Сколько сохнет глиняная игрушка
Почему трескаются при сушке изделия из глины?
Какие причины влияют на это? И как разрешить эту проблему?
Сушка глиняных изделий — это один из самых важных этапов в гончарном ремесле. И от того КАК высохнут ваши изделия, зависит и то, как в обжиге поведут себя ваши изделия. Ведь могут быть почти незаметные микротрещины на изделии, а при обжиге они просто превратятся в реальные трещины.
Самые главные, на мой взгляд, причины возникновения трещин при сушке изделий у новичков, это:
- Плохой промин глины, и как результат — образование воздушного пузыря на дне изделия, который впоследствии и разорвет изделие при сушке.
- Стенки изделия получились слишком тонкие по соотношению с толщиной донышка. В итоге стенки уже высохли, а дно еще сырое и толстое. Донышко пытается сузиться (при сушке), но высохший каркас из стенок ему не дает. В результате — образуется s-образная трещина.
Далее, давайте определимся со следующими факторами, которые также сильно влияют на сушку глиняных изделий:
- Время года
- Температура воздуха в помещении
- Влажность в помещении и пр.
Представим, за окном зима, окна — стеклопакеты, батареи — жарят.. В комнате 23-25 градусов, а влажность — всего 25..30 (!!) процентов (можно измерить с помощью специального прибора )
И что? Получается форсированная и неравномерная сушка изделий, а глина этого не любит, особенно жирная глина.
Вы наверное замечали, если сырое изделие поставить на подставку дном вниз, то уже утром верх изделия — светлый (высох), а нижняя часть — темная, влажная. А такого быть не должно — сохнуть изделие должно максимально однородно, и минимум пару-тройку дней, а лучше неделю! Трещины образуются когда каркас (верх высох), начинает сохнуть дно. При сушке размеры сокращаются, вот и дно стремиться сжаться — а не получается: каркас то уже высох, и не дает. Вот дно и рвет «S»-образная трещина.
Летом бы вы такого не получили — влажность около 90..100 проц., горшки сохнут более-менее однородно. А зимой, в квартире — совсем иначе.
Какой выход? Есть шаманский бубен, заклинания. )) — но, надежнее будет разобраться и понять механизм образования трещин в глине при сушке.
Есть неплохие книжки, в которых анализируются подобные проблемы. Но, там применительно к плоским плиткам, у нас — объемные изделия, поэтому чуть сложнее.
Мастера советуют накрывать стеклянными колпаками, бумажными кульками, ставить на гипсовые подставки, накалывать донышко сырого сосуда иголкой (для снятия напряжений) и т.д. и т.д.
Сделав массу экспериментов, перепробовал все варианты, в разных комбинациях (потребовался месяц) оказалось, что все это не очень-то работает.
Я для себя нашел два решения:
- Искусственно замедлять скорость сушки изделий (ставить горшки в прохладное помещение (но без сквозняков), с 80.. 100-проц. влажностью)
- Или, как вариант, довести ситуацию с сушкой до абсурда — искусственно форсировать сушку донышка (изнутри!) сырого изделия.
Как я это делаю: ставлю на гипсовую подставку срезанный горшок (дном вниз), и строительным феном, на минимальной его температуре, круговыми движениями начинаю просушивать донышко (до его посветления). Если при этом образуются микротрещины — просто проминаю их пальцем. И все!
После этого ставлю изделие вместе с подставкой на полку, на досушку. Сохнет за 1-2 дня. Для подстраховки, делаю то, что описано ниже…
Если изделие узкое, высокое, и ко дну не добраться рукой, то также ставлю его на гипсовую подставку и аккуратно оборачиваю сам венчик (верхушка) сосуда черным мусорным пакетом (вроде, 30 литровым — он длиннее). Главное — просто укутать венчик так, чтобы был проход воздуха внутрь, иначе сохнуть будет не равномерно. И, в таком укутанном виде — на полку, сохнуть! Или, на пол — там самая минимальная температура в комнате.
Лучше — держать ваши изделия при сушке подальше от батареи — а то один бок будет быстрее сохнуть, и напряжения в стенках накопятся.
Также я обратил внимание, что в старину почти все гончарные изделия были с узким донышком, чтобы изделие быстрее сохло! Видать и тогда были аналогичные проблемы, а фена строительного под руками не было. -))
Надеюсь, что мой опыт поможет вам избежать проблем с сушкой глиняных изделий.
Желаю вам успехов.
Я подумала, что не помешает рассказать о некоторых нюансах, касающихся сушки изделий. Вспоминаю себя в начале освоение этого замечательного природного материала — глины. Сделала я, допустим, вазочку или тарелочку. А дальше что? оставила сушиться на солнышке свое ненаглядное творение, а через три часа хлоп, а там трещина! Хватаемся за сердце, пьем валерьянку. Занавес!
Конечно, я не открываю Америку. Всю эту информацию можно прочитать в книгах по технологии керамики. Я лишь постараюсь в упрощенной форме отметить самое главное, на что обратить внимание, чтобы дети, которые стараются и лепят свои работы из глины, не потеряли их из-за технологических нюансов. Дети ведь по большей части существа хрупкие. :) И любят получать не просто опыт, а результат. Ссылку на этот материал я планирую ставить в конце каждого следующего мастер-класса по лепке из глины. Следующая публикация уже в процессе. :)
Так как же правильно высушить свою работу?
1. Самое главное, обеспечить равномерное высыхание. Когда изделие из глины сохнет, с поверхности черепка испаряется вода, и изделие уменьшается в размерах (на 10-20%, в процентном соотношении это зависит от глины). Если с одной стороны изделие будет сохнуть быстрее, а с другой медленнее, более влажная сторона не даст сухой стороне "уменьшиться". И будет трещина.
Необходимо выявить слабые места. Слабые, то есть более тонкие (они сохнут быстрее) места, необходимо укутать сухой (не в коем случае не влажной) тряпочкой. На рисунке я обвела тонкие места чашки и блюдца. Думаю, тут все понятно. Аналогичным образом на подобных изделиях вы сможете выявить те места, которые сохнут быстрее.
Нижняя часть сохнет медленнее, чем верхняя. Происходит это потому, что вода всегда течет вниз. :) Поэтому вазочки, чашки и прочее сушат в большинстве случаев в перевернутом виде, вот так:
Самые тонкие части работы необходимо дополнительно укутать сухой тряпочкой. В случае с чашкой — укутать необходимо ручку.
Обеспечить равномерную сушку (не допускать поддува тепла или ветра с одной стороны) поможет сухая тряпочка. Ею необходимо накрыть изделие полностью и убедиться, что нигде не "поддувает". Поверхность, на которой сушится изделие, лучше также нарыть хлопчатобумажной тряпкой.
Не ставьте изделие сушиться на интенсивном солнце или возле батарей отопления.. Наша задача — замедлить высыхание и оградить изделие от неравномерного воздействия окружающей среды. :) Под колпак его, родимое.
Если глина (по вашему опыту) сильно склонна к треску, необходимо сушить изделие очень медленно. То есть сверху тряпки (только сухой) прикрыть полиэтиленом и поставить в темное место. Периодически разворачивать работу и менять тряпку на сухую (т.к. эта будет увлажняться за счет испарения воды, и изделие может заплесневеть). Как правило, с глиной производственного происхождения проблем куда меньше. Если же вы берете глину из богатых залежей возле дома или реки и готовите ее сами, правильная сушка может спасти вашу работу.
Если же вы не хотите работу сушить, а планируете доделать позже, поступаем так: заворачиваем в тонкую сухую тряпку и в пакет, герметично. Желательно убрать в темное прохладное место (холодильник, например) и не очень затягивать с доработкой. Если глина или изделие заплесневело, выбрасывать глину не нужно. Это органика, которая в печи при обжиге сгорит. Органика улучшает свойства и пластичность глины.
Буду рада, если в комментариях появится дополнительная информация, которую я, возможно, упустила. Особенно, если она поможет только встающим на этот интересный путь.
Начнем с того, как же приготовить глину.
Наверняка, кто-то из вас хранит дома брусочек задубевшей "Голубой кудесницы". Купили в магазине, принесли домой, а она немного твердовата и в руках застыла до состояния, далекого от пластичности. :)
Как же быть с этим милым и теплым кирпичиком? Пусть полежит до лучших времен. авось сгодится?
У меня такого добра нет, но кусочек высохшей глины все же нашелся:
Сразу оговорюсь, приготовить глину можно несколькими способами. Я опишу, на мой взгляд, более понятный способ.
1. Если ваш кусочек глины не совсем высох, советую положить его на батарею без пленки и высушить основательно. День на батарее и кусок размером с кирпич и меньше будет вполне себе сух. Затем находим емкость и заливаем его водой.
Мне во всем помогали ручки сына. Лезли везде и всюду и даже подготовили для урока красивый фон!
2. Обязательно прислушайтесь. Да-да! Поднесите ухо поближе к глине, которая впитывеает воду. Вы услышите много интересного. Это звуки доисторических лесов. глина расскажет о себе тем, кто захочет ее послушать.
Ждать нужно, пока глина не впитает в себя всю воду и не осядет (помните, что это осадочная порода?) на дно ровным слоем. Сколько уйдет на это времени, не скажу. но несколько часов, скорее всего.
Красиво? То ли еще будет!
3. Сливаем воду. На дне остается кашица из глины, по консистенции напоминающая сметану. Такая глина называется шликер. Запоминаем это название — оно нам очень пригодится в будущем. Глина продолжает рассказывать свои были и небыли.
4. Выливаем наше богатство на тряпку, сложенную в несколько слоев. Тряпка должна быть мягкой, хлопковой. В идеале старая наволочка или футболка. Формируем бортики, чтобы не расползлась сметанка.
5. Ждем. Периодически проверяем. Глина должна стать по консистенции чуть мягче, чем когда из нее комфортно лепить. Смотрите по обстановке. Чем теплее и суше в помещении, тем быстрее она подойдет. У меня приготовилась за восемь часов. Дома тепло и чуть влажно. С краев подсыхает быстрее, если не уверены что вернетесь вовремя, прикройте края тряпкой. Я же говорила, интуитивно! :) Если пересушите, см. пункт первый.
Делать этот круговорот можно бесконечное количество раз. Правда, глины каждый раз будет становиться чуть меньше.
И еще, если глина чуть подсохла, то есть, из нее можно лепить, но она трескается, смочите руки водой обильно и промните ее до высыхания рук. Сначала может показаться что вода с рук никогда не впитается в глину, но скоро вы убедитесь, что это не так. Глина станет мягкой и трещинки волшебным образом уйдут! :)
6. Не забудьте герметично упаковать мягкую глину. Лепите с удовольствием!
Сушка глины — ответственный процесс, сопровождающийся изменением веса изделия и его размеров, а при неблагоприятных условиях могут возникать дефекты.
Вообще при сушке образуются дефекты двух типов — деформация (коробление) и трещины. Они происходят, когда напряжения в изделии превышают предел прочности. Если материал обладает пластичностью (способен гнуться и тянуться без разрушения), при критичных напряжениях изделие деформируется. Существенно, что пластичностью обладает не только влажная глина при формовании, но и подсыхающая при сушке и уже сухая при обжиге — значит, деформации могут возникать и при сушке, и при обжиге.
Если материал обладает недостаточной пластичностью, но в нем возникают критичные напряжения — образуются трещины.
В свою очередь, напряжения вызываются внешними механическими воздействиями (при давлении на изделие), или при чересчур быстром нагреве и охлаждении, или из-за неравномерной усадки (усадкой называют усыхание образца, его уменьшение в размере).
Итак, в процессе сушки из полуфабриката удаляется влага. На первой стадии сушки удаляется вода, располагающаяся между частицами глины, которые при этом сближаются, пока не войдут в контакт друг с другом. Эта стадия сопровождается большой усадкой, ведь прослойка воды между частицами может быть толстой (в случае со шликером, кстати, именно эта прослойка обеспечивает текучесть массе) или тонкой (как у пластичных масс, частицы скользят относительно друг друга с некоторым сопротивлением). Первая стадия наиболее ответственна, проводится медленно, следят за однородностью влажности.
На второй стадии сушки удаляется вода из пор, образовавшихся между плотно соприкасающимися частицами. Тут усадка почти не наблюдается. Важно досушить изделие перед обжигом, чтобы не оставалось воды в порах, которая при испарении и выходе из объема полуфабриката при обжиге может разорвать изделие.
И в заключение — очевидно, что при сушке керамики вода испаряется с поверхности изделия. Когда внешний поверхностный слой подсыхает, он стремится сжаться, если внутренние слои при этом остаются сырыми, они препятствуют сжатию внешних слоев. Возникают напряжения. Во избежании этого, необходимо сушить изделие медленно — после того как чуть-чуть подсохнет поверхность, необходимо накрыть изделие пленкой и выждать когда влажность всего образца выровняется — внешний подсушенный слой будет вбирать в себя воду от внутренних влажных слоев. Затем можно опять снять пленку и дать подсохнуть поверхности еще и так далее. Обычно глиняные изделия просто сушат медленно, накрывая влажной тряпкой или пакетом или колпаком.
Гончарное ремесло является целью и делом всей жизни для многих, независимо от их опыта и навыков. Пока одни мастера создают десятки идентичных изделий, другие пытаются создавать настоящие произведения искусства. Это никак не связанно с возрастом, полом или национальностью — гончарное дело существует тысячи лет, и имеет признаки присутствия практически во всех уголках мира.
Несмотря на всю культурные отличия и разнообразие техник обработки глины, каждый мастер в своей жизни сталкивается с необходимостью превращения заготовки в изделие. Этот процесс подразумевает обжиг глины при высоких температурах, что позволяет превратить мягкий и податливый материал в твёрдую и долговечную керамику.
Если вы еще лишь начинаете свой путь, или же имеете опыт в работе с глиной, но до сих пор самостоятельно не занимались обжигом керамики — мы познакомим вас со всем необходимым для понимания этого процесса. Также эта информация может стать отличным напоминанием для опытных мастеров, которые занимаются росписью керамики, и регулярно сталкиваются с уже пригодными для использования изделиями.
Технологии сушки глины и их разновидности
Знакомство с термической обработкой глиняных изделий нужно начинать с изучения принципов и технологий сушки и обжига. Так вы сможете не просто познакомиться с различными техниками, но и лучше понять основные принципы работы с глиной.
Скорее всего вы уже знаете что из себя представляет этот материал, и почему именно его выбрали для создания посуды и предметов быта тысячи лет назад.
Но стоит напомнить основные преимущества глины:
- Доступность материала практически в любом уголке мира.
- Простота приготовления смеси для лепки.
- Простота обработки материала вручную, или механически.
Именно благодаря повсеместной доступности глине удалось полностью изменить развитие цивилизации, ведь различные посудины и ёмкости дали массивный толчок развитию торговли в мире. Это же в свою очередь повлекло ещё больший спрос на керамические изделия, при этом многие начали использовать их не только по прямому назначению, но и как элементы декора и культуры.
Но возникает резонный вопрос — каким образом мягкая глина превращается в твердую и звонкую керамику, и возможен ли подобный результат в домашних условиях.
Всё это стало возможным благодаря термической обработке заготовок, при этом температура, необходимая для превращения глины в керамику, достигает 1000 градусов. Именно в таком режиме происходит изменение кристаллической решетки материала, и мягкая глина становится твёрдой и долговечной.
Но всё ли так просто, и какие есть особенности при термообработке, влияющие на процесс? Сейчас во всём разберемся, и начнём с технологий обжига.
Влажность только что законченных изделий чаще всего варьируется в пределах 15-20%, и это достаточно много. Именно поэтому технология обжига подразумевает предварительную сушку заготовок, позволяющую снизить процент влаги до ~5%. На этом этапе испаряется именно свободная влага, которая находится в межслойном пространстве. Её концентрация переменчива, и варьируется на каждом участке готового изделия исходя из химического состава. Именно из-за этого влага не может испаряться мгновенно, и требует до 48 часов пассивной сушки, в зависимости от размеров изделия.
После этого можно приступать к окончательному обжигу заготовок, который также длится достаточно долго, несмотря на высокие температуры.
Весь процесс разделяют на 3 стадии:
- Удаление воды с поверхности.
- Стадия сближения частиц на молекулярном уровне.
- Стадия удаления влаги из пор.
На каждом этапе расстояния между твёрдыми частицами сокращается, что постепенно увеличивает плотность материала, делает его легче и твёрже. Побочным эффектом является частичное или полное изменение окраса заготовки.
Почему заготовки лопаются и деформируются?
На этапе сушки и обжига обязательно происходит усадка изделия, ведь при удалении влаги размеры изделия в среднем уменьшаются приблизительно на 9-10%. Неужели это никак не сказывается на целостности? Ещё как сказывается, ведь деформированное или лопнувшее изделие является обыденностью для мастера гончарного дела. Именно количество брака для многих мастеров является основным способом оценки умений и навыков гончара. Но почему заготовки лопают и имеют деформацию?
Причины и особенности каждого типа деформаций:
- Коробление — не самое страшное, что может случиться с заготовкой на этапе сушки, тем не менее деформация также является критическим фактором для изделия. Возникает этот эффект именно из-за неравномерного испарения влаги, поскольку, в зависимости от выбранного состава глины, включения молекул воды располагаются в разном количестве в разных местах. В процессе удаления воды материал усаживается и стягивается, при этом неравномерность приводит к короблению заготовки из-за разности напряжения в самом материале.ы
- Трещины — причина возникновения трещин, или же полного разрушения заготовки, абсолютно не отличается от причин коробления изделий. Фактически, трещина является причиной чрезмерно быстрого испарения влаги из заготовки, когда материал не успевает усаживаться равномерно, и в результате появляются разрывы. Подобные дефекты возникают при обжиге или сушке заготовок повышенной влажности, или же от неравномерного смешивания глины перед началом лепки.
Последствия обоих дефектов в некоторых случаях не являются критическими, к примеру некоторые трещины можно попросту замазать жидкой глиной, и повторно обжечь. В случае с короблением всё не так просто, тем не менее некоторые изделия принимают необычный внешний вид, придающий изюминку изделию.
Можно ли сушить изделия в домашних условиях? Конечно же, многих новичков волнует этот вопрос, ведь покупка муфельной печи на первых этапах — практически непреодолимая цель. Технически первичную сушку можно реализовать прямо в кухонной духовке, но не стоит преувеличивать, это не идеальное решение. Удалить влагу вы сможете, но превратить глину в керамику вам точно не удастся.
Все это невозможно именно из-за низких температур, ведь обычная духовка максимально раскаляется лишь при 300 градусов, в то время как муфельная печь работает при температуре более 1000 градусов Цельсия. Именно поэтому, если вы ещё не готовы к покупке дорогих муфельных печей, наша студия росписи керамики предлагает все необходимое для знакомства с керамическими изделиями. Качественные заготовки, профессиональные мастер-классы и полное обеспечение материалами и инструментом позволит освоить роспись на высшем уровне.
Читайте также: