в целом и удобно. Ведь у многих из них дети с тяжёлыми нарушениями, которые могут находиться только дома. И мама смотрит мастер-класс в удобное для неё время. Но всё-таки для того, чтобы получилась красивая игрушка, мастеру нужно поработать с учеником».
Проект, по словам Модновой, способен дать и рыбу, и удочку: не только открыть подопечным секреты ремесла, а в перспективе дать и дополнительный заработок, но и на время отвлечь их от ежедневных забот о больном ребёнке, погрузить их в увлекательную, дружественную и творческую атмосферу. «Тяжело быть постоянно привязанной к ребёнку с инвалидностью, не имея своего личного пространства, выхода в свет, праздника», — говорит Светлана.
Изготовление игрушки — это и есть такой праздник, искусство сродни мастерству фокусника. Наблюдать, как белый кусок ваты в руках превращается в оранжевую крутобокую тыкву, апельсин «в разрезе» или зелёный гороховый стручок — это и цветотерапия, и медитация. Овощи — только первый базовый курс, состоящий из 19 мастер-классов, затем следует курс по лепке зверей и, наконец, самый сложный — человечки, с лицами, вылепленными из пластика.
В процессе лепки цветов и овощей, улиток и цыплят, зверей и человечков участницы улыбаются, смеются, иногда поют хором песни, фотографируют свои изделия и отправляют подругам. О чём они не говорят, так это о болезнях и операциях своих детей, о том, где купить дешёвые лекарства, как свести концы с концами. Этого в их жизни и так много, а во время живых мастер-классов они забывают о своих заботах на полдня, погрузившись в ватную сказку.
«Стоит лишь переступить порог нашего центра, увидеть эти сводчатые зеленоватые стены, попасть в душевный круг таких же рукодельниц — и полностью отключаются напряжение и тревожность, — улыбается Дарья Соколова, многодетная мама-одиночка. — И преподаватели тебя согревают и укутывают своей заботой. Игрушка — это только твоё, личное время, совершенно не похожее ни на что в повседневном быту, какой-то прорыв в иную реальность».
Мануфактура на тысячу человек
Светлана пошла дальше и задумала открыть на базе центра Мануфактуру ватной игрушки. Собственных ресурсов центра уже не хватало, чтобы удовлетворить все запросы. От центра была написана заявка в Фонд президентских грантов — и снова победа: грант на три миллиона рублей. Созданная командой центра Мануфактура обязалась обучить за год тысячу человек, среди которых прежде всего те, кто больше всего пострадал от пандемии: мамы детей с инвалидностью и женщины старшего возраста, потерявшие работу. В число обучающихся также были включены сотрудники и педагоги, работающие с детьми с ОВЗ.
На средства гранта выплачивается зарплата семи педагогам-мастерам, работающим в Мануфактуре постоянно. Покупаются материалы, издаются печатные журналы и видео с мастер-классами, которые выкладываются на сайте и YouTube-канале.
Цикл обучения в Мануфактуре длится год, её работа в образовательном режиме запланирована на пять лет. За это время предполагается обучить 2500 человек. Но Мануфактура уже выглядит как живое пространство-трансформер с полным туристическим, научным и образовательным циклом: зал для обучения, производственная лаборатория, где лучшие мастера России разрабатывают коллекции, и недавно открывшийся музей для популяризации ремесла.
Предполагается, что Ассоциация народных промыслов включит Мануфактуру в туристический маршрут, и экспонаты музея увидят туристы со всех уголков России. Музей можно посетить с экскурсией, после которой мамы-мастера проведут увлекательный мастер-класс по ватной игрушке. Основу коллекции сегодня составляют винтажные раритеты и изделия мастеров. Но коллекция музея начала пополняться и новыми работами — тех учениц, которые заканчивают обучение в центре.
Эта коллекция прослеживает историю более ста уникальных старинных и современных новогодних ватных игрушек, картонажа, элементов декора дореволюционной и советской России. На выставочных стендах представлены игрушки 22 знаменитых артелей, фабрик и художественных мастерских по производству игрушек, начиная с 1920-х годов до наших дней.
«Когда мы писали заявку на грант, у нас уже была договорённость с Николо-Перервинским монастырём о том, что нам здесь выделят помещение на благотворительной основе, и мы даже не предполагали, что это будет атмосферная стометровая келья XVIII века, в которой уютно разместились и Мануфактура, и небольшой музей, — рассказывает Светлана Моднова. — А мы работаем с прихожанами, родителями детей, обучающихся в воскресной школе, тоже бесплатно. Каждое воскресенье проводим для них мастер-класс. Причём не только мастера-педагоги, но и наши волонтёры.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
«Волонтёров выбирали по горящим глазам…»
О волонтёрах — разговор особый. Финансирование Центр «Семейные традиции» получает из двух источников. Первый — это Фонд президентских грантов, он финансирует большой проект Мануфактуры русской игрушки, которая обучает офлайн и онлайн желающих научиться ремеслу со всей России. Существует ещё один, отдельный проект по работе с волонтёрами, финансируемый департаментом труда и социальной защиты правительства Москвы в рамках грантового конкурса «Москва — добрый город».
Мастера-педагоги центра работают с волонтёрами, которые уже прошли обучение в Мануфактуре и могут нести своё ремесло в родительские сообщества. После подготовки они смогут помогать в сообществах мам детей с ОВЗ, смогут проводить мастер-классы. «Наши педагоги учат волонтёров передавать свои знания другим из рук в руки», — говорит Светлана. На волонтёрский курс участниц выбирали по конкурсу: всего было подано 90 заявок.
Среди волонтёров Центра «Семейные традиции» — и Дарья Соколова. Дарья живёт с родителями, папа — инвалид, мама помогает воспитывать троих детей. Два сына и дочь занимаются спортом в Школе олимпийского резерва, учатся в музыкальной школе, осваивают верховую езду. И только одна Дарья из всей семьи унаследовала талант бабушки, которая была художником по ткани.
«Я в Интернете увидела объявление о наборе в Мануфактуру, в группу для многодетных мам и женщин старшего возраста, потерявших работу, — говорит Дарья. — И конечно, записалась, потому что в моей памяти живёт до сих пор ватный Дед Мороз моего детства в бабушкином доме… Захотелось его повторить. Прошла все мастер-классы, научилась даже самому сложному: рисовать лица». Когда создалась волонтёрская группа, Дарья записалась и туда тоже. Сейчас Дарья — координатор волонтёров, встречает гостей, участвует в подготовке выставок в музее. В планах Дарьи — проводить мастер-классы в объединении многодетных семей в Митино и в МОО «Метелица», которая буквально ставит на ноги тяжёлых больных с переломами позвоночника, инсультами.
Психолог и бывший сотрудник районной галереи Виктория Спиридонова так же, как и Дарья, пришла по объявлению в Интернете. Она волонтёр сразу нескольких фондов: вязала тёплые шапки и шила плюшевых мишек для «Уютки», ездила в дома престарелых с фондом «Старость в радость», пыталась мастерить матерчатые игрушки с лежачими больными. Из-за пандемии лишившись любимой работы в галерее, Виктория нашла новое дело. «Я ещё не мастер, скорее подмастерье, — говорит Виктория. — Но жду не дождусь, когда начну преподавать родителям, ожидающим детей из воскресной школы».
Светлана Моднова — управленец с стажем из Сочи , но при этом очень творческий человек. Однажды, увидев в журнале фотографию ватной елочной игрушки, она загорелась идеей сделать такое чудо своими руками. И сделала — и не только для себя, но и для тысячи мамочек по всей России , с нуля создав центр ремесел, отвечающий целям сразу пяти национальных проектов.
Научите мастера!
Ватная игрушка начала затягивать мастера в свои мягкие сети очень быстро — после первого же . Светлана познакомилась с художниками и мастерами ватной игрушки из других регионов и очень удивилась, что о таком интересном творческом процессе в нашей стране знают мало и, как оказалось, ему не обучают. «Управленческий опыт дал о себе знать. Я начала искать, где этому мастерству учат. И ничего нигде по всей стране не нашла. Единичные мастера сидели по домам и лепили игрушки», — рассказывает Светлана . Спустя часы телефонных разговоров, переписок и размышлений вместе со своими Светлана решила: центру ватной игрушки быть!
К делу подошли ответственно — изучили историю, старинные технологии создания ватной игрушки, собрали коллектив профессионалов — художников, мультипликаторов, дизайнеров. Так появился центр ремесел «Семейные традиции», а на его базе — мануфактура «Московская игрушка». Каждая рукодельница здесь занимается своим делом: одна делает скелетики для игрушек из проволоки, другая расписывает милые личики будущих творений, третья одевает героев.
Евгений Самарин
Недорогое и экологичное увлечение
Первым крупным проектом центра стал международный конкурс ватной елочной игрушки «Виват театр России ». На конкурс поступило 462 работы из 15 стран. «Мы поняли, что хотим сделать значимое и крупное, и придумали всемирный конкурс. А почему бы и нет, каждый стартует со своего, мы решили сразу замахнуться на мир — и не прогадали!» — вспоминает директор центра. Это знаменательное событие произошло в 2019 году. Именно тогда АНО «Центр ремесел «Семейные традиции» подала заявку на свой первый президентский грант — обучение творческих женщин из семей с «особенными» детьми.
С ростом популярности направления в центр стали обращаться все больше женщин с просьбой научить их делать такие же игрушки. В основном те, кто не может в силу обстоятельств пойти на обычную работу, — мамы малышей и «особых» деток. Первый президентский грант составил 495 тыс. рублей. На эти деньги были куплены материалы и выплачены минимальные зарплаты за год преподавателям проекта — мастерам. «Творчество для многих мамочек — это единственный способ «выдохнуть», переключиться от проблем ежедневного ухода за больным ребенком. Но творчество ведь бывает разное. В нашем огромный плюс — это доступные материалы, они всем по карману. Вата и проволока в любом доме найдутся, а клейстер для склеивания игрушки заваривается из обычного крахмала. То есть мы даем хобби — недорогое, экологичное, но при этом конкурентоспособное и продаваемое», — объясняет Светлана . Благодаря гранту обучили 30 мамочек, каждая из которых получила не только навыки нового ремесла, но и возможность дополнительного заработка.
Евгений Самарин
Когда везде было закрыто
Пандемия, заставшая большую часть мира врасплох, дала центру «Семейные традиции» новый виток развития. Фонд президентских грантов объявил специальный конкурс в помощь пострадавшим от пандемии. Второй грант был крупнее предыдущего, большая его часть — свыше 2,5 млн рублей — ушла на годовую оплату работы , коих в проекте центра на тот момент было уже 12. Еще 15% суммы ушло на расходные материалы. «У нас каждый преподаватель оформлен как самозанятый. То есть кроме основного заработка девочки получают официальный стаж и все виды отчислений. Всего в команде более 30 мастеров, и они имеют несколько ветвей заработка: проведение онлайн- и офлайн-, продажа игрушек», — рассказывает Светлана Моднова . Одной из целей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» как раз является помощь самозанятым.
По этому гранту до сентября пройти обучение смогут 1 тыс. женщин со всей России — онлайн и офлайн. Обучение для них бесплатное. Среди учениц — молодые мамы, люди старшего возраста, преподаватели творческих дисциплин. Подобные курсы проводятся и при поддержке нацпроекта «Демография». На сегодняшний день центр «Семейные традиции» обучил по гранту уже более 700 человек, еще 300 получат сертификаты и новые знания к сентябрю.
Евгений Самарин
Клиенты в Великобритании и Китае
Слава о необычном предприятии разлетелась по всей России к прошлому Новому году . Крупные корпоративные заказы на наборы из ватных игрушек позволили 24 обученным в проекте начинающим мастерам закрыть собственные кредиты, купить необходимые препараты для детей и задуматься о крупных покупках. «Ситуации у всех разные. Для меня ценно видеть, что женщины могут не просто начать зарабатывать, но и позволять себе мечтать о большем. Это ведь очень мотивирует», — делится Светлана . За два месяца мамочки, участвующие в проекте, создали больше 2 тыс. ватных игрушек. Заработок самых творческих за это время составил свыше 300 тыс. рублей.
«Мы очень надеемся, что к моменту, когда наши женщины закончат обучение, в центр станет поступать больше корпоративных заказов. В прошлом году мы стали готовиться к Новому году в октябре и сделали 2 тыс. игрушек. А в этом, если о нас узнает больше предприятий, мы сможем начать работу уже в июле, а может, и в мае. Тогда на все необходимое для своих детей заработают не 30, а 130 женщин. А наши покупатели не только получат эксклюзивную качественную вещь, передающуюся из поколения в поколение, так как игрушка может жить столетиями, но и помогут в исполнении мечты», — делится надеждами Светлана .
Крупные новогодние заказы разъехались не только по России , но и на экспорт. Подарки для заказали итальянский банк и несколько компаний в Великобритании , а часть игрушек, заказанных частными клиентами, переехали в Китай . «С экспортом вообще очень интересная история. Мы ведь делаем не просто игрушки, а игрушки с колоритом! Это часть нашей истории, и, по сути, такого нигде в мире больше нет!» — рассказывает Светлана .
За расширение рынка сбыта отвечает национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
Евгений Самарин
Музей в Москве и мануфактуры в регионах
Одной из целей нацпроекта «Образование» является вовлечение граждан в волонтерскую деятельность. Правительство Москвы не осталось в стороне и тоже поддержало социальную идею. На обучение 30 , которые будут нести свое мастерство дальше, в школы, коррекционные центры и хосписы, центром был получен третий грант — в размере 499 тыс. рублей от департамента труда и социальной защиты населения Москвы . Из этих же денег было профинансировано оборудование для одного из самых красочных проектов центра «Семейные традиции» — уникального собственного Музея ватной игрушки на территории монастыря в Москве . Помещение предоставили на безвозмездной основе, поскольку получать знания здесь могут ученики воскресной школы и прихожане. Куратором и идеологом музея стала Галина Васильевна Ананьина , кандидат исторических наук, президент Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства.
Евгений Самарин
Проект заручился поддержкой сенатора Ольги Епифановой . «Центр ремесел «Семейные традиции» — это уникальный социальный проект. Часть технологических процессов по созданию игрушек выполнена мамами «особенных» детей, и каждая проданная игрушка — адресная помощь им. Совет Федерации и его председатель Валентина Матвиенко уделяют пристальное внимание развитию народных промыслов. Мы понимаем, что без усиления господдержки на федеральном уровне этого не добиться. Именно поэтому сейчас очень важно открытие таких мануфактур и небольших музеев при них с тиражированием успешных практик в регионах. Ведь это еще и частичное решение социальных задач, особенно по трудоустройству людей», — уверена сенатор.
По словам самой Светланы , наиболее незащищенная и уязвимая группа населения — семьи, где есть дети с инвалидностью. «Понимая, что для их ребенка бесперспективны лечение и реабилитация, матери находятся постоянно в зоне эмоционального и психологического выгорания. Наш опыт работы показывает, что многие мамы с художественным образованием имеют способности и навыки в творчестве. Но проблем с коммуникацией, круглосуточным уходом они не могут работать в обычных ремесленных мастерских и на малых предприятиях данной отрасли. Если мамы освоят ремесло создания игрушки на дому, оно может стать существенным источником дохода», — отмечает предприниматель.
Открытие мануфактур может оказаться системным решением проблемы, считает она. «Мы помогаем им, и очень важно, что с помощью нацпроектов, с помощью президентских грантов, нацпрограмм у нас появляются все новые возможности. Государство видит, насколько это важно и нужно, а потому у нас есть поддержка и возможность расти и помогать большему количеству людей» — говорит Светлана .
«Царская игрушка» – так когда-то называли изящные фигурки, сделанные из пропитанной клейстером и раскрашенной ваты. Ватные игрушки любили и даже мастерили дети из царских семейств. Сегодня старинное рукоделие возрождается, благодаря Центру ремесел «Семейные традиции».
Эта некоммерческая организация начала работать только в прошлом году, но уже вызвала интерес многих мастериц из разных городов России и даже из-за рубежа. «Мы выпускаем журналы с подробным описанием изготовления ватной игрушки, делимся секретами на нашей странице в Инстаграмм @vata_butik, проводим мастер-классы и конкурсы. С нами сотрудничают более 5 тысяч любителей рукоделия», – рассказывает Светлана Моднова, директор центра «Семейные традиции». Мы встретились на XXVIII Рождественских образовательных чтениях, на секции «Традиционная народная культура», в рамках которой проходили мастер-классы для детей и взрослых, а также награждение победителей Всероссийского Рождественского конкурса ватной игрушки.
«Из ваты делают елочные игрушки, фигурки зверей и сказочных героев, даже бижутерию, – Светлана показывает работы, поступившие на конкурс. – В нашей стране много желающих заниматься ватной игрушкой, потому что это недорого и экологично. Вата, крахмал для клейстера, краски – больше ничего не нужно покупать, остальное зависит от вашей фантазии и умения. Игрушку мастерят и профессиональные художники, и мамочки с детьми. Мы даже придумали проект «МамаВата» для тех, кто сидит дома с тяжелобольными детьми: игрушка помогает им снимать эмоциональный стресс и даже немного зарабатывать».
Среди тех, кто получил дипломы конкурса ватной игрушки, были москвички Анастасия Кузьмина @vatnushka и Юлианна Абдолдин @bumazeya. Поздравляем этих мастериц и всех других победителей! Восхищаемся их игрушками и рады, что необычное рукоделие привлекает многих детей и взрослых из разных городов России.
По первому образованию я художник-модельер, но по этому профилю я проработала очень недолго. Моя вторая специальность, которой я посвятила более 20 лет, – государственное и муниципальное управление. Тем не менее, желание творить, интерес к искусству и рукоделию остается со мной всю жизнь.
Я помню сложные 90-е годы, когда я покупала сыну только обувь и теплую верхнюю одежду: все остальное – шила, вязала сама, малыш всегда был модный и стильный.
А когда нашей семье пришлось переехать в Москву, то впервые, наверное за многие годы, у меня появилось свободное время, и я с головой погрузилась в атмосферу творчества – такой концентрации высококлассных художников и площадок встреч единомышленников не найти ни в одном другом городе России.
Участвовала в мастер-классах от самых ярких мастеров. Когда увидела современную ватную игрушку, то поняла, что мне нужно обязательно попробовать себя и в этом искусстве. Моя первая поделка – маленькая девочка в розовой шубке и сиреневой юбочке, на голове – кокетливая шляпка-таблетка, в руках – сумочка. Ее я создала за 3 часа работы с мастером. Так ватная игрушка несколько лет назад пришла в мою жизнь.
О будущем ватной игрушки в мире серийных вещей
Я считаю, что оно более чем перспективно. Приведу наглядный пример. В 2019-м, объявленном Годом театра, наш Центр «Семейные традиции» организовал первый в России конкурс мастеров по ватной игрушке «Виват театр России!». Информацию о проекте мы размещали только в своем аккаунте Instagram без привлечения других медиа, но за 2 месяца заявки на участие в Конкурсе пришли от 462 мастеров из России и зарубежных стран! Конкурс такого масштаба подхватила вся страна – в нем приняли участие люди из 376 точек на карте страны. Мероприятие по подведению итогов состоялось в Московском Гостином дворе. Победители съехались на награждение из разных уголков России. Для многих мастеров конкурс стал мощным творческим толчком в профессии. О нас стали рассказывать СМИ, а в январе этого года на телеканале «Культура» вышла документальная программа «Пряничный домик», посвященная ватной игрушке и рассказывающая о мастерах нашего Центра.
Когда мы представляем наши изделия на самых крупных тематических выставках, практически каждый проходящий мимо человек останавливается, фотографирует игрушки, просит подержать их в руках, удивляется, что эти вещи сделаны из такого необычного материала. Мы слышим семейные рассказы о Дедах Морозах из ваты из детства, других игрушках, перешедших от бабушек и дедушек.
Большой интерес проявляют к нашей игрушке и коммерческие компании, которые в этом году заказывают новогодние корпоративные подарки с душой. К тому же игрушка из ваты экологична – вата, клейстер из крахмала, никаких «чудес» химической индустрии. В отличие от хрупких стеклянных шаров и звезд она не разобьется, и будет нести радость не один десяток лет – у коллекционеров можно найти еще дореволюционные игрушки! Так что за будущее этого вида искусства я совершенно спокойна.
Об опыте государственной службы и бизнеса
В конце девяностых я руководила муниципальным учреждением «Центр общественных объединений» в Челябинске, городе - миллионнике, в котором в то время активно развивался третий сектор. Задачей учреждения было выстраивание взаимодействия НКО, государственных структур, бизнеса и СМИ. С нами сотрудничало более 300 объединений разных правовых форм: фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства. В моей профессиональной «копилке» с тех лет работа в секторе НКО, благотворительных инициативах, проектах межсекторного взаимодействия. Есть и богатый опыт организации всероссийских конкурсов и школ социальной журналистики для особенных детей, социально-маркетинговых кампаний и спецпроектов, выставок, акций, событий. Тогда были удивительные годы становления некоммерческого сектора в России и лидеры третьего сектора знали друг друга лично, встречаясь на различных тренингах и съездах в Москве. Мы всегда радовались успехам и профессиональному росту друг друга.
В бизнес-секторе я все время была управленцем, позже мы создали семейные компании, которые функционируют и сейчас. Работа в этой области учит особому подходу: системному взгляду, очень быстрому принятию решений и переключению с одной задачи на другую, выстраиванию гибких механизмов для получения желаемых результатов. Сейчас, ведя переговоры с бизнес-сообществами, руководителями компаний, я говорю с ними на одном языке – понимаю, как убедить в партнерстве и донести идеи наших программ и проектов. Так что опыт государственной службы и ведения коммерческих проектов востребован каждый день.
Об адаптации к дистанту
Как руководитель Центра я не почувствовала особой сложности перехода работы в онлайн-формат: мы пообщались с подопечными, за неделю создали сайт, разработали с командой мастеров авторские курсы, адаптированные для онлайн-формата, организовали дистанционное обучение. Конечно, в этом была колоссальная поддержка Фонда президентских грантов, который оперативно согласовывает расходы для перехода на дистант. Как и в других случаях, в этой ситуации сработало одно из ключевых правил нашей команды «Мы не мыслим проблемами, мы все проблемы переводим в задачи».
О главном проекте Центра
Мануфактура русской игрушки – это проект, к которому мы шли несколько лет. Первым шагом к его запуску стал опыт реализации небольшой локальной инициативы по поддержке 30 мам с особенными детьми в городском округе Домодедово при поддержке Фонда президентских грантов в начале 2020 года. Опыт проекта показал, что многие из мам с художественным образованием имеют способности к декоративно-прикладному творчеству. Однако из-за проблем с коммуникацией, необходимости круглосуточного ухода за детьми они не могут работать в обычных мастерских. И если мамы освоят это ремесло на дому, то получат надежный источник дохода.
После освещения нами проекта на сайтах Агенства социальной информации, Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, "Православие и Мир", портале о благотворительности "Милосердие" к нам стало обращаться много женщин предпенсионного возраста, потерявших работу, мам особенных детей из Московского региона. Они просили научить их ремеслу ватной игрушки, так как это действительно востребованная сувенирная продукция. Затем грянула эпидемия, и Фонд президентских грантов объявил конкурс социальных проектов поддержки людей, пострадавших от распространения COVID-19. В эту группу входили наши подопечные и женщины 50+, с которыми работодатели предпочитали в кризис расставаться в первую очередь. Понимая, что нам не хватит ресурсов для помощи всем нуждающимся, решили подойти к задаче системно. Взвесив свои силы, переговорив с командой мастеров, мы подали грантовую заявку и получили поддержку в размере 2,9 миллионов рублей на реализацию проекта «Мануфактура русской игрушки». Это второй наш проект, поддержанный Фондом.
В нашем коллективе работают не только мастера, но и художники, дизайнеры, мультипликаторы, мы возрождаем направление традиционного русского декоративно-прикладного искусства, и поэтому нам требовалось отвечающее духу проекта арт-пространство – стандартный офис не смог бы дарить вдохновение.
В основанном в XVII веке Патриаршем подворье Храме Николо-Перервинского монастыря нам выделили в безвозмездное пользование келью площадью 90 кв.м и мы с благодарностью обучаем ремеслу детей и взрослых, прихожан обители и учеников воскресной школы при партнерской поддержке Благотворительного Фонда «Неопалимая Купина».
Мануфактура включает в себя три блока. Первый – образовательный: мы обучаем мастерству создания игрушек. И здесь главное, чтобы после обучения у мастерицы получалась конкурентоспособная игрушка. Второй блок – производственный: мастера-художники разрабатывают коллекции игрушек и Мануфактура принимает заказы на изготовление оригинальных авторских изделий из этих коллекций. Для корпоративных подарков сначала художник разрабатывает концепцию подарка, она утверждается компанией, а затем наши мастера, в том числе и мамы во главе с художником поэтапно воплощают идею в жизнь. Мануфактура подразумевает разделение производства на отдельные операции: один мастер делает внутренний каркас игрушки, другой – расписывает лицо, третий занимается одеждой или аксессуарами. И в итоге мастер в своей производственной технологии достигает совершенства. Вырученные от продажи игрушек средства идут на оплату труда наших мастериц, поэтому блок работы по реализации крайне важен.
В этом году мы разрабатывали подарки для таких корпоративных клиентов, как «Транснефть», «Ростех-Капитал»,«Белла-Восток». Для нас это очень важно, и мы искреннее благодарим эти компании как за помощь в возрождении искусства ватной игрушки, так и за адресную поддержку мастеров, работающих над этими коллекциями.
Ватная игрушка всегда будет интересна, ведь это не обычный китайский сувенир, а экологически чистая, уникальная и в то же время традиционная народная игрушка. Поэтому еще одна задача – распространить культуру ватной игрушки, привлечь к ее популяризации и мастеров-ремесленников, и корпорации, и инвесторов. Достигнув мастерства, наши подопечные могут влиться в коллектив Мануфактуры или приобрести статус самозанятого и зарабатывать, продавая свои игрушки. Это и будет ключевым результатом нашего проекта.
Третье направление – культурно-историческое, в рамках которого мы в будущем году планируем открыть первую экспозицию музея ватной игрушки в Москве.
О музее ватной игрушки
Мы пока обсуждаем, как сделать музейную экспозицию, но хотим чтобы посетители увидели все богатство выразительных возможностей этого направления: от дореволюционных (в Россию игрушку привезла супруга Николая I, императрица Александра Федоровна) до современных изделий. Очень интересен советский период ремесла: в годы Великой Отечественной войны Деды Морозы были в виде партизан, а после подвига Юрия Гагарина в советских магазинах появились космонавты из ваты. Были и артельные игрушки, посвященные юбилею А.С. Пушкина – например, в виде Золотой рыбки из одноименной сказки. Ну а сегодня развитием и распространением любимого искусства занялись наши мастера-художники.
О других инициативах Центра
С издательством «Формат-М» мы разработали и выпустили при поддержке Фонда Президентских грантов единственные в России на сегодняшний день несколько методических пособий – полноцветных журналов. В них излагается методика «Технологии изготовления игрушек для мам особенных детей», где женщины у которых нет возможности делать сложные игрушки, научатся различным быстрым методикам изготовления - от примитивных, любимых покупателем, до ретро- игрушек. Это уникальные издания, которые описывают пошагово весь творческий процесс.
Еще один проект – Всероссийский конкурс ватной игрушки «В ожидании рождественских чудес», итоги которого мы подвели в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя. Мы получили более 100 работ со всей России. Для нас было очень важно поддержать мастеров, живущих далеко от столицы.
В нашем активе есть и проект «Сотвори из ваты чудо» – серия мероприятий на самых разных площадках, посвященных вопросам образования и культуры. На них мы делимся своими ремесленными и педагогическими наработками. В реализации инициативы нам помог ряд общественных и государственных организаций, Русская Православная Церковь.
Есть у нас и конкурс композиций из ватных игрушек, посвященный Дню Победы – «Создай свою победную композицию для музея», реализованный в партнерстве с «Музеем военной истории» Российского военно-исторического общества.
Деятельность «Семейных традиций» активно поддерживает и Сеть коворкинг-центров НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы. Одна из форм помощи – предоставление площадок для проведения мастер-классов Центра для москвичей. А еще сотрудники сети купили ватные елочные игрушки для новогодних подарков друзьям и близким.
О планах на предновогоднюю неделю и начало следующего года
На новогодних каникулах мы планируем организовать мастер-классы по созданию ватных игрушек в онлайн-формате. Мастера перед веб-камерами будут вместе со зрителями создавать праздничные игрушки игрушки шаг за шагом.
С января мы приглашаем все НКО Москвы записываться на наши занятия по изготовлению игрушек для подопечных организации, ее сотрудников и волонтеров. Эти мероприятия, расходные материалы бесплатны. Для записи заполните анкету на нашем сайте или свяжитесь с нами любым иным удобными образом.
Как стать востребованным мастером ватной игрушки и о любимых игрушках
Прежде всего усидчивость: обычно, ватная игрушка в виде человечка делается 5-6 часов. Нужно желание и настойчивость: бывает, что у человека не получается на первом, втором занятии, но при упорстве мастерство растет. А за 6 – 8 месяцев практики можно стать настоящим мастером! Огромным бонусом является художественное образование.
У всех мастеров разных вкус и разная авторская манера: одни любят делать животных, другие – героев произведений А.С. Пушкина или русских народных сказок, а кто-то создает персонажей по мотивам старинных дореволюционных открыток или воплощает собственные фантастические замыслы.
Я как мастер люблю темы Уральских сказов Павла Бажова - «Хозяйка медной горы», «Горный мастер», «Огневушка – поскакушка». Я родилась и выросла на Урале, обожаю произведения этого автора и знаю их почти наизусть.
Читайте также: