Сергиево посадская игрушка матрешка
Наш город, Сергиев Посад – родина русской матрёшки. Именно здесь более сотни лет назад художник С.В.Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой нашего города, да и всей России!
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы загорские матрешки
Всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши
Троице-Сергиев монастырь, расположенный в Сергиевом Посаде, был центром художественных ремёсел Московской Руси. По преданию сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, резал игрушки и одаривал ими детей. Промысел художественной обработки дерева существовал здесь с XVI века, игрушки, сделанные народными умельцами, забавляли ещё русских царевичей. Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом. Богомольцы, стекавшиеся в лавру со всех концов России, покупали здесь игрушки для своих детей. Среди игрушек царских детей также были деревянные троицкие («потешные возки» с конями, братинки, «красные» ложки). Их покупали в Сергиевом Посаде, когда на Богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари.
Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, и в 1891 году в Сергиевом Посаде была открыта учебно-показательная мастерская игрушек. Интересно, что болванки для сергиевских матрешек поначалу привозили из Подольска, а расписывали их местные иконописцы.
Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой, привезённой с о. Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на острове Хонсю русский монах.
Матрёшка, выточенная В.П. Звёздочкиным и считается первой русской матрёшкой. Она участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Завоевала признание, и с тех пор началось её стремительное шествование по всему миру (на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки).
Своё место первая матрёшка заняла в Музее игрушек, созданном Бертраном Н.Д. Собирать свою коллекцию он начал ещё в 1910 г., а в 1931 г музей был переведен из Москвы в Сергиев Посад (тогда это был г. Загорск). И постепенно матрёшка становится настоящим русским символом!
Музей игрушки в г. Сергиев посад
В нашем городе фабрика матрешек была основана еще в 1904 году. На рубеже 20-х и в начале 30-х годов прошлого столетия Сергиев Посад был крупнейшим центром по производству игрушек в России. Здесь существовало около 18 игрушечных артелей, а потом на их базе создалось несколько предприятий по производству игрушки и единственное в России учебное заведение, выпускающее дизайнеров игрушки. Здесь находился единственный в стране НИИ игрушек. Матрёшка получила фирменное название «Загорская» (после революции Сергиев Посад переименовали в Загорск). Её до сих пор по привычке так называют, а отличает эту матрешку от других особый внешний вид. Красят ее гуашью и покрывают лаком. Нос изображается двумя точками, губы — тремя. У загорской куклы из-под платка выглядывают две пряди волос, сарафан прикрыт передником, расписанным некрупным горохом или цветами. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.
Загорская артель имени Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1960 году была организована в «Загорскую фабрика игрушек №1». Просущетвовав в таком виде более 30 лет фабрика была приватизирована в 1992 году, на сегодня у нее полное название ЗАО "Художественные изделия и игрушки". Но матрешка так и осталась Загорской, не смотря на то, что 23 сентября 1991 года нашему городу вернули историческое имя Сергиев Посад.
Появление названия «Матрёшка» связывают с женским именем Матрёна. Всем известно, что Матрёна - это любимое женское имя крестьян (в переводе с латыни имя означает «мать»). Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. По другой версии - от имени Маша, Маня, Матрешенька.
Современный Сергиев Посад достаточно большой город, в нем проживает больше 100 тыс. человек, очень много людей профессионально занимаются росписью матрешек, и каждый художник имеет свой стиль, свою манеру росписи. Конечно, многие рисуют матрешки для массовой продажи, тут трудно говорить о художественном уровне матрешек, но существует целый слой любительских и профессиональных художников, создающих настоящие произведения искусства.
Матрешка – забавная расписная игрушка с милым личиком. Она считается национальным сувениром, поэтому ее охотно покупают иностранные туристы и наши сограждане. Многие думают, что матрешка существует чуть ли не со времен древней Руси, но на самом деле это не так, и история этой игрушки имеет весьма оригинальное развитие.
Где и кто изобрел?
Деревянная куколка с привычной для нас росписью и краснощеким лицом появилась не так уж давно. Не стоит приписывать ей солидный возраст и искать истоки корней у древних славян. Известно, что первую матрешку сделали в 1890-х годах. Рождение игрушки связывают с популярностью русского стиля и интересом к народной культуре. Забавная куколка изначально должна была демонстрировать традиционные наряды жителей различных губерний, однако она многим полюбилась, что и привело к дальнейшему развитию промысла.
Родина прототипа матрешки – Япония. Многие бы никогда не подумали об этом, но именно в восточной стране очень давно было принято делать кукол-неваляшек и разъемные деревянные фигурки.
Однако эти игрушки имели другой облик и были совсем не похожи на улыбчивую крестьянскую девушку.
Одна из них изображала мудреца по имени Дарума. Считалось, что он помогает в исполнении желаний и приносит счастье. Японцы до сих пор используют такие фигурки, устанавливая их на домашнем алтаре.
Также есть мнение, что предшественника матрешки создал беглый русский монах, поселившийся на острове Хонсю. За основу он взял фигурку бога по имени Фукурокудзю, который обычно изображается в виде благообразного старца с посохом или веером. Игрушка имела грушевидную форму, а внутри содержала еще несколько куколок, олицетворяющих других божеств. Считается, что такую фигурку однажды привезли в усадьбу Мамонтова, и именно с этого момента начинается история матрешки в России.
В гостях у известного мецената оказался художник Малютин, который заинтересовался диковинкой и вдохновился на создание собственного эскиза. Деревянные формы поручили выточить мастеру Звездочкину. С появлением куколки само собой пришло имя – Матрена, оно было одним из наиболее распространенных и популярных на Руси. Некоторые исследователи считают, что художник никакого отношения к происхождению матрешки не имеет, а игрушку для детей придумал и сделал именно Звездочкин.
Несмотря на то что история выглядит немного туманной, та самая фигурка хорошо сохранилась и находится в музее Сергиева Посада.
Описание первой матрешки
Куколку изготовили в мастерской, специализирующейся на игрушках, на изделии можно найти штамп с названием «Детское воспитание». Игрушка состояла из восьми фигурок, помещающихся внутри самой большой из них. У нее улыбчивое и краснощекое лицо крестьянской девушки, и одета она в традиционном стиле: спереди у нее повязан передник, на голове – нарядный платок с цветастым узором. В руках она держит черного петуха.
Другие фигурки выполнены в таком же стиле. Они изображают девушек в русской крестьянской одежде, две из них держат в руках каравай и серп. Есть в этом семействе и младший братец – мальчик в красной расписной рубахе. А самая маленькая фигурка – младенец в пеленках.
Развитие до наших дней
Сергиево-Посадская матрешка быстро стала популярной. Ассортимент расширялся, и куклы уже изображали не только румяных девушек, но и пастушков, женихов и невест, дедушек и бабушек. Появлялись и тематические серии. Например, такие:
- к 100-летнему юбилею Гоголя – фигурки были выполнены в виде героев произведений этого писателя;
- к столетию с окончания Отечественной войны 1812 года – самые большие матрешки были с лицами главных полководцев (Кутузова и Наполеона), а внутри помещались их подчиненные;
- в честь сказок: «Конек-Горбунок», «Жар-Птица», «Репка» – куколки изображали всем известных персонажей.
Матрешки стали настолько популярны, что их даже пытались подделывать за границей, а в России тем временем появилось несколько разных направлений.
В каждом регионе делали свои оригинальные изделия, которые можно было опознать по особенностям росписи.
Семеновские
Эти матрешки родом из Нижегородской области. Им присущи определенные черты, которые прослеживаются как в форме, так и в рисунке:
- куклу делали из липы, осины или березы, вытачивая ее на специальном станке, основание при этом получалось немного зауженным у низа;
- затем дерево грунтовали картофельным клейстером, чтобы материал не впитывал краску, а готовое изделие имело приятный блеск;
- после этого вырисовывали черты лица и одежду, одна из характерных особенностей семеновских игрушек – кайма на платке, украшенная цветочными бутонами.
Традиции росписи закладывались потомственными мастерами Майоровыми, которые адаптировали народные мотивы древней Руси. В качестве декоративных элементов присутствовали различные цветы: розы и колокольчики, колоски и травы. Для росписи использовались оттенки желтого, красного, зеленого, фиолетового, малинового. В завершение игрушку покрывали лаком.
Характерная черта семеновских матрешек – они многоместные, могут состоять из 15–18 фигурок. Также именно здесь была изготовлена самая большая игрушка высотой 1 метр. Она включала 72 куклы.
Загорские
Они напоминают самую первую матрешку – такие же круглобокие, с устойчивой формой. Роспись лица довольно простая: две пряди волос под платком, нос в виде двух точек и губки бантиком. Одета кукла традиционно – в сарафан с передником. Наряд украшен незамысловатым растительно-цветочным орнаментом.
Полхов-Майданские
Эти игрушки – соседки семеновских, они тоже происходят из Нижегородской области. Процесс создания у них похож на начальных этапах, но роспись при этом отличается. На лице из-под платка видны завитки волос, передник имеет овальную форму, а не прямоугольную, и украшен цветочным узором. Орнамент может включать георгины, яркие розы, нежные колокольчики, дикий шиповник. Кроме того, эти матрешки имеют более стройный силуэт в отличие от своих соседок.
Вятские
На севере России тоже делали свои игрушки и украшали их особым способом. Техника инкрустации соломкой придает матрешкам оригинальный вид. Сама роспись оставалась традиционной: милое личико, платок и сарафан с передником, но поверх краски наносили дополнительный декор. Из соломенных элементов выкладывали цветы на переднике, окантовку и другие детали. Распространение такие игрушки получили позже других – в 60-х годах прошлого века.
Современные
Изменения в стране сказались и на дальнейшем развитии матрешки. Перестройка не только вызвала растущий интерес к русской культуре, но и дала возможность открывать небольшие мастерские, не зависящие от государства. Умельцы снова могли свободно продавать свои изделия, многие художники охотно воспользовались этим.
Современные игрушки очень разные по стилю, но можно выделить несколько наиболее популярных направлений.
- Политические. Изображают известных деятелей разных эпох: как отечественных, так и зарубежных. Рисунки выполняются в реалистичном стиле или в виде шаржей – с чертами, преувеличенными для комичного эффекта.
- Со звездами. Как и политические, являются портретными, только изображают в этом случае разных знаменитостей. Можно встретить фигурки с лицами звезд эстрады и кино, футболистов или гонщиков.
- В традиционном стиле. Напоминают первых русских матрешек, фактически это подражание известным видам росписи. Куклы представляют крестьянских девушек или семью – мать с детьми.
- Сказочные. Знакомые с детства истории нередко вдохновляют художников. На фигурках может присутствовать целый сюжет с последовательным развитием событий или же отдельные персонажи.
- Архитектурные. Матрешек украшают изображениями старинных зданий. Это могут быть архитектурные памятники из разных городов, церкви и соборы.
Сюжетом для росписи может стать что угодно – современное искусство не ставит ограничений, позволяя художникам творить так, как они видят.
Процесс изготовления
Чтобы игрушка получилась красивой, нужно правильно подобрать основу. Чаще всего используют древесину липы: она хорошо поддается обработке и довольно пластична. Иногда также применяют ольху или березу. Дерево нужно как следует просушить, чтобы оно стало пригодным для работы.
Процесс создания заготовок включает несколько этапов:
- начинают с самой маленькой фигурки;
- затем делают следующую: сначала вытачивается цельная форма, после чего ее разрезают пополам и удаляют древесину, чтобы внутри могла поместиться первая куколка;
- этапы повторяются нужное число раз в зависимости от количества фигурок.
Игрушки просушивают и полируют, а затем приступают к росписи. Художник может использовать разные типы красок: акварель, масло, темперу, гуашь. Многие мастера отдают предпочтение именно последней, следуя традиции.
Матрешки стали неотъемлемой частью культуры, но история этой игрушки не застыла во времени, она продолжает развиваться. Появляются новые стили и сюжеты для росписи, новые формы: от миниатюрных до гигантских. Матрешка вошла и в цифровой мир – с 2020 года ее включили в число символов эмодзи – смайликов, используемых в интернете.
На фабрике в городе Семенове, находящемся в 70 километрах от Нижнего Новгорода, изготавливают известных во всем мире матрешек. Посредством популярного русского сувенира семеновская роспись сделалась национальным культурным достоянием. А местом рождения ее стало село Мериново, неподалеку от Семенова. О том, как возникла семеновская матрешка и роспись, о сегодняшнем положении ремесла, а кроме того, о специфичности техники росписи — мы рассказываем в нашей статье.
Особенности росписи
Семеновская матрешка выделяется среди остальных тем, что она многоместная и включает в себя 15-18 различающихся по окраске фигурок. Эта матрешка с цветочным платьем и расписным платком. Расписывают семеновскую матрешку, не следуя определенным правилам.
Основой семеновской росписи являются красочные, выразительные, большие цветы, которые увенчивают ягоды рябины, банты, точки и мелкий цветочек. Зачастую матрешку из Семенова сопоставляют с сергиевской: они схожи, но разукрашенные изделия из Семенова более орнаментированны.
Мастера Нижнего Новгорода ориентировались на так называемые травные древнерусские орнаменты.
Для матрешки семеновской росписи свойственны:
- значительный объем незакрашенной древесины;
- передник куклы, на котором нарисованы большие цветы;
- синий, желтый и красный – цветовое доминирование которых должно гармонично вписаться в оформление платка, фартука матрешки, сарафана;
- асимметричность местоположения букета на фартуке с незначительным смещением в правую сторону;
- токарная обработка, при которой матрешка получается более статная (по сравнению с сергиевской), со сравнительно тонким верхом.
До 1953 года семеновские матрешки находились в тени загорских и сергиевских, однако первый раз попав за границу, они стали составлять конкуренцию более известным образцам. И соперничество было выгодным — красочное, колоритное исполнение семеновской росписи помогало матрешкам увеличить потребительский спрос.
История возникновения
Семеновская матрешка и мериновская — это то же самое? Ученые, занимающиеся исследованиями в области истории искусства, до сих пор спорят и к единому решению не пришли. Но то, что это аналогичные промыслы, несомненно.
Матрена потрясла всех на Всемирной Парижской выставке 1900 года. Мастерам народных художественных промыслов стала сильно интересна эта игрушка. В России сформировался ряд центров для ее производства. Одним из них стал маленький городишко Семенов, располагающийся в 70 километрах от Н. Новгорода.
В глухом нижегородском лесном Заволжье располагалось поселение староверов, которое затем стало городом. Он славился росписью по дереву, которая называется «золотой хохломой».
Позднее, приблизительно в 1924 г., в Семенове стали точить из древесины и расписывать куклу, которая стала называться семеновской матрешкой, поскольку она разнится с полховско-майданской и загорской.
Село Мериново располагается в 8 километрах от Семенова. Отпрыском токаря А. Валгина была привезена из Сергиева Посада деревянная кукла (мужик с усами и бородой), выкрашенная в салатовый цвет. Мастер сразу же принял решение выточить куклу, состоящую из 2 элементов, вставляющихся, как пасхальные яйчата, один в другой. Так началось рождение семеновской матрешки. Поначалу она была выкрашена в пурпурный цвет, потом токарь изготовил лысого, усатого и бородатого мужичка и солидного мужчину в шляпе и пальто.
Однако реально прославила семеновскую матрешку и определила ее образ семья мастера А. Майорова. История ее такая. Мастер, посетив Н. Новгород, привез с ярмарки нераскрашенную деревянную куклу-болванку. Его дочь Люба посредством пера гуся нанесла на нее все контуры, а после раскрасила кисточкой анилиновыми красителями. На голове она нарисовала русский кокошник, а в середине разместила ярко-алый цветок, схожий с ромашкой. Фактически дочь Арсения превратила обыкновенную пустотелую куклу с ярмарки в великий русский символ. Именно в такой манере и стали в дальнейшем расписывать семеновскую матрешку.
Городская матрешка
Из села кукла перебирается в город Семенов. Судовладелец и биржевик Д. В. Сироткин основывает школу художественной обработки древесины (ШХОД). Ее возглавляет профессиональный художник, мастер художественных промыслов Г. П. Матвеев. В 1925 г. начинает функционировать матрешечная артель, в которой трудятся выпускники ШХОД. Артель первое время объединяла не больше 20 человек, главным образом надомников. Потом на базе артели образовываются общественные мастерские. Возрастает производство матрешек. В 1929 г. артель мастеров-игрушечников становится независимой. В 1932 г. она стала называться художественной фабрикой «Семеновская роспись».
Немало матрен изготовлено с того времени, но есть единственная, которую никто еще не превзошел. В 1970 г. изготовили заволжскую красавицу метровой высоты, диаметром 0,5 метра и толщиной стенок 0.5-0.6 миллиметров, включающую в себя 72 куклы. Масса этой матрешки приблизительно 30 килограммов. Художницам по росписи пришлось очень непросто. Ее занесли в Книгу рекордов Гиннеса, и сегодня она пребывает в Германии. Это не высшая точка для наших мастеров. Из страны восходящего солнца пришла заявка на заволжскую красавицу высотой 180 сантиметров.
Семеновские мастера ее изготовят, после того как отыщут подобающее ровненькое дерево.
Матрешки в современном мире
В настоящий момент семеновская фабрика под наименованием ООО «Торговый Дом Семеновская роспись» (название ее частенько менялось вследствие частых преобразований) с успехом функционирует и изготавливает, наряду с разнообразной продукцией, большой ассортиментный выбор матрешек. Дизайнеры и художники этой фабрики создали довольно много неординарных, зачастую занятных матрешек.
В образе современной деревянной игрушки, любовно названной матрешкой, сегодня улавливаются черты хохломской, мериновской и федосеевской народных росписей. Матрешки, изготавливаемые на ООО «Торговый Дом Семеновская роспись», расходятся по разным частям света – в ОАЭ, Англию, Германию, Францию, Канаду и так далее.
Мастера прославленной фабрики сделали большим преимуществом акцент на экологичной продукции: используются качественная древесина (береза и липа), анилин, гуашь, безвредный, имеющий сертификат лак. Необходимо обозначить, что лак является важнейшим элементом матрешки, для семеновской фабрики его производят по специальному заказу. Вследствие чего семеновские матрешки приобретают особенный блеск, насыщенную и приятную на ощупь текстуру.
В 2017 г. тут открыли музей матрешки и традиционной игрушки. В музее присутствуют классические образцы, демонстрирующие, как виртуозна семеновская роспись, а также буклетная матрешка и сувениры, новогодняя продукция. Можно здесь приобрести пенал, авторучку, ваньку-встаньку, сувенирную композицию «Теремок» и так далее.
Русская матрешка является настоящим чудом света. Настоящим – по той причине, что была, есть и останется произведением рук человека. Чудо света – потому что чудесным образом игрушечный символ нашей страны путешествует по всей планете, и для него не существует границ.
Исторически значимые промыслы, оттачиваемые годами, должны пребывать не только в архивах и коллекциях музеев. По этой причине все больше в нашей стране открывается детских кружков и студий, нацеленных на обучение детей традиционной росписи по дереву. И это существенный вклад в сохранение и распространение народных художественных традиций.
Город Сергиев Посад называют столицей русской игрушки. А все потому, что с момента основания, город населяли кустари, художники и резчики. Здесь около ста лет назад родилась первая русская кукла – матрешка, которая в1900 году поехала на всемирную выставку в Париж, став образом быта и промысла всей России.
Согласно историческим фактам, первая русская матрешка носила черную косынку с цветами, рубаху бирюзового оттенка, народный сарафан и передник, а в руках у нее была черная курочка – символ достатка и благополучия на Руси, а узоры на одежде соответствовали костюмам того времени. Контур у матрешки был нанесен с помощью выжигательного аппарата, именно в такой манере выполняются реплики первых русских матрешек и сейчас.
Чтобы отличить настоящую Сергиево-Посадскую матрешку, нужно обратить свое внимание на технику росписи, выполненную без выжигания, полностью покрывающую всю деревянную форму цветом, и украшенную характерным узором, называемым «тычок», который создают с помощью штампов различного диаметра, где последним этапом является тонкий контур, наносимый тушью. Именно эти стилистические особенности отражают изящность игрушки и показывают всю сложность и мастерство художника; Вторым критерием для традиционной матрешки является цветовая гамма, состоящая не более, чем из 4-5 ярких и контрастных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и тд); В-третьих, немаловажен сюжет. Матрешка символизирует семью, а потому имеет несколько персонажей в наборе, связанных между собой тематически. Для примера: у главной матрешки в руках изображена курочка, у последующих будет отражен сельский быт (в руках корзинка с яйцами, зерно, серп и прочее, необходимое в хозяйстве); Завершением будет лаковое покрытие игрушки, в частности, глянцевое, равномерное, с определенным блеском. Матовое покрытие также равномерное, достаточно приятное на ощупь.
Туристические услуги:
На предприятии ООО «Посадская матрешка» организованы как групповые (до 20 чел.), так и индивидуальные экскурсии по производству и музею промысла, проводятся групповые и индивидуальные мастер-классы.
При предприятии действует розничный магазин, в котором есть возможность безналичного расчета при помощи банковских карт.
Транспортная доступность предприятия:
Добраться до Сергиева Посада от Москвы можно электричкой или автобусом №388 от автостанции у метро ВДНХ, далее от ж/д и автовокзалов в Сергиевом Посаде – пешком.
К сожалению, выделенной стоянки для личного автотранспорта около предприятия нет.
Возможности питания и размещения туристов:
В городе есть все необходимое для полноценного отдыха: постоянно развивающаяся сеть гостиниц, ресторанов и кафе позволяет всегда радушно и хлебосольно принимать большое количество гостей.
Официальный сайт и ссылки на страницы ООО "Посадская матрёшка" в социальных сетях:
Матрешка — одна из самых узнаваемых кукол в мире. Румяная нарядная красавица с цветастым платком на голове олицетворяет широту русской души и подчеркивает выразительность национального характера. С чего началась история матрешки, почему ее так назвали и как мастера создают «куклу с секретом», читайте в нашем материале.
История промысла
Документальных свидетельств о происхождении матрешки, увы, не осталось. Согласно одной из версий, эта игрушка пришла к нам из Японии. Она состояла из семи фигурок, которые вкладывались одна в другую, — каждая представляла японское божество.
Почему ее назвали матрешкой? Исследователи считают, что это название происходит от распространенного в те времена женского имени Матрена.
Всемирное признание матрешка получила на выставке в Париже в 1900 году. Она настолько понравилась жюри, что даже удостоилась бронзовой медали. В то время русская культура как раз была в тренде.
Четыре года спустя мастерская Мамонтовых частично была распродана, а некоторые образцы ее игрушечного ассортимента попали в Сергиев Посад. Там существовала Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства, которая выкупила образцы и, начиная с 1904 года, матрешку стали изготавливать в Подмосковье.
В 20-х-30-х годах производство матрешек стало поточным, начали появляться артели. Именно тогда сложился тот образ матрешки, который мы привыкли видеть и сейчас. Это улыбающаяся крестьянка в традиционном костюме. Из цветов в росписи использовались синий, белый, красный и желтый. Иногда матрешки изображали исторических или литературных персонажей.
В XX–XXI веках центры матрешечного производства начали появляться и в других городах: в подмосковном Подольске, в городах Семеново и Городец Нижегородского края, селе Полховский Майдан и Вятском крае.
Как изготавливают Посадскую матрешку
Технология изготовления матрешки за более чем 100 лет почти не изменилась. Куклы делают в основном из мягкой липы, реже — из ольхи или березы. Дерево обтачивают и шкурят, а потом просушивают. Причем сушить брусья нужно не меньше полутора лет!
Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу делают первой. Внутри она не полая, поэтому изготовить ее проще всего. Когда она готова, мастер приступает к следующей фигурке. Он обрабатывает и разрезает заготовку нужной высоты на верхнюю и нижнюю части, а затем удаляет древесину изнутри обеих частей так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Этот процесс повторяется несколько раз для кукол большего размера.
Мастер должен обладать идеальным глазомером: если он совершит хоть одно неверное движение, работу придется начинать сначала. Кроме того, токарь должен уметь с точностью до миллиметра рассчитать пропорции, чтобы матрешки могли помещаться одна в другую и не болтаться.
Из токарной мастерской куклы отправляются к художникам на роспись. Сначала они делают карандашные наброски, а после — используют краски. Сергиево-Посадская манера росписи считается традиционной. Матрешку расписывают смесью клея ПВА, гуаши и темперы, а затем покрывают лаком.
Нос матрешки изображают двумя точками, а рот — тремя. Из-под платка выглядывают две пряди волос. Сарафан прикрыт передником в горошек или цветок. В руках матрешка может держать корзину, узелок или петуха. Линии лица и одежды обведены черным контуром.
Выставка «Музей русской матрешки» в музейном комплексе «Конный двор» Сергиева Посада
В Сергиево-Посадском музее находится одно из лучших собраний матрешек из разных уголков России. На выставке вы увидите экспонаты XX–XXI веков из собрания музея и частных коллекций, а также авторские игрушки. Это работы профессиональных художников и народных мастеров всех традиционных центров производства матрешки.
Выставка работает со среды по воскресенье, с 10:00 до 18:00 (в пятницу — с 10:00 до 17:00).
Игрушечная мастерская «Город мастеров»
«Город Мастеров» представляет собой художественную артель, подобную производственным объединениям 20-30-х годов прошлого века. Здесь жители и гости Сергиева Посада получают возможность не только увидеть процесс росписи матрешки, но и самостоятельно поучаствовать в нем.
Авторы проекта постарались полностью воссоздать весь цикл производства игрушки, от старинного токарного станка и деревянной «болванки» до готового сувенира ручной работы.
Читайте также: