Резьба игрушек из древесины
Когда-то игрушки из дерева практически не имели альтернативы для подавляющего большинства семей с детьми. В наши дни эта ниша почти полностью занята изделиями из пластика, при этом зачастую не самого качественного. Некоторые продавцы ещё предлагает фабричные игрушки из дерева, но их цены впечатляют. Выходом из сложившейся ситуации могут стать деревянные игрушки своими руками. Для их изготовления достаточно обладать минимальными навыками владения простыми деревообрабатывающими инструментами.
Популярные деревянные игрушки
Древесина – превосходный материал для изготовления самых разнообразных предметов и вещей повседневного пользования. Часть из них потребует от вас высокого мастерства, но сделать многие деревянные игрушки своими руками достаточно просто. К их числу в первую очередь относятся развивающие предметы для детей возрастом до четырёх лет:
кубики с азбукой, тематическими рисунками (пазлами) и арифметические; Деревянные кубики своими руками
кубики с азбукой, тематическими рисунками (пазлами) и арифметические; Деревянные кубики своими руками
простые конструкторы для сборки домиков, машинок, корабликов и прочего. Деревянный конструктор своими руками
простые конструкторы для сборки домиков, машинок, корабликов и прочего. Деревянный конструктор своими руками
Поскольку дети быстро учатся и растут, такие забавы ненадолго привлекают их внимание. Поэтому вам стоит научиться делать более сложные деревянные игрушки своими руками. В числе самых популярных игрушек подобного рода можно назвать:
богородские игрушки – знаменитые кузнецы и их вариации, гимнасты на турнике и другие фигурки с подвижными частями;
богородские игрушки – знаменитые кузнецы и их вариации, гимнасты на турнике и другие фигурки с подвижными частями;
- узнаваемые модели транспортных средств – грузовики, вагончики, паровозы и т. д.
Мотивация тех, кто делает деревянные игрушки своими руками, за редким исключением вряд ли связана с денежной выгодой. Это скорее выражение любви к своим детям, а также предмет их гордости за мастеровитых родителей. Для многих из них изготовление таких игрушек становится настоящим увлечением, в котором можно достичь больших высот.
Материалы и инструменты
Игрушка в первую очередь должна быть безопасной для ребёнка. В наибольшей мере это зависит от свойств материала и качества его обработки. Поэтому деревянные игрушки своими руками рекомендуют изготавливать из лиственных пород древесины:
Более твёрдые сорта (дуб, берёза, фруктовые породы) также используют в изготовлении игрушек, но они сложнее в обработке. Хвойные породы, древесина которых склонна к образованию длинных острых щепок, для детских игрушек не подходят.
Чтобы делать деревянные игрушки своими руками, одного желания недостаточно. Вам нужно будет обзавестись минимальным набором инструментов и расходных материалов. В их число входят:
- ножовка;
- лобзик;
- дрель;
- шлифовальная машинка;
- режущие инструменты – стамески, долота;
- инструменты для разметки заготовок;
- клей по дереву, лаки и т. д.
На самом деле набор инструментов определяется индивидуально в зависимости от того, какие деревянные игрушки своими руками вы собираетесь делать. Например, для изготовления цилиндрических деталей не помешает настольный токарный станок.
Порядок изготовления
Материал для деревянных игрушек можно заготовить и самому, но намного проще купить его в строительных супермаркетах, где есть специальные отделы по продаже неликвидов. Дешёвые обрезки, некондиционная древесина и фанера отлично подойдут, чтобы сделать из них деревянные игрушки своими руками. А порядок изготовления можно представить следующим алгоритмом:
- выполните его детализацию;
- определитесь со способом соединения деталей – предпочтительнее всего клей в сочетании с деревянными шпильками (шкантами);
- при использовании гвоздей высверливайте для них отверстия, чтобы не расколоть соединяемые детали;
- перед сборкой зачистите и отшлифуйте все части игрушки.
Для того чтобы сделать деревянные игрушки своими руками максимально качественно, для их изготовления следует взять хорошо высушенную древесину. Поскольку большинство деталей таких изделий мелких размеров, от вас потребуется предельная аккуратность при работе с материалом. Чем тоньше и меньше деревянная деталь, тем легче её расколоть. Окончательная отделка готовой игрушки может быть выполнена в цвете, с сохранением естественной фактуры и колера древесины, в технике выжигания. Помните, что лаки и краски для декора поверхностей не должны содержать летучих соединений и тяжёлых металлов.
Крепление вращающихся колёс проще всего выполнить мебельными (обивочными) гвоздями. Намного надёжнее будет их установка с использованием металлических шпилек (осей), например из велосипедных спиц. Ещё лучше использовать специальные шпильки с резьбой, что позволяет зафиксировать колёса гайками и не даст им отвалиться. Наличие в игрушке мелких деталей значительно повышает её ценность в глазах ребёнка. Например, для автомобиля можно сделать номерной знак, приклеить крылья над колёсами и т. д.
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.
Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.
Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.
Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.
Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.
В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Как создают Богородскую игрушку
Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).
Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.
А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.
Работа богородским ножом
Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.
Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.
Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.
Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.
Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.
Раскрашенная богородская игрушка
Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.
Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.
Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.
Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.
Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад
Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.
Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".
Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.
Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".
Игрушка на кругу «курочки»
И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.
Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики
Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.
Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").
У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".
Листья на пружинках
Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.
Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".
«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.
В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.
Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".
Подвижная композиция «Крестьянская изба»
Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.
Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.
Роспись богородской игрушки
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.
Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.
В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
История артели
Резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, не только в Сергиевом Посаде и Богородском.
В 1913 году резчики Ф.С. Балаев и А.Я.Чушкин в селе Богородском организовали артель, которая дала мастерам экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году артель переобразовалась в «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей с 7 лет мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» становится фабрикой художественной резьбы.
Все, что окружало резчиков - крестьянская жизнь, домашние животные, птицы, сказки – становилось игрушками.
Богородские игрушки делают из липовых чурочек, 4 года сушеных, 4-мя ударами топора колотых, по старинным лекалам кроенных, богородским ножом резаных.
Богородский стиль
Игрушки бывают: резные не крашеные – бельё; токарные расписные; деревянная скульптура. Богородские игрушки подвижные – на планке, на кнопке и на балансе. Простые, продуманные веками конструкции не ломаются в руках маленьких умельцев.
Расписывают игрушки яркими, сочными красками. В росписи нет мелких деталей, потому что эти игрушки для самых маленьких.
“Кузнецы” - игрушка на планке. Работящий, хитроватый мужик и доверчивый медведь, по очереди колотят молотами по наковальне, стоит подвигать планку.
«Курочки» - токарная игрушка на балансе. Покрути шарик на веревочке и курочки по очереди клюют зернышки.
300 лет дети играют “Кузнецами” и “Курочками”.
Обучалось на курсе около 60 человек, 4 группы. Учился 3 года мастерству, вечером ШРМ – рабочая школа молодежи.
Резчиков на фабрике было 250 человек. В 90-е годы фабрика не смогла держать на балансе училище и лет 20 детей не учли. Сейчас обучают, сделали техникум с дневным образованием на 4 года.
"Балерина". Андрей ездил в Иркутск с "Балериной" на конкурс, там она и осталась - купили. Конкурс не выиграли.
Директор на фабрике хороший был – Поздняков Алексей Михайлович. В 90-е открыл курсы, понимал, что без молодежи предприятие умрет. Андрей там преподавал, будущая жена у него училась.
Женился в 93 г., родился сын. Сейчас в армии служит, но специальность уже есть - реставратор художественного метала. "Детей надо заставлять. “Вдруг он не захочет, он у меня …” Если не развивать и не прививать, он и не захочет".
Андрей замечательный хозяин - ремонт в квартире сам, сало солить - сам, нарисовать декорацию к спектаклю, который ставит в детсаду жена Таня - тоже сам. Жена творческий человек, завдетсадом. Ремонт вместе сделали, мебель вместе выбирали, обедают дома - вместе.
Фотография декорации Андрея Чернова к спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Чтоб все дети ходили в такие садики!
Объемная скульптурная резьба по дереву считается самым сложным видом резного искусства. Декоративные резные фигурки из дерева своими руками создаются в несколько этапов, во время которых потребуются различные инструменты для резьбы, вдохновение и усидчивость.
Декоративная анималистика
Очень часто для создания скульптур резчики выбирают изображения животных. Создание фигурок животных из дерева увлекательное и благодатное занятие. Как прекрасны они в своем многообразии – изящные, мощные, спокойные или стремительные. Вдохновение для работы мастера ищут как в различных фото и рисунках, изображающих зверей, так и в наблюдении за интересующими экземплярами в зоопарках или зоологических музеях.
Наблюдение за поведением кошек, собак или других животных позволит лучше понять их строение и пластику. Они послужат натурой для создания эскиза для резьбы или серии фотоснимков. Не менее привлекательны для воплощения в резьбе образы птиц. Совы, куропатки, глухари и даже домашние куры прекрасно смотрятся в фигурках ручной работы, благодаря возможности эффектно прорисовать красоту оперения.
Также стоит обратить внимание на изображения слонов. Массивный облик этого благородного животного можно воплотить в экзотических породах древесины. Конечно, в начале нужно правильно выбрать объект, чтобы не разочароваться в результате работы.
Не стоит сразу браться за сложные резные фигуры, ориентируясь на красивые фотографии летящей совы, диких кошек или прекрасных слонов, выточенных из красного дерева.
Практичность и правильный расчет своих сил – вот важные критерии выбора эскиза для создания резной фигурки своими руками. Рисунок для резьбы должен быть четким, с хорошо просматриваемыми деталями и желательно в профиль. Фотографии, зарисовки и наблюдения также важны – они предоставляют дополнительную информацию о строении животных.
Подготовка к созданию фигурок из дерева
После того как идея сформировалась и накоплено достаточно материала пришло время создания эскиза.
Если вместе с фигуркой животного или птицы сложилась целая композиция ее также нужно детально прорисовать. Сложную фигуру желательно разобрать в пространстве со всех сторон. Эскиз переносится на кальку, а затем на деревянную заготовку.
На подготовительном этапе опытные резчики настоятельно рекомендуют не начинать работу сразу на дереве. В начале следует сделать модель, слепив ее из глины или пластилина. Вымеренная, тщательно продуманная лепная модель поможет не совершить ошибок, а работа будет выполнена гораздо быстрее и качественнее.
Инструменты для резьбы
Хотя резать дерево можно любым острым предметом с помощью специализированного инвентаря сделать красивую фигурку своими руками намного проще и приятнее. Для работы потребуются следующие инструменты для резьбы по дереву:
- Резак. Нож с коротким скошенным лезвием. В зависимости от ширины режущей кромки может иметь самое разное назначение. Например, резак-топорик используется для грубой обработки дерева. Резцы с узкой кромкой до 16 мм прекрасно подходят для труднодоступных мест и вырезания мелких деталей.
- Богородский нож. Подходит практически для всех типов работ от грубой обработки до создания тонкой проработки. Прекрасно подходит для скульптурной резьбы.
- Нож-косяк. Для мастера практически универсальный нож. Лезвие косяка короткое и скошенное. Чаще всего используется для создания резного орнамента на плоской поверхности.
- Стамески загнутые. Используются для выборки фона и имеют разную ширину режущей кромки от 5 до 10 мм.
- Стамески полукруглые, плоские, угловые. Применяются для грубой зарубки, получения вогнутых деталей и углублений на поверхности изделия.
Чтобы сделать деревянные фигурки своими руками также понадобятся следующие инструменты:
- дрель;
- ножовка;
- шлифовальная машинка;
- рашпили;
- киянка;
- наждачная бумага разной зернистости.
Выбор древесины
Резьба своими руками может производиться практически из любой древесины – бревна, склеенных досок, чурок, ветвей необычной формы, коряг и прочего. Например, для создания скульптур животных прекрасно подходят комли деревьев с корнями. А из разветвляющихся стволов получаются прекрасные деревянные фигурки кошек. Главное, чтобы материал был хорошо высушен и не имел дефектов в виде трещин, гнили или повреждений насекомыми.
Умение эффективно использовать материал приходит с опытом, а для обучения подходят следующие мягкие породы древесины:
Деревянные заготовки из этих сортов режутся без лишних усилий и не затупляют инструменты. Есть и другие варианты материала, но сделать резьбу и обработать их будет сложнее:
- Дуб. Очень прочен и декоративен, но плохо поддается обработке из-за высокой плотности древесины.
- Клен. Имеет плотную структуру и устойчивость к сколам. Из клена можно сделать мелкие украшения и детали.
- Сосна. Имеет выраженный красивый рисунок, но склонна к сколам.
- Ель. Хуже сосны поддается резке, однако имеет более однородную структуру.
- Береза. Имеет колкую структуру, но зато хорошо поддается декоративной обработке, прекрасно полируется и принимает окраску.
Процесс изготовления резной фигурки
Для изготовления фигурки ручной резьбы нужно организовать комфортное рабочее место. Высота стола должна быть удобной, а освещение правильным. Чтобы обезопасить процесс работы, заготовку лучше зафиксировать на верстаке.
Черновая обработка и выборка основной формы
Готовый эскиз переноситься на деревянные заготовки. Необязательно переносить все детали рисунка, достаточно основных контуров. Самые большие участки, куда не попадает резьба, обрубаются. Однако не нужно спиливать все, чтобы заготовку было удобнее держать. Остальные части спиливаются после того, как статуэтка будет почти готова.
- Грубая обработка. Ножовкой или топориком заготовка обрабатывается до обобщенной геометрической фигуры, которая вскоре станет статуэткой кошки, совы, обезьяны или другого животного.
- Вывод на четыре грани. Вырезание контуров фигуры по четырем граням: боковой, фронтальной и тыльной. На этом этапе уже заметнее выделяются выступающие части статуэтки. Используются резцы с широким лезвием.
- Гранение на восемь граней. С квадратных контуров заготовки срезаются углы с учетом рельефа фигурки. Периодически нужно сверяться с эскизом и проводить дополнительные линии простым карандашом, который меньше пачкает древесину и не въедается в ее структуру. Также на этом этапе окончательно формируется положение фигурки и ее динамика. Уже хорошо просматривается замысел художника, хотя округление и детализацию делать пока рано. Для работы лучше использовать более узкие стамески и резцы (нож-косяк и богородский нож).
Чистовая отделка
После формирования основных контуров переходят к округлению граней и оформлению мелких деталей, орнаментов и рельефов. Используются самые различные стамески, копьевидные резцы. Если на заготовке приходится рисовать, сделать это нужно аккуратно, иначе после деревянные поверхности очистить будет сложнее.
Чистовая отделка требует точности, поэтому режущий инструмент должен быть постоянно наточенным.
Лезвия затачиваются специальными брусками или наждачной бумагой максимальной зернистости. После этого инструменты правятся кожаным ремнем с применением хромосодержащих паст.
Резьба с детальной проработкой осуществляется следующим образом:
- На черновую заготовку наносятся линии деталей рисунка.
- Края элементов фигурки прорезают на нужную глубину ножом.
- Осуществляется резьба с постепенным выбиранием древесины стамеской или резцом.
- Сглаживаются грани и углы.
- Тщательно формируются углубления. Вначале они прорезаются, после формируются более аккуратные края.
- Если в фигуре предусмотрены сквозные отверстия – их высверливают дрелью, а после расширяют и оформляют резцами.
- Формируется резьба на гладких поверхностях статуэтки, создается повторяющийся рельеф (насечки, выборка).
Ошкуривание и защитная обработка
Шлифование фигурки производиться не всегда – это зависит от видения художника.
Иногда чистовая резьба проводится после ошкуривания изделия. Только следует иметь в виду, что в таком случае инструмент будет затупляться быстрее. Для шлифования потребуется наждачная бумага и шлифовальная машина. Вначале используют бумагу с грубой абразивной поверхностью, постепенно переходя к более мелкой зернистости.
После ошкуривания следует покрыть готовую фигурку специальными составами, которые защитят дерево от внешних факторов и подчеркнут его природную красоту.
При этом главное не испортить изделие некачественными средствами или излишествами. Заключительная отделка деревянной фигурки может быть различной от простого покрытия лаком или морилкой, до придания изделию благородной старины с помощью разнообразных техник.
Фигурки животных из резного дерева
Животных изображают как в движении, так и в сидячей или лежачей позе.
Образ животного или птицы необязательно должен копироваться целиком и полностью. Такое доступно только художникам-профессионалам. Деревянные фигурки животных узнаваемы и в более простых формах.
Резные кошки из дерева
Изображение кошек в резьбе – это символ грации, красоты и независимости. Кошка может миролюбиво сидеть на задних лапах, готовиться к прыжку или лениво потягиваться. Статуэтки деревянных кошек украсят любой интерьер, принесут жизнерадостную и уютную нотку в помещение.
Есть поверье, что кошка с поднятым хвостом символизирует процветание. Кошка с котенком – счастливое материнство. Несколько кошек олицетворяют дружбу и любовь. Часто фигурки кошек имеют вытянутую форму. Такую изящную статуэтку своими руками сможет сделать даже начинающий мастер.
Главное тщательно проработать плавность линий и до блеска отшлифовать поделку. Темная морилка придаст изделию благородства.
Фигурка слона
Резные фигуры слонов – это символ, мудрости, благоразумия и мощи. В странах Азии и Африки слонов почитают как проницательных и благородных животных. Считается, что счастье приносят деревянные статуэтки слонов с поднятым хоботом. Хобот, свернутый в кольцо сулит удачное разрешение любых дел. Статуэтки слонов также считаются символом материального благополучия и достатка.
Для величественных фигурок слонов не жалко потратить ценную древесину: красное дерево, зебрано или венге. Хотя в этом случае без топора, широких стамесок и киянки тоже не обойтись.
Обезьяна
Очень интересным животным для резчика являются обезьяны, благодаря живой часто очень «человеческой» мимике. Обезьяны умные и ловкие животные особо почитаемые в странах востока. Популярные скульптурные композиции, связанные с обезьянами часто создаются в образе трех мудрых обезьян.
Одна из которых закрывает уши, чтоб не слышать зла, вторая накрывает руками глаза, чтобы не видеть зла и третья прижимает палец к губам, чтобы не говорить о зле.
Вырезание птиц своими руками из дерева лучше всего начинать с изготовления фигурки совы со сложенными крыльями. Компактное, немного угловатое тело совы легко воплотить в резьбе, имея под рукой прямоугольный брусок из дерева.
Самым сложным этапом работ будет вырезание торцевой части совы, где будут располагаться глаза и клюв птицы. По бокам расположатся крылья, а на спине совы нужно будет вырезать повторяющийся рельеф, имитирующий рисунок перьев, и красивая ночная птица украсит любой интерьер.
Принципы создания резных фигурок из дерева описать словами достаточно трудно, поэтому перед работой потребуется изучить еще немало видео материалов, чтобы более полно ознакомиться с техникой скульптурной резьбы.
Читайте также: