Искусство сине белых игрушек
Нас часто спрашивают: «Сине-белые изразцы — это Гжель? А почему у голландцев они тоже сине-белые? Кто у кого позаимствовал цвета и приемы?». Синие орнаменты, цветы, пейзажи, парусники, бытовые и батальные сцены на белом фоне очень распространены и любимы, поэтому такие вопросы возникают часто. Мы подумали, что стоит рассказать «кто у кого позаимствовал» и откуда вообще в европейскую культуру пришли сине-белые мотивы.
Все синие рисунки на белом фоне в росписях по керамике можно разделить на пять основных групп, принадлежащих пяти разным направлениям искусства и пяти странам мира. Перечислим их по географии и по времени появления в истории: китайские рисунки, исламские, в основном, изникские орнаменты, португальские азулежу, дельфтские и голландские мотивы и русская Гжель. Все пять групп имеют характерные черты и очень сильно отличаются друг от друга техникой живописи и изобразительными мотивами.
Начало было положено китайским фарфором, завезенным кораблями Ост-Индской компании и караванами Великого шелкового пути в Азию, а затем в Европу. Это в основном вазы и посуда эпохи Юань — бело-синий фарфор цинхуа, поставлявшийся в период правления монгольской династии Юань во многие страны. Самые ранние сине-белые изделия относят к XIV веку, а первые фарфоровые вазы с синим кобальтовым рисунком появились на Европейском континенте в XV веке. Они сразу вызвали живейший интерес и попытки копирования.
Первыми копиистами китайских приемов стали турецкие мастера в Изнике, выпускавшие посуду и изразцы для облицовки храмов и домов. В этот период уже была известна иранская технология исламское стон-пасте, позволяющая получать черепок, очень близкий по белизне к китайскому, хотя, еще далекий по качеству от настоящего фарфора. Подробнее об изникской керамике мы писали в нашей статье «Турецкая керамика — путь от Милета и Изника до Кютахьи».
Изникская сине-белая роспись узнаваема своей очень плотной мусульманской орнаменталистикой, поскольку турецкие художники добавили в китайские мотивы национальный колорит. Изделия изникских мастеров были дешевле китайских оригиналов и хотя уступали им по своим техническим характеристикам, довольно быстро распространились в арабском мире и пришли на Пиренеи, где дали толчок возникновению характерной португальской техники росписи Азулежу.
Первые Азулежу практически не отличались от арабских орнаментов, однако Реконкиста сделала свое дело и постепенно к XVI-XVII веку цветочные и «вязевые» арабские орнаменты были заменены европейским барокко, превратившим португальские Азулежу в совершенно самостоятельный вид прикладного искусства.
Кроме барочных орнаментов с характерными вычурными завитками и сложными криволинейными узорами, Азулежу свойственны огромные живописные панно на керамике, выполненные кобальтом на белом фоне. Их отличает от дельфтских росписей именно сочетание барокальных завитков с сюжетной росписью на бытовую, религиозную или батальную тематику. Обилие людей на таких полотнах является почти обязательным элементом Азулежу. Подробнее мы писали об этом в статье «Азулежу — арабские традиции португальской майолики».
В XVII веке голландские мастера из Делфта, также соблазнившиеся высокой ценой китайских фарфоровых изделий, стали копировать сине-белые орнаменты. И так же, как изникские мастера, довольно быстро заменили китайские рисунки на свои собственные сюжеты, по-преимуществу с изображением солдат, всадников, батальных сцен, бытовых картин и цветов. Во второй четверти XVII века появилась мода на морские сюжеты.
Отличие дельфтской архитектурной керамики от Азулежу в простоте композиции. Голландские мастера могут переносить на керамику полотна художников, исполняя их в сине-белой гамме, однако барокальная орнаменталистика им свойственна в меньшей степени и изразцовые панно выглядят более сдержанно.
Кроме того, голландские изразцы, как правило, являются композиционно законченными элементами, где каждая отдельная плитка полностью самодостаточный объект и может не только участвовать в покрытии поверхности, но и «работать» отдельно, например, как картинка, вставленная в рамку. Объединителем, связующим голландские изразцы в единое панно, служит не сюжет, а так называемый, corner motifs (угловой мотив) — небольшой орнамент в виде завитка одного рисунка для всех плиток, расположенный в углах изразца. Это классический прием Делфта, начиная с XVII века.
Голландские изразцы в итоге стали настолько самостоятельными и своеобразными, что образовали отдельный стиль в керамике delftware, многократно повторяемый керамистами других стран. Полная статья о Делфте и развитии стиля delftware опубликована на этой странице.
В XVIII веке император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.
Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.
На белом фаянсе и фарфоре расцветают легкие цветочные орнаменты, собранные в букеты и розетки, россыпи роз и хризантем, написанные синим кобальтом и уточненные золотыми штрихами, взлетают птицы и раскидываются пейзажи. Гжель впечатляет своим искусством, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики. Подробнее об истории Гжели мы писали в статье «Гжель — святой источник русского фарфора».
Мы перечислили пять основных стилей сине-белой росписи на керамике. Сегодня практически любая роспись кобальтом по белому фону может быть отнесена к одному из этих стилей.
Мы работаем во всех перечисленных стилях, а также во множестве других, создавая для наших клиентов красивые рельефные и живописные архитектурные элементы из керамики.
Посмотреть на сине-белые изразцы в разных стилях можно на этой странице.
Зарождение глиняного промысла
С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.
У каждого искусника был уникальный «почерк» - неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.
Расцвет гжельской росписи
Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.
Еще одно направление - майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже - зеленый, желтый и коричневый цвета.
Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.
Находка новых видов глины
В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.
В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.
Новый этап в развитии гжельской росписи
К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров - природа, листья, трава, цветы.
Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит.
К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях.
Гжелью называется традиционный русский промысел. Представляет он особенный вид росписи по керамике и фарфору синими красками по белоснежной эмали или глазури. Главные мотивы гжели - растительно-цветочные орнаменты и рисунки в русском народном стиле. Промысел зародился в XIV веке в деревне Гжель недалеко от Москвы и по сей день пользуется популярностью. Как возникла идея гжельской росписи?
Зарождение глиняного промысла
Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.
27 деревень, так называемый «Гжельский куст». Первое упоминание — во времена Ивана Калиты.
Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор. С 17 века в деревни Гжель началась добыча глины. Осадочная горная порода тогда была очень ценной и применялась для изготовления кухонной утвари и сосудов. Гжельская глина — стратегический ресурс.
В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.
Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России. Г. Х. Гроот.
Промысел начал развиваться уже в 18 веке, когда мастера стали создавать первые изразцы, посуду и даже кирпичи. Одних только детских игрушек из глины производили по несколько сотен тысяч в год, а затем отправляли в Москву.Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника
У каждого искусника был уникальный «почерк» - неповторимая манера росписи, которая отражала его восприятие мира. Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.
С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом. В середине 18 века промысел стремительно развивается и набирает большую популярность. Однако конкурировать с мастерами из Гжели по-прежнему не мог никто.Иллюстрация: разноцветная гжель
Изначально гжель была разноцветная.
Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор. «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.
Расцвет гжельской росписи
Конец 18 века ознаменовался историческим расцветом промысла. Популярной стала роспись на кувшинах, квасниках и кумганах. Тонкое искусство было под силу лишь редким умельцам, ведь роспись требовала большого терпения и отличных навыков. Сам рисунок наносился еще на обожженное изделие, предварительно покрытое белоснежной эмалью.
Еще одно направление - майоликовая пластика. Мастера изображали бытовые сюжеты из жизни крестьян, военных, людей, занятых ремеслом. Спустя пару десятилетий мастера стали расписывать каминные и печные изразцы. Самой востребованной была кухонная утварь: тарелки, кружки, кумганы, блюда, квасники, чайники, кувшины. Искусники украшали их цветочными орнаментами, деревьями, птицами и даже архитектурными сооружениями тех времен. В основном для росписи использовались сине-голубые оттенки, реже - зеленый, желтый и коричневый цвета.
Из посуды составлялись целые композиции, расписанные одной сюжетной линией. А дополняли их фигурки людей и животных. Например, мастер мог создать кувшин с ручкой, напоминающей ветку, и носиком по подобию птичьей головы. Так автор изделия выражал свое мировоззрение.
Находка новых видов глины
В 19 веке неподалеку от села Мишино обнаружили светлую глину, а затем начали производить из нее полуфаянс. В основном из них получались кувшины и квасники. Вот только изделия выглядели не столь утонченно, как обычные глиняные и были очень хрупкими.
В это же время в Бронницком уезде нашли белую глину. Из нее стали производить фарфор, а впоследствии открыли в селе Володино завод по производству фарфоровых изделий. Предприятием заправлял Павел Куликов, который настолько дорожил секретами производства, что доверял их только двум гончарам и одному рабочему. Именно с этого завода и начинается история гжельского фарфора.
Новый этап в развитии гжельской росписи
К 1812 году в Российской империи действовало 25 предприятий по выпуску фарфоровых изделий: посуды, игрушек в виде птиц и животных, статуэток, изображающих сюжеты бытовой жизни. Изделия покрывали белоснежной глазурью, а сверху украшали орнаментами сине-лилово-желто-коричневых оттенков. Ведущие мотивы в работах гжельских мастеров - природа, листья, трава, цветы.
Одновременно с увеличением спроса на фарфор стали делать меньше майолики. Так фарфоровые и фаянсовые изделия стали основой гжельского промысла, что послужило экономическому подъему деревни Гжели. Небольшие мастерские превращаются в заводы и начинают расширяться, а вместе с ними и выбор продукции. Добавились чернильницы, масленки, молочники и подсвечники. Несмотря на большую конкуренцию, изделия из Гжели по-прежнему пользовались спросом, поскольку сохраняли некую «наивность» и народный колорит. Мастера расписывают изделия синими красками и украшают золотом по контуру
К концу 19 века роспись становится более лаконичной и сдержанной. Выполняется исключительно в синих оттенках с золотыми контурами для украшения. Именно этот период стал пиком расцвета промысла Гжели и совершенствования производства фаянса, фарфора. Во времена советского правления заводы пришли в упадок из-за национализации и только в середине 20 века их начали восстанавливать. Сегодня насладиться изделиями мастеров из Гжели можно в московских и петербургских музеях. Село Гжель расположено в 60 километров от столицы, его легко найти на карте, добраться сюда не составит труда на своем транспорте. А так же с Казанского вокзала Москвы, регулярно отправляются электрички и скорый поезд в данном направлении, время в пути займет от 1 до 1,5 часа. От станции метро «Котельники» в Гжель регулярно ходят рейсовые автобусы. Но самым популярным методом посещения села, являются экскурсии туристических операторов, в которые включена стоимость отдельного автобуса, а так же экскурсия на протяжении всего пути следования. Гжель имеет на своей территории множество достопримечательностей: старинные церкви, святой источник, природный памятник стратотип и сосновые леса. Однако славу поселку принес промысел, которым издавна занимаются местные жители.
Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т.ч. и в(о) Гжели. Старообрядцы там живут и до сих пор. Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским». Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине-белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами. Где еще можно такое увидеть?
Гжель – название народного «сине-белого» промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения): ТрошкОво, поворот направо - Глебово и Фенино; РечИцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не «в Гжель», а «во Гжель».
Фабрика «Гжель»
сегодня газываеися "Синь России" остается одной из самых древних и солидных по производству изделий из фарфора, известных на весь мир как народный промысел одноименного города. Она основала и стала главным лицом художественного стиля Гжель, уникальной продукции эстетики и качества.Забор фабрики Само здание.
Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.Иллюстрация: роспись гжельского фарфора
Агитфарфор — главная тема гжельской росписи времен Гражданской войны. Придумано французами эпохи буржуазной революции. В советские годы идеи коммунизма в керамике шли на экспорт. Сегодня цена идеологического наследия на лондонском аукционе — до четырех тысяч фунтов. Иллюстрация: фарфоровая статуэтка эпохи СССР
Завод можно посетить на экскурсии, предполагающие знакомство туристов с технологией росписи на керамике с синей росписью, которую нельзя ни с чем спутать. Есть там и музей гжели. Ну и, конечно, можно приобрести всевозможнуб продукцию самого завода.Тема уже вроде и выпущена, но Андрей Плескач мне тут подкинул новость. В экспозиции военной техники на территории КВЦ «Патриот» появился уникальный экспонат: советский легкий танк Т-54 расписанный под гжель. Обойти не смогла. Добавляю.
Многие считают, что в современном мире нет места художественным стилям прошлых веков. Однако это не так, в настоящее время есть мастерские, которые сохранили древние традиции и продолжают удивлять своими изделиями. Сюда можно отнести фабрику, где до сих пор практикуют городецкую роспись уже более 60 лет.
Что такое городецкая роспись?
Народный декоративный художественный промысел, который развивался в районе Горьковской области в середине 19 века. Стиль выделяется яркими оттенками и лаконичностью. Изначально ей украшали жилища и разнообразные предметы быта. Особой популярностью пользовались местные прялки, которые продавались в большом количестве практически по всей территории России. Городецкая роспись – это стиль, который трудно перепутать с другими. Все изделия отличаются забавными расписными картинками.
История городецкой росписи
Одним из достижений 19 века считается появление данной техники в изобразительном искусстве. Изначально городецкая роспись встречалась на доске прялок. Их украшали особой техникой инкрустации: в углубления изделия вставлялись фигурки, вырезанные из дерева другой породы. Таким образом, всего из двух оттенков чистого дерева мастера того времени создавали настоящие шедевры народного искусства.
Во второй половине столетия увеличилась потребность в изготовлении прядильных донец и инкрустация стала очень трудоемким способом их украшения.
Было решено заменить ее резьбой с покраской, а уже ближе к концу века основным декором стали живописные элементы. В то время данный вид искусства называли русским народным художественным промыслом. Старинные традиции до сих пор сохраняют современные мастера, которые трудятся на фабрике «Городецкая роспись». Их умения оценены по заслугам настолько высоко, что некоторые получили награду лауреата Репинской премии.
Особенности городецкой росписи
Данная техника выделяется определенными характеристиками:
- Во время росписи мастера используют свободный мазок.
- Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.
- Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.
- Роспись осуществляют без предварительных набросков.
- В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.
- Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.
Элементы городецкой росписи
Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:
- Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.
- Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.
- Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Птица воплощает семейное счастье, а конь – богатство.
Основные цвета городецкой росписи
Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета:
Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения:
- охра;
- розовый;
- красный;
- голубой;
- синий;
- белый;
- зеленый;
- черный;
- желтый.
Виды городецкой росписи
Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:
-
Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.
Технология городецкой росписи
Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Ее можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбеленный, а другой насыщенный. Этапы городецкой росписи:
- Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее желтой, красной или черной краской.
- Тонкими линиями с помощью карандаша намечается будущий узор. Делают подобные действия для основных элементов.
- Широкой кистью наносят основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.
- Сверху делают повторные мазки более темным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков формируют листочки.
- На заключительном этапе с помощью тонкой кисти наносят штрихи и точки черного и белого цвета.
- После высыхания все изделие покрывают бесцветным лаком.
Городецкая роспись – примеры
Для знакомства предлагаем посмотреть несколько ярких примеров данного стиля:
-
Шкатулка, украшенная сюжетной картиной – прогулка влюбленной пары на повозке запряженной тройкой лошадей.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые, но тем и очаровательные пейзажи, отточенный стиль и особый, «фирменный» мазок… Все это можно назвать двумя словами – гжельская роспись. О происхождении промысла, его тонкостях и секретах, технике и этапах созданий изделий, читайте далее.
История промысла
Что такое гжель? Это вид русской народной росписи, узнаваемый далеко за пределами России. Слово gzhel знают не только искусствоведы и художники. Если попросить иностранца создать инициативный ряд к слову «русский, Россия», то без традиционной хохломы и гжели точно не обойдется. Гжелью называют обширный район под Москвой, объединяющий 27 деревень. Их принято называть «Гжельским кустом». Территориально он находится в 60 км от Москвы по ж/д линии Москва-Муром-Казань. Сейчас это Раменский район Московской области, ранее же территория относилась к Богородскому и Бронницкому уездам.
Гончарное ремесло развивалось здесь издавна, а с середины 17 столетия в Гжели добывали ценные сорта глины. Тогда природный материал использовали для аптекарских нужд, а есть быть точнее – «для алхимической посуды». До середины 18 века в Гжели делали обычные для той поры изделия – посуду, кирпич, гончарные трубы, изразцы, а еще детские игрушки. Но на экваторе столетия Гжель стала самым мощным в России центром по производству майолики. Даже Михайло Ломоносов писал об уникальной белизне гжельской глины.
Затем в этой местности наладили производство полуфаянса, фаянса, вследствие чего был основан фарфоровый завод. Во второй четверти 19 века искусство гжели достигло пика. Описание лучших произведений, выполненных в этой техники, относится к этому периоду. А далее случился спад, обусловленный промышленным реформированием в России, и длительное затишье. Только после Великой Отечественной, благодаря мастерам-подвижникам, гжель, как народная роспись, была реанимирована.
Секреты росписи гжель
Интересный факт: гжель в своем развитии прошла несколько этапов, и знаменитая синяя роспись на белом фоне – только один из них. Однако ни с чем иным обыватель более не сравнивает гжель. Ведь это цветовое решение стало главным, определяющим для данного вида росписи.
Предлагаем вам посмотреть видео, в котором речь пойдет о гжельской росписи, история промысла
Виды росписи гжель
В 18 веке самой узнаваемой была лубочная гжель. Обусловлено развитие этого вида тем, что многие мастера начали учиться на заводе Гребенщикова в Москве. Посуду расписывали орнаментами с применением зеленого, желтого, синего цветов. Использовались и фиолетово-коричневые краски на белом фоне. Основа изображения – картинки лубка, очень модные в то время. Например, в центре рисунка могла быть птица, люди, животные, домик. Увы, но это ремесло более не развивается, лубочный гжельский промысел можно считать утраченным.
Другие виды гжели:
- Надглазурная. Древний и очень красивый вид росписи. Цветные краски мастера наносили прямо по глазури. Делать это было сложно, работа трудоемкая. К тому же обжигать изделие приходилось в три, а то и в четыре этапа. Цена такой посуды будет очень высокой, но выглядит надглазурная гжель словно посуда из царского сервиза.
- Глухой кобальт. Она не очень привычна для традиционного восприятия гжели, но это, тем не менее, самостоятельный ее вид. Некоторые сравнивают глухой кобальт с зеркальным отражением привычной гжели. Мастер покрывает кобальтом всю поверхность изделия, потом наносит глазурь. После обжига на изделие наносится рисунок белой краской и золотом.
- Костяной и белый фарфор. Еще один прекрасный стиль гжельского искусства: чистой белизны посуда с золоченым рисунком. Золото будто бы углубляет белизну, подчеркивает ее хрупкость и благородность.
- Традиционная роспись. Бело-голубая гжель – это народный, общепризнанный, самый известный вид промысла. У него есть второе название: «Синь России». Мастер делает рисунок специальными красками на основе оксида кобальта, используя технику кистевого мазка. Уже расписанное изделие нужно окунуть в белую глазурь и обжечь в печи. После обжига глазурь меняет белизну на прозрачность, изделие обогащается глянцевым блеском и прочностью, а рисунок максимально ярко проявляет себя.
Те, кого только начала привлекать гжель, интересные факты росписи пытается найти на просторах интернета. И чаще можно встретить историю, которая, скорее, является байкой. Когда в пик своего расцвета гжельская роспись становилась все более популярной, мастера хранили ее секреты, не выдавая сторонним особенностей техники. Владелец завода даже нанимал немого мастера, который не мог бы разболтать «ноу хау». Но когда заинтересованные лица напоили керамиста, тот без слов умудрился выдать все производственные секреты.
Цвета гжельской росписи
Есть несколько мнений, почему именно синие узоры на белом фоне стали самыми удачными для гжельских керамистов. Даже ребенок узнает синеватые завитки на молочной белизне фарфора. А ведь, как уже говорилось, есть несколько видов росписи, где цветовая палитра была не столь ограниченной.
Обе версии правдоподобны, и их смешение, возможно, и является истиной. Синий цвет наиболее удачно сочетался с глазурью. Другие цвета не всегда давали хорошую комбинацию, немало изделий приходилось отбраковывать. Синий же «срабатывал» идеально. Справедливо и то, что роспись в бело-голубых тонах была в то время общемировой тенденцией: знаменитые голландские изразцы и китайский фарфор, яркие тому примеры.
И технические хитрости, и культурное заимствование поучаствовали в создании мирового художественного бренда. Гжельскую колористику постоянно обыгрывают в своих работах современные дизайнеры. Они украшают интерьеры текстилем в стиле гжели, используют вдохновленное гжелью оформление стен. И, удивительно, бело-голубая русская эстетика, умудряется прекрасно ужиться в кантри, скандинавском стиле, и даже в провансе.
Смешение двух цветов дает возможность получить множество оттенков. Мастер использует и контрастные переходы, и растягивание через тушевку, и даже сильное затемнение синего.
Элементы и узоры гжельской росписи
Начинающие художники думают, что главное в гжели – научиться изящно замешивать два цвета. Но, пожалуй, более сложным будет освоить движение кисти. Научиться делать мазок шире и плотнее, когда нужно, правильно рассчитать толщину краски на каждой части ворса, направление мазка: вот где хитрость. А еще мастерам придется научиться работать со светотеневым пятном: правильный переход от светлого к темному и делает гжель лаконичным и тонким ремеслом, с запоминающимся узором.
Основные приемы и элементы гжельской росписи:
- Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.
- Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.
- Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.
Искусству знаменитой росписи учатся и сегодня. Существуют специальные курсы гжели для детей, гжели для начинающих и т.д. Это лишь кажется, что ремесло, в котором используются только два цвета, будет простым. И хоть иные начинающие художники считают, что раз крестьяне освоили эту роспись, у них уж точно получится, на практике оказывается, что творчество требует не только терпения и внимательности, но и большого художественного навыка. Тем и интересно сегодня заниматься гжелью: радует сам момент сакрального прикосновения к истокам, а еще возможность отвлечься от суеты и однообразия будней.
Техника выполнения: как расписывают гжель
Если вы решили всерьез освоить гжельскую технику, приготовьтесь к тому, что начинать нужно с самых азов. И с усердием первоклашки придется проделывать несложные, элементарные приемы, не спеша переходить к более мудреным изображениям.
Для работы понадобятся:
- плотная бумага;
- гуашь (но акварель и акрил также допустимы для научения);
- кисти разных размеров;
- вода в стакане;
- палитра;
- тряпочка.
Начинайте с простейшего – капелек, точек, линий, штрихов. С соединением этих базовых элементов и получаются узнаваемые гжельские узоры. Попробуйте провести по бумаге несколько параллельных синих линий. Из линий у вас должны образоваться клетки. Потом внутри этих клеток ставьте точки, они должны быть одноразмерные. А теперь в полученном рисунке найдите способ провести тонкие темные линии.
По образцам и шаблонам можно рисовать узорные строчки: как в прописях, один элемент повторяем всю строку, и только потом переходим к следующему. И лишь исписав таким способом несколько листов, путем усложнения рисунка и узора, можно начинать рисовать цветы или листочки на стебельке.
Обязательная практика – игра с цветами. Вы должны «попробовать на кисть» разные комбинации белого с синим. Вам следует научиться чувствовать кистью соотношение набранных красок, толщину, силу мазка. Главное – увидеть, как распределяется краска, и эти наблюдения перевести в статус подсказки. После такой практики, ваша рука «будет знать», сколько какой краски нужно взять, чтобы получить тот или другой элемент.
Нарисуйте на листе плотной акварельной бумаги тарелку. Центральные линии наметьте карандашом. Задача – расписать тарелку в гжельской технике. Будут там простые элементы или сценки из крестьянской жизни, зависит от вашей готовности и уже наработанных умений. Но, только потренировавшись на бумаге, приступайте к росписи керамики.
Как много времени займут тренировки, зависит от усердия и начальных навыков. Если вы распечатаете сначала прописи, и поработаете над ним хотя бы недельку (хватит часа в день), можно заполнять специальные шаблоны, расписывать эскизы, и готовиться к работе с глиной.
В следующем видео, мастер Зинаида Голубева расписывает фарфоровую тарелочку «под гжель»:
Народные промыслы – гжель и хохлома, дымковская роспись и жостовская, городецкая роспись и палехская миниатюра, это бережно охраняемые ценности народной культуры. Их законы и принципы консервативны, но это не ограничивает фантазию современных художников, которые создают новые изделия в традиционных техниках.
Вазы в гжельской росписи украсят интерьер, сделают визуально богаче любой находящийся в вазах букет. Посуда и сувениры также внесут особую прелесть в образ жилища. А если изделие сделано собственноручно, в нем появляется нежное очарование.
Гжель сегодня – это созвучная русскому характеру декоративность, красота, тонкость. Роспись достойна появления новых почитателей и мастеров.
Читайте также: