Городецкая игрушка птица рисунок
В городецкой росписи есть много связи с иконописью, и как иконопись она столь же символична. Например, у многих первая ассоциация к словосочетанию «городецкая роспись» — птица. Образ птицы действительно часто встречается в работах старинного промысла. Нарисовать петушка, фазана или павлина в городецком стиле может любой человек. А из этой статьи вы еще и узнаете, какие для этого понадобятся цвета, почему так важна в росписи оживка и, наконец, что за символизм скрывает городецкая птица.
Значение птицы в городецкой росписи
Птица – это символ семейного счастья, порядка и лада в семье. А если изображали мастера птичью пару, это воспринималось как гармония, прекрасный союз двух влюбленных. Традиционные городецкие герои – петух, фазан, павлин. Но все эти виды более напоминают сказочных персонажей. К примеру, павлин более ассоциируется с жар-птицей или некоей другой мистической героиней, чем со своим биологическим прообразом.
Рисовали городецкие мастера голубей, лебедей, кукушек. Но в каждой из них видится общее, то, что и называют ярким, неповторимым стилем промысла. В ярких картинках художники стремились передать свои ожидания, счастливые прогнозы на прекрасное будущее, которые сулили вестники добрых событий – птицы.
Виды городецких птиц
У городецких птиц, кого бы ни изображал мастер, всегда толстый животик, гибкая линия шейки и груди, а хвост пташки напоминает крыло бабочки. Клюв и ноги у птицы нитевидные, тонкие.
Городецкая роспись – петух, описание:
- используются красный, черный и белый цвета;
- часто петух стоит на одной ножке;
- его украшает пышный алый хвост;
- приятной округлости животик показывает птицу сытую, довольную, пышущую здоровьем.
Городецкая роспись – фазан, описание:
- хвост у него тоже очень пышный, но чаще сине-голубой гаммы с добавлением зеленого;
- головка птицы глядит вверх;
- часто изображаются два симметричных фазана, глядящих друг на друга.
Изображение павлина в городецкой росписи:
- павлин более прочих героев напоминает пташку из волшебного сада – его шикарный хвост имеет цветочную основу;
- на головке у павлина – маленькая алая корона;
- птица выглядит так, будто опустила головку смущенно вниз, на деле же это только подчеркивает сказочный облик персонажа.
Рисовать городецких красавиц принято поэтапно: сначала тремя цветами делается подмалевок (туловище, крыло и хвост), а потом белой краской на пташке рисуют оживку.
Цветовая гамма городецкой росписи
Есть традиционная расцветка – черное туловище, вишневый или красный хвост, зеленое крыло. Два из трех классических цветов имеется в наборе гуаши (черный и краплак), а городецкий зеленый цвет художник намешивает. Можно эти цвета заменять, но туловище птицы в классической версии всегда остается черным.
И всегда его дополняет присущая городецкому промыслу оживка. Тем ярче проявляется талант художника, чем более прорисован узор на пташке, чем гармоничнее выглядят цвета, которые мастер выбрал для ее росписи. Но и «пестрить» не нужно: типичная проблема новичков – они слишком увлекаются наведением узоров, что птица становится похожа на каллиграфическое упражнение карандашом, а не на традиционного городецкого героя.
О том как нарисовать городецкого петушка смотрите в видео-уроке.
Оживка в росписи птиц
Оживка на пташке выполняется белой краской, используется специальная тонкая художественная кисть.
Какие элементы присуще оживке:
- Штрихи – разнятся по длине и ширине. Кисточку в руках нужно держать отвесно, едва касаясь листа кончиком кисти, нужно провести линию в начале и конце с определенным нажимом посреди.
- Капельки. Их делают методом примакивания: бок кончика кисточки плавно и легко прикасается к бумаге, на ней остается след в виде капли.
- Дуга. Кисточка держится перпендикулярно листу бумаги, вначале наведения дуги кисть едва прикасается к бумаге, затем на инструмент нужно сильно нажать, и вновь перейти к тонкой линии.
- Точки можно поставить обратной стороной кисти.
Художник, рисующий разные элементы и, в особенности, переходящий к оживке, должен «набить руку». Расчетливые, уверенные и твердые движения – вот что даст максимально приближенный к каноничному рисунок. Очень важно, чтобы в рисунке перьев появлялся ритм, чтобы птица на предмете росписи становилась динамичной. У зрителя должна такое впечатление создавать городецкая роспись: птица с цветами вокруг себя будто скоро пустится в пляс, или взлетит на забор и пропоет свою утреннюю песенку.
Рекомендуем познакомиться с еще одним популярным изображением городецкой росписи, прочитав статью: «Роспись городецкой лошадки — поэтапное описание, мастер-класс».
Узнаваемый, с детства любимый сюжет – прекрасная сказочная птица в обрамлении цветущего великолепия – может украсить кухонную утварь (разделочные доски, лопатки, хлебницы). И такая пташка станет символом добрых вестей, которые постоянно будут прилетать в ваш дом.
Эмма Жавновская
Городецкая роспись. Учимся рисовать птицу.
При первой встрече мы с вами немного познакомились с городецкой росписью. Узнали,что эта роспись не только необыкновенна красива,но и символична. Сегодня мы будем учиться рисовать сказочную птицу. Вот такую.
1 Для этого нам потребуется дощечка или тонированная бумага,кисти разных размеров и краски.
2Определяем композицию рисунка,место,где будут располагаться цветы и птица. Рисуем цветы.
3 Легкими линиями наносим очертание спины,грудки и хвоста птицы. Не забываем кисточку держать перпендикулярно рисунку!
4 Закрашиваем туловище и хвост. Тонким кончиком кисти рисуем клюв и ноги.
5 Лапки и коготки изображаются легкими линиями в виде дуг и точек
6Рисуем крыло и хохолок.
7 Мазками синего цвета изображаем перья на хвосте и на голове.
8 "Оживляем" нашу птицу с помощью белой и черной краски. Расписываем туловище и крыло.
9 Украшаем окантовкой края нашей дощечки. Вот и все!Как видите,ничего суперсложного здесь нет. Да,и не забудьте свою красоту покрыть лаком.
Интегрированное занятие по художественному творчеству лепке из соленого теста и декоративному рисованию. Цель: познакомить детей с народным промыслом с городецкой росписью; ее историей, основными сюжетами росписи, а так же с основными приемами.
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Городецкая роспись» Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Образовательные области: Художественно-эстетическое развитие. Тема: Народное прикладное.
Цель: изображение сказочной птицы по мотивам городецкой росписи.
- закреплять последовательность изображения птицы и цветов городецкой росписи, умение строить симметричную композицию;
- отрабатывать оживку, т. е. детальную проработку образа с помощью тонких белых мазков и точек;
- развивать творческое воображение, чувство цвета, формы;
- воспитывать художественный вкус и интерес к народному творчеству.
Оборудование и материалы: листы бумаги в форме разделочной доски, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки, образцы городецкой росписи.
Рисовать городецких птиц - одно большое удовольствие. Городецкие птицы имеют очень декоративный вид за счёт безупречного силуэта. Сочетание всех средств выразительности позволяет детям добиться отличного результата. Ребята полностью погрузились в творческий процесс, а время отведённое на работу пролетело незаметно.
Сначала они затонировали жёлтым цветом всю поверхность разделочной доски.
Затем сделали яркое обрамление гуашью красного цвета.
Далее нарисовали на доске декоративные цветы и листики, соблюдая принцип симметричности и пропорции.
Потом в центре листа нарисовали крупную птицу, тщательно прорисовывая голову, шею, туловище, крыло и хвост птицы. Гуашью чёрного цвета нарисовали лапки и коготки птицы, добавили несколько чёрных штрихов в хвост и крылья.
Далее приступили к последнему этапу - оживке. Это очень важный этап, так как именно белые мазки и точки делают птицу нарядной и яркой и придают работе завершённый вид.
Гордость за успешно выполненную работу переполняла всех ребят! Они с радостью смотрели на получившиеся работы, которые мы разместили на выставке "Наше творчество".
«По мотивам городецкой росписи». Конспект НОД по рисованию в старшей группе «По мотивам городецкой росписи" Конспект НОД по рисованию в старшей группеПрограммное содержание: Продолжать развивать детское изобразительное.
«Праздничный букет». Рисунок по мотивам городецкой росписи. Мастер-класс Вчера опубликовала образцы поэтапного рисования городецких цветов, а сегодня хочу Вас порадовать своим мастер-классом "Праздничный букет".
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Купавки для мамы» по мотивам городецкой росписи Назначение мастер-класса: предназначен в подарок маме или бабушке на праздник День Матери; на выставку или конкурс; букет может послужить.
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Ромашки для мамы» по мотивам городецкой росписи Назначение: прекрасный ромашковый букет в стиле городецкой росписи можно подарить мамам на День Матери или 8 Марта; на день рождение;.
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Розаны и птица счастья для мамы» по мотивам городецкой росписи Назначение: мастер-класс предназначен - букет из городецких розан с бутонами - в подарок мамам и бабушкам на праздник День Матери; можно.
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам городецкой росписи для детей подготовительной группы «Шарфик для мамы» Цель: Продолжить знакомить детей с городецкой росписью. Учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов, и листьев.
Изучая росписи, по дереву или глине, непременно проходишь этап копирования. Но одного его недостаточно, чтобы продвинуться в постижении народного промысла. Элементы городецкой росписи следует изучать в связи с законами композиции, правилами заполнения пространства, использования и символизма определенного узора.
Из этой статьи вы узнаете, каких видов может быть композиция городецкой росписи, какой из них наиболее сложен, что украшают каноничными элементами и узорами.
Виды композиции в городецкой росписи
Резные донца из Городца, прославившие свой край, в 1870 году обрели смену – опытный живописец Николай Иванович Огуречников приехал в село Косково и обучил местных мастеров свободной кистевой росписи. Можно сказать, Огуречников научил их грамотной работе с краской, и уже расписные, а не резные донца охотно принял потребитель. Так появились расписные городецкие незамысловатые узоры, композиции которых и сегодня с интересом изучают любители народного творчества.
Условно делятся композиции городецких мастеров на цветочные, усложненные цветочные с изображением птиц и коней, а также сюжетные.
Цветочная
Цветочная композиция – наиболее часто встречающийся вид, так как он максимально прост и доступен. В не самом сложном рисунке может быть прорисован всего один цветок в обрамлении пышных листочков. Усложненная вариация предполагает полосу либо букет из цветочного орнамента.
Именно с такой композиции стоит начинать обучение промыслу. Рисовать такие узоры может даже человек, ранее не «друживший» с кистями и красками. Начинайте с изображения на обычном акварельном листе, а впоследствии картинки можно переносить и на декорируемую поверхность.
Цветочная с изображением птиц и коней
А это уже более усложненный вид композиции, так как флористические мотивы здесь сочетаются с анималистическими. В рисование растений приходится вписывать пташек либо коней, за счет чего роспись становится богаче, выразительнее.
Мотивы в данном варианте композиции могут быть как симметричные, так и асимметричные. Подобные узоры городецкой росписи можете найти на разделочных досках, а также на блюдах, хлебницах, еще и на детской мебели, шкатулках и деревянных ложках.
Сюжетная
А это уже действительно сложный вид композиции, потрясающий самим подходом художника к построению сюжета. На этих картинах разворачиваются городские гуляния, свидания, застолья и посиделки, проводы и нарядные выезды, сказочные зарисовки и бытовые сценки.
Логично, что такие информативные композиции будут писаться на крупных предметах: сундуках, декоративных панно, крупных шкатулках, досках для разделки. Если вспомнить о начальных работах городецких мастеров – подарочных прялках – то те сюжеты, что уникализировали нижегородские прялки, перешли впоследствии и на другие деревянные изделия.
Сказать, что сюжетные композиции часто встречались, нельзя: каждый мастер понимал, насколько сложна подобная работа. Столь уникальный продукт могли выполнить только самые опытные, ведь сюжет композиции приходилось продумывать до мелочей и безукоризненно выстраивать композиционно.
Элементы цветочной композиции
Каждый цветочек и листочек в этой работе должен находиться на своем месте. Рисунок должен быть уравновешенным, цельным, завершенным. Все лишнее отсекается, остается только приятный глазу узор.
Типы орнамента в цветочной композиции:
- «Цветочная полоса» – применяют ее при росписи объемных предметов (шкатулок или солонок). Это наиболее простой тип городецкого орнамента.
- «Гирлянда» — является вариацией «букета», два цветочка размещаются в центре, а в стороны от них уходят цветочки помельче вместе с листьями. Они могут быть вписанными в полосу, а также прямоугольник, круг. Такой тип орнамента применяют для росписи декоративных блюдец, шкатулок и разделочных досок.
- «Венок» — схож с цветочной полосой, но его отличает замкнутость по краешку шкатулочки или блюдца. Чаще цветочные композиции симметричны относительно цветового решения и размещения мотивов.
- «Ромб» — вариация гирлянды, где по центру прописывается один или несколько центрообразующих цветков, бутоны и листья же плавно уменьшаются к вершинам ромба. На массивных шкатулках и прямоугольных досочках можно разглядеть такие элементы городецкой росписи.
- «Букет» — симметричный орнамент, чаще использующийся на блюдах либо досках.
Сначала для работы брали яичные краски, потом масляные, темперные, гуашевые. На основу их наносили крупными цветовыми пятнами, начального контура не было. Сегодня в росписи активно задействуют и акриловые краски.
Изображения животных
Как только новые мотивы (то есть животные) появились в городецкой росписи, увеличилось число вариантов композиций. Наряду с симметричными мотивами появляются и ассиметричные. Или же, к примеру, в симметричном цветочном узоре возникают две ассиметричные по рисунку птицы (они даже могут различаться по цвету).
Животные – это кони и птицы. И связать такое цитирование можно с тем символизмом, который заложен быть в этих изображениях. Даже простой петушок был не будничной птицей, а ярким посланником добрых вестей. А конь и вовсе ассоциировался со счастьем, солнцем как символом самой жизни.
Сюжетная роспись
Это может быть роспись в два или три яруса, традиционная для промысла. В верхней части в таком случае пишется основной сюжет (застолье или гулянья, например), в нижней же сюжеты, которые позволяют теме раскрыться. Средняя часть обычно представлена цветочной полосой. Если же доски имеют не совсем вытянутую форму, художник может обойтись и без нижнего яруса: он изображает только главную сюжетную сцену, которая опоясана цветочной полосой.
Мужская фигура на лошади – жених, скромная девица около березки – невеста, с этим прочтением все просто. Обратите внимание, что на сценах застолий всегда тщательно прорисовывается стол, и он в принципе не пустует, на нем стоит самовар, ваза с цветами как символ достатка.
Лица героев сюжетных композиций (и это бросается в глаза) обращены к зрителю, люди, развернутые в три четверти, встречаются крайне редко. Можно сказать, что владелец шкатулки или доски видит в сюжете самого себя (близкого человека) в желанных для себя обстоятельствах.
Рассмотреть все вышеперечисленные виды композиций городецкой росписи на примере готовых работ, вы сможете в представленном видео.
Значение элементов
Даже листья в городецкой росписи были каждый на своем месте, что уж говорить про коней и птиц. Цветы, кусты и деревья в народе называли «волосы земли». Если же говорить в целом, то веточки с ягодами, деревья, растения с плодами и цветы символизировали достаток. Гирлянды, венки и букеты служили своеобразным шифром – пожеланием счастья. Сладкие плоды и ягоды – образы любви.
Птица – вестник тепла и света, урожая и богатства. Конь – это просто культовый герой росписи, который ассоциируется с интеллектом, мудростью, знатностью, самим движением жизни. Он же может означать динамичную силу и проворство, скоротечность времени и быстроту мысли.
Правила заполнения пространства элементами
Мастер может выполнять художественную композицию из трех предметов (или двух), чаще всего это происходит с разделочными досками. И симметрия в таком случае может проявляться в двух досках, в то время как центральная не находит такого повторения.
Но только симметрия двух крайних досок весьма условна. Например, мотивы цветов на них могут быть различными, или же животные повторяются так – «петух и курочка» (то есть различия есть). Но даже в непохожих розанах, в исполнении не совсем похожих петуха и курочки не будет противоречия. Художник, берущийся за работу, продумывает размещение всех элементов, он прописывает каждую деталь, потому композиции с цветами, конями, пташками будут все равно уравновешенны.
Обучение городецкой росписи интересно и детям, и взрослым. Начиная все с того же копирования, вы можете продвинуться дальше и почувствовать себя настоящим продолжателем старинного художественного направления.
Яркие, сказочные,праздничные, разные – так можно коротко охарактеризовать предметы с городецкой росписью. Розаны и купавки, пышные гирлянды цветов, сказочные кони и птицы, кавалеры и барышни в ярких нарядах – такое богатое разнообразие дарит нам Городец. На протяжении многих веков искусство изображения этих элементов узора проходило этапы упрощения и стилизации, доводилось до совершенства народными умельцами. Детям старшего дошкольного возраста доступно освоение изображения птицы и коня слитным движением руки. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс поэтапного изображения птицы и коня в стиле городецкой росписи.
Для работы понадобится:
Изображение туловища коня и птицы начинаем с изображения изогнутой линии «криуль», которая задает очертания изогнутой шеи с переходом в туловище.
Второй изогнутой линией, которая изображается выше, формируем очертания шеи и туловища.
Тонкими линиями прорисовываем ноги коня с обязательно подогнутой передней ногой.
Отличительной особенностью городецкой росписи является сочетание цвета и его оттенка. Как правило, «подмалевки», в моем примере это хвост и крыло птицы, грива и хвост коня, изображены светлыми оттенками. Разводим голубую и розовую краски на палитре.
Туловища прокрашены черным цветом.
Дополняем декор хвоста и гривы дугами, спиралями, линиями с разной толщиной красным и синим цветом.
В заключительном этапе росписи наносится «оживка» - капли, линии, точки, скобки белым цветом и тонкой кистью. Этот этап росписи придает элементам законченный вид, красочность и богатство.
Желаю Вам творческих успехов!
«Чудесная хохлома». Фотоотчёт о занятии по рисованию элементов хохломской росписи в старшей, подготовительной группе «Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась, Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась.
Мастер-класс по рисованию и росписи игрушки «Дымковский петушок» «Дымковский петушок». Мастер-класс по рисованию «Роспись игрушки» Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу.
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Купавки для мамы» по мотивам городецкой росписи Назначение мастер-класса: предназначен в подарок маме или бабушке на праздник День Матери; на выставку или конкурс; букет может послужить.
Детский мастер-класс по декоративному рисованию «Ромашки для мамы» по мотивам городецкой росписи Назначение: прекрасный ромашковый букет в стиле городецкой росписи можно подарить мамам на День Матери или 8 Марта; на день рождение;.
Детский мастер-класс по рисованию красками по мотивам гжельской росписи «Гжельская посуда» Детский мастер – класс по рисованию красками «Гжельская посуда» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной.
Детский мастер-класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи Детский мастер – класс по рисованию красками «Зимний лес» по мотивам гжельской росписи выполняли ребята подготовительной к школе.
Читайте также: