Как сделать игру пятнашки на сайте
Думаю, все знакомы с этой игрой с детства и каждый, хотя бы раз, да пробовал разместить все цифры в одном порядке.
Задача игры состоит обыкновенно в том, чтобы посредством последовательных передвижений, допускаемых наличием свободного поля, перевести любое начальное положение 15 шашек в нормальное (ну то есть 1 в правом верхнем, за ней справа 2, дальше 3, потом 4, во втором ряду сверху справа 5. ну и тэ дэ).
Ну, ясно, что рядом передвижений шашку 1 всегда можно поставить на место. Точно так же, не трогая шашки 1 можно поставить на место и шашку 2.. далее 3 и 4. В общем, привести верхнюю строку в порядок. Далее, не трогая верхнюю строку точно так же приводим в порядок и вторую (это уже чуть посложнее сделать, но не сильно). Потом, когда останется привести в порядок два ряда, нужно поставить на место шашки 9 и 13. Теперь, из всех приведенных в порядок шашек, дальше ни одной не трогаем. У нас остается участок в 6 полей, на котором нам нужно привести в порядок все остальные шашки. Здесь всегда можно привести в порядок шашки 10, 11 и 12. После того, как это сделано, шашки 14 и 15 могут оказаться в верном порядке (то есть сначала 14, а за ней 15) или в обратном (сначала 15, а потом 14).
Значит, любое начальное положении может быть приведено к верному порядку (обозначим L), либо к обратному (обозначим O). Если некоторое расположение (обозначим его T) может быть преобразовано в положение L, то очевидно, что можно перевести положение L в положение T (ведь все ходы шашек обратимы). В итоге у нас есть две серии расположений таких, что положения одной серии могут быть переведены в нормальное L , а другой серии - в положение О. И наоборот, из нормального расположения L можно получить любое положение первой серии (из которой возможно построить положение L), а из положения O возможно получить любое расположение второй серии (из которого возможно построить положение O). Итак, два любых расположения, принадлежащих одной серии могут быть переведены друг в друга.
- Которые можно перевести в нормальное расположение L - это разрешимые положения
- Которые можно перевести в обратное расположение O - это неразрешимые положения
Рассмотрим расположение на рисунке справа. Первый ряд в порядке, второй тоже, за исключением одной шашки (9). Эта шашка занимает место, которое в нормальном расположении принадлежит 8. Шашка 9 стоит ранее шашки 8: такое упреждение нормального порядка называют беспорядком. О шашке 9 можно сказать: здесь имеет место один беспорядок. Рассматривая дальнейшие шашки, обнаруживаем упреждение для шашки 14 - она поставлена на три места ранее своего нормального положения (12, 13 и 11). Здесь у нас три беспорядка (14 ранее 12, ранее 13 и ранее 11). Всего мы насчитали 4 беспорядка. Далее, шашка 12 помещена ранее шашки 11, и точно так же 13 ранее шашки 11 - это дает еще два беспорядка. В итоге у нас шесть беспорядков. Так устанавливают общее число беспорядков для каждого расположения, предварительно освободив правый нижний угол.
А теперь секрет всей игры: если общее число беспорядков четное, то заданное расположение может быть приведено к нормальному конечному (L), другими словами оно принадлежит к разрешимым . Если же число беспорядков нечетное, то расположение принадлежит к неразрешимым (ноль беспорядков принимается за четное число). Вот и все!
История возникновения игры
На первый взгляд простая головоломка имеет богатую историю, которая берет начало в далеком тысяча восемьсот семьдесят четвертом году. Ее создателем был американец Ной Палмер Чепмэн. Обыкновенный почтмейстер, проживавший в небольшом городке штата Нью-Йорк, придумал головоломку, состоящую из шестнадцати номерков-квадратиков. Все квадратики необходимо было выстроить по четыре в ряд.
При этом сумма чисел в каждом из них должна была равняться тридцати четырем. Сын почтмейстера Фрэнк Чепмэн усовершенствовал игру и изменил ее правила. Головоломка довольно быстро приобрела популярность по всему миру, сохранив ее до наших дней.
Правила игры
Они пронумерованы от единицы до пятнадцати и располагаются в коробочке в произвольном порядке. При этом остается пространство для их перемещения. Задача всей игры состоит в том, чтобы путем перемещения фишек получить последовательный ряд чисел. Они должны выстроиться по номерам в порядке возрастания. На первый взгляд это легко и просто. Но не следует спешить с выводами. Это задание не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. В отдельных случаях оно не имеет решения.
Простая версия головоломки
Схема игрового поля состоит из четырех позиций. Три из них заняты фишками. Четвертая пустая, она предназначена для перемещения. В конце игры верхние позиции заняты цифрами 1 и 2. В нижнем ряду располагается тройка. Начинаем игру. Допустим, в нашем простом варианте в верхнем ряду стоят тройка и единица. А под тройкой снизу располагается двойка, справа от которой резервное пространство для перемещения. Смещаем ее на пустое место. Тройка опускается вниз на освободившееся место. Далее единица движется в левый угол. За нею двойка перемещается вверх.
В результате несложных действий головоломка решена. Немного усложняем задание. В варианте 3х3 как собрать "Пятнашки?
Головоломка, состоящая из пятнадцати фишек
Описание игры. Порядок перемещения фишек
- 1-я линия - 8, 15, 2, 11;
- 2-я линия - 4, резервное пространство, 10, 9;
- 3-я линия - 12, 5, 1, 6;
- 4-я линия - 3, 14, 7, 13.
Для начала в верхней части коробки собираем первый ряд чисел от одного до четырех. Выстроить его несложно. После нескольких перемещений фишек игровое поле имеет следующий вид:
- 1-я линия - 1, 2, 3, 11;
- 2-я линия - 15, 10, резервное место, 4;
- 3-я линия - 5, 8, 6, 9;
- 4-я линия - 14, 12, 7, 13.
Для того чтобы установить четверку на положенное место, смещаем десятку и пятнадцать по часовой стрелке на одну позицию. Далее все цифры первого ряда против часовой стрелки. Единицу переместим вниз. А остальные фишки сдвигаем на одну позицию влево. Теперь опускаем фишку под номером одиннадцать вниз. И выстраиваем цифры первого ряда в правильной последовательности. Аналогичным способом восстанавливаем второй ряд.
Для этого все основные перемещения происходят в третьем ряду. После восстановления правильной последовательности второго ряда игровое поле будет иметь следующий вид:
- 1-я линия - 1, 2, 3, 4;
- 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
- 3-я линия - резервная ячейка, 14, 10, 11;
- 4-я линия - 12, 15, 13, 9.
Остается совсем немного до полного решения головоломки. Приступаем к расстановке фишек в третьем ряду. Для этого, прежде всего, перемещают начальные номера двух последних рядов на свои места. Фишки 9 и 13 фиксируют и более не перемещают. Эта позиция имеет следующий вид:
- 1-я линия – 1, 2, 3, 4;
- 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
- 3-я линия – 9, резервное пространство, 15, 11;
- 4-я линия – 13, 14, 12, 10.
На игровом поле остается шесть клеток, в которых размещаются пять фишек. Для того чтобы восстановить правильный порядок цифр, необходимо, чтобы номера 12 и 15 заняли свои места. Этого добиться можно путем нескольких перемещений. После этого верная комбинация чисел будет достигнута.
Решать онлайн на мобильном телефоне или планшете. Играть в на сайте бесплатно. Смешные и онлайн кроссвордиста.
Каким растением можно поцарапать сталь?
Хвощ зимующий, растущий в средней полосе России, обладает чрезвычайной жёсткостью. В стенках его наружных клеток накапливается кремнезём, и его зелёным стеблем можно поцарапать стальную поверхность.
13.10.21 23:33 70 30 нормально
04.10.21 - 22:59:02
У меня в детстве никогда не получалось, А сейчас? Минута сорок пять! Я что, выросла??
30.07.21 - 23:10:03
30.07.21 23:08 79 33
15.06.21 - 23:12:48
15.06.21 23:11 81 31
21.04.21 - 21:09:22
Потренировался 21.04.21 21:06 94 39
22.02.21 - 19:29:23
В принципе неплохие пятнашки,но минус в том что ты не можешь 1 раз кликнуть а переместить 2 блока
14.02.21 - 20:25:01
Ваш рекорд: 292 2:15
14.02.21 20:19 292 2:15
24.01.21 - 12:49:09
Все говорят про то, какие рекорды поставили, и это, личные.
Я думаю, что все идут просто так. Не вводя предыдущие результаты.
Хотите верьте, или нет. Ойм ниже среднего.
24.01.21 - 12:42:26
24.01.21 15:38 336 3:28
Я прошёл, и это просто скучно. Я прошёл, потому-что хотел пройти.
У кого-то рекорды ставят, некоторые, просто так решают.
04.01.21 - 20:28:18
это невероятно, случайно, даже сильно не торопился, бывает, но верится с трудом
04.01.21 20:23 60 28
27.12.20 - 12:59:32
Прикольно что не нужно ничего скачивать и засорять свой телефон. Тут я научился и немного попрактиковал игру пятнашки4×4. Спасибо
Ваш рекорд: 167 1:04
11.12.20 13:12 167 1:04
Ваш рекорд: 122 1:15
09.12.20 20:57 122 1:15
05.12.20 - 06:09:50
Ух, крайне давно последний раз играл. Часа два тренировался перед этим счётом : 86 32
25.09.20 - 11:40:28
25.09.20 12:38 181 2:57
09.09.20 - 21:44:16
Размялся 09.09.20 21:40 84 34
16.08.20 - 13:15:21
давно не играл. 16.08.20 13:13 100 39 хорошо
23.05.20 - 20:36:45
23.05.20 190 1:46
23.05.20 337 3:43
19.05.20 - 20:32:47
радует, что выдаёт номер результата, т.е. есть куда стремиться 19.05.20 20:24 99 44
08.05.20 - 14:07:21
Отличный интерфейс, интересная тема со статистикой (время и количество ходов), можно устроить соревнование в офисе)
18.12.19 - 16:52:59
За 0:52 просто. Ток тут нету функции по типу, когда жмешь на соседнюю клетку, которая в одной строкеколонке с пустой клеткой, то она сдвигается вместе с ней (Проще говоря передвигать по нескольку клеток)
05.12.19 - 06:07:01
Сложил за 21 секунду, быстрее пока не получается. Пробовал и на компе и на телефоне, результаты примерно одинаковые.
11.11.19 - 22:22:32
00:00:34 доволен.
11.07.19 - 20:47:11
с большим трудом повторил 34сек
08.07.19 03:51 2:01
08.07.19 03:49 1:40
08.07.19 03:47 3:56
05.04.19 - 16:47:46
05.04.19 16:46 1:00
23.03.19 - 14:51:29
Всем привет. Игра отличная. Нашел 1 алгоритм и сейчас рекорд 01:39, который скоро подет.
Смотрите на курс "Математика для всех". Там этой игре посвящена целая неделя.
17.11.18 - 12:43:56
простенькая игра, но в которой нужно подумать. Первый раз было 39секунд, рекорд 35. Мне 11 лет. неплохо !
21.09.18 - 15:25:03
Суперская прога!! Шеф "в загуле", играю уже полдня и не могу оторваться. Нравится, что сохраняются результаты, можно соревноваться с самим собою. Приятно всё оформлено, глаза не устают. Глюков и багов не обнаружено, сделано добротно. Всем бобра)
21.09.18 - 07:03:02
Быть такого не может, что все комментарии положительные, вот мне например дизайн не очень зашел, таймер бы в другое место и по меньше размером, а то напрягает
19.09.18 - 11:45:53
Спасибо за отличную игру, надо чутка отвлечься, ато так и весь день пройдёт) Всем добра, удачки!))
06.09.18 - 15:15:01
Самые лучшие онлайн "пятнашечки", которые я только видел! Оформление - выше всяких похвал! Сидел соревновался сам с собою, и даже не заметил, как день прошёл )))
24.04.18 - 15:01:56
Суперские пятнахи, окунулся в детство и пропал там на полдня. Хороший дизайн, глаза не устают, лайк))
06.03.18 - 16:54:44
Отличные "пятнашечки", прямо, как кусочек детства. Думал на секунду присяду, а пролетело пол-дня ))
Отличные пятнашечки, сделано добротно, глаза не устают, очень приятный интерефейс. Засел и с удивлением обнаружил, что проигрался полтора часа, а милькнуло, как пять минут!)) Спасибки!)
Очень не хватает управления стрелками. А так- качественно сделали. Производил баг-тест. Результат - отлично. 3.
Крутяцкая тема, клевые пятнахи! Очень понравилось, особенно прикольная тема с сохранением результатов и статой игры!!
Материалы данного сайта являются объектом авторского права. Сгенерированные на сайте Пятнашки можно использовать только непосредственно для их личного разгадывания. Перепечатка, копирование и публикация Пятнашек - не допускается!
Играя других, человек отвыкают быть самими собой.
СНОП – символизирует собой богатство и плодородие. Если после сбора урожая вы сохраните у себя дома сноп, то целый год не будете знать нужды ни в чем, а после следующего урожая вам придется позаботиться о новом снопе, чтобы и этот год был не хуже предыдущего.
Если Вы заметили ошибку, сообщите нам пожалуйста об этом,
мы обязательно ее устраним и сделаем сайт еще интереснее!
Я отношу себя к весьма немногочисленному сообществу людей, которые занимаются сборкой Пятнашек (игры в 15, 15 puzzle) на скорость.
Про саму игру вы можете почитать информацию в Википедии — vk.cc/9zBiS8
Люди, которые собирают пятнашки на скорость, именуют себя спидслайдерами, от английского speedsliding, сообщество на англоязычном сайте — vk.cc/9AdhU6
По моим личным предположениям, сейчас лишь 20-30 человек в мире занимается таким увлечением, и многие из них из России. Названия и традиции (подсчет времени, различные термины и т.д.) пошли из более массового увлечения, о котором вам скорее всего уже известно — спидкубинга, посвященного сборки Кубика Рубика на скорость.
Мои рекорды по пятнашкам на момент написания статьи:
Виртуальные — 6 секунд в среднем, 3 единичная попытка, а также около 72-75 на количество ходов в среднем (это второе место в мире по кх)
Реальные — 9 секунд в среднем, 5 единичная попытка
Шаг 1 — Возможно стоит выбрать виртуальные пятнашки?
Есть мир виртуальный, есть мир реальный, и результаты в них разделяют.
Подавляющее большинство спидслайдеров выбирают мир виртуальный, и используют для сборки пятнашек специальный симулятор, разработанный мировым рекордсменом по виртуальным пятнашкам.
После чего, если вы выбрали виртуальный путь, вы получаете лучшую на сегодняшний день программу для симуляции пятнашек. Автор — Ben Whitmore из Великобритании, — также является мировым рекордсменом по большинству дисциплин, включая классические пятнашки 4x4, в том числе и на число ходов.
Вы можете посетить сайт vk.cc/9AdhU6, если хотите посмотреть видео Бена, меня, или других сборщиков виртуальных пятнашек, примеры ютуб-каналов, на которые стоит обратить внимание, эти люди занимают лидирующие позиции и им принадлежат многие мировые рекорды:
Виртуальные пятнашки стоит собирать, даже если вас это не сильно привлекает, на них значительно легче начать, и очень быстро, в сравнении с реальными, можно дойти до хорошего времени секунд в 15-20, они просто не могут плохо крутиться. Рекомендую использовать клавиатуру, а не мышь, т.к. это стимулирует вас аккуратней распределять свои ходы. Впрочем, это статья не о методах и советах для сборки, поэтому на этом закончу про виртуальные пятнашки.
Шаг 2 — Выбор производителя
С реальными пятнашкам все очень печально. Практически все существующие пазлы, существующие в продаже не подходят для скоростной сборки, именно поэтому я сейчас пишу эту статью.
Что мы все же имеем? За пределами России популярен такой вариант:
Они выглядят не особо качественными и похожи по строению на неплохой аналог, который используется в России (про него позже). Их можно купить при желании на Али, рекламировать я ничего не буду, найти не сложно.
Встречается и следующий уникальный вариант — пятнашки из металла, а не из пластика
Выглядят интересно, и обладают нетипичным строением, которое в будущем может быть использовано для проектирования нового пазла, однако крутятся они не так хорошо, как хотелось бы, если поискать видео, и из-за материала они скорее всего довольно тяжелые и не поддаются никаким простым модификациям. Найти такие можно например на Амазоне, ссылок не даю, опять же.
Следующий вариант — деревянные пятнашки, они подходят больше для коллекции, найти можно на али, или же порой можно найти их в качестве сувениров, в том числе и в России.
С рук на сервисе Авито можно поискать такие варианты в стиле СССР:
Про них ничего сказать не могу, но доверия не вызывают, разве что для коллекции.
На просторах интернета также нашел вариант пятнашек из янтаря —
Стоит такая штука порядка 35 тысяч и больше годится для коллекции, конечно же.
Можно встретить часто такие некачественные штуки —
Стоят они не больше рублей 40, но и качеством особым похвастаться не могут, модам не поддаются, просто ломаются от флориана например (речь ниже).
Так что же выбрать? Я рекомендую взять один из следующих 2 вариантов:
+ Пластик более мягкий и податливый для модов (но с этим нужно быть осторожным, может обернуться в минус)
Ну и третий вариант — Пятнашки от Одного Известного Магазина модифицируются вручную магнитами и флориан модом (о них ниже), и продаются в 10 раз дороже, также там можно найти и еще один вариант, который я, к сожалению, не встречал, с иной расцветкой цифр. Я принципиально не хочу говорить о них и советовать, т.к. это довольно дорого, слишком дорого, и при этом модификации все равно не полные, если мы говорим о приведении пятнашек к идеальному виду. Однако если вы сомневаетесь в своих силах (магнитный мод требует большой аккуратности), можете найти и купить готовую модификацию. Все же они довольно хороши, и на текущий момент на них установлен мировой рекорд по реальным пятнашкам.
Я советую либо пятнашки с красными квадратами, либо нордпласт, позже я буду описывать модификации преимущество про Нордпласт, и приводить некоторые сравнения.
Лирическое отступление — Рекорды и виды скрамблов
При желании вы можете сами снять на видео сборку 5 пазлов на время, таблицу веду лично я. Не забудьте указать вид скрамбла.
Пояснение: существует два вида скрамблов (вариантов запутывая пятнашек) — moves и state
moves — это когда простым случайным образом делаются ходы, обычно 80, однако практика показала, что пятнашки запутанные по таким скрамблам решаются слишком легко в сравнении со вторым вариантом, требуется очень большое число ходов для хорошего запутывания.
state — пятнашки мысленно высыпают, и собираю заново случайным образом, (половина таких ситуций не решается, подобронее см. википедию), и затем генерируется алгоритм, по которому устанавливается данное положение. Но можно собирать и используя картинку, например генерируемую симулятором о котором я рассказывал выше в статье, так лично я и делаю обычно.
Использование moves — дурной тон, и правильно использовать только скрамблы state!
Шаг 3 — Покраска
Я выделил эту модификацию как первую по техническим причинам, о которых скажу чуть позже.
Цель данной модификации — Задать пятнашкам желаемую цветовую схему, вследствие чего лучше различать элементы.
Лично я красил только пятнашки фирмы Нордпласт, и не рискнул красить другие, т.к. краска может попасть во внутренние детали сложной конструкции.
Для модицификации потребуется:
Покраска состоит из следующих этапов.
Первый этап — подготовка элементов. Шкуркой сотрите с деталей верхний слой пластика вместе с краской, это нужно для создания шероховатой поверхности, в ином случае краска просто не ляжет
Второй этап — окрашивайте детали так, как вам хочется. Я покрасил 1, 2, 3, 4, 5, 9, 13 в красный. 6, 7, 8, 10, 14 в зеленый, 11 в фиолетовый (как ключевой элемент, если вы понимаете о чем я), 12 и 15 в розовый, причем близкий к цвету подготовленному мною для цифр (если их запутывать самому, то при сборке их положение может меняться, а я не хотел бы, чтобы это сильно бросалось в глаза, такой вот интересный момент). Можете также попробовать сделать 3 и 4 / 9 и 13 / 10 и 14 другими оттенками, все в ваших руках!
Третий этап — Дайте деталям просохнуть, хотя бы около часа, в это время можете подготовить трафареты для цифр, если не лень и хотите сделать что-то качественное, а не как у меня.
Четвертый этап — Нанесите цифры на элементы. Я использовал сначала золотой, а затем при второй покраске розовый, главное чтобы был виден контраст и все цифры хорошо различались на элементах. Писал от руки — вышло криво, так что используйте трафареты, их можно сделать своими руками или же найти в магазине канцелярии.
Пятый этап — Дайте снова деталям высохнуть.
Шестой этап — Крайне важно удалить краску с боков детали (если это Нордапласт, то это несложно), используйте наждачную бумагу, вместе с тем, можете приступить к следующему шагу или же дать им еще высохнуть.
Шаг 4 — Флориан
Для него вам потребуется:
Нужно проходить наждачкой вокруг деталей, закруглять острые края, но главное не переусердствовать. Это довольно простой для описания, да и выполнения, но крайне эффективный мод.
Внимание — не пилите слишком сильно и много! Я так испортил свои любимые пятнашки, и детали стали слишком маленькими, проворачиваются и заедают внутри.
Шаг 5 — Магнитный мод
Цель магнитного мода — закрепление деталей на местах, автоматический доворот деталей, система прощения ошибок, в результате чего достигается бОльшая контролируемость
Обязательный мод, если вы хотите сделать ваши пятнашки идеальными. Я использовал не самые стандартные магниты, более маленькие, но вы можете использовать любые на ваш вкус (желательно не самые сильные), если вы уже знакомы с модификациями кубиков рубика, то вам будет проще. На тему этой модификации также можно найти много роликов в русскоязычном ютубе.
Внимание! Если плохо сделать магнитный мод — последствия могут быть необратимы! Пятнашки начнут заедать хуже прежнего и вы потратите много сил зря!
Нам потребуется:
Модифицировать можно по-разному, опишу как это делал лично я.
Первое — В уголок (для точности), или же в центр (есть риск сделать их очень нестабильными. рекомендую помещать в уголок. причем всегда один и тот же, например левый нижний) элемента помещается магнит, приклеивается каплей клея
Берегите пальцы, работать в перчатках!
Второе — Поместите деталь на свое место, а к задней стороне подставьте новый магнит, после чего приклейте его.
Даже после высыхания часть клея может протечь внутри элемента и расплавить пластик, испортив элемент и корпус, дождитесь полного высыхания!
Третье — Используя другие детали и одну замагниченную, перемещайте ее по корпусу, и аналогично второму пункту добавляйте новые магниты на заднюю сторону.
Четвертое — Помещая новый элемент на второй, проверяйте полярность магнитов (см. рисунок), и приклеивайте их на все последующие детали.
Такую конструкцию можно использовать еще и для выравнивания деталей по центру (все же рекомендую использовать углы, а не как на рисунке)
Пятое — Дайте деталям высохнуть, после чего поместить все в корпус и испытайте, все ли работает верно.
Если детали отказываются двигаться, отталкиваются, криво встают, значит где-то вы допустили грубую ошибку!
Лирическое отступление — починка корпуса
Ну для начала их необходимо от него аккуратно отсоединить, например зубочисткой или карандашиком, после чего Дать Деталям Высохнуть!
Шаг 6 — Тряпочка-мод
Моя личная модификация.
Вам потребуется:
— Тряпочка, я использовал для нордпластов идеально подходящую по размерам и свойствам тряпочку для чистки очков
Для модификации просто приклейте на скотч или любой выбранный вами клей тряпочку на заднюю сторону корпуса.
Вы можете смело экспериментировать с материалом тряпочки и методами повышения трения, но меня этот вариант почти во всем устраивает.
Заключение
На текущий момент это все модификации, которые я смог придумать, найти, доработать, и в конечном итоге использовать на своих пятнашках, многие из них мне очень помогли в сборках, и я бы хотел поделиться знаниями в столь узкой теме.
Статья не претендует на полноту и истинность сведений и не является подробной инструкцией, делайте все на свой страх и риск!
Надеюсь, это будет полезно тем, кто в будущем заинтересуется сборкой пятнашек или даже разработкой профессиональной модели для массового производства. Удачи всем в модификациях, собирайте пятнашки :]
Если у вас есть какие-либо предложения, дополнения, замечания, комментарии, фотографии, буду рад добавить в эту статью (их же можно исправлять в будущем, верно?).
История возникновения игры
На первый взгляд простая головоломка имеет богатую историю, которая берет начало в далеком тысяча восемьсот семьдесят четвертом году. Ее создателем был американец Ной Палмер Чепмэн. Обыкновенный почтмейстер, проживавший в небольшом городке штата Нью-Йорк, придумал головоломку, состоящую из шестнадцати номерков-квадратиков. Все квадратики необходимо было выстроить по четыре в ряд.
При этом сумма чисел в каждом из них должна была равняться тридцати четырем. Сын почтмейстера Фрэнк Чепмэн усовершенствовал игру и изменил ее правила. Головоломка довольно быстро приобрела популярность по всему миру, сохранив ее до наших дней.
Правила игры
Они пронумерованы от единицы до пятнадцати и располагаются в коробочке в произвольном порядке. При этом остается пространство для их перемещения. Задача всей игры состоит в том, чтобы путем перемещения фишек получить последовательный ряд чисел. Они должны выстроиться по номерам в порядке возрастания. На первый взгляд это легко и просто. Но не следует спешить с выводами. Это задание не такое уж и простое, как кажется на первый взгляд. В отдельных случаях оно не имеет решения.
Простая версия головоломки
Схема игрового поля состоит из четырех позиций. Три из них заняты фишками. Четвертая пустая, она предназначена для перемещения. В конце игры верхние позиции заняты цифрами 1 и 2. В нижнем ряду располагается тройка. Начинаем игру. Допустим, в нашем простом варианте в верхнем ряду стоят тройка и единица. А под тройкой снизу располагается двойка, справа от которой резервное пространство для перемещения. Смещаем ее на пустое место. Тройка опускается вниз на освободившееся место. Далее единица движется в левый угол. За нею двойка перемещается вверх.
В результате несложных действий головоломка решена. Немного усложняем задание. В варианте 3х3 как собрать "Пятнашки?
Головоломка, состоящая из пятнадцати фишек
Описание игры. Порядок перемещения фишек
- 1-я линия - 8, 15, 2, 11;
- 2-я линия - 4, резервное пространство, 10, 9;
- 3-я линия - 12, 5, 1, 6;
- 4-я линия - 3, 14, 7, 13.
Для начала в верхней части коробки собираем первый ряд чисел от одного до четырех. Выстроить его несложно. После нескольких перемещений фишек игровое поле имеет следующий вид:
- 1-я линия - 1, 2, 3, 11;
- 2-я линия - 15, 10, резервное место, 4;
- 3-я линия - 5, 8, 6, 9;
- 4-я линия - 14, 12, 7, 13.
Для того чтобы установить четверку на положенное место, смещаем десятку и пятнадцать по часовой стрелке на одну позицию. Далее все цифры первого ряда против часовой стрелки. Единицу переместим вниз. А остальные фишки сдвигаем на одну позицию влево. Теперь опускаем фишку под номером одиннадцать вниз. И выстраиваем цифры первого ряда в правильной последовательности. Аналогичным способом восстанавливаем второй ряд.
Для этого все основные перемещения происходят в третьем ряду. После восстановления правильной последовательности второго ряда игровое поле будет иметь следующий вид:
- 1-я линия - 1, 2, 3, 4;
- 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
- 3-я линия - резервная ячейка, 14, 10, 11;
- 4-я линия - 12, 15, 13, 9.
Остается совсем немного до полного решения головоломки. Приступаем к расстановке фишек в третьем ряду. Для этого, прежде всего, перемещают начальные номера двух последних рядов на свои места. Фишки 9 и 13 фиксируют и более не перемещают. Эта позиция имеет следующий вид:
- 1-я линия – 1, 2, 3, 4;
- 2-я линия - 5, 6, 7, 8;
- 3-я линия – 9, резервное пространство, 15, 11;
- 4-я линия – 13, 14, 12, 10.
На игровом поле остается шесть клеток, в которых размещаются пять фишек. Для того чтобы восстановить правильный порядок цифр, необходимо, чтобы номера 12 и 15 заняли свои места. Этого добиться можно путем нескольких перемещений. После этого верная комбинация чисел будет достигнута.
Читайте также: