Натюрморт с дымковской игрушкой в живописи
Инна Алексеевна Широкова - заслуженный художник России. Родилась она в 1937 году в старинном русском городе Вятке. Вятка знаменита своей замечательной дымковской игрушкой, веселыми ярмарками, где продавались предметы быта расписанные народными умельцами. Вот и Инна Алексеевна была воспитана на дымковской игрушке и на любви к народному творчеству. К тому же она училась потом в Горьком,а там процветали и Хохлома и Городецкая роспись, и роспись Полхов-Майдана. Вот и в её портретах ( а она себя считает больше портретистом), натюрмортах присутствуют часто предметы народных промыслов, придавая ее работам яркость, декоративность и праздничность.
"Масленица" - эта первая работа, которая мне случайно встретилась в интернете и вызвала теплые эмоции. Такая здесь была гармония, что я заинтересовалась художницей и захотела увидеть другие ее работы.
Мастерица дымковской игрушки С. Гурина
Ну, не чудо ли эти дымковские игрушки: барыни, гусары, лошадки?
Мастерица с дочкой
Натюрморт с лилиями
Натюрморт с тюльпанами
детский ансамбль "Дымка"
Если вам понравились работы, то вы можете зайти на сайт художницы, там много жанровых портретов, а также много кошек, собак и цветов.
Инна Широкова родилась в 1937 году в городе Киров, Россия, в семье художников. Окончив в 1961 году Горьковское художественное училище, пыталась найти в живописи свое, отличное от всех, и ей это удалось. Прежде всего Инна Алексеевна художник-портретист. Кроме портретов, писала натюрморты с предметами народных промыслов. Ей, воспитанной на дымковской игрушке, были очень дороги и другие ремесла: хохлома, Городецкая роспись, роспись Полхов-Майдана, гжель и керамика. С 1968 года - член союза художников СССР. В 1987 году удостоена звания «заслуженный художник РСФСР», в 2004 году - награждена дипломом академии художеств. Живет и работает в городе Кирове по сей день. "Всю жизнь я очень любила свою работу, часто просыпаясь ночами, думала, как сделать свои полотна выразительнее. И сейчас я практически не могу провести ни дня без своей мастерской, без белого холста, который ждет мою кисть. Я всегда знала, что художник должен работать вдумчиво, много, страстно, а оценит его зритель", - говорит художница.
Изображения кликабельны*
Детский ансамбль "Дымка"
Натюрморт с тюльпанами / Натюрморт с ромашками
Мастерицы дымковской игрушки / Мастерица
Дымковская игрушка / Натюрморт красный
Мастерица с дочкой / Молодые художники
Мастерица дымковской игрушки С.Гуркина
Хохлома / Л. Фалалеева
Розы на окне / Маки
Хохлома / Мастерица
В саду / Натюрморт. Цветы
Песчанный замок
Натюрморт / Натюрморт с лилиями
Желтые цветы / Пионы
Автопортрет с сыном
Нарциссы / Осенний букет
Автопортрет с детьми / Осень
Портрет Н.И.Перминовой / Белки в парке
Торговка / Первый снег. Аленушка с Катей
Семейный портрет / Групповой портрет
Ева / Вова с собаками
Мальчик с собаками / Какого красавца мы слепили
Аришка - розовая конфетка / Алеша
Отдохнем - и снова поиграем / В ожидании гостей
За три часа до Нового года / Автопортрет с собаками
Перед новым годом / Ёлка
Ваня в костюме клоуна / Алеша в клоунском костюме
Первоклассник / Снегурочка
Портрет актрисы Г. Мельник / Будущий Куклачев
Праздник / Света
Масленица / Матрешки
Мои коты / Мои звери спят
Янночка и её друзья / Девочка
Девушка с золотыми волосами / Девушка в красной шали
Мое окно / Пионы и Васька
Золотые рыбки / Как здорово в цирке
Синее окно. Аленка / Рыжик
Не смотри - напугаю / Портрет Андрея
Букет с георгинами / Букет
Дениска в костюме пажа / Цыганка
Очень хочу таких же зверей / Мои друзья
Групповой портрет / Андрей и Рита дома
Оля с попугаем / Портрет Заслуженной актрисы Н.Исаевой
Брат / Наташа с воспитанниками
Молодой гитарист Арсений / Мой внук Алеша
Подсолнухи / Люпины
Стройотряд / Весна
Золотые волосы / Весна
Красные пионы / Автопортрет
Букет с лилиями / Стол мастерицы
На занятиях по ознакомлению с искусством я знакомила детей с народной игрушкой : матрешкой, дымковской, филимоновской. А потом дети расписывали готовые силуэты игрушек красками, фломастерами, гелевыми ручками, цветными карандашами и т. д. Выбирали материалы для рисования и украшения самостоятельно, но стараясь учитывать характерные особенности росписи. И когда силуэтики были готовы мы решили приклеить их на натюрморты и пейзажи, которые рисовали ранее. Получились вот такие сюжетные работы. Простой способ соединить две темы: натюрморт / пейзаж/ и народное творчество. Можно использовать на занятиях по развитию речи при составлении рассказов или придумывании сказок.
Виды детской графики Виды детской графики очень разнообразны и зависят от используемого материала: 1. Одними из самых любимых детьми материалов являются фломастеры:.
Занятие в младшей группе по теме дымковских игрушек Занятие 2. «Украшение юбочки». Программное содержание. 1. Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. 2. Учить составлять узор.
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
Содержание:
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Технология изготовления
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.
Раскраска велась в строгой последовательности:
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Яркие дымковские фигурки
Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.
Образцы дымковских игрушек
История промысла
История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.
Дымковская игрушка » Тройка».
Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.
В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.
Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.
В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.
Дымковская игрушка » Парочка».
В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.
Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.
Дымковская игрушка » Дама с собачкой».
Материалы и технология изготовления
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.
Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.
Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.
В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.
После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.
В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.
В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.
» Девушка с самоваром».
Цветовая гамма и орнаменты росписей
Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:
В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.
В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.
Тематика дымковских игрушек
Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.
Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:
- Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
- Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
- Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
- Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
- Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
- Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
- Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
- Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.
Сюжетная игрушка » Семья».
В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.
Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:
- Стилизованные фигурки животных и птиц
- Герои народных сказок
- Изделия на темы исторических сюжетов
- Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
- Фигурки детей
- Представители различных профессий
- Предметы быта
- Предметы старины
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.
Дымковская глиняная игрушка
В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.
Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.
Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.
В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.
В Кировском музее дымковской игрушки
Дымковская игрушка : 1 комментарий
Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.
Читайте также: