История глиняной игрушки детям
Программное содержание: Познакомить детей с историей глиняной посуды; закрепить знания о свойствах и качествах глины, о ее применении в жизни человека; учить составлять простой узор из элементов народного орнамента; воспитание интереса и уважения к русским народным промыслам.
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная.
Формы организации: отгадывание загадок, игры с правилами.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Горшок каши»; рассматривание детских книг, энциклопедий о быте и традициях русского народа от древности до наших дней; посещение мини - музея русская изба; разучивание пословиц, поговорок о посуде, труде.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер; выставка деревянной посуды; русский народный костюм, трафареты посуды, краски, кисточки, баночки с водой, аудиозапись русских народных песен, ТРИЗ - игра «Как помочь Федоре», Изделия из глины (керамическая плитка, косметическая глина в баночке, лечебная глина в коробочке), элементы росписи.
Ожидаемый результат: составление простого узора из элементов народного орнамента, создать у детей веселое радостное настроение.
Звучит русская народна музыка, «На горе – то калина». Дети заходят в зал, их встречает Марья рукодельница в русском народном сарафане.
Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! Вы любите отгадывать загадки?
Марья : Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки-
Кто смышленей, погляжу.
1 Она бывает, глубока, она бывает мелка,
Однако это не река, ведь из нее едят всегда.
2 Я пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела!
Хозяину в угоду;
4 У кого ответа нет-
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна
5 Оближи и снова положи.
Марья: Верно! Скажите, для чего нужна посуда?
Дети: Чтобы из нее кушать и пить.
Марья: Из чего ее делают?
Дети: Из металла, пластмассы.
Марья : Раньше на Руси посуду из чего изготавливали?
Марья: Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Я приглашаю вас на выставку деревянной посуды.
Рассматривание выставки деревянной посуды.
Марья: А еще посуду делали из глины.
Марья: Используют глину – матушку люди давно. Однажды древние люди, наблюдая затем, как ласточка строит свое гнездо, заметили, что кроме былинок она использует и глину. Размягчая специальными железами ласточка как заправский мастер комочек за комочком лепит глубокую чашу и высыхая она становится такой прочной, что упав с высоты гнездо не разобьется.
Такие наблюдения навели человека на мысль использовать глину для жилища: хаты – мазанки, делали глиняные полы, а чтобы они были более прочными, поливали соленой водой. Так же люди вручную начали изготовлять из глины посуду: чашки, кувшины, миски.
Ручное изготовление изделий называется ремеслом. Людей, которые своими руками изготавливали разнообразные изделия, называли ремесленниками, умельцами. Ремеслу учились с детства, передавая секреты мастерства своим детям и внукам. О людях, которые могут превращать самый обыкновенный материал в полезные и красивые вещи, говорят, что у них золотые руки. А как это понять? Они из золота сделаны?
Дети: Нет! Просто человек может многое делать своими руками.
Марья: А вы знаете пословицы об умелых руках?
Дети: 1 Умелые руки не знают скуки.
2 Одной рукой узла не завязать.
3 Говорить легко, делать трудно.
4 У работающего в руках дело огнем горит.
Марья: Молодцы! Но из глины делают не только посуду, но и разные другие предметы. В современном жилище глина присутствует в виде керамической плитки. А еще глину используют, как косметическое средство, на ее основе делают маски для лица. В лечебных целях – употребляют внутрь для лечения желудка и кишечника.
Я предлагаю вам друзья поиграть в русскую игру «Горшки».
В зал вбегает плачущая Федора.
Федора: Вот бедная я, одна,
И плачу, и плачу я.
Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушел
Сварила бы я щи,
Да кастрюлю пойди – поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы
Ой- ой – ой! Ой- ой- ой!
Помогите вернуть мне
Марья: Ребята, поможем Федоре?
Марья: Назовите сказку, из которой к нам пришла бабушка Федора?
Дети: «Федорино горе».
Марья: Кто автор сказки?
Дети: К. Чуковский.
Марья: Почему посуда убежала от Федоры?
Дети: Потому, что она не заботилась о ней.
Марья: Я приготовила заготовки разной посуды, только вот расписать не успела. Поможете мне?
Марья: Для начала проведем физкультминутку.
Если б все на свете было
(вращательные движения головой)
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
(наклоны головы вперед – назад)
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным
(руки на поясе, наклоны туловища влево, вправо)
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
(прыжки на месте)
Марья: Садитесь за столы и приступайте к работе. Назовите элементы народного орнамента.
Дети: Волнистые линии, точки, круги.
Марья: Подумайте, как бы вы хотели расписать посуду.
Во время работы звучит русская народная музыка.
Марья : Кто закончил, положите свои работы на поднос.
Организуется выставка работ.
Марья: Посмотрите, какая замечательная у нас получилась посуда. А теперь вспомните, что больше всего вам понравилось?
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Описание игрушки
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины.
Как играть?
Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров.
Плюсы и минусы
Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Новый век
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции.
Производство
Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Глиняная игрушка – это проявление особенностей национального народного творчества на протяжении нескольких веков. Изделия из глины пользовались особым успехом у людей независимо от пола, возраста и статуса. Мастерами воссоздавались реальные или воображаемые предметы и образы, которые предназначались для умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, являлись частью интерьера, украшением дома. Игрушки демонстрировали историческую сущность народов на протяжении нескольких столетий.
Описание игрушки
Всё, разнообразие красок, формы, украшений, неповторимость в исполнении, способ лепки, неординарность образа можно наблюдать на примере Дымковской, Каргопольской, Филимоновской, Абашевской, Хлудневской, Романовской игрушки и керамики Скопина. Поколения за поколениями мастеров-ремесленников и художников создают образцы глиняных изделий, придерживаясь многолетних традиций народа и пользующие популярностью вот уже не одно столетие.
Дымковская глиняная игрушка образовалась в 15-м столетии недалеко от города Вятка в слободе Дымково. Игрушки изготовлялись и расписывались только руками, поэтому среди них не найдёшь одинаковых и похожих друг на друга фигурок. Для нанесения орнамента использовали специальная смесь, в составе которой было яйцо, уксус и сухой анилиновый краситель. Главными элементами росписи являлись геометрические фигуры. Для создания узоров обычно использовалось яркие цвета и позолота. Формой Дымковской игрушки являются полые внутри фигурки изображающие животных, птичек, девиц и кавалеров. В давние времена готовые игрушки покрывали молочно-меловой смесью и уже, потом наносили краски. В современном мире мастера Дымковской игрушки предпочитают, используют для росписи краску на водной основе (гуашь), с добавлением яичного продукта или темперные краски. Вятская игрушка вот уже много лет считается народным искусством, отличительной чертой которого является яркость, красочность и индивидуальность.
Каргопольская игрушка появилась в г. Каргополь Архангельской обл. и была практически полностью утрачена. Благодаря мастерице-игрушечнице У.И. Бабкиной сохранились некоторые образцы. Она смогла воссоздать утраченный вид промысла и создать архаичную внешность, стилистику, типаж и методы росписи игрушки. Многочисленные фигурки (Берегиня, Полка, Бобка) и сюжетно-тематические композиции дошли до наших дней, и являются украшением музея народного творчества.
Филимоновская игрушка относится к середине 16 века. Промысел появился среди мастеров гончарного дела, проживающих в Тульской области. Лепкой игрушек занимались в основном женская половина населения и ребятня, используя местную пластичную глину. Со временем данное производство пришло в убыток и одни из последних мастериц проживали в деревне Филимоново. Одиночные и многофигурные композиции пользовались огромным спросом и покупались населением для эстетического удовольствия. Существовало более 50-и образцов филимоновской игрушки, среде них были фигурки людей и животных, целые тематические сюжеты. По своей стилистики фигурки имели вытянутые пропорции, были расписаны орнаментом, состоящим из геометрических фигур, в качестве красителей использовали синтетические краски.
Абашевская игрушка родом из села Абашево. В связи с тем, что большинство населения являлись староверами, то и игрушки носили в основном религиозные мотивы, например, оленьс необычными рогами олицетворяющие «дорогу к всевышнему». В середине 19 века изготовлением игрушки занялись мастера в одном их районов Пензенской области. Игрушки делались умельцами, каждый из которых придерживался истории, но и сам придумывал свои уникальные сувениры. Начиная с 30-х гг. изделия стали раскрашивать маслянистыми красителями, а сверху добавляли бронзовые или серебряные элементы. Хлудневская игрушка – это гончарный промысел, который начал своё существование в Калужской области, в деревне Хлуднево. Начиная с 16 века мастера, используя глину этих мест, лепили музыкально-шумовые инструменты и различные фигурки. Одна придуманная мастерицей фигурка могла содержать целую историю, и чтобы её узнать обладатель сувенира должен был повертеть игрушку и раскрыть скрытый замысел мастера. Ещё одной визитной карточкой Хлудневского гончарного промысла является «мокрый соловей» – это сосуд со свистком, звук из которого можно извлечь только налив в него воду. На сегодняшний день такие свистки делают в форме птичек.
В Липецкой области в селе Романово-Городище, где проживали бояре Романовы со своими крестьянами, возникло гончарное производство, где из глины местной добычи создавались цветная посуда, «романушки» (свистульки), и более 40 сюжетных Романовских игрушек, среди которых: летящие птицы, тройки лошадей, наездники, животные, люди и многое другое. Керамика Скопина – это изделия из глины и керамики, представленные в виде скульптур или игрушек. Появление промысла в 19 веке в Рязанской области в городе Скопине, связано с обнаружением залежей глины. Ещё во времена Древнерусского государства появились декоротивно-бытовая посуда и фигурки, отличающиеся своей простотой. Это были герои русских сказок в первую очередь драконы, и хищной птицы скопа.
Как играть?
В давние времена глиняные игрушки в форме фигурок использовали в качестве предметов для проведения ритуальных обрядов, связанных с сельскохозяйственным календарём. Известно, что например, свистулька выполняла функции оберега, и исходящий из неё звук обладал способностью отгонять злых духов. Изготовляли игрушку-свистульку к весне, к тому времени, когда славяне начинали праздновать «свистопляску» – самобытный праздник сопровождаемый свистом и плясками. Впоследствии, когда этот музыкальный предмет перестал выполнять вышеуказанные функции, он обрёл новый статус и его развитие пошло по двум направлениям.
В первом случае свистулька превратилась в музыкальный инструмент в виде сосудообразной флейты с десятком – окарину (гусёнок). А в другом варианте – стала народной игрушкой и могла быть представлена в виде птицы или целой композиции (филимоновская барыня со свистулькой-птицой под мышкой). Наряду с обрядовыми игрушками большой популярностью пользовались грематушки – глиняные полые цилиндры, наполненные шариками из этого же материала, они выполняли функцию погремушки и создавались специально для детей. Многочисленные образцы подобных глиняных изделий были найдены при раскопках на территории Киева, Рязани, Москвы, Коломны и других величественных городов России.
Плюсы и минусы
Глиняные игрушки олицетворяли образы, без каких либо анатомических особенностей и детализации объектов. За основу народной игрушки взяты три фигурки – это конь, птица и баба. Именно из них, внося небольшие изменения, создавались любимые в народе игрушки и талисманы-обереги. Из коня получались: корова, коза, баран. Птица перевоплощалась во все свистящие музыкальные инструменты. А бабе отводилось особое место в создании многофигурных композиций. Все вновь созданные образы несли определенное значение, кто-то символ могущества и благодати, а кто-то знак добра, плодородия и изобилия. Также особое значение имел использованный орнамент и цвет народных промыслов, например, красный, означал огонь; жёлтый – цвет хлебной нивы и солнца; зелёный – возрождение жизни; синий – воду и небо, космос; белый издавна считался символом чистоты. Игрушки для детей создавались из расчёта возраста, соблюдались размеры, пластика, отсекалось всё лишнее, и оставалась одна суть. Фигурки были наполнены тайной, сказкой, они будили фантазию и воображение ребёнка, вызывали эмоции и радость.
Новый век
До сих пор одной из визитных карточкой России является глиняная игрушка, которая является отражением русского культурного наследия. Даже современные изделия, выполненные по традиционным сюжетам, погружают человека в мир сказок, по-прежнему символизируя щедрость и безграничную доброту русской души. На сегодняшний день они уже не несут той функциональности и значения, что в прошлые века, но остаются объектом любования.
Отношение к свистульке как к детской забаве возникло сравнительно недавно. В древние, языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. В чем же заключается магическая сила свистульки? Игрушка-свистулька – это музыкальный инструмент, распространенный по всему миру и выполненный из различных материалов (дерева, глины, пластмассы, фарфора и прочих). Первые глиняные свистульки появились в VIII веке до нашей эры. В древности такие глиняные изделия использовались в религиозных культах для отпугивания нечистой силы. А с развитием культуры и утратой своего обрядового смысла, свистульки стали использоваться в качестве музыкального инструмента, а также в качестве народной игрушки.
Описание игрушки
Традиционно для изготовления свистульки использовали ту же глину, что и для гончарной посуды, тщательно выбирая все посторонние вкрапления: камешки, корешки и т.п. Из хорошо промятой глины игрушки лепили, как правило, в дни обжига, когда у гончара появлялось свободное время. Чем-либо иным, более трудоемким, ему было трудно заняться, так как горн или печь требовали постоянного внимания. Глиняные игрушки-свистульки, как правило, лепили в виде зверей, характерных для той или иной местности. Это могли быть птицы, дикие и домашние животные, а также герои народных сказок и былин. Известно три вида игрушек-свистулек:
• Сосудообразные, со свистком в подставке – самые распространенные свистульки на всех континентах.
• Водяные «свистульки-соловьи» – отличаются от других тем, что внутрь игрушки необходимо залить немного воды, и тогда издается особый свист, похожий на соловьиный.
• Глиняные свистульки, самые распространенные и характерные для всех стран постсоветского пространства, среди которых самые распространенные – это филимоновские и дымковские игрушки. Филимоновские игрушки-свистульки отличаются от дымковских более простыми орнаментами, в то время как дымковские игрушки имеют более сложные узоры, но, в то же время, кажутся более сдержанными.
Глиняные свистульки-подвесы в виде разных животных — кота, собаки, лошадки, барашка, бычка, развлекут ребенка веселым свистом и порадуют своим очаровательным видом. Для удобства игры свистульки имеют веревочки, поэтому с ними можно бегать и не бояться, что глиняная свистулька упадет и разобьется.
Как играть?
Глиняные игрушки, изображающие животных, таких как лошадки, свистульки-столбики, рогатые животные могут стать персонажами сказки или истории, которую дети изобразят прямо на столе или на полу и разыграют с ними маленький спектакль. В такие игры могут играть дети с 4-5 лет. Пусть ребенок попробует подуть в свистульку, зажмет одно отверстие, сразу два. Вскоре малыш поймет, что звуки при зажатии одного или нескольких отверстий различаются, и он сможет импровизировать и сочинять разные мелодии.
Плюсы и минусы
Игрушки-свистульки помогают детям избавиться от психической напряженности, развивают слух, чувство ритма, легкие и даже мелкую моторику рук. Однако выбирать свистульку для своего ребенка нужно очень внимательно. Потому как слишком громкий звук, наряду с некоторыми его тональностями или вибрациями могут негативно сказаться на слабой психике ребенка. Сегодня свистульки в качестве детской игрушки не очень популярны. Такие игрушки обычно привозят в качестве памятных сувениров и хранятся они преимущественно дома в шкафах или на сувенирных полках, а не среди детских игрушек. Однако по всей России проводятся выставки, посвященные глиняным свистулькам, в их числе Международная выставка глиняной свистульки «Свистульки мира», выставка «Почему свистит свистулька?» и выставка «Глиняные свистульки мира».
Новый век
Свистульки становятся предметом для коллекционирования, так в частных коллекциях можно обнаружить как самые древние экземпляры таких игрушек, так и свистульки современного производства. Главное для коллекционеров: оригинальность, уникальность и, конечно, качество изделия. Сегодня производят свистульки в самых разных местах.
Производство
На заводах дымковской и филимоновской игрушки можно найти красиво расписанные экземпляры свистулек, выполненные мастерами вручную. Есть компании, которые производят свистульки для детей, среди таких производителей Taowa, «Мастерская Сереброва» и Djeco.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Подготовила и провела
воспитатель средней группы №11
МБДОУ «Детский сад №14 «Кораблик»
Хомченко Любовь Федоровна
Игрушка – это часть культуры народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью. Она имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.
Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации.
В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.
Являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
1. Пояснительная записка: Значимость народной игрушки
2. Актуальность, проблемы.
3. Цель и задачи, предполагаемые результаты .
4. Материально-техническое обеспечение, продукт проекта.
5. Этапы реализации проекта
6. Формы и методы работы с детьми и родителями по образовательным областям
7. Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям
8. Результаты по проекту
9. Перспектива развития проекта
«Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству,
и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека… »
К. Д. Ушинский
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой
Продолжительность: среднесрочный (январь- март 2021г.)
Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы №11,
Актуальность
В наше время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки.
Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.
Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с глиняными игрушками дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.
Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не вла-деет достаточной информацией о русской народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки необходимо знакомить детей с народной глиняной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России .
Способствовать формированию познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной глиняной игрушкой.
ü познакомить с разнообразием русских народных глиняных игрушек
ü знать характерные особенности разных промыслов ;
ü развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.
ü развивать желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
ü обогащать и расширять словарный запас детей;
ü воспитывать интерес к истории и культуре русского народа, к народному творчеству, патриотические чувства.
Родители:
ü повышать компетентность родителей в вопросах воспитания с исполь-зованием народно - прикладного искусства
ü развитие совместного творчества родителей и детей;
ü развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
ü заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
ü привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;
Педагоги
ü пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки;
ü разработать методические рекомендации для педагогов и родителей
ü подобраны дидактические игры по теме проекта
Предполагаемые результаты
Ø для педагогов
¾ повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
¾ создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с народной игрушкой
¾ поддерживание эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами.
Ø для детей
¾ познакомятся с народными промыслами (Филимоново, Дымково, Каргопольская игрушка), их характерными особенностями;
¾ повышение интереса детей к народной глиняной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;
¾ развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;
¾ возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности ;
¾ активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.
Ø для родителей
¾ активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ
¾ осознание родителями важности поддержки интереса у детей к народной культуре;
¾ участие родителей в совместной деятельности с детьми по созданию глиняных игрушек для мини – музея народной игрушки
Используемые педагогические технологии
ü Проектный метод.
ü Здоровье сберегающие технологии.
ü Обучение в сотрудничестве.
ü Информационно - коммуникационные технологии.
ü Исследовательские методы в обучении.
Работа над проектом осуществлялась
ü во время непрерывной образовательной деятельности;
ü в ходе режимных моментов;
ü в самостоятельной деятельности детей;
ü в совместной деятельности.
Материально-технические ресурсы:
Ø Телевизор для просмотра презентаций, мультфильмов
Ø Наглядно-методические пособия
Ø Предметы декоративно-прикладного искусства для выставки народной игрушки
Ø Настольные игры и дидактические игры: пазлы, лото, домино и др
Ø Игровые и изобразительные материалы.
Продукт проекта
Ø Методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой .
Ø Создание картотек: дидактические игры, загадки, стихи, потешки, подвижные игры, физ.минутки и пальчиковые игры о народных игрушках
Ø Информационно-методический материал для родителей (сборник консультаций) о народной игрушке
Ø Создание мини – музея «Народная игрушка» с игрушками, созданными из глины основе народных промыслов
Ø Презентации «Проект «Мир глиняной игрушка», «Педагогам о народной глиняной игрушке»
Форма итогового мероприятия:
Вечер развлечения «Ярмарка народных глиняных игрушек»
Этапы проекта
1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (информационно-аналитический)
Цель : Создание организационных условий обеспечивающих реализацию педагогической системы работы по проблеме.
Ø Определение темы, целей и задач проекта;
Ø Подбор и изучение литературы по теме;
Ø Выявление уровня знаний детей о народной игрушке;
Ø Анализ пространственно-предметной среды группы;
Ø Подбор наглядно-дидактического материала;
Ø Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;
Ø Составление перспективного плана работы по данной теме;
Ø Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных глиняных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
2 этап – ОСНОВНОЙ (организационно-практический)
Цель : Оптимизация процесса ознакомления дошкольников с народной игрушкой.
Ø Проведение занятий по ознакомления с различными видами глиняной игрушки
Ø Подбор презентаций о народных промыслах
Ø Составление картотек стихов, загадок, дидактических и подвижных игр к проекту
Ø Мастер-класс в виде презентации для родителей по созданию игрушки, консультации для родителей по теме проекта;
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – итоговый (презентация проекта).
Цель: Подведение итогов работы про проекту.
Ø Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
Ø Соотнесение результатов с поставленными целями;
Ø Формулировка выводов; обобщение опыта в форме презентации,
Ø Отчет на педагогическом совете с использованием презентации.
Ø Проведение вечера развлечения «Ярмарка глиняных игрушек»
Ø Выставка работ детей по теме проекта
Формы и методы работы с детьми и родителями
по образовательным областям
Ø Работа с детьми
¾ Знакомство с видами игрушек, разнообразием материалов
¾ Знакомство с промыслами (Дымково, Филимоново, Каргопольская игрушка)
¾ Обыгрывание ситуаций в сюжетно -ролевых играх «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья»
¾ Просмотр мультфильмов по сказкам.
¾ Дидактические игры: пазлы, лото, домино и др..
¾ Чтение стихотворений, сказок и их обсуждение.
¾ Загадывание загадок об игрушках, промыслах.
¾ Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, потешек
¾ Словесные дидактические игры
¾ Рассматривание народных игрушек, дидактических пособий
¾ Чтение стихотворений и рассказов, сказок
¾ Прослушивание русских народных песен
¾ Конструирование, аппликация и лепка игрушек
Ø Работа с родителями
¾ Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
¾ Анкетирование родителей «Ч то знает ваш ребенок о народных игрушках и о декоративно – прикладном искусстве?»
¾ Помощь в пополнении уголка народной игрушки.
¾ Презентация «Мастер-класс по созданию глиняной игрушки»
¾ Презентация для группового сайта родителей «Знакомство с народной глиняной игрушкой»
¾ Совместное изготовление родителей с детьми глиняных игрушек для мини-музея
¾ Консультации «История народной игрушки», «Русская народная глиняная игрушка», «Загадка дымковской игрушки»
¾ Помощь родителей в распечатке и изготовлении раскрасок, дидактических игр и пособий к проекту «Мир глиняной игрушки»
Читайте также: