Молодой игрушки а старой подушки троп
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Основные виды тропов в русском языке
Троп (греч. tropos — поворот, оборот речи) — это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности.
Таблица тропов с примерами
- Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
- Я съел уже три тарелки;
- Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)
это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения
- Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
- Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
- И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
- Я уже три часа тебя жду!
- Сто лет не виделись;
- Реки крови;
- Море пшеницы.
- Красное солнышко садится за линию горизонта;
- Горькая доля;
- Красна девица;
- Царя зверей (о льве);
- Голубая планета (Земля);
- Стальное полотно (железная дорога).
- Ты настоящий осел (о глупости);
- Весы – правосудие;
- Сердце – любовь.
- Мальчик с пальчик;
- Силы как у комара;
- Мужичок с ноготок.
- Всю жизнь об этом мечтал!
- Люблю как собака палку;
- Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры (фигура речи) - особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:
Эпитет (Лермонтов "Монолог")
Поверь, ничтожество есть благо в ЗДЕШНЕМ СВЕТЕ.
К чему ГЛУБОКИЕ ПОЗНАНЬЯ, жажда славы,
Талант и ПЫЛКАЯ ЛЮБОВЬ СВОБОДЫ,
Когда мы их употребить не можем?
_____
Метафора (Тургенев)
Я . увидел огромную под собою равнину. Широкая река огибала её уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её течение.. . Ещё1 нигде не румянилась заря, но уже забелеласть она на востоке. Не успел я обойти 2 вёрст, как уже полились кругом меня.. . сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого. горячего света.
_____
Сравнение (А. С. Пушкин "Евгений Онегин")
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная (сравнение) , боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
_____
Олицетворение (А. Фет)
Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что, наконец, свалился.
_____
Метонимия
1) Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)
2) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
3) Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)
4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
5) Но тих был наш бивак открытый. (М. Лермонтов)
_____
Синегдоха
1) Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский)
2) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
2) Пуще всего береги <. >копейку. (Н. Гоголь)
4) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
5) Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
_____
Гипербола
Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. (Архимед)
Много гипербол у Гоголя, Маяковского
_____
Литота
Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка!
Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (А. С. Грибоедов "Горе от ума")
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов "Крестьянские дети")
_____
Ирония
«Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» (Георгий Александров)
«Сараевское покушение наполнило полицейское управление многочисленными жертвами» (Ярослав Гашек)
«Если художник хочет по-настоящему взвинтить цены на свои картины, совет ему могу дать только один: пусть руки на себя наложит» (Курт Воннегут)
_____
Перифраз
Красное вино (кровь) ;
разящая рука (меч) ;
нить судьбы (жизнь) ;
синяя птица (счастье) ;
лесная красавица (ель) ;
роковая стрела (смерть)
_____
Оксюморон
И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой. (Пушкин "Полтава")
Без пушкинской печали светлой,
без лермонтовской мрачной радости
душа жар-птицею оседлой
завидует своей крылатости. (Айдын Ханмагомедов)
«С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? » (С. Есенин "Русь советская")
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза) , гипербола, литота, ирония.
Эпитет — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
Помимо этого, эпитеты могут:
— усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:
Меж скал блуждая, желтый луч
В пещеру дикую прокрался
И гладкий череп озарил.. .(М. Ю. Лермонтов) ;
— уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин) ;
передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев) ; И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский) ; Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев)
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые») : золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические) : сонное озеро города (у Блока) , зерна глаз, костер рябины красной (у Есенина) , море неба (у Хлебникова) , морской воды тяжелый изумруд (у Мандельштама) .
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин) ;
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова) ;
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок
Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия, когда не-
одушевленные предметы наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить и чувствовать) : Улыбнулись сонные березки.. .(С. Есенин. ) О чем ты воешь, ветер ночной.. .(Ф. Тютчев. )
Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
Реже олицетворения связаны с предметным миром:
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?. .
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось.. .
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось. (И. Ф. Анненский) ;
где в этом тексте тропы и фигуры речи? иронии полным-полно, а вот всё остальное? помогите, очень прошу!
царь птица - ?
потомки Прометеева терзателя - ?
ни от кого ни строчки - ?
под вашим 60 градусом северной широты - ?
это меня и опечалило, и рассмешило - ?
переводить от доски до доски - ?
царьград (константинополь) - ?
что это за приёмы? как называются?
Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы- слова и обороты, употребленные в переносном значении.
1.Эпитет-определение, подчеркивающее характерное свойство предмета:
лохматые тучи; беспечно смеется иволга; я помню чудное мгновенье.
2.Метафора (скрытое сравнение) -переносное значение слова, основанное на сходстве предметов или явлений: пожар заката; говор волн.
3.Олицетворение (разновидность метафоры) -перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы: ветер воет; звезды задремали.
4.Метонимия-замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности: «театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала» ; «чайник кипит» вместо «вода в чайнике кипит» .
5.Синекдоха (разновидность метонимии) - название части вместо целого:
«пропала моя головушка» вместо «я пропал» .
6.Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи:
а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;
б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.
7.Перифраза (перифраз) -выражение, в описательной форме передающее смысл другого выражения или слова: «царь зверей» вместо «лев» ; «Петра творенье» вместо «Петербург» .
8.Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета:
целое море мотыльков; реки крови.
9.Литота- чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета:
мужичок с ноготок.
Стилистические фигуры - особые обороты речи, используемые для усиления выразительности вясказывания.
1.Антитеза-противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе.
2.Оксюморон (оксиморон) - сочетание противоположных по значению слов:
«живой труп» ; «холодный кипяток нарзана» .
3.Градация-последовательное усиление или ослабление художественных средств:
ручьи, реки, озера, океаны слёз.
4.Параллелизм-тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:
В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.
5.Анафора – одинаковое начало строк или предложений:
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
6.Эпифора- одинаковый конец строк или предложений:
Мы не от старости умрём, -
От старых ран умрём.
7.Подхват-повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки:
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
8.Рефрен ( припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы.
9.Эллипсис (эллипс) -пропуск элемента высказывания, который легко восстанавливается в данном контексте:
Пороша. Мы встаем, и тотчас [садимся] на коня,
И рысью [скачем] по полю при первом свете дня. (Пушкин)
10.Инверсия–изменение обычного порядка слов: «Белеет парус одинокий» вместо
«Одинокий парус белеет» .
11.Умолчание-прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее:
Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно; или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще…
12.Риторические фигуры-обороты, предназначенные для усиления выразительности речи:
а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой.
б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство.
в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?
13.Бессоюзие-перечисление явлений или предметов без использования союзов:
Швед, русский-колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
14.Многосоюзие- построение фразы, при котором однородные члены связаны одним и тем же союзом: «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы» .
15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:
…Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведем
У печки. В Имеретии. Зимою. ( В. Инбер)
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
Тут есть эпитеты (например "об американском жарком воскресенье"), метафоры ("Россия локтем возлегла"), сравнения (чтобы быть как мертвым) , аллегории. Ох, давно же я занималась литературным анализом.
Эпитет - это. Определение эпитета. Какими бывают эпитеты? Как отличить эпитет от описания? Какими частями речи могут быть выражены эпитеты? Примеры эпитетов в устном народном творчестве и в литературе.
Эпитет - это образное, художественное определение. Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство.
Задача эпитета - создать яркий образ. Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»), и причастие, и деепричастие («когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом»).
Эпитет - одна из разновидностей тропов, художественных средств речи. Название происходит от греческого слова έπίθετος - «приложенный».
Чем эпитет отличается от описания и метафоры
Эпитет не просто указывает на определенное качество, а эмоционально и образно характеризует предмет, явление, человека или любой другой объект. Поэтому не стоит путать эпитеты с описаниями. Например, в выражении «седой старик» слово «седой» - это описательное прилагательное. А в стихотворении Тургенева «утро туманное, утро седое» - уже эпитет.
Следует также отличать эпитет от метафоры. Метафора - это скрытое сравнение, перенос свойств одного предмета на другой. Примеры метафоры: «говор волн», «море радости». При этом эпитеты могут быть составляющей частью метафоры.
Например, Владимир Маяковский сравнивает свои стихи с оружием и использует эпитеты, чтобы раскрыть эту метафору:
Виды эпитетов
В русском языке выделяют различные виды эпитетов.
Общеязыковые эпитеты - это принятая норма. «Гробовая тишина», «нежный ветерок», «мягкий голос».
Народно-поэтические эпитеты уходят корнями в устный фольклор, в сказки и былины. Зачастую это тоже устойчивые выражения: «добрый молодец», «красна девица».
Постоянный эпитет неразрывно связан с определяемым словом, образуя устойчивое выражение. Например, «косолапый мишка» или «железный конь».
Индивидуально-авторские эпитеты придуманы конкретным человеком, используются ситуативно. Например, «мармеладное настроение» (А.П. Чехов).
Также эпитеты можно делить на оценочные, описательные и эмоциональные.
Оценочный эпитет - «чудесный вечер».
Описательный эпитет - «золотая осень».
Эмоциональный эпитет - «унылая пора».
Эпитеты также делятся на простые и сложные. Простые эпитеты выражены одним словом («парус одинокий»), сложные эпитеты - словосочетанием («берег, милый для меня»).
Литературный троп - это… Что такое тропы в литературе, какими они бывают? Определение и объяснение простыми словами. Аллегория, метафора, метонимия и синекдоха, эпитет, гипербола и литота, олицетворение, ирония и сарказм, эвфемизм и дисфемизм, каламбур, перифраз. Примеры из русской литературы.
Троп - это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Литературные тропы также называют средствами художественной выразительности речи. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.
Примеры литературных тропов
Его грыз червь сомнения (метафора)
Солнце весело улыбалось (олицетворение)
Седой туман (эпитет)
Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος - оборот, поворот.
Литературные тропы - это «фигуры переосмысления», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.
Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.
Виды тропов и их примеры. Таблица
Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха - частные случаи одного и того же либо разные явления).
Аллегория - это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов). Парус - символ одиночества и свободы.
Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин)
Она была - живой костер из снега и вина (А.А. Блок)
Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский)
Метонимия - это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного.
Я три тарелки съел. (И.А. Крылов)
Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов)
Синекдоха - это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский)
Эпитет - это художественное определение, образное и эмоциональное.
Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин)
Крылатые качели (Ю. Энтин)
Гипербола - это художественное преувеличение.
Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их - не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)
Литота - это художественное преуменьшение, умаление.
Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов)
Олицетворение - это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.
O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв)
Море - смеялось. (М. Горький)
Ирония - это использование слова в противоположном значении.
Просто обожаю работать в выходные!
Ну спасибо, удружил!
Сарказм - это злая ирония, издевательская насмешка.
Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров)
Эвфемизм - это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом.
Женщина легкого поведения (проститутка)
Припудрить носик (сходить в туалет)
Дисфемизм - это замена слова или выражения вульгарным синонимом.
Отбросить коньки (умереть)
Дать в репу (ударить по голове)
Бухать (пить алкоголь)
Каламбур - это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию.
Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский)
Перифраз - это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам.
голубая планета (Земля)
царь зверей (лев)
творец Макбета (Шекспир)
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ прошедшей жизни и несбывшихся надежд):
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.Арсений Тарковский, 1967
Читайте также: