Персонажем какой из народной игрушки является полкан мифическое существо родственник кентавром
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Полкан, герой русских былин
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. . Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Мастер вкладывал в изделие вето свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа. Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. Крестьянское искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.
Жители русского Севера круглый жемчуг нарекли каргапольчиком. Так появилось название города Каргополя. Мастера народной глиняной игрушки живут здесь. Изготавливается она также, как и дымковская. Но образы и роспись другие. Цвета ее не очень яркие, как и природа Севера. Тематика работ разнообразна: барыня, охотник, гармонист, танцующая пара и другие. Мастера выбирали понравившиеся им цвета для росписи игрушки: красный, оранжевый, золотистый, желтый, коричневый, болотный малиновый и др.
Птицы с девичьими лицами, медведицы, играющие на гармониках, богатырские кони, сказочные Полканы. Веселый Полкан - богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки. Это полуконь-получеловек, поэтому он наделен огромной силой.
Каргопольский орнамент – это не просто геометрические узоры, а целый мир образов. Крест в круге – это солнце. Все элементы имеют древнее символическое значение. Подобные орнаменты можно увидеть на старинных вышивках и росписях.
Полкан, герой русских былин - пес, богатырь, песиголовец, один из героев русск. сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его (по текстам XVIII в.) в числе "сильных богатырей" вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите кн. Владимира. В споре с Аникой-богатырем Смерть упоминает П. в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей. По другим данным, "чудище Полканище, П. Полканович" является дублетом Идолища Поганого (см. Поганое идолище): "в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует"; Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает П. за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое. В другой былине П. является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец (Киреевск. I, 40). П. попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки 4-й книги поэмы "Reali de Francia", заключающей в себе повесть о "Бове Королевиче" (Buovo d 'Antona). П. — Pulicane, пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса (известия о рождении подобных уродов очень часты в средневековых хрониках; см. Песьи главы). В повести о Бове П. послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. П. вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке П. бьёт Бову, подобно русским богатырям, целым дубом (ср. Василия Буслаева с его червленым вязом), но побежден Бовой и делается верным его другом. На такое происхождение П. в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александр. Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, П. — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от "Пол-конь". П. известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII в. сообщает о нем, что П. — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя П. стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из "за-астраханских степей". Проводником в народную среду представлений о богатыре П. были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной акд. А. Веселовским ("Из истор. ром. и повестей", II). В XVII в. число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове П. переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает П., напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину П. появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-коробле).
Давным-давно в старинном городе жили добрые и весёлые люди. Они строили новые дома, готовили вкусную еду, лепили и украшали посуду, ткали полотна изо льна и шили нарядную и удобную одежду. Над городом всегда светило яркое солнышко, на чистом голубом небе раздавались звонкие трели чудесных птиц. Но вот однажды, в соседнем еловом лесу, поселился злой хищный дракон. Он стал врываться в город, разорять жилища и пугать мирных жителей. Небо над городом потемнело, солнышко затянули клубы дыма от пожарищ. Горожане никак не могли выгнать злого дракона. Как вдруг в один день - рассеялся дым, волшебным светом засияли городские ворота, в воротах стоял отважный и прекрасный богатырь. До пояса он имел тело и сложение человеческое, а ниже пояса являл собою коня. Это был Полкан – получеловек – полуконь. Рисованное солнце украшало его грудь, а в руке была тяжёлая огромная булава. "Что случилось с прекрасным городом?" – поинтересовался Полкан. Люди наперебой рассказывали ему истории про страшного врага. "Не бывать этому!" – рассердился богатырь и отправился прогонять дракона. Долго длилась битва, но победил Полкан злого дракона. Обрадовались мирные жители и придумали изобразить храброго защитника на гербе и флаге города.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
по изобразительному искусству
учени ___ 5___ класса__________________
1. Что такое быт-
А) Часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей: одежда, пища, жилище.
Б) Повседневная жизнь человека, лишенная праздников и веселья .
2. Как на Руси называли дом крестьянина?
3. Какая часть дома называлась "п ричелины "?
4. Чем на Руси было принято украшать окна снаружи дома?
5. Для чего служил такой предмет быта как "ухват"?
А) Для удержания лучины
Б) Для помешивания углей в печи
В) Для снятия чугунка с печи
6. Что наши предки называли "божья ладонь"
7. Какой из этих женских головных уборов называется "кичка"?
8. Как называется мужская лавка в избе?
9. Что является самым почетным местом в доме
10. Декоративно- прикладное искусство это-
А) Широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Б) Вид искусства отражающий повседневный быт человека.
В) Разновидность искусства направленный на эстетическое наслаждение и не несущий практическую функцию.
11. Какую роспись называют «золотой»:
12. С какой фамилией откупившихся на волю крестьян связано возникновение производства подносов в Жостово?
13. Форма какой глиняной игрушки вытянута вверх
14. Какой элемент хохломской росписи называется завиток
15. Персонажем какой из народной игрушки является "полкан"- мифическое существо "родственник "кентаврам.
16. Соотнесите названия росписи с изображаемыми мотивами
17. Образ какой богини изображен в этой вышивке
18. Какие цвета используются в хохломской росписи?
А) красный, черный, желтый, зеленый
Б) голубой, синий
Перед вами шаблон народной игрушки. Определите к какой из народных игрушек он относится, раскрасьте его используя нужные цвета и орнаменты.
Курс профессиональной переподготовки
Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 132 человека из 42 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО
Курс повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 920 590 материалов в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Другие материалы
«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
- Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
- Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
- Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
- Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
- Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
- Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
Оставьте свой комментарий
- 16.05.2017 3188
- DOCX 2.6 мбайт
- 10 скачиваний
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Терентьева Наталья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
21 минута
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»
103 минуты
«Педагогическая поддержка и проблема личности ребенка»
91 минута
«Изучение художественного текста на уроках литературы: восприятие, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Сейчас обучается 124 человека из 40 регионов
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Традиционная технология изготовления каргопольской глиняной игрушки Полкан
г.Каргополь
Архангельской области
Край с богатой историей и природой
Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка – русский художественный керамический промысел
Каргопольская игрушка отличается от яркой дымковской и филимоновской приземистой формой, «глухой» окраской, орнаментом.
В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, люди и сказочные персонажи.
Полкан – мифическое существо, полуконь-получеловек, пришедший из народных легенд и преданий.
Полкан – это символ огромного богатыря, наделенного огромной народной силой, защитника людей от зла.
Мастерица Ульяна Бабкина лепила игрушку и приговаривала: “Полкана-богатыря сделаю.
В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая.
А на груди – солнышко.
Ноги – что у коня – быстрые. А на них золотые копыта”.
Заслуга возрождения и сохранения сказочного образа
Полкана принадлежит Ульяне Ивановне Бабкиной.
Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Что означает орнамент, который нанесен на игрушку?
В древние времена каждый элемент орнамента имел
конкретное значение. Все узоры являются символами
солнца, земли, зерен.
Кресты, круги – солнечные знаки. Круг символизирует дневной и
годичный бег солнца вокруг земли. Крест означает то, что солнце
светит на все стороны, и все времена года зависят от него.
Древнейший мотив народного орнамента – “Древо жизни”.
Иногда кружками на концах ветвей обозначены плоды.
Зерна изображены в виде эллипсов и иногда помещены в
скобки. Они символизируют засеянное поле.
Волнистые линии обозначают воду, дождь.
Прямые линии орнамента – борозды вспаханной земли.
Этапы изготовления традиционной каргопольской
глиняной игрушки Полкан.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 920 590 материалов в базе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Другие материалы
«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
- Курс повышения квалификации «Технология и организация кухонь народов мира: особенности и традиции»
- Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение при подготовке к конкурсам профмастерства WorldSkills Russia»
- Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
- Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Черчение: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
- Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Оставьте свой комментарий
- 05.12.2015 2791
- PPTX 4.5 мбайт
- 89 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Михайлова Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
56 минут
«Профилактика подростковой агрессивности и пути разрешения детско-родительских конфликтов»
77 минут
«Проектная технология - дополнительный ресурс реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»
88 минут
«Развитие мыслительной функции, логических операционных навыков в процессе проведения учебных занятий» (коллоквиум)
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мои подруги пришли в полный восторг греческие коники похожи на каргопольские игрушки. Я вслушивалась и в свое восхищение и понимала: его вызывает убийственный стереотип… Согласно ему, народные ремесла, составляющие народный промысел, — сугубо местное явление. Сидят бабушки при лучине и лепят зимними вечерами забавки из глины для своих внучков. В одной деревни — забавки одни, в другой — другие. Совпадение с «греческим промыслом» вообще не постижимо!
Национальный Археологический музей в Афинах.
Экспонаты VII века до н.э. — и вазы, и игрушечные коники.
Вне зависимости от того, в какой деревне их лепили, все игрушки замечательны тем, что в них запечатлено представление о Мире и жизни в нем.
Национальный Археологический музей в Афинах.
Игрушечные коники с всадниками — экспонаты VII века до н.э.
Эта конница рассказывает, что изначально Мир был открытым — не поделенным на части границами, и всадники на конях по Земле свободно шли. Куда? В даль бескрайнюю. За чем? За счастьем для своих детей…
Национальный Археологический музей в Афинах.
Все экспонаты — VII века до н.э. Квадрига с возничим — из терракоты.
Что за чудесная картинка трехтысячелетней давности!
Бронзовый коник отощал и устал от тягот бесконечных переходов по Земле. Собачонка хвостом махает — его утешает. Терракотовый всадник к новому походу готов. Квадрига с возничим об изменениях в социуме говорит. Среди прочих есть такие, что ездят на четырех конях с гордо вытянутыми «выями» — шеями. «Выя» — твердая, несклоняемая шея, свидетельствующая о гордости и непокорности. «Жестоковыйный» — утверждающий свою власть над другими или стремящийся всех победить в бою, на соревнованиях.
Ох, уж эти греки?! Да, только из Архангельской области эти «устаревшие» понятия до нас дошли…
Национальный Археологический музей в Афинах.
Сосуд с крышкой для хранения предметов —
экспонат VI века до н.э.
Смотрите-смотрите, движение всадников остановилось! Кони, потеряв своих наездников, устроились на крышке — что крыше мира. Когда это случилось? Во всяком случае, в V веке до н.э. греческие всадники поднимались на Акрополь, празднуя Панафинейские торжества. О том свидетельствует фриз Фидия, тянущийся по целле Парфенона…
Мысль, ослепляющая, нет — просветляющая разум, пришла…
Национальный Археологический музей в Афинах.
Ручка крышки сосуда в виде трех коников —
экспонат VI века до н.э.
Возраст игрушечных коней не может исчисляться, с VII века до н.э. начиная. В это время они уже достигли вершины мира. Свой путь игрушечные всадники начали…
В древнейшие времена общеарийского единства народов, что в самости своей станут определяться в бронзовый век.
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Современные Каргопольские коники, несомненно, на греческих похожие, поражают не тем, что между ними расстояние в 3 тысячи лет…
Эти светящиеся радостью существа
рассказывают о единстве народов,
что были когда-то ариями — «людьми света»,
а потом разделились на части
по воле «жестоковыйных» всадников,
что одних привели туда, других — сюда.
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
ПОЛКАН (полконя) — «по-каргопольски»,
«по-древнегречески» — КЕНТАВР.
Есть еще в древнерусской культуре и КИТОВРАС
Кентавры в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Они — обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.
Эти различия в истории с кентаврами можно объяснить одним. Общеарийское единство народов распалось. Одни всадники привели свои племена в Элладу и, как пришельцы на чужую территорию, стали насаждать новую религию, утверждающую власть Небесных богов. Другие всадники привели свои племена, пришедшие на территорию, позднее называемую Русским Севером, поддержали исконную власть Земных богов.
Здесь КЕНТАВР стал КИТОВРАСОМ —
фантастическим существом, запечатленным в древнерусских апокрифах, архитектуре и… детских игрушках, что создавал народ…
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Изначально то — древнерусский ПОЛКАН,
противопоставивший себя древнегреческому КЕНТАВРУ.
ПОЛКАН — ПОЛ КОНЯ: существо с телом наполовину человеческим, наполовину лошадиным. ПОЛКАН — БОГАТЫРЬ, обладающий огромной силой и скоростью: может скачками перемещаться на большие расстояния — «семь вёрст за один скок».
Каргопольские мастера часто изображают Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной. А потому Полкан является весьма распространённой собачьей кличкой.
КИТОВРАС тоже продолжил свое существование…
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
«БЕРЕГИНЯ» или «МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ». То — глиняная баба с головой, увенчанной «солнцем», с воздетыми к небу руками и с птицами — молениями о вешних лучах солнца, о свете и тепле…
Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил «матери-сырой земли» и солнца.
Земля для крестьянина была живым существом. Она «засыпала» на зиму и «просыпалась» от горячих лучей солнца. Она давала урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.Птицы своим громким щебетом «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
«БЕРЕГИНЯ» или «МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ». То — глиняная баба с головой, увенчанной «солнцем», с воздетыми к небу руками и с птицами — молениями о вешних лучах солнца, о свете и тепле…
Глиняные «бабы» были маленькими языческими идолами. До недавнего времени на Русском Севере эти «бабы» служили в доме оберегом. Согласно народному представлению, они способствовали семейному благополучию, рождению детей и плодородию земли. На «бабах» обязательно изображался «фартук» с традиционным символом плодородия или Солнца, .Существовал даже обряд замешивания зерна в «юбку» глиняной «бабы».
В греческой культуре ей ближе всего ДЕМЕТРА,
И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ЭТО ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ РОДСТВЕ ГРЕКОВ,И КАРГОПОЛЬЧАН…
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Справа — фигурка «ТЯНИ-ТОЛКАЯ», одна половина которого окрашена в белый цвет, другая — просто глиняная.
Что это за существо и есть ли у него родственники в Греции?
И узнала я в Интернете такое, что по сю пору ужасаюсь. «Тяни-Толкая» никогда не было на самом деле. Его придумал Хью Лофтинг, описал в своей книге Доктор Дулиттл в 1922, а Корней Иванович Чуковский в 1936 пересказал и переработал в доктора Айболита (из Википедии, статья «Доктор Айболит»).
Как не было?! А бесчисленное воинство каргопольских коников одно- и двуглавых?! А шитье, где Берегиня с воздетыми руками и они — дорогие коники мои — главный сюжет?! Их что, несмотря на много-тысячелетнюю давность, не было и нет?!
Каргопольские игрушки из глины — XX век.
Фигурка «ТЯНИ-ТОЛКАЯ», одна половина которого — белая, другая — черная, а посередине сидит дед в тюрбане с окладистой бородой.
Родственников в Греции у этого существа нет.
«Тяни-Толкаи» — как Инь-Янь: двуединство противоположностей нераздельное. Свет — Тьма, Добро — Зло, Жизнь — Смерть, Радость — Горе…
Всадник на «тяни-толкае» — олицетворение постоянной борьбы между светлой и темной сторонами человеческой души, ибо стараются перетянуть его на свою сторону светлые и темные силы. На одних фигурках всадник еще держится руками за обоих коней, как-бы не определившись в своей судьбе, на других уже прильнул к светлому коню.
У греков таких образных понятий нет:
они быстро стали философами.
Не то на Русском Севере…
Эти черепашки живут не под Акрополем в Афинах, они — из Каргополя.
Они — носительницы Солнечного света, что для Севера — высшая ценность. Они похожи на своих южных подруг и бесподобны в своей ярко выраженной миссии мироустроительной…
Пришло время признаться: мы били в Каргополе всей семьей — от велика до мала. У нас там много друзей, каждому из которых мы старались отдать частичку души. С собой увезли солнечное сияние, что дарит лишь надежда на Будущее…
Наши каргопольские друзья борются за продление памяти Родного края, воспроизводя то лучшее, что было в его Прошлом. Когда началось это Прошлое. В период неолита, согласно 4 тысячелетию до н.э., когда в этом районе нашли древнейшие поселения человека? Или еще раньше?
Каргополь. Дом-музей семьи Шевелевых.
Валентин Дмитриевич Шевелев — известный каргопольский гончар, игрушечник, живописец, педагог, член Союза художников России. Родился в 1933 году в семье потомственных мастеров традиционной каргопольской игрушки
Валентин Дмитриевич ведет собственную стилевую линию в промысле, опираясь на традицию и внося в нее яркие индивидуальные черты. Стилистика произведений Валентина Шевелева отмечена простотой и устойчивостью форм, органичностью пропорций, сохранением живой фактуры глины, отточенностью приемов лепки. Величиной с ладонь, его пленэрные работы очень похожи на игрушки и особенно ценимы любителями его искусства. С 1967 года Валентин Шевелев непременно показывает их на многочисленных выставках и в России, и за рубежом — в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции, Италии.
Но, не в Греции. Случай так распорядился —
тайну сродства бережет…
Произведения В.Д. Шевелева: Ворон, Полкан, Ворона
«Вот Полкан – половина коня, половина человека, – рассказывает художник, – а поскольку здесь знак Солнца, то это бог Ярило. Если погоны нарисовать, так это уже генерал, защитник земли Русской. А птичка – это символ неба. А ворона, Кар – это Каргополь. Каргино поле – это воронье поле».
Мама рассказала, что в нашей деревне ворон любили, их задабривали. А в другой деревне называли каргой, боялись, так они плохо жили. Так что это не просто ворона, а ПТИЦА СЧАСТЬЯ».
Да-да, — думала я… о Гиперборее —
стране счастливых людей…
Произведения В.Д. Шевелева: Семейство ворон. Старшая — с обнаженной грудью, как Берегиня — Мать Земля. Отец — в сюртуке. Дети — с игрушками-погремушками. Все, что требуется в хозяйстве, тоже есть.
Образы ворон Каргополем рождены. В других местах ничего подобного нет. Я пыталась расспросить, как рождается образ, есть ли корни у него и откуда идут, из какой дали временной. У Валентина Дмитриевича один ответ: «Так всегда было». И я поняла….
Он живет внутри традиции: она проходит через него, обволакивая, как воздушный, световой столп. И в этом — чудо, что позволяет ему творить. Строить концепции — дело других, не просветленных, не осиянных Даром Небес.
В энциклопедии говорится, что «гипербореи — это народ, живущий по ту сторону северного ветра Борея, который дует из пещер северных гор. Они являются сказочным народом, который жил в какой-то райской стране, вечно юный, не знающий болезней, наслаждающийся непрерывающимся «светом сердца».
Каргополь. Дом-музей Шевелевых.
Работа Валентина Дмитриевича.
ПТИЦА-ТРОЙКА, ЧТО К СЧАСТЬЮ ЛЕТИТ.
Фото Марины Бреслав. 2010 год.
Другие сведения о Гиперборее таковы… «Они не знали войн и даже ссор, никогда не попадали под мщение Немезиды и были посвящены богу Аполлону. Каждый из них мог дожить до 1000 лет. Смерть приходила там только от пресыщения жизнью. Нельзя сомневаться в существовании этого народа».
Каргополь. Дом-музей Шевелевых.
Работа Валентина Дмитриевича.
ПТИЦА-ТРОЙКА, ЧТО К СЧАСТЬЮ ЛЕТИТ.
Фото Марины Бреслав. 2010 год.
Вот такие — греко-каргопольские — воспоминания… Из-за природных катаклизмов Гиперборея исчезла под льдом, а гиперборейцы разошлись по земле. Кто-то забыл о своем счастливом детстве. Другие — берегут воспоминания о нем, продолжая воспроизводить его меты.
Главная мета Прошлого — исконного, первобытного —
в том, что все люди едины. Спросите об этом детей,
чьи глаза неподдельный свет источают….
Вот такие — греко-каргопольские — воспоминания…
Палкан вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра
Покан вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра
Полка́новиц вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра
Чу́дище-Полка́нище вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра вариант написания имени Полкана, лубочного богатыря-кентавра
Легендарный богатырь, славянский лубочный аналог кентавра.
В сочинении начала XIX века "Славянская и российская мифология" Кайсаров поясняет: покан (полкан) — полуконь, кентавр (48: с.412).
Баснь даетъ ему видъ человека съ головы до пояса, у котораго однакожъ прочая часть тѣла подобна лошади. Этотъ Полканъ, или полуконь (столь часто встрѣчавшійся въ Рускихъ сказкахъ) не есть ли Центавръ древнихъ? Говорятъ, что онъ былъ весьма силенъ и бѣжалъ очень быстро.
А.С.Кайсаров "Славянская и российская мифология" (1194: с.153)
Так же трактует этот образ и Владимир Даль (48: с.412).
Более развернутое описание полкана дает М.Н.Макаров:
Полкан на одной точке с Ягою-Бабою, это не предание, но еще более сказки, чем Баба-Ягая; ту почти видят, та еще где-то живет, а Полкан истреблен на лице земли Русской и совсем тем его ничем не отгородишь из наших преданий, у нас каждый крестьянин, не запинаясь, назовет вам рослого и здорового человека Богатырем Полканом; древний Полкан весьма короткий знакомец всякому из наших простолюдинов, и всякий вам расскажет, что Богатырь Полкан не человек и не конь, но какая-то смесь того и другого! Его подлинник живал в Греции — его прибытие было к нам из Калабрии вместе с Бовою Королевичем на одном и том же судне * ; однако ж этих чудес наши крестьяне не знают и понимают Полкана так же, как своих сивок, бурок, вещих каурок, в которых Полкан, будучи и сам почти конем, не имел никаких нужд!
Полкан — герой сказок, легенд и лубочных картин; тем не менее на протяжении XIX века часть крестьян считала его реально существующим (существовавшим) (48: с.412). Так, в "Материалах по этнографии русского населения Архангельской губернии" П.С.Ефименко приводит следующее описание Полкана:
Великан и богатырь, имеющий верхнюю половину туловища человеческую, остальное все кониное. Этих чудовищ теперь нет. Жили они в теплой стороне очень давно и воевали с богатырями — Ерусланом Лазаревичем и разными царями. Кроме силы полканы обладали свойством делать по полуверсте прыжки. Верование в них так же, как и в богатырей Еруслана Лазаревича и других, поддерживается в народе посредством картин (лубков) суздальской работы.
П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русскго населения Архангельской губернии" (1131)
А в поверьях Смоленщины, по описанию Добровольского, Полкан есть полуконь-людоед:
"Людоеды, похожие на коня, из двух половинок" способны распадаться на две части. Когда части соединяются, "то людоедов по их быстроте никто не может догнать".
В.Н.Добровольский "Смоленский этнографический сборник" (1049)
Образ Полкана прочно вошёл в русский фольклор и народное искусство XVII — начала XX века. В былинах Полкан упоминается как песиглавец, в одних сюжетах замещает Идолище Поганое, в других — оказывается в свите князя Владимира в числе "сильных богатырей". В лубочных изданиях XVIII — XIX века он был полностью отождествлён с кентавром (по ложной этимологии, как полуконь), а наибольшей популярностью среди художников пользовалась сцена его сражения с Бовой. В народных промыслах вроде каргопольской игрушки его также часто изображают с телом коня, при этом нередки изображения Полкана в виде получеловека-полупса с дубиной.
Говоря о полусобачем образе Полкана, происхождение его образа, или как минимум, происхождение его имени (9: Т.1, с.319; 1196: с.247-248), возводят к Поликане (Pulicane) — персонажу итальянского рыцарского романа Андреа да Барберино "Короли франкские", послужившего (в прозаическом переводе на старобелорусский язык) источником русской "Повести о Бове Королевиче". Пуликане — полупёс, получеловек, сын знатной христианской сеньоры, сошедшейся с кобелём (распространённый мифологический и фольклорный мотив брака людей и животных).
Трансформация собачьей половины в конскую могла произойти не только из-за звучания имени персонажа как "полуконь", но и, вероятно, схожести с русским словом "конь" итальянского "cane" (собака).
Читайте также: