Народная игрушка пензенская область
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Актуальность темы.
Тему «Игрушки Пензенской области» мы считаем актуальной, т.к.народная игрушка- это наша история, традиции, культура. В ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в игрушку Сурского края вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Гипотеза: Мы предполагаем, что тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл.
Цель исследования: систематизировать материал о куклах Пензенской губернии. Создать коллекцию кукол Закруток
Задачи исследования:
1.Изучить историю возникновения игрушек .
2.Познакомиться с центрами по изготовлению игрушки Пензенской губернии.
3.Познакомиться с культовыми, обрядовыми игрушками и народными обрядами с ними связанными.
4. -Освоить технологию изготовления куклы Закрутки (и c следовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол).
Методы исследования:
- работа с литературными источниками и информационными ресурсами Интернета;
- практическое освоение технологий изготовления различных текстильных кукол.
Объектом исследования является - традиционная народная игрушка.
Предмет исследования - процесс изготовления традиционной русской куклы.
Материалы и оборудование: различные ткани, пряжа, нитки, тесьма, проволока, бусины; ножницы.
Практическая значимость.
Результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках трудового обучения и внеклассной работе.
Основное содержание работы:
1.История развития народной игрушки Пензенской губернии
Центры по изготовлению игрушек в Сурском крае.
1.1 Абашевская игрушка.
1.2 Языковская игрушка.
1.3 Игрушка села Полеологово.
1.4 Лунинская соломенная игрушка.
2. Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.
2.1 Кукла «Стригуша»
2.2 Куклы куватки, закрутки.
2.3 Кукла – способ знакомства детей с традициями, культурой, верованиями народа.
2.4 Применение кукол в ритуальных обрядах.
2.5 Характерные особенности деревенской куклы.
2.6 Способ и приёмы изготовления куклы «Барыня» (фрагменты проведённого урока
Мы решили провести социологический опрос и выяснить, в какие игрушки играют наши сверстники и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 40 учащихся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие игрушки есть у тебя?
2.Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
3. Какие народные куклы вам известны?
Результаты социологического опроса учащихся
1. Какие игрушки есть у тебя?
Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон
Другие игры и игрушки
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
4..Какие народные куклы вам известны?
Глиняные свистульки – 48%
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками.
1. История развития народной игрушки Пензенской губернии
Своё исследование мы начали с истоков возникновения игрушки. .
и в первую очередь задали себе вопрос: что же такое кукла? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратилась к толковым словарям русского языка. В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.
У Дмитрия Николаевича Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.
По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
3.
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II
тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.
На территории Пензенской губернии так же издавна изготавливали народную игрушку. Существовало несколько центров по производству детской забавы.
1.1 Самый знаменитый - гончарный промысел в селе Абашево Спасского уезда.
Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера автора многих интересных игрушек.
Н. М. Церетелли, автор книги «Русская крестьянская игрушка» так пишет о своей встрече с этим незаурядным умельцем: «Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображавшая, очевидно, офицера в парадной форме, держащего подмышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина, так звали кустаря, как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха». Вынимая из корзины несколько глиняных собак, совершенно одинаковых по форме, но разной окраски, он долго любовно держал в руках одну из них, коричневую с зелёной головой, всю покрытую крупными серебряными горошинами.- А вот это. замечательная собака, — с какой-то особой нежностью в голосе сказал он. И я поверил, что передо мной «Замечательная Собака»
Абашевская игрушка донесла до нас голоса давно ушедших времён. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, сделанные в конце прошлого, XX века, она существует и не нуждается в возрождении. Мастерство передавалось в Абашеве из поколения в поколение. И неудивительно, что самая известная династия носит фамилию Зоткины Самый известный представитель этой династии - Тимофей Никитич Зоткин
Ещё при жизни Т.Н. Зоткина в Абашеве была создана керамическая мастерская по выпуску абашевской игрушки. Начали обучать древнему промыслу и учащихся местной школы. Нашлись последователи у мастера и в Пензе — лепить абашевскую игрушку начали профессиональные художники Соловьёвы.
1.2 Продолжили традицию изготовления керамической игрушки мастера Василий и Равиля Кучер. Сначала они лепили изделия в традициях абашевских мастеров, но постепенно игрушка начинала принимать другие очертания и формы - появилась новая яркая, самобытная игрушка села Полеологово Бессоновского района
1.3 Языковскому гончарному промыслу повезло меньше — ныне он почти забыт, а в начале XX века он занимал в Пензенском крае второе место после абашевского и по числу мастеров (в 1902 г. - 147 человек) и по количеству производимых ими изделий.
4.
Село Языково расположено в 10 километрах от г. Белинского, на пути в лермонтовские «Тарханы». Глиняные горшки, кувшины, крынки, игрушки и свистульки делали здесь с незапамятных времён. Языковских мастеров знали по всему Поволжью: ни одна сельская ярмарка не обходилась без языковских гончаров. В XX веке гончарный промысел здесь был почти забыт, но не умер. Нашлись талантливые упорные мастера, чьим старанием возродилось древнее ремесло. А.И. Арбин и С.П. Почивалов в послевоенные годы начали лепить горшки, тарелки, кружки и для семьи, и для продажи. Были ещё в Языкове старики, которые помнили секреты ремесла; они-то и учили молодых мастеров.
Глиняные, деревянные, тряпичные игрущки бытовали в крестьянской среде несколько веков были очень популярны . Но самыми распространёнными в крестьянских семьях были все таки тряпичные куклы.
Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.
По своему назначению тряпичные народные куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые
Куклы – обереги. Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено.
Куклы –обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Одна из наиболее распространенных кукол-оберегов – Куватка. Считалось, что если ее повесить над кроваткой ребёнка, то она будет отгонять злую силу
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника . Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Игровые куклы делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла Столбушка.
В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. Также повсеместно были распространены обрядовые куклы, которые использовались в различных праздниках народного календаря. Таких кукол было много и они выступали посредником между человеком и природой. Куклам приписывали волшебные свойства: они могли помочь уродиться хорошему урожаю, принести счастье в семейной жизни.
Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку. Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля.
.Кукла – стригуша была связана с богатым урожаем. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Именно ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Обряд сопровождался песнями, а кукла оставалась в красном углу до следующего урожая. Делали подобные куклы из соломы, лыка. Иногда кукла
была одета, но нередко её украшали только яркими шерстяными нитками. Красивую куклу из
соломы мог сделать не каждый. В деревнях были специальные мастера. Центром изготовления кукл –стригушв Пензенской губернии была деревня Михайловка Лунинского района .
В начале исследования нас удивило, что лицо куклы оставалось “безликим”,. Затем мы узнали о том , что безликая кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому злые силы не могли в неё вселиться. Таким образом, она была безобидна для ребёнка, должна была принести ему благополучие, радость, здоровье
А ещё”, это позволяло детям мечтать и фантазировать. Они могли выдумывать настроение игрушки и её характер. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Но в этом и проявлялась ее индивидуальность. Такая добротно и ладно сшитая кукла была живой, яркой, наполненной детской фантазией и характером. Она считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.
В изученной литературе мы нашли несколько описаний изготовления старинных кукол.
Нас заинтересовала бесшовная кукла – закрутка «Барыня». Игрушка проста в изготовлении, в неё играли дети нашего возраста. Поэтому, на уроках технологии мы познакомили одноклассников со способами изготовления именно этой куклы.
Вот как делали «Барыню»: (см. приложение).
Вывод: Изготовленная нами игрушка проста в исполнении. Она почти не требует материальных затрат. Но при этом может принести радость детям. Это игрушка – как эстафетная палочка от прошлого к настоящему, а затем и будущему.
Кукла не рождается сама, ее создает человек. Главная ценность традиционной народной куклы в том, что она сохраняет в своём образе характерные черты создающего её народа.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Большинство людей хочет иметь индивидуальную куклу, сделанную вручную. Поэтому самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками и оживленная собственной фантазией. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Пусть она не будет исполнена с безукоризненной точностью, но в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Поэтому, несмотря на обилие кукольной продукции в магазинах, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой , становится та кукла, которую сшил сам.
Эта работа помогла нам узнать культурные народные традиции и приобрести умение
создавать кукол своими руками.
В дальнейшем мы планируем освоить технологию изготовления других традиционных народных кукол и создать интересные презентации, которые помогут нашим сверстникам приобрести прекрасное увлечение. Мы считаем, что традицию изготовления народных игрушек нужно сохранять.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Глиняная игрушка Поим.ppt
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Сейчас обучается 122 человека из 40 регионов
Курс повышения квалификации
Особенности методической работы в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС
«Цифровые трансформации и инновационные компетенции: как успевать бежать в два раза быстрее?»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Глиняная игрушка Пензенской области, как предмет традиционного искусства уходящей народной культуры 2018г Выполнил: ученик 3А класса МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П. П. Липачёва Козлов Матвей. Научный руководитель: учитель начальных классов МОУ СОШ с.Поима им. П. П. Липачёва Панова Ольга Алексеевна Научно-исследовательская работа по окружающему миру
Цель: опираясь на опыт народных мастеров, изучив технологию обработки глины, самостоятельно создать глиняную игрушку, не противоречащую культурно-историческим традициям Пензенской земли. Задачи: Изучить историю возникновения глиняной игрушки на территории Пензенской области. Побывать в музее народного творчества г. Пензы и познакомиться с историей развития данного промысла на территории нашей области. Исследовать материалы, касающиеся гончарного производства и в том числе глиняной игрушки, имеющиеся в Поимском историко-архитектурном музее. Посетить исторические центры по изготовлению глиняной игрушки Пензенской области в с. Абашево и с. Языково, перенять опыт современных мастеров. Освоить на практике технологию изготовления глиняной игрушки у современных мастеров. Изготовить глиняную игрушку, отвечающую требованиям «народной». Обобщить результаты исследования.
История возникновения глиняной игрушки, как проявление народной культуры
Наше село всегда славилось своими ремесленниками. Глиняная игрушка — одна из древнейших форм творчества. Ее история начинается в глубине веков. Коллекция поимской глиняной игрушки
В фондах Пензенского Музея народного творчества хранятся 9 игрушек из с. Языкова Пензенской области, 8 из них — работы языковского мастера А.И.Арбина.
Талантливые Языковские мастера Знакомство со старейшим гончаром Арбиным Алексеем Ивановичем
Абашевская глиняная игрушка Изделия абашевского мастера Тимофея Никитовича Зоткина
Дом – музей братьев Зоткиных Народный центр исследования и сохранения абашевского гончарного ремесла
Технология изготовления глиняной игрушки по абашевским традициям: Подготовка массы. Оборудование. Лепка. Декорирование. Сушка. Обжиг. Глиняная игрушка – свистулька. Роспись.
Секреты мастерства Иды Сафиевны Калимуллиной
Хороша игрушка расписная! Вся поет, бесхитростна, светла. И видна в ней радость молодая, Ставшего искусством ремесла.
Результаты исследования: Глиняная игрушка — одна из древнейших форм творчества. Возникновению и развитию промысла по изготовлению глиняной игрушки в Пензенской области способствовало наличие легкодоступного сырья (глины) и широко развитый гончарный промысел. Народная игрушка очень простая, в ней нет ничего лишнего. В разных местах были свои секреты и традиции изготовления игрушки, а мастера оригинально подходили к созданию образа. В местах, где глиняная игрушка не выделялась в самостоятельный промысел, мастера пользовались изысканиями наиболее известных местных промысловых центров. Традиционная глиняная игрушка воздействует на все виды ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Народная игрушка обогащает мировозрение, передает веками накопленный духовный, материальный и художественный опыт, где важную роль играют традиции и преемственность.
Изготовление собственной глиняной игрушки, отвечающей Требованиям абашевской народной игрушки Материалы, инструменты и образцы игрушки Начальный этап лепки Получение объёмной формы игрушки Декорирование изделия мелкими деталями Готовое изделие. Сравнение с абашевским образцом.
Пусть всегда звучит голос глиняной игрушки – свистульки, напоминая нам о том, что традиция не умерла и древнее гончарное ремесло не исчезло с земли Пензенской, что не иссякли любовь и красота в душе народа и сохраняется историческая память поколений.
Краткое описание документа:
Презентация к научно-исследовательской работе по окружающему миру "Глиняная игрушка Пензенской области, как предмет традиционного искусства уходящей народной культуры"
Данную презентацию можно использовать на уроках окружающего мира, технологии, а также на занятиях по внеурочной деятельности, где речь идёт о глиняной игрушке.
Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.
Абашевская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в селе Абашево Спасского уезда (ныне Спасский район Пензенской области). Село Абашево впервые упоминается в писцовых книгах в 1616 г. Считается, что промысел возник в XIX в., но гончары и умельцы жили в Абашево задолго до этого.
Возникновение промысла
Производство игрушки возникло в XIX веке на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале XX века кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел.
Село Абашево Пензенской области — старинное русское село с глубокими историческими, религиозными и художественными корнями. Особенно прославили село мастеровые люди — горшечники и дудочники. Больше половины жителей села кружили на гончарных кругах всевозможную посуду из глины и лепили игрушку-свистульку. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины.
В XIX — XX вв. Абашево было ведущим гончарным центром России. Игрушки из глины абашевских мастеров экспонировались в Москве, Лондоне, Париже.
Они глубоко традиционны: из поколения в поколение повторяются образы домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, каждый художник — мастер пропускает эти образы через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные очеловеченные образы.
Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом образовались целые династии гончаров и дудочников.
Мастер Ларион Зоткин
Ларион Зоткин — талантливый мастер из села Абашево, автор многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. Благодаря ему Абашевская игрушка приобрела свой неповторимый, известный нам сейчас стиль.
Особенности абашевской игрушки
Абашевские игрушки из глины изображают животных и людей в забавном гротескном виде, нередко принимают причудливый, фантасмагорический, сказочный облик, заставляют верить в чудеса.
Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.
Игрушки раскрашены яркими красками — синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали.
Символика абашевских игрушек
Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.
Образы абашевской игрушки:
- Барыня — символ женской чистоты, целомудрия.
- Всадник — жених для девушки, верность долгу.
- Коровка — символ плодородия.
- Козлик — символ упорства в достижении цели.
- Собачка — символ верности и дружбы.
- Собачка со щенком — символ материнства.
- Олень — символ единения с природой.
- Барашек «золотое руно» — символ достатка.
- Птичка — символ творчества
- Лев — символ власти.
Современные мастера
Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера — Т.Н. Зоткин, И.Л. Зюзенков, А.И. Еськин.
Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.
Техника изготовления
В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах — сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра.
Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали «каланчиками» (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.
Лечебная глина, используемая для лепки Абашевской игрушки, и доброта, вложенная руками мастера, снимает тревогу, стрессы, оберегает семью от дурного, от темных сил. Чудесная Абашевская игрушка не оставляет равнодушным никого.
Абашевская игрушка – глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных – козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных. По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие.
Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей. В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.
Описание игрушки
Абашевские игрушки – это фигурки животных, имеющие длинное тело, короткие и широко расставленные ножки, длинную и изящную шею, голову маленького размера, глубоко процарапанные глазки. Рисунок шерсти внешне напоминает чешую. Головы козлов, баранов и оленей украшают изогнутые и многоярусные рога, похожие на ветвистые ели. Современные абашевские игрушки разукрашивают яркими эмалевыми красками преимущественно синего, красного и зеленого цветов. Фигурки людей имеют объемные густые челки, кудри и бороды. Рога и ушки могут быть раскрашены серебристыми или золотистыми красками. Основной характерной чертой абашевских игрушек являются намеренно нераскрашенные части, которые заметно контрастируют с яркой эмалью. Некоторые мастера заливают готовые фигурки бесцветной поливой, так они становятся обтекаемыми и менее яркими. Размер игрушки достаточно маленький, она легко помещается на ладони ребенка.
Как играть?
Процесс изготовления абашевской игрушки достаточно прост, попробовать себя в роли мастера-ремесленника может каждый: для работы не требуется наличие каких-то специальных и сложных инструментов. Опытные мастера для своей поделки используют небольшой кусок глины и несколько стеков для разделения кусочков и нанесения узоров и отверстий. Основной инструмент для создания игрушки – это руки, самый ответственный этап – правильно сделать отверстие для свистульки, так как от этого зависит громкость и мелодичность звуков.
После того, как глиняная игрушка полностью готова, её необходимо просушить и обжечь. Уже после обжига наносят узоры масляными и эмалевыми красками, которые отличаются долговечностью и придают рисунку насыщенность. Основной мотив, используемый в росписи абашевских игрушек – природа, поэтому каждый цвет используется с определенной целью. Зеленым мастера рисуют траву, синим – небо, красным – пробуждение природы. Необычные и нарядные фигуры животных привлекают внимание, к тому же здесь они приобретают совсем неожиданный облик. Длинные шеи тянутся вверх к небу, короткие ножки прочно стоят на земле, выразительные глаза делают игрушки живыми.
Новый век
Сегодня изготовлением абашевской игрушки занимаются мастера Т. Зоткин, И. Зюзенков, А. Еськин, И. Калимуллина. Последняя мастер является организатором «Фонда возрождения абашевской игрушки», в селе Абашево расположен дом-музей абашевских мастеров и творческая лаборатория. Уникальное искусство живёт и в наши дни. С уверенностью можно сказать, что и будущие поколения получат возможность с восхищением знакомиться с чудесными образами, созданными умелыми руками мастеров.
Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.
Описание игрушки
Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.
Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.
Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.
Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.
Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.
В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.
Как играть?
В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.
В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.
Плюсы и минусы
Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.
Новый век
До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.
Читайте также: