Курсовая работа на тему дымковская игрушка
сохранено, что народ пронес через столетия».
«Игрушка, в которую никто не играет…»
Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Её лепят в детском саду и в школе, её можно встретить на сувенирных лотках для иностранцев, увидеть на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входит в нашу жизнь под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
Дымковские игрушки привлекают и взрослых, и детей. Эти глиняные игрушки радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Они просты, но своеобразны, наивны и выразительны, дают возможность показать творчество художника, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Использование дымковской народной игрушки в детском саду даёт возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Дымковская игрушка является особым видом народного творчества. Она будит мысль и фантазию ребенка. От занятия к занятию в ходе данного проекта развивается фантазия и воображение ребенка; вся деятельность подводит его к восприятию художественных достоинств игрушки, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, красоту, декоративность и учит любоваться дымковской игрушкой.
У детей недостаточные знания о народных игрушках, их названиях, характерных признаках. Дети плохо владеют средствами выразительности, не могут передавать элементы изображения, расположения узора на предмете. Низкая заинтересованность у родителей в познавательном развитии детей. Недостаточно освоены педагогами такие активные способы познания детьми видов народного декоративно-прикладного искусства, как занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, развлечений, организации различных выставок.
Приобщение детей и родителей к традициям народной праздничной культуры решит не только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их внутренний мир, сделать его духовным, а отношения в семье более близкими и теплыми.
Выполняя проект, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
2. Гипотеза: процесс формирования представлений и творческих способностей о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если систематически:
использовать в совместной деятельности с детьми по декоративному рисованию элементы дымковской росписи;
различные техники исполнения изображения;
народные и пальчиковые игры, художественное слово.
3. Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория
ОО «Художественное творчество»
средне - срочный (на 4 месяца,
дети подготовительной к школе группы
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта :
воспитатель 1 квалификационной категории Масолова Е. В.
дети старшей группы № 1 «Непоседы»
4. Цель и задачи работы по проекту
Цель проекта : ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка)
Задачи проекта :
раскрыть истоки народного творчества
знакомить детей с многообразием элементов дымковской росписи и показать широту их применения
составлять узоры на основе росписи дымковской народной игрушки, выделяя геометрические элементы росписи (овалы мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые, широкие и тонкие, чёрточки)
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в дымковской росписи;
развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия
пробуждать любознательность в области народного декоративно- прикладного искусства
развивать художественно-творческие способности у детей
развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение
совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами
развивать мелкую моторику рук
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в дымковских игрушках
воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству
формировать устойчивый интерес к художественной росписи
прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность
воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :
игровая (игры с правилами, дидактические игры)
здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры
5. Планирование работы с детьми
Январь Введение детей в проект
- игровая ситуация: дети получают приглашение на ярмарку изделий народных мастеров.
- беседа на тему: «Красота изделий народных мастеров» Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Легенда «Откуда появились знаки в рисовании» (знакомство со знаками народных орнаментов)
Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - начало работы по проекту, выводы)
Февраль Совместная деятельность - чтение художественной литературы: Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка, Легенда о Солнце (дымковская игрушка)
Совместная деятельность: - рисование
«Знакомство с дымковской игрушкой» + «Дымковский узор на полосе, квадрате, круге»
Март Совместная деятельность: – беседа «Дымковская сказочная страна»
Совместная деятельность: - рисование на силуэте «Дымковский конь»
Совместная деятельность: – рисование на силуэте «Дымковская барышня»
Совместная деятельность: – Художественное слово о народных промыслах (чтение стихотворений, народного фольклора о народных промыслах)
Совместная деятельность - дидактическая игра
«Русский сувенир»
Совместная деятельность: - Итоговое мероприятие «Дымковская карусель»
Мониторинг (выявить определения уровня компетентности детей по проекту детей - окончание работы по проекту, выводы)
Взаимодействие с родителями и воспитателями
"Консультация для родителей и педагогов "Художественно-эстетическое воспитание детей в семье", "Народные игры в семье" и др.
"Доклад "Влияние народных промыслов ("дымка") на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста"
Фотоотчет «Народная игрушка». Приобщение к истокам народного искусства - одно из направлений патриотического воспитания. Современные дети играют в лего, компьютерные игры,.
Познавательно-творческий проект с детьми средней группы «Русская народная игрушка» Ход презентации В группу приглашаются дети средней группы, педагоги, родители под музыкальное сопровождение (звучит русская народная музыка).
Народная игрушка ГБОУ Школа №1373 Подразделение дошкольного образования Текст к презентации «Народная игрушка» (материалы к педагогическому совету) 1. Вступление. В.
Народная игрушка-матрёшка (фотоотчёт) Недавно в нашем детском саду прошла неделя народной игрушки. На занятии дети узнали историю возникновения матрёшки, о том, как её делают.
План на неделю «Народная игрушка» 1. Музыка (по плану муз. руководителя) 2. Совместная конструктивно-модельная деятельность Тема: «Горка для Матрешки» Задачи: Продолжать учить.
Познавательно-творческий проект «Народная игрушка — матрёшка» Познавательно-творческий проект «Народная игрушка - матрёшка» (для детей второй младшей группы) Тип проекта: познавательно- творческий.
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная игрушка» Проект разработала: воспитатель I кв. категории Стрыгина О. И. Проект «Русская народная игрушка» Краткая аннотация проекта: Данный проект.
Проект «Народная игрушка» (вторая младшая группа) Проект «Народная игрушка» вторая младшая группа Выполнили: Лавришина И. Г. Брянск 2015 Проект «Народная игрушка». "Мы уверены.
Проект «Народная игрушка «Матрёшка»» в первой младшей группе Предмет проекта: Матрешка. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: дети первой младшей группы, возраст 2-3 года. Продукт детской.
Проект «Народная игрушка» в старшей группе Проект «Народная игрушка» в старшей группе Подготовила:Сомина Е. В. г. Сухиничи, 2016 г. Актуальность. Сейчас много говорят о том, какими.
Дымковская игрушка - искусство только рукотворное. История возникновение этой игрушки, второе возрождение этой игрушки - обо всем подробно рассказывается в проектной работе.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему: «Дымковская игрушка»»
Проектная работа
на тему: «Дымковская игрушка»
Содержание:
1.Введение.
2. Основная часть.
2.1. История возникновения дымковской игрушки.
2.2. Самые старые игрушки.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки.
2.5. Технология изготовления дымковской игрушки.
2.6. Третий период жизни дымковской игрушки.
3.Заключение
4. Приложения
5. Источники информации
Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может, быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. Аналог дымковской игрушки отсутствует.
Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски ну и, конечно же, фантазия.
Это – самая известная глиняная игрушка. Родом они из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Игрушки широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.
Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками. Мне очень нравятся узоры, которыми расписывают дымковскую игрушку. Они простые и веселые. Но самые, мною любимые фигурки, это барышни и свистульки.
Актуальность выбранной темы:
Русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Чтобы ответить на эти вопросы, темой моего проекта была выбрана «Дымковская игрушка».
Цель проекта:
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Задачи проекта:
1.Познакомиться с народной игрушкой, живучестью этих образов в современной народной глиняной игрушке;
2.Обучиться навыкам работы с пластическим материалом;
3.Научиться приемам декоративной росписи дымковской игрушки;
4.Формировать интерес и любовь к народному искусству.
Объект исследования: дымковская игрушка
Предмет исследования: процесс ее изготовления ее и роспись игрушки.
Мне было интересно узнать:
1. Где родилась дымковская игрушка?
2. Как возник этот вид промысла?
3. А для чего нужны дымковские игрушки?
4. Особенности производства дымковской игрушки.
5. Возрождение дымковской игрушки.
6. Порядок лепки игрушки.
7. Ознакомление с характером росписи игрушек.
Выполняя проект, я прочитал много книг, ответил на различные вопросы о дымковской игрушке и узнал много полезного и интересного.
Где родилась дымковская игрушка?
В Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Слободе Дымково почти 500 лет.
В бывшей слободе Дымково, что недалеко от Вятки, и родилась дымковская игрушка. Слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название свое слобода получила из-за этого, а может, из-за того, что вился над каждым домом дым из русских печек, когда мастера обжигали игрушки.
В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Как возник этот вид промысла?
Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященном солнцу. На гулянье, "Свистопляску", люди приносили с собой небольшие свистульки и целый день свистели в них и перекидывались расписными глиняными шариками. Так и повелось, что "в Вятке делают игрушки для свиста".
Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это были свистульки, которые использовали и старые и малые на местном народном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже – Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили на окна. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 века.
А для чего нужны дымковские игрушки?
Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
2. Основная часть.
2.1. История возрождения дымковской игрушки.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.)
Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и мастериц - игрушечниц.
Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрова описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные».
С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжалось в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.
Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришли с чужой земли. Но люди Вятки оказались находчивыми и придумали "военную" хитрость.
Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор жители Вятки отмечают победу веселой "Свистуньей".
2. 2. Самые старые игрушки.
Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития.
Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымково.
По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы - Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами.
У них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам, композиции, тонкости деталей, даже сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике.
2.3. Второй период возрождения дымковской игрушки.
Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина.
Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в 1920-1930-е года. Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.
В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики-головки, но лепка и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.
Современные мастерицы: Римма Пенкина, Людмила Докина, Алевтина Трефилова создают композиции на темы русских народных сказок, деревенской жизни, используют современные мотивы. Их композиции дышат добродушным народным юмором и непосредственностью. Произведения современных мастериц знают по многим выставкам не только в нашей стране - во всем мире. Солнечное, доброе искусство дымковских чудесниц несет людям радость.
2.4. Особенности производства дымковской игрушки
Мне предстояло слепить дымковскую игрушку, но для этого надо было знать особенности её производства.
С незапамятных времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом занимались лепкой глиняных игрушек, изображавших коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь, водоносок, кормилиц, всадников и пр. Осенью в лугах готовили на всю зиму красную глину, на отмелях реки - чистый песок. Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно - мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным на снятом молоке. К работе готовили 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой и наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
2.5. Технология изготовления игрушки.
1. Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпочкой для придания изделию ровной поверхности. После лепки игрушку несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали.
Свернуть блин и получится колокол юбки для барыни.
Свернуть следующие два блина и получаются
Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
Глава 1.Создание дымковской игрушки
.1 Происхождение игрушки
.2 От простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре
Глава 2. Технология изготовления дымковской игрушки «Индюк»
.1 Подготовка глины
.2 Общие способы исполнения игрушки
.3 Основные этапы работы
.4 Заключительные работы
Введение дымковская игрушка декоративный
Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд устойчивых образов и сюжетов. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.
Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей известностью пользуются дымковская игрушка. Родина их - слобода Дымково под Вяткой. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.[2]
Проблема. Отсутствие наглядного материала, затрудняющего обучение по предмету: «Художественная обработка материала».
Цель работы - разработка и создание дымковской игрушки «Индюк»
.Изучить литературу о художественной обработке глины. В частности для создания дымковской игрушки.
.Разработать варианты эскизов.
. Изготовить дымковскую игрушку «Индюк».
Глава 1.Создание дымковской игрушки.1 Происхождение игрушки
Игрушку связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей или животных. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица - водную и воздушную стихии. Действительно, в игрушке с древнейших времен неизменно сохраняются эти три образа. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
Согласно другой точке зрения дети всех времен и наций в игре подражают взрослым, их игрушки не наделены глубоким мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего ребенка быта.
Вероятно, вопрос о происхождении игрушки не может быть решен однопланово. Скорее всего, в древности культовое и игровое ее значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.
Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней, девицей, птица - утушкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь,
Провел исследовательскую работу на тему "Дымковская игрушка", познакомился с историей возникновения и видами росписи Дымковской игрушки. Ученик выполнил и расписал Дымковскую игрушку.
Вложение | Размер |
---|---|
Дымковская игрушка | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ымковская игрушка Автор работы: Юрченко Владислав МОУ НОШ № 17 , 4 класс.
Проблема исследования : Где родилась дымковская игрушка? Как возник этот вид промысла? Для чего нужна дымковская игрушка? Особенности производства дымковской игрушки . Возрождение дымковской игрушки . - Ознакомление с характером росписи игрушки .
Объект исследования: технология изготовления дымковской игрушки. Предмет исследования: дымковская игрушка как вид декоративно прикладного искусства.
Цель исследования: познакомиться с историей дымковской игрушки, узнать о характерных особенностях изготовления и росписи дымковской игрушки. Задачи исследования. Формирование навыков работы с информацией. Опираясь на изученный материал изготовить дымковскую игрушку с учётом особенностей росписи.
Гипотеза. Изучив исторические факты, я считаю, что игрушка в начале своего зарождения носила культовый характер. А затем по истечению времени приобрела иное – эстетическое значение. Метод исследования. Метод анализа научно популярной литературы. Метод моделирования. Метод сравнения - наблюдения.
Новизна исследования. Новизна исследования состоит в том, что получив в первые обширную информацию о народно прикладном искусстве «Дымковской игрушки», было изготовлено изделие «Птица», с использованием инновационных материалов. Информация состояла из исторической части и технологической, что помогло решить поставленную задачу. А в частности выполнение дымковской игрушки, придерживаясь по возможности технологического процесса.
Историческая справка. Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III , стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой Вяткой - в слободе Дымково, было много ремесленников, гончаров и игрушечников. Их искусное мастерство быстро завоевало популярность. На весенних праздниках в слободе устраивались весёлые гулянья, непременным атрибутом которых были глиняные игрушки-свистульки. Постепенно искусное мастерство игрушечников завоевало популярность. С тех пор техника создания игрушек совершенствовалась. Они очень популярны в России и за рубежом и составляют гордость многих коллекций.
Технология изготовления. Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают, для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки в течение от двух до двадцати дней и обжига при температуре 700-800 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке) .
Технология росписи. Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря её колориту. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.
Заключение Я считаю, что данная работа позволила мне оценить творчество русских мастеров народно прикладного искусства заложенное в дымковской игрушке. Работа оказалась не только очень интересной и увлекательной, но и сложной. Сложность заключалась в соблюдении всех правил изготовления изделия. Мне понравилось подбирать орнамент к изделию. Выполнение работы получилась не только творческой, но и познавательной. Птица является эксклюзивным изделием, так как она выполнена в единственном экземпляре, и является ручной работой.
Цель работы – изучение и анализ особенностей Дымковской игрушки и ее истории в контексте развития глиняной игрушки в России.
С учетом заявленной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие глиняной игрушки, рассмотреть историю и традиции.
2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды русской глиняной игрушки.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА 9
1.1 История глиняной игрушки 10
1.2 Традиция глиняных игрушек 11
2. ВИДЫ РУССКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 13
2.1 Каргопольская глиняная игрушка 13
2.2 Филимоновская игрушка 14
2.3 Абашевская игрушка 17
2.4 Жбанниковская игрушка 18
2.5 Романовская (Липецкая) игрушка 20
2.6 Тульская игрушка 23
3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 26
3.1 История промысла 27
3.2 Мастера Дымковской игрушки 30
3.3 Глиняная расписная Вятская 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Прикрепленные файлы: 1 файл
курсач.docx
1. ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА 9
1.1 История глиняной игрушки 10
1.2 Традиция глиняных игрушек 11
2. ВИДЫ РУССКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 13
2.1 Каргопольская глиняная игрушка 13
2.2 Филимоновская игрушка 14
2.3 Абашевская игрушка 17
2.4 Жбанниковская игрушка 18
2.5 Романовская (Липецкая) игрушка 20
2.6 Тульская игрушка 23
3. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА 26
3.1 История промысла 27
3.2 Мастера Дымковской игрушки 30
3.3 Глиняная расписная Вятская 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ВВЕДЕНИЕ
В достижениях человеческой культуры неизмеримо место народного творчества, где раскрывается самобытный мир поэтических образов, в которых запечатлены взгляды и представления народа, его история, своеобразие национального характера, отражено вечное стремление человека к красоте.
Это искусство рождалось самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства до старости. Жилище с его обстановкой, орудия труда, утварь, одежда – все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением.
Народное искусство развивалось преимущественно в двух экономических формах – домашнего ремесла или народного промысла и различных художественных промыслов, более связанных с экономикой и рынком и развивающихся вблизи природных источников сырья.
Художественно-стилевые особенности народного художественного промысла - совокупность средств художественной выразительности, приемов мастерства и традиционной технологии изготовления изделий народного художественного промысла, исторически сложившихся под влиянием культурных, социальных и природных факторов места его традиционного бытования.
К народным относятся такие промыслы как: гончарное дело, береста, ткачество, лозоплетение, корнеплетение, деревообработка и другие. В резьбе по дереву и кости, росписи, художественных изделиях из металла, керамике, шитье, кружеве формировался стиль декоративного искусства того времени с характерными усложненными формами, динамичными композициями, новыми мотивами и сюжетами, виртуозностью исполнения.
Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных художественных промыслов.
Традиционность общепризнана как одна из специфических особенностей народного искусства. О традициях в фольклоре, народных промыслах существует обширная литература. Но в ней обычно нет определения самого понятия "традиции", разные исследователи вкладывают в него различное содержание. Одни ученые под традиционностью народного искусства понимают в основном древность его образов, форм и приемов, устойчивость их сохранения и преемственность в освоении.
Подобная точка зрения акцентирует одну сторону традиции - связь народного искусства с прошлым, его корни, древние истоки, без которых вообще невозможно понимание этого явления человеческой культуры.
Абсолютизируя одну сторону традиции, некоторые ученые видят в традициях народного искусства только прошлое и делают вывод о косности, отсталости этого искусства, отсутствии в нем связей с современностью. Такое узкое понимание традиций не могло не привести к их отрицанию как пути, по которому можно идти «вперед с назад повернутой головой»
А. Б. Салтыков, выдающийся теоретик советского прикладного искусства, внес большой вклад в изучение вопросов традиций. Салтыков понимал традиции как явление диалектическое, связанное не только с прошлым, но с настоящим и будущим. Он постоянно подчеркивал прямую связь традиций с современным советским искусством, анализировал движение и развитие традиций, которые, по его мнению, заключаются не в одних формальных признаках искусства данного промысла и не в механической их сумме, но в целостности образной художественной системы промысла и ее историческом развитии.
Актуальны мысли Салтыкова о необходимости исторического подхода к понятию стиля в народном искусстве. ". Всякий стиль,- писал он,- есть выражение духовного состояния народа своего времени . народ не останавливается в своем развитии. он постоянно меняется. и с этими переменами неизбежно связаны изменения художественного стиля".
В наши дни идеи и мысли А. Б. Салтыкова повторяются и развиваются в ряде статей М. А. Некрасовой. Она справедливо полагает, что традиция глубоко содержательна, что это глубоко внутреннее явление. Основа традиции - правильное отношение к национальному наследию. Наследие - все искусство прошлого. В традицию же переходит все то, что имеет непреходящую ценность. Это опыт народа, то, что способно по-новому жить в современности.
Нет явлений вне традиций. Ничто не рождается на пустом месте, без освоения опыта прошлого. Традиции - не нечто раз и навсегда данное, застывшее, неподвижное, не синоним прошлого или похожего на прошлое. Традиции - своего рода двигатель прогресса культуры, те органические черты разных сторон жизнедеятельности, которые отбираются, сохраняются и развиваются поколениями как лучшие, типичные, привычные.
Вышеизложенное определяет актуальность исследования, проведенного в данной работе.
Цель работы – изучение и анализ особенностей Дымковской игрушки и ее истории в контексте развития глиняной игрушки в России.
С учетом заявленной цели поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие глиняной игрушки, рассмотреть историю и традиции.
2. Рассмотреть и охарактеризовать основные виды русской глиняной игрушки.
3. Рассмотреть основные особенности Дымковской игрушки и ее историю.
4. Собрать иллюстративный материал.
Объект исследования – русская глиняная игрушка
Предмет исследования – Дымковская игрушка
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: анализ литературы, изучение и обобщение информации, описание.
Анализ литературных источников: в процессе работы было освоено 13 источников: из них 5 печатных и 8 электронных.
В качестве основных литературных источников были использованы:
- «Русское народное искусство» автор Богуславская И.Я. включает в себя общую информацию о русских народных промыслах. Автор ведет ознакомительную работу с читателем и затрагивает промыслы поверхностно. 80% издания занимает иллюстративный материал.
- «Русская глиняная игрушка». Автор Богуславская И.Я. Это очерк о русской глиняной игрушке различных центров с выделением их стилистических особенностей, а также объединяющего начала в образности, тематике, назначении. Книга содержит богатый иллюстративный материал из коллекций различных музеев России, в том числе и по дымковской игрушке. В очерке слабо прослеживается изложение истории глиняной игрушки, иллюстрации расположены не в хронологическом порядке.
- Книга «Дымковская игрушка» автор Богуславская И.Я. первое фундаментальное монографическое издание о дымковской игрушке, рассказывающее о развитии уникального промысла от корней до современности. Немалое место в книге посвящено творчеству многих поколений и фамильных династий дымковских мастериц. Книга содержит обширный иллюстративный материал из фондов крупнейших музеев страны, а также библиографию и биографический указатель. Жаль что история развития промысла заканчивается на 80х годах.
- «Вятская глиняная игрушка в рисунках Алексея Деньшина» автор и составитель Генриэтта Киселева. Издание посвящено уникальному альбому художника А.И. Деньшина. Первую часть книги составляют рисунки из трех альбомов Деньшина. В книгу вошли литературные труды Деньшщина, многие из которых, как утверждает автор, публикуются впервые. Нельзя не обратить внимания на то, что нумерация страниц начинается с середины издания.
- «Вятские народные промыслы и ремёсла: история и современность» автор Менчикова Н.Н. Альбом - каталог включает в себя историю развития вятских промыслов и ремесел и информацию о предприятиях и организациях, занимающимися производством изделий народных художественных промыслов и ремесел. В книге названы имена мастеров, перечислены музеи Кировской области, в которых хранятся богатые коллекции изделий народных художественных промыслов.
В качестве дополнительных, вспомогательных источников использовались также электронные ресурсы:
Основными недостатками электронных ресурсов являются: отсутствие автора статей в большинстве источниках, в некоторых источниках отсутствует год написания статьи, часто содержат одинаковую информацию о глиняной игрушке, мало внимания уделяется истории развития, скудный иллюстративный материал.
В соответствии с поставленными задачами работа приобрела следующую структуру: введение, три главы, заключение и приложение общим объемом работы 53 страницы, содержит 125 рисунков. В первой главе изложены основные понятия о глиняной игрушке, во второй главе рассмотрены основные виды русской глиняной игрушки и их отличительные особенности, в третьей главе – отличительные характеристики Дымковской игрушки и история развития промысла.
ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Глиняная игрушка, одна из самых древнейших форм творчества, относится к разряду художественных промыслов. Она была своеобразной моделью мира, в которой были заложены основные представления о природе и человеке крестьянином.
Изначально игрушка относилась к древним магическим ритуальным изображениям и была связана с земледельческими календарными праздниками. Позднее фигурки, потеряв магическое значение, стали детской игрушкой, производство которой превратилось в художественный промысел. На протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Технология изготовления игрушек, подготовка глины к работе по существу были везде одинаковы, хотя и имели местные особенности. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали. В зависимости от качества и состава местных глин и песка, поверхность игрушек приобретала определенный цвет и фактуру, которые играли немалую роль в их декоративных свойствах. Для украшения в разных центрах применяли цветные глазури или роспись.
В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента, который мог, так или иначе, воздействовать на создаваемый предмет. Руки мяли, лепили, скатывали и разглаживали комочек глины, который тут же превращался в любую фигурку, сохранявшую в пластике любое движение руки, а на поверхности – следы пальцев. Руки не только были орудием, инструментом, они же служили своеобразным эталоном пропорций – средний размер народных глиняных игрушек не превышает длины кисти.
1.1 История глиняной игрушки
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".
Читайте также: