Какие события отражены появлением в богородской игрушке фигурок в военных мундирах
Сегодня решила вам рассказать о Богородской игрушке. Я купила несколько фигурок себе всего-то несколько лет тому назад, когда побывала на экскурсии в замечательном и старинном городе - Великий Новгород. Там-то я в них и влюбилась.
В древние времена на Руси не было такого огромного количества игрушек, как сейчас. Игрушки были глиняные , тряпичные да деревянные.
Наши предки считали, что дерево имеет способность обмениваться энергетикой с человеком, хранить тепло, поддерживать гармонию и равновесие.
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Такая себе «игрушечная столица».
Рассказывают, будто в маленькой деревеньке недалеко от современного Сергиева Посада жила многодетная, но очень бедная крестьянская семья.
Мать решила сделать для своих ребятишек куклу. Вначале она сшила ее из ткани, но через несколько дней дети ее разорвали, затем сплела из соломы, но уже к вечеру того же дня кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала куколку из дерева. Дети дали ей имя - Аука.
Долго игрались ребятишки с этой куклой, и вот она им надоела, и тогда отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, который и купил эту куколку да еще и заказал крестьянину целую партию подобных игрушек.
С тех пор рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.
Богородские мастера свои игрушки не раскрашивают. Раньше, правда, отвозили их к художникам на роспись, но позже решили, что лучше оставлять их естественными, чтобы ощущать тепло и видеть фактуру дерева.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки животных, людей и птиц, композиции из жизни крестьянской семьи, вырезанные из дерева.
В те далёкие времена игрушки имели символическое значение, они были символами и оберегами для человека. Особенно был любим образ медведя.
По представлениям славянских народов , он – обладатель доброй силы, персонаж многих народных сказок, символ могущества. Медведя часто наделяют человеческими чертами характера.
Самые популярные игрушки – движущиеся. Их еще называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару и движутся при покачивании этого утяжелителя.
Одна из самых известных богородских игрушек – «Кузнецы», когда мужик с медведем по очереди бьют молоточками по наковальне.
Я себе купила, конечно же, «Кузнецов», а еще медведя-рыболова. При подергивании медведь достает из проруби рыбу. И современного медведя, который работает на компьютере.
Богородскую игрушку продолжают изготавливать и сегодня.
Конечно же, главное отличие богородских игрушек заключается в том, что эти вещицы тёплые и родные. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют её запах и благородный узор дерева.
Деревянная Русь запись закреплена
Жар-птица.
На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское - село старинное.
Богородский мастерВ середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице - Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.
Но это всего лишь легенда. На самом деле дату основания промысла определить достаточно сложно.
По свидетельству специалистов, самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла, имеющиеся в музейных собраниях нашей страны датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII – XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII – началуXIX веков. На первоначальном этапе своего развития Богородское представляло собой типичное крестьянское производство. Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом. Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков. Вогородская игрушка
Однако, следует заметить, что именно на первоначальном этапе становление богородского промысла появляются произведения, которые можно отнести к шедеврам народного искусства, среди них знаменитая скульптура малых форм – «Пастушок», ставшая своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками и др. в этом проявление своеобразной противоречивости богородского промысла в первоначальной стадии его становления и развития. Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры – посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников – живописцев.
Сотрудничество богородских и сергиевских мастеров помогло выработать устойчивый круг тем и сюжетов, единую систему образов. Уже в середине XIX века центр резного дела перемещается в Богородское.
Дальнейшее становление самостоятельного промысла в Богородском происходило по мере уменьшения его зависимости от Сергиева Посада. Связано это было, прежде всего, с появлением в Сергиевом Посаде нового материала – папье-маше. С этого времени, приблизительно (1850-60-е года) Богородское становится олицетворением всех местных традиций резьбы по дереву. Резьба становилась все искусней.
Время 1840-70-е года XIX века, по мнению ряда специалистов – период расцвета богородского резного кустарного промысла. Следующий интереснейший этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890-1900 годах.
Игрушка дровосеки
В 1890-х годах земство проводит ряд мероприятий в области кустарного производства, в том числе и игрушечного. Одним из важнейшим было создание в Сергиевом Посаде учебно-показательной мастерской в 1891году. Эта организация, говоря современным языком, объединила в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществляла организацию сбыта кустарных изделий в России и за ее пределами.
В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.
В этом же, 1913 году, в Богородском была открыта учебно-показательная мастерская с инструкторским классом, а в 1914 году на базе этой мастерской была открыта земская школа, в которой обучались мальчики на полном пансионе. Но ни один из детей богородских резчиков в эту школу не попал. Мотив отказа – недостаточная общеобразовательная подготовка детей, да и сами кустари не спешили отдавать детей в эту школу, так как традиционно в Богородском учили резьбе с малых лет в семье. Начиная лет с 7-8 дети уже участвовали в общем процессе резьбы.
Земские деятели сохраняли традиции промысла в их понимании, согласно с веянием времени. Этот период был полноправным и закономерным этапом в развитии не только богородского промысла, но и всего народного искусства. Некоторые характерные его особенности сохранялись на промыслах вплоть до середины 1920-х годов.
Фигурки всадников
В первое десятилетие после Октябрьской революции в Богородском сохранялись старые земские образцы, продукция промысла в большом количестве уходила на экспорт.
В 1923 году была восстановлена артель, в которой продолжили свою работу мастера старшего поколения. Богородский художественный промысел становится одним из ведущих в стране. В эти годы в Богородском происходит активное развитие игрушечной пластики. Новые условия жизни, изменившееся сознание людей активно стимулировали поиски новых форм и художественных решений. Именно тогда возникает проблема станковизма, зачатки которой наметились еще в «земский период» усилению течения станковизма способствовала деятельность профтехшколы.
Творчество мастеров в этот период еще достаточно традиционно, но уже в 1930-х годах появляются игрушка скульптура, которые при всей традиционности приемов резьбы отличаются новизной темы и ее раскрытия. Следующее два десятилетия (1930-1950-ее) в дела промысла вновь вмешиваются художники профессионалы и художественные критики – в основном сотрудники созданного в этот период научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). Не только в Богородском, но и на других промыслах происходила тогда откровенная политизация. Мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг, стало такое явление, как развитие сказочной темы. Условность богородской резьбы, как нельзя лучше, способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов. Историческая тема в богородской пластики в эти годы значительно сузилась, локализировалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.
Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной. С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия «художественная промышленность», «план», «вал» и другие абсолютно чуждые понятия.
В середине 1970-х годов на реке Кунье было решено строить первую в стране ГАЭС. По иронии судьбы местом ее постройки было выбрано село Богородское.
Богородская игрушкаГлавный архитектор ГАЭС в то время не понял всей сложности ситуации. По его мнению, деревня никакой архитектурной ценности не представляет.
. сносились бревенчатые дома с кружевными наличниками, вырубались сады, а вместе с ними уходили и традиционный богородский быт. Мастера-резчики переселялись в многоэтажные дома, занятие традиционным ремеслом становилось все более проблематичным.
В 1970-1980-х годах на Богородской фабрике художественной резьбы работало около 200 резчиков. Среди них были и мастера высокого класса, которые разрабатывали интересные образцы, были мастера исполнители. В связи с бурными событиями в конце 1980-х начале 1990-х годов, положение на промысле ухудшилось в значительной степени.
В Богородском создавались две организации, выпускающие одну и ту же продукцию. Лучшие мастера уходят из «официального промысла», но дома продолжают создавать вещи высокого класса, хотя это по плечу далеко не всем. Большая часть молодых мастеров идет на поводу у рынка, выполняя работы либо незначительные с точки зрения народной традиции, либо вовсе далеки от нее.
В настоящее время ситуация на промысле просто трагическая. Практически прекратила деятельность фабрика художественной резьбы. Очень сложная ситуация сложилась и в богородском художественно-промышленном техникуме. Это постоянный недобор местной молодежи. А приток студентов из субъектов федерации с одной стороны способствует популяризации богородской художественной резьбы, а с другой сводит к нулю классическую богородскую традицию.
Низкие зарплаты на едва сводящей концы с концами фабрике, отсутствие жилья, все это не способствует привлечению молодежи. Самые талантливые продолжают обучение в ВУЗах и окончательно порывают с промыслом. Перспективы дальнейшего развития богородского промысла представляются далеко не радужными. Без преувеличения можно сказать, что Богородский промысел художественной резьбы находится на грани исчезновения.
1870 году очередная реформа приравняла Сергиев Посад к городу, правда название «Посад» осталось с ним навсегда.
К концу XIX века наряду с Серпуховом и Коломной, он вошел в число крупнейших городов Московской губернии по числу жилых домов и торговых заведении. Постоянный приток в Лавру верующих и путешественников со всей России, вызвали бурное развитие ремесел. У стен монастыря велась бойкая торговля.
Самым популярным сувениром у приезжих стала знаменитая Богородская игрушка, которая принесла селу всемирную славу. Сергиев Посад и сейчас называют «Игрушечной столицей России».
С XVII века в Богородском занимались резьбой по дереву
История ремесла никому неизвестна, мы можем предположить, что богородской резьбе, по крайней мере, несколько столетий. Скорее всего, как и многие народные промыслы, резьба пришла из стен монастырей. Ведь Богородское расположено рядом с Лаврой и по одному из преданий сам Сергии Радонежский, резал игрушки, и дарить их крестьянским детям.
По другой версии, игрушки вырезал неизвестный богородский умелец. Однажды, ради заработка, он продал скупщику свою игрушку, но не успела поделка устроиться на прилавке, как ее тут же купили. Купец стал заказывать у мастера игрушки все чаще, и вот уже, умелец в одиночку, не справляясь, с заказами и стал набирать для себя помощников, так промысел рос и рос.
Сначала мастера резали единичные изделия, а потом начали их объединять в игровые композиции. Темы брали из обычной, повседневной жизни. Сюжеты самые разнообразные, это и сказки, и басни, и животные. Самые любимые — мишка косолапый, медведь-балалайка, медведь в лесу, медведи-кузнецы. При виде богородской игрушки даже серьезные, взрослые люди впадают в детство.
До революции село Богородское славилось далеко за пределами губернии, игрушки здесь резали целыми семьями, и обучение начинали с раннего возраста, сначала, дети смотрели, как работают взрослые, учились самым примитивным навыкам. После удачной продажи игрушек мальчишкам покупали подарки. Повзрослев и получив в семье необходимые навыки, подмастерья стремились к самостоятельной работе. На рынке сдавали игрушки уже от своего имени, так родители между делом готовили себе смену и передавали промысел дальше по наследству.
Традиционную богородскую игрушку умельцы сначала не раскрашивали, хотели показать древесину во всей своей красе. Впоследствии некоторым мастерам захотелось нарисовать красивый узор на женском платье, а на гусарском — знаки воинского различия. Так появилась цветная богородская игрушка, хотя раскрашивали в основном фигурки людей.
Богородская игрушка покорила не только Россию. До революции умельцы из села Богородское ездили на международные промышленные выставки. Огюст Роден, увидевший игрушку «Кузнецы» на выставке в Париже в 1910 году, называл ее гениальным произведением народного искусства. Он говорил, что народ, создавший такие игрушки, великий народ. Возможно, вырезать фигурку из дерева могут многие люди, но вдохнуть жизнь в безликую чурку под силу только большим мастерам.
Богородская резьба (Богородская игрушка) — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, осины). Его центром является посёлок Богородское Сергиево-Посадского района Московской области России.
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем.
Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки.
Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области.
Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Богородские деревянные игрушки бывают двух видов: скульптурная и подвижная.
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга.
Также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени.
Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке.
В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Как создают Богородскую игрушку
Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно. На открытом воздухе под навесом дерево сохнет от нескольких месяцев до трех лет. Сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару (то есть после выгреба углей).
Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.
Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.
А вот ручная работа гораздо сложней. Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображается шерсть животного, перья птицы или детали одежды людей, тяжелые и легкие ткани, мех, кружева, ленты.
Работа богородским ножом
Другой прием окончательной отделки игрушки связан с ошкуриванием формы мелкой наждачной бумагой. Этим приемом обычно пользуются, чтобы передать гладкие поверхности. Затем деревянное чудо расписывается красками или покрывается лаком. Но чаще игрушки оставляют неокрашенными, сохраняя природный цвет и структуру дерева.
Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.
Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.
Вырезанная фигурка имела трехгранную форму, так как выполнялась из чурки, полученной при разрубании полена на несколько частей.
Сначала игрушки раскрашивались, позже богородская скульптура остается неокрашенной — фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и потому цвет может здесь помешать.
Раскрашенная богородская игрушка
Игрушка становится скульптурой и требует от мастера своего стиля резьбы, а это меняет характер резьбы. Вместо традиционной угловатой она становится сложной узорчатой. Мастер пытается передать оперение у птиц и шерсть у животных.
Богородскую резьбу всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых персонажей — людей, животных, сюжетов.
Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах — гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.
Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.
Щелкуны. XIX в. Троице-Сергиев посад
Особенно интересны подвижные богородские игрушки. Они всегда пользовались особенной любовью детей и взрослых, приводя детей и их родителей в неописуемый восторг. Заставляют игрушки двигаться с помощью нехитрых приспособлений. Встречаются игрушки на планках, с пружинкой, с балансом и кнопкой.
Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".
Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки оживают: хитрый и добродушный медведь дружно стучат молоточками по маленькой наковальне, зайцы лакомятся морковкой, рыбак ловит рыбку.
Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку, - великий народ".
Игрушка на кругу «курочки»
И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Устроена она так: расписные курочки укреплены на подставке, под ней - круглый баланс, связанный веревочками с головками курочек. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют. Приостановишь покачивание, и движения курочек становятся замедленными, ленивыми – курочки "наелись". И только горка пшена на подставочке все не убывает, как "неразменный" пятак.
Аналогичны им игрушки с подвешенным внизу шариком, например барабанщики
Игрушки-дергуны. Изготавливаются в виде с совы или медведя. Стоит медведь спокойно, лапы вниз опущены, но стоит дернуть за веревочку, начнет ими махать.
Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").
У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам".
Листья на пружинках
Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.
Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".
«Развод» всадники на подвижных планках. Начало ХХ в.
В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.
Делают и целые композиции: «Крестьянская изба», «Крестьянский двор». На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".
Подвижная композиция «Крестьянская изба»
Незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления, "оживляют" игрушку, делают ее подвижной, более выразительной и привлекательной.
Для маленьких детей эти игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и материал естественный не какая-то пластмасса.
Роспись богородской игрушки
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе.
Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные.
В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.
Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.
Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.
Содержание:
История промысла
Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.
Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.
Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.
Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.
Виды богородских игрушек
Богородские деревянные игрушки были двух видов:
1. Скульптурная игрушка
2. Подвижная игрушка
Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.
Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.
Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:
Кузнецы, закрепленные на плашках;
Пляшущий мужичок с пружиной внутри;
Курочки, клюющие зерна на кругу с противовесом.
Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались с цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, футболисты и т.д.
Технология изготовления
Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.
Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на небольшие брусочки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.
Брусочки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.
При отборе дерева старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.
Роспись богородской игрушки
(Цветные (росписные) богородские игрушки)
После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.
Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.
Читайте также: