Сочинение описание дымковской игрушки барыня
Описание: работу можно выполнить с детьми разного возраста упрощая или усложняя ход работы. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, воспитателям дошкольных учреждений.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением интерьера и детских творческих выставок.
Цель: создание образа дымковской барышни в технике пластилинография с последующей росписью изделия.
Задачи:
-познакомить детей с техникой лепки и росписи по пластилину;
-учить самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к игрушке;
-развивать детскую фантазию и творчество;
-воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».
Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного, что серости серей!
В ней что-то есть от радуги, от капельки росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей как басы!
Мы глиняному чуду поклонимся не раз,
О Дымковской игрушке поведую я сказ.
«Дымка» , так еще ласково и нежно называют дымковскую игрушку. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада! "
Много лет назад придумали люди в Дымковской слободе лепить из красной глины игрушки. Сначала такие игрушки делали лишь потехи ради, чтобы позабавить детей. А позднее стали возить их на ярмарку и продавать. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым – бело. Вылепленную из глины игрушку, обжигали в печи ипотом белили мелом, разведенном на молоке. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины, прямые и волнистые линии, пятна, точки. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях. Дымку делали не только для продажи, с нею ходили в гости, дарили друг другу. Считалось, что если в доме есть дымковская игрушка – конь, значит, в этом доме будет достаток, не будет голода и нужды.
А вот дымковская барышня – это символ материнства и плодородия.
Каждый из этих узоров имеет свое значение-кольцо – символ солнца, каравая хлеба, точки – звезды, волнистая линия – символ воды, прямая линия – дорога. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
У дымковских мастеров есть одна тонкость при закрашивании барышни: при выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета. Повторение цветов в узоре убирает лишнюю пестроту.
Каждая фигурка индивидуальна.
Посмотри, как хороша эта девица-душа;
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
А теперь всмотритесь в лица барышень. Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или сердечко. Причем цвет ротика и щечек совпадает.
В них столько доброты и веселья. Глядишь на них и улыбаться хочется.
- «…От дымковской игрушки,
Идёт тепло и свет,
Он не иссякнет годы, десятки
Сотни лет… »
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова) .
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли
.Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
Технология изготовления.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке) . Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке
Приятно осознавать, что наша Вятская Дымковская игрушка – это символический образ русской женщины . И с этим трудно не согласиться, если заглянуть в глубь веков нашей истории и Культуры Русского народа. Символические знаки на юбке, фартуке, блузе, кокошнике и сарафане Дымковской барыни подчеркивают, что женщина - это, прежде всего, продолжательница Рода своего и её мужа.
- Если разглядывать русскую глиняную красавицу снизу «от Земли» (потому как – женская наша натура и энергия, земная!), то юбку-понёву мы увидели бы в «клетку», где полоски разной ширины и разных размеров до семи цветов радуги – многоцветье. Клетка издревле – символ плодородия земного и женского. Очевидно, это идёт от древней руны в виде ромба с точкой в центре, что означало – засеянное поле, плодоносящая земля. А фон юбки, в основном, синего, коричневого, или белого цвета, что и было в более ранние времена (славяне носили одежды в основном из белого льна). По низу подола юбки – три полосы, «трёхполосье» , что означает по древним славянским воззрениям три Мира: Правь, Явь, Навь.
- Блуза или рубаха предпочиталась – зелёной , как символ цветения Земли Матушки, разнотравья и урожая. Горох по юбке и блузе мог означать - рассыпанные зёрна. А вот большие круги многоцветные, круг в круге, могли быть красные с златым (жёлтого цвета и голубого не было, были названия цветов – златый и небесный) или алым и оранжевым. Круги, ромбы – всегда знак Солнца. Волна – сине-небесных, озёрных оттенков, - знак Воды.
- Кокошник . Самый нарядный и красивый, потому и красный, и только на нём золотой ромбик , лучик Солнца, знак Цветения и Достатка. А может быть и совершенства…? Вспомните, что на кокошниках русских народных женских костюмов всегда изображалось «Вселенское Древо» или «Древо Жизни» с отходящими веточками, на которых чаще всего были ешё и цветочки. Что означает, что только Женщина как Земля Матушка, способна вкупе с Мужем своим, зародить, здоровое потомство, родить детей, продлить свой Род.
- У Барыни-Водоноски – ведёрки красного цвета, - опять же, символизирует достаток и богатство.
А самое главное – форма юбки – КОЛОКОЛ! Именно он помогает вбирать силу, сохранить красоту и молодость русской красавице. И это означало – быть здравой, разумной, доброй, трудолюбивой и полноценной матерью.
На том стояла, и стоять будет Земля Русская! Живи и цвети, Вятская красавица, Барыня из села Дымково!
Публикация данной статьи в ином источнике - сообщество "Любаслава" Вконтакте.
Благодарю, что дочитали статью до конца! Обязательно подпишитесь на мой канал!
Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?
История дымковской игрушки
Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:
- она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
- эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.
Дымковские игрушки (картинки)
В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.
Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка.
Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.
Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.
Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.
Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.
Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.
После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.
В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.
Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.
Система образов и сюжетов
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
- Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
- Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
- Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
- Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
- Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.
Изготовление дымковской игрушки
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.
Лепка
Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.
Барыня
Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.
Животные
Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.
Сушка
Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.
Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.
Обжиг
В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.
Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.
Побелка
В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.
Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.
Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.
Цвета
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.
Игрушка – это то, что дарит радость и хорошее настроение не только детям, но и взрослым! Народные игрушки – своеобразный памятник культуры, который соединяет в себе декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство и даже музыкальные элементы!
С помощью крючка и пряжи создала образ дымковской игрушки – одного из самого известного народного промысла. Родилась игрушка в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки, ныне это город Киров. Конечно же о точной копии не может быть и речи, слишком разный материал!
При создании своей барышни опиралась на описание из интернета. Отличительные черты: силуэт отличается плавностью и округлостью. Множество лепных деталей – косички, жгуты, воланы. Мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке. Элементы орнамента: круги, овалы, клетки, полоски, точки. Используются яркие цвета, а также приглушенные – голубой, розовый, оранжевый, коричневый.
Фото вдохновителей из интернета – это девушки водоноски. Ещё название – Барыня с коромыслом или Барыня-водоноска.
Подобрала пряжу и определилась с силуэтом.
Что у меня получится - даже не представляла! Начала с головы и туловища.
Ручки гибкие - использовала каркас.
Связала головной убор.
Вместо волн у меня зигзаги.
Для устойчивости игрушки юбку плотно набила синтепоном, вложила картонный круг.
Оформила лицо: глазки, бровки, носик и ротик – вышила. Бусы и серьги сделала из бисера и бусин, щечки - фетр.
Теперь очередь фартука.
Казалось бы, что проще? Но получился с третьей попытки!
Украшение из кружочков.
Вот Барыня готова!
Теперь свяжем ведёрки.
Вот и коромысло! Использовала синельную проволоку, так как вязанное коромысло получилось бы грубоватое и толстоватое.
Работа выполнена из пряжи Пехорка детская новинка, крючком 1,75. Кружочки на фартуке – из пряжи Пехорка ажурная. Каркас – проволока 0,9мм и синельная проволока. В незначительном количестве использован бисер и бусины, кружочки фетра. Наполнитель – синтепон. Высота игрушки – 16 см.
Валечка, БРАВО Вашей фантазии и золотым ручкам - ПРЕКРАСНАЯ ДЫМКОВСКАЯ БАРЫШНЯ!
Елена Ивановна! Спасибо огромное!
Валентина,какая же Вы выдумщица, прекрасная получилась дымковская барышня,да очаровательная какая! Здорово!
Как интересно - дымковская игрушка крючком ! Неожиданно и красивое и аккуратное исполнение !
Хороша барышня в ярком наряде, да краснощёкая
Какая красивая. А идея великолепная какая, ммм. 😍😍😍
Как же мне нравится Ваша барышня.
Ну, до чего же хороша! Просто прелесть!
Ладная! Статная! Сплошное ОЧАРОВАНИЕ.
Спасибо, Вера Михайловна!
Ой, Валюш, как здорово получилось! Я вот даже не представляю, как все такое малипусенькое вязать. Умничка, барышня - загляденье.
Игрушка совершенно очаровательная! И никогда не разобьется! И6рай хоть заиграйся, яркая, нарядная!👍👏👏👏👏👏🌹
Спасибо, Татьяна Ивановна!
Я не сразу поняла, что барышня связана крючком))) Просто чудесно получилось, очень похоже на оригинал, браво.
Ух ты! Вязанная Дымковская игрушка! Обожаю дымковскую игрушку. А в твоем исполнении - огонь! Скажи, вот как можно связать такую мелочь так красиво и качественно?!
Спасибо, Люда! В последнее время мелочевка даётся с трудом, зрение сильно "подсело".
Спасибо, Николай Михайлович!
замечательная игрушка получилась
Ух ты ж,Валя. Боже,какая ты молодец! Это потрясающе! Чудеснейшая Дымковская Барышня!! В таком варианте,вязаном,я ещё не видела! Браво,браво!!
Сплошное очарование, игрушка получилась замечательной. Восторг и восхищение
Спасибо, Альбина Николаевна!
Красавица! Барыня барыней, больше никак не назовешь!
Спасибо, Ольга Викторовна!
Даже представить не могла , что такую барышню можно связать ! Замечательная работа !
Валентина, какая очаровательная Барыня! Я в восторге! Умничка!
Спасибо, Вера Андреевна!
Надо же, вязаная барышня! Прелесть какая! И ведерочки вязаные - как мило!
Читайте также: