Самые дорогие фарфоровые игрушки
Советский период был эпохой массового выпуска изделий из фарфора. В это время функционировало много профильных предприятий в разных концах страны, и качество выпускаемой продукции смогло потеснить даже известных зарубежных производителей. Коллекционировать статуэтки СССР из фарфора начали ещё тогда, а в новом столетии охота за самыми дорогими и редкими экземплярами вышла на новый виток. Сейчас подобные коллекции доходят в цене до десятков тысяч долларов, поэтому являются прекрасным методом инвестирования. С исторической точки зрения они тоже становятся только ценнее как предметы быта уникальной страны, которой уже нет.
История
Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.
Становление отрасли в СССР
Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.
Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.
Периодизация
Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:
- индустриализация (1927);
- коллективизация (1929);
- культурная революция (1929-1930).
Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.
В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.
В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.
Особенности
У фарфоровых статуэток советского периода есть уникальные черты, которые выделяют их среди других производителей:
- Долговечность. Со временем их характеристики не снижаются. Качественное сырьё, краски и глазурь позволили на десятилетия сохранить оттенок, цвет, не дали образоваться паутине трещин.
- Уникальность. Дизайнеры с особым вниманием разрабатывали декор. Несмотря на внушительные масштабы, каждая серия прорабатывалась с большой точностью, поэтому все изделия оригинальны и своебразны.
- Функциональность. Некоторые статуэтки были созданы так, чтобы нести и функциональную нагрузку, например, использоваться в качестве подсвечника, пепельницы, чернильницы и т.д.
- Прочность. Фарфоровые изделия не могут похвастать особой прочностью, но советский фарфор опережает много других по этому параметру. Это достигали благодаря технологиям, которые постоянно усовершенствовали.
По этим причинам некоторые фарфоровые статуэтки входят в каталоги дорогих изделий в каталогах разных стран.
Отдельные экземпляры
Есть фигурки, которые даже сами по себе представляют ценность, не говоря о пополнении ими тематических коллекций. Наиболее достойными внимания считаются более 10 различных серий.
«Коломыйка»
Второе название, которое можно встретить в каталогах, — «Гуцульский танец». Изделие крупного размера высотой 45 см и весом более 2 кг. На нём изображены танцующие гуцулы в народных костюмах. Они кружат в танце коломыйка, который и дал название фигурке. Выпускалась на Городницком заводе (УССР).
Особенно ценится в «Гуцульском танце» динамичная пластика, детальная роспись, с точностью выполненные лица и великолепная позолота. Необходимо обращать внимание на донное клеймо, по которому можно определить годы выпуска. Такая маркировка ставилась в 60-70-х годах. В каталогах стоимость «Коломыйки» составляет 600-2000 долларов.
Серия «Золушка»
В перечне самого дорого советского фарфора есть фигурки серии «Золушка». Автор всех их Т.А. Фёдорова. Производство – Ленинград.
Скульптурная композиция выпускалась в 50-60 годах на базе ленинградского завода. Использовалась надглазурная полихромная роспись и позолота. Максимальная высота фигурки — 11,5 см, это изделие «Принц надевает туфельку». Все статуэтки изображают сцены из сказки Шарля Перро «Золушка». Цена в каталогах составляет 900-1000 долларов.
«Казак Мамай на бочке»
Скульптурная композиция отображает героя украинского фольклора — Мамая. Он одет в яркий наряд. Изготавливалась фигурка на предприятии в г. Коростень (УССР). На дне должно быть клеймо, которое ставили, начиная с 60-х годов. Высота — 47 см. Автором стала скульптор малых форм В.М. Трегубова.
В начале 2000-х эту фигуру выбрали в качестве юбилейного подарка для Национального банка Британии от официальной делегации с Украины. Средняя цена составляет 700 долларов.
«Белый медведь»
Размер — 15Х19 см. Автор — Ю. Рубан, создавший эскиз для Конаковского завода. Выпуск проводили в 30-40-х годах. До настоящего времени дошло немного экземпляров, а те, что сохранились без реставрации, единичны.
Характерно многоцветное покрытие нижней части. Необходимо особое внимание обращать на отсутствие сколов на самых хрупких деталях композиции — крышечках чернильницы. Стоимость составляет 300-800 долл.
«Анна Ахматова»
Модель, созданная Данько Н. Я. в 20-х годах прошлого века. Высота — 21,9 см. Выпускалась в 20-30-х годах в Ленинграде. Общий тираж был маленьким. Стоимость в каталогах доходит до 3-3,5 тыс. долл. При покупке нужна проверка экспертом, так как «Анна Ахматова» неоднократно подделывалась. Специалисты оценивают надглазурную полихромную роспись, клеймо и другие параметры.
«Телятница»
Второе название «Доярка». Отражает обширное направление керамики малых форм советского периода. Фарфоровая композиция авторства Азаровой Л. П., изготавливалась в 50-60-х годах кооперативной артелью «Художественная керамика» Турыгинского завода (Гжель). Ценится за высокую детализацию лица изображённой девушки и цветовую гамму.
Воплощает народные мотивы. Высота — 17 см. Цена стартует от 600 долл.
«Восточный танец»
В Советском союзе выпускалась целая плеяда фарфоровых изделий на тему танцев и танцовщиц. «Восточный танец» тоже принадлежит этому перечню. Это лаконичная женская фигура в восточном наряде и с украшениями на шее и запястьях. Изготавливалась несколькими тиражами на протяжении 50-60-х годов в Дулёво. Высота — 12 см. Отличается от большинства других в этой тематике умеренной цветовой гаммой.
Стоимость стартует от 500 долларов.
«Девушка с платком»
Статуэтка производилась на Дмитровском заводе в 50-60-х годах. Её автор — скульптор малых форм Артамонова О. С. Изображена простая девушка, которая одета нарядно, но при этом просто.
Проработка лица тут схематичная, а вот ткань наряда выполнена очень детально. Цена изделия начинается от 450 долл.
«Свинарка»
Редкая фарфоровая статуэтка советского периода, которую очень сложно встретить в антикварных магазинах. Автор — Г. Самолетова. Производство велось на базе скульптурно-художественной фабрики Худфонда.
У большинства экземпляров, дошедших до наших дней, есть следы реставрации в области локтей девушки или на голове животного. Но те фигурки, которые не подвергались реставрации, стоят 900-1000 долларов.
«Собакевич»
Эти фарфоровые изделия отличаются пластической выразительностью, яркостью жестов и сочным колоритом.
«Казак на коне»
Выпускалась в Вербилках Дмитровским заводом. Автор — скульптур малых форм С. Орлов. Статуэтку производили в 30-40-х годах. Высота составляет 29,2 см. Часто имеет следы восстановления в области передних ног лошади в месте сгиба коленей. В продаже встречаются редко, купить можно за 600 долларов и больше.
Обзор производств
Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:
- Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
- Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
- Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
- Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
- Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.
На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.
Где приобрести
Периодически экземпляры редких и дорогих статуэток советского периода появляются в интернете. Стоимость одного и того же наименования может отличаться на несколько сотен долларов, а иногда – в разы. Цена зависит от таких факторов:
- Состояние. Признаки износа, сколы, трещины, следы реставрации понижают стоимость.
- Тираж. Если общее количество скульптурных композиций в тираже было невелико, то модели автоматически становились редкими и ценными.
- Автор. Изделия некоторых авторов ценились выше за имя создателя.
- История. Статуэтки, изготовленные на заказ для первых лиц государства или для вручения иностранным делегациям с индивидуальными клеймами и подписями, ценятся больше.
Перед приобретением фигурку нужно предоставить для атрибуции эксперту, потому что самые дорогие экземпляры активно пытались подделывать. Покупать фарфоровые изделия СССР лучше на отечественных порталах, а продавать выгоднее на международных аукционах, так как там цена выше в несколько раз, а иногда и в десятки раз.
Знатоки говорят, что фарфоровые изделия бывают уникальными и нарядными. Коллекционный фарфор состоит в основном из редких экземпляров. По неофициальным данным, каждый год на московском рынке антиквариата попадается не более 50 изделий, достойных Эрмитажа. Вещей для частных коллекций – 200-300. Остальных изделий – для быта или украшения интерьера – тысячи.
Какой фарфор ценится?
Коллекционирование фарфоровых изделий – одно из проявлений тяги человека к искусству. Их ценят за благородный цвет, прозрачность, хрупкость, историю. В России и странах СНГ наибольшим спросом у коллекционеров пользуется русский фарфор. В 2000-х вспыхнул интерес к фигуркам, выпускавшимся в советское время и отражавшим идеалы и идеологию того времени, — так называемому агитационному фарфору.
Восточные и западноевропейские изделия собирают реже. Связано это с их высокой стоимостью, небольшим количеством достойных предложений на российском рынке. Многие коллекционеры охотно покупают поздний мейсенский фарфор. Он ценится за декоративные характеристики, при этом за очередное приобретение не нужно платить целое состояние. Есть отдельная группа покупателей, которые рассматривают покупку антикварных фарфоровых вещей как выгодную инвестицию. Вложение действительно выгодное, так как с каждым годом они только дорожают.
Критерии определения ценности
Коллекционеры фарфора определяют его ценность по совокупности нескольких критериев, среди которых:
- художественная ценность экземпляра;
- возраст;
- сохранность;
- редкость.
Стоимость статуэтки, куклы или сервиза зависит от их сохранности. Внешняя красота в этом случае не так важна, как отсутствие сколов, трещин и других видимых дефектов.
Что коллекционируют?
Ценители фарфора полагаются на собственный вкус и предпочтений. Есть коллекционеры, собирающие исключительно чайные пары или столовые сервизы. Популярностью пользуются и статуэтки-фигурки. В фарфоровых куклах ценятся пластичность и реалистичность. Драматург Эдвард Радзинский собирает фарфоровые предметы для сервировки стола: соусники, молочники, салатники и другую посуду.
Что в тренде?
Выше упоминалось, что чаще всего коллекционеры в России и СНГ приобретают русский фарфор. Причин несколько, одна из них в том, что он часто встречается на рынке антиквариата. Вторая – изделия русских заводов и мануфактур славятся высоким качеством, уникальной росписью и самобытностью.
В числе востребованных продукция заводов, принадлежавших:
- Гарднеру – предприятие работало в селе Вербилки Московской губернии.
- Братьев Корниловых – производство находилось в Санкт-Петербурге.
- Кузнецову – в селе Дулево Владимирской губернии.
- Попову – этот завод находился в деревне Горбуново Московской губернии.
Особняком в этом рейтинге стоит продукция Императорского фарфорового завода – она по праву считается самой дорогой. Это предприятие работает и сегодня, но наибольшую художественную и коллекционную ценность представляют его изделия 19 столетия. Искусствоведы оценивают фарфоровые предметы того периода как произведения искусства, художественное достоинство которых огромно. Среди коллекционеров особой популярностью пользуются тарелки «военной серии» и вазы.
Как отличить подлинник от подделки?
Интерес к антикварному фарфору, его высокая стоимость на рынке создают благоприятные условия для производства и продажи подделок. Не каждый любитель в состоянии отличить настоящие фарфоровые изделия от копий, изготовленных из керамики, фаянса.
Есть несколько советов, которые помогут сориентироваться новичкам.
- У фарфоровых предметов поверхность гладкая и ровная, она не поглощает жидкость. По этой причине чашка или блюдце никогда не потемнеют от чайного или кофейного налета.
- Высококачественный фарфор «поет» — если легко постучать по его стенке, раздастся мелодичный звук.
- У настоящих фарфоровых чашек, тарелок, статуэток прозрачная текстура. Ее видно, если посмотреть на них при ярком свете. У каменной керамики прозрачного свечения не будет.
Начинающим коллекционерам нужно научиться различать твердый и мягкий фарфор, идентифицировать ручную роспись и переводные картинки. Старинные изделия, представляющие ценность, почти всегда расписывались вручную.
Важно, чтобы изделие соответствовало стилистике, цветовой гамме и позолоте того времени, которым оно датируется. Найти информацию по конкретному производителю, интересующему периоду и клеймам можно в интернете, а затем сравнить с экземпляром, вызывающим сомнения. Визуально плохая прорисовка, некачественная размытая роспись и несоответствие цветов могут быть признаками подделки.
Иногда случается, что антиквары продают фарфоровые предметы после реставрации. Степень реставрации бывает разной, в зависимости от количества дефектов. Обязательно нужно уточнить этот момент у продавца. Если тот отвечает невнятно, уходит от темы, есть повод усомниться в чистоплотности его действий.
Своеобразной страховкой для покупателя станут документы, подтверждающие факт продажи коллекционного фарфора, с указанием даты, состояния изделия, стоимости и гарантии его подлинности. Если предмет окажется копией или выявятся скрытые дефекты, покупателю проще будет доказать свою правоту и вернуть деньги.
Среди самых востребованных лотов на любом аукционе – антикварные фарфоровые статуэтки из Германии, ставшие образцом высокого художественного вкуса и безупречного исполнения. Пионер европейской тонкостенной керамики – Мейсенская мануфактура, первой выпустила утончённые фигурки для коллекционеров из высшей знати. В середине XVIII века было модным дополнять подобной скульптурной миниатюрой сервировку парадных обедов, особенно при подаче десерта.
Лучшие немецкие производители фарфоровой миниатюры
По мнению историков, прототипом статуэток из фарфора послужили сахарные скульптуры эпохи Возрождения. Это были настоящие произведения искусства, которые часто изготавливались знаменитыми художниками. Скульптурные композиции из самозатвердевающего сахарного раствора, называемые «триумфами», располагали в центре стола во время важных банкетов и дипломатических приёмов.
С открытием фарфора мануфактура Мейсена предложила более долговечную и роскошную альтернативу художественным сладостям. Вначале статуэтки из тонкостенной керамики были белыми, но затем стали применяться надглазурные и подглазурные краски, не уступающие по яркости и богатству палитры восточным образцам. Фарфоровые фигурки служили символом престижа и богатства, поэтому вскоре из столового предмета декора они превратились в интерьерный, прочно заняв место на каминных полках, этажерках и письменных бюро.
Вслед за Мейсеном, так и не сумевшим сохранить секрет производства фарфора, открывались мануфактуры в других землях Германии. Почти все они включали в ассортимент мелкую пластику в стиле барокко, отдавая предпочтение пасторальным многофигурным композициям.
Непревзойдённый Мейсен
Начало богатому скульптурному наследию Мейсенской мануфактуры положил художник-график Иоганн Якоб Киршнер. Его авторству принадлежат крупномасштабные фигуры библейской тематики и небольшие статуэтки, выполненные по образцам итальянского Возрождения. Через 13 лет Киршнер подал в отставку, а должность главного модельмейстера занял его ученик – талантливый скульптор Иоганн Иоахим Кендлер. Он начал с великолепной анималистической серии, поражавшей тонкостью проработки и реалистичностью.
Затем интерес Кендлера привлекли персонажи итальянской комедии дель арте с их красочными костюмами и выразительной гротескной пластикой. Скульптор создал серию статуэток, посвящённых уличному театру, которые, вместе с не менее известной композицией «Обезьяний оркестр», предназначенной для маркизы де Помпадур, до сих пор воспроизводятся на фабрике.
Работы Кендлера приобретали всё большую известность и, вместе с доходами, рос его социальный статус. Вращаясь в светском обществе, скульптор воплотил в фарфоре немало изысканных галантных сцен, раскрывая лучшие качества и безграничные декоративные возможности материала. Период сотрудничества Кендлера с мануфактурой – с 1730 по 1775 гг., принято называть скульптурным. В это время был сформирован неповторимый мейсенский «почерк», пронесённый сквозь века и позволяющий предприятию оставаться неизменным лидером элитного сектора керамической индустрии.
Кружева
Следующее важное открытие, принёсшее мировую славу немецкому фарфору, сделал в XIX веке ещё один модельмейстер Мейсена – Эрнст Август Лютериц. Он стал украшать статуэтки в силе рококо пышными кружевами, изготовленными по уникальной технологии. Полоски настоящего ажурного текстиля окунались в разведенную до состояния густой сметаны фарфоровую массу (шликер), а затем приклеивались к основному костюму модели. При обжиге ткань выгорала, а тончайшие фарфоровые кружева запекались, превращаясь в фантастической красоты наряд.
Также Лютериц добавил в художественную палитру мануфактуры объёмные цветы для украшения посуды и скульптурных композиций. Английские коллекционеры используют термин «дрезденский фарфор», чтобы описать этот стиль, в особенности «кружевниц».
В 1924 году на Мейсенскую мануфактуру пришёл скульптор Пауль Шойрих, которого впоследствии окрестили «Кендлером XX века». Его любимой тематикой был театр, а работы отличались характерной для модерна пластикой и динамичностью линий. Шойрих сотрудничал с фабрикой до 1950 года. Именно его творчеством следует завершить обзор антикварных фарфоровых статуэток, выпущенных легендарным Мейсеном.
Фолькстедт
Старейшее фарфоровое предприятие Тюрингии составляет достойную конкуренцию Мейсенской мануфактуре. Его основал в 1760 году в Рудольштадте керамист Георг Генрих Махеляйд, до того работавший на заводе по производству стеклянных изделий в Глюкстале. Как утверждают немецкие историки, талантливый мастер путём долгих поисков открыл собственный рецепт твёрдого фарфора, несколько отличавшийся от беттгеровского. Привилегированная фабрика Махеляйда размещалась в аристократическом районе Фолькстедт, где в то время находился замок местных правителей.
Славу предприятию принесла фарфоровая скульптура, производство которой было доведено до совершенства. Основной тематикой стали сюжеты из греко-римской мифологии в барочной интерпретации, балет и сценки из жизни представителей высшего общества. Выпускала фабрика и знаменитых «кружевниц», применяя благородную отделку для нарядов придворных дам. От Мейсена художественные шедевры Фолькстедта отличала насыщенная палитра, сложность композиций и удивительная чёткость мельчайших деталей.
Сегодня восстановленное усилиями фарфорового концерна Seltmann Weiden предприятие продолжает выпускать статуэтки в духе XVIII века, используя богатое наследство, оставленное прежними мастерами. В запасниках хранится свыше 40 000 форм и великолепные образцы готовой продукции, по которым работают современные художники Фолькстедта. Но для коллекционеров наибольший интерес представляют антикварные статуэтки, которых сохранилось не так уж мало, к тому же их стоимость выгодно отличается от мейсенских аналогов.
Карл Энс
В XIX веке мануфактура Фолькстедт привлекала к сотрудничеству мелкие предприятия Рудольштадта, выпускавшие продукцию под её торговой маркой. В их числе оказалась и фабрика Фридриха Карла Энса – потомственного художника по фарфору, сумевшего выработать свой индивидуальный почерк в создании малой керамической скульптуры. В 1861 году мастер приобрёл часть акций Фолькстедта, а его сыновья создали акционерную компанию Karl ENS Volkstedt. Под этой маркой великолепная продукция фабрики известна коллекционерам антикварного фарфора.
Карл Энс, как и продолжатели его дела, полностью отказался от производства утилитарных предметов, сосредоточившись на изготовлении штучной художественной керамики. Он изображал жанровые сцены и охоту, религиозные и бытовые сюжеты. Однако славу бренду Karl Ens принесла серия «Птицы», отличавшаяся живостью и виртуозностью исполнения. Подделать этот стиль невозможно, любая фальшивка сразу выдаст себя отдельными «огрехами». Предприятие перестало существовать в 1990 году, но его прекрасные изделия до сих пор пользуются успехом среди поклонников настоящего искусства.
Унтервейсбах
Кружевным «дрезденским» фарфором прославилось ещё одно тюрингское предприятие, основанное Германом Йостом в небольшом городке Унтервейсбах, в 1882 году. Вначале фабрика выпускала посуду, однако вскоре переключилась на скульптурные композиции сельской и пасторальной тематики, а также галантные сценки в барочном стиле. В декоре часто использовались кружева и миниатюрные лепные розы – излюбленный мотив немецких керамистов. Продукция Унтервейсбаха этого периода занимает лидирующее положение на рынке антикварных фарфоровых статуэток Германии и ценится очень высоко.
В 1920-х годах предприятие сменило стиль, выпуская малую пластику направления модерн и ар-деко. Ещё 10 лет спустя наступило банкротство, но в 1940 году известный предприниматель Хайнц Шаубах возродил производство под маркой Heinz Schaubach Unterweißbach и возглавлял компанию вплоть до её экспроприации властями ГДР в 1943 году. В художественном арсенале появились статуэтки современного стиля на тему балета, моды, молодежной жизни, анималистки и так далее. Сегодня фабрика входит в концерн Seltmann Weiden, а её производственные площади находятся на территории реконструированного здания Фолькштедта.
Гебель Хаммель
Коллекционеры редко могут пройти мимо очаровательных детских фигурок из фарфора производства W. Goebel Porzellanfabrik. Прелестные создания вызывают неизменную улыбку радости, служат не только великолепным подарком, но и выгодным вложением капитала. Их цена на антикварном рынке постоянно растёт.
История фигурок, совершенно непохожих на классический немецкий фарфор, началась в 1935 году. Монахиня францисканского ордена – сестра Мария Иннокентия Хаммель, до ухода в монастырь обучавшаяся в мюнхенской Академии прикладного искусства, нашла своё призвание в изображении пасторальных сценок с детьми. Её работы послужили образцами для поздравительных открыток, которые быстро приобрели популярность и выпускались большими тиражами.
В одном из магазинов Мюнхена работы Хаммель увидел владелец фарфоровой фабрики Франц Гебель, как раз искавший новые идеи для своего производства. Заключив контракт с художницей, владелец W. Goebel Porzellanfabrik выпустил первую серию статуэток по её рисункам, имевшую большой успех. «Малыши Хаммель» привлекли внимание посетителей Лейпцигской ярмарки и на фабрику посыпались заказы, в основном от американских дистрибьюторов.
Но ещё большую популярность за океаном фигурки приобрели после Второй мировой войны. Фабрика Гебеля находилась на территории, оккупированной армией США, и солдаты с удовольствием увозили на родину трогательных фарфоровых малышей в качестве сувениров. Статуэтки превратились в предмет коллекционирования частично из-за вызываемых ими ностальгических воспоминаний, частично из-за своего вида, созвучного сформированной Уолтом Диснеем американской культуре.
В 1970-х годах и европейский рынок пережил настоящий бум детской серии W. Goebel Porzellanfabrik. Ажиотажный спрос вызвал заметный рост цен. Стоимость одной фигурки или композиции варьировалась от $100 до $1000, с учётом состояния и сложности изготовления. Тогда же был создан международный Клуб коллекционеров фигурок Хеммель, для которых предприятие на протяжении многих лет ежегодно выпускало по два новых эксклюзивных экземпляра и один подарочный.
В 2017 году фабрика обанкротилась и была передана новому владельцу – предпринимателю из Кульмбаха, Бернду Фёрчу. Он взялся за глобальную реконструкцию и пообещал несколько изменить концепцию коллекционных серий Хаммель. Во-первых, сократится объём выпуска: с прежних 55 000 до 20 000 фигурок в год. Кроме того, из производства будут исключены экземпляры, ниже 10 см и стоимостью менее €100.
Розенталь
В 1879 году художник по фарфору Филипп Розенталь открыл семейное предприятие в городе Зельб, Бавария. Постепенно его компания стала разрастаться за счёт соседних фарфоровых фабрик, превратившись в 1936 году в концерн Rosenthal Group, выпускавший столовую посуду и предметы декора. С приходом к власти нацистского правительства семья Розенталей пережила трудные времена и была отстранена от управления своим «детищем» из-за еврейского происхождения.
Лишь в 1950-х годах вернувшийся из Великобритании сын Филиппа Розенталя вновь возглавил компанию, приложив немало усилий для её возрождения и расцвета. Благодаря ему, бренд Rosenthal стал пользоваться известностью среди ценителей немецкого фарфора. Коллекционерам в первую очередь интересны лимитированные серии, выпущенные в сотрудничестве с ведущими дизайнерами и художниками мира. Среди наиболее известных имён:
- Вальтер Гропиус;
- Альдо Росси;
- Тимо Сарпанева;
- Дом Версачче.
Статуэтки Rosenthal всегда актуальны и, благодаря стилистическому разнообразию, легко вписываются в любой интерьер. Если добавить к этому высочайшее качество и либеральные цены, становится понятным, почему они неизменно востребованы на антикварных аукционах. Среди наиболее популярных тематик:
Старинные фарфоровые статуэтки ценят не только простые обыватели, но и коллекционеры. Любителям красивых и изысканных вещей стоит обратить внимание на самые популярные фигурки.
Старинные модели СССР
В советский период фарфоровые изделия пользовались большой популярностью. Сейчас на рынке также можно найти много интересных изделий родом из СССР.
«Аленушка и братец Иванушка»
Красивая статуэтка была создана мастером, вдохновившимся одноименной сказкой. Изображает она сестрицу Аленушку, которая сидит рядом с братцем Иванушкой, уже превратившимся в козленочка. Выглядит фигурка изящно и очень красиво.
«Кобылица»
Эта фигурка была создана в Германии во второй половине прошлого столетия. Массивная статуэтка станет прекрасным дополнением любой коллекции.
«Мужик с чертом в карты играют»
Статуэтка, выполненная учеником одного из лучших скульпторов Орлова. Фигурка выглядит красиво и очень изящно. Каждая деталь этой скульптуры проработана до мелочей. Расписана она в классическом стиле.
Данное творение советских мастеров можно назвать настоящим произведением искусства.
«Хозяйка Медной горы»
Фарфоровые статуэтки, изображающие главную героиню одной из наиболее известных русских сказок, выпускались на многих заводах. Наибольшей популярностью пользовались статуэтки, выпущенные в Дулево. Как правило, эту величественную красавицу изображают вместе с ее ценными дарами. Чаще всего хозяйку Медной горы «наряжают» в синие или зеленые платья с красивым узором.
«Солоха и дьяк»
Фигурки, изображающие знаменитых сказочных персонажей, были выпущены на Дмитровском фарфоровом заводе. Сохранившиеся статуэтки смогут украсить даже самый изысканный интерьер.
«А зори здесь тихие»
Статуэтка, выпущенная на Дулевском фарфоровом заводе. Ее автором является А. Бржезицкая. Скульптура изображает двух главных героинь этой истории. Каждая из них продумана до мелочей.
«Пионерка с кроликом»
Фигурка, изображающая девочку с кроликом, была выпущена на Дмитровском фарфоровом заводе в 60-х годах прошлого столетия. Ее автором является скульптор Артамонова. Фигурка отличается небольшим размером, но выглядит при этом довольно мило и изящно.
«Урожай»
Скульптуры, принадлежащие к этой серии, были выпущены на ЛФЗ в середине прошлого столетия. Они были созданы автором Н. Данько и посвящены открытию сельскохозяйственной выставки, которая состоялась в Москве в 1939 году. Каждая фигурка из этой серии изображает девушку, держащую в руках фрукты или овощи.
«Гусыня с гусятами»
Статуэтка, выполненная в середине прошлого столетия на Дулевском фарфоровом заводе, известна также под названием «Гусиный переполох». Изображает она двух крупных птиц и нескольких маленьких гусят.
Другие антикварные статуэтки
Большой популярностью среди коллекционеров пользуются редкие фигурки, выпущенные Ломоносовским фарфоровым заводом в 20-х и 30-х годах прошлого столетия. Они были выпущены очень малым тиражом, поэтому особо высоко ценятся у коллекционеров.
- «Конная разведка». Эта работа была создана Натальей Данько. За свою жизнь скульптор создала более 300 оригинальных работ. Но именно эта стала одной из наиболее популярных. Фигурка изображает двух мужчин на лошадях, которые всматриваются вдаль. Скульптура проработана до мелочей и украшена большим количеством изящных деталей.
- «Готовы к обороне». Данная скульптура была создана в 1918 году. Ее автором также является Наталья Данько. Изображает фигурка простых и смелых трудящихся, готовых строить светлое будущее и защищать своих близких.
- «Физкультурницы». Фарфоровая чернильница представлена в музее Императорского фарфорового завода. Она изображает двух молодых спортсменов в простых нарядах.
Обратить внимание стоит и на другие советские фигурки, которые ценятся на мировом рынке не менее чем китайские, немецкие или итальянские изделия.
«Освобожденная женщина Востока»
Данная скульптура изображает красивую восточную женщину, читающую газету. Создана она была в начале прошлого столетия и посвящена первому съезду народов Востока. Фарфоровая статуэтка также известна под названием «Турчанка». В свое время она пользовалась большой популярностью в СССР. Выпущена фигурка была в разных расцветках.
Стоит выделить скульптуру с изображением портрета Зиновьева на газете, которую читает девушка. После расстрела этого революционера все статуэтки такого типа постарались уничтожить. Но несколько из них все же удалось сохранить. Сейчас они считаются большой редкостью. Одна из таких фигурок была продана за несколько десятков тысяч фунтов.
«Влюбленные»
Эта статуэтка авторства Константина Сомова была выпущена в 1921 году. В этот период фигурки выпускали в стиле соцреализма. Поэтому данная статуэтка довольно сильно выделялась на фоне всех остальных. Выпущена она была на Государственном фарфоровом заводе.
«Красные и белые»
Это редкие фарфоровые агитационные шахматы, которые пользуются большой популярностью среди коллекционеров, изображают борьбу красных и белых фигур на шахматном поле. Выглядят очень красиво и имеют большое историческое значение. Красные (они же белые) фигуры представляют собой представителей рабоче-крестьянских сил. Черные же олицетворяют павший царский режим. Автором фигур, идеально характеризующих ушедшую эпоху, является Наталья Данько.
«Девушка с яблоками»
Статуэтка, выпущенная в 1927 году, была создана Леонидом Яковлевичем Хортиком. Изображает она красивую хрупкую девушку, держащую в руках корзинку с яблоками. Такую же фигурку можно увидеть в коллекции фарфоровых изделий в Эрмитаже.
Статуэтка является одной из самых дорогих и редких во всем мире.
«Кузнец и жнец»
Как понятно из названия фигурки, она также является примером агитационного фарфора. Изображает она двух малышей, которые с самого раннего возраста готовы к тяжелой работе. Статуэтка была создана талантливым советским мастером Екатериной Якимовской.
Как узнать, что антиквариат подходящий?
Купить качественную фарфоровую статуэтку так же сложно, как и изделия из серебра, металла или мраморные фигурки. В процессе выбора нужно обращать внимание на некоторые детали.
- Внешний вид фигурки. Если человек интересуется изделиями из фарфора, ему будет достаточно нескольких минут для того, чтобы заметить, что перед ним подделка. Настоящие статуэтки выглядят изысканно и проработаны до мелочей. Дешевые подделки выдает упрощенная и слегка небрежная роспись.
- Размер статуэтки. Еще один момент, на который надо обратить внимание – вес и размер фигурки. Очень часто копии получаются чуть меньшими, чем оригинальные изделия. Кроме того, они могут быть более легкими, чем оригинальные статуэтки из фарфора.
- Особенности дна. Помочь отличить подлинную фигурку от ее дешевой подделки может и осмотр ее донышка. Обращать внимание надо на его форму, наличие меток, толщину черепка.
- Расцветка. В некоторых случаях авторы подделок повторяют большую часть деталей, характерных для оригинала. Но при этом статуэтки немного отличаются расцветкой. Поэтому надо обращать внимание и на цвет фигурки, а также на особенности росписи.
- Клеймо завода. Это одна из самых важных деталей, на которую нужно обращать внимание при выборе фигурки. Перед покупкой понравившейся статуэтки надо изучить, как выглядело клеймо в определенный период существования завода. Сделав это, надо сравнить рисунок на картинке с тем, который присутствует на донышке фигурки. Стоит отметить, что в некоторых случаях клеймо может и вовсе отсутствовать.
- Выбранный стиль. Покупая работу, созданную известным мастером, стоит заранее изучить стилистику, в которой выполнены остальные его творения. Это поможет лучше понять, на какие характерные детали стоит обращать внимание, и не ошибиться при покупке.
- Стоимость изделия. Важную роль играет и цена. Если она сильно занижена, это может свидетельствовать о том, что продаваемая фигурка является фальшивкой. Ведь очень часто мошенники стараются сбыть такие статуэтки как можно быстрее, чтобы получить за них хотя бы какие-то деньги.
Если есть возможность, статуэтки лучше осматривать вживую. Это позволит рассмотреть все детали изделия и заметить возможные недостатки. Перед тем как покупать в свою коллекцию новую фигурку, стоит походить по антикварным магазинам и посмотреть на редкие изделия, чтобы понять, как выглядят оригинальные статуэтки от знаменитых производителей.
Оригинальные статуэтки, которые производились в Советском Союзе, станут отличным дополнением коллекции фарфора.
В советский период фарфоровые фигурки можно было увидеть практически в каждом доме. Сейчас статуэтки, которые изготавливались в прошлом столетии, пользуются большой популярностью среди коллекционеров и могут стоить очень дорого.
Особенности
Статуэтки из фарфора советского периода отличаются высоким качеством. Старинные фигурки выглядят очень красиво, несмотря на свой возраст. Кроме долговечности, у них есть и другие преимущества.
Уникальность. В процессе создания фигурок их декору уделялось много внимания. Поэтому каждая серия статуэток получалась оригинальной и особенной.
Функциональность. Во времена СССР выпускалось большое количество красивых пепельниц, чернильниц, подсвечников и подставок, украшенных изящными фигурками.
Прочность. При создании фарфоровых фигурок использовалась специальная техника обжига. Благодаря этому статуэтки до сих пор выглядят ярко и не выцветают со временем.
Единственный минус советских изделий заключается в том, что заполучить оригинальную фарфоровую фигурку в свою коллекцию сейчас довольно сложно. Особенно если она относится к какой-то редкой серии.
Обзор производителей
При покупке статуэток лучше всего обращать внимание на продукцию крупных производителей.
Дулевский завод
Это предприятие много десятилетий подряд занималось производством уникальных изделий. Фигурки, которые выпускались на этом заводе, украшал изысканный флористический орнамент, состоящий из роз с крупными бутонами и округлыми лепестками.
Яркий цветной узор привлекает внимание своей изящностью. Чаще всего для украшения фигурок использовались разные оттенки красного.
Ломоносовский завод
Это предприятие является одним из наиболее старинных производителей керамики. В начале прошлого столетия там выпускались лучшие образцы агитационного фарфора. Статуэтки тех времен сейчас ценятся коллекционерами очень высоко.
Фигурки, производимые на Ломоносовском заводе, имеют гладкую белую поверхность, покрытую яркой росписью.
Дмитровский завод
Это предприятие известно далеко за пределами России. Качество продукции, которая им выпускается, подтверждено большим количеством наград и премий. Мировую известность завод получил в 30-х годах ХХ столетия. Именно фигурки, которые выпускались в тот период, сейчас продаются по самым высоким ценам. Особое внимание заслуживают работы, созданные по мотивам народных сказок.
Гжельский завод
Это предприятие выпускало большое количество красивых статуэток, декорированных кобальтовой росписью. Фарфоровые статуэтки, выпускаемые на этом заводе, чаще всего украшает изысканная голубая роспись, выполненная руками талантливых мастеров. Именно по сочетанию синего и белого цветов можно узнать настоящую гжель.
Киевский завод
Это предприятие было основано в начале прошлого века. Изначально там выпускали только краски для керамической промышленности. Производством оригинальных изделий из фарфора завод занялся только после окончания Второй мировой войны. За несколько десятилетий существования там было выпущено много интересных фигурок. Наиболее известными и ценными считаются статуэтки «Карась и Одарка», «Бандуристка», а также «Дети с голубями». Найти их сейчас не так просто.
Самые дорогие модели
Редкие фарфоровые фигурки, созданные в СССР, сейчас продаются за сотни, а то и тысячи долларов.
«Счастливое детство»
Эта серия фигурок была разработана Галиной Столбовой. Фигурки, изображающие детей, производили на многих заводах. Наиболее ценным приобретением станут статуэтки производства Дулево и ЛФЗ. Они изображают играющих, читающих и мечтающих о светлом будущем пионеров.
«Казак на коне»
Фигурки, выпускаемые на Дмитровском фарфоровом заводе, сейчас продаются по несколько сотен долларов за штуку. Особенно ценными являются статуэтки, которые выпускались в довоенные годы.
«А зори здесь тихие»
Статуэтки из этой серии были выпущены в 70-х годах ХХ столетия. Выглядят фигурки, изображающие двух героинь истории о войне, красиво и изящно. Каждая из них продумана до мелочей.
«Пробуждающийся Восток»
Коллекция фигурок, изображающих восточную женщину с газетой в руках, увидела мир в 20-х годах ХХ столетия. Над ее созданием работала Елена Данько. Красивые восточные статуэтки, выпущенные в разных цветах, сейчас пользуются большой популярностью среди покупателей со всего мира.
«Красное и черное»
Во времена СССР среди жителей страны большой популярностью пользовались балет и шахматы. Эти занятия вдохновляли многих мастеров на создание оригинальных произведений искусства. Автором этих оригинальных статуэток для агитационных шахмат была Наталья Данько, талантливая художница, создавшая много интересных фигурок из фарфора.
«Доярка»
Такие статуэтки выпускались на Гжельском фарфоровом заводе в 50-х и 60-х годах ХХ века. Средняя стоимость таких фигурок в современных каталогах – 500-600 долларов.
«Девушка с яблоками»
Изящная фигурка, изображающая девушку с корзинкой фруктов в руках, на сегодняшний день стоит очень дорого. Это и неудивительно, ведь такую же статуэтку, изготовленную на Ломоносовском фарфоровом заводе, можно увидеть в коллекции Эрмитажа.
«Кузнец и жнец»
Простые статуэтки, изображающие двух малышей, были созданы Екатериной Якимовской. Они представляют собой отличный пример агитационного фарфора. Купить фигурку, изготовленную во времена зарождения СССР, можно за несколько сотен долларов.
«Кобылица»
Большой популярностью среди советских мастеров пользовались фигурки, изображающие различных животных. Чаще всего полки украшали маленькие фарфоровые собаки и кошки. Сейчас же большой популярностью пользуется фигурка, изображающая лошадь. Фигурки, выпускаемые в 1950-х годах ХХ века, оцениваются коллекционерами очень высоко.
«Золушка»
Герои разных сказок часто вдохновляли мастеров на создание изящных фарфоровых изделий. Статуэтка, изображающая Золушку, была создана по мотивам произведения Шарля Перро в середине ХХ века. А также популярностью пользуются фигурки Снегурочки и Красной Шапочки. Выглядят они очень красиво.
Фарфоровые статуэтки советского периода станут отличным подарком для коллекционера. Главное, покупать их в проверенных магазинах или у торговцев с хорошей репутацией.
Что означают клейма и метки на фарфоре, смотрите в видео.
Читайте также: