Роспись народной игрушки 2 класс
Автор: Солдатова Елена Ивановна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области"
Описание: мастер-класс рассчитан на учащихся 1-2 класса, педагогов, воспитателей, родителей всех тех, кто любит творить чудеса.
Использование: в качестве подарка, украшение интерьера, работа на выставку.
Цель: роспись дымковской игрушки
Задачи:
- Учить детей расписывать игрушку, используя разные узоры
- Развивать фантазию, воображение, эстетический вкус
- Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, уважение к труду дымковских мастеров
- Доставить удовольствие себе и окружающим
-Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор
Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома.
-Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?
-Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка. (Дымковская игрушка петушок)
Для работы нам понадобятся материалы и инструменты:
-гуашь
- кисточки
-альбом
-ножницы
-простой карандаш
4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)
Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.
Материалы презентации "Дымковская игрушка" знакомят учащихся 2 класса с историей традиционного промысла, дают представления о внешних особенностях формы и декора дымковской игрушки, технологическом процессе изготовления и росписи игрушки из глины, раскрывают этапы и содержание работы по выполнению лепки и росписи игрушки - лошадки из пластилина. Материал изложен кратко, в виде иллюстрированных схем и технологических карт. Возможно использование данного методического материала при знакомстве с новой темой, а также при изготовлении и росписи игрушки, при обобщении и закреплении материала по теме "Дымковская игрушка".
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_2_kl_dymkovskaya_loshadka.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация по технологии д ля учащихся 2 класса. Подготовила: Маркушева С.П. у читель изо ГБОУ СОШ №262 Красносельского района Санкт – Петербурга. 2014 год
Дымковская игрушка появилась в Дымковской слободе н ебольшого городка Вятка в начале 20 века благодаря богатым месторождениям красной глины по берегам реки и мастерству местных мастериц, делающих яркие нарядные игрушки для своих детишек и на продажу к весенней ярмарке.
Чаще всего мастерицы изображали фигурки домашних животных, а также сцены сельской жизни и образы деревенских барышень и кавалеров.
Подчас встречались и сложнейшие композиции, рассказывающие о сельской жизни.
ЛЕПКА ПОБЕЛКА РОСПИСЬ ОБЖИГ 1 2 3 4 ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК ИЗ ГЛИНЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ЛОШАДКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ПЛАСТИЛИН СТЕКИ КЛЕЁНКА САЛФЕТКИ ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЫМКОВСКОЙ ЛОШАДКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: РАЗМЕТКА ЛЕПКА ДЕТАЛЕЙ СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ( примазыванием ) 4 бруска пластилина г олова, шея, тело п ередние ноги з адние ноги у ши, хвост, грива ЭТАП - ЛЕПКА 1
3 ЭТАП - ПОБЕЛКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПОКРАСКА игрушки грунтом белого цвета в 2 слоя, с обязательной полной просушкой п редыдущего слоя, начиная с нижней части игрушки Для грунта используются: Краска ДВП или смесь гуаши белого цвета с клеем ПВА. Широкая мягкая кисть.
4 ЭТАП - РОСПИСЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ: – выполнить упражнения на освоение основных узоров и приемов росписи. 2. – нанести равномерно кружки по всей поверхности лошадки. 3. – дорисовать мелкие детали окраски: точки, штришки. 4. – нанести окраску на гриву , хвост, ушки. 5. – тонкой кистью нанести детали: глаза, изображения уздечки, носа, копыт .
Игрушки радовали своими затейливыми формами и яркими нарядными узорами в виде полос и кружочков – символов плодородной земли – пашни, воды и солнышка.
Вот и всё! Наша фигурка готова!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии, 5 класс Технология изготовления швейного изделия (фартука). Подготовка ткани к раскрою. Требования к раскрою.
Урок технологии 6 класс (девочки) «Стилевые и цветовые решения в интерьере» (2 урока -80 минут).
Тип урока – изучение новых знаний. Согласно программе И.А. Сасовой проводится в рамках раздела «Проектирование интерьера и оформление детской комнаты или детского уголка».Учащиеся должны и.
Урок технологии 8 класс Тема урока"Технология установки врезного замка"
Цель урока: Ознакомить детей с приёмами , способами и инструментами , необходимыми для установки врезного замка.
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс
Открытый урок по технологии по ФГОС "3D на уроках технологии" 5 класс.Изготовление поделок из бросового материала.
урок технологии 8 класс Технология построения семейного бюджета.
Тема урока: Технология построения семейного бюджета.Цель: Создать условия формирования умений планировать расходы финансов в семье. Содействовать формирован.
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"
Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов".
"Ты сам мастер - технология проектирования" урок технологии 5 класс
Блок уроков: Творческий проект (5 класс).Тип урока: урок открытия нового знания.Межпредметные связи: ИКТ, ИЗО, технология.Ресурсы урока: презентация; творческие проекты учащихся прошлых лет; таблица .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети.
Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».
Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру.
Проект "Создание и исследование игрушки-вертушки и игрушки-балансира"
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо.
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.
Конспект занятия кружка в 1 классе по теме "Народная игрушка. Кукла" из курса внеурочной деятельности "Мой край и его традиции" по духовно-нравственному направлению; презентация "Народная игрушка"
Игрушка необходимый спутник детства. Для каждого возраста свои забавы. Дарить игрушки - народный обычай, считалось, что игрушка - подарок принесёт ребёнку здоровье и благополучие. На занятии дети знак.
Цель: Познакомить детей и научить украшать глиняную игрушку по типу Дымковской.
Задачи: Познакомить детей с дымковской игрушкой, научить выделять и выполнять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетки, точки-горошины).
Развивать эстетическое восприятие, восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки (на белом фоне алый, синий, зеленый, оранжевый, черный цвета).
Воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки.
Оборудование для учащихся:
Альбомные листы, кисти, баночка для воды, палитра, тычок (ватные палочки 2 шт.), простой карандаш, ластик, салфетка.
Оборудование для учителя:
Шаблоны игрушек из бумаги, краски, кисти, банка с водой, иллюстрации, образцы рисунков.
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Тихо стали, подравнялись,
Глазки на меня подняли!
Здравствуйте! Присаживайтесь! Улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее и светлее в классе. Я рада видеть вас сегодня на уроке, рада вашим улыбкам. Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Меня зовут ….
- Проверьте глазками, всё ли есть у вас на столах для работы. У вас должны быть: рабочий альбом для рисования, акварельные краски, кисточки, баночка с водой, палитра, ватные палочки.
- Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.
- Кто знает, какие игрушки называются народными?
- Почему эти игрушки называются народными?
Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много в нашей стране.
Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.
(Учитель показывает дымковские игрушки)
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
– Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Сначала их лепили из глины, высушивали, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрывали белой краской, а потом расписывали разноцветными красками.)
- Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают?
– Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами. Представим два художественных цеха, первый ряд будет работать в первом цехе, второй и третий ряд во втором цехе. А для того что бы узнать над чем вы будете работать отгадайте загадки.
- Загадка для первого цеха:
Скачет по полю красиво,
На подставке, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
- Загадка для второго цеха:
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лезу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
- Тема нашего сегодняшнего урока – дымковская игрушка. А именно «Роспись коня и оленя» по типу дымковской игрушки.
- Посмотрите, какие элементы используют художники для росписи своих игрушек? (кружки, кольца, волнистые линии, прямые вертикальные и горизонтальные линии образующие клетку). Эти узоры называются -геометрическими.
- Посмотрите на коня, какие элементы использовались для его украшения?
- Как украшена голова?
- Как украшено туловище?
- Посмотрите на оленя, какие элементы использовались для его украшения?
- Как украшен олень?
- Какого цвета рога?
- Как украшено туловище?
- Чем украшены полосы?
- показ выполнения рисунка с подробным объяснением:
- нужно положить альбомный лист вертикально.
- приложить шаблон так чтобы границы не заходили за края листа, чтобы шаблон размещался примерно по центру.
- обвести шаблон (силуэт игрушки животного) тонкой линией без нажима простым карандашом,г отложить шаблон в сторону.
- не прорисовывая простым карандашом, сразу кистью, используя наглядный материал на доске, приступить к выполнению росписи.
- Показ выполнения росписи коня:
- Красной краской закрашиваю ушки.
- Ватной палочкой рисую точки красного цвета в ряд сверху вниз. Обратите внимание на расстояние между ними, оно должно быть одинаковым. Оставляю место для синих кружков, рисую второй ряд красных точек. Так же рисую третий и четвёртый ряд.
- С помощью тонкой кисточки нарисую синие кольца между рядами красных точек, не забываю про расстояние между кольцами, оно тоже должно быть одинаковым.
- На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.
- Показ выполнения росписи оленя:
- С помощью тонкой кисточки рисую полоски оранжевой краской. Обратите внимание на ширину полосок и расстояние между ними.
- Ватной палочкой нарисую кружки между полосками не забывая отступать от предыдущего кружка.
- После того, как нарисую все элементы, закрашу жёлтым цветом рожки, ватной палочкой сделаю точки на полосках.
- На последнем этапе дорисовываю глазик, копыта, нос, закрашиваю хвост.
Кто запомнил, как будем расписывать коня/оленя?
- Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.
Игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными. Ваша игрушка должна быть не только красивой, а еще доброй и веселой.
- А теперь немного отдохнём. Тихо встали.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
- Итак, положили перед собой альбомный лист и приступаем к работе.
- Работа с шаблоном.
- Работа с красками.
- Проследить чтобы все дети приступили к работе.
- Индивидуальная работа (помощь учащимся).
- Контроль над правильностью построения рисунка.
- Поощрение детей.
- Следить за посадкой и за положением альбома.
- Сегодня на уроке мы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.
- Ребята давайте представим, что мы попали на весеннюю ярмарку «Свистунья», какую игрушку вы бы себе купили? Почему?
- С какими игрушками мы с вами познакомились?
- Как украшены дымковские игрушки?
- Ребята, чем работы дымковских мастеров отличаются от других? (необычный по яркости узор, праздничные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс.
"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстети.
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора.
Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.
Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен.
Методическая разработка занятия "Беседа на тему: Русское народное творчество. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Русская матрешка"
Методическая разработка занятия для учащихся по программе "Путешествие в мир искусства".
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн.
Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо.
Автор: Павлова Вера Валерьевна воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация: эта сказка написана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и может быть использована педагогами при ознакомлении дошкольников с некоторыми народными промыслами. Сказка разделена на главы, чтобы легче было познакомить дошкольников с одним народным промыслом. При этом сюжет познавательной сказки выстроен в виде путешествия одного персонажа – девочки Василисы.
Цель: ознакомление дошкольников 5-7 лет с народными промыслами через путешествие девочки Василисы
Задачи:
1)расширить представление дошкольников о некоторых народных промыслах;
2)рассказать, каким образом мастера изготавливают игрушки, посуду и различные предметы, используя различные технологии изготовления;
3)воспитывать любовь к народным промыслам и уважение к мастерам;
4)воспитывать любовь к познавательным сказкам
Глава 1. Путешествие Василисы в город мастеров Дымково.
Жила – была красавица девочка по имени Василиса. Это была любознательная, веселая и аккуратная девочка, которая очень любила путешествовать и узнавать новое. А главное, Василиса увлекалась тем, что интересовалась народными игрушками, изделиями с различными русскими народными росписями.
У Василисы в ее квартире хранились очень интересные игрушки из белой глины: яркая Барыня, ее Кавалер и Петушок.
Игрушки эти Василисе подарила давным – давно ее бабушка Прасковья Николаевна. Василиса берегла эти игрушки, всегда аккуратно с ними обращалась, но ей было интересно, как же можно сделать такую необычную игрушку.
Василиса внимательно слушала рассказ мастерицы Марии и смотрела за ее работой.
«Ваша Барыня сейчас коричневая, а моя игрушка белого цвета и ярко раскрашенная. Расскажите, как же получаются дальше такие игрушки», - попросила Василиса.
«Хорошо», - ответила мастерица Мария. «Дальше мы сушим наши игрушки на воздухе 3-5 дней. Давным – давно эти игрушки обжигали в русских печах, глина становилась как бы прозрачной в горячей печи, потом игрушки медленно остывали. Сейчас обжиг игрушек происходит в муфельных печах, высокая температура больше 1000 градусов придаст игрушкам прочность. Эти печи большие по размеру, поэтому игрушек там обжигают много.
Когда игрушки вынимают из печи, то они коричнево – красные. Для того, чтобы игрушка стала белой мастерицы в старину использовали раствор мела на молоке, они окунали туда игрушку полностью. Молоко на игрушке скисает, образуется пленка козеинового клея белого цвета.
Теперь мастерица приступает к росписи игрушки. Мастерицы в старину сухие краски растирали с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Расцветок было мало, только основные цвета, использовали сажу, фуксин, хром. Позже мастерицы стали использовать гуашь, разведенную на яйце. Сейчас делаются росписи яркими и стойкими акриловыми красками. Сверху краски наклеиваются кусочки сусального золота или потали – смеси цинка и меди. Все это придает игрушкам яркость и блеск. Вот так получаются наши знаменитые на всю Россию Дымковские игрушки» - так завершила рассказ мастерица Мария.
Василисе очень понравился рассказ мастерицы Марии, она угостила ее пирожками, которые приготовила в дорогу ей бабушка. Мария и Василиса пили чай из чашек белого цвета с прекрасными голубыми розами в центре. Мария подарила Василисе игрушку «Карусель» на память о таком необычном путешествии.
Василиса поблагодарила мастерицу Марию за познавательный рассказ и отправилась на встречу с мастерицей подругой Марии, которая расписывает фарфор Гжельскими узорами.
Глава 2. Путешествие Василисы в село по производству Гжельского фарфора.
Василиса узнала от мастерицы Марии о том, что есть в Московской области село Гжель, где изготавливают знаменитый на весь мир фарфор с рисунками синего цвета. Также Мария подсказала Василисе, как найти ее подругу Анну, которая расписывает этот фарфор.
Василиса быстро нашла дом, где жила Анна и встретилась с ней. В доме Анны было очень много сувениров и посуды, выполненной в стиле Гжельской росписи. Василисе захотелось узнать об истории этого русского промысла.
Анна начала свой рассказ так: « Очень давно люди, которые жили в наших местах, хотели заниматься земледелием, но это было неудачное занятие, потому что в этих краях было много белой глины. Потом гончарные мастера поняли, что эту глину можно использовать, чтобы получать удивительные игрушки, посуду.
Отличаются работы гжельских мастеров своей неповторимой росписью – узор в синих тонах на белоснежном фоне и рисунок с растительными орнаментами. Контраст кобальтовой краски и белого фона восхищают всех тех, кто хоть раз видел гжельскую роспись. Также работы наших мастеров изготавливаются вручную до сих пор.
Рисунок мастера наносят под глазурь, только потом изделия обжигают в печах. Кобальтовая краска выдерживает температуру 1300 градусов.
Мастера изготавливают из фарфора чайные пары, сервизы, различные вазы, заварочные чайники, сахарницы, розетки для варенья, самовары и различные сувениры».
«Это очень интересно!» - сказала Василиса, рассматривая у Анны сувениры в виде талисманов Сочинской Олимпиады.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие яркие и красивые предметы», - попросила Василиса Анну.
Мастерица Анна продолжила свой рассказ: «Ты видишь, что все изделия разные. Наши мастера должны быть очень аккуратными, с творческим воображением, чтобы создавать такие сувениры или предметы посуды.
А сам процесс можно разделить на 5 этапов: создание заготовки, подготовка к росписи и первый обжиг, контроль и отбраковка изделий, роспись, второй обжиг.
При заготовке мастер создает форму из глины под фарфор по эскизам художника. При этом мастер использует гончарный круг. Когда форма из гипса готова, в нее заливают фарфоровую массу, которая постепенно застывает. Гипс хорошо впитывает влагу. Мастер изготавливает все элементы посуды в разных формах, поэтому он должен быть очень аккуратным.
Потом проходит подготовка к росписи. Здесь мастер делает шлифовку изделия и обжиг. Когда художники наносят рисунок, он должен ровно ложиться на изделие. Для этого мастер зачищает изделие ножичком и шлифует. Все это делается вручную. Все неровности сглаживаются поролоновым валиком. Изделие поступает на обжиг в печь, где проводит 8 часов.
После обжига надо мастеру проконтролировать качество изделия и найти, есть ли в нем дефекты. Для этого мастер использует раствор фуксина, который в неровностях скапливается и окрашивается ярко-красным цветом. Если дефект нельзя устранить, изделие попадает в брак, а потом на переплавку.
Потом начинается самый интересный этап - роспись. У каждого мастера свой стиль росписи, в конце работы мастер ее подписывает. Потом мастер отправляет изделие вручную в ванну с горячим парафином, потом в глазурь и на второй обжиг. Этот обжиг проходит 18 часов.
Роспись называется подглазурная. Изделия с гжельской росписью можно мыть как вручную, так и в посудомоечной машине.
Узор на изделии вначале тщательно продумывается, потом наносится на фарфоровую поверхность. Мастера в древности наносили рисунок без эскизов. Вдохновляла их природа или картины народной жизни. Роспись делается раствором окиси кобальта, который приобретает после обжига насыщенно синий цвет. Мастера используют в работе беличьи кисточки.
После обжига изделия отправляют на фасовку и в магазины.
Все работы мастера выполняют вручную, работа сложная, кропотливая, поэтому и работают там женщины» - так завершила свой рассказ мастерица Анна.
«Это так увлекательно, работать на таком заводе и изготавливать такие интересные изделия и сувениры!» - сказала Василиса. «Мне было очень интересно узнать об истории и о том, как же такие изделия получаются!»
Мастерица Анна подарила на память любознательной девочке Василисе сувениры – символы Олимпиады в Сочи. Василиса поблагодарила мастерицу Анну за подарок.
И тут Василиса увидела, что у Анны есть необычная игрушка – Матрёшка.
Анна рассказала Василисе, что есть у нее подруга мастерица Варвара, которая расписывает этих ярких матрешек.
Глава 3. Путешествие в город Семёнов и знакомство с Матрешкой.
Василиса отправилась в город Семёнов, который находится в 70 км от нижнего Новгорода. Именно там живет мастерица Варвара. Василиса быстро нашла дом, где жила Варвара.
Когда Василиса зашла, то увидела на полках самых разных матрешек: там были и неваляшки, и матрешки - девочки и даже матрешки – мужички и матрешки – мальчики.
Василиса обратила внимание на то, что у всех них есть общие особенности: волосы черного цвета, у девочек на голове платок, лицо и руки не закрашены, по деревянному фону нарисованы глаза, брови дугой и яркие щеки, рот небольшой и алые губы. Все матрешки – девочки в передниках с яркими бордовыми или красными цветами. Руки у матрешек опущены по бокам, на платках сзади изображен богатый букет цветов.
«Расскажите, пожалуйста, как же получаются такие матрешки», - попросила Василиса мастерицу Варвару.
«Хорошо!» - ответила мастерица Варвара. «У нас на заводе есть мастера – токари. Они вытачивают вручную болванки – белье под роспись матрешек.
У мастеров есть разделение труда. Каждый мастер выполняет только свою часть работы. Одни мастера грунтуют изделия, другие делают наводку – черной краской рисуют все нужные контуры – глаза, волосы, одежду, руки, лицо. Также мастера один закрашивает красным, другой желтым цветом, расписывают цветы на матрешках. Также потом все изделия покрывают лаком. Работают мастерами в основном женщины. Все эти операции мастерицы делают вручную. Все матрешки получаются разными, никогда нет с одинаковым лицом и одеждой.
Каждая мастерица может заменить другую при необходимости, потому что обучаются всему процессу изображения матрешки», - вот так и получаются наши Семёновские матрешки, завершила свой рассказ мастерица Варвара.
«Мне очень нравятся эти расписные деревянные игрушки. С ними приятно играть, они такие красочные, везде во всем мире узнают матрешек!» - сказала Василиса. «Спасибо Вам, Варвара за такой интересный рассказ. Интересно узнавать о народных промыслах, которые есть у нас в России, которые известны во всем мире».
Василиса заметила на полке у Варвары набор деревянной посуды черного цвета с яркими красными, зелеными и золотыми росписными элементами.
«Какой интересный набор посуды. Это тоже делают у Вас на фабрике?» - спросила Василиса у Варвары.
«Нет, это подарок от моей подруги мастерицы Ольги. Она работает на фабрике «Хохломская роспись». Можешь сходить к ней в гости, она тебе расскажет про Хохлому», - ответила Варвара
«Спасибо, Вам Варвара. Мне очень приятно было с Вами познакомиться!»- сказала Василиса.
Варвара подарила Василисе на память прекрасных деревянных матрёшек, выполненных в стиле семёновских матрешек.
Глава 4. Путешествие к мастерам Хохломской росписи.
Василиса отправилась в гости к мастерице Ольге. Ольга жила недалеко от Варвары.
Ольга приветливо встретила любознательную девочку.
«Много слышала о тебе, Василиса, от моей подруги Варвары. Она рассказала мне, что ты увлекаешься историями о народных игрушках и промыслах. Хочешь, расскажу тебе о Хохломе?» - спросила Ольга.
«Мне очень интересно послушать Ваш рассказ, дорогая мастерица!» - ответила Василиса.
Ольга усадила Василису на диван, и начала свой рассказ.
«История промысла Хохлома началась очень давно. Рассказывают наши мудрые старики, что давным – давно жил один человек, который умел вырезать из дерева чашки, ложки, а когда он их раскрашивал, то все думали, что они сделаны из чистого золота. Об этом человеке узнал царь, очень рассердился, что у него нет такого мастера. Солдаты пошли выполнять приказ царя, только не нашли они этого мастера, он ушел, зато научил крестьян делать такую удивительную яркую золотую посуду», - начала свой рассказ с истории промысла мастерица Ольга.
«Очень интересная история! Как же потом стали изготавливать такую необычную деревянную посуду?» - спросила Василиса.
«Сейчас я тебе об этом расскажу!» - продолжила Ольга. «Сначала мастера делают грубые бруски – заготовки из дерева. Потом на токарном станке заготовкам придают нужную форму, это называется «белье». После сушки «белье» грунтуют жидкой глиной – вапой. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями льняного масла – олифы. Это очень важная операция, от нее зависит качество изделия. Так мастер покрывает изделие 3-4 раза за день. Последний раз сушат изделия до «небольшого отлипа» - олифа прилипает к пальцу и не пачкает его. Дальше операция «лужение» - мастер втирает тампоном из овечьей кожи в поверхность изделия алюминиевый порошок. Тогда изделия приобретают блеск и готовы к росписи.
В росписи художники применяют масляные краски. Главные цвета Хохломской росписи – красный (киноварь) и черный (сажа). Также используют коричневый, зелень светлого тона и желтый, чтобы оживить цвет изделий. Мастера используют различные орнаменты в росписи: «пряник», «травка», «кудрина». Все изделия мастер расписывает вручную.
Расписанные изделия покрывают лаком в 4- 5 слоев и закаливают 3-4 часа в печи при 150-160 градусах до получения маслянисто – лаковой пленки золотого цвета. Вот так и получаются изделия «Золотой Хохломы»- завершила свой рассказ мастерица Ольга.
«Спасибо, Ольга! Вы так интересно все рассказали. Я узнала много нового о народной росписи Хохлома. А еще я поняла, что каждый мастер, который занимается народным промыслом, изготавливает свои изделия вручную, ни одно изделие не похоже на другое!» - ответила Василиса.
Ольга подарила для Василисы набор расписных досок и пожелала успехов в ее путешествии.
Василиса попрощалась с Ольгой. Теперь ей пора было возвращаться домой и рассказать своим друзьям и бабушке Прасковье Николаевне обо всем том, что она узнала от мастериц и их народных промыслах.
Бабушка похвалила свою внучку Василису за то, что она заинтересовалась несколькими русскими народными промыслами. Василиса побывала в гостях у разных мастериц своего народного промысла. Теперь девочка сможет различить изделия разных промыслов друг от друга, а главное, она расскажет об этом своим друзьям и подругам в школе, чтобы они смогли приобщиться к народным промыслам и гордиться мастерами своей земли. "Всякая работа своего мастера хвалит" – так говорит народная мудрость.
Читайте также: