Как по другому сказать игрушки из бересты
Береста - один из тех природных материалов, которые наши предки успешно использовали в самых разных областях жизни, от написания писем до создания удивительных украшений. Сейчас он снова возвращается в быт, хотя и в гораздо меньших количествах.
Среди ярких образцов использования материала можно назвать берестяные грамоты и рукописи - причем, что интересно, на этом материале писали не только в России, но даже в Индии (на севере, в предгорьях Гималаев).
Бересту использовали в строительстве как гидроизолирующий материал - как сейчас применяют рубероид. Из нее делали прослойку между нижними венцами срубов, под балками перекрытия, подоконниками. Легко скручиваемые листы давали возможность устроить водостоки.
Из бересты делали крыши на небольших строениях, создавали временное жилье.
Шла береста также на изготовление лодок. Очень легкие, верткие, они требовали большого внимания в управлении, зато могли переноситься по суше даже одним человеком.
Очень активно бересту использовали для хранения оружия, особенно стрел. Тут играла роль способность материала не пропускать влагу, чтобы для быстро ржавеющего железа было важно.
Даже сейчас, когда луки практически забыты, бересту применяют как материал для наборных рукоятей ножей.
Делали из бересты тубусы для бумаг, сумки, короба разного вида.
Так называемый пестерь - корзина, короб. Плелись обычно из лыка, но бересту также использовали. Естественно, новодел
Так называемый пестерь - корзина, короб. Плелись обычно из лыка, но бересту также использовали. Естественно, новодел
Надо сказать, сейчас "эко" сумки и рюкзаки из бересты набирают популярность. Мало того, что это возобновляемый, "зеленый" материал, так еще и поддержка "русского колорита". Впрочем, с берестой работают не только наши мастера - за рубежом материал тоже популярен.
Еще чаще бересту применяли для создания посуды и приспособлений для хранения. Туески, ковшики, короба, шкатулки, кружки, даже заварочные чайники и котелки - все это активно использовалось в быту как "расходный материал", и только отдельные изделия старых мастеров сохранились до нынешних дней.
Отдельно стоит упомянуть картины на бересте. Они бывают монохромными (только в оттенках одного цвета) или цветными, плоскими или рельефными.
Отдельно хочется упомянуть необычную технику берестяной мозаики иркутского мастера Ушакова. Рекомендую ознакомиться с большим количеством информации о нем здесь .
Конечно, не упустили этот уникальный материал из вида и те мастера, которые занимаются созданием украшений. Издавна из бересты делали кокошники, венцы для девушек, использовали ее как подложку для более сложных и дорогих головных уборов.
Ну и, конечно, бижутерия - браслеты, подвески, кулоны, даже кольца и серьги.
И в преддверии новогодних праздников хочется вспомнить также традиционную и новомодную игрушку из бересты.
Ну и напоследок - некоторые вполне современные варианты использования, от курьезных до практичных.
В Литве предлагают носить маски из сугубо природного и полезного материала - так сказать, ударим берестой по коронавирусу
В Литве предлагают носить маски из сугубо природного и полезного материала - так сказать, ударим берестой по коронавирусу
Даже платье из коры кедра жительница Томска уже продемонстрировала на конкурсе "Мисс Россия" в 2013 году
Даже платье из коры кедра жительница Томска уже продемонстрировала на конкурсе "Мисс Россия" в 2013 году
Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты.
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_beresty.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: "Волшебство бересты"
Воспитатель I квалификационной категории
Плотникова Анастасия Юрьевна
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ: «Познавательно-исследовательская деятельность»
Цель : - расширить и уточнить представления детей о русской берёзе и бересты , о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
-познакомить детей с полезными свойствами, и особенностями бересты.
- обогащать представления детей о мире предметов сделанных из бересты;
- расширить природоведческий словарь детей (чечевички)
- развивать творческие способности детей.
- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать эстетический вкус.
Познакомит со свойствами берёзы и её коры – бересты, в ходе экспериментальной деятельности (прочность, гибкость, многослойность).
Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы и произведений народного творчества России.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.
Познакомить обучающихся со свойствами берёзы и её коры – бересты ,строе-нием и использования её в быту . Дать представление о художественной ценности материала.
Обогащать словарь детей словами-прилагательными.
Береста снятая с дерева, пенёк берёзовый, берестяные шкатулки , кузовок, лапоть, украшение , картина из бересты, стальная заострённая палочка, фотографии с письменностью на бересте.
Дети знакомятся с лиственными деревьями и песнями про берёзу.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Настасьей .На улице зима и я пришла к вам помочь натопить вашу печку.
Ребята как вы думаете с чем я к вам пришла?
Я принесла замечательных берёзовых дров. А где у вас печь?
Дети: Нет печки !У нас работают батареи.
А у нас в деревне дома отапливают дровами и самые лучшие из них это берёзовые, а растапливаем дрова берестой с поленца. Береста очень быстро разгорается и горит как спичка.
Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).
Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)
Береста-это верхний ,защитный слой у коры .Один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов . Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали много полезностей .Но об этом я расскажу позже. Сейчас расскажу о самой бересте.
Давайте разглядим саму бересту. Потрогайте её.
Кора берёзы состоит из нескольких слоёв. Наружный слой – это береста, чистый и белый по всей площади которого имеются чёрточки.
Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)
Это защитный слой!
Как вы думаете зачем он –этот защитный слой? ( Ответы детей)
Эти чёрные чёрточки так называются чечевичками, через них берёза дышит, осуществляет газообмен. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом. Береста состоит из тончайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева. Наружный слой шершавый и слоистый, а внутренний слой приятный как будто бархатный.
Таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали ещё наши прадеды.
В Новгороде была найдена берестяная книжка из 12 страниц, написанная в12 веке, молитва. Эти письма пролежали в земле более 800 лет и сохранились до наших дней.
- Вот мы с вами и выяснили, что это за материал такой – береста.
- А теперь поговорим о заготовке и хранении бересты.
Береста не продаётся в магазинах. Поэтому «заготовка бересты» - это то, без чего не обходятся.
Разглядываем пенёк берёзовый .Где ствол, кора, береста на нём.
Есть несколько правил заготовки бересты, которые нужно знать, чтобы не навредить природе:
1. Не нужно брать сырья больше, чем вы можно использовать .
2. Ствол должен быть ровным и гладким.
3. Бересту лучше собирать в конце весны, в начале лета. Когда соко-движение.
4. Выбираем дерево для снятия бересты которое пойдет на дальнейшую обработку. Например мебель ( табурет , стол) деревянные полы.
Снимать бересту можно несколькими способами:
1 способ - спиралью . По кругу отдирают бересту от ствола.
2 способ - пластование: делаем два надреза вокруг и надрез вдоль и лопаткой отделяем бересту от ствола.
3 способ – ско́лотень (цилиндр): спиливаем дерево чурбаки и длинным , тонким ножом отделяем бересту от ствола и выбивают осторожно.
- Вот мы и разобрали с вами способы заготовки бересты.
Давайте ребята с вами поиграем в старинную игру « Ручейок» , под песню «Во поле берёзка стояла».
А сейчас я вас приглашаю в небольшой музей берестяных изделий.
И поговорим о изделиях из бересты. Без бересты нашим предкам пришлось бы туго. Из неё делали предметы первой необходимости. Например: крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, шляпы и лапти т.к. береста не промокает. Предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки. Ковшики и посуду делали так искусно что хорошо воду держали и не пропускали не капельки.
Давайте опробуем налить воду в стаканчик из бересты. И мы увидим что вода не капает.
Хочу отдельно вас познакомить с таким не заменимым предметом как ТУЕС . В современном мире у нас есть термос , а раньше это был туесок. С ним ходили в поля работать и еда оставалась горячей или если надо холодной. Еда в нём могла долго храниться свежей благодаря свойствам коры. В нем солили грибы, квасят капусту, держат мед, сметану, ягоды, и ничего в туесе не портится.
Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).
- Ребята, давайте с вами повторим кто что запомнил про бересту. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким материалом познакомились?
Сразу скажу, что береста или иногда еще говорят берёста — это кора дерева берёзы. Мне больше нравится первый вариант, его я и буду употреблять.
Очень рада тому, что в последние годы это ремесло всячески возрождается и набирает былую силу и славу. Всё больше и больше открывается школ и студий и появляется новых мастеров. Спешу успокоить любителей природы, вопреки распространенному мифу, никакого вреда живой берёзе снятие с нее коры не приносит, если это сделано правильно. За 7 лет на месте снятого куска нарастает новый слой уже пригодный к повторному снятию. Еще есть вариант промышленной заготовки, это на лесопилках и лесоповале, где дерево уже срублено.
Как правило, те, кто там работают, никогда не бывают против, если у них попросить.
Итак, тем или иным путем заготовив необходимое количество бересты, мастер-берестянщик приступает к работе. Все, что для этого нужно — это ножницы, 50 грамм растительного масла, тряпочка, собственные руки и фантазия.
Плетение из бересты считалось раньше мужским ремеслом, впрочем, как и любимое наше вязание тоже было мужским занятием, как это ни удивительно! Для того чтобы полоски хорошо и ровно затянуть в изделии, требуется недюжинная сила и очень крепкие пальцы рук. Поэтому чаще всего привлекались к обучению именно молодые мужчины.
Очистив кору от верхнего белого слоя, ее нарезают на полоски, смазывают маслом и плетут. Ах, да, забыла еще сказать про прищепки, которыми закрепляют углы изделия во время работы.
Начинают обычно с простых вещей — салфеточек, солоночек, подносиков.
У русских людей в быту широко применялись такие изделия, иногда бала посуда для всей семьи только из бересты.
Различные хлебницы и короба:
Мелкая домашняя утварь:
Надо ли говорить о корзинах?
Заплечный рюкзак «кошель» для ношения личных вещей:
Огромные заплечные «короба», как в сказке про Машеньку и медведя. В таком вот коробе она сидела и приговаривала: «Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок!»
И малюсенькие для кукол:
Сугубо традиционные вещи, которые принято относить к народному творчеству, были весьма просты и однообразны в исполнении, только так и никак иначе считалось, что простому люду некогда тратить время на безделушки. Там существовало несколько методов и приемов, которые и использовались в работе.
Но интересен тот факт, что в конце 19 века и начале 20-го были очень распространены артели мастеров, и уж там-то фантазия буйствовала как могла. Мастерская берестянщика и по сей день выглядит примерно также как и 200 лет назад:
Даже в богатых и знатных домах было принято иметь вещи плетеные из бересты, шкатулки, например:
Были даже специальные шкатулки для белья и перчаток.
К сожалению, не имею таких фотографий, но доподлинно знаю, что в Карелии плелись сапоги для хождения по болоту и даже плащи. Но вот фотографию лодки нашла.
Хотя, конечно, она не плетеная, но все равно интересно.
В различных местностях, делались различные обереги, назывались они «шаркунок».
Или такой вариант
Даже детские погремушки
Хочу поподробнее остановиться на обуви. Никогда обувь из бересты не называлась лаптями, никогда! Лапти делались только из лыка, которое собирали на иве. Дерево такое — ива, растет по берегам рек. Любые — маленькие, большие, для кукол, для детей, сувенирные, лапти делались из лыка. Обувь же из бересты хоть для ярмарочного медведя, хоть для куклы, хоть для крестьянина, хоть распространенные сейчас мизерные сувенирные —все до единого, назывались «ступни», запомните это, пожалуйста.
Ну под завершение моего рассказа, так сказать, «на сладенькое» — игрушки:
Попутно нашла фото с сапогом, которые плели карело-финны (в другую папку попал), любуйтесь:
А видов плетения было (ну и есть, конечно) два… Но это уже тема для другой истории!
P.S.: Использовала в топике некоторые фото из интернета, но они не подписаны были и в свободном доступе. Сделала это только потому, что качество фотографий в сети лучше, чем я могу соорудить.
«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!
Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста».
Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >>
Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.
Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.
На самом деле, внутренний слой (тот, что к дереву) может быть самых разных оттенков, и не только жёлтый:
Фрагмент, обозначенный «-» (чёрточкой) не пригоден для плетения, слишком широкие и часто расположенные бороздки, лента будет ломаться и цепляться.
Фрагменты обозначенные «0» (ноликом) болеют каким-то «неизвестным науке» грибковым заболеванием, пока не распрастраняющимся на человека, и потому совершенно безвредны, но плести из них тоже хлопотно.
Фрагмент обозначенный «*» (звёздочкой) как раз тот самый кусок «зимней» бересты с налипшим на неё кадмием. Годен в работу.
Береста — материал слоистый и желательно бы лист очистить до равномерно распределенного слоя, ну, если уж никак, то никак.
Нужно следить, чтобы коричневые черточки на бересте, которые называются «чечевички» или «устьица» располагались горизонтально. Чечевички — это поры через которые дерево дышит. И чертим по линейке полоски необходимой ширины. Чаще всего и наиболее удобно используются полоски по 1,5 см шириной. Здесь важно запомнить, что именно вдоль чечевичек и не наоборот.
Если нарезать поперек, то полоска будет очень хрупкая, станет рваться и вы не сможете работать.
Так вы режете вдоль волокон и полоска становится прочной, как кожаный ремень, кстати в старину бересту еще называли «лесная кожа».
Береста очень податливый материал и «нежный», поэтому любые отметины и царапины остаются на ней навечно и со временем темнеют. Поэтому вся разметка делается на белой стороне, которая будет внутри изделия.
Белая сторона, «улица», когда очищена от шелухи, пористая и впитывает все, любые прикасновения оставляют след, со временем кажется, что вещь будто засалена и смотрится это некрасиво. Поэтому её и прячут вовнутрь.
Теперь делаем «заплёт», то есть переплетаем в шахматном порядке необходимое нам количество лент, но только теперь желтой стороной к себе, а белой к столу.
Вот тут-то и предстоит выбрать способ плетения. Конечно, выбор делается гораздо раньше, в голове мастера, возможно еще тогда, когда этот лист бересты мирно шумит листвой в лесу. Просто с этого момента начинаются различия.
Прямое плетение
Этот вид плетения более древний и считается, что именно с него и началось вообще все плетение и не только из бересты. Он произошел тогда, когда одному из наших предков в голову пришла идея перекрестить две полоски чего бы там ни было, и продолжать их перекрещивать пока не вышло нечто путное. Для прямого плетения практически всегда берется четное количество полосок. Сделав дно нужного размера, туда ставилась болванка, остальные полоски поднимались кверху и плетение происходило по принципу любого плетения «полоска снаружи, полоска внутри».
Не поверите, Китай и тут преуспел, руководство по плетению:
Поднявшись на нужную высоту, мастер вынимал болванку и закрывал край изделия с дополнительной полоской.
Болванка нужна для соблюдения ровных углов.
Чаще всего так делались различные бутылочки.
На схеме можно понять принцип плетения.
Нехитрая домашняя утварь.
Солонички, например «утица» (утка значит) делалась уже без болванки, только крышка делалась из дерева, в виде пробки или головы уточки.
И схема плетения «утицы», вдруг кому надо:
Простота исполнения и небольшое разнообразие приёмов не позволяло сильно «раздухариться» в творчестве, поэтому предметы были сугубо бытовые, хотя если постараться можно было и пофантазировать.
Предметы из бересты настолько прочно вошли в быт, что использовались многими художниками для натюрмортов, например на картине Эдуарда Панова, на столе корзина именно прямого плетения.
Конечно, чаще всего и плелись корзинки.
Простая ручка была не очень прочная и носила скорее декоративный характер, а вот плетёная попрочнее.
Кстати, ступни делались смешанным плетением, потому как часть изделия плелась прямым способом, а часть «косым», край закрывался спереди, как в прямом плетении, а сбоку и сзади, как в косом. Возможно, сама необходимость изготовления большего количества разнообразных предметов, а соответственно появление новых методов и приёмов и выделила их в отдельный способ.
Косое плетение
Здесь можно говорить часами и километрами выкладывать фотографии. Все современные изделия делаются именно косым плетением. В принципе, не такое уж многообразие приёмов, но возможность их применения в различных комбинациях и лёгкость применения, породила такое разнообразие форм.
После «заплета», мы определяем расположение углов у будущего изделия и делаем их путем перекрещивания параллельно расположенных лент. Мудрёно? Вот схема.
Кто хочет, может обратиться к китайцам.
В обоих способах изделие плетут желтой стороной внутрь, белой к себе. Завершив край работы, остается только оплести изделие свободными полосками, чтобы оно везде было жёлтенькое. Плетя таким образом, внутренняя часть изделия сразу делается желтой и обплести нужно только снаружи, что не составляет труда. А получается вот что:
Иногда в украшении используют бересту белой стороной, но через несколько лет, если вещью пользуются ее уже не отличить от общего фона изделия.
Незабвенные корзины:
Даже сумка для ноутбука:
И многое другое.
А главное, игрушки!
Вот как-то так! Спасибо всем, кто заглянул! Рассказ об игрушках будет следующим в нашей темке.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Беседа «Из истории берестяного промысла»
В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать берестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской жизни такая преемственность прервалась.
Тем, кто хочет самостоятельно научиться, несколько советов от Наталии Владимировны. Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непослушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходимые операции. Такая сноровка вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы.
Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.
Что мы знаем о бересте?
Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсеместно: в лесах, рощах, парках и на шумных городских улицах. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от густой и кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчальное платье невесты, прекрасна и неповторима.
Слово «береза» уходит корнями в глубокую древность. Доподлинно известно, что в индоевропейских языках существовало слово «бер» и слово «береза», которые означали «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Родовое название березы — Betula — переводится с латыни как «осчастливленный», «блаженный». Возможно, это связано с чувствами человека, испившего весеннего березового сока, удивительного по вкусу и неоценимого по своей пользе.
В восточнославянской мифологии береза считалась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздника Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтийской и центральноазиатской культуре.
Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, преданиях она символизирует весну, родину, девичью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.
Неспроста береза была так популярна у многих народов. Люди издавна подметили ее замечательные целебные свойства. В травниках XVI—XVII веков можно найти рецепты лечения различных недугов березовыми листьями, почками, корой, соком и чагой — грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготовления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экземы и заживления ран. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях используют целебные свойства березы.
Помимо лечения, березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.
Древесина этого дерева очень плотная, с красивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальностью и дoлгoвeчнoстью изделий. Однако всемирную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — береста.
Её использовали в строительстве, для изготовления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России. Например, китайцы из бересты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки — пироги, каноэ и вигвамы.
Из этого удобного, красивого и обладающего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия — не только практичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства.
Из истории берестяного промысла России.
Кабы не лыко да не береста,
Так бы мужичёк рассыпался ..
В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.
На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.
В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая ее рубероиду. Ведь такая крыша служит не меньше сорока лет!
В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.
Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров.
Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в вод y нож, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.
Рыбак тем более не откажется от такого ножа — ведь, постоянно находясь на воде, он рискует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из бересты лодки.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.
Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.
Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.
Муку крестьяне размещали в берестяных емкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.
Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мерз и спал крепким сном.
Бересту использовали для изготовления конской упряжи, веревок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек
Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовками крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи свой кузов. B едь большие кузова носили за спиной на лямках. Полные, они весьма тяжелее, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, прилегая к спине, полностью повторяя ее контур, пoдсыxaлa и поэтому на многие годы становилась самой удобной для ее хозяина. И напротив, любому другому чужой кузов создавал массу неудобств. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долгo носилась и не промокала.
Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали ее удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.
Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаменитые новгородские берестяные грамоты X - XV веков. Первая из них бита найдена В 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусски — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.
Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.
Сапожник, тачая новые сапоги, выкраивал специальные стельки из бересты и вшивал их между слоями кожи в подметку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропускали влагу, а самое главное — при xo дьб e издавали тот самый щегольской скрип, который был чрезвычайно моден в те времена. Вот откуда пошло выражение «ботиночки со скрипом».
Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дегтя. A дёготь, как известно, получается из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжь не дубела на морозе.
Однако в век конвейеров и массового производства береста ушла в забвение. Пластмассовые, стеклянные и металлические предметы вытеснили из нашего быта изделия из природных материалов, в том числе и из бересты.
Но никогда не поздно вернуться к культурному наследию! Подтверждением тому служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской, а теперь и Шадринской области, стараниями которых впервые берестяной промысел вышел за пределы простого народного творчества на уровень современного городского искусства.
Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал, экологичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энергетикой. Уходящая корнями в туманное язычество береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в нарядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное — самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоминающим морозные узоры на стекле, состязаясь с самой матушкой-природой.
Читайте также: