Отличие дымковской игрушки от других
О, ну они совем не похожи.
Смотрите: вот - классическое Дымково.. .
. А это - уже филимоновские:
"Условность" форм, простые орнаменты (обычно - полоска) , желто-розово-зеленая гамма - отличительные черты филимоновских изделий. Дымковские - проработаннее и в то же время "сдержаннее", орнаменты здесь сложнее и "геометричнее".
Дымковская игрушка - краше
Дымковская игрушка - "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей.. .Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.
Добавлю. Совершенно не верно, что Дымковская игрушка старше филимоновской. та и другая возродились после смуты революций и войн.
Однако сакральные росписи традиционной ф. игрушки - говорят о ее очень древних дохристианских корнях.
Различий много.
Вот некоторые из них.
Ф. игрушка делается из черно-синей глины - синьки, при обжиге которая становится белой.
Дымковская из красной глины, при обжиге которая остается кирпичного цвета. Поэтому побелка перед росписью Д. игрушки - обязательна, а Ф. игрушку расписывает без предварительной побелки.
Ф. игрушку всегда расписывают анилинами до сих пор и золотую фольгу-поталь не используют. как в Д. Характер лепки игрушек - разный, Ф. игрушку делают из одного куска - тянут, а Д. игрушка состоит из Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. , поэтому характер пластики различный.
Тематика и образы так же при схожести имеют различия. В Ф. игрушке - мужчины. кавалеры- это солдаты.
Места изготовления Ф под Тулой. Д - под Кировом.
Д. игрушка расписана большим кол-ом цветов. есть и синие, что в Ф. -нет
Произведения, созданные в различных условиях, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, д игрушка совершенно иная, не такая, как ф или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на д. игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы.
Красную жирную глину для лепки собирали весной после половодья на реке Вятке. Лепка каждой игрушки — это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки» , сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая» . Еще далеко до полной ее готовности, 4 — 5 дней пойдет сушка, 3 — 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея — лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой.
И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. Цветовая гамма- голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания д. игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой выс. проф. характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно заменяют.
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней.
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.
Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь
В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие игрушки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание.
Если сравнивать сохранившиеся изображения первых дымковских игрушек с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.
Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:
• Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
• Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
• Животные. Изначально создавались игрушки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
• Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
• Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.
Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания игрушки состоит из нескольких этапов.
Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На игрушку яркими красками наносятся узоры.
Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:
Дымковская роспись
Орнамент состоит из различных геометрических фигур:
• ромбов и зигзагов,
• кругов и полосок.
Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых игрушек.
Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент дымковских игрушек является символичным.
Волнистая линия напоминает реку, водную гладь, окружность с точкой – солнце, клетки из пересекающихся линий – сруб дома. Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека.
«Дымковская игрушка». Конспект комплексного занятия в средней группе Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.
Ежедневное планирование «Знакомство с народной культурой и традициями» — «Дымковская игрушка» Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Создание предметно-пространственной развивающей.
Фотоотчёт «Дымковская игрушка — подарок к Новому году» На праздник мам родители получили в подарок не только свои портреты, но и дымковскую игрушку - барышню-водоноску. Они были в восторге.
Интегрированное развлечение для детей второй младшей группы «Наша первая Дымковская игрушка». Цель развлечения: воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к мастерам народного творчества. Задачи развлечения: - показать,.
Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Дымковская игрушка» Автор: Ершова А. И. воспитатель дошкольного отделения №5 ГБОУ.
Лэпбук «Дымковская игрушка» Лэпбук, в переводе с английского "папка на коленях", дает возможность воспитателям дошкольного образования разместить в нем в игры и задания.
Лэпбук «Дымковская игрушка» с использованием материалов МAAM Как уроженка Кировской области, как ценитель народных промыслов, как педагог, - я никак не могла пройти мимо темы дымковской игрушки и не.
Конспект занятия по лепке из глины «Дымковская игрушка «Козлик» Методическая разработка занятия на тему: «Дымковская игрушка - «Козлик». Направление: формирование функциональной грамотности обучающихся.
Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.
История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
Как лепить дымковскую игрушку
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Лепку можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.
В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.
Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.
Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.
Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.
Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.
Сушка и обжиг дымковской игрушки
После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.
Побелка (беление) дымковской игрушки
После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.
Особенности росписи дымковской игрушки
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.
Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.
Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.
Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.
Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.
Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.
При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.
Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.
Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.
Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?
Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.
Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.
Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Автор: Чеберя Дмитрий
МБОУ «Лянторская СОШ №1»
Руководитель: Торопова Г.Я.
МБОУ «Лянторская СОШ №1»
учитель начальных классов
Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:
- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;
- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.
Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:
по символике
по инструментам для росписи
На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что
глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:
по инструментам для росписи
Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.
Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров
Актуальность:
Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.
Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.
Объект исследования :
сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Предмет исследования:
русские народные глиняные игрушки.
Цель исследования:
найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Задачи исследования:
систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;
выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
сравнение и анализ.
глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.
Новизна исследования:
Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.
Теоретическая значимость.
Систематизация имеющихся сведений об игрушках.
Практическая значимость.
Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.
Теоретический обзор.
С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.
В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.
Из истории глиняной игрушки.
История дымковской игрушки.
Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
История филимоновской игрушки.
Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
История каргопольской игрушки.
Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.
Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.
Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.
Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.
Практическая часть.
Исследовательская работа.
Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы организации безопасной среды в дошкольном образовании
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Курс повышения квалификации
Использование ресурсов пластилинографии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО
«Как выстроить взаимодействие игры и музыки при нарушениях сенсорной интеграции детей с ОВЗ дошкольного возраста»
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 «Рябинка»
Дымковская игрушка – история промысла для детей
Подготовила воспитатель
Соколова Лариса Юрьевна
г.Сергач , 2022 год
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это
территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Мамы делали их для забавы своим детям из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали
заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами
мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия
расписывали вручную.
Характерной чертой дымковской игрушки является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум.
В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух
одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и
хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего. Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с
помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки. Процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.
После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки
обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический
противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.
После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской
игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов.
Основными из них являются:
лепка
сушка
обжиг
побелка
роспись
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке используют сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.
Раньше роспись производилась с помощью палочек с
накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски. Наносят их на игрушку кистями.
Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный. Настоящий мастер должен
был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.
Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.
Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской
игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.
Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки.
Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.
Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот
процесс так и не стал автоматизированным и серийным.
Фигурки и сейчас расписывают вручную.
Создание дымковской игрушки было и остается женской
профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные
образы и передавать их целой гаммой сочных красок. Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет,
продолжается богатая история русского народа и его
культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет, которой каждый человек придумывает для себя сам.
Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.
Читайте также: