Игрушка аука из дерева
Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Богородская игрушка
Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, что бы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.
В середине 15 века село принадлежало московскому боярину М. Б. Плещееву. Он завещал его своему старшему сыну Андрею. В 1491 году Андрей в свою очередь завещал своему сыну Федору. Впоследствии в 1595 году село Богородское перешло в Троице-Сергиев монастырь. В селе стояла деревянная Успенская церковь.
В ходе событий Смутного времени начала 17 века земли в центральной части Московского государства были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Богородицкой вотчины Троицы-Сергиева монастыря, возродились лишь 4, среди них Богородицкое, но уже как безхрамовая деревня.
В XV – XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
Первоначально участие богородчан в игрушечном деле выражалось лишь в поделке мелких частей и фигурок, которые потом отвозились в Сергиев Посад для дальнейшей отделки. Часть игрушек шкурили и расписывали, часть продавали бельем игрушки расходились у стен Лавры, по рынкам Москвы и других.
Старинный русский промысел сейчас переживает нелегкие времена. Но пока еще фабрика жива, можно побывать в музее Богородской игрушки и в очередной раз удивиться искусству русских резчиков и полной ненужности их мастерства.
В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. К сожалению из-за большого количества китайских подделок этот уникальный народный промысел сейчас находится на гране вымирания. Сейчас купить настоящую Богородскую игрушку в Москве других городах практически невозможно, в основном продаются подделки, если в Советские годы на фабрике работали сотни мастеров, то сейчас всего 25 и всё что производится продаётся на месте. На фабрике есть музей посвященный истории Богородской игрушки, в музее можно познакомиться с историей возникновения промысла, с основными приемами и стадиями резьбы богородских резчиков.
В первом зале музея представлены игрушки и скульптуры сделанный мастерами до конца 20 века.
Во втором зале представлены работы современных мастеров начиная с 2000 года
Так же при желании здесь можно попробовать свои силы в росписи игрушек и увидеть процесс производства
С территории фабрики открывается неплохой вид на церковь Сергия Радонежского в Богородском
А через дорогу от фабрики находится памятник павшим в Великой Отечественной войне который украшен деревянным ангелом сделанный местными мастерами
Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.
В 1913 году мастера объединились в артель "Богородский резчик", была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.
В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.
К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице - Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.
Пара советов как распознать подделку:
1) Богородская игрушка недолжна быть полностью покрыта краской, она должна быть закрашена только частично или вовсе некрашеной.
2) В нижней части игрушки должна стоять фирменный штамп и приклеена бирка с названием игрушки и координатами фабрики.
Сегодня решила вам рассказать о Богородской игрушке. Я купила несколько фигурок себе всего-то несколько лет тому назад, когда побывала на экскурсии в замечательном и старинном городе - Великий Новгород. Там-то я в них и влюбилась.
В древние времена на Руси не было такого огромного количества игрушек, как сейчас. Игрушки были глиняные , тряпичные да деревянные.
Наши предки считали, что дерево имеет способность обмениваться энергетикой с человеком, хранить тепло, поддерживать гармонию и равновесие.
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Такая себе «игрушечная столица».
Рассказывают, будто в маленькой деревеньке недалеко от современного Сергиева Посада жила многодетная, но очень бедная крестьянская семья.
Мать решила сделать для своих ребятишек куклу. Вначале она сшила ее из ткани, но через несколько дней дети ее разорвали, затем сплела из соломы, но уже к вечеру того же дня кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала куколку из дерева. Дети дали ей имя - Аука.
Долго игрались ребятишки с этой куклой, и вот она им надоела, и тогда отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, который и купил эту куколку да еще и заказал крестьянину целую партию подобных игрушек.
С тех пор рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.
Богородские мастера свои игрушки не раскрашивают. Раньше, правда, отвозили их к художникам на роспись, но позже решили, что лучше оставлять их естественными, чтобы ощущать тепло и видеть фактуру дерева.
Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки животных, людей и птиц, композиции из жизни крестьянской семьи, вырезанные из дерева.
В те далёкие времена игрушки имели символическое значение, они были символами и оберегами для человека. Особенно был любим образ медведя.
По представлениям славянских народов , он – обладатель доброй силы, персонаж многих народных сказок, символ могущества. Медведя часто наделяют человеческими чертами характера.
Самые популярные игрушки – движущиеся. Их еще называют дергачами. Фигурки крепятся на нитке к внутренней планке или шару и движутся при покачивании этого утяжелителя.
Одна из самых известных богородских игрушек – «Кузнецы», когда мужик с медведем по очереди бьют молоточками по наковальне.
Я себе купила, конечно же, «Кузнецов», а еще медведя-рыболова. При подергивании медведь достает из проруби рыбу. И современного медведя, который работает на компьютере.
Богородскую игрушку продолжают изготавливать и сегодня.
Конечно же, главное отличие богородских игрушек заключается в том, что эти вещицы тёплые и родные. Вырезанные из душистой богородской липы, они сохраняют её запах и благородный узор дерева.
фото О. Бондаревой, НацАкцент
Несколько взмахов топором – и на моих глазах обычная липовая чурка начинает обретать черты косолапого. Сегодня на богородской фабрике понаблюдать за рождением мишек, зайцев, лис, сказочных персонажей и многих других героев традиционной богородской игрушки может любой экскурсант. Для самых любопытных есть возможность обучиться промыслу на мастер-классе.
Откуда есть пошла богородская игрушка
На самой фабрике от резных, токарных, белых и расписных игрушек и скульптур глаза разбегаются еще больше, чем в парке.
Символ богородской игрушки – кузнецы мужик и медведь, бьющие молотками по наковальне, стоит только подвигать планкой. Но началась история не с них, а с куклы Ауки:
"По одной из легенд, мать решила позабавить детей и вырезала из дерева куклу, которую малыши назвали Аукой. Надоевшую игрушку позже продали на ярмарке купцу, который, почуяв выгоду, заказал целую партию таких же. С тех пор жители Богородского занимаются игрушечным промыслом".
С момента зарождения промысла в XVII—XVIII веках (а на фабрике считают, что промысел отметил 500-летний юбилей) до середины XIX века местные мастера не расписывали свои изделия. Деревянные заготовки крестьяне вырезали зимой, когда не было сельскохозяйственных работ, а затем сбывали их скупщикам из Сергиева Посада, где фигуркам и придавали законченный облик.
Артель образовалась в Богородском в 1913 году, в лучшие времена здесь трудились до 800 мастеров. Резчик по дереву Денис Ожигов застал времена, когда на производстве было 200 мастеров, сегодня осталось всего 10 человек. В этом году в Богородский институт художественной резьбы по дереву, который является филиалом Санкт-Петербургской высшей школы народных искусств, зачислено 22 студента, в прошлом было – 30.
Стамеска для декора
Традиционную богородскую игрушку вырезают из липы, из всех пород она наиболее пластична и удобна в работе. Материал готовят долго: только на просушку древесины уходит четыре года. После чурочки попадают в мастерские. Ее посещение – часть экскурсии.
На разбитую пополам чурку Денис прикладывает лекало, обводит и, ловко орудуя топором и пилой, придает дереву форму. Дальше работает за столом при помощи множества богородских ножей и стамесок – ими "игрушечники" и "рисуют" фигурки, филигранно выводя мельчайшие детали.
– Начинаю снимать лишнее, заглаживать все шероховатости, чтобы потом можно было расписывать. Как художник расписывает красками, так я должен стамесками нанести декор. Декором называют шерстку, глазки, носик – их надо наметить как кисточкой, – комментирует свои действия резчик, плавно выводя на теле зверя шерстяные "штрихи".
Сегодня уже не все игрушки и детали делают вручную, некоторые рождаются на токарном станке.
После некоторые изделия отправляются на роспись (для самых маленьких ценителей богородскую игрушку расписывают яркими красками), а некоторые – ожидать покупателя: существенную часть игрушек по-прежнему ничем не покрывают. Со временем липа приобретают красивый коричнево-золотистый оттенок.
Богородскую игрушку отличает подвижность: большинство фигурок оживают при помощи планки, кнопки, пружины или шарика-баланса. Причем простой механизм приводит в действие не только мишек, но и целые композиции.
При желании гостям предлагают самим создать игрушку под руководством мастера или расписать уже имеющиеся заготовки.
Символ сквозь века
В музее представлена огромная коллекция изделий богородского промысла от истоков до наших дней, от почти невидимой глазу матрешки до огромного медведя, от редких экспонатов до интерактивных забав.
Как отмечает экскурсовод, матрешек здесь начали делать в 1990-е годы, когда каждое художественное предприятие выживало как могло.
В музейных стендах за какой-то час оживают сюжеты из разных эпох и сословий – первые сюжеты для игрушек мастера брали из своей жизни. Все, что окружало крестьянина, и не только нашло отражение в деревянных фигурках.
На соседних полках игрушки пьют чай, рубят капусту, пасут скот, играют на балалайке. Рядом секретничают герои сказок и фольклора. Тут же несется тачанка, запускают космические спутники и отправляют на вертолете Деда Мороза к детям.
Но главной на протяжении веков у мастеров остается фигура медведя: косолапый работает наровне с мужиками, встречает Олимпиаду и чемпионат мира по футболу 2018 года.
Богородская деревянная игрушка – народный художественный промысел, который появился в Подмосковье несколько веков назад. Сердце этого промысла – село Богородское Сергиево-Посадского городского округа.
История промысла
Давным-давно жила в селе под Сергиевым Посадом крестьянка. Вырезала она из деревяшки своим детям небольшую игрушку «ауку» - те поиграли с ней, да и забросили. «Ауку» отвезли на базар, где заметил ее один купец. Деревянную игрушку он потом выгодно продал в своей лавке и вернулся к женщине с просьбой сделать игрушек столько, сколько она сможет. По преданию, это и дало начало промыслу. Есть и другие легенды, которые гласят, например, что Сергиев Посад и его окрестности с давних времен были игрушечным краем и что сам преподобный Сергий Радонежский вырезал из дерева игрушки и дарил детям.
Точная дата появления промысла неизвестна, однако специалисты считают, что зародился он в XVII-XVIII веках, а становление приходится на конец XVIII-начало XIX века. Известно, что промысел появился в крестьянской среде и носил сезонный характер – игрушки делали с поздней осени до ранней весны, когда не было сельскохозяйственных работ на полях.
Сначала крестьяне делали просто заготовки, которые затем оправляли в Сергиев Посад, где их дотачивали и раскрашивали. Но позже весь цикл производства начали делать на месте, а центром этого производства стало село Богородское. Работы местных мастеров приобретали все большую популярность, становились все более изящными и разнообразными.
В 1913 году мастера промысла создали артель. Это позволило вывести производство на новый экономический уровень и не зависеть от скупщиков из Сергиева Посада. Во главе артели был совет, состоящий из опытных мастеров и художников. В 1960 году артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.
Технология изготовления богородской игрушки
Традиционно богородские игрушки делаются из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи. Но чаще всего используется именно липа. С привезенных на фабрику бревен снимается кора, а затем липа два, а то и три года просушивается под навесом на открытом воздухе. Затем бревно распиливают на «чурки», которые отправляются к мастеру.
Сегодня игрушки делают как на токарных станках, так и вручную. Последнее, конечно, сложнее и дольше – начала мастер топором вырубает примерные контуры изделия, а затем стамесками вытачивает детали.
Самые популярные и известные богородские игрушки – это всевозможные фигурки медведей, домашних животных, кузнецов, богатырей, сказочных персонажей и многих других. Фигурки бывают статичные, а бывают подвижные – самый известный пример такой игрушки это «Кузнецы», в которой крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковальне.
Музей при фабрике
Гостям предлагают посетить мастерские и увидеть, как деревянная «чурка» превращается в игрушку. В музее при фабрике представлены самые знаменитые или необычные образцы, которые когда-либо изготавливались в Богородском. Можно изучить все самостоятельно, а можно - в компании экскурсовода, который расскажет много интересного об этом русском промысле.
Обязательно посетите мастер-классы и попробуйте самостоятельно собрать и расписать игрушку. Кроме того, при фабрике работает магазин, в котором можно выбрать для себя памятный сувенир о поездке или игрушку в подарок.
2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.
3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.
4. Развивать интерес к народной игрушке.
5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.
Материалы: Листы бумаги формата А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фото иллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Мишки, кубики, машинки
И конструкторы большие,
И мячи и безделушки –
Это все мои - (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?
Дети: Красивые расписные игрушки.
Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.
Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?
Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.
Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку — дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик — бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?
Дети: Да
Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?
Дети: Нужно делать зарядку
Воспитатель: Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку
Физкультминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба, руки поднимать (руки вверх,
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,
Прыгать и скакать (10 прыжков).
2. Рисование Богородской игрушки - медведя
Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную
игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.
Показ изображения Богородского медведя.
Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы? Что есть на голове у мишки (уши? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти? Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.
Показ воспитателя способа рисования. Рисование Богородского медведя простым карандашом.
Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)
Напетлял и был таков!
Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.
3. Итог. Оформление выставки.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?
- В чем испытали трудности? (Ответы детей.)
Воспитатель проводит выставку детских работ.
Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.
Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка — медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.
Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог» Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». рисование «Осьминог»,.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Весна пришла» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Воспитатель: Матвеева Надежда Николаевна Место работы:.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Саратовская глиняная игрушка» Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. Задачи:.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию «Осенний пейзаж» в старшей группе Задачи: Обучающие: учить различать характерные признаки осени, при рассматривании картин художников-пейзажистов. Закреплять знания детей.
Конспект продуктивной образовательной деятельности по сюжетному рисованию в старшей группе «Осенняя сказка» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей при выполнении сюжетных рисунков с привлечением техники печати листьями. Задачи:.
НОД «Богородская игрушка» Нод «Богородская игрушка» Выполнила: Ли Любовь Владимировна, с. Быков 2016г. Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности по рисованию «Моя любимая игрушка» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема Моя любимая игрушка Возрастная группа:.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе Тема: «Полет в космос" Программное содержание: Уточните.
Читайте также: