Медведь с зеркалом филимоновская игрушка
«По-прежнему нежно светятся их лимонный анилин и зеленые цветки. Игрушечники далекого лесного селения, бывшего в дебрях старообрядческих скитов, живут сейчас вместе со всей страной. Их волнует великая правда сталинской конституции».
Это отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Советская игрушка» в 1938 году и посвященной филимоновской игрушке. До того как мастеров из деревни Филимоново взволновала сталинская конституция, их вдохновляла глина. Отличная белая глина, залежи которой имеются в большом количестве под городом Одоевым в Тульской области. Еще в Средние века эта осадочная горная порода стала объектом притяжения для гончаров со всей Руси.
В XVI веке в этих местах и выросла деревня Филимоново. Откуда пришли сюда филимоновцы и кто такой Филимон, увы, нам не дано узнать. На протяжении нескольких столетий местные мужчины обжигали горшки, а женщины лепили игрушки-свистульки. Все как в сотнях других гончарных поселениях. Если бы ни одна особенность – не ограниченные старой русской традицией фигурность и цветовая гамма свистулек.
Неподготовленного человека, например, жителя Западной Европы, привыкшего к довольно скудному разнообразию форм и колора, филимоновская игрушка может испугать. Особенно если остаться с ней наедине. Без свидетелей.
Главное, набраться смелости и свистнуть. Глуховатый, несколько инфернальный свист сделает свое дело - установит контакт между вами и крашенной «бестией». Доверительные отношения перейдут в привычку, привычка в зависимость.Вас все время будет преследовать мысль, что ваш «свистящий зверинец» неполон. Начав с «барыни», вы захотите «солдата», затем настанет черед «коней», «баранов» и «петухов».
Наконец ваши отношения достигнут кульминации: вы задумаетесь о том, а как бы вы выглядели в виде филимоновской игрушки.
Это признак того, что вы неправильно свистели. Беспечно. Безадресно. Не знали вы, что все образы, сюжеты филимоновских свистков не случайны и созданы не для красоты.
Изначально, пока филимоновский промысел не был рассчитан на «туристов» и его конечный продукт не был еще поставлен на поток, местные ремесленницы делали игрушки только на заказ. Скажем, влюбленный добрый молодец приходил к какой-нибудь мастерице и просил её поспособствовать в получении любовной власти над своей зазнобой. Мастерица в определенный день в определенном месте и с определенным заговором собирала глину, затем лепила из неё «барыню» и нарекала ее именем любимой доброго молодца. Влюбленному оставалось только свистнуть, и девица была обречена на страсть к свистуну.
Та же история была и со свистками «кавалерами» - только заказывали их уже барышни. Считалось, что свист оживляет глиняную игрушку, и с помощью его можно внушить прообразу свои мысли и желания. Это своего рода вуду. Вероятно, именно отсюда и пошло выражение «быть игрушкой в чужих руках».
Свистульки использовались не только с целью манипулирования другими людьми. Скажем, свист в «барана» должен был притягивать материальное благополучие, в «корову» - одаривать плодовитостью, в «петуха» - придавать смелости.
Скорее всего, за производством глиняных свистков скрывается архаичная традиция, близкая к скоморохам. Возможно, именно поэтому у филимоновских свистулек такая веселая расцветка.
Если когда-нибудь вам посчастливится обладать настоящей филимоновской игрушкой, не спешите воспользоваться ею по прямому назначению. Как бы она всей своей завлекательной внешностью вас об этом не просила. Лучше поставьте ее в витрину и любуйтесь.
Мишка — любимая детская игрушка, и в разных областях нашей страны эти игрушки делают по-разному: из дерева, меха, кости, глины, текстиля. В Государственном каталоге музейного фонда Российской федерации собраны экспонаты-медведи из российских музеев, и в Международный день защиты животных мы предлагаем вам посмотреть на эти игрушки.
Средние века
В Музее Москвы есть несколько глиняных фигурок, по всей видимости, изображавших медведей (у некоторых из них нет головы).
По детским игрушкам можно судить о том, насколько распространён был медведь на территории современной Москвы.
Богородская игрушка
В деревне Богородское Александровского уезда (ныне Сергиево-Посадский район) игрушки из дерева делают несколько веков.
Рассказывают, что основание этому промыслу положила какая-то старуха из местных жителей, которая первая из богородских крестьян сделала куклу из ольхового дерева
— сообщает А. Баранов, автор книги «Промыслы Владимирской губернии» , изданной в 1882 году.
Символ богородского промысла — резной деревянный медведь. Игрушка «кузнецы», которая изображает мужика и медведя, поочерёдно бьющих по наковальне, изображена на гербе Богородского.
Делать кузнецов было для богородских крестьян прибыльным занятием:
Их делают обыкновенно двое: один делает мужика, другой — медведя, потом соединяют их вместе. Кузнецы делаются из осины — вершка 3—4 в диаметре. [. ] Её распиливают на 10 чураков, из которых каждый разрубают потом ещё на две части, т. е. получают всего 20 обрубков. Из каждой чурки выйдет 10 кузнецов; следовательно, всего из осины выйдет 200 кузнецов, которых два кустаря сработают в две недели, по сотне в неделю
— и всего, по подсчётам А. Баранова, с игрушек из одной осины мастера получают прибыль в несколько рублей.
Скопинская игрушка
Керамические изделия и в том числе игрушки начали делать в городе Скопин Рязанской области в середине 17 века. Внешний вид скопинских медведей особенный, их сразу можно отличить от игрушек других промыслов (искусственный интеллект Яндекс.Дзена, проанализировав фото скопинского медведя, предлагает добавить тег «крокодил»). Скопинский медведь стоит на задних лапах, пасть приоткрыта, в лапах он держит гармонь, рыбку или малышей — младенцев или медвежат.
Филимоновская игрушка
Филимоновские полосатые медведи лидируют по степени непохожести на своих природных прототипов. У этих медведей очень вытянутое тело и морда, больше напоминающая кунью.
Это существо с длинной шеей у филимоновских мастеров часто изображается с зеркалом. Такому странному выбору аксессуара есть простое объяснение: когда медведь ловит рыбу, её чешуя блестит на солнце, напоминая зеркало.
Каргопольская игрушка
Своей безыскусностью и простотой форм каргопольские медведи напоминают игрушки средних веков.
Медведь — традиционный сюжет каргапольского игрушечного промысла, от других он отличается густыми бровями и тупой мордой с раскрытой красной пастью.
Сергиевская игрушка
По преданию, родоначальником деревянного игрушечного промысла в Сергиевом Посаде был сам преподобный Сергий.
Он будто бы вырезал («этим самым ножом в ножнице на ремешке») из липы птичек, коньков и дарил «на благословенье» детям
Сергиевские промыслы подарили миру русскую матрёшку — и все другие игрушки этого промысла также делаются из дерева и покрываются лаком.
Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет РГБ. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.
Этот медведь выполнен в традиции филимоновской глиняной игрушки. Интересно, что у филимоновцев все зверьки сильно похожи: мастера лепят их с тонкой талией и длинной изогнутой шеей, которая плавно переходит в маленькую голову. Только форма самой головы, а также наличие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.
У коровы рога тянутся вверх и похожи на полумесяцы. Баранам вылепляют круглые завитки-баранки. Оленей легко отличить по изящным рожкам, похожим на ветвистые деревья. Коней можно узнать по вытянутым треугольным ушам. При этом фигурка медведя с зеркалом особенно загадочна: сказочный зверь почти не похож на своего реального прототипа.
Удлиненные пропорции игрушек зависят не от прихоти мастеров: они обусловлены свойствами местной глины «синики». Ее отличает повышенная жирность и пластичность — из-за этого во время сушки она дает усадку и трескается. Изделия приходится по нескольку раз «подтягивать» и проглаживать: в результате вытягиваются длинные красивые линии. Так шеи абсолютно всех животных изящно удлиняются, да и людские пропорции приобретают изысканную стройность.
В раскраске фигурок часто встречаются повторяющиеся символы. На игрушках нередко изображают знаки солнца — они напоминают о земной жизни, о свете и тепле, без которых не будет урожая. Солярные знаки выглядят как разные сочетания коротких и длинных линий и точек. В фигурке медведя такой символ виден на зеркале.
Кольцевые линии, идущие по изделию, — тоже символ солнца и заключенного в игрушку добра. В языческие времена замкнутый круг означал оберег, спасение. Он предотвращал вторжение злых сил. Помимо этих знаков, филимоновцы часто раскрашивают игрушки в елочку — она напоминает о древе жизни. Не менее любимы и символы засеянного поля.
Промысел зародился на Тульской земле в деревне Филимоново, ориентировочно в XVI веке. Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства детям и внукам. Много игрушек создавали в послевоенные 60–70-е годы XX века, когда люди еще не так активно переезжали в города. В то время государство основало производственные цеха — артели с подчинением Министерству местной промышленности. Но цеховые условия не лучшим образом сказывались на игрушке: всё же основной акцент делался не на качестве, а на количестве. Сегодня промысел снова переживает расцвет.
Этот медведь выполнен в традиции филимоновской глиняной игрушки. Интересно, что у филимоновцев все зверьки сильно похожи: мастера лепят их с тонкой талией и длинной изогнутой шеей, которая плавно переходит в маленькую голову. Только форма самой головы, а также наличие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.
У коровы рога тянутся вверх и похожи на полумесяцы. Баранам вылепляют круглые завитки-баранки. Оленей легко отличить по изящным рожкам, похожим на ветвистые деревья. Коней можно узнать по вытянутым треугольным ушам. При этом фигурка медведя с зеркалом особенно загадочна: сказочный зверь почти не похож на своего реального прототипа.
Удлиненные пропорции игрушек зависят не от прихоти мастеров: они обусловлены свойствами местной глины «синики». Ее отличает повышенная жирность и пластичность — из-за этого во время сушки она дает усадку и трескается. Изделия приходится по нескольку раз «подтягивать» и проглаживать: в результате вытягиваются длинные красивые линии. Так шеи абсолютно всех животных изящно удлиняются, да и людские пропорции приобретают изысканную стройность.
В раскраске фигурок часто встречаются повторяющиеся символы. На игрушках нередко изображают знаки солнца — они напоминают о земной жизни, о свете и тепле, без которых не будет урожая. Солярные знаки выглядят как разные сочетания коротких и длинных линий и точек. В фигурке медведя такой символ виден на зеркале.
Кольцевые линии, идущие по изделию, — тоже символ солнца и заключенного в игрушку добра. В языческие времена замкнутый круг означал оберег, спасение. Он предотвращал вторжение злых сил. Помимо этих знаков, филимоновцы часто раскрашивают игрушки в елочку — она напоминает о древе жизни. Не менее любимы и символы засеянного поля.
Промысел зародился на Тульской земле в деревне Филимоново, ориентировочно в XVI веке. Мастерицы из поколения в поколение передавали секреты своего искусства детям и внукам. Много игрушек создавали в послевоенные 60–70-е годы XX века, когда люди еще не так активно переезжали в города. В то время государство основало производственные цеха — артели с подчинением Министерству местной промышленности. Но цеховые условия не лучшим образом сказывались на игрушке: всё же основной акцент делался не на качестве, а на количестве. Сегодня промысел снова переживает расцвет.
Филимоновская игрушка запись закреплена
Филимоновская игрушка запись закреплена
Филимоновская игрушка запись закреплена
Филимоновская игрушка запись закреплена
Филимоновская игрушка запись закреплена
Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран
16 июля 2022 года мы вновь соберемся на главной улице п. Одоев Тульской области для того, чтобы провести Шестой межрегиональный одоевский фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки «Сказки деда Филимона»!
В этом году мы ожидаем не менее 130 мастеров из более чем 20 регионов России!
Фестиваль игрушки – это творческая лаборатория и драйв, это заряд энергии и радость творчества, это восхищенные взгляды детей и взрослых!
Показать полностью.
Фестиваль – это возможность для мастеров принять участие в конкурсе глиняной игрушки, гончарных изделий и керамики по мотивам народных сказок, познакомиться с разработками музея «Филимоновская игрушка» в области сувенирной продукции - Выставкой творческих работ «Текстильный дизайн. Знаки традиции», выставкой живописных работ и почтовых открыток «В Одоев за вдохновением!», выполненных по мотивам традиционной глиняной филимоновской игрушки и достопримечательностей Одоевского края.
Приглашаем Вас присоединиться к нашему празднику и принять личное участие в Фестивале «Сказки деда Филимона»!
1.Организационный взнос 1500 рублей.
2.Участники Фестиваля, предоставляют 2-3 изделия для пополнения экспозиции музея «Филимоновской игрушки».
Читайте также: