Описание дымковской игрушки свистульки
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Позднее расширился круг тем за счёт внесения в игрушку новых бытовых и сказочных сюжетов. Было разработано большое количество орнаментов и цветовых сочетаний.
Дымковская игрушка — искусство рукотворное. Каждая — создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700—800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Описание игрушки
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Как играть?
Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.
Плюсы и минусы
Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Новый век
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.
Производство
Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.
Описание игрушки
Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:
• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.
Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.
Как играть?
Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.
Плюсы и минусы
Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».
Новый век
Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.
Производство
На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.
В каждом крае и области есть свое родное, близкое народу искусство. Наш Вятский край прославила на весь мир дымковская игрушка - яркая, нарядная, она стала своеобразным символом Вятской земли. Но, что знаем мы о ней? Что это? Сувенир? Детская забава? Как так получилось, что древняя примитивная глиняная игрушка выжила в наш век высоких технологий? Есть ли у нее будущее? Можно ли использовать игрушку как средство воспитания у детей любви к родному краю, … На эти вопросы очень хотелось найти ответы. Поэтому, когда необходимо было определится с темой опыта, решила узнать о дымке как можно больше и донести это детям.
Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены, представляли собой уменьшенные изображения окружающих вещей: погремушки, свистульки, лошадки, рыбки, фигурки людей. Чтобы сделать их более занимательными, предки наши заставляли их действовать: совершать несложные движения, издавать звуки и шумы,- ярко и красиво их расписывали.
Современные дымковские игрушки выразительнее, ярче, у них разнообразная тематика. Эти игрушки с изделиями мастериц прошлого связывает так называемая традиция, которая, сохранив основное, на протяжении 20 века постоянно изменялась и развивалась. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Цель деятельности - познакомить детей с дымковской игрушкой как средством воспитания патриотических чувств. Для достижения этой цели, определила ряд задач:
1 Познакомить детей с дымковской игрушкой.
2 Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки
3 Воспитывать любовь и уважение к народным традициям
Начиная знакомить детей с дымковской игрушкой, рассказать об истории игрушки, традициях, ведь без этого не сохранился бы и сам промысел. Детям было интересно узнать, что переселенцы из Северной Двины и Великого Устюга основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Происхождение дымковской игрушки не отделимы от местного праздника – Свистопляски. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька в форме различных животных, птиц и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. А вот одна из легенд. Однажды к Хлынову (так раньше назывался город Вятка, теперь - Киров) подошли несметные полчища кочевников. Вятичам грозила неминуемая гибель. Но они пошли на хитрость: раздали всем жителям города — от малышей до стариков — глиняные свистульки. А потом подкрались ночью к вражескому стану, да как засвистят! Кочевники в панике бежали. То ли решили, что на них сказочное чудище напало, то ли — что к вятичам подмога пришла. С тех пор будто и отмечают вятичи праздник «Свистунью» : всю зиму лепят, обжигают и раскрашивают для нее яркие красивые игрушки, а весной далеко разносится над Вяткой веселый свист. Считают так же, что их в те времена изготавливали не для игры, а чтобы нечистую силу отгонять. Со временем праздник меняет свое название — это уже не Свистопляска, а Свистунья.
В процессе многолетней работы я поняла, что замечательно рассказать детям историю дымковской игрушки, сочинить сказку о том как кусочек влажной глины в руках мастерицы становится барыней, красивой птицей или забавной детской свистулькой, о том как - то, что было землей обретает жизнь. Но совсем другое дело, когда ребёнок сам попробует слепить её, вложить свою душу в этот комочек глины, через собственные руки понять в чем заключается труд мастериц. Эти чувства никуда не денутся, останутся на всю жизнь.
Поэтому на следующем этапе знакомила с технологией лепки дымковской игрушки. Это подготовка глины, лепка игрушки из отдельных частей, сушка и обжиг изделия. Характерным этапом только для Дымкова было "отбеливание", когда игрушку белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке. Затем уже расписывали, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
В процессе знакомства с элементами узора детям интересно было узнать, что каждый элемент что-то означает, несет какую либо информацию. И художник таким образом писал целые фразы, составляя свои узоры. Оказывается: Волнистая линия означает воду или дождь; круг со звездчатой серединкой – солнце и небесные светила; ромб – пашню. Перекрещенные полоски – сруб колодца, точки с кругом — знаки семян и зародышей. растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. Да и цвет в дымковской игрушке выбирался мастерами не случайно.
Каждая эпоха имела свой орнамент, особенность, тематику, краски по которым можно определить время, когда была создана та или иная вещь.
Поэтому в своей работе не просто знакомила с игрушкой, а использовала её как иллюстрацию нашего прошлого, быта, истории родного края. Ведь для детей это возможность окунуться в наш русский мир, увидеть в красочных фигурках приметы прошедших времен.
Тематика глиняных игрушек разнообразна : животные, птицы, люди - это считалось символом плодородия. Мастерицы изображали окружающую действительность, это могли быть как отдельные фигурки, так и сюжетные композиции. Например, карусель символизировала мир и праздник.
Темы и сюжеты у дымковских мастериц те же, что у всех игрушечников. Но только наши игрушки не похожи на другие. Яркие с позолотой краски на белоснежном фоне, праздничные, веселые. И люди — счастливые, и звери — улыбчивые. Таких радостных и добрых игрушек, которые как маленькие солнышки теплят душу, больше не найти. Дымковская игрушка пережила множество исторических событий но сохранила при этом исконно-русские традиции, самобытность и уже более полувека является настоящим символом города. А колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современного модельера Валентина Юдашкина.
Хочется сказать спасибо тем людям, которые несмотря ни на что сберегли для нас наше наследие и что благодаря им нам есть чем гордиться.
Пока есть дымковская игрушка и жива душа Вятки.
В заключении хочу пожелать вам: лепите с детьми игрушки, свистите на здоровье, пусть радуют вас и отгоняют злых духов. И не верьте пословице «не свисти – денег не будет» - у нас на Вятке все же свои порядки.
Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись.
Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ №1159 САО города Москвы Суханова Анна Андреевна.
Цель: завершение изготовления игрушки-свистульки.
-обучать детей разным элементам росписи игрушки;
- развивать у детей дошкольного возраста интерес к народному творчеству;
- воспитывать усидчивость, терпение и аккуратность.
Оборудование и материалы:
- заготовки игрушек (птичек-свистулек,
- баночки с водой,
- салфетки (матерчатые, бумажные)
Словарь: дымковская игрушка, мастера, роспись, круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точка.
Продолжаем нашу работу. Заготовки птичек-свистулек высохли и готовы к росписи.
Роспись игрушек.
«Роспись» - звучит многообещающе… У нас это получается раскрашивание. Но дети должны знакомиться с терминологией мастеров.
Для росписи игрушки в детском саду обычно пользуются гуашевыми красками. Что мы и делаем.
Раскрашиваем наши свистульки. Сначала покрываем наши заготовки птичек белой гуашью, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными.
Даем подсохнуть белой краске.
Начинаем разукрашивать свистульку цветной гуашью.
Выставляем готовые работы.
Обсуждаем, сравниваем. Выясняем, чья лучше и почему.
Пробуем на функциональность: свистит – не свистит…
Прикреплённые файлы:
Дымковская и хохломская роспись. Лепка Дымковская и хохломская роспись. Лепкав подготовительной группе Здравствуйте коллеги!Сегодня я покажу работы детей дымковских игрушек..
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.
Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2 Родина городецкой росписи - села и деревни на берегах притока Волги речушки Узолы. Крестьяне расписывали прялки и отвозили продавать на.
Мастер-класс по аппликации «Птичка» Представляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации из сердечек "Птичка". Ой, как много в мире птиц: Пеликанов и синиц,.
Мастер-класс «Птичка» Аппликация. Здравствуйте дорогие пользователи! Предлагаю мастер-класс по изготовлению яркой и простой в исполнении аппликации "Птичка" Материалы клей.
Мастер-класс «Птичка-невеличка — весенняя птичка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей через получение ими собственного творческого продукта. Задачи: 1. Активизировать.
Мастер-класс «Птичка». Объёмная игрушка из бумаги Цель. Научить детей делать объёмную птичку из бумаги. Задачи. Формировать интерес детей к конструктивной деятельности. Развивать творческие.
Мастер-класс «Птичка — подвеска» Наступила весна. Солнце раньше встает дольше светит; все короче становится ночь,все длиннее день. На солнечных пригорках появились проталины.
Проект «Глиняная игрушка России — символ Родины славян». Композиция «Дымковская игрушка» Автор проекта: Шнайдер Дарья - участник VI районных образовательных Кирилло – Мефодиевских чтений «Духовно-нравственные ценности славянской.
Читайте также: