Проект дымковская игрушка 3 класс родное чтение
Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий произведения прикладного искусства, содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, обучение вычленению существенных признаков текста.
Развивающие: развитие критического мышления, речи, умения ставить проблемные вопросы, анализировать и сравнивать, пополнять словарный запас учащихся, обобщать полученные данные и делать выводы; развитие устной и письменной речи.
Воспитательные: создание условий для формирования познавательного интереса к чтению, прививать интерес к устному народному творчеству, способствовать сплочению классного коллектива.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Приемы ТРКМЧП: сравнительная таблица, «толстые и тонкие» вопросы, синквейн.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для групповой и индивидуальной работы, учебник, рисунки детей.
I. Организационный момент
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.
II. Повторение. беседа по содержанию.
- какой раздел мы изучали на прошлых уроках?
- Сказки – это жанр чего? (устного народного творчества)
Почему устное и почему народное? Попытайтесь ответить своими словами.
Б) Игра «фольклор» I ряд называет, что относится к устному народному творчеству русского народа. II ряд называет виды устного народного творчества тувинского народа.
В) Индивидуальная работа с карточками
Каждый записывает название сказки в нужный столбик – к какому виды сказок они относятся. «Каша из топора», «Заяц хвастун», «Скорый гонец», «Теремок», «Конек-Горбунок», «Волк и лица».
Сказки о животных
III. изучение нового материала.
1.Введение в тему.
- Люди окружали себя предметами, которые помогали им в жизни, в быту или служили украшением. Предметы быта человека. Что к ним относится? (посуда, одежда, игрушки и т.д.) Как вы думаете о чем мы будем читать сегодня на уроке? (ответы детей)
2. Работа над темой.
а) словарная работа и работа над произношением.
Изящная – тонко сделанная
Керамика – изделия из специальной глины
Насыщенный цвет - очень яркий
б) Установка на восприятие текстов. (авторы, называния текстов)
в) Комбинированное чтение текста. (Чтение текста учителем и сильными учениками)
Текст «Гжель» В.Кузьмина и Э.Кубышкиной.
г) первичная беседа по содержанию текста. – Понравился ли вам текст? А чем? Что вы запомнили?
д) Чтение текста учащимися «Про себя»
ж) Выборочное чтение
з) Беседа по содержанию.
- Какой цвет является основным на изделиях из Гжели?
- Что изображается на изделиях гжельских мастеров?
- Почему гжельские изделия из глины кажутся воздушными?
- Раньше тувинцы из каких материалов делали посуду?
Показ работ гжельских мастеров. Слайд №2
Аналогичная работа с текстом
«Дымковская игрушка» стр.26.
Справка. Дымковская игрушка. Самая знаменитая среди глиняных игрушек. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной ублор, множество оборочек, воланов, они ярко раскрашены. Это белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: красный, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый.
б) словарная работа
своеобразные – ни на что не похожие
в) Работа по содержанию
- Понравился ли вам текст?
- Почему эти игрушки называются дымковскими?
- Какие узоры украшают дымковскую игрушку?
IV. Этап зарепления новых знаний и способов действий.
а) Показ слайдов и выборочное чтение слайдов
б) Разгадывание загадки
Чудо с ними цветами,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
ы не слышало о… (гжели)
V.Этап применения знаний и способов на практике
1) Групповая работа. ТРМК. – Создайте группы из 4 учеников. Вспомните прочитанные тексты. Заполняйте таблицу и устно делайте выводы. У какой группы работа окажется интересной и творческой?
2) составление синквейна
Составьте синвейн на темы «Гжельская посуда», «Дымковская игрушка».
Давайте повторим правила составления синквейна.
Синквейн – своеобразное стихотворение – миниатюра из 5 строк
Первая строка – тема синквейна (1 имя существительное)
Вторая строка - характерные признаки предмета (2 имени прилагательных)
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (3 глагола)
Четвертая строка – что автор думает? (фраза из 4 слов)
Пятая строка – новое звучание темы (синоним) (имя существительное)
Любоваться, кушать, расписывать
Хочу иметь сервиз из гжели
-Ребята, настала пора оценить работу. Определим, кому что понравилось или не понравилось. Поднимите смайлики и с изображениями «Настроений». (Опрос учащихся – что нового они узнали, какая работа была интересной, трудной)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Карпатская ОШ № 16»
Дымковская игрушка
своими руками
Работу выполнили: учащиеся 3 класса
Руководитель проекта: Мирошниченко
2018 г .
Актуальность проекта:
Национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Зачем нам это нужно? Чему мы хотели научиться? Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию младших школьников. Воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке. Создать коллекцию дымковских игрушек.
Задачи проекта:
1. Изучить истоки дымковской игрушки.
2. Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов,
3. Научить превращать пластилин в дымковскую игрушку
4. Развивать художественный вкус учащихся. Учить видеть
красоту и выразительность образной передачи жизни в
игрушках отдаленного прошлого и современности.
5. Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное
отношение к традициям народа.
Вид проекта: краткосрочный.
Ожидаемые результаты:
Создать коллекцию дымковских игрушек, сделанных своими руками и пригласить родителей на выставку, оценить творчество своих детей.
Партнеры проекта:
§ Учащиеся 2 класса
Реализация проекта:
I этап – поисково-исследовательский:
- узнать историю зарождения народных промыслов на Руси;
- изучить историю дымковской игрушки, проследить её развитие;
- узнать откуда пришла к нам забавная и красочная дымковская игрушка;
- изучить узоры при росписи игрушки;
- продумать свой узор.
- подобрать пластилин и краски для изготовления игрушки;
- освоить технологию изготовления игрушки.
III этап – практический:
- изготовление (лепка) дымковской игрушки;
IV этап – редакционный:
- роспись дымковской игрушки:
IV этап – заключительный:
-оформить выставку «Дымковская игрушка»;
- пригласить родителей на выставку.
В магазинах продается достаточное количество игрушек, но самой любимой становится та, что сделана своими руками. Пусть она не так совершенна, но она нравится детям и взрослым. Дети познакомились с произведениями народных мастеров, узнали, откуда пришли к нам красочные забавные игрушки. Они используют для лепки не глину, а пластилин.
Отзывы о проекте руководителя проекта Мирошниченко Е.Н.:
Данный проект, на мой взгляд, получился познавательным, практическим и результативным. Все дети класса активно участвовали в проекте. Были прочитаны книги о дымковской игрушке, работали с Интернет-ресурсами.
Дети пополнили свой словарный запас новыми словами (гончар, ярмарка, поселенье и другие).
Более подробна была изучена история дымковской игрушки, разучивались шутки, прибаутки, стихи, изучили технику росписи дымковской игрушки, развивались навыки работы с пластилином, с красками.
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей. Игрушки понравились не только детям, но и родителям. Оттого мы и любим народные игрушки, что в них столько тепла и доброты.
Отзывы о проекте родителя 3 класса – Савчук Ю.М.
Выставка «Дымковская игрушка» мне очень понравилась. Дети не только сделали своими руками забавные игрушки, но и рассказали как появились первые игрушки, из чего их делали и какими красками раскрашивали. Мне было приятно, что дети так заинтересовались этим видом народного творчества.
1. Журнал начальная школа» №4 2008 год.
2. Горячева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 2003 год.
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 2003 год
Приложение № 1 Истоки дымковской игрушки
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополнятся выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве.
Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
В глубокой древности, когда под Вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружеских войска, много воинов погибло.
С тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. Позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье – свистунью.
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Приложение № 2 Технология изготовления игрушки
l Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки.
l Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
Приложение № 3 Обеливание. Цветовая гамма, геометрический орнамент
Игрушки погружали в раствор мелкого молотового мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка, красная глина превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Мы использовали водоэмульсионную краску.
Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а десяток: синюю, желтую, зеленую, голубую, розовую, малиновую… Начинали расписывать с самой светлой краски, заканчивали самой темной.
Мы раскрашивали игрушку гуашевыми красками, смешанные с куриным яйцом, такая краска не стирается и не блекнет после высыхания.
Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»
Проектная работа
на тему: «Дымковская игрушка»
Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.
2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.
Актуальность выбранной темы:
Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.
Мне было интересно узнать:
1. Где родилась дымковская игрушка?
2. Как возник этот вид промысла?
3. А для чего нужны дымковские игрушки?
4. Особенности производства дымковской игрушки.
5. Возрождение дымковской игрушки.
6. Порядок лепки игрушки.
7. Ознакомление с характером росписи игрушек.
Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.
Где родилась дымковская игрушка?
В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Как возник этот вид промысла?
Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
2. Основная часть.
2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки
Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
2.5. Технология изготовления игрушки.
1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.
Свернуть следующие два блина и получаются
Суть этого проекта в том, что подарки, сувениры, декоративные игрушки, сделанные своими руками, всегда высоко ценились в мире, они хранят частичку души, творение рук, неповторимость и оригинальность. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Краткое содержание. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, историю дымковской игрушки, практическая часть, заключение ,список литературы. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В первой главе ведётся обзор литературы по теме «История дымковской игрушки». Во второй главе описывается практическое выполнение Дымковской игрушки. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Автор доказывает, Дымковская игрушка может быть выполнена не только из вятской глины, но и из соленого теста, что является подтверждением гипотезы.
Общая оценка. Работу Гандоян Альберт выполнял при помощи классного руководителя и родителей, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной для исследования. При выполнении работы Альберт проявил: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполнял все рекомендации научного руководителя, и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.
Выводы: в целом это интересная работа, может быть оценена положительно и представлена VIII районная научно-практическая конференция младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку».
Нам много рассказывают народно- прикладном искусстве России. И мне захотелось узнать ещё больше об этом. Поэтому дома я стал задавать маме вопросы. Всей семьёй мы стали искать ответы. Cначала мы пошли в библиотеку, затем заглянули в интернет.
Дымковская игрушка вызывает у меня немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, играли какую-то другую роль в жизни людей?
Цель: научиться лепить из соленого теста и расписывать дымковской росписью фигурки животных и барышень
● Познакомится и изучить технику лепки из соленого теста и росписи дымковской игрушки.
●Собрать материал узоры и фигурки из Дымково
Обязательно ли для изготовления дымковской игрушки необходимо использовать глину, собранную на реке Вятке? Выяснить подойдет ли соленое тесто приготовленное в домашних условиях?
Методы работы: рассматривание, наблюдение, опыт, сравнение.
Теоретическая часть
В наше время многие ребята любят играть в компьютерные игры, смотреть телевизор , и мало интересуются теми занятиями, которыми увлекались наши предки много-много лет назад. Например - это лепка и роспись дымковских игрушек. Проводя наблюдения, я отметил, что ребята нашего класса хорошо знакомы с пластилином и умеют из него лепить, а вот лепка предметов из соленного теста у нас еще не очень получается.
Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы пол вяткой.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные.
Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые любимые фигурки - это животные: кошечки, собачки, лошадки, петухи и рыбки. А ещё барышни, у них красивые и яркие наряды.
История дымковской игрушки
Впервые этот народный промысел появился на реке Вятке ,в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, в виде коней, баранов, козликов и уточек, расписанные красками сочных солнечных цветов, женское население лепило к празднику Вятской Свистуньи, который отмечался весной.
Существует старинная легенда, которая рассказывает о том ,как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от врагов. Но Вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, дети и старики, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско и в страхе убежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу весёлой « Свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек.
По форме дымковские игрушки довольно разные. Это вылепленные из глины фигурки животных: медведи, лошади, петухи и полые внутри фигурки кавалеров и барышень. Основной элемент росписи - геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски , волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. Цвет росписи игрушек радостный, яркий – красный, зелёный, жёлтый, синий, малиновый, голубой, а также позолота. У каждой мастерицы были свои рецепты разведения красок.
В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала чёрным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой - три красных или оранжевых пятна – рот и щёки. Затем красили шляпку и расписывали орнаментом юбку. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки золота.
Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания с самой светлой краски, затем более тёмным цветом. Также важно знать значение цвета. Зелёный цвет связан с понятием жизни, символ природы. Белый был связан с понятием чистоты, правды и добра. Чёрный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, здоровья. Голубой – цвет неба.
Все геометрические узоры, линии, квадраты обозначали явления природы: Волнистая линия – воду или дождь; круг с вписанным крестом – солнце; ромб – пашню. И составляя свои узоры, древний художник как бы писал целые фразы.
Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается предельно простой, ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментной росписью по белому фону. В образах краснощеких барынь, кормилиц, лихих всадников, сценах чаепитий, ярмарочных гуляний, веселых каруселях – продолжают жить трехсотлетние традиции дымковского искусства, бережно сохраняется архаика древних образцов. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой. Отличие этого художественного промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки, и существует в единственном экземпляре. Традиционно промысел дымковской игрушки не имеет серийного поточного производства.
Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Мы любуемся весёлой и озорной дымковской игрушкой. Дымковская игрушка не любит одиночества. Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке, Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Практическая часть
Как делать игрушку из соленого теста
Пошаговый процесс изготовления:
1.Когда тесто готово, можно приступать к изготовлению фигурки Дымковской барышни.
2.Берём, пластмассовый стаканчик, накладываем на него кусочек сплющенного теста, разглаживаем пальцем, чтобы тесто легло на весь стаканчик.
3.Накладываем на низ юбки волан. С помощью воды приглаживаем юбку, чтобы она была гладкой.
4.Скатываем из теста туловище барышни, прикрепляем его сверху стаканчика.
6.Делаем руки барышни: сначала сплющиваем туловище с боков.
7.Когда барышня высохла, закрашиваем фигурку белой гуашью.
8.Затем обратной стороной кисточки делаем дырочки в туловище.
9.После того, как немного подсохнет белая гуашь, приступаем к росписи дымковской барыни. Можно использовать в работе различные элементы росписи.
10.Для воспитателей такое художественное творчество удобно тем, что его можно разделить на две или три непосредственно образовательных деятельности.
Сувенир «Дымковской барышни готов».
Как сделать лошадку из соленого теста
Чтобы сделать пластичное соленое тесто нужно взять муку, соль и воду, в весовых пропорциях 200:200:125. Но следует учесть, что соль в два раза плотнее муки, поэтому если отмерять объёмом, то пропорция будет 200:100:125.
Воду следует брать холодную и вливать её частями в смесь муки и соли. При вымешивании лучше всего воспользоваться миксером.
Затем тесто вымешивают руками так же, как это делают для выпечки.
Если решено вылепить фигурку лошадки, то сделать это можно в три приёма, начав с лепки туловища. Остальную массу лучше всего на время поместить в полиэтиленовый пакет с тем, чтобы она не покрывалась жёсткой корочкой.
Вылепив голову и шею, эту деталь скрепляют с туловищем. Можете для клейкости слегка смочить место скрепления, а сам «шов» осторожно разгладить, спрятав его.
В самом конце формируем хвост кобылы. Можете сделать его до самой земли – это увеличит опору фигурки ещё на одну точку.
Готовое изделие нужно хорошо высушить. Можно воспользоваться духовкой и «пропечь» скульптуру при 80 градусах. А можно воспользоваться «микроволновкой» – это безопаснее и быстрее. Только в микроволновой печи лучше сначала воспользоваться режимом разморозки и выдержать фигурку в течение минуты.
Затем нужно проверить, не появились ли трещины, не потеряло ли изделие форму. В случае нарушений поверхности можно «произвести маленький ремонт» тестом, опуская его предварительно в воду. Таким образом легко скрыть неровности и трещины, которые могут появиться.
Затем уже можно перейти на режим разогрева. Фигурку периодически следует вынимать и проверять на прочность. Когда она станет твёрдой и сухой, можно приступать к последнему шагу изготовления игрушки-статуэтки.
Это будет раскрашивание. Можете использовать любые краски: от акриловых и масляных до пищевых и акварельных. Некоторые могут вообще оставить фигурку чисто-белой, кто-то ограничится лишь окрашиванием гривы и хвоста. А можно немного пошутить и вспомнить знаменитые пёстрые дымковские игрушки.
Вот так легко стать настоящим скульптором, ваятелем, художником – одним словом, творцом.
Заключение
В результате своих теоретических исследований я пришел к выводу, что дымковская игрушка возникла в слободе Дымково, на реке Вятка .Ее возникновение связывают с веселым праздником Свистунья.
Основной элемент росписи – геометрические узоры, которые обозначают стихии природы. Моё предположение о том, что из соленого теста, которое можно приготовить дома, можно слепить такие же фигурки, как и Дымковские игрушки - полностью подтвердилось.
Презентация на тему: " ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ 3 «А» КЛАССА МОУ СОШ6 ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА. РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ КУЛИКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Проект-исследование на тему: «Дымковская." — Транскрипт:
1 ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ 3 «А» КЛАССА МОУ СОШ6 ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА. РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ КУЛИКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Проект-исследование на тему: «Дымковская игрушка»
2 План 1. Введение. Дымковская игрушка. 2. Основная часть. 2.1 История возникновения дымковской игрушки. 2.2 Самые старые игрушки 2.3 Второй этап развития дымковской игрушки 2.4 Третий период жизни дымковской игрушки 3.Заключение 4. Приложения 5. Источники информации
3 Введение Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.
4 История возникновения дымковской игрушки В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.
5 Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
6 Самые старые игрушки Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития. Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. у них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике
7 Фигурки из собрания Кировского художественного музея
8 Второй этап развития дымковской игрушки. Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
9 В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики- головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
10 Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многоцветие, а их сочетания стали контрастнее. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымкове разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.
11 Третий период жизни дымковской игрушки Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымкова. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи. Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.
13 Заключение Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и калорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
14 Разнообразие дымковских игрушек
18 Используемые материалы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г. В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г. Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева.Киров( Вятка), ООО»Форекс».2007г Народная игрушка: [Электронный ресурс]:
Читайте также: