Классика в детских игрушках
Подвижные игры на улице. Игра в классики по-американски
Триш Кафнер программист, мама пятерых детей
Классики — традиционная игра, в которую дети всех народов играют на протяжении многих веков. Нынешние мамы в своем далеком детстве чаще всего чертили прямоугольные классики и прыгали по ним на одной ноге, толкая биту — круглую тяжеленькую коробочку. Если биты не было, чертили классики более сложной формы. О том, как принято играть в классики в Америке, рассказывает многодетная мама.
В классики обычно играют на улице на поле, нарисованном мелом на тротуаре или другой плоской заасфальтированной поверхности. На многих школьных дворах есть нарисованное поле, много народу собирается там поиграть по вечерам, на выходные и летом.
Существует много способов рисовать поле для классиков. Традиционное поле состоит из 10 пронумерованных прямоугольников, расположенных в столбик, с полукругом — выходом — на конце. На спиральном поле площадь оформлена в виде спиралей. Другое традиционное поле — аэроплан — с 8 пронумерованными прямоугольниками и входом и выходом, в виде аэроплана.
Для некоторых классиков требуются биты. Когда я была ребенком, моими любимыми битами были маленькие цепи. Их легко кидать, они не крутятся и не могут поранить, если попадут в кого-то.
Существуют сотни игр в классики. Следующие игры довольно распространены и подходят для начинающих игроков. Когда вы с ребенком познакомитесь с этими играми, вы с удовольствием будете искать новые или придумывать свои.
Традиционные классики
Нарисуйте классики — обычные или улиткой.
Первый игрок прыгает по классикам вперед и назад, попадая во все прямоугольники. Первый раз он прыгает на правой ноге. Во второй раз на левой ноге. В третий раз он прыгает, меняя ноги. Четвертый раз — на обеих ногах.
Игрок прыгает в такой последовательности, пока не сделает ошибку: заступит на линию, прыгнет на двух ногах, когда надо на одной, прыгнет не на той ноге; тогда он выходит из игры. Другие игроки прыгают таким же образом. Когда снова подойдет очередь первого игрока, он начинает прыгать с того места, где сделал ошибку. Побеждает тот, кто первым пройдет всю последовательность прыжков.
10 и выход
Для этих классиков понадобится бита (маленькая цепь, монета или камень) — одна на каждого игрока. Нарисуйте классики, как показано на картинке.
Первый игрок встает перед первым прямоугольником. Он кидает свою биту в этот прямоугольник, потом прыгает в него на одной ноге, наклоняется, поднимает биту и прыгает туда и обратно на одной ноге, наступая в каждый прямоугольник.
Потом он кидает биту на второй прямоугольник, прыгает в него, поднимает биту и прыгает вперед и назад. Он продолжает прыгать таким образом, пока не промахнется (заступит на линию, прыгнет на двух ногах или не попадет на нужный прямоугольник битой).
Таким же образом по очереди прыгают все игроки. Когда опять настает очередь первого игрока, он начинает с того места, где ошибся. Побеждает тот, кто закончит все броски и прыжки, включая место с пометкой «выход».
10 прямоугольников
Играйте по правилам классиков «10 и выход», но первый игрок, когда ошибется, должен оставить свою биту на том месте, где он в последний раз прыгнул правильно. Игроки должны прыгать, кидая свои биты туда, где лежат биты других игроков.
Классики — имена
Мелом нарисуйте любое поле для классиков. Первый игрок прыгает вперед и назад на одной ноге, наступая в каждый прямоугольник. Если он проделает это без ошибок (не наступит на линию, не поставит две ноги), он может на любом прямоугольнике написать свое имя. Если он ошибется, приходит очередь другого игрока.
Другие игроки продолжают прыгать так же. Игрок должен перепрыгивать прямоугольники, названные именем других игроков, но он может вставать 2 ногами на свой прямоугольник. Игра продолжается и когда заняты все прямоугольники, но теперь, если кто-то ошибется, он выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается один игрок — победитель.
8 и назад
Нарисуйте мелом поле-аэроплан, как на рисунке. Каждому игроку понадобится бита (маленькая цепь, монета или камень).
Первый игрок стоит в доме. Он кидает свою биту в первый прямоугольник, прыгает на второй прямоугольник через первый на одной ноге, двумя ногами одновременно прыгает на прямоугольники 3 и 4, на одной ноге прыгает в прямоугольник 5, двумя ногами одновременно прыгает на 6 и 7, одной ногой — на 8. Он разворачивается и прыгает таким же образом до прямоугольника номер 2, где подбирает свою биту, прыгает на 1 и на дом. Потом он разворачивается, кидает свою биту на прямоугольник 2 и прыгает таким же образом, пока не ошибется (наступит на линию, встанет двумя ногами, где надо прыгать на одной, неправильно бросит биту).
Игроки по очереди прыгают таким же образом. Когда снова наступает очередь какого-либо игрока, он начинает прыгать с того места, где ошибся. Кто первый закончит прыжки и броски на всем поле, тот победил.
Любимые герои: от Буратино и Щелкунчика до кролика Эдварда и потерянных кукол
Любимая игрушка — это верный друг ребенка. Ей можно доверить все свои страхи и сомнения, она защитит от ночных кошмар и покажет целый мир увлекательных фантазий и приключений.
Подчас, даже вырастая, мы оказываемся не в силах расстаться с символом нашего детства и бережно храним его как счастливый талисман.
Не случайно книги, главные герои которых — игрушки, так популярны у детей. Буратино, Щелкунчик, Винни-Пух давно стали детской классикой.
Читая книги об игрушках, дети в первую очередь учатся состраданию, помните у Агнии Барто: "Уронили мишку на пол,//Оторвали мишке лапу.//Все равно его не брошу — //Потому что он хороший". Прочитайте, прочувствуйте это коротенькое стихотворение с ребенком, оно вполне способно изменить его взгляд на окружающий мир.
Вот и сказочный Щелкунчик из нарядной детской истории Гофмана получает увечье, однако именно жалость Мари, которая способна разделить даже страдания деревянной куклы помогает ему снова стать человеком, а ей — пережить самое необычное приключение в своей жизни.
Стойкий оловянный солдатик из одноименной сказки Андерсена "рожден" с одной ногой (на него не хватило олова при производстве), однако именно он "оказался самым замечательным из всех", ведь он узнал, что такое настоящая преданность и любовь.
"Удивительное путешествие кролика Эдварда" Кейт ДиКамилло в чем-то схоже с историей оловянного солдатика. Изнеженный фарфоровый любимец случайно попадает за борт корабля, где и начинается его длинное, порою мрачное приключение. В своих скитаниях кролик встретит самых разных людей и научится главному — любить и чувствовать.
"Плюшевый заяц" Марджери Уильямс — это история о том, как игрушка, только испытав чувство любви и потери, становится Настоящей. Эта мудрая притча обращена не только к детям, но и к их родителям. Не нужно тайком отнимать и выкидывать любимую замусоленную игрушку ребенка, чтобы помочь ему вырасти или избавиться от "ненужного барахла", ведь так можно случайно разлучить настоящих друзей.
Все дети хоть немного верят в то, что игрушки оживают, стоит только отвернуться или закрыть глаза. Об этом очень смешная книжка голландской художницы Лус Рифаген. На одной странице изображена чинная квартира, где предметы, игрушки и домашние животные ведут себя скромно. На следующей странице, оставшись одни, они вовсю веселятся и хулиганят.
Евгения Пастернак написала целую книгу о "Приключениях игрушек в самой обыкновенной квартире". Сложенные в коробку старые игрушки неожиданно оживают. А если кто-нибудь скажет, что такого не бывает, то они возразят: "Как они могут быть неживыми, если столько пережили вместе?"
Джанни Родари создал захватывающее повествование о путешествии игрушек к мальчику, который остался без новогодних подарков. "Путешествие Голубой стрелы" — это очень зимняя история, с приключениями, неожиданными чудесами, испытаниями и счастливым финалом.
Елочные игрушки тоже могут оживать! Многие из нас в детстве, наряжая елку, придумывали фантастические истории о хрупких стеклянных существах, что покачивались на ее колючих ветвях. А писательница Елена Ракитина написала целых две книжки о новогодних игрушках: "Приключения новогодних игрушек" и "Страна новогодних игрушек". На страницах этих волшебных книг мы встречаемся с самыми разными елочными украшениями: тут и большой красный шар с белой снежинкой на боку, и ворчливая гирлянда, и зеленый шарик, который помнил тот момент, когда его выдували. И каждая игрушка — отдельная личность со своей историей.
Но почувствовав себя ненужными и устаревшими, игрушки хотят уйти и найти ту волшебную новогоднюю страну, где они могли бы быть счастливы. К счастью, им вновь находится место на елке, где они будут радовать всех своими историями.
Особое место среди историй об игрушках занимает книга Карло Коллоди о приключениях Пиноккио и ее весьма вольный пересказ "Буратино" в исполнении Алексея Толстого.
Оба героя переживают множество веселых, нелепых, а подчас страшных приключений. Но герой Коллоди в конце своего пути становится настоящим мальчиком, как он и мечтал. Буратино же не превращается в человека, но находит кое-что другое — друзей, семью и дело всей своей жизни — кукольный театр.
Деревянная кукла символизирует безрассудность и эгоистичность ребенка, что порой так расстраивают любящих родителей. Но пройдя через все испытания, герои сказок начинают ценить отцовскую любовь, честный труд и знания.
Медвежонок Винни-Пух набит опилками, но оживает по воле писателя Алана Милна и своего хозяина Кристофера Робина. Пух — это верный друг, который куда умнее, храбрее и сильнее, чем это кажется ему самому.
Мальчики так любят узнавать, что же скрывается внутри игрушек, предметов, различных механизмов. Их неуемному любопытству посвящены книги Валерия Медведева и Владимира Одоевского.
"Городок в табакерке" — это история о том, как мальчик Миша попадает внутрь музыкальной табакерки и узнает сложный механизм, благодаря которому она может играть. "Вовка Веснушкин в стране Заводных человечков" рассказывает о путешествии обычного мальчика в сказочный город Пружино, где заводные человечки помогают ему своими руками починить игрушечный автомобиль.
Девочки же больше всего любят играть с куклами, поэтому историй о приключениях нарядных красавиц написано немало.
Кукла Милочка из повести Варвары Андреевской попадает в руки разных детей, и вместе с ней мы узнаем много интересного о детском быте в России XIX века.
Потерявшаяся кукла Анна шлет своей хозяйке письма со всего света в книге Дары Гольдшмидт.
А история Джонни Груэлла о тряпичной Энн — старой кукле, найденной на чердаке дома, стала классикой американской литературы для детей.
Игрушки-герои книг учат ребенка верить в чудеса и показывают, что даже у обычного плюшевого зверька с протертой шкуркой внутри золотое сердце, полное любви.
Первые упоминания о мягких игрушках датированы XIX веком, когда женщины сами их шили из разноцветных лоскутков и набивали ватой, хлопковыми волокнами, соломой, опилками и прочими материалами. Мягкие игрушки представляли собой небольшие фигурки животных: медвежат, котят, щенков, зайчиков и многих-многих других домашних и диких зверей. И только в XX веке было запущено массовое производство по выпуску мягких игрушек. На тот же период пришелся и бум на плюшевых медвежат не только на Западе, но и у нас в Советском Союзе. С тех пор практически у каждого ребенка дошкольного возраста есть игрушка, с которой он не расстается – любимая мягкая игрушка.
Описание игрушки
- Классические. Изготавливаются в виде животных и людей. Для производства используются натуральные и синтетические материалы, разные по фактуре и цвету.
- Развивающие. К таким относятся игровые комплексы, подвесные карусели, игровые панели, развивающие коврики. Такие модели отличаются небольшими габаритами и красочными оттенками.
- Мягкие погремушки. Изготавливаются в виде обычных погремушек из текстиля. В такие модели вшиваются специальные механизмы, которые шуршат, пищат или гремят при встряхивании. Погремушки развивают у ребят звуковое восприятие, моторику рук
- Мягкие книжки. Эти изделия обтягиваются текстильными материалами: трикотажем, флисом, хлопком. Вместо рисунков используются аппликации из ткани, изображающие предметы окружающей среды или демонстрирующие ситуации из жизни
- Мягкие музыкальные. Внешне ничем не отличаются от простых игрушек. Особенность их заключается в наличии встроенных внутрь изделия механизмов. Модели издают разные звуки: мелодию, стишки, песенки
- Мягкие интерактивные. Построены по принципу музыкальных игрушек и многофункциональны. Они разговаривают, поют, танцуют. Часто используется музыкальное и световое сопровождение.
Малышам до года, лучше покупать вещи с безворсовым покрытием. Подойдут модели из кашемира, флиса, трикотажа. Старшим ребятам покупайте велюровых, бархатных, плюшевых зверушек. Внешний вид зверька должен быть максимально приближен к реальному виду (кроме размеров животного). Лучше выбирать игрушки естественных раскрасок, ведь через них малыш познает внешний мир. Важно, чтобы мордочка была веселой и доброй.
Как играть?
Играть с мягкими игрушкам можно во что угодно. Мягкие друзья прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с мягкими игрушками. Некоторые игрушки обладают антистрессовыми свойствами. Обычно у таких кукол или зверюшек особый наполнитель, который успокаивает малыша, а также игрушки могут иметь успевающий травяной запах – лаванды или ромашки.
Плюсы и минусы
Как не странно, именно игрушечные животные легко одушевляются детьми и играют важную роль в их жизни. Дети легче переносят чувство одиночества и страха, становятся более уверенными в незнакомой для себя ситуации и легче переносят процесс адаптации к детскому саду. И именно такие игрушки становятся для малышей настоящими верными друзьями, помогающими преодолевать препятствия на начинающемся жизненном пути. Такая привязанность – первый признак того, что ребенок научился чувствовать и испытывать искреннюю привязанность, которая способствует развитию и формированию духовности и эмоциональности ребенка.
Производство
Мягких игрушек на рынке великое множество. Невозможно перечесть всех производителей, занимающихся производством мягких игрушек. Из таких фирм можно выделить BUDIBASA, СмолТойс, Плюш Ленд, 1TOY, ABtoys и Plan Toys. Эти производители проверены и выпускают качественные игрушки. Есть компании, не имеющие сертификации, которые выпускают некачественную продукцию. Поэтому следует внимательно проверять игрушки перед покупкой.
Понятие «классическая музыка» весьма широкое. Оно включает в себя несколько значений. Во-первых, классическая – значит, «образцовая, совершенная». Оно применимо к музыке разных эпох, стилей прошлого и современности в разных странах Западной Европы и России. Поэтому мы вспоминаем имена многих великих композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Э. Григ, М. Глинка, А. Бородин, П. Чайковский, С. Рахманинов, С. Прокофьев и многих других.
Классическая музыка предполагает глубокое, серьезное раскрытие в музыке различных сторон жизни человека и общества; воплощение героических страниц истории, обращение к образам природы, утверждение позитивного видения и отношения к миру. Классическая музыка – это всегда высокое мастерство композитора, необходимое для создания совершенных, образцовых произведений. Поэтому классическая музыка сравнима с лучшими произведениями мировой литературы, архитектуры, живописи, театра.
Во-вторых, это понятие может быть связано только с эпохой классицизма XVIII века в Западной Европе и тогда мы ограничиваемся именами австрийских и немецких композиторов – Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Х.В. Глюк. Эти композиторы стали создателями главных жанров классической музыки – оперы, симфонии, сонаты, квартета, концерта для солирующего инструмента с оркестром.
Композиторы-классики детям
Кажется, сами композиторы-классики позаботились о том, чтобы постепенно подготовить детей к будущей взрослой жизни, когда они будут слушать симфонии, оперы, балеты. Но это впереди…
А сейчас – слушайте небольшие пьесы, которые композиторы написали специально для детей, и которые дети могут не только слушать, но и исполнять (если ребенок обучается игре на фортепиано или других музыкальных инструментах). В детских пьесах раскрывается все многообразие жизни ребенка – наблюдение за природой, окружающим миром, бытовые сценки, танцы, песни, игры. Пьесы могут быть достаточно наивными, простодушными и, напротив, не по-детски серьезными.
Кроме отдельных пьес композиторы сочиняли циклы под общим названием «Детский альбом» (или другие варианты этого названия). В них объединяли целый ряд музыкальных пьес – зарисовок, в которых с вниманием и любовью наблюдали за жизнью ребенка. Интересно сравнивать детские циклы разных композиторов, обнаруживая в них общее и различие. Такое музыкальное «общение» формирует у ребенка умение мыслить несложными звуковыми образами, активно развивает его воображение, фантазию, ассоциативное мышление.
Классическая музыка включает в себя все многообразие содержания – радость и печаль, мечтательность и тревога, восторг и сдержанность. И при этом в ней всегда сохраняется благородство звучания, благозвучие всей музыкальной ткани. Внутреннее спокойная, уравновешенная, без нарочитой громкости, резких, диссонирующих звучаний, она не разрушает мир ребенка, его психику, не вызывает страха и агрессии. Красота ее мелодий, гармоний, оркестровых тембров вызывает у ребенка ответную реакцию, ответное чувство красоты, света, покоя, добра. И в этом – польза классической музыки для детей.
Еще о влиянии классической музыки на детей
Влияние классической музыки на детей широко и многогранно. Это формирование музыкальной культуры ребенка, формирование эстетических ценностей через то представление о красоте, которое заложено в музыке. Наконец, это воспитание нравственных ценностей – уважения и любви к человеку, окружающему миру, жизни, что закладывает основы психического здоровья ребенка.
Польза классической музыки для детей заключается и в том, что она способствует их эмоциональному и интеллектуальному развитию, памяти. Ведь что такое «музыка»? Это поток звуков, который нужно осмыслить, понять. Наполнение музыки «своим» конкретным содержанием происходит у каждого человека и у ребенка, в том числе, индивидуально, субъективно, по-своему. Что зависит от его характера, жизненного опыта, способностей. Осмысливая ее образы, ребенок включает в работу свое воображение и фантазию, логику и опыт своей небольшой жизни.
А если ребенок занимается хореографией, то он чувствует музыку еще больше.
«Взрослая» классическая музыка для детей
Оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», балеты П. Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик» создавались для взрослых. Но с удовольствием слушают эти произведения и дети. Сказочный сюжет, эффектное театральное действо, красивая музыка завораживают всех зрителей в театре. Но можно послушать, посмотреть видео дома, в детском саду и не всего спектакля, а отдельных фрагментов, чтобы не перегружать восприятие детей и не вызывать у них усталости. А понравившиеся сцены послушать, посмотреть еще раз.
Сейчас можно найти многочисленные аудиозаписи классической музыки для детей, в интернете и на дисках.
Как влияет, чем полезна для детей эта «непростая» оперная и балетная классическая музыка? Происходит приобщение к разным видам искусства, их красоте – литературной сказки, музыки, красоте театрального действа, искусства певцов, артистов балета, художественного оформления спектакля… Но главное происходит приобщение детей к Красоте жизни, к красоте человеческих отношений. Это главный ответ на вопрос «Чем полезна классическая музыка для детей?»
Советы «взрослым»
Осознанное восприятие классической музыки – это большой эмоциональный и интеллектуальный труд. Поэтому чтобы не вызвать эмоционального и умственного перенапряжения, усталости у ребенка, нужно разумно ограничивать время общения с музыкой.
Как ребенку лучше слушать классическую музыку? Таких вариантов много.
Первый. Ребенок просто сидит и сосредоточенно слушает. Но ему трудно сосредоточить свое внимание только на слуховых образах. Поэтому детям нужно помочь.
Второй. Можно предложить во время звучания музыки свободно рисовать. Может быть это будут простые линии, цветовые пятна, но они помогут сосредоточиться на музыке, чтобы почувствовать ее характер и передать в цвете, линиях.
Третий. Свободный импровизированный танец, пантомима тоже помогут детям сосредоточиться на музыке и раскрыть в движениях ее образы.
Четвертый. Классическая музыка может быть фоном для мелодекламации стихов, в литературно-музыкальной композиции в союзе со словом.
Несколько десятилетий назад ни одна переменка в школе не обходилась без «классиков». В школьный двор сбегались девочки, к ним иногда присоединялись мальчишки, и в то же мгновение появлялись на асфальте квадратики «классиков», нарисованные мелками. Их тоже было десять, как и классов в школе. Вот и испытание: чтобы перейти из одного класса в другой класс, нужно пропрыгать на одной ножке по квадратикам, толкая специальную «битку». Даже если «битки» не было – быстро находился плоский камень, и игра начиналась! «Классики» были настолько популярны, что даже неповоротливая советская промышленность успела среагировать: во многих спортивных магазинах в 80-е продавались красивые «битки» с волком и зайцем из «Ну, погоди!». Они были предметом гордости своих владельцев.
В наше время в классики играют в основном девочки. Однако, так было не всегда. Оказывается, игра появилась ещё во времена древнего Рима. Первые упоминания подобной игры можно найти у известного древнеримского писателя Плиния в первом веке нашей эры. А играли в неё исключительно мальчики. Будущим воинам было полезно уметь держать равновесие, развивать силу, ловкость и терпение. Только вот протяжённость линий таких «классиков», через которые надо было прыгать, составляла около 30 метров. Римские легионеры привезли с собой эту игру во все страны Европы, где она века спустя превратилась в детское развлечение. В 1534 году в своём романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле упоминает эту игру, а Корнелиус Килиан в 1574 году пишет, что «классики» популярны среди голландских детей. В ХIХ веке игра римских легионеров добралась и до России. А к концу века распространилась до Беларуси и Кавказа. Играли в «классики» тоже в основном мальчики, но к 1950-м годам всё активнее игру стали осваивать девочки.
Конечно, за всё это время классики претерпели изменения, появилось много вариантов этой игры: разные дополнительные правила, переходы на новые уровни, прыжки на одной ноге или на обеих, классики с битой и без, причудливые дорожки для прыжков. Правила игры могут отличаться в разных городах, районах и даже дворах. Напомним самые простые и распространённые правила!
Лучше всего играть на асфальте. Мелком рисуются классики в виде сетки 2 на 5 – всего получается 10 клеток. Чтобы клетки вышли ровными, их нужно предварительно разметить по высоте (каждая клетка примерно пять ступней), а потом прочертить горизонтальные линии. Три вертикальных линии – и вот, «классики» готовы. Осталось только проставить номера классов от 1 до 5 вверх, а потом от 6 до 10 вниз. Иногда, чтобы усложнить задачу, поле первого и последнего квадрата уменьшается проведением дуги из угла квадрата в соседний угол, на отсечённую площадь нельзя наступать и забивать на неё «битку». Эта площадь закрашивается, и на ней пишется «огонь».
Любое нарушение правил игры приводит к переходу права игры к следующему игроку.
- Нельзя наступать на линии квадратов.
- Нельзя топтаться и двигать «битку» в одной клетке (по ней в каждом квадрате можно ударить только один раз, чтобы она перелетела в соседний квадрат).
- Не прошедший кон игрок ждёт своей очереди и пытается пройти «класс» ещё раз.
Все играют по очереди. Каждый игрок начинает с того, что кидает «битку» в первый квадрат. Затем, прыгая на одной ноге, он толкает этой ногой «битку» из первого квадрата во второй и за ней перепрыгивает в следующий квадрат. Пятый и шестой квадрат считаются местом отдыха — в них можно встать на обе ноги, переминаться, толкать битку несколько раз и т.п. Но при этом всё равно нельзя наступать на линии. Из последнего квадрата нужно вытолкнуть «битку» за пределы игрового поля. После успешного окончания первого кона игрок бросает «битку» во второй квадрат и проходит уже второй «класс», и так далее.
Для игры достаточно было встретиться двоим. И вот уже на асфальте квадратики, слышен стук «битки». Постепенно собирается кружок заинтересовавшихся друзей, игра становится всё активнее. Почему классики пропали из наших дворов? Возможно, причина в разрыве связи между поколениями, в недостатке общения. Такая игра очень хороша на школьных переменках между уроками. Игра в «классики» – замечательная альтернатив а «отдыху» с айфоном в руках. «Классики» позволяют сменить характер деятельности перегруженных знаниями детей. Игра снимает стресс от школьной нагрузки, учит быстро перестраиваться и чередовать разные виды деятельности (а значит, учит быть открытыми к переменам в жизни), помогает физическому развитию, а так же развитию реакции и интеллекта, умению общаться. А самое главное — это просто весело!
В Дании пытались запретить производство стеклянных бит для «классиков». Однако родители выступили против запрета.
Читайте также: