Игрушки для режиссерских игр в доу
Режиссёрская игра дошкольника – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками, предметами – заместителями. В этой игре ребёнок может быть сам в роли, а может только регулировать взаимоотношения между игрушками, как режиссёр. В основе сценария игры лежит личный опыт ребёнка. Например: лечение в кабинете у доктора, празднование дня рождения. В сюжете могут быть знания, взятые из мультиков, книг, рассказов других людей. Например: игра в «школу» под влиянием рассказов брата и т.д. Сюжеты представляют собой цепочки действий. Например: одна кукла поёт в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании – обе кланяются, затем выходит новая певица. В режиссёрской игре речь – главный компонент. Она может быть дикторской – текст за кадром. Например: «День рождения куклы Маши» Мама сказала спасибо за подарки, гости стали садиться за стол ит.д. А также речь может быть оценочной. Например: гости хорошие, они принесли мне много подарков. В игре ребёнок говорит за каждого персонажа.
- Режиссёрские игры позволяют ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами. В отличии от партнёра, куклы не требуют от ребёнка высокого уровня общения – с ними проще.
- В режиссёрской игре не надо учитывать позицию партнёра, не надо под него подстраиваться. Здесь ребёнок остаётся самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет своё творчество, свои знания.
Значение режиссёрской игры.
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности), артистические способности.
Учёные показывают, что режиссёрская игра типична для детей: не посещающих дошкольное учреждение, часто болеющих, с выраженным дефектом речи, замкнутых и малоактивных , детей плохо адаптирующихся в дошкольном учреждении. Такие дети склонны к уединению, а потребность в игре выражается через режиссёрскую игру.
Режиссёрская игра проявляется в начале 4 года жизни. Она является предпосылкой сюжетно – ролевой игры. В основе игры личный опыт. Сюжет очень беден. Дети выполняют только хорошо знакомые действия (кормят куклу, укладывают её спать, стирают и т.д.) Чаще всего у детей 2 младшей группы всего два персонажа.
На 5 году жизни в основе игры появляются сюжеты сказок, мультиков, увеличивается количество персонажей. В речи появляются ролевые и оценочные высказывания (хитрая лиса, злой волк). На 4-5 году у дошкольников наступает период хорошей сюжетно-ролевой игры, но режиссёрская игра остаётся широко распространённой, т.к. имеет выше перечисленные преимущества.
В старшем возрасте происходит заметный рост игровых умений. Часто используются предметы-заместители, роль за игрушкой не фиксируется (н-р, собака может быть и львом и чудовищем), сюжет более богатый и динамичный, расширяется и активизируется словарь ребёнка.
Условия развития режиссёрской игры:
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть хорошо подобраны обучающие игры и упражнения ( разнообразные виды театрализованных игр, пальчиковые игры). Например: игрушки « би-ба-бо» (одеваются на руку), игры-спектакли, настольный театр (плоскостной и объёмный), теневой театр, марионетки.
- У детей должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссёрские игры воспитателя или другого ребёнка.
Таким образом, умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка.
Режиссёрская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от неё тем, что она осуществляется не с другими людьми (взрослыми или сверстниками, а с игрушками, изображающими различные персонажи.
Ребёнок сам даёт роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует ими и за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребёнка, а он сам выступает как режиссёр, управляющий и руководящий действиями своих "актёров". Поэтому такая игра и получила название режиссёрской. Для такой игры очень важна правильная организация предметной среды.
Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.
Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
Игрушки для сюжетных игр
Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.
Другой вид игрушек - прототипические - лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.
Третий вид игрушек - предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.
Детям можно давать игрушки всех видов. Следует только помнить, что страсть ребенка к исследованию может отвлечь его от сюжетной игры на манипулирование предметом, который имеет много деталей. Например, вместо того, чтобы готовить еду на плите с множеством ручек, ребенок может начать крутить их или попытаться отломать. Поэтому, прежде, чем организовывать сюжетную игру с такими игрушками, следует сначала дать ему возможность изучить их. Только после того, как ориентировочные действия иссякнут, игрушку можно использовать для сюжетной игры.
Непременным атрибутом режиссёрских игр являются куклы. Немаловажное значение имеет их размер. Очень крупные куклы неудобны для манипуляций, малышам трудно удержать их в руках, они чаще сидят в статичных позах и используются в незначительном числе игровых ситуаций. Например, таких кукол легче кормить и причесывать, но неудобно пеленать или купать. Для более гибкого использования хороши куклы-голыши с нарисованными лицами и лепными волосами. Таких кукол должно быть достаточно много. Они должны быть разных размеров, с разной мимикой (смеющиеся, спокойные, грустные, иметь подвижные руки и ноги. Таких кукол легко носить, укачивать, пеленать, сажать и пр.
Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.
Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.
Разворачиванию сюжетов с куклами и животными помогут :
• Кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф и пр.)
• Набор «кухня» для приготовления еды (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.)
• Игрушки для: кормления (чашки, тарелки, ложки, пластмассовые ножики с тупыми концами, кастрюли, сковородки и пр.) и мытья посуды (губка, мыло или жидкость для мытья, мисочка или раковина).
• Игрушки для укладывания кукол спать (кроватка, колыбелька, подушечка, одеяльце)
• Куклы в одежде, которую можно снимать и надевать (куклы в платьицах, кофточках, штанишках, туфельках, в платочках, в шляпках, одежда должна сниматься легко).
• Игрушки для прогулки с куклами (коляска с подушечкой и одеяльцем, машинки)
• Игрушки для купания (ванночки разных размеров, флаконы из-под шампуней, губка для мытья, салфетки для вытирания).
• Игрушки для лечения (игрушечный набор, в который входит градусник, шприц, трубочка для прослушивания и пр.). Кроме того, в открытом доступе должна иметься коробка с подручными материалами (нарезанные листочки бумаги – горчичники, кусочки ваты, бинтик, крышки от маленьких флаконов – банки и пр.).
• Набор предметов для «уборки» комнаты (совок, веничек, выбивалка, салфетки).
• Игрушки для игры в магазин (весы, игрушечный калькулятор, деньги – нарезанные листочки бумаги, визитки и пр., наборы овощей, фруктов, муляжи продуктов).
• Набор предметов для парикмахерской (зеркало, расческа, щетка для волос, ленточки, флаконы из-под лака).
• Строительные наборы, включающие кубики, цилиндры, арки для строительства домов, дорожек, заборчиков, мебели.
• Машины разных размеров, цветов назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики,
• легковые автомобили, гоночные машинки, подъемный кран, самолеты, вертолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус и пр.)
• Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали от пирамидок, плоские детали от конструкторов разных форм, фигурные катушки, тряпочки, нарисованные на картоне овощи и фрукты и пр.).
Вместе с тем, необходимо помнить, что ребёнок сможет играть с игрушками самостоятельно, только тогда, когда он уже умеет хорошо играть и строить свой воображаемый мир. Научить его играть может только тот, кто уже владеет этой замечательной способностью.
Описание игровых макетов.
Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона.
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы – фигурки персонажей;
• маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья киоски, касса);
• предметы, обозначающие события, - машины, мотоциклы (дополняются детьми по желанию).
Макет «Улица города» - выполнен на листе фанеры (100х50 см, дома из деревянных кубиков, сделана разметка дорог, пешеходных переходов.
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);
• маркеры пространства (гаражи, дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, бензозаправка, ГАИ).
Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.
Макет «Микрорайон» - Другой макет сделан на ткани с аппликацией, обозначающие дома, деревья, проезжую часть, пешеходных переходов, детский сад.
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы, обозначающие события (автомобили, автобусы и т. д.);
• маркеры пространства (дома, ограждения, деревья, дорожные знаки, светофоры, здание детского сада).
Все предметы легко переставляются, меняется расположение маркеров.
Макет «Дом – семья» - Основание из картона, стены оклеены обоями (сейчас у нас домик заводского изготовления)
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы-фигурки (кукла-мама, кукла-папа, кукла-дочь, кукла-сын);
• маркеры пространства (столы, кресла, диван, ковер, стулья и другая мебель);
• предметы, обозначающие события (басен, фотографии рамках, телевизор, лоскутки ткани);
• бытовые предметы (полотенце, посуда, постельные принадлежности и т. п.).
Макет «Деревня» - деревянный, основание линолеум.
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы-фигурки (бабушка, дедушка, внучка, разные домашние животные);
• маркеры пространства (дом, сарай, заборчик, деревья);
• предметы, обозначающие действия (корыто, лейки, ведра, чашки).
Макет «Сказочный лес» - поле на ткани с аппликацией деревьев.
В игру входят предметы, выполняющие сюжетные функции:
• предметы-фигурки (различные животные, фигурки принцесс, фигурки принцев и т. п.);
• маркеры пространства (дом, замок, деревья, тропинка);
• предметы, обозначающие действия (бросовый природный материал для создания сюжета).
Ширма «Морские жители» - листы картона оклеены, синей или голубой бумагой.
• предметы-фигурки (рыбки, улитки, осьминоги, морские звезды, черепашки и т. д.);
• маркеры пространства (водоросли пластмассовые);
• предметы, обозначающие действия (удочки, лодочки).
Я не стала перечислять все темы игр, их подскажут сами дети.
Мастер-класс «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» Рекомендации: В ходе проведения мастер-класса необходимо использование слайд-шоу с фотоматериалами. При выполнении практической части работы.
Организация предметной игровой среды в ДОУ Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте ДО, утвержденные.
1. Полное название проекта: «Страна Мастеров. Творческое художественное конструирование из бросового (бытового) и других оригинальных материалов и ненужных вещей с целью развертывания режиссерской игры».
2. Участники проекта: воспитатели группы №6 «Веселая семейка», дети, их родители.
3. Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.
4. Направление деятельности проекта: творческое развитие детей дошкольного возраста.
5. Место проведения: г. Москва, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372.
6. Сроки проведения: ноябрь 2012 – май 2013 г.
7. Возраст детей: 4-5 лет.
8. Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная творческая художественная и игровая деятельность, творческие мастерские, кружок «Страна Мастеров»
Проблематика и актуальность проекта:
В последнее время психологи отмечают уровня ролевых игр у дошкольников; дети играют меньше, их игры более примитивны и однообразны. Несмотря на обилие игрушек, у них отсутствует «материал» для игры – дети отдалены от взрослых, не видят и не понимают их деятельности. В отличие от своих бабушек и дедушек, которые в детстве с интересом играли с простейшими материалами (камешками, дощечками, лоскутками, баночками и т. п., современные дети очень часто не в состоянии организовать сюжетную игру. Многие дети уже в дошкольном возрасте длительное время просиживают перед монитором компьютера или телевизора, но не способны самостоятельно придумать сюжет, распределить роли в игре со сверстниками.
Еще одна причина того, что дети не играют – недооценка этой деятельности взрослыми. Главный аргумент некоторых родителей: игра – деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма, счета, иностранного языка). Игра в жизни дошкольника уходит на второй план, основной заботой родителей становится обучение дошкольников, раннее интеллектуальное развитие, подготовка к поступлению в престижные школы. Но как ни парадоксально, именно недостаток игры отрицательно сказывается на готовности к школе, наносит непоправимый ущерб развитию детей в целом. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами (прежде всего настольно-печатные, а сюжетная игра остается без внимания. Но наибольшее значение в дошкольном возрасте имеет именно сюжетная ролевая игра. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).
Кроме того, современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других нетрадиционных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры — делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки, которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).
Первая часть проекта объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге появляется целая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла. На основе созданных в процессе творческого конструирования и художественного ручного труда поделок организуется детская сюжетно-ролевая режиссерская игра. «Страна Мастеров» становится местом, где разворачиваются интереснейшие сюжеты и происходят самые разнообразные события.
Формирование творческих способностей, воображения, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.
1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) расширить знания детей о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; б) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.
2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда в связи с использованием созданных конструкций в режиссерских сюжетно-ролевых и театрализованных играх.
Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек», «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».
Ролевая игра – ведущая деятельность дошкольников. Ее значение - интенсивная ориентация в основных направлениях человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. В игре ребенок переносится из области реально существующего в область воображаемого, в игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу с помощью образов, громкой речи и игровых действий, а так же строит поведенческие коллизии. Совместная игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.
Творческая ролевая игра
В традиционной для отечественной дошкольной педагогики классификации детских игр последние условно делятся на две группы:
- игры, придуманные самими детьми (их называют творческими играми);
- игры, придуманные взрослыми (их принято называть играми с правилами).
К творческим играм относятся: сюжетно-ролевые, строительные игры, игры-драматизации или театрализованные игры (ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевых игр).
Режиссерская игра: в режиссерской игре с мелкими игрушками, как одной из форм сюжетной игры, ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.
Особый интерес для данного проекта представляют два вида творческих игр:
- режиссерские сюжетные игры,
- театрализованные игры с персонажами-игрушками.
Важным условием является то, что персонажей и антураж для игр изготовляют дети (при помощи взрослых).
Для режиссерских сюжетных игр: сюжетные игрушки – куклы и фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, мебель и др. ; для театрализованных режиссерских игр: театрализованные игрушки –куклы, театральные персонажи, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, различных инсценировок – выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.
В играх дети часто используют игрушки, изображающие животных, но выполняют с ними действия, аналогичные действиям с куклой. Выступающие в «человеческих» ролях игрушки наделяются определенными чертами характера и обладают индивидуальными особенностями (непослушные непоседы-бельчата, добрый и серьезный ежик и т. д.).
Пример: Набор игрушек-самоделок для режиссерских игр на тему «Жизнь нашего города»
Включает в себя:
1. «Маркеры пространства»: дома, оклеенные цветной бумагой с открывающимися окнами и дверью, «переносные» автомобильные дороги из картона (проезжая часть) с разметкой и пешеходными переходами, ограждения, деревья и пр. ;
2. Предметы-фигурки: люди – представители разных профессий в характерной для них одежде, выполненные из катушек с использованием пуговиц, ткани, крышечек и контейнеров киндер-сюрпризов (для головных уборов,
3. Предметы, определяющие события (сюжеты) – обычные и специальные транспортные средства (скорая помощь, пожарная машина, грузовые автомобили разных моделей для транспортировки грузов, с открытым и закрытым кузовом, все детали функциональны – открываются, движутся и т. п., присутствуют главные атрибуты спецтранспорта («мигалки» спецсигналов и пр.).
Тема: «Спасатели», возможные сюжеты – «Срочный вызов на пожар», «Врачи скорой помощи»
Примерный сценарий игры (развертывание сюжета): В одном из жилых домов из-за неосторожного обращения людей с огнем произошел пожар. На место происшествия приезжают спасатели-пожарные, они эвакуируют из здания людей, чтобы никто не получил ожогов и не задохнулся в дыму. Потом они приступают к тушению пожара. Его удается быстро ликвидировать, потому что все действовали сообща, каждый пожарный знал свое место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий монтировал лестницу – горящая квартира находилась на третьем этаже.
Возможное продолжение (расширение сюжета) – возникновение новой проблемной ситуации: 1. Командир пожарной команды пострадал во время тушения пожара, его на машине «Скорой помощи «увозят в больницу. 2. Пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или были залиты водой во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жилье, помочь отремонтировать квартиры и т. д.
Роли, действующие лица сюжета, персонажи:
- Пожарные, выполняющие разную работу
- Жильцы дома, в котором возник пожар
- Слесарь, который может открыть любую дверь, чтобы спасти людей
- Милиционеры (сотрудники ГИБДД)
- Врачи скорой помощи, медсестры в больнице
- Водители специального транспорта
- Диспетчеры спасательной службы, которые принимают звонки о происшествиях в городе
- Скалолазы, которые могут карабкаться по стенам домов
- Прохожие, оказывающие помощь пострадавшим
- Строить спецтранспорт (пожарную машину, «Скорую помощь», автобус для эвакуации людей)
- Собирать необходимые инструменты
- Чинить спецтранспорт, ремонтировать технику, оснащать необходимым оборудованием
- Тушить пожар: разматывать шланги, устанавливать насосы, собирать лестницу и карабкаться по ней, спасать людей из горящего дома и т. д.
- Оказывать медицинскую помощь пострадавшим: накладывать повязки, осторожно нести к машине «Скорой помощи», везти в больницу, ухаживать за больным и т. д.
Другие темы и сюжеты:
«В деревне»:
У бабушки и дедушки в гостях
Ухаживаем за домашними животными
Варианты театрализованных игр:
Каникулы в Простоквашино
Игры по мотивам народных сказок
«В лесу»:
Медведица заботится о своих медвежатах
Сказка «Три медведя»
Лесные звери готовятся к зиме
Семейный поход в лес
Повадки диких животных
«Дом-семья-квартира»:
Нам привезли мебель
Новая бытовая техника
«Наша Армия»
С первоначальным тематическим набором, созданным для обыгрывания определенной темы (проигрывания одного сюжета, дети играют только первое время. Затем замыслы и цели игры меняются, игрушки нескольких тематик соединяются в одной игре, комбинируются, замещаются другими согласно игровой задаче, дополняются какими-либо предметами.
Дети могут придумывать сюжеты, в которых сочетаются реальные и сказочные, фантастические события, игрушки таких тематик, как «Дом – семья» и «Дикие животные леса», «Транспорт» и «Строители».
Игровой набор «Улицы города» может на время превратиться в «Цветочный город Незнайки и его друзей», макет леса для игр с дикими животными – основой для творческой игр по мотивам мультфильмов про Винни-Пуха.
Варианты комбинированных сюжетов (темы «Транспорт», «Строительство» и «Путешествия»):
Строим новую школу
Поездка на поезде к бабушке
Мы перевозим грузы
Театрализованные игры (включая проблемные игровые ситуации, игры-драматизации, игротренинги по нравственному воспитанию, коммуникативные игры, а также кукольный театр по сказкам «Смоляной бычок», «Заюшкина избушка», «Кот лиса и петух», «Лисичка-сестричка и серый волк»):
- Настольный театр «катушечных» и других картонных кукол
Итак: Значение режиссерской сюжетной игры с использованием игрушек-самоделок -
Ребенок в ней и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – подбирает, мастерит и творчески использует игрушки и декорации, он и техник-изобретатель – создает новые конструкции машин, техники, зданий, придумывает костюмы, изготовляет мебель.
Творческая игра с предваряющим ее самостоятельным изготовлением действующих лиц и атрибутов способствует формированию у детей привычки трудиться, дает радость творчества, радость созидания.
Удачно сделанная игрушка способствует развитию содержания игры, обогащает ее, делает более длительной и развернутой. Игра становится источником возникновения новых действий, умений, желаний, чувствований детей.
Изготовление игрушек-самоделок становится увлекательной деятельностью, предваряющей развертывание интересной творческой игры. Проявляя удивительную изобретательность, они придумывают, как сделать грузовики для транспортировки мебели и для перевозки строительного материала, размышляют и том, что особенного есть у машин скорой помощи и пожарной, и какие предметы, материалы могут изобразить данные детали и т. д.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981.
Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : Линка-Пресс, 2006.
Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2004.
Краснощекова Н. В. Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм / Н. В. Краснощекова. – Ростов на Дону: Феникс, 2011.
Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?. Играем! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – Спб. : Питер, 2009.
Сорокина Н. Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет (в семье и детском саду): метод. издание / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. – М. : Обруч, 2012.
Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Аркти, 2012.
Щербакова Е. И. Формирование взаимодействия детей 3-5 лет в игре: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов по спец. 2110. – М. : Просвещение, 1984.
Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.
Проект «Путешествие в город Мастеров» Проект «Путешествие в город Мастеров». (познавательно-творческий, долгосрочный). Автор: Костюкова И. И., воспитатель МАДОУ «Детский сад.
Игра - особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Известно, что игра – это отражение жизни Большинство сюжетно-ролевых игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах малыши водят самолеты. Повсюду дети без устали строят мосты, дороги,
высотные здания. Наш детский сад и группа «Почемучки» не исключение.
Готовясь к новому учебному году, я пересмотрела немало материала в интернете, хотелось порадовать своих подросших ребятишек чем то новеньким и интересным. На одном из сайтов наткнулась на кукольный дом из папок скоросшивателей и не смогла устоять. Кукольный дом для моих девочек получился очень красивым, но при этом недорогим и мобильным. Он не занимает много места в маленькой групповой комнате, потому что ему потребуется только часть полки и столик для игры.
Для изготовления «комнат» домика нам понадобились 4 папки-скоросшивателя на кольцах с широким корешком, кусочки обоев для оклеивания "стен" в "комнатах" (можно использовать распечатки на принтере или бумагу для скрапбукинга, клей, двусторонний скотч.
"Стены" получились очень нарядными. Некоторые предметы мебели, дверные проёмы, окна можно просто приклеить к стенам, предварительно выбрав и вырезав их из журналов, можно мебель вырезать и приклеить сначала на картон, а потом на двусторонний скотч, тогда появится возможность периодически заменять обстановку.или воспользоваться готовой игрушечной мебелью. Когда дети наиграются, останется только свернуть папки, сложить в коробочку мебель и всё убрать на место.
Вложение | Размер |
---|---|
igra3.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - особый вид деятельности ребенка. Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.
Известно, что игра – это отражение жизни Большинство сюжетно-ролевых игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах малыши водят самолеты. Повсюду дети без устали строят мосты, дороги,
высотные здания. Наш детский сад и группа «Почемучки» не исключение.
Готовясь к новому учебному году, я пересмотрела немало материала в интернете, хотелось порадовать своих подросших ребятишек чем то новеньким и интересным. На одном из сайтов наткнулась на кукольный дом из папок скоросшивателей и не смогла устоять. Кукольный дом для моих девочек получился очень красивым, но при этом недорогим и мобильным. Он не занимает много места в маленькой групповой комнате, потому что ему потребуется только часть полки и столик для игры.
Для изготовления «комнат» домика нам понадобились 4 папки-скоросшивателя на кольцах с широким корешком, кусочки обоев для оклеивания "стен" в "комнатах" (можно использовать распечатки на принтере или бумагу для скрапбукинга, клей, двусторонний скотч.
"Стены" получились очень нарядными. Некоторые предметы мебели, дверные проёмы, окна можно просто приклеить к стенам, предварительно выбрав и вырезав их из журналов, можно мебель вырезать и приклеить сначала на картон, а потом на двусторонний скотч, тогда появится возможность периодически заменять обстановку или воспользоваться готовой игрушечной мебелью.
Когда дети наиграются, останется только свернуть папки, сложить в коробочку мебель и всё убрать на место.
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в раннем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап - возникновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значение имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Для существования и развития индивидуальных форм игры, наиболее важным является актуализация собственного социального опыта. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях:
1) Игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяют между собой игрушки. В такой игре ребенок часто может выполнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);
2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.
Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников, и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полифункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям; определенный социальный опыт, достаточная степень воображения, а также, руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей независимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.
Специфика режиссёрских игр:
- своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет, в соответствии со своими желаниями;
- сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, независимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возможностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять трудности, связанные с общением;
- характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциациями, который возникают у ребенка;
- непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;
- в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные действующие лица могут быть представлены полифункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);
- характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты замечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения между ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;
- ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные переживания ребенка
- эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.
Педагогическая ценность режиссёрских игр
- способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
- помогают приобрести навыки и умения, необходимые для организации самостоятельной театральной деятельности;
- являются средством формирования у ребенка адекватной самооценки - необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению;
- помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, боязливость, стеснительность, замкнутость;
- дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Не скованный игровыми стереотипами и требованиями сверстников, ребенок отходит в построении сюжета от усвоенного образца. Он самостоятельно моделирует новую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития моих воспитанников, наиболее актуальным для меня в работе с детьми является метод режиссерской игры, так как, по моему мнению, как вид деятельности он наиболее близок ребенку и наиболее способствует его социализации и развивает коммуникативные способности. Режиссерская игра – вид непродуктивной самостоятельной деятельности ребёнка. По ходу игры ребёнок действует от лица каждой из игрушек – персонажей и одновременно режиссирует общее действие, придумывая и тут же воплощая разыгрываемый сюжет. Расширяется опыт ребёнка, растёт уровень его игровых навыков и умений – усложняется и сюжет игры. Воспитанник в старшем возрасте уже способен отражать в игре не только действие с предметами , но и отношение между несколькими персонажами. У него появляется представление о роли, и определяемых этой ролью действиях, подчинённых единому игровому сюжету. Закрепляются игровые действия, связанные с конкретными ролями. Конечно, эти знания и представления не возникают сами по себе, а формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения простейших сюжетов – образцов, предлагаемых воспитателем в совместной игре или на непосредственной деятельности, а также в результате обогащения внеигрового опыта. Одновременно идёт развитие мышление и воображение ребёнка, растёт способность к переносу способов действия на другие объекты, отношений между людьми – в игру. Сюжеты индивидуальных режиссёрских игр отличаются разнообразием и сложностью. В процессе игры просходит глубокое эмоционально – действенное освоение мира. Эмоциональные проявления в поведении детей ещё ярче обнаруживаются в момент принятия на себя той или иной роли, развёртывая действий с героями, которые окружают детей в повседневной жизни. Игровая среда должна организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. Одно из направлений развития режиссёрской игры – создание особой предметной среды своей игры, условно называется «макетами». Самым главным здесь является то, что ребёнок сам придумывает и практически создаёт эту среду, используя все свои умения и навыки, задействуя для этого любые материалы. Игра может развернуться как в непосредственной деятельности так и в режимных моментах. В работе с детьми используем материал, хорошо знакомый детям, проводим с детьми беседы, где обращаем внимание на игрушки, знакомые и незнакомые детям, просим рассказать, в какие игры можно играть с этими игрушками, используем рекламу игрушки с рассказом и учим детей договариваться играть вместе, помогаем формулировать тему игры. Дети выполняют одновременно разные роли, регулируют свое поведение, обдумывают свои действия и слова, регулируют свои движения. Некоторые сюжеты очень просты, они могут состоять из одного, двух предложений, они принадлежат самому ребенку и его воле, желанию, замыслу. В других сюжетах, дети, как настоящие режиссеры, что-то придумывают, обсуждают «что зачем будет», «кто кем будет». В игре предлагаем использовать предметы- заместители, и дети охотно соглашаются, представляя кубик машинкой, человечком, кирпичиком, и просто кубиком. Чаще ребенок играет с игрушкой, опираясь на собственное общение с людьми. Во время игр детей приходилось наблюдать, как режиссерская игра проходит без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Иногда игра переходит в коллективную, где участвуют несколько детей и они вместе представляют собой единое целое. А для того, чтобы дети сами придумывали сюжеты и предметно их представляли, исполняя множество ролей, я стараемся учесть ряд педагогических условий: организуем предметно-развивающую игровую среду (разнообразные материалы, дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки, которые способствуют развитию воображения, умению действовать с предметами- заместителями). Создаем эмоционально- положительный настрой. При возникновении трудностей развитию ролевых взаимоотношений внутри игры, Осуществляем индивидуальный подход, наблюдаем за детьми, проводим специальную работу по обогащению сюжета игры. В процессе игры, я стараюсь не мешать детям, (нахожусь за пределами игры) не применяю давление, не сравниваю ребенка с другими детьми, предоставляю детям свободу, возможность проявлять активность, создавая при этом индивидуальные пространства, обеспечивая их местом и временем. Завершить историю, не всегда удаётся, потому что…. игра длится в течении дня. В режиссерских играх, я стараюсь формировать способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Из своего опыта я вижу, что многие дети настолько сосредоточены только на себе и на своем «Я», а моя задача отвлечь детей от фиксированности на собственное «Я», научить согласовывать собственное поведение с поведением других детей, развивать умение действовать с учетом потребностей, интересом других детей. Использую систему положительных оценок (поощрение). В своей работе по развитию сюжета режиссерской игры мотивирую детей на использование классических деревянных наборов, среди них есть игры в зоопарк, город, сказка, использую даже пластмассовые наборы с элементами конструирования, конструктор с персонажами ЛЕГО. Я наблюдаю, как играя в режиссерскую игру «улицы нашего города» дети знакомятся с правилами дорожного движения, запрещающими и разрешающими дорожными знаками, видами транспорта, различает его по способу перевозок, автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный. В играх на «ферме» ребенок разделяет диких и домашних животных, в игре «в лесу» дети закрепляют диких животных, и закрепляют правила безопасного поведения в лесу. Рассмотрев картину, дети придумывают, что было до этого события и что произойдет потом. После обсуждения, дети выбирают персонажа и обыгрывают эти ситуации в игре. Организуя режиссерскую игру, я стараюсь научить детей согласовывать замыслы для развития у детей навыков общения друг с другом, поддержки малоактивным детям. Помогаю выбрать, определить разные средства вербальной и не вербальной выразительности, обращая внимание на интонацию и мимику, направляю замыслы детей вопросами –что было бы дальше?, кого они могли повстречать?, что с ними случилось?.Для проявления самостоятельности и творчества детей в режиссерских играх я стараюсь учитывать, что содержание игр должно соответствовать интересам, возможностям детей, что педагогическое сопровождение нужно строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества детей. игровая среда должна быть динамично-изменяющаяся, поэтому при ее создании принимают участие не только дети, но и их родители.
Читайте также: