Каргопольская игрушка презентация 4 класс изо
Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада.
Вложение | Размер |
---|---|
kargopolskaya_glinyanaya_igrushka.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каргопольская глиняная игрушка Составила Яковлева Е.М.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .
Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " величавых баб , домашнюю живность , лесное зверье , звонкоголосых уточек-свистулек , особо любимых детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.
С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке
"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.
" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".
" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.
Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дымковская глиняная игрушка" и дидактический рисунок к ней
Презентация "Дымковская глиняная игрушка" знакомит дошкольников с историей создания игрушки, основными формами и особенностями колорита.Дидактический рисунок позволит проверить степень усвоения матери.
Презентация "Каргопольская глиняная игрушка"
Презентация для старшей группы.
Презентация "Дымковская глиняная игрушка"
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности (рисование) с использованием ИКТ.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
Курс повышения квалификации
Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и практики современного образования
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Космос»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
О Каргопольской игрушке. Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.
В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки,которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.
Простота произведений народных мастеров - кажущаяся. За этой простотой - опыт многих поколений художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. Как и всякое искусство, народное творчество требует к себе пристального внимания.
Изображения на каргопольских игрушках.
Краткое описание документа:
Презентация подойдет для любого класса, изучающего данную тему.
Цели:
1. Познакомить с замечательным мастерством и искусством Русского Севера, с особенностями в росписи каргопольской глиняной игрушки.
2. Формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
«Такие разные дети: преимущества тьюторской позиции учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дистанционные курсы для педагогов
Видеолекции для
профессионалов
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 311 видеолекции для каждого
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 918 439 материалов в базе
«Интеграция современного искусства в детское творчество»
Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Другие материалы
- Учебник: «Изобразительное искусство », Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. и др./ Под ред. Савенковой Л.Г.
- Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
- Тема: Искусство в жизни современного человека
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Изобразительное искусство», Неменская Л.А./ Под ред. Неменского Б.М.
- Учебник: «Искусство», Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.
- Тема: 8 класс
«Практический подход в работе с утратой смысла жизни: логотерапия»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Вам будут интересны эти курсы:
- Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
- Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
- Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
- Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
- Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
- Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
- Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
- Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
- Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
- Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
- Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Оставьте свой комментарий
- 08.11.2018 1203
- PPTX 2.8 мбайт
- 161 скачивание
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Самыкина Анна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
67 минут
«Формирование навыков успешного публичного выступления»
67 минут
«Семейная форма обучения: возможности, горизонты, риски»
60 минут
«Придумай, сделай, сломай, повтори. Или что такое дизайн-мышление»
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда , сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах .
Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века . На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс . до н.э .) найдены обломки глиняной посуды , украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом , а также примитивные фигурки , изображающие людей , птиц и животных . Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в 11 - 13 века , ко временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель .
Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в . Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости , в окрестностях села Печниково . В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара , из них 30 человек в деревнях Гринево , Олеховская , Огнево и Ананьино . Как и все крестьяне , каргопольские гончары пахали землю , растили на ней хлеб , держали скот . И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг . Делали посуду разных размеров , форм . Из остатков глины " стряпали " величавых баб , домашнюю живность , лесное зверье , звонкоголосых уточек-свистулек , особо любимых детворой . Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках , развозили по ближайшим деревням , продавали их и в Каргополе .
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки. Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д. Гринево : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику каргопольской игрушки и Ульяне Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.
Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск ). Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность , движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной.
С И М В О Л Ы Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву "Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.
"Медведь" - знак Плодородия У славянских народов " медведко " считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке
"Олень. Лось. Баран" - знаки Неба Каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.
" Полкан " - знак Солнца Полкан , огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко . Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек".
" Тяни-толкай" Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае , олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
СУВЕНИР В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы "всё было как в жизни". Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники. Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.
Традиции лучших мастеров продолжает Валентин Дмитриевич Шевелев- известный Каргопольский гончар и игрушечник, член Союза художников России. В Каргополе открыт частный "Музей семьи Шевелевых". В нем показано творчество представителей этой семьи ведущих свои родовые корни от токаревских гончаров. Также Каргопольская глиняная игрушка выставляется и в Русском музее .
Презентация предназначена для занятий по лепке, декоративной композиции в сфере дополнительного образования.
Просмотр содержимого документа
«"Каргопольская игрушка"»
КАРГОПОЛЬСКАЯ
КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Возникновение промысла Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове - деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 - 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных.
Как и все крестьяне, каргопольские гончары пахали землю, растили на ней хлеб, держали скот. И лишь в свободное от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный круг. Изготовление посуды давало дополнительные средства к жизни. За зиму гончар производил от 200 до 800 горшков, а его годовой заработок составлял 14 - 15 рублей (цена 1 горшка до 12 копеек). В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8 - 9. Делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои. Из остатков глины "стряпали" величавых баб, домашнюю живность, лесное зверье, звонкоголосых уточек-свистулек, особо любимых детворой. Свои изделия панфиловские горшечники продавали на местных ярмарках, развозили по ближайшим деревням, продавали их и в Каргополе.
Конкретные сведения о развитии гончарства на Каргополье относятся лишь к 19 - началу 20 в.в. Историко-краеведческие публикации и статистические отчеты по кустарной промышленности упоминают о существовании этого промысла в 8 волостях Каргопольского уезда. Наибольшее развитие он получил в деревнях Панфиловской волости, в окрестностях села Печниково. В 1902 году здесь работало на дому 43 гончара, из них 30 человек в деревнях Гринево, Олеховская, Огнево и Ананьино. ТЕКСТ НА СЛАЙДЕ.
"Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: "Купи, тятя, коня!" А заодно с копеечной "бобкой", глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.
Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре."
Самые ранние сведения о каргопольской глиняной игрушке относятся к 70 годам 19 века. В каталогах предметов, поступивших в Олонецкий музей с 1871 по 1884 г.г., упомянуты детские глиняные игрушки из деревни Шалга: мужик, женщина, лошадь, корова, бараны и олень. В настоящее время в музейных собраниях сохранились лишь единичные экземпляры старой каргопольской игрушки.
"Берегиня" - знак Земли
Образ женщины связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил "матери-сырой земли" и солнца. Земля для крестьянина была словно живое существо. Она "засыпала" на зиму и "присыпалась" от горячих лучей солнца. Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.
Слепленная из глины баба с головой, увенчанной "солнцем", воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление "матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они "прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
"Медведь" - знак Плодородия
У славянских народов "медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения. Медведь у большинства гончаров - добрый "хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке: Поляночкой, Идет медведь с тальяночкой, Он идет, гармошку рвет, Баскую песенку поет - пела про него У.И. Бабкина Иногда изображали медведя с птицей в лапах, и украшали большим крестом. Этот образ был, возможно, отголоском каких - то далеких воспоминаний о связи медведя с культом огня и солнца. Медведи нередко задирали кормилиц-коров, вытаптывали крестьянские посевы - все это не могло не отразиться на деревенской игрушке, питавшейся особенно в последнее время, впечатлениями современной мастеру деревенской жизни. Так нашли здесь место и сцены борьбы мужика с медведем.
"Олень. Лось. Баран " - знаки Неба Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога "красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово "рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли "бараном".
"Полкан " - знак Солнца Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко. Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца. В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом.
Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне "богатыря-Полкана", тормошили и "роняли" его на землю, пели обрядовые песни. Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет "бель" - пустота. В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе. Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря.
"Тяни-толкай " Фигурка тяни-толкая сосотоит из двух коней - черного и белого. Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкае, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души.
Сегодня мы продолжим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое, но уже к мастерам каргопольской игрушки, узнаем её особенности, научимся её лепить и расписывать. Итак, всем нам уже известно, что как таковая, игрушка появилась очень давно, еще в первобытном обществе, но откуда же появилась каргопольская игрушка, мы узнаем, посмотрев презентацию об этом виде промысла (презентация «Каргопольская игрушка»). Давайте подведем итоги по просмотру: -Какие цвета используют мастера при росписи этих замечательных игрушек? Такие же они, как и в дымковских и филимоновских игрушках, или же нет? (преобладает так называемая земельная палитра, это грязные цвета: зеленых оттенков, охристых, коричневых, красных, белых , черных и желтых). - Какие элементы росписи вы можете назвать? (точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Тут так же в основном, как и у предыдущих игрушек). -Что означает в орнаменте каргопольской игрушки:
Презентация урока изо 4 кл тема "Каргопольская игрушка"
Презентация урока изо 4 кл тема "Каргопольская игрушка"
Презентация урока изо 4 кл тема "Каргопольская игрушка"
Презентация урока изо 4 кл тема "Каргопольская игрушка"
Презентация урока изо 4 кл тема "Каргопольская игрушка"
Полкан- крестьянский богатырь, образ тихой, несокрушимой силы народнойРазгадка кентавра- лубочный богатырь Полкан «божество весеннего солнца»
Читайте также: