Игрушки в российской империи
Русские мастера творили из глины и дерева наряду с посудой и другими бытовыми предметами ещё и диковинные игрушки, отражавшие детали обихода того времени, национальные узоры и орнаменты и даже тайные смыслы, понятные жителю той эпохи. По словам А.К. Чекалова, исследовавшего промыслы русского Севера: «Народное творчество – это сама природа, сказочный Феникс, возрождающийся, чтобы умереть. Это не примитивный реликт, а зеркальное отражение реальной жизни». Попробуем и мы погрузиться в тайны, которые скрывают старинные игрушки наших предков.
Глиняные свистульки и игрушки
Полые игрушки из глины, способные издавать свист, пришли в обиход от древних ритуалов. Шаманы, волхвы и колдуны, общающиеся с невидимыми высшими или низшими силами, использовали инструменты, издающие самые необычные звуки. Какими-то приманивали неведомых помощников. Другие, напротив, отпугивали, прогоняли злых духов прочь. Считалось, что определённые звуки могут призвать ветер, чтобы закрутить крылья мельниц, или пролить дождь на высохшие поля. Игрушки на Руси – это не только предмет для развлечений. Детям вручали глиняные свистульки в качестве оберега.
Самой знаменитой глиняной российской поделкой называют дымковскую игрушку, которой славилась заречная слобода Дымково близ Вятки, ныне вошедшая в территорию города Киров. Появление свистулечного промысла в тех местах неслучайно. Историки говорят о двух основных причинах популярности свистулек в том регионе. Первая связана с печальным Хлыновским побоищем. Когда Хлынов-град (прежнее название Вятки) осадили новгородцы, жители позвали на помощь дружину Великого Устюга. Но союзное войско, прибывшее ночью, было приняло за неприятеля и перебито. Поминки погибших союзников провели под пересвисты, что положило начало празднику свистопляски или свистуньи. По другой версии Свистунья – весёлый праздник на четвёртую субботу после Пасхи, когда народ радовался окончательному приходу тепла и приближению лета. Ожившую весной природу символизировали глиняные фигурки домашних и диких животных, раскрашенные яркими красками.
Искусствоведы делят старорусские игрушки в виде глиняных свистулек на три категории. Первые имеют внутреннюю полость, причём, чем значительнее её объём, тем ниже звук, издаваемый свистулькой. Звуки, издаваемые второй категорией, целиком зависят от конструкции свистка, который мастерят обособленно, а потом прилепляют к основной фигурке. Единым целым их делает общая окраска. Третья категория может быть обычной внутренне-полостной свистулькой, однако если в неё набрать немного воды, то свист становится переливчатым. За издаваемые трели такие водяные свистульки получили прозвище «соловей».
До появления устойчивого спроса выделка глиняных игрушек сопутствовала гончарному промыслу. Сам мастер часто занимался только изготовлением свистка, а лепить сопутствующую фигуру поручал жене или детям. На раннем этапе обычные глиняные фигурки раскупались на ярмарках не столь активно, как свистульки. Дети, получив игрушку, начинали искать отверстия для свиста и очень огорчались, если не могли их обнаружить. Уяснив запрос, мастера начали приспосабливать свистульки, встраивая их порой в самые неожиданные места. Яркие глиняные игрушки притягивали взор и помогали продавать обычные горшки, миски или корчаги.
Большую популярность также снискала жбанниковская глиняная игрушка (Нижегородские земли). Хотя она названа по имени деревни Жбанниково, лепила подобные свистульки вся округа. Для жбанниковской свистульки характерна треугольная форма и три точки опоры. Собственно, оформлением различалась лишь верхняя часть свистульки, показывая чудо-птицу или конного воина. «Игрушка не копирует свой зоологический прототип, а дает сказочно-фантастическое решение образа, в котором точность отдельных деталей не вызывает ощущения обыденного, а сказочность не уводит совсем из реальности, как в сказке о выдуманном и в то же время таком реальном коньке-горбунке», - писал о жбанниковской свистульке её исследователь Геннадий Блинов. Мастера стремились удивить свистульками, экспериментируя со звуком, и порой встраивали в одну свистульку целый оркестр. Отверстия для свиста можно было найти не только в хвостовой части, но и рогах. Жбанниковская глиняная игрушка обладает характерной окраской, включающую нанесение на однотонный фон россыпи цветных точек или узоров. Применяют для её оформления и узоры, которыми славится Хохлома, Семёнов и Полховский Майдан. Зачастую в росписи можно узнать городецкие мотивы. Такие жбанниковские свистульки иногда относят к городецкой игрушке, хотя они сделаны из глины, а не из дерева.
Разглядывая дымковскую или жбанниковскую игрушку, порой подумаешь, что это исконно русское творчество. Но теми же глиняными свистульками с самобытной росписью могут похвастаться гуцульские мастера, а выше показана глиняная фигурка всадника на лошади, сделанная в высокогорном дагестанском ауле Балхар. За этого всадника на аукционе, состоявшемся в январе 2021 года, заплатили 80 000 рублей. Интересно, что большинство балхарских игрушек сделаны женщинами. Когда-то производство представляло настоящий ритуал: глину месили ногами, исполняя народные песни. После лепки фигурки тщательно сушили и украшали узорчатой росписью с национальными мотивами.
Тряпичные и соломенные куклы
Древние куклы, которыми игрались деревенские малыши много веков назад, совершенно непохожи на их пластиковых сестричек, которых предпочитают дети нашего времени. Популярность их на протяжении долгого периода обеспечивалась простотой изготовления. Для создания куклы требовались обрывки ткани и наполнитель, которым часто выступала обычная зола. Если же за выделку бралась мастерица, то её куклу можно было подарить, настолько красиво смотрелась на ней одёжка и украшение.
Почему же древние куклы гладколицые? Что мешало нарисовать глаза, нос, рот? Оказывается, это связано с бытующими поверьями, что куклы только кажутся неживыми. Будь у куклы глаза, она бы высматривала всё, что творится в семействе. Окажись она в посторонних руках, нарисованный рот выболтал бы знающему человеку сокровенные тайны чужого рода. Для своих детей родители делали куклы из лоскутков ношеной одежды: считалось, что так передавалась детям семейная сила (традиционно в ношеную одежду заворачивали и новорожденных). Если же куклу готовили в подарок или на продажу, то на выделку шла покупная ткань. Мистическую силу передавали кукле, если её изначально мастерили в виде оберега от всяческих хворей, недугов и болезней (куклы, которые имеют прозвище «лихоманки» или «лихорадки»).
Искусствоведы выделяют в русской тряпичной кукле несколько видов, обусловленных местными традициями той или иной территории:
- столбушка или палочковая кукла (столбец, полено, чурка, щепка, лучина);
- крестушка (крестообразное основание, обмотанное тряпками);
- узелковая кукла, созданная из тряпок, завязанных узлами;
- набивная кукла (фигурный мешочек с наполнителем).
На северных землях преобладали палочковые куклы, в южных областях – набивные с большой головой, в центральных районах – набивные куклы, чьи части сшивались. Варианты набивки тоже имели смысловое наполнение. Кукольную голову заполняли счёсом женских волос, шерстью или обрезками меха домашних животных. Иногда в голове древней куклы прячется клубок. Он не только придавал голове нужную шарообразную форму, но как бы подталкивал играющую с куклой девочку к будущему рукоделию. Тело чаще всего заполняли тряпками или золой. Исследователи связывают последнюю с силами огня и духами идолов – каменных баб. Тот же кубок символически – это магический атрибут, с помощью которого богиня Мокошь, прядёт человеческую судьбу. Его же связывают со святой Параскевой Пятницей, которая покровительствует ткачеству и прядению.
Подготовка основы набивной куклы много времени не занимало. В лоскут ткани засыпалась зола. «Голова» получалась перевязкой, затем её смачивали водой. Когда «голова» подсыхала, её обтягивали белой тканью. Туловище-мешочек получали выворотным способом, а после туго набивали золой, подворачивали нижний конец и завязывали по талии ниткой. Если сомневались в прочности ткани, то задействовали второй слой, чтобы зола не высыпалась. А вот многослойное обряжение куклы – это уже кропотливый труд. Но в результате ребёнок получал нарядную белолицую красавицу.
Безликими оставались куклы из кудели и соломы. Соломенные куколки мастерили повсеместно, потому что материал был всегда под рукой и не требовал хитростей в обработке. Достаточно было перегнуть пучки соломы в нужных местах и перевязать нитками. На одёжку соломенной девице шли всё те же лоскутки. Часто в гардеробе соломенных кукол преобладает красный цвет или есть яркая деталь с оттенками красного. Ведь «красное» не только синонимично «красивому», но также несёт защитное (обережное) свойство.
Народные куклы обретают черты лица лишь ближе к концу 19-го столетия, когда окончательное превращается в игрушку – предмет развлечения. Кукле становятся необходимы яркие черты и нарочитая привлекательность. В одежде или лице таких куколок легко угадать их сословие или происхождение: платье и головной убор показывали гордую барыню, зажиточную горожанку или крестьянскую девушку, принарядившуюся для деревенского праздника. Первоначально лицо обрисовывали углём, но потом стали применять стойкие краски, вышивку или те же лоскутки. В зависимости от места производства черты лица могут принимать характерные отличия. Но некоторые мастера даже сейчас оставляют тряпичные или соломенные куклы безликими.
Деревянные игрушки
Резные игрушки проделали вместе с человечеством длинный многовековой путь. На момент создания статьи древнейшей игрушкой считается фигурка, вырезанная из кости мамонта. Её обнаружили на раскопках близ столицы Моравии (часть современной Чехии). Учёные оценили её возраст в 30 000 или даже 35 000 лет. Но это не означает, что игрушки не делали раньше. Просто эти находки у археологов пока впереди. Считают, что игрушки Древней Руси для детей (а не для совершения обрядов) начали делать из дерева в IX веке. Как и глиняные игрушки, часть деревянных поделок была тесно связана со звуками, отгоняющими злых духов: трещотки и те же свистульки. Однако вырезали и фигурки без полостей. Первые письменные упоминания об игрушечных промыслах датируются началом 15-го столетия.
Из числа народных промыслов, относящихся к игрушкам из дерева, наиболее известна Сергиево-Посадская (Загорская) игрушка. Именно в Сергиевом Посаде, начиная с XV века, зародилось мастерство резных игрушек, которые после раскраски привозили на Сергиево-Посадское торжище. Казалось бы, игрушки – дело, сугубо мирское, но даже в Троице-Сергиевой лавре занимались её выделкой из дерева и раскраской, достигая больших высот. Заезжие купцы потом продавали эти деревянные детские игрушки по всей округе, а близость к Первопрестольной тоже сыграла важную роль в распространении промысла. Уже на Московском торгу поделки перекупали богатые жители столицы, представители боярских родов, придворные. Зафиксировано документами, что именно здесь посадские игрушки, где среди прочих были фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов, приобрели для детей Петра Великого. Покупали расписные диковинки и заезжие иностранцы, увозя их потом в Европу.
Мастера старались предложить игрушки на любой кошелёк. Например, у дешёвых кукол одежду рисовали или приклеивали. Куклы подороже одевали в дорогие и прочные костюмы. Вершиной же были нарядные красавицы, чьи платья шили из шёлка, атласа и батиста, отделывая вычурными кружевами. Появилась даже специальность – одевальщица кукол. К началу ХХ века здесь производили около полутора сотен различных кукол в национальных одеждах. Однако фабричное производство, с которым объёмами кустари конкурировать не могли, сильно подкосило промысел, который захирел к началу Первой мировой войны. После революции новая власть не только решила восстановить производство, но и превратило Серигиев Посад (в те годы – Загорск) в своеобразную «игрушечную столицу» России. Здесь размещались Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки, художественно-промышленный техникум игрушки, Музей игрушки и несколько фабрик, которые работали как над возрождением народных промыслов, так и над выпуском современных игрушек.
С посадскими промыслами долгое время конкурировала Богородская игрушка, происходящая из располагавшегося неподалёку селе Богородское. Её зарождение относят к XVII веку. Самобытность её заключается в том, что работу местных мастеров выделяет не окраска (чем славится загорская игрушка), а оригинальный узор дерева и элементы, созданные искусной резьбой. Большую популярность имели подвижные игрушки, из которых самая известная – это «богородские кузнецы», где мужик и медведь поочерёдно бьют молотами по наковальне. Расцвет местного промысла пришёлся на конец XVIII – начало XIX веков.
Не менее знаменита, чем подмосковные промыслы, городецкая игрушка (г. Городец, Нижегородская область). Основой ранних игрушек служила балбешка (часть полена, чурбашек, чурка, болвашек). Обрубок цилиндрической формы раскалывали пополам, получая плоскость спереди и полукруг сзади. На плоскости резьбой создавали контур фигуры и раскрашивали. Сзади балбешку обстругивали, но без шлифовки или окраски. Получались как человеческие фигуры (барыни, няньки, кормилицы), так и подобия животных (коты, петухи и пр.). Наиболее выделялись поделки села Курцево, но не отставали мастера и близлежащих сёл Новинки, Леденцово или Телячье, где собирали знаменитые «колески»-каталки. Тамошним мастерам из поколения в поколение передавали секреты, как без клея и гвоздей соорудить каталку, чтобы её колёсики свободно крутились, но не слетали. Городецкие мастера использовали контурную плоско-выемчатую резьбу геометрического узора, чтобы создать иллюзию объёма. Раскраска применялась лишь для выделения некоторых углублений. Название «Городецкая игрушка» эти поделки получили, когда город Городец стал административным центром округи. В самом Городце знаменитых коней на колёсиках стали вырезать гораздо позднее.
Как всеобщие сказочные сюжеты, послужившие основой для национальных эпосов, переплетаются и мотивы народных промыслов различных территорий России. Например, среди федосеевской игрушки (Нижегородская область) можно отыскать тех же «богородских кузнецов» или фигурки с типично посадской раскраской. А колёсики здесь, возможно, заимствовали от городецких мастеров. Федосеевская топорно-щепная игрушка имеет нарочито грубые очертания, очарование которым придаёт незатейливый растительный орнамент. Эти игрушки получили ласковое прозвище «балясинка» от слова «баляса», обозначающего забаву или шутку.
Говоря о народной деревянной игрушке, невозможно не вспомнить о матрёшке. Кажется, что семейство расписных кукол, находящихся внутри друг дружки, изобретено давно. Но это не так. Хотя выделка разборных игрушек (например, расписных пасхальных яиц с сюрпризом внутри), действительно, уходит вглубь веков, возраст матрёшки не так уж и велик. Её распространению поспособствовали токарные станки, позволяющие точно подгонять очередную куклу к внутреннему пространству предыдущей. Поэтому начало массового производства матрёшки датируют 1890-ми годами. Почему кукла получила именно такое имя? Скорее всего, из-за широких округлых боков. Полных и дородных женщин часто называли «Матрёна» или ласково «Матрёша». Это прозвище перешло и на куклу. Родоначальниками промысла считают мастерскую «Детское воспитание» (г. Москва) и московский Музей кустарных изделий, тоже имевший свои мастерские. Саму деревянную основу выточил токарь Василий Петрович Звёздочкин. Набор состоял из восьми единиц, вложенных друг в друга. Самой большой была девочка с чёрным петухом, в которой прятались ещё пять расписанных под девочку кукол и один мальчик. А неразборной восьмой куклой был спелёнатый младенец. Несмотря на то, что матрёшка получила в 1900 году приз на международной выставке кустарных ремесел в Париже, производство из-за финансовых неурядиц переехало из Москвы в Сергиев Посад. Но переезд как раз и спас матрёшку. Ведь именно в Загорске при СССР промысел расцвёл.
Разборные деревянные куклы из трёх и более элементов стали такой же привычной деталью квартирной обстановки как знаменитые семь слонов. Матрёшки вместе с деревянными грибами и ёлками входили в состав детских наборов счётного материала (кроме того, разборка и сборка деревянных куколок способствует развитию мелкой моторики рук). Семёновская матрёшка известна не менее Сергиево-Посадской. Её раскраска, как считают искусствоведы, ближе по духу к древнерусской росписи. Семёновскую матрёшку отличают и глубокие задумчивые глаза. А вот черты лица за время производства претерпели эволюцию: раньше она была сердитой, но постепенно научилась и улыбаться. Матрёшки выпускали различные советские предприятия (например, Туринская фабрика детской игрушки). Национальные мотивы в росписи заметны на матрёшках Уфы и Сыктывкара. А в Бресте сопрягли свойства двух игрушек, освоив выпуск матрёшек-неваляшек.
Удивительно, что матрёшке немногим больше века, но она успела превратиться в один из самых узнаваемых символов России. Зарубежные туристы стараются прихватить с собой яркую куклу в качестве сувенира. Матрёшечные мастера XXI века удивляют не только росписью, но и вместимостью. В главной матрёшке можно отыскать до 35 её меньших сестёр. Самой вместительной матрёшкой долгое время считалась показанная на выставке «EXPO-70» (г. Осака, Япония), внутри которой находилось более семи десятка фигур (всего 72 позиции). Однако сейчас можно найти сведения, что в фондах Исторического музея хранится стоместная матрёшка. Самый вместительный набор для продажи, куда вошла 51 позиция, изготовили в 2003 году. А самой большой матрёшкой в мире называют тридцатиметровую гигантшу Музея русского творчества в центре китайского города Маньчжурия. Однако она к разборным не относится, а представляет собой корпус здания. Трёхстороння роспись показывает символизированные женские образы русской, монгольской и китайской души.
В Сергиевом-Посаде есть музей игрушек :старый особняк красного кирпича над Келарским прудом напротив Троице-Сергиевой лавры, конечно, самый волшебный из всех музеев. Несмотря на название, он притягивает взрослых не меньше, чем детей. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.
Музей грушек в Сергиевом Посаде.
У этих игрушек очень непростая судьба. Вот, что рассказывает главный хранитель музея Тамара Никитична Атюшева:
"С 1918 по 1931 год, были постоянные экспозиции в Александровском дворце в Царском Селе: «Детская половина», «Комната младших княжон» или «Комната наследника». Естественно, там были и игрушки. А потом, после 31-го года, все царское, и особенно то, что не вписывалось в образ «монархов - угнетателей трудового народа», стали стирать со счастливого лица новой советской жизни.
После 1931 года экспозиции эти были свернуты. Игрушки и вещи царских детей были распределены по детским домам, приютам. И с тех пор следы царских игрушек официально теряются. Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение наш музей в 32-м году. У музея не было тогда даже своего помещения, и игрушки хранились в запасниках Загорского НИИ игрушки и в музее-заповеднике на территории лавры. Причем без всякого указания, что это вещи особенные. Просто «Куклы XIX века», и все. Нашлись, к счастью, энтузиасты, которые по своей инициативе их поддерживали, реставрировали, одна из реставраторов даже отрезала себе волосы и подарила их одной из кукол."
«В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них. И даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах», — записала однажды в своем дневнике императрица Александра Федоровна.
О том, какими принципами в воспитании руководствовались последний русский император и его супруга, можно судить в том числе по игрушкам, в которые играли цесаревич и великие княжны.
Царские дети получали игрушки-развлечения только в праздники. В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий. Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».
Настольная игра "Путешествие по России" 1885 год.
Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя». Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.
Декорации к спектаклю "Жизнь за царя"
У цесаревича Алексея был театр Гиньоль , принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад.
У цесаревича был набор для тиснения по коже: начиная с кусочков кожи, которую можно вырезать по трафаретам, штампиком сделать фактурной, подтонировать и изготовить, скажем, рамку для фотографии. На один из праздников маленький Алексей получил в подарок конструктор в виде часов-ходиков. Он сам собирал их по схеме, приобретая навыки часовщика. В музей игрушек эти часы попали разобранными на детали,когда часовщики их собрали, они пошли.
Шахматы, которыми играли дети в царской семье.
У княжон были наборы для шитья платьев на кукол. Вообще, у детей Николая IIбыло много кукол, например, куклы в костюме крестьянки Тульской губернии, крестьянки Московской губернии, куклы «татарка», «армянка», «осетинка».
Кукла фирмы Simon & Halbig в осетинском костюме.
Великие княжны и цесаревич воспитывались в любви и уважении к народам огромной Империи.
Был игрушечный терем, и большая шкатулка-ларец, вызывающая ассоциации с произведениями русских сказок и народного искусства. Все вещи выполнены с тщательностью и вниманием к традициям. Все это показатель того, что детям (особенно наследнику) внушалось: нельзя стоять во главе народа, не осознавая его глубинных, культурных и духовных ценностей.
Примерно так выглядела комната великих княжон. Фото с выставки.
Дочери русского императора имели большую коллекцию кукол из англии, Франции, Германии и России, особенно любимимы были немецкие форфорвые куклы с закрывающимися глазами и с натуральными волосами.Одеты эти красавицы были в великолепные платья из батиста и атласа, украшенные кружевами.
При взгляде на принадлежавшие великим княжнам куклы с их многочисленными изящными платьицами, шляпками, юбками, сумочками и украшениями — просто дух захватывает.
Можно предположить, что платьица для кукол были сшиты самими царскими дочерьми. Известно, что Александра Федоровна не любила сидеть без дела и приучала своих дочек к труду. И как известно, плоды этого воспитания сказались в 1914 году, когда старшие великие княжны работали в госпитале, выполняя там самую тяжелую работу.
Кукла «Царица». Франция, 1880-е гг.
Фарфор, стекло, ткань, мохер, парча, мех, галун. Высота 32 см.
Кукла в форме солдата лейб-гвардии Семёновского полка. Германия, 1910-е гг.
Метал, стекло, ткань, кожа. Высота 65 см.
В игрушках царской семьи поражает не только качество исполнения самой игрушки, но и то мастерство с которым выполнены аксессуары для нее, будь то одежда или предметы интерьера. У княжон был великолепный чайный сервиз мейсенского фарфора: туда входили чашечки, чайники, сахарница, молочник, маленькие ложечки.
Подлинный медвежонок Альфонсо, принадлежавший Княжне Ксении Романовой.
Царственные родители чрезвычайно волновались за состояние здоровья цесаревича, которое могло сильно ухудшиться от малейшей травмы, от обычного падения. Естественно, еще тщательнее его оберегали от опасных предметов в детской комнате. Но, несмотря на это, Алексей воспитывался прежде всего как будущий наследник престола, которому предстоит управлять огромной державой, и в том числе армией. У него было все, что следует иметь маленькому воину: игрушечная трехлинейная винтовка системы Мосина, игрушечные сабли, игрушечный корабль («Броненосец «Севастополь»), сигнальные флажки, треугольный красный вымпел с белым крестом. А еще то, что вызовет восторг и у современных, казалось бы, во всем искушенных, детей — электрическая железная дорога. Да не простая, а со станциями и туннелями, с огромным паровозом.
Электрическая железная дорога. Германия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска.
Игровая комната Алексея . Александровский дворец в Царском Селе.
Солдатики. Россия, начало ХХ века.
Мастика, дерево, роспись.
Пушка на лафете. Германия, начало ХХ века.
Жесть, штамповка, окраска.
Фишки-кораблики из настольной игры. Россия, начало ХХ века.
Металл, штамповка, окраска. Высота 3 см.
В царской семье заботились о физическом воспитании детей, что подтверждает сохранившийся до наших дней сундук с набором из 36 игр, среди которых бадминтон, кегли, соревновательная «игра в индейцев».
Велосипед, на котором катался царь.
В этом году 2 июняв Государственном музее-заповеднике "Царское Село"состоялось открытие выставки «Александровский дворец. В гостях на Детской половине.
Основная задача выставки – освещение одного из важных аспектов истории царскосельской резиденции, рассказ о детских годах, воспитании и образовании венценосных особ, любивших Царское Село. Это первый шаг на пути «возвращения» к жизни уникального историко-художественного комплекса комнат Детской половины Александровского дворца.
Надо сказать, что все детские игры были привязаны к календарю. Зимой это были подвижные игры, участие в колядках, по весне изготавливали птиц из теста, тряпок и глины и с обрядами «закличками» призывали весну. На Пасху катали яйца, познавая в такой нехитрой игре картину мироустройства.
Во всех детских играх «проигрывались» все важные обряды взрослых: рождение, похороны, Масленница и Пасха. Особое внимание уделялось свадьбам. Для этого со всего села собирались группы детей обоего пола. Каждая девочка приносила свой короб с куклами. Таким образом в игре их было по нескольку десятков штук. Разыгрывались с песнями и обрядами все этапы этого торжества: сватовство, посиделки, баня, расплетание косы и т.д.
Взрослые к детским играм были внимательны, всегда оставляли лоскутки на шитье, никогда игрушек не выбрасывали и потешных построек не разрушали. Напротив, к каждому празднику непременно старались радовать чадо новой потехой.
Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с X в. ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В Киеве были найдены глиняные свистульки, бараны, коньки, птички (X в.). К более позднему времени относятся находки в Новгороде (XII—XIII вв.). Это лодочки, скакалки, детское оружие, игрушечные инструменты, волчки, кони, куклы. Игрушки XII—XIII вв. сохранились на территории Рязани и Твери. Это игрушечная посуда, глиняные свистульки.
Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была и детская забава, и средство воспитания, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение, и все это выполняло одну главную функцию — функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средств, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт. Она тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с Родом, являлась копилкой народной памяти.
Антикварную куклу купить можно в нашем Шопике
Как же интересно! Спасибо! Было так приятно читать, что взрослые способствовали долгой и активной игре детей. Вроде необразованные люди были, а понимали и уважали игру в кукол. А сейчас и высмеять могут: взрослая, а все в куклы играешь. Видимо ушли мы от природы, от понимания душевных потребностей.
Здравствуйте, Маргарита! Спасибо за интереснейшую публикацию о крестьянских игрушках — в них видна народная мудрость и красота! Буду читать ещё не раз!
Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922 год. Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922 год. Музей личных коллекций, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
Вот и Новый Год наступил, и Рождество, а скоро и Новый Год по старому календарю придёт! Наряженные ёлки у всех ещё стоят, сверкают огнями, отражающимися в стеклянных ёлочных игрушках. У нас дома почти нет современных елочных игрушек, они, наверное, хорошие, но те, с детства знакомые, ближе, теплее, приятнее.
Правда, совсем уж старинных, дореволюционных у нас нет. Вот интересно, а чем украшали ёлку, скажем, сто или больше лет назад?
Послушаем Лидию Чарскую. Вот что она пишет в "Записках институтки", изданных в 1901 году. "Оживленные и порозовевшие от мороза, мы вошли снова под тяжелые своды нашего институтского здания. В семь часов вечера нас повели в зал, двери которого целый день были таинственно закрыты. В это время из залы донеслись звуки рояля, двери бесшумно распахнулись, и мы ахнули.
Посреди залы, вся сияя бесчисленными огнями свечей и дорогими, блестящими украшениями, стояла большая, доходящая до потолка елка. Золоченые цветы и звезды на самой вершине ее горели и переливались не хуже свечей. На темном бархатном фоне зелени красиво выделялись повешенные бонбоньерки, мандарины, яблоки и цветы, сработанные старшими. Под елкой лежали груды ваты, изображающей снежный сугроб. Мне пришло в голову невольное сравнение этой нарядной красавицы елки с тем маленьким деревцом, едва прикрытым дешевыми лакомствами, с той деревенскою рождественскою елочкою, которою мама баловала нас с братом. Милая, на все способная мама сама клеила и раскрашивала незатейливые картонажи , золотила орехи и шила мешочки для орехов и леденцов. И все это с величайшей осторожностью, тайком , чтобы никто не догадывался о сюрпризе. Та елка, скромная, деревенская, которую делала нам мама, была мне в десять раз приятнее и дороже. Я невольно вздохнула. "
А вот что писала о ёлке известная писательница Тэффи. "Валя со слоненком толковала целые дни про елку. Надо было, значит, непременно елку схлопотать. Выписала по секрету от «Мюра и Мерилиза» картонажи. Разбирала ночью. Картонажи оказались прямо чудесные: попугаи в золотых клеточках, домики, фонарики, но лучше всего был маленький ангел с радужными слюдяными крылышками, весь в золотых блестках. Он висел на резинке, крылышки шевелились. Из чего он был - не понять. Вроде воска. Щечки румяные, и в руках роза. Я такого чуда никогда не видала.." (Н. А. Тэффи. рассказ "Валя" 1920).
Упомянутые картонажи и являлись теми ёлочными игрушками, которыми чаще всего украшали ёлки до 1910-1920-х годов. Они появляются в России около 1880 года и изготавливались фабричным способом в Германии. начало этому производству было положено в Дрездене, поэтому све игрушки этого типа обычно назывались дрезденским картонажем. Вскоре их стали изготавливать и в России.
Вареная, печеная, жареная. Русский стол без картошки представить трудно. А ведь на нем появилась она не так уж давно. Чтобы картофель окончательно смог завоевать дореволюционную Россию, потребовалось полтора столетия.
Считается, что впервые картофель был завезен в Россию из Европы императором Петром I. По началу картофель считался диковинным овощем, который подавался при дворе, а сами придворные даже не знали, как именно его следует есть. Чаще всего его варили и посыпали иногда солью, иногда сахаром. По воспоминаниям приближенных, картофель часто подавали в доме фаворита императрицы Анны Иоановны Бирона. Также сохранились упоминания об огромных «бомбах а-ля Сардинапал», придуманных поваром Потемкина для Екатерины II. Их делали из мяса, картофеля и специй, а назвали в честь царя Ассирии, который заперся во дворце, чтобы предаваться разврату и чревоугодию. Позже «бомбами» стали называть большие картофельные котлеты, и с первоначальным блюдом они имели мало общего.
Но одно дело меню императоров и аристократов, и совсем другое – популярность среди простых россиян. И тут сведения противоречивы. С одной стороны сохранились упоминания о том, что «земляные яблоки» выращивали под Петербургом и под Новгородом, а также на огородах отдельных энтузиастов. В середине 18 века Медицинская коллегия рекомендовала сажать их в качестве альтернативе зерновым, особенно в период неурожая. В 1765 году по инициативе правительства было выпущено «Наставление о разведении земляных яблок, называемых потетес». 10 000 Экземпляров вместе с клубнями разослали по всем губерниям.
Однако все же для абсолютного большинства людей картофель во второй половине 18 века оставался диковинкой. Об этом можно судить в том числе по мемуарам А. Т. Болотова, который сам впервые увидел его во время Семилетней войны: «Кроме сего памятно мне сие место и тем, что мы тут впервые увидели и узнали картофель, о котором огородном продукте мы до того и понятия не имели. Во всех ближних к нашему лагерю деревнях насеяны и насажены были его превеликие огороды, и как он около сего времени начал поспевать и годился уже к употреблению в пищу, то солдаты наши скоро о нем пронюхали, и в один миг очутился он во всех котлах варимый. Совсем тем, по необыкновенности сей пищи не прошло без того, чтоб не сделаться он нее в армии болезней и наиболее жестоких поносов, и армия наша за узнание сего плода принуждена была заплатить несколькими стами человек умерших от сих болезней». Выйдя в отставку, он отправился в свое имение в Тульской губернии, где помимо обычной хозяйственной деятельности занялся селекцией и проводил научные опыты. Он попытался разводить картофель и создавать новые сорта. В 1770 году он опубликовал один из первых в России научных трудов по данной теме – «Примечание о картофеле, или земляных яблоках». Однако «земляные яблоки» и в первой половине 19 века оставались локально выращиваемой культурой. В основном их сажали в западных регионах, в Крыму и в Закавказье под влиянием немецких колонистов. В большинстве остальных регионов крестьяне по-прежнему предпочитали есть репу, которая традиционно была самым любимым в народе корнеплодом. Она была неприхотлива, росла быстро, и готовили из нее огромное количество забытых ныне блюд.
А. Т. Болотов в рабочем кабинете
Там, где картофель все же выращивали, он снискал славу самого простого блюда, доступного даже бедноте. Из воспоминаний кавалерист-девицы Надежды Дуровой о первом годе службы: «Какая голодная сторона эта Литва! … Глинистая земля, усеянная камнями, худо награждает тягостные усилия удобрять и обрабатывать ее; хлеб их так черен, как уголь, и, сверх этого, смешан с чем-то колючим (дресва); невозможно есть его, по крайней мере, я не могу съесть ни одного куска. С того дня, как я надела казенные сапоги, не могу уже более по-прежнему прогуливаться и, будучи всякой день смертельно голодна, провожу все свободное время на грядах с заступом, выкапывая оставшийся картофель. Поработав прилежно часа четыре сряду, успеваю нарыть столько, чтоб наполнить им мою фуражку; тогда несу в торжестве мою добычу к хозяйке, чтобы она сварила ее; суровая эта женщина всегда с ворчаньем вырвет у меня из рук фуражку, нагруженную картофелем, с ворчаньем высыплет в горшок, и когда поспеет, то, выложив в деревянную миску, так толкнет ее ко мне по столу, что всегда несколько их раскатится по полу; что за злая баба! а, кажется, ей нечего жалеть картофелю, он весь уже снят и где-то у них запрятан; плод же неусыпных трудов моих не что иное, как оставшийся очень глубоко в земле или как-нибудь укрывшийся от внимания работавших». В другой раз она упоминает, как удивилась, увидев в крестьянском доме что-то более изысканное, чем картошка. Есть версия, что с территории Литвы в русскую кухню начали победное вторжение картофельные блины, а также белорусские драники и украинские деруны. В 1830 году в Вильно (современный Вильнюс) вышла книга «Кухар добра навучаны» польского повара Яна Шитлера. Рецепты были из европейской кухни, преимущественно из французской. В ней описывалось в том числе приготовление немецких картофельных блинов. Кулинарные книги Шитлера были очень популярны среди простых обывателей, особенно на территории Литвы и Белоруссии.
Известно, что А. С. Пушкин очень любил печеный картофель, и это воспринималось знакомыми как некое проявление близости к народу. Мол, не только страсбургский пирог и шампанское любило солнце русской поэзии, но и от простых блюд нос не воротило. Из письма Пушкина жене: «Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов читаю. Вот тебе мой день, и все на одно лицо». Кстати еще одним любителем печеного картофеля был другой классик – Л. Н. Толстой. Он к тому же в зрелом возрасте был «злостный» вегетарианец и увлекался различными диетами. У него сложился даже своего рода ритуал. Он клал на тарелку немного соли и кусочек сливочного масла. Рядом ставил накрытую салфеткой миску с горячей картошкой. Из миски он доставал картофелину, разрезал ее пополам и брал половину в левую руку. При этом, чтобы не обжечься, на руку еще и накидывал краешек салфетки, повязанной на шею. Далее он брал правой рукой ложку, поочередно зачерпывал немножко соли, немножко масла и отламывал кусочек картофелины. Так за раз он съедал обычно три картофелины.
Лев Николаевич Толстой с женой Софьей Андреевной
Однако далеко не везде крестьяне хотели сеять картофель. Чтобы популяризировать новинку использовали разные способы. Иногда посевной материал раздавали бесплатно, но крестьяне часто сами не хотели брать или перепродавали его. Рассказывали про курьезный случай, когда решили пойти на хитрость и специально засеивать господские поля, а затем выставить рядом с ними охрану, показывая тем самым: этот корнеплод настолько ценный, что его даже охраняют. У крестьян сразу же возник соблазн украсть клубни и посадить на собственных огородах. Но это, скорее, из разряда баек. Многие старообрядцы называли картофель «чертовым яблоком», «плевком дьявола» и «плодом блудниц». Есть версия, что людей отпугивало созвучие слова «картофель» с немецким «крафт тойфельс» (чертова сила), но это, вероятно, миф. Маловероятно, что русских крестьян волновало, что это слово могло бы означать на немецком языке, а сами немцы картошку ели с удовольствием.
"Картофельный бунт в Саратовской губернии"
В 1840-х по стране прокатились настоящие картофельные бунты. Они охватывали Пермскую, Оренбургскую, Вятскую, Казанскую и Саратовскую губернии. Крупный чиновник А. М. Фадеев вспоминал: «В некоторых уездах, где по распоряжению министерства государственных имуществ, с Высочайшего повеления, должны были непременно производиться ежегодно посевы картофеля, часть казенных крестьян решительно тому воспротивилась, не взирая ни на какие убеждения. Мне было приказано привести их к повиновению и упорство крестьян преодолеть, во что бы то ни стало. Я немедленно поехал к ним. Крестьяне эти состояли почти все из раскольников и мордвы, обитавших в глуши… Со мною была отправлена на всякий случай воинская команда и артиллерия, но я твердо решился не прибегать к содействию штыков и пушек, на кои рассчитывал только как на средство более или менее действительное для устрашения неразумных людей. Дело обошлось без кровопролития, хотя были желавшие оного, убеждавшие меня пустить хоть пару ядрышек в непокорную толпу. Все кончилось наказанием нескольких упорнейших бунтовщиков розгами, и то более за дерзкие выражения, нежели за сопротивление к посеву. Я оставил упорствующих врагов картофеля вовсе без внимания, выказав только сожаление о их тупоумии и упрямстве. Вместе с тем, я обласкал тех, кои добровольно изъявили согласие исполнить волю правительства, ободрил уверением в наградах тех, кои изъявили это согласие с видимым намерением исполнить его; и сделав распоряжение, чтобы мне представлялись списки, как об усердных исполнителях, так и о коснеющих в упорстве, уехал от них, удалив в то же время из тех мест и воинскую экзекуцию, которую мне было предписано оставить там. В продолжении двух или трех лет, посевы картофеля между крестьянами: сделались в казенных селениях повсеместными, и некоторые из крестьян, наиболее упорствовавших, оказались наиболее понявшими выгоды и пользу этого у них нововведения, встреченного ими столь враждебно».
Есть мнение, что бунты были связаны не только с упрямством малограмотных крестьян, но и топорной работой чиновников. В 1839 году из-за неурожая в некоторых регионах возникла нехватка продовольствия. Тогда Николай I распорядился часть полей вместо хлеба засеять картошкой, и некоторые чиновники выполняли это распоряжение уж слишком ревностно. А иногда крестьяне по незнанию употребляли несъедобные ягоды с картофельных кустов или зеленые клубни.
Крылов И.И. "Базар в Новочеркасске" (1899)
Тем не менее, уже к середине 19 века картофель стал по-настоящему массовой сельскохозяйственной культурой и выращивался не только в отдельных огородах, но и на полях. Появились крупные предприятия, занимавшиеся переработкой овощей. Примечательно, что самым известным селекционером картофеля в 19 веке стал не именитый ученый, а бывший крестьянин – Е. А. Грачев. Уроженец Ярославской губернии в окрестностях столицы организовал крупное хозяйство, где выращивал самые разные овощи. Для повышения урожайности он проводил различные эксперименты. Результатами своих исследований, в отличие от конкурентов, он охотно делился. Грачев получил множество медалей на отечественных и зарубежных выставках, стал членом Парижской академии сельского хозяйства, промышленности и торговли. Уже после его смерти жена и сын на Всероссийской выставке 1890 года в Петербурге продемонстрировали публике 250 сортов картофеля. Больше 100 сортов вывел сам Грачев.
Е. А. Грачев (1826—1877)
Дело Грачева продолжил его сын и другой известный исследователь – Н.Я. Никитинский. Никитинский был выходцем из небогатой дворянской семьи, окончил Императорское Московское техническое училище по специальности инженер-химик, был предпринимателем. Между прочим оба селекционера были родственниками. Брат Никитинского женился на дочери Грачева. Полученные от невестки сорта Никитинский начал изучать в специально купленном для этих целей имении Костино в Рязанской губернии.
Н.Я. Никитинский (1855 – 1911)
В 20 веке в Российской империи картофель действительно стал вторым хлебом. И колорадского жука на него не было, он появился на территории СССР только в 1940-х. Была даже версия, что его забросили проклятые империалисты, но это уже совсем другая история.
Читайте также: