Народные игрушки дымковская филимоновская каргопольская
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- Редактор изображенийОналайновый редактор изображений с возможностью загрузки с вашего компьютера или из Интернет. По функциональным возможностям близок к Adobe Photoshop
- Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
- Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
-Музыка
-Поиск по дневнику
-Статистика
Национальные глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргапольская.
В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты. Во второй части поста - моя маленькая коллекция :)
Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.
Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".
Некоторые образцы из и-нета:
Полезные ссылки по теме:
Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили последние мастерицы промысла, возобновившие его. В основе своей это свистульки, близкие по теме и сюжету к древним глиняным игрушкам. Оригинальна роспись и пластика!
Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
*** К слову сказать - Каргапольская игрушка и теперь дешевле остальных и более доступна для приобретения, в отличии от безумно дорогой Дымковской.
А это мои сокровища :))
Дымковская игрушка для меня дорога, я пока приобрела лишь маленькую птичку:
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС
«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русские народные игрушки
Илюшкина Ольга Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10 с УИОП
г. Сургут
Русские народные игрушки
Каргопольская игрушка
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Семёновская игрушка
Городецкая игрушка
Богородская игрушка
Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка – это глиняная игрушка, изготавливаемая в городе Каргополе Архангельской области, потому она и называется «каргопольская». Тем не менее, настоящей родиной этой глиняной игрушки являются деревни вокруг Каргополя. Именно там и делали крестьяне для своих детей игрушки из самого доступного в этих краях материала – глины.
Каргопольская игрушка
Для лепки каргопольской игрушки берут красную глину. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают — они заняты тем же делом, что и люди: медведи, козлы и бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, потом белили. Роспись довольно проста: полоски, штрихи, ромбы, крапинки. Набор красок: голубой, кирпично-красный, зеленый, черный, охристый. Иногда добавляются золотые и серебряные краски.
Известным народным промыслом славится деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Для филимоновских фигурок характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины — «синики. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками.
Роспись строится по традиционной схеме:
- сначала накладывают желтые полосы и пятна;
- потом их обводят красным;
- затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.
Филимоновская игрушка – свистулька «Баран»
Филимоновская игрушка
.
Филимоновская игрушка – свистулька «Медведь с зеркалом». Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.
Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну.
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.
Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом».
Дымковская игрушка
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка).
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать.
Основными этапы изготовления дымковской игрушки являются:
• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.
Дымковская игрушка
Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи. При росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.
Богородская игрушка
Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки (курочки, клюющие зернышки; медведи, бьющие по наковальне и др.
Все богородские игрушки – шутейные, юмористические, подвижные забавы.
Игрушки режут из липы.
Характерные особенности:
Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).
Расписываются игрушки гуашью, а потом покрываются безвредным масляным лаком.
Семёновская игрушка
Небольшой городок Семенов, что в 70 километрах от Нижнего Новгорода – родина семёновской игрушки - матрёшки.
Матрешка – русская деревянная кукла, внутри которой вложены подобные ей, отличающиеся друг от друга по размеру и росписи такие же куклы–матрешки.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены,
Три Матрешки
И одна Матрешечка.
В. Берестов.
Семёновская игрушка
Многоместная матрешка (до 15-18 кукол)- символ русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Характерная деталь росписи - букетик цветов в руках у матрешки. Это поистине хохломская матрешка. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный уз лом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).
Городецкая игрушка
Городецкая игрушка – это особенное явление в русской культуре. Город Городец Нижегородской области поистине уникален, его еще называют Малым Китежем.
В 19 веке в деревнях вокруг Городца (Нижегородская область) мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и расписную деревянную игрушку.
Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.
Городецкая игрушка
Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий. как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Все элементы обработаны в программе Adobe Photoshop.
Рамка с уголком сделана в этой программе.
Интернет – ресурсы
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 864 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
«Имидж современного студента как часть образовательной среды»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дымковская, Каргопольская,
Филимоновская игрушки.
5 класс
Дымковские игрушки
В большом селе Дымково, что недалеко от Вятки, родилась дымковская игрушка. Весёлый игрушечный народец отличается яркими красками. Изделия дымковских мастеров украшены красными, жёлтыми, синими, зелёными кругами, точками, полосками и волнистыми линиями. Это – дымковский орнамент, или узор.
Каргопольские игрушки
Игрушку из Каргополя можно узнать сразу. Она из края долгих зим и короткого лета, поэтому цвета её не очень яркие, как и природа Севера.
Тематика разнообразна: барыни, охотники, бородатый гармонист, танцующая пара, волк и многое другое.
Каргопольские игрушки
Весёлый Полкан-богатырь со знаками солнца на груди – символ каргопольской игрушки.
Полкан – это полуконь-получеловек, поэтому он наделён большой силой.
Филимоновские игрушки
Эти яркие игрушки родились в деревне Филимоново Тульской области. Местная глина очень пластична, фигурки из неё лепят, вытягивая форму.
Узоры филимоновской игрушки радуют звонкой пестротой ярких красок.
Филимоновские игрушки
Среди персонажей больше домашних животных: коней, собак, баранов, кур и петухов.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов
Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 918 399 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
«Интеграция современного искусства в детское творчество»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Другие материалы
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Рисование по памяти и по представлению
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Особенности акварельной живописи
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Особенности акварельной живописи
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Народные художественные промыслы
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Натюрморт
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Рисование по памяти и по представлению
- Учебник: «Искусство. Изобразительное искусство (в 2-х частях) », Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В.
- Тема: Цвет предмета
«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
- Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
- Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
- Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
- Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
- Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
- Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
Оставьте свой комментарий
- 28.05.2018 4583
- PPTX 3.4 мбайт
- 182 скачивания
- Рейтинг: 3 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Шарипова Зульфия Рафисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
67 минут
«Объединяться вместе – это начало, быть вместе – это прогресс, работать вместе – это успех!»
56 минут
30 минут
«Как общаться с ребенком, чтобы он дал вам поработать из дома?»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Автор: Чеберя Дмитрий
МБОУ «Лянторская СОШ №1»
Руководитель: Торопова Г.Я.
МБОУ «Лянторская СОШ №1»
учитель начальных классов
Цель моей работы: найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Для реализации этой цели поставил перед собой задачи:
- систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;
- выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
Методы, которые я применил в работе: сравнение и анализ.
Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:
по символике
по инструментам для росписи
На основании исследовательской работы я пришёл к выводу, что
глиняные игрушки разных ремесленных центров сходны:
по инструментам для росписи
Увлекся лепкой и заинтересовал всю свою семью и одноклассников. Вылепленные игрушки подарили школьному музею. В ноябре прошлого года я и учащиеся нашего класса приняли участие в фестивале «Межкультурный диалог» в посёлке Солнечный, который проводился в рамках «Года культуры», предоставив игрушки из глины.
Сходство и отличие игрушек разных ремесленных центров
Актуальность:
Сегодня все понимают, что возможность творить - главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом, а чтобы творить, надо знать творчество народов нашей страны.
Многие дети в наши дни проводят время за компьютером и у телевизора. От этого страдает их развитие, а лепка народных игрушек способствует приобщению прекрасному, но, прежде чем лепить, надо научиться разбираться в особенностях глиняной игрушки ремесленных центров Дымково, Каргополь, Филимоново.
Объект исследования :
сходство и отличие глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Предмет исследования:
русские народные глиняные игрушки.
Цель исследования:
найти сходства и отличия глиняной игрушки разных ремесленных центров.
Задачи исследования:
систематизировать имеющиеся сведения об игрушках;
выделить отличительные признаки и черты сходства в глиняных игрушках разных ремесленных центров;
сравнение и анализ.
глиняные игрушки дымковские, каргопольские, филимоновские имеют свои отличительные черты, но и имеют черты сходства.
Новизна исследования:
Мною сделана систематизация сведений об игрушках и впервые получены сравнительные данные трёх ремесленных центров.
Теоретическая значимость.
Систематизация имеющихся сведений об игрушках.
Практическая значимость.
Создание игрушек своими руками и оформление экспозиции школьного музея, изготовлены буклеты и подарены учащимся начальных классов нашей школы, участие в выставках.
Теоретический обзор.
С первого класса я посещаю внеурочное занятие по прикладному творчеству, которым руководит Торопова Галина Яковлевна, где я получаю возможность творить. Создавая оригинальные произведения, полезную вещь собственными руками, украшая своё жилище, я чувствую себя значимым в этом мире, вношу в него частичку своего «я». Мой руководитель открыла мне прекрасный мир народного искусства, который несёт в себе представления о красоте и гармонии.
В прошлом году на внеурочном занятии прикладного творчества узнал, что можно лепить игрушки из глины и что это один из видов народного творчества. Меня заинтересовали эти яркие игрушки, я решил узнать о них больше.
Из истории глиняной игрушки.
История дымковской игрушки.
Я узнал, что дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.
Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.
В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи.
Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.
История филимоновской игрушки.
Ознакомившись с историей филимоновской игрушки, узнал, что основной тип изделий - свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины. Мужчины здесь делали посуду: рядом находились залежи особенно пластичной глины. Приемы лепки и росписи передавались от бабушек внучкам. Внучек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Так что "свистульки" были богатыми невестами. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
История каргопольской игрушки.
Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возник промысел на местных красных глинах. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом, изготовляли глиняную игрушку.
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры найдены обломки глиняной посуды, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в.
Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Делали посуду разных размеров, форм. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье.
Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Однако это первое впечатление создается, из-за того, что в цветовую гамму росписи входят черные, темно-зеленые и коричневые цвета. Cейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Зверей изображают толстоногими.
Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.
Прочитав в специальной литературе по декоративно-прикладному искусству и в интернете о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках, выяснил, что все они имеют многовековую историю. Возникновение их обосновано благодаря наличию в данных местностях больших залежей глины. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены археологами среди предметов второго тысячелетия до н.э.. В славянских погребениях VI - VIII вв. н. э. обнаружены фигурки коньков и погремушки. Несколько сотен игрушек XIV - XVII вв. было обнаружено при археологических работах в Москве. Игрушку делали почти везде, где были залежи глины и занимались гончарством. Но постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом и все больше предназначалась не для забавы, а становилась искусством, творчеством народных мастеров.Основные ремесленные центры, где лепили глиняную игрушку- это Дымково, Филимоново, Каргополь.
Практическая часть.
Исследовательская работа.
Изучив историю, сравнил глиняные игрушки разных ремесленных центров по следующим критериям:
В двух словах - о глиняных игрушках вообще. Эти замечательные игрушки сегодня претерпевают упадок, так как их стиль - наивный и незатейливый, на фоне сегодняшнего времени порой кажется излишне примитивен. Но уверяю вас, это не так! Вглядитесь в них - в настоящих, возьмите в руки, и вы почувствуете их живое тепло и обаяние. К сожалению, многие фотографии в и-нете не выражают очарования этих национальных игрушек - особенно это касается Дымковской игрушки. Но я смогла найти удачные варианты. Во второй части поста - моя маленькая коллекция :)
Дымковская игрушка - изначально "вятская игрушка" - один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья. К этому празднику женщины слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде различных животных: коней, коз, петухов, медведей. Когда праздник потерял своё значение - промысел всё же сохранился и со временем появились кавалеры, барышни и многие другие персонажи.
Весь процесс создания такой игрушки - творческий и уникальный, всё делается вручную и однажды, каждая игрушка неповторима. "Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни".
Некоторые образцы из и-нета:
Полезные ссылки по теме:
Промысел игрушки возник в середине XIXв в Одоевском районе Тульской области в среде местных гончаров. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили последние мастерицы промысла, возобновившие его. В основе своей это свистульки, близкие по теме и сюжету к древним глиняным игрушкам. Оригинальна роспись и пластика!
Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
*** К слову сказать - Каргапольская игрушка и теперь дешевле остальных и более доступна для приобретения, в отличии от безумно дорогой Дымковской.
А это мои сокровища :))
Дымковская игрушка для меня дорога, я пока приобрела лишь маленькую птичку:
Читайте также: