Игровые автоматы в японии с игрушками
Японский рынок видеоигр очень объемный, но для большинства иностранцев он является довольно экзотичным и непонятным.
В этом году мы впервые провели программу для околоигровых и киберспортивных стартапов, геймдев-студий и команд разработки Game Innovators. В работу над программой были вовлечены игроки индустрии со всего мира. Одна из первых лекций была посвящена японскому игровому рынку, её читал Ясухиро Кавасима, Wargaming Japan. Лекция многим открыла глаза на японский игровой мир, поэтому я решил поделиться ею с вами.
Несколько цифр для понимания:
- Япония — третий по величине рынок видеоигр в мире, величиной в $19 миллиардов.
- Первое, что может броситься в глаза, — то, что доля пользователей, играющих на игровых консолях, больше, чем доля играющих на ПК.
- Посмотрите на рейтинг самых популярных мобильных игр в Японии. 7 из топ 10 игр популярны только в Японии и являются играми японского производства.
Как это объяснить?
Отойдем немного в сторону и посмотрим на мировой рейтинг фильмов к маю 2019 года. Практически во всех странах на тот период первое место занимает картина «Мстители: финал», однако в Японии самым кассовым стало аниме «Детектив Конан». Это не детский мультик, как может показаться, а вполне себе фильм для взрослой аудитории.
В целом, Япония часто выделяется из общего списка во многих мировых рейтингах. Сегодня мы попробуем разобраться, что стоит за этой статистикой.
Как правило, иностранцы, говоря о Японии, представляют гору Фудзи, сакуру, ворота Тории, загадочные синтоистские храмы, самураев и так далее.
Либо японских роботов, вокалоида Хацунэ Мику, мэйдо-кафе и Сейлар Мун.
То есть представления могут быть абсолютно разными.
Предположите, какая игра самая популярная сейчас в Японии? Многие иностранцы ответят — Призрак Цусимы, недавно вышедшая на Playstation. Игра и вправду хороша, но она вовсе не игра номер 1 по продажам.
На первом месте в Японии игра Animal Crossing. Продано уже более 22 млн копий, и она стала уже социально значимым феноменом. Игра выпущена на приставке Nintendo Switch. Игра заключается в выживании на своем островке, и в игре нет как таковой конечной цели, поэтому каждый игрок сам решает, как ему играть, в каком темпе, какой сценарий выбрать. Также отличительной чертой игры являются отсутствие какой-либо конкуренции, стресса и негативных моментов. То есть, грубо говоря, игра про мирное проживание на своем островке, где ничего опасного вокруг не происходит.
Почему эта игра стала успешной в Японии? Потому что в ней есть несколько ключевых элементов, которые необходимы, чтобы добиться популярности в Японии.
- Каваий. Для иностранцев это сложное понятие, разобравшись с которым, можно понять подход к японцам. Оно сложно переводится, но в общем включает в себя множество значений: милый, хорошенький, красивый. Понятие может использоваться во многих сферах — и в официальной публикации, и в рекламе, и в профессиональном контексте. Как пример, можно взглянуть на постеры министерства обороны Японии. Стоит отметить, что игры с каваий-элементом рассчитаны на взрослую публику, и несмотря на несерьёзные «мультяшные» образы в них может быть глубокий сюжет и геймплей. Феномен каваий можно встретить в различных сферах японской жизни.
Персонажи. Различные персонажи используются везде в медиа, и даже некоторые предметы могут стать известными персонажами. Наиболее известные примеры: покемоны, марио, соник. Однако и тут японцы не ограничиваются видеоиграми. Давайте посмотрим на символ полиции Токио.
Японцы часто персонифицируют предметы, от корабля времен второй мировой «Ямато» до эритроцитов в крови. И то, и другое предстаёт в облике того или иного персонажа. Эта идея персонификации имеет глубокие корни, еще в 12 – 13 веках была нарисована серия картинок с антропоморфными животными, выполняющими людские повседневные дела.
- Высокий уровень сервиса. Япония — островное государство, где было создано частично изолированное общество, где сервис превыше всего. Например, только в Токио есть 7000 «convenient stores», которые открыты 24/7. Предлагаю вспомнить японские железные дороги, по которым поезда следуют секунда в секунду, без опозданий, а если машинист опоздает больше, чем на 5 минут, пассажирам выдают сертификат, подтверждающий, что поезд опоздал, его используют как доказательство невиновности в опоздании. Также в японских такси задние двери обычно автоматические для удобства пассажиров. В Японии всё создано для людей, общество привыкло к высокому уровню сервиса, поэтому пользователи хотят видеть то же самое в играх.
Интересно, как в Японии встретили Cyberpunk 2077?
Сделаем экскурс в историю видеоигр в Японии. В 1978 году в Японии вышла игра Space Invaders, вышла в виде игровых автоматов, любой желающий мог зайти в кафе, бар или иное заведение, где стоит автомат и, закинув монетку, поиграть в нее.
В 1983 году вышла приставка «family computer», известная в России как «дэнди», которая позволила людям играть в видеоигры дома. Все подобные приставки продавались в магазинах игрушек. Идея в том, что можно купить готовую игру в упаковке, подключить к ТВ и играть. Те люди, которые играли в то время в «фамикон», уже достигли 40 – 50-летнего возраста. И «фамикон», и современный «нинтэндо свитч» создала компания Nintendo, которая была основана в далеком 1889 году.
Компания обладает долгой историей, изначально она выпускала карты для игры в «ханафуда». С момента самого основания эта компания занималась предоставлением высококачественных развлекательных продуктов. В Японии имидж игровых сервисов — дорогие игры. Они воспринимаются как любой другой рядовой электроприбор в доме. И многие пользователи — взрослые люди, которые привыкли к играм с детства и готовы платить за качественный продукт хорошие деньги.
Вернемся к Animal Crossing, как мы видим, он сочетает и Kawaii, и персонажей в виде антропоморфных животных, и высокое качество, то есть в игре нет багов, она не требует доработки, с пилотного запуска публикуется в готовом виде.
Насколько развит киберспорт в Японии и в какие игры обычно играют?
В Японии было несколько попыток сделать те или иные киберспортивные игры популярными, проводились турниры и мероприятия, но это не получило широкий охват, и киберспорт в целом сейчас в Японии не так развит, как в других странах. Однозначной причины пока не выявлено, единственное, что популярно из такого рода игр в Японии — игры один на один, типа Street fighter.
В Японии не распространены соревновательные игры, больше играют в игры, где есть элемент сотрудничества и мирного сосуществования — эта привычка может быть причиной непринятия киберспорта.
Примеры success stories международных компаний по выходу на японский игровой рынок:
Действительно успешными были китайские игры для мобильных устройств. Есть одна китайская игра, в которой все исполнение сделано очень по-японски, настолько, что многие думают, что она сделана в Японии. Говорить о западных играх, преуспевших в Японии, много не приходится. Можем вспомнить лишь Pokemon Go и World of tanks. Эти игры имеют свою нишу на рынке.
То есть даже такие трипл-А проекты, как GTA, не стали популярны в Японии?
Сказать, что они совсем не популярны, нельзя. В них играют, но они однозначно не в топе.
Есть ли на рынке какие-либо околоигровые стартапы, сервисы?
Очень развита бизнес-модель, когда делают информационный портал о конкретной игре, некую обширную базу данных про все аспекты игры.
Еще один вид околоигровых сервисов популярный в Японии связан с «персонажами»: сейчас люди часто стримят игры, но в Японии не принято показывать лицо на стримах, в последнее время лицо заменяется виртуальным персонажем, который вещает от имени стримера. Существуют компании, которые разрабатывают таких персонажей и предоставляют их стримерам, а потом, когда он становится популярным, продают права на него разным компаниям для маркетинга.
Спасибо за подробный экскурс по японскому игровому рынку, Ясухиро Кавасима. Будем надеяться, что каким-то из российских проектов удастся его покорить.
Автор материала: Владислав Здоренко — сооснователь Startech.vc, CEO Startupbootcamp Russia, венчурный инвестор и идеолог развития инновационной экосистемы в России.
Скажите, играли ли Вы в игровых центрах в конце девяностых ~ начале 2000-х?
Когда я была маленькая, очень любила играть в автоматы и часто посещала игровой центр, который находился прямо перед парком с аттракционами. Любимыми автоматами были, конечно же, те, где можно было достать игрушку.
Советских автоматов я уже не застала, зато в том игровом центре, куда я регулярно ходила, были уже некоторые японские автоматы, такие как машинки, стрелялки и автоматы, где персонажи дерутся. Играли ли Вы в такие?
Время идёт и индустрия игровых центров не стоит на месте - постоянно появляются новые автоматы. Особенно в Японии, где очень развита гейм-индустрия.
Но в Осаке, в районе Синсекай, что переводится как " новый мир ", находится игровой центр с ретро-автоматами, о котором я сегодня расскажу.
Уже снаружи от игрового центра веет старинной, и на входе стоит автомат, который может показаться кому-то знакомым.
Играли ли Вы в такие?
Внутри игрового центра можно найти автоматы, которые сделаны в 80 и 90 годах.
Аналогичные автоматы были и у нас, в моем родном городе. Джойстик и 2 кнопки, суть игры в том, что надо было драться с противником. Можно было играть одному или с другом.
Оказалось, что такие автоматы делали в частности и по аниме. Не знаю, была ли какая-то тема у автомата, который стоял в моем родном городе, но даже не зная мотива сражаться в такой игре мне нравилось)
Когда я первый раз посетила этот центр в Осаке, тут был даже автомат с сейлормун! 1995 года! Но, к сожалению, когда пришла в этот раз его уже не было - сломался ли, перепродали ли. Очень хотела его сфотографировать, но не вышло.
Самый раритетный автомат здесь был выпущен аж в 1981 году.
Были представлены и автоматы других типов, в частности стрелялки, машинки, машинист поезда и другие.
Как я уже говорила, район, где находится этот игровой центр называется, в переводе с японского, "новый мир", однако " новым " он был несколько десятилетий назад.
Здесь находится одна из достопримечательностей Осаки - башня Цутэнкаку. Изначально она была построена в 1912 году, на основе Эйфелевой башни, но сильно пострадала от пожара и была построена заново в 1956 году. В целом можно сказать, что от всего района "новый мир" очень сильно веет прошлым веком. При чем не в полузаброшенном состоянии, как оно часто бывает, а вполне себе живой райончик, просто почти как несколько десятилетий назад.
Привет! Меня зовут Дарья. Я 10 лет увлекаюсь японской культурой, 7 лет общаюсь с японцами и людьми из других стран. В эфире рубрика "Япония моими глазами", и эта статья о японской культуре игровых автоматов - взгляд с моей стороны.
Я не любитель игр вообще ни разу. В компьютерные игры играю раз в полгода 1-2 дня и только в те, которые уже знаю и мне нравятся. Например, Spore, Heroes of Might and Magic 3 или 5, MassEffect. Также меня не привлекают телефонные игры. Разве что судоку и японские кроссворды, игры в слова.
В Японии же существует целая культура игровых автоматов! Рядом со станциями и в центре крупных улиц очень легко найти специальные заведения в несколько этажей с игровыми автоматами, в том числе, где играют в азартную игру - пачинко.
Как правило, каждый этаж отведен под определенные виды игр. Например, на первом этаже часто расположены автоматы-ловцы (таких много и у нас). Это те, в которых нужно с помощью клешни достать игрушку.
Дальше идут уже боле продвинутые автоматы, в которые можно играть в видео-игры, как в компьютерные. Это различные стреляки и драки, в которых ты выбираешь персонажа и сражаешься с другими героями, набирая очки.
Последние этажи, как правило, заняты очень крупными автоматами-симуляторами. Из самых простых настольный хоккей, который любят и у нас. Но в Японии, конечно, видов автоматов и игр значительно больше. В том числе легко можно найти танцевальные симуляторы и игры гонки, где, игрок рулит по-настоящему (я знаю, что у нас тоже такие есть, но их разнообразие, как и расположение по сравнению с японским крайне мало), а также различные спортивные автоматы и стреляки.
Конечно, не обходится и без аттракционов виртуальной реальности. Но самым известным, наверное, остается пурикура - фото-кабинка, в которой очень много фильтров и можно украсить фото. Я пурикуру не люблю, так как фильтры, которые там используются (как и во многих приложениях сейчас, которыми пользуются многие азиаты) меня по большей части пугают, так как делают лицо человека неестественным. Тем не менее, у меня есть фото из пурикуры. Я там побывала во время своей первой поездки с одной из близких японских подруг. Получилось вроде не так и жутко.
Что касается пачинко, то под них отведены целые этажи, и даже здания. Это игровые автоматы, в которых можно выиграть деньги. То есть по сути автоматы азартных игр. Существуют в Японии они очень много лет и весьма популярны. Также есть профессиональные игроки в пачинко, которые в среднем в месяц зарабатывают на своем увлечении 3000 долларов. Весьма неплохо. Но это, конечно, удел не всех.
Есть в Японии автоматы, которые размещают в общественных местах: торговых центрах, аэропортах, парках, да даже неподалеку от супермаркетов. Они чем-то похожи на автоматы-ловцы, только тут нужно покрутить специальный рычажок и тебе выпадет какая-нибудь ерунда. Обычно это брелоки или маленькие игрушки.
Автоматы эти, как правило, тематические: с покемонами, героями "Наруто" и других аниме, с мстителями и даже японскими айдол-группами. Да вообще с чем угодно. Так что просто находишь автомат, с интересной тебе темой и играешь, набирая всякой ерунды в карманы.
Я от автоматов обычно стараюсь держаться подальше, но как видно по фото и видео, иногда все же балуюсь чем-то подобным ;)
В игровых же залах мне довольно тяжело находиться, так как там ооооочень шумно, и это бьет на мозг, так что предпочитаю там не задерживаться. А вот покрутить какую-нибудь ерунду на малолюдной улицы, мне даже нравится.
Как относитесь к играм? Хотели бы поиграть в японские игровые автоматы?
Спасибо, что прочитали до конца!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новых статей о Японии, японцах, общении с иностранцами и дорамах!
В самом сердце столицы Японии, – в ярком и шумном городе Токио, – расположился квартал Акихабара. Это поистине сказочное и немного безумное место можно назвать самым азартным и самым анимешным уголком в стране. Именно здесь собираются настоящие отаку и геймеры, чтобы предаться любимым развлечениям.
Десятки магазинчиков, игровых залов и кафе буквально громоздятся на тесных улочках Акихабары.
Сотни японских фриков в своих удивительных костюмах прогуливаются здесь буквально круглосуточно. И, конечно же, это место не может не притягивать множество любопытных иностранных туристов.
Чудеса Акихабары
Здесь и вправду есть на что посмотреть. Современная Япония со всеми своими прелестями, странностями и технологиями тут, как на ладони.
В Акихабаре вы можете попасть в многоэтажный секс-шоп, пообедать в компании очаровательных юных японок, разодетых, будто мультяшные служанки, собрать из пластмассы собственного робота, приобрести артбук, посвящённый аниме и, конечно же, бесконечно играть на игровых автоматах!
“Храм” игровых автоматов
Акихабару можно назвать настоящей Меккой геймеров.
При этом каждый здесь находит что-то своё. К примеру, тут можно посетить просто грандиозный аркадный зал – восьмиэтажный комплекс, напичканный аркадными игровыми автоматами от Taito Station, Sega Club и т.д. Первый этаж занимают классические UFO Catcher – автоматы-боксы с призами, которые нужно доставать при помощи специального механизма. На последнем этаже располагаются разнообразные мультиплеерные игровые автоматы со спортивным уклоном (скачки, футбол и т.д.).
Перемещаясь вверх по этажам этого аркадного комплекса, можно проследить всю эволюцию игровых автоматов, – от самых простых и примитивных до высокотехнологичных ультрасовременных.
Имеется здесь и зал со знаменитыми игровыми автоматами пачинко. Туристов нередко удивляет тот факт, что в пачинко они выигрывают исключительно зажигалки да брелки, а вот местное население знает, что мелкие сувениры, “добытые” во время игры, можно с легкостью обменять на деньги, обойдя таким образом закон, запрещающий азартные игры в Японии.
Нет возможности поехать и окунуться в японский азарт Акихабары?
Есть отечественный виртуальный аналог
В нашей стране, к сожалению, также действует этот запрет. Однако, имея выход в интернет, можно посетить какое-нибудь интернет-казино, в котором собрано не меньше игровых автоматов, чем в аркадном комплексе Акихабары. Правда, здесь они воплощены в совсем другом, виртуальном виде. Клубы – не только площадки для увлекательных азартных игр, но и важный источник полезной информации, где можно почитать обзоры и статьи о новинках в мире игровых автоматов. © imago
В 70-е годы первые игровые автоматы положили начало целой индустрии, но сегодня кажется, будто они уходят в прошлое. Это и неудивительно: почти во всём мире аркады давно ассоциируются с ностальгией по восьмидесятым и девяностым, а в России поиграть в них можно разве что в детских развлекательных центрах, тематических кафе или музеях.
Но только не в Японии. Там культура игровых автоматов живёт и продолжает развиваться до сих пор. Разбираемся, почему аркады в Японии ещё популярны, как они изменились с годами и какие игры для них разрабатываются.
Новые игры, как и раньше, создают несколько компаний: Sega, Taito, Namco, Konami и Capcom. Они же и владеют всеми крупными аркадами и развлекательными центрами в Японии. Хоть внешний вид самих залов остался прежним, набор автоматов изменился. Появились игры, использующие тачскрин, VR и другие новые технологии. Ретро-автоматы, конечно, никуда не делись: на них всегда есть спрос среди завсегдатаев.
Контингент посетителей тоже поменялся: их средний возраст теперь составляет 40-50 лет. Всё потому что постоянные посетители повзрослели: раньше они забегали сюда на пару игр после учёбы, сегодня — во время перерыва на работе. Конечно, дети и подростки всё ещё играют в автоматы, да и поход в аркаду всей семьёй в выходной день — тоже не редкость. Однако основные посетители сегодня — люди за 40.
Такое «взросление» аудитории отражает не потерю интереса к автоматам среди молодежи, а скорее общую демографическую ситуацию: средний возраст жителя Японии сегодня — 47 лет. Владельцы аркад всё меньше ориентируются на нужды молодых: гораздо выгоднее привлечь в развлекательные центры людей постарше.
Например, треть посетителей Sega Dream Factory составляют пожилые за 60. Владельцы залов этому только рады, организовали для них целую систему бонусов и набор специальных услуг: в холодную погоду старикам предложат укрыться пледом.
Причина такой популярности среди пожилых проста: для них это хороший способ социализации. Если сначала бабушек и дедушек приводили в аркаду родственники, то теперь они приходят сами: играя в автоматы проще всего завести новых друзей своего возраста с похожими интересами. Во многих аркадах для таких посетителей даже организуют отдельные залы. Тут собраны в основном симуляторы азартных игр — любимое развлечение пожилых японцев. Помимо особого набора автоматов, здесь всё организовано по-другому: звук в играх настроен потише, нет толп и очередей, — атмосфера располагает к отдыху.
Выбор автоматов в современных японских аркадах богатый: здесь есть не только все классические игры, но и новые релизы. Свой тип автоматов есть и для каждой категории посетителей: для семейного отдыха спортивные симуляторы и другие командные игры с лёгким управлением, для подростков — игры посложнее и с соревновательным элементом, для завсегдатаев за 40 — классические автоматы из детства, а для пожилых — симуляторы ставок и азартных игр. В целом, все автоматы можно разделить на несколько категорий. Пройдёмся по каждой из них.
Игры, в которых нужно под музыку нажимать на кнопки, попадая в ритм, очень популярны среди японцев и в разных вариациях встречаются почти на всех консолях. Но в аркадах играть в них особенно весело: тут можно поиграть на эмуляторе музыкального инструмента или самому танцевать в ритм.
Обычно такие автоматы имитируют игру на инструменте или танцы. На экране автомата под музыку возникают символы, а задача игрока вовремя нажать соответствующую клавишу. У многих автоматов уникальные панели управления, которые не всегда можно приобрести для дома. Кроме того, звук и изображение у них всегда высокого качества. Этим и обусловлена неугасающая популярность автоматов с ритм-играми.
Почти все самые известные классические серии ритм-игр принадлежат Konami: Beatmania, Dance Dance Revolution, GuitarFreaks, DrumMania и другие. Можно сказать, что и сегодня Konami — лидер в производстве музыкальных игр: компания до сих пор продолжает выпускать новые автоматы. Например, в феврале 2016 года вышла танцевальная игра Dance Dance Revolution A, а в феврале 2017-го — Nostalgia, симулирующая игру на пианино.
Разработчики ритм-игр всегда старались придумывать оригинальные панели управления для своих автоматов, и сегодня эта тенденция сохраняется. Появляются автоматы необычной формы с сенсорными панелями, моушн-контролем и прочими новыми функциями.
Симуляторы спортивных игр — одни из любимых развлечений для всей семьи. Управление на каждом автомате уникальное и обычно похоже на занятие реальным видом спорта.
Бывают и исключения: иногда спортивные симуляторы фокусируются на стратегической составляющей игры. Например, World Club Champion Football — симулятор менеджера футбольной команды. Игрок перемещает карточки спортсменов по столу, имитируя их расположение на поле, а автомат анализирует ситуацию и ведёт игру в футбол.
Одна из самых популярных игр в Японии среди людей старшего возраста — серия Star Horse от Sega. Это нечто среднее между симулятором лошадиных скачек и симулятором ставок.
Примечательно, что Star Horse расчитан на компанию. Несколько игроков собираются в специальном зале перед большим экраном, на котором проходят скачки. У каждого есть и персональный дисплей с панелью управления. На ней игрок сначала тренирует и обкатывает свою лошадь, после чего она может участвовать в скачках. Важный элемент игры — ставки. Если лошадь выигрывает гонку, а игрок — свою ставку, он может открыть новые апгрейды для своих лошадей. Поскольку Star Horse — лишь имитация азартной игры, реальные деньги в ней ставить нельзя.
Никуда не делись и ретро-автоматы от Sega вроде Sports Jam и Power Smash, вышедшая на западе под названием Virtua Tennis. У этих автоматов классическое управление: стик и несколько кнопок. Хотя эти игры давно портированы на консоли, желающих сыграть в них в аркаде всё ещё немало.
Ещё один тип симуляторов, встречающихся в аркадах Японии. Хотя последнее время большая часть игр жанра дейтсим выходит на консолях, ПК и мобильных платформах, некоторые релизы добираются и до аркад.
Например, игра Love Plus от Konami вышла не только на Nintendo 3DS и iOS, но и появилась в автоматах. Игроков эта версия может привлечь возможностью обрабатывать и распечатывать фотографии девушек прямо через автомат.
Реалистичные в управлении гоночные автоматы с динамичными короткими игровыми сессиями всегда находили свою аудиторию в Японии. Управление машиной у разных автоматов не всегда одинаковое, но обычно выглядит знакомо: руль, коробка передач, педали.
С шутерами всё ясно: игрок использует контроллер в форме огнестрельного оружия и целится им прямо в экран. В зависимости от тематики игры форма контроллера может быть разной. Самая распространённая, конечно, — пистолет, но встречаются и ружья, автоматы и футуристичные модели.
Вероятно из-за такого простого и реалистичного способа игры в японских аркадах продолжают стабильно появляться новые шутеры: например, в 2016-м вышла Point Blank, а в 2018 году — Shoot Away Pro (обе от Namco).
В золотую эпоху аркад файтинги были одним из наиболее популярных жанров для игровых автоматов. И хотя с тех пор они массово портировались на домашние консоли, не все серии полностью исчезли из залов с автоматами. Некоторые разработчики поддерживают традицию выхода на оригинальной платформе: аркадный релиз файтингов раньше всегда предшествовал его выходу на консолях.
Два основных конкурирующих файтинга, выходящих на игровых автоматах, — Street Fighter от Capcom и Tekken от Namco. Последнее время подходы этих двух компаний к продвижению своих франшиз изменились.
Namco до последнего верны традициям: каждая новая игра серии Tekken до сих пор сначала выходит на автоматах, и лишь потом портируется на консоли. Capcom до недавнего времени тоже выпускали почти каждую новую часть в аркадах: в первую очередь в дань традиции.
Правда с выходом Street Fighter V компания изменила свою стратегию и сразу же выпустила игру на домашних консолях, минуя аркадный релиз. И похоже, что Capcom вовсе не намерена разрабатывать версию для автоматов. В октябре 2017 года вышел неофициальный аркадный порт от Taito для их эксклюзивного соревнования. Разработчики заранее сообщили, что автоматы не попадут в развлекательные центры Японии: эта версия Street Fighter V была временно доступна только на мероприятии от Taito.
Но даже если эпоха аркадных файтингов уходит в прошлое, они навсегда оставили свой след в истории японского гейминга. Стоит только вспомнить контроллеры, которыми предпочитают пользоваться многие любители файтингов.
На первый взгляд фотокабинки или «пурикура» не имеют никакого отношения к играм, однако последнее время они прочно обосновались в залах с игровыми автоматами. Слово «пурикура» образовано от слов «print» и «club» и отражает одну из функций автомата — мгновенную печать фотографий.
От обычной фотокабинки пурикура отличается наличием дополнительных функций. Например, можно изменить себе черты лица на фото: увеличить размер глаз, уменьшить скулы, осветлить цвет кожи или добавить макияж. А после можно сменить фон, наложить на фотографию стикеры и разные надписи.
Пурикура считается чуть ли не исключительно молодежным развлечением: сюда обычно заходят сделать фото в компании друзей и запечатлеть памятную встречу. Стоит фото в такой фотокабинке от 100 до 500 йен (примерно 50-250 рублей).
Сложно представить аркаду без классических призовых игр вроде кран-машин или UFO catcher (ловец НЛО). Они, пожалуй, одни из немногих автоматов повсеместно сохранившихся во всем мире, в том числе и в России.
Принцип работы прост: с помощью пары рычагов или кнопок игрок управляет маленьким подъёмным краном. Задача — вытянуть из автомата понравившийся приз. Помимо классических мягкий игрушек, в Японии встречаются и другие призы: стикеры, брелоки и конфеты.
Популярны и автоматы с капсулами. В небольших пластиковых капсулах прячутся игрушки и фигурки известных персонажей из поп-культуры. Посетитель просто закидывает в машину мелочь и надеется на удачу: из капсулы может выпасть что-то редкое. Такие автоматы популярны среди коллекционеров фигурок: за мелочь можно выиграть очень дорогую и редкую игрушку.
Пожалуй, одна из наиболее популярных азартных игр в Японии — патинко можно найти почти в любой аркаде. У этой игры нет целевой аудитории — в неё играют посетители всех возрастов: всё потому что никакого особого навыка для этого не требуется.
Патинко устроены довольно просто и напоминает пинбол: автомат представляет собой деревянную панель с различными препятствиями и устройством для запуска специальных металлических шариков. Игрок покупает обычно от сотни до тысячи шариков и засыпает их в патинко. Один шарик стоит от 0,5 до 4 йен (примерно от 50 копеек до 2 рублей).
Всё, что требуется далее, — отрегулировать скорость, с которой шарики будут вылетать на поле. В отличие от пинбола остальное уже от игрока не зависит. Если шарики попадают в нужное отверстие, то выдаётся бонус в виде новых шариков.
В целом, принцип работы патинко одинаков, но все автоматы немного разные: на некоторых есть дополнительные кнопки и отверстия для шариков. Ещё есть патинко со встроенным механизмом слотов. Такие автоматы называются «патисло» — симулятор игры в слоты. Вместо шариков игрок использует жетоны, а вместо деревянной панели — барабан. Игрок раскручивает его, чтобы картинки на нескольких частях барабана совпали.
Цель — выбить из автомата как можно больше металлических шариков или жетонов. Раньше выигрыш нельзя было менять на деньги — азартные игры в Японии были официально запрещены до недавнего времени. Шарики обменивались на разные призы: чем их больше — тем дороже приз. Выбор призов был большим: от безделушек до дорогих электроприборов. На деле же существовали способы обойти этот запрет и обменять призы на деньги: это делало патинко фактически легальной азартной игрой.
С каждым годом содержать аркады становится всё сложнее. Опрос одного из главных банков Японии среди людей с постоянным заработком от 20 до 60 в 2016 году показал: денег на карманные расходы у японцев с каждым годом всё меньше. Это, в частности, объясняет сокращение трат на развлечения вроде игровых автоматов. Но даже несмотря на уменьшение прибыли, залы не спешат закрываться. На то есть несколько причин.
Во-первых, для производителей игровых автоматов, аркады — не просто способ заработать. Это то, с чего начинали самые крупные игровые компании, их культурное наследие. Но и не только для них. Это — часть городского пейзажа и часть истории Японии, с которой жители не спешат расстаться окончательно.
Конечно, разработчики не будут работать себе в убыток только ради чувства ностальгии: прибыль продолжает поступать. Помимо стабильного дохода с классических автоматов, компании зарабатывают и благодаря новым релизам. Помимо аркадных эксклюзивов в развлекательные центры попадают и консольные релизы.
Эксклюзивы — это в первую очередь игры, использующие дорогие и громоздкие аксессуары для управления, которые неудобно держать дома. Не у всех есть дорогостоящие гаджеты вроде очков виртуальной реальности, зато за небольшую сумму в аркаде попробовать их может каждый.
Есть свои причины и для выпуска в аркадах игр с других платформ. Одновременно с консольным релизом в автоматах выходят в основном файтинги и ритм-игры. Такие жанры тут подходят лучше всего: в некоторые из них можно поиграть вдвоём, а игровые сессии обычно очень короткие. Причин поиграть, меж тем, немало: например, чтобы опробовать новинки перед покупкой на консоль. Кроме того, не у всех дома есть большой экран и аудиосистема, как в аркадах. Да и собраться поиграть с друзьями тут гораздо проще.
Для крупных компаний автоматы — это ещё и отличный способ лишний раз заработать на известных франшизах. Например, добавить в аркадную версию игры эксклюзивный контент, или даже сделать отдельную игру с дополнительными материалами. Можно вспомнить Konami и их злосчастный патинко-автомат по Metal Gear Solid: Snake Eater, вышедший в Японии в 2016 году.
По мере подкармливания автомата металлическими шариками игроку показывают ремастер Snake Eater. Каждая катсцена точно воссозданна на Fox Engine — движке, использовавшемся при разработке Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. При этом катсцены нельзя посмотреть нигде, кроме как на экране патинко-автомата: фанатам серии придётся потратить деньги в аркадах ради эксклюзивного контента.
Для Konami это не первое подобное решение: в 2015-м компания выпустила патинко по Silent Hill. Этот автомат тоже вызвал много негативных отзывов. Всё потому, что многие фанаты ожидали полноценного релиза: Konami сначала выпустили тизер-трейлер игры во вселенной Silent Hill без упоминания патинко.
Однако, несмотря на негативную реакцию фанатов Metal Gear и Silent Hill, решение Konami отказаться от разработки крупных проектов в пользу аркадных автоматов принесла компании финансовый успех. В 2016 году общий доход Konami составил 249 миллиардов йен (около 134 миллиардов рублей) — на 31 миллиард больше, чем в предыдущий год. Насколько успешной окажется новая политика компании в долгосрочной перспективе неизвестно, но пока она кажется весьма выгодной.
Но на самом деле Konami — далеко не первые, кто использовал патинко для дополнительного заработка на своей франшизе. Так делает абсолютное большинство японских разработчиков.
Всё потому, что патинко — самый прибыльный тип игрового автомата на сегодняшний момент. Не удивительно: патинко — азартная игра, которая может вызвать зависимость. А до недавнего времени у неё ещё и не было альтернатив.
Сегодня из-за отмены запрета на азартные игры интерес к патинко немного упал, но в целом ситуация не изменилась. Почти 25% японцев регулярно проводят время играя в патинко и тратят на это около 4 триллионов йен (примерно 2 триллиона рублей) в год. И это только постоянные посетители. Даже тот, кто не интересуется азартными играми, наверняка заглянет в аркаду, если там появится автомат, стилизованный под его любимую франшизу.
Конечно, аркады продолжают существовать не только из-за патинко: благодаря новому закону гейминг и азартные игры постепенно отдаляются друг от друга. Зато сегодня многие приходят в аркады попробовать последние технологические достижения игровой индустрии, и это может дать новый автоматам толчок популярности. Например, VR привлекает посетителей возможностью увидеть старые игры в новом формате.
Интересны игрокам и другие технологические новшества: уникальные контроллеры, встроенные веб-камеры, новые жанры симуляторов и прочее.
Популярность аркад во всём мире продолжает утихать, но в Японии им ещё далеко до полного исчезновения. Здесь они — не просто дань прошлому, но и площадка для геймдизайнерских экспериментов. Разработчикам автоматов не приходится ставить во главу угла компактность контроллеров и экономичность оборудования: любые самые смелые решения можно воплотить в жизнь. Это выгодно и посетителям: всего за пару сотен йен они могут попробовать дорогую игру, полную технологических новшеств.
Немаловажна и культура посещения аркад: это повод провести время с друзьями и семьей или познакомиться с новыми людьми, а для многих и вовсе — единственный способ социализации. С годами аркады только прочнее укоренились в быту японцев: их посещают люди всех возрастов, независимо от социального происхождения и гендера.
Для многих поход в зал с автоматами превратился в рутину: сюда заходят чуть ли не каждый день во время перерыва на работе или учебе, просто в силу привычки. Так что на сегодняшний момент можно с уверенностью сказать — аркады в Японии пока не спешат уходить в прошлое.
Читайте также: