Проект глиняная игрушка 5 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Тайны глиняных игрушек»
Выполнили: обучающиеся 5 класса
Руководитель проекта: учитель ИЗО
Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению к прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Филимоново Дымково, Каргополь.
Предмет исследования:
Русские народные глиняные игрушки.
Цель исследования:
Найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Задачи исследования:
1.Систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;
2.Выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров.
Филимоновская игрушка
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть - образуют веселый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.
Ученые считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.
Делают игрушки из иссиня-черной местной глины, которая после обжига становится светлой.
Желтый, красный, зеленый - основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.
В наши дни в деревне Филимонове игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.
Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
Дымковская игрушка
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.
Ласково и нежно называют эту игрушку - «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся - будто в дыму, в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость - изюминка,
В ней удаль и размах.
Синейте охра с суриком
По всей земле в домах.
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки.
На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.
Это краски яркие-яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пестро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.
Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.
История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. Зачастую это разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.
Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки
Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.
Создание и оформления глиняной игрушки
Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.
Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .
По инструкции замесил глиняную массу
Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей
Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке
После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно
После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.
Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.
Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.
И вот результат моей работы.
Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .
История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. Зачастую это разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.
Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки
Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.
Создание и оформления глиняной игрушки
Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.
Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .
По инструкции замесил глиняную массу
Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей
Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке
После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно
После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.
Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.
Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.
И вот результат моей работы.
Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .
История русской глиняной игрушки начинается в дали веков. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов II тысячелетия до н.э. Это глиняные топорики, посуда, погремушки. Зачастую это разбитые экземпляры игрушек, позволяющие судить не столько об их художественных достоинствах, сколько о давности происхождения и способе изготовления. Игрушки были вылеплены вручную из комочков глины, обожжены; на некоторых видны следы окраски и росписи.
Технология изготовления и сюжет глиняной игрушки
Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.
Создание и оформления глиняной игрушки
Глиняное тесто, или керамическая масса, представляет собой смесь, прошедшую определенный технологический процесс, после которого она готова к изготовлению гончарных изделий. В промышленных масштабах для этого применяются специальные машины – прессы. Но для изготовления ее в небольшом количестве весь процесс можно упростить.
Я же пошел путём наименьшего сопротивления - купил в магазине готовую глиняную массу для лепки и приступил к творческому процессу .
По инструкции замесил глиняную массу
Я решил слепить петушка, который состоит из двух частей
Обе части игрушки соединил между собой и приступил к затирке
После затирки изделие высыхало сутки , но дало мелкие трещинки и пришлось затирать его повторно
После повторной просушки ,я приступил к грунтовки игрушки.
Грунтовка сохла почти неделю, и вот я приступил к самому сложному и кропотливому этапу – нанесения узора.
Процесс росписи игрушки занял у меня более двух недель.
И вот результат моей работы.
Анализируя проделанную мной как исследовательскую , так и творческую работу я пришел к следующему выводу : процесс изготовления современной глиняной игрушки значительно отличается от работы мастеров древности. Если раньше при изготовление глиняной игрушки присутствовал этап обжига , то сегодня можно создавать ее без него. Наша гипотеза подтвердилась . То есть процесс создания глиняной фигурки стал намного проще, что вполне естественно. При этом творческая деятельность по созданию глиняных игрушек не стала менее интересной и захватывающей .В наш век конструкторов и компьютерных развлечений иногда полезно создать свое маленькое произведение искусства и вложить в нее частичку своей души .
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
Курс повышения квалификации
Особенности методической работы в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 862 человека из 80 регионов
«Музыкальная деятельность и одаренность ребенка. Выявление уникальных способностей»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
АбашевоКарго-польФилимо-новоДымково 1. Год начала производст-ва 2. Город 3.Материал 4. Цве-товое решение 5. Узор 6. Дополни-тельные элементы
ФИЛИМОНОВО Филимоновская игрушка, Тульская область, 18 век Высота игрушек от 5 до 40 см.
КАРГОПОЛЬ Каргопольская игрушка, Архангельская область, 18 век Высота игрушек 10-15 см.
АБАШЕВО Абашевская игрушка, Пензенская область
ДЫМКОВО Дымковская игрушка, г.Киров (Вятка), 19 век
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 917 510 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
«Интеграция современного искусства в детское творчество»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Другие материалы
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Горяева НА., Островская О.В./ Под ред. Неменского Б.М.
«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
- Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
- Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
- Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
- Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
- Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
- Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»
Оставьте свой комментарий
- 22.05.2018 404
- PPTX 973 кбайт
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Бузунова Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
60 минут
«Применение веб-квест технологий в современной школе»
68 минут
«Инновация. Инновационные технологии»
70 минут
«Внедрение в образовательный процесс навыков саморегуляции для детей и взрослых на физическом, эмоциональном и ментальном уровне»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Читайте также: