Оятская игрушка что это
Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.
Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.
Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.
Этим летом я был в Петербурге, и искал там на барахолках оятские игрушки, но нашёл только горшки. Несколько предметов видел в петербургском Музее игрушки. Они ниже на фото. Один оятский конёк, тоже из Петербурга, был у меня раньше.
Оятские игрушки 1970-80-х гг. в петербургском Музее игрушки.
Моё желание неожиданно исполнилось на последней «Ладье». Я познакомился там с мастером из Алёховщины – Ивановой Людмилой Андреевной. Она училась у старых мастеров, Лукичёва и других. Работает педагогом в центре детского творчества.
Я мог встретить её и в прошлом году, но тогда она привезла только свои авторские работы по мотивам промысла – фигурки старичков, старушек, сельских девочек, сложные и многоцветные. Я просто не обратил на них внимания, проходя мимо.
Сейчас она тоже выставила подобные вещи, добавив полуреалистических новогодних петухов. Но было и много традиционного – ей заказали коллекционеры, и многое разобрали. Я застал под конец ярмарки только небольшие изображения животных и птиц. Как сказала мастерица, были и крупные фигуры – всадники и львы (мне попался маленький вариант льва). Эти вещи забрали сразу, и я их не видел.
Мне и без того хватило. Все свои работы, включая маленькие и сравнительно простые, Людмила Андреевна ценит высоко, на уровне мелкого антиквариата. Она сделала мне скидки; был уже конец ярмарки. Я, конечно, сообщил, что работаю педагогом, и выглядел не сказать что богато.
Л.А.Иванова. Глухарь, птичка-свистулька. 2016 г.
Л.А.Иванова. Зайцы, лев, козёл. 2016 г.
Как мне показалось из разговора, Людмила Андреевна считает себя единственным нынешним мастером оятского промысла, который имеет право так называться. Я интересовался, есть ли ещё мастера или ученики, но определённых сведений не получил, и вопрос остался для меня открытым. Возможно, в том детском центре есть кто-то ещё, но это лишь мои домыслы.
Напротив её столика и витрины стояла посуда из Алёховщины, ходили мастера – на них Людмила Андреевна поглядывала с неприязнью и говорила, что у них не настоящая оятская керамика. «Они могут сфотографировать мои игрушки, и будут потом делать такие».
Как рассказала народная художница, в 70-е годы в Алёховщине работал керамический цех. Она там была на какой-то руководящей должности, но начальники были и над ней. Все образцы посуды и игрушек утверждали искусствоведы и худсоветы, и по ним делались почти одинаковые изделия. Посуду нередко расписывали по замыслам художников, искажавших местный самобытный стиль.
Кстати, у старых мастеров Алёховщины ангобной росписи не было, только красная глина и глазурь. Главные черты расписной посуды восстановили по археологическим находкам. От посуды орнаменты перешли и на игрушки. Именно такие вещи я видел в музее в Петербурге.
Впоследствии Людмила Андреевна ушла из цеха и стала работать педагогом. Как она говорит – потому что в цехе портили промысел. Я думаю, что она ещё и устала от начальства, так как она, похоже, человек с характером.
После известных реформ цех преобразовали в ООО, игрушку делать перестали, осталась одна посуда. В 2004 г. цех сгорел при пожаре. Есть версия, что его руководство хотело скрыть финансовые нарушения, и было заинтересовано в случившемся.
Потом цех частично отстроили, и в каком-то виде там сейчас есть гончарное дело, по-прежнему без игрушек. Всё, что связано с игрушкой, находится в детском центре.
Летом я подумывал, не съездить ли мне из Питера в Алёховщину, но оказалось, что это в 300 километрах. Даже и на машине тяжеловато – впрочем, и нет её у меня.
Похоже, что я увидел бы там только горшки, и в лучшем случае – выставку в центре творчества. Возможно, в полноценном виде этого промысла там сейчас нет.
Мне бросилось в глаза, что мастерица столько говорит об искажениях промысла, но сама аутентичные вещи делает только по заказу, или для выставки. А на продажу лепит авторское, в основном. На мои сомнения она отвечала так: я не называю их оятскими игрушками, они авторские.
От себя добавлю: непросто распутать эти вещи. В интернете висят фото, сделанные любителями, там всё перемешано, и есть эти цветные статуэточки – всё под заголовками «оятская» или «алёховская» игрушка.
По крайней мере, Людмила Андреевна хорошо делает традиционные вещи «под Лукичёва». Есть у неё и почти традиционное, но немного с орнаментом, как делали раньше в цехе.
Рядом с мастером торговала изделиями из шерсти её знакомая, тоже из Алёховщины. Она участвовала в разговоре: вот, Людмилу Андреевну и в педагогах обижают, работать не дают. Нужно помогать, кто бы о ней написал.
Я тоже педагог, работаю с глиной, и мне хорошо знакомы заполнение журналов, писание планов, отчётов и других документов, проверки. Всё это идёт во вред творчеству. Многие пожилые педагоги обижаются, что начальство смотрит больше на бумаги, а не на суть дела.
Правда, здесь, на «Ладье» народным мастерам оплачивает участие (командировку, торговое место) их областная или районная администрация. Наверное, и оятскому мастеру тоже дали заработать, и у неё есть не только известные трудности, но и кое-какие блага. Каковых, например, у меня нет и не предвидится. (Ах, это уже личное).
Поскольку я всё равно не могу чем-то серьёзно помочь редкому мастеру – может, хотя бы эта заметка поможет заинтересованным людям найти к ней дорогу. Пусть приходят на зимнюю «Ладью» и ищут торговый ряд промыслов Ленинградской области.
Оятский гончарный промысел – наиболее известный в Ленинградской области. Называется по реке Оять – на ней располагается центр промысла, село Алёховщина, и несколько соседних, где он тоже был в прошлом. Кроме русских, там живут вепсы – малый финно-угорский народ.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.
Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.
Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.
Этим летом я был в Петербурге, и искал там на барахолках оятские игрушки, но нашёл только горшки. Несколько предметов видел в петербургском Музее игрушки. Они ниже на фото. Один оятский конёк, тоже из Петербурга, был у меня раньше.
Оятские игрушки 1970-80-х гг. в петербургском Музее игрушки.
Моё желание неожиданно исполнилось на последней «Ладье». Я познакомился там с мастером из Алёховщины – Ивановой Людмилой Андреевной. Она училась у старых мастеров, Лукичёва и других. Работает педагогом в центре детского творчества.
Я мог встретить её и в прошлом году, но тогда она привезла только свои авторские работы по мотивам промысла – фигурки старичков, старушек, сельских девочек, сложные и многоцветные. Я просто не обратил на них внимания, проходя мимо.
Сейчас она тоже выставила подобные вещи, добавив полуреалистических новогодних петухов. Но было и много традиционного – ей заказали коллекционеры, и многое разобрали. Я застал под конец ярмарки только небольшие изображения животных и птиц. Как сказала мастерица, были и крупные фигуры – всадники и львы (мне попался маленький вариант льва). Эти вещи забрали сразу, и я их не видел.
Мне и без того хватило. Все свои работы, включая маленькие и сравнительно простые, Людмила Андреевна ценит высоко, на уровне мелкого антиквариата. Она сделала мне скидки; был уже конец ярмарки. Я, конечно, сообщил, что работаю педагогом, и выглядел не сказать что богато.
Л.А.Иванова. Глухарь, птичка-свистулька. 2016 г.
Л.А.Иванова. Зайцы, лев, козёл. 2016 г.
Как мне показалось из разговора, Людмила Андреевна считает себя единственным нынешним мастером оятского промысла, который имеет право так называться. Я интересовался, есть ли ещё мастера или ученики, но определённых сведений не получил, и вопрос остался для меня открытым. Возможно, в том детском центре есть кто-то ещё, но это лишь мои домыслы.
Напротив её столика и витрины стояла посуда из Алёховщины, ходили мастера – на них Людмила Андреевна поглядывала с неприязнью и говорила, что у них не настоящая оятская керамика. «Они могут сфотографировать мои игрушки, и будут потом делать такие».
Как рассказала народная художница, в 70-е годы в Алёховщине работал керамический цех. Она там была на какой-то руководящей должности, но начальники были и над ней. Все образцы посуды и игрушек утверждали искусствоведы и худсоветы, и по ним делались почти одинаковые изделия. Посуду нередко расписывали по замыслам художников, искажавших местный самобытный стиль.
Кстати, у старых мастеров Алёховщины ангобной росписи не было, только красная глина и глазурь. Главные черты расписной посуды восстановили по археологическим находкам. От посуды орнаменты перешли и на игрушки. Именно такие вещи я видел в музее в Петербурге.
Впоследствии Людмила Андреевна ушла из цеха и стала работать педагогом. Как она говорит – потому что в цехе портили промысел. Я думаю, что она ещё и устала от начальства, так как она, похоже, человек с характером.
После известных реформ цех преобразовали в ООО, игрушку делать перестали, осталась одна посуда. В 2004 г. цех сгорел при пожаре. Есть версия, что его руководство хотело скрыть финансовые нарушения, и было заинтересовано в случившемся.
Потом цех частично отстроили, и в каком-то виде там сейчас есть гончарное дело, по-прежнему без игрушек. Всё, что связано с игрушкой, находится в детском центре.
Летом я подумывал, не съездить ли мне из Питера в Алёховщину, но оказалось, что это в 300 километрах. Даже и на машине тяжеловато – впрочем, и нет её у меня.
Похоже, что я увидел бы там только горшки, и в лучшем случае – выставку в центре творчества. Возможно, в полноценном виде этого промысла там сейчас нет.
Мне бросилось в глаза, что мастерица столько говорит об искажениях промысла, но сама аутентичные вещи делает только по заказу, или для выставки. А на продажу лепит авторское, в основном. На мои сомнения она отвечала так: я не называю их оятскими игрушками, они авторские.
От себя добавлю: непросто распутать эти вещи. В интернете висят фото, сделанные любителями, там всё перемешано, и есть эти цветные статуэточки – всё под заголовками «оятская» или «алёховская» игрушка.
По крайней мере, Людмила Андреевна хорошо делает традиционные вещи «под Лукичёва». Есть у неё и почти традиционное, но немного с орнаментом, как делали раньше в цехе.
Рядом с мастером торговала изделиями из шерсти её знакомая, тоже из Алёховщины. Она участвовала в разговоре: вот, Людмилу Андреевну и в педагогах обижают, работать не дают. Нужно помогать, кто бы о ней написал.
Я тоже педагог, работаю с глиной, и мне хорошо знакомы заполнение журналов, писание планов, отчётов и других документов, проверки. Всё это идёт во вред творчеству. Многие пожилые педагоги обижаются, что начальство смотрит больше на бумаги, а не на суть дела.
Правда, здесь, на «Ладье» народным мастерам оплачивает участие (командировку, торговое место) их областная или районная администрация. Наверное, и оятскому мастеру тоже дали заработать, и у неё есть не только известные трудности, но и кое-какие блага. Каковых, например, у меня нет и не предвидится. (Ах, это уже личное).
Поскольку я всё равно не могу чем-то серьёзно помочь редкому мастеру – может, хотя бы эта заметка поможет заинтересованным людям найти к ней дорогу. Пусть приходят на зимнюю «Ладью» и ищут торговый ряд промыслов Ленинградской области.
Из комментариев
d_lanin
Строго говоря, оятская керамика и алеховщинская керамика – это два разных этапа. Исторически керамикой занимались в деревнях выше по течению Ояти: Кондрашово (больше не существует), Новое Село (два брошенных дома), Кяргино, Нижнее Подборье (там я провожу каждое лето на протяжении многих лет), Верхнее Подборье, Карпина гора, Ефремково, Надпорожье и нескольких других. В начале 1930-х гг. была создана артель «Красный гончар» в Карпиной горе, которая действовала до конца войны. После ее упразднения традиция прерывается. Возродить ее попытались в 70-е годы по инициативе ленинградских художников, и именно в Алеховщине, потому что она к тому времени разрослась в большое село, а деревни, бывшие историческими центрами гончарного промысла, обезлюдели или вообще исчезли. При этом пригласили нескольких стариков, помнивших традиционную технологию, чтобы они обучали местных мастеров. С тех пор имеет смысл говорить уже об алеховщинской керамике, поскольку больше нигде на Ояти ею не занимаются.
Что касается игрушек, то единственная аутентичная оятская игрушка – это птичка-свистулька, поливная, но без всякой росписи и налепов. Они по сути различались только размерами и пропорциями. Так было до 1830-х гг., когда в Новом Селе возник гончарный завод Фока, работавший на петербургский рынок. Традициями там не интересовались, делали все, вплоть до бюстов, моделей петербургских зданий и памятников и т.д., и под влиянием завода кустари тоже начали разнообразить свои изделия: кто-то пытался воспроизводить фоковскую продукцию, кто-то импровизировал. По той же причине на оятской керамике появилась роспись. Завод был уничтожен после революции, формы растащили по избам.
Тем не менее, большинство типов игрушек на снимках не имеют отношения даже к «фоковскому» периоду. С самого начала возрождения промысла было ясно, что на одних свистульках не прожить, поэтому начали заимствовать сюжеты отовсюду. После исчезновения помянутых в посте худосоветов эта тенденция только усилилась.
ipsum_dixit
С большим вниманием прочитал эту интересную и новую для меня историческую справку. И благодарю за определённый труд, которого она потребовала.
Наверное, это более научно - считать оятскую и алеховщинскую керамику разными. Просто сейчас нынешняя алеховщинская керамика часто называется оятской, как в интернете, так и на ярмарках промыслов; чему я и следовал.
Обычно в доступных источниках в связи с возрождением промысла в 70-е годы чаще всего вспоминают мастера Лукичёва, чьи игрушки, как мне кажется, довольно просты, архаичны и не ассоциируются с заимствованиями, или подражанием заводской продукции. Хотя, возможно, мастер расширил круг сюжетов, что-то придумал сам, и это уже какой-то сравнительно поздний этап.
d_lanin
Не за что благодарить. Об Ояти я мог бы рассказывать часами, да некому: никого этот медвежий угол не интересует )
Вот, кстати, две настоящие оятские свистульки. Одну я нашел на чердаке, другую – на отмели (там все дно реки выстлано черепками), она заметно обточена течением:
Такие же остались практически в каждом доме, как и разнообразные горшки. Но никаких лошадок, коровок, баранов и т.д. нет и в помине. Крайне редко встречаются поздние и явно подражательные или экспериментальные вещи вроде этого красного командира в алеховщинском музее:
Это как раз довоенная продукция «Красного гончара». Как образец наивного искусства он, конечно, великолепен, но хорошо видно, что никакой местной традиции антропоморфных изображений за ним нет. А игрушки рядом – это, понятно, уже современность.
На одной фотографии уместилась половина всей экспозиции керамики:
Как видите, старых горшков много, но игрушки сплошь новые.
Это продукция сгоревшего цеха:
А это заменивший его детский центр ремесел:
Что до Лукичева, то он был не один, конечно. Мне в Алеховщине с таким же пиететом называли еще пару фамилий, которые я сейчас, увы, не вспомню. Если я правильно понял, это и были первые ученики тех самых стариков, которых специально переселили из умирающих деревень и имена которых уже все благополучно забыли, потому что не свои, пришлые. Сейчас дело представляют таким образом, что Алеховщина издревле была центром оятского гончарного промысла. Это не совсем так )
ipsum_dixit
Мне очень нравятся эти птички-свистульки, от них веет стариной.
Вместе с тем, я бы вряд ли стал их называть особым видом народной игрушки (в том же смысле, как дымковская, каргопольская и др.) Хотя по происхождению они и оятские.
Это потому, что, не зная места изготовления, мы не узнаем по ним самим, что они сделаны именно там.
Подобных птичек делали везде, где был промысел гончарной посуды. И самостоятельного промысла игрушки на Ояти на тот момент, получается, просто не было.
Чтобы говорить о промысле игрушки, нужны местный стиль, узнаваемость, и хотя бы несколько сюжетов.
Игрушки советского периода и их стиль основаны, скорее всего, на работах лишь одного мастера - Лукичёва Алексея Васильевича (1907-1980).
Он родился в Карпиной Горе. В 60-е его нашёл искусствовед Блинов, он же впервые употребил в своих публикациях термин "оятская игрушка". В 1969 сделали цех в Алеховщине, и пригласили его туда. Не только его: ещё трёх гончаров, Бойцова, Романова и Смирнова. Но они делали, скорее всего, только посуду, поскольку игрушки в старых коллекциях и книгах есть только Лукичёва.
Есть фото его игрушек и в этом сообществе, можно найти. Сюжетов у него немало, в основном, домашние и дикие животные и птицы. Легко узнаются по почерку. Изделия цеха по форме похожи, но на них роспись, а у Лукичёва её не было. (В период цеха разрисовывали и его вещи.)
Подобным образом, нынешняя дымковская игрушка происходит от работ одного мастера, Анны Мезриной.
Несоответствие термина нынешнему месту гончарства, не один случай. Знаменитая филимоновская игрушка сейчас делается не в Филимонове (типичной умирающей деревне), а в Одоеве, Туле и даже Москве. Видел лет 20 назад в Москве старую родственницу мастериц прошлого, Марию Алдохину, работавшую для худ. салонов; глину ей привозили внуки из родных мест.
Конечно, когда пишут, что в Алеховщине промысел был издавна, это нужно исправлять. Но сам термин "оятская игрушка", наверное, можно оставить. Алеховщина ведь тоже на Ояти; просто в своё время туда переселились мастера.
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Оятская керамика неразрывно связана с историей одного из коренных народов, проживающих на территории Ленинградской области – вепсами.
Приоятские вепсы
Вепсы – один из древнейших народов Северной Европы. Первые упоминания о предках вепсов – чуди и веси, относится к VI веку. А о том, как «призывали варягов» на Русь племена «чуди заволоцкой» вместе со славянскими племенами, рассказывается в Повести временных лет. Так, когда-то, в этом союзе и появилось первое русское государство со столицей в городе Ладога.
Вепсы, исторически проживающие по руслу реки Оять – относятся к так называемым «средним» вепсам. К малому коренному народу, относящемуся к финно-угорской языковой группе.
Вепсы в национальных одеждах:
Вепсы. Национальный костюм
Берега реки Ояти, по которым принято условно считать места осёдлости средних вепсов – круты. А близлежащие по реке ландшафты – холмисты. Места красивые. Но не сильно подходят для земледелия. Не случайно вепсы традиционно были охотниками, рыболовами и ремесленниками. И именно у приоятских вепсов получило распространение гончарное дело и производство керамики. В немалой степени этому способствовала и глинистость почв реки Ояти. Красная глина в этих местах – кругом и около.
История Оятской керамики. Село Алёховщина в «приоятской вепсарии»
Чтобы познакомиться поближе с оятской керамикой лучше всего приехать в село Алёховщина. Посёлок с давней историей расположен в Лодейнопольском районе, на севере Ленинградской области. Здесь, в Алёховщине — существует Центр возрождения ремёсел.
Издревле вепсы, населявшие этот район, занимались гончарным делом. Но широкую известность оятская керамика обрела волею случая.
Некогда, в XVIIIв. проживал в этих местах немецкий лесопромышленник. По фамилии Фок. Занимался лесом. Имел мануфактуры и фабрики. Но дело у него, со временем, пошло в разлад. И его предприятию стало угрожать банкротство. Предприимчивый фабрикант решил сменить сферу своей деятельности. И решил заняться гончарным делом. Поставив его на поток. Благо глины кругом в Приоятьи хватало. Решено – сделано. Открыл Фок мануфактуры по производству керамики. А тут, ещё и беда помогла. Как часто бывает. После пожара в императорской резиденции, в самом Эрмитаже, понадобилось царской семье обновить интерьеры. Тут, Фок и получил крупный заказ с Высочайшего соизволения. И дело у немца пошло. Так, со временем, производство оятской керамики насчитывало в районе Ояти и села Алёховщина уже до 200-от мануфактур. Каждый год отправлялись караваны лодок в Северную Столицу в конце XIX и XX-ых веков. Да что там! Оятская керамика шла и в Европу. Через Санкт-Петербург и Финляндию.
К 20-ым годам прошлого века в Оятском районе насчитывалось около 200-от гончарных «горшечных». Деревянных изб и построек, в которых целые семьи и артели занимались изготовлением керамической утвари.
После Великой Отечественной Войны дело местных мастеров… как-то пошло само на убыль. И до наших времён, ремесло это, в здешних краях, сохранилось лишь только в семьях.
Центр возрождения ремёсел в селе Алёховщина
В конце 60-ых годов прошлого века предприняли попытку возродить уникальный народный промысел в промышленном масштабе. И в 1969-ом году в селе Алёховщина был создан (не без помощи местных энтузиастов-мастеров) цех производства керамики. Цех, спустя годы, вырос до фабрики по производству гончарной продукции. Так появилась предприятие «Оятская керамика». К несчастью, просуществовала эта фабрика только до 2004-го года. Прекратив своё существование после пожара.
Но ремесло оятской керамики и Алёховщинской глиняной игрушки не умерло. Мастера народного промысла объединились в Центр возрождения ремёсел. В котором продолжают традиции вепских гончаров.
Каждый, кто приедет в Центр возрождения ремёсел в Алёховщине – будет радушно встречен местными мастерами. Они познакомят гостя с особенностью оятской керамики, алёховщинской игрушки. С историей и технологией гончарного производства. Можно самому попробовать сесть за гончарный круг и изготовить (под руководством опытных наставников) керамическое изделие. Стакан, кружку, горшок. Всё, что у вашей душе угодно. После чего, это изделие можно забрать с собой. Всё это — за очень символическую плату. Такой творческий интерактив интересен не только детям, но и взрослым. Стать на время настоящим гончаром. Сесть за настоящий гончарный круг. Сделать глиняный горшок (например) своими руками! Очень занятно и любопытно. Приезжайте в Алёховщину! Попробуйте)
(Место, где расположен Центр возрождения ремёсел (карта) и часы работы Центра — указаны в конце статьи)
Особенности оятской керамики и алёховщинской игрушки
Оятская керамика — самобытна. Она не так известна — как гончарные и керамические изделия других традиционных народных промыслов России. Утварь из оятской глины — скорее практична. Она не такая замысловатая как «гжель» , изделия скопинских или дымковских мастеров. Но это ни сколько не умаляет её достоинств. Среди изделий мастеров оятской керамики встречаются настоящие произведения искусства!
К характерным особенностям изделий оятской керамики можно отнести форму основания посуды. Ему придают определённому форму (по окружности основания изделия) при помощи резца-лекала. Этим лекалом оттачивают наружный диаметр утвари (горшка, стакана, тарелки), аккуратно очерчивая основание посудины во время вращения его на гончарном круге.
Подрезка донышка основания изделия лекалом:
Также существует традиционный орнамент свойственный вепсской гончарной традиции. И способ его нанесения.
В былые времена существовало несколько традиционных орнаментов оформления оятской керамики. И использовалось три традиционных цвета. Белый, чёрный и зелёный. Узор наносился естественными, «природными» красками. Зелёный цвет, при этом — получали из медного купороса. В настоящее время — мастера используют большее количество орнаментов и сюжетов. В оформлении гончарной продукции. И большее количество цветов. Используя более широкий спектр красок пищевых красителей. Но одно остаётся неизменным. Традиционным способом нанесения орнамента на изделия оятской керамики служит…груша. Мастера наносят узоры не кистью. А именно грушей. Раньше для этого служили коробочки из бересты, а сейчас — используются обычные резиновые груши.
Нанесение орнамента грушей
Алёховщинская игрушка
Алёховшинская игрушка — также имеет свои характерные черты. И похожа и не похожа на игрушки других народных промыслов из других регионов и областей.
К традиционным игрушкам Алёховщины можно отнести свистульки. Которые выполнены в виде различных животных и птиц. Сама игрушка, как правило, пёстро не расписывается. И имеет простые формы. Также, к традиционным игрушкам вепсов из глины — можно отнести и глиняные куклы. Которые оформлены и стилизованы в фигурки в народных костюмах, и расписываются под традиционные цвета вепсского платья.
В Центре возрождения ремёсел можно попробовать смастерить своими руками и традиционную игрушку или свистульку. Мастера подскажут как её сделать)
Продукция, которую изготавливают в Алёховщине доводится до стадии «готовности» двумя способами. Готовые формы оставляют сохнуть либо под действием естественной температуры, либо её обжигают в печах. При последнем способе, предварительно, перед обжигом, поверхность изделия покрывают глазурью. Это придаёт блеск утвари, «оживляет» краски и делает любое изделие более практичным. Ему не страшны погодные метаморфозы. А посуда, после такой обработки — абсолютно пригодна для приготовления и хранения пищевых продуктов. С единственной особенностью, свойственной любой керамике — боязни открытого огня.
Музей жителей Приоятья в селе Алёховщина
Если вы отправились в путешествие в Приоятье, то стоит посетить и местный музей народного быта вепсов. Он находится рядом с Центром возрождения ремёсел. В старом деревянном доме. Для того, чтобы попасть в музей, нужно обратиться в Центр. И сотрудники Центра ремёсел радушно проведут экскурсию по музею. Расскажут о традиционном быте вепсов, и укладе их жизни. В небольшом «Музее жителей Приоятья» собрана интересная экспозиция. С ней любопытно будет ознакомиться, посмотреть, и даже потрогать руками предметы быта простых селян вепсов.
Плата за экскурсию и за посещение Центра возрождения ремёсел в Алёховщине — почти символическая.
Время работы и место расположения Центра возрождения ремёсел и Музея жителей Приоятья
Алёховщинский центр ремёсел находится по адресу: с. Алёховщина, ул. Алёховщинская дом 20.
Центр находится в здании Администрации с. Алёховщина.
Режим работы: с 10-00 до 17-00, выходные дни: суббота и воскресенье.
От Санкт-Петербурга до Алёховщины около 230-240 км. Нужно двигаться на север по трассе «Кола» и не доезжая немного до села Доможирово — свернуть направо.
Посмотреть как добраться с трассы «Кола» в Алёховщину можно открыв карту.
Посетив Алёховщинский Центр возрождения ремёсел можно проложить своё путешествие по живописным местам этого края. Примерно в 20 км от Алёховщины находится старинное поселение Тервеничи. В котором находится очень красивый монастырь.
На страницу Ленинградская область. Интересные места: Перейти…
В Рубрику всех записей блога Перейти….
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
Оставить комментарий или подписаться на обновления темы можно в самом низу страницы
Перейти в паблик Дранки в ВК или подписаться на него можно по ссылке : Паблик Дранки в ВК»
Побережье реки издавна славилось богатыми залежами высококачественной красной глины. Поэтому у оятских вепсов не было недостатка в бытовой утвари. Лепили всё: горшки, миски, чашки и игрушки.
Вепсы – один из древнейших народов Северной Европы. Первое упоминание о предках – чуде и веси, относится к шестому веку. О том, как призвали варягов на Русь, рассказывается в повести временных лет. Вепсы, исторически проживающие по руслу реки Оять – относится к так называемым среднем вепсам. К малому коренному народу, относящемуся к финно-угорской языковой группе.
Данный район славится не только игрушками но и оятской керамикой. Оятская керамика – самобытна. Она не так известна как гончарные и керамические изделия других традиционных народных промыслов России. Утварь из оятской глины скорее практична, нежели изделия скопских или дымковских мастеров. Характерной особенностью изделий оятской керамики является основание посуды. Ему придают определённую форму по окружности основания изделия при помощи резца-лекала.
Этим лекалам оттачивают наружный диаметр утвари горшка, стаканы, тарелки, аккуратно очерчивая основание посудины во время вращения на гончарном круге. Также существует традиционный орнамент и способ его нанесения. В былые времена существовало несколько традиционных орнаментов оформление оятской керамики. Использовались три традиционные цвета: белый, чёрный, зелёный. Узор наносился естественными, природными красками. Зелёный цвет, при этом – получали из медного купороса. В настоящее время – мастера используют более классический орнамент и сюжеты. Используют более широкий спектр красок пищевых красителей. Традиционным способом нанесения орнамента на изделия оятское керамики служит груша. Мастера наносят узоры не кистью. Раньше для этого служили коробочки из бересты, а сейчас – используют обычную резиновую грушу.
Алёховщинская игрушка также имеет свои характерные черты. И похожа и не похожа на игрушки других народных промыслов. К традиционным игрушка можно отнести свистульки, которые выполнены в виде различных животных и птиц. Сама игрушка, как правило, пёстро не раскрашивается и имеют простые формы. Также, к традиционным игрушкам вепсов из глины можно отнести и глиняные куклы, которые оформлены под фигурки в народных костюмах, и расписываются под традиционные цвета вепского платья.
Продукция, которую изготавливают в Алёховщине доводится до стадии готовности двумя способами. Готовые формы оставляют сохнуть либо под действием естественной температуры, либо её обжигают в печах. При последнем способе, предварительно, поверхности изделия покрывают глазурью. Это придает блеск утвари, оживляет краски и делает любое изделие более практичным.
Глиняные игрушки старейшего оятского мастера, уроженца деревни Карпина Гора Алексея Васильевича Лукичева (род. в 1907 г.) хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, частных коллекциях. Образы оятской игрушки идут из глубины веков и восходят к тотемическим представлениям. Наиболее интересны фигуры всадников, лошадок, различных зверей и птиц.
Для оятской игрушки характерны тёмно-коричневый естественный цвет глины, бесцветная глазурь; бывает подглазурная роспись ангобами. Среди узоров чаще всего встречаются чёрные кружки с каймой из белых точек. Отдельные мелкие детали росписи – разных оттенков зелёного и синего цвета. Зелёный – более традиционный.
Глаза у фигурок делаются в виде налепов-горошин. Шерсть животных иногда изображается в виде глиняной лапши, получаемой, скорее всего, путём давления глины через сито.
Туловища скульптур пустотелые, с отверстиями для выхода горячего воздуха при обжиге. Обжиг высокотемпературный, наверное, не менее 1 тыс. градусов – глина звенит.
Гончары жили по берегам реки Ояти на протяжении 35 километров. Всего существовало более 100 мастерских, где работало около 500 человек. В послевоенное время для создания центра гончарного производства гончаров с семьями перевозили в Алеховщину, артель работала до 1956 года. В 1969 году был создан Алеховщинский цех керамических изделий в составе Ленинградского областного объединения народных промыслов, который работал до 2004 года.
В вепсских и русских деревнях производством игрушки занимались как взрослые, так и дети. Материалом для изготовления служила красная и желтая глина, которую добывали по берегам реки Оять. Оятские мастера лепили игрушки свистульки, домашних и диких животных, всадников, игрушки - "барыни" и сюжетные сцены. Оятские игрушки-скульптуры "барыня" отличались пластичностью, лаконичностью и реалистичностью Лепили их вручную. Они могли быть маленькими и большими, высота варьировала от 12 до 24 сантиметров. Основанием женских фигур являлась полая юбка-колокол Ее делали из глиняного сканца. Одежда и прическа четко прорабатывались и отражали статус и возраст женщины. Например, девушек лепили с длинной косой, спускавшейся на спину, коса заканчивалась пышным бантом с распущенными концами. Молодых замужних женщин с младенцем на руках и волосы уже убраны в узел. Пожилых женщин - в платках. Одежду делали приталенной по городской моде. Поэтому и называли скульптуру "Барыня".
Также среди оятских изделий вы видите композиции, передающие бытовые сцены: парочки, сидящие на скамье со спинкой, гончар за работой.
А животный мир представлен: лесными птицами, уточками, барашками, медведями, которые считались хозяевами вепсского края, то есть тотемом , петухами - символом вепсского края
Игрушки - свистульки в высоту от 5 до 9 сантиметров. Свистульки представляют собой животное с длинной либо короткой шеей, продолговатым туловищем, вытянутым в свисток, опирающимся на короткие ножки-столбики или на основание туловища. Глаза обозначались налепом с ямкой в центре, рот - разрезом, ноздри-наколом. Крылья птиц и элементы тулова животных подчеркивались гравированным узором, штрихами, тесненным орнаментом.
Противоречивые сведения собираем о предстоящей поездке на край Ленинградской области. Природный парк существует уже более 20 лет, но сайт не обновлялся с 2016 года. Парк создан для сохранения традиций и культуры вепсов, но численность сократилась с 1989 по 2010 более чем в 2 раза. Есть музеи, проводятся фестивали, созданы экотропы, но все это не точно. Информации на просторах сети крайне мало.
Мы, команда путешественников OKVEST, запускаем новый цикл статей, в которых расскажем, как планируем поездки. Сначала будем писать статью на основе сбора информации, а затем по факту посещения мест. Получится интересный формат "ожидания/реальность" . Еще надеемся, что наши подписчики и неравнодушные люди поделятся полезной информацией после выхода статьи с планированием поездки.
Вводные данные
Одним днем здесь точно не обойтись. 4-5 часов пути на машине только в одну сторону, обширная площадь природного парка 190 тысяч гектар и целая россыпь аутентичных деревень. Напрашивается долгая поездка хотя бы на 2-3 дня и в летнее время года, чтобы остановиться с палатками. Видели, что есть организованные походы на 8 дней, но это уже для туристов-походников. Наша задача - просто познакомится с этим далеким краем.
Вепсы = чудь и другая разведка местности
Необходимо узнать историю местности и всех ее достопримечательностей. Для этого изучаем первую страницу выдачи в поисковиках, смотрим статьи на Дзене, да и изучение карт может дать свои результаты. Получается некая общая картина .
В этом далеком крае есть два главных достояния - природа и вепсы. Природа сохранилась в первозданном виде, так как рядом нет промышленных центров и крупных городов. Многие ели и сосны здесь насчитывают не одну сотню лет. Весь рельеф холмистый, с множеством озер. Думаем, похоже на природу Карелии. Малое количество людей способствовало развитию животного мира. Медведь и росомаха, здесь частые гости, так что надо быть начеку.
За культурную часть путешествия отвечают вепсы. Их традиции стали достоянием парка и наравне с природой находятся под охраной. До 1917 года этот небольшой финно-угорский народ называли Чудь. По легенде такое название славяне им дали за чудной язык, схожий с финским. Жила чудь обособленно, в своих холмах и болотах . Занимались сбором ягод, грибов и животноводством. В советское время были попытки организовать разработку строительного камня, домашнее животноводство перевести в формат совхозов. В современной России вепсы вновь предоставлены самим себе. Как у многих малых народов России, люди в деревнях хранят старые традиции и помнят свой язык. В нескольких местах встречали информацию о ежегодных фестивалях вепсской культуры "Древо жизни" в июне, но на текущий 2021 год никакой информации не нашли.
У вепсов даже есть собственный флаг, который символизирует зеленым леса и луга, синим озера и реки, желтым - пробуждение к жизни. Флаг похож на флаги других скандинавских стран.
Вот так, сайт за сайтом, шаг за шагом, пропитываемся атмосферой тех мест и лучше понимаем, куда предстоит путь. Дальше начнем составлять маршрут предметнее, со списком достопримечательностей.
Читайте также: