Глиняные игрушки россии презентация
Глиняная игрушка – особый вид
народного творчества. Она
предназначается не только для
игры, а служит для украшения
быта. Образы игрушек
достаточно просты, оригинальны
и выразительны.
Глиняную игрушку лепили повсюду,
где занимались гончарным
мастерством. Чаще всего лепили
женщины, чтобы позабавить
детей. Именно женщины стали
расписывать глиняную игрушку,
создавая неповторимые образы.
Постепенно в отдельных местах
глиняная игрушка стала
самостоятельным промыслом.
3. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества
4. Козёл, олицетворяя добрую силу, покровительствовал урожаю.
5. Дымковская игрушка
Самый известный из глиняных промыслов России. Она отличается
предельно простой и ясной пластической формой,
обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по
белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле
города Вятка (сейчас Киров). Там отличные глины и речной
песок, пригодные для керамического промысла.
Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины. Зимой,
когда работы в поле не было, курился дымок из печи в каждой
избе. Там лепили и обжигали в русской печи игрушки. К весне
кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и
столешницах.
6. Барыни в пестрых юбках
7. Бравые кавалеры и всадники
8. Важные петухи и индюки
9. Водоноски, кормилицы, няни
10. Женихи и невесты
Лепка.
Дымковскую игрушку лепят по
частям, используя красную
глину. Приступая в
выполнению барыни или
кормилицы, прежде всего
лепят юбку – широкий у
основания, пустотелый конус.
На него насаживают торс,
оттягивают шею и закрепляют
шарик – голову, к плечам
прикрепляют руки колбаски и
закрепляют их у талии. Затем
игрушку украшают шляпой и
кудрями, рюшами и
муфтами.Затем игрушку
обжигают в печи.Из печи
игрушка выходит краснокоричневой, но затем цвет
глины скрывается побелкой.
12. Роспись дымковской игрушки
Побеленная игрушка расписывается. Узор
строго геометрический, состоящий из
комбинаций полос, клеток, кругов, круглых
пятен.
Обычно роспись строиться по такой схеме:
у человека на лице с чуть выпуклым носом
– круглые красные щеки и рот, черные дуги
бровей над точками глаз, черные или
коричневые волосы. Характер одежды –
желтый, синий, зеленый, красный,
малиновый, черный.
Кроме яркой и своеобразной росписи,
дымковская игрушка имеет отделку
сусальным золотом.
13. Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка - русский
художественный промысел,
сформировавшийся в Одоевском районе
Тульской области. По местным преданиям
деревня была названа так в честь горшечника
Филимона, открывшего залежи высокосортной
глины. Для филимоновской игрушки и по сей
день характерны удлиненные формы и
мажорная, необычайно яркая роспись
сплошной окраски, с чередующимися
цветными полосами алого, малинового,
желтого и зеленого цветов.
Промысел игрушки возник на основе
местного гончарного промысла в середине XIX
в. В начале XX в. угас и был восстановлен в
1960-е гг.
Основной тип изделий - свистульки традиционных форм ( разнообразные птицы,
барыня, всадник, конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые
пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики".
При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная
роспись с характерными ритмичными полосками.
Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и
несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях,
похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекают к
себе внимание .
Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого,
синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь,
водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского
искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте
прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X - XI
веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего
филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую
терракотовую скульптуру. Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий
(середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего
нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Современная
филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном
довольно широко, произведениями конца 1950-х – 1970-х годов.
16. Каргопольская игрушка
Каргопольская игрушка - г.Каргополъ Архангельской
области.
Производство игрушки сопутствовало
старинному гончарному промыслу в Панфиловской
волости Каргопольского уезда. В отличие от
гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не
прервалось. В промысле сохраняются наиболее
традиционные типы русской игрушки - женские
фигуры, изображения животных. В последние
десятилетия получили распространение жанровые
сцены. Для каргопольской игрушки характерна
красочная роспись по предварительно выбеленной
поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки
восстановить каргопольское гончарное ремесло.
Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди
площади, под самой соборной колокольней. Его можно было
узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых
глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная
реклама. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа,
синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее
"фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с
крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические
окружности с синей точкой в центре.
18. Абашевская игрушка
Производство игрушки развивалось внутри
старинного гончарного промысла в приволжских
селениях. Угасание гончарства обусловило
выделение игрушки в самостоятельный промысел,
который получил известность в 1930-е гг. Для
абашевской игрушки характерны окраска яркими
масляными красками, сложившаяся в 1930-х гг., и
особые скульптурные приемы в изображении
животных, нередко имеющих сказочный облик.
В Абашеве заготовка игрушки покрывается сплошной
яркой краской, которая затем дополняется
серебряной или золотой. Этот прием ("оживка")
придает игрушкам индивидуальный, весьма
сувенирный характер. Поэтому абашевские
заготовки, с точки зрения их игрушечной ценности безусловно интереснее.
19. Городецкая игрушка
Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких
свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и
в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига
расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный,
оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки
покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого
тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета
(красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.).
Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».
21. Скопинская игрушка
Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на
юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли
оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со
второй половины 19 века и представляющие главное направление
деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина
представлена, в основном, выразительными фигурками животных,
среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже
встречаются композиции на подставочках, очевидно,
предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей.
Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц,
медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но
в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки
фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка
своеобразна и оригинальна, их не уступает другим.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Курс повышения квалификации
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач в ДОУ
Курс повышения квалификации
Управление дошкольной общеобразовательной организацией
Курс повышения квалификации
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»
- Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
- Повысим гибкость и раскованность в общении
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Народная глиняная игрушка
Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья.
Игрушку лепили и расписывали строго по правилам.
Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники ,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.
Самой большой известностью пользуются
глиняные игрушки из Дымковской слободы
под Вяткой. Ласково называют эти игрушки-дымка.
Они отличаются пышностью форм, богатством
отделки, обилием декоративных деталей.
Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни,
козлы, петухи с расписными
хвостами.
Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент.
Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент. Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов: кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов, похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.
Каргопольская игрушка
Древний русский город Каргополь
находится в Архангельской области.
Для каргопольских игрушек характерна
очень условная обобщённая передача образа.
Формы игрушки передают
лишь самое главное, деталей почти нет.
Формы предельно упрощены. Окраска у
большинства фигурок строгая – белая, черная.
Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.
Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.
Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину,
блюдо с пирогами, нянчат детей, прядут нитки из кудели на пресницах. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, бородатый старик играет на балалайке. Традиционная композиция для каргопольской игрушки -»кадриль» в одну или две пары, стоящий в стороне гармонист.
Филимоновская игрушка
В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки.
Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая.
Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов
Фигурка женщины олицетворяет великую богиню «Природу».
Медведь - один из главных персонажей народных сказок. Это символ могущества. Медведь предвещает пробуждение природы.
Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.
Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.
Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая
Корова – символ плодородия ,могущества и бодрой силы.
Абашевская игрушка
В селе Абашево Пензенской области появились эти игрушки –свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик,
Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми,иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками- синими, зелёными ,
красными, в самых неожиданных сочетаниях.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Курс повышения квалификации
Геймификация как универсальная технология развития внутренней учебной мотивации школьников
Курс профессиональной переподготовки
Искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания детей в деятельности педагога дополнительного образования (декоративно-прикладное и изобразительное искусство)
«Использование метода нейрографики в работе с детьми и взрослыми»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска
Глиняные игрушки РОССИИ
Автор: Агишева Вера Степановна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинска
2019
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Рекомендации по применению презентации
Презентация «Глиняные игрушки России» предназначена для применения на уроках изобразительного искусства в 5 классе;
На слайдах №7 – 10 собран иллюстративный материал по глиняным игрушкам России и указана страница в учебнике по изобразительному искусству
Горяева Н.А., Островская О.В.. Изобразительное искусство.
Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
5 класс под ред. Неменского Б.М. Москва. Просвещение. 2013 ,
Слайд №11 и 12 Повторение и закрепление;
Данную презентацию можно использовать также и во внеурочной деятельности, рассказчиками тогда будут пятиклассники, которые на уроках изобразительного искусства уже изучили народные промыслы;
Цель: Изучение особенностей глиняных игрушек России
как предметов народного творчества.
Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад
Глиняные игрушки РОССИИ
Глиняные игрушки
РОССИИ
Глиняные игрушки РОССИИ
Ребята, какие цвета и узоры следует использовать для росписи?
ПОСМОТРИМ дальше…
Работа по учебнику
Читать
с. 71 – 74
Глиняные игрушки РОССИИ
Дымковские игрушки – настоящее чудо. В них много лепных деталей.
Основными элементами орнамента дымковских игрушек являются: овалы, круги, клетки полоски, волнистые линии, сеточки и точки. Они выстраиваются в яркий узор.
В росписи мастера используют цвета: красный, малиновый, розовый, голубой, синий, желтый, зеленый…
Глиняные игрушки РОССИИ
Работа по учебнику.
Читать стр. 70
Посмотрите, как приземисты фигурки Каргопольских игрушек. Их формы кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Берегиня и Конь–полкан - любимые образы.
В росписи игрушек используются простые и ясные узоры, состоящие из солярных знаков: большие огненно – красные круги, кресты, ромбы, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений.
Глиняные игрушки РОССИИ
Работа по учебнику. Читать
с. 66 - 69
У Филимоновских игрушек вытянутые и мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными.
Основными цветами росписи являются: малиново – красный, желтый, и изумрудно-зеленый. А расписывают игрушки куриным пёрышком.
Глиняные игрушки РОССИИ
Определить к каким народным промыслам относятся данные узоры?
Вопросы:
1. НАЗВАТЬ глиняные игрушки
2. НАЗВАТЬ деревянные игрушки
3.НАЗВАТЬ наименования промыслов
Домашнее задание
БУ: Читать стр. 66 – 76
Повторить виды народных промыслов
ПУ: Подобрать материал в сети Интернет для выполнения проекта «Игрушка из глины»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Краткое описание документа:
Презентация «Глиняные игрушки России» предназначена для применения на уроках изобразительного искусства в 5 классе;
На слайдах №7 – 10 собран иллюстративный материал поглиняным игрушкам России и указана страница в учебнике по изобразительному искусству
Декоративно - прикладное искусство в жизни человека.
5 класс под ред. Неменского Б.М. Москва. Просвещение. 2013 ,
Данную презентацию можно использовать также и во внеурочной деятельности, рассказчиками тогда будут пятиклассники, которые на уроках изобразительного искусства уже изучили народные промыслы;
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Знакомство с одним из видов народного промысла России - глиняной игрушкой.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_glinyanaya_igrushka.ppsx | 2.77 МБ |
materialy_k_prezentatsii_uroka.doc | 84 КБ |
poshagovaya_raskraska_filimonovskoy_igrushki.ppsx | 229.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Разработчик: преподаватель ИЗО и технологии ГБОУ «Школа № 929» Князева Стелла Борисовна
Урок-открытие Тема: народное и декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры. Цель: знакомство с одним из видов народного промысла России - глиняной игрушкой. Задачи: Продолжение знакомства учащихся с народными промыслами и видами прикладного искусства России; Формирование понятий о различиях в форме, декоре глиняной игрушки, основанных на местных традициях и материалах. Воспитание любви к народным традициям и промыслам, окружающему миру, истории отечества. Расширение и формирование кругозора на основе прекрасного и лучших достижений народного искусства. Целевая аудитория : учащиеся 5-го класса
СОЗДАЕМ КАРГОПОЛЬСКУЮ ИГРУШКУ 1 2 3 7 8 4 5 6
ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3
ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3
ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА? 1 2 3 4 5 6
НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА Вместе с вами открывала чудеса Князева Стелла Борисовна, преподаватель ИЗО и технологии . Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ К ПРЕЗЕНТАЦИИ УРОКА
«НАРОДНАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА»
преподаватель ИЗО и технологии ГБОУ «Школа № 929»
Князева Стелла Борисовна
Дымковская игрушка , вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов . Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ).
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли .
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мизрину , Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.
Для её производства используется местная ярко-красная глина , тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком . Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.
После полной просушки в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 градусов игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом , используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота , наклеенные поверх узора.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски , бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи , барыни .
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она — бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сёстрами из слободы на реке Вятке.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых . Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей .
В марте 2011 года в Кирове открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции. [1] .
В июне 2013 года запущен уникальный проект по трёхмерной оцифровке экспонатов из фондов музеев России - виртуальный 3D-музей дымковской игрушки [2] .
Значение дымковской игрушки
Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области , подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.
Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров [3] .
Народный «дымковский» стиль неоднократно использовались в художественных (прежде всего, детских) произведениях:
Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел , сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Благодаря особой глине , которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов , мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».
После Великой Отечественной Войны промысел филимоновской игрушки был на грани исчезновения. В конце 70-х годов был возрожден при содействии государства. В последнее время филимоновский промысел также получил некоторую поддержку от местных государственных органов.
На сегодня в Одоеве работают несколько семей мастеров филимоновской игрушки. Практически все они члены союза художников России. Яркую эмоциональную искреннюю филимоновскую игрушку очень любят во Франции, не отпускают передвижные выставки, приглашают мастеров проводить мастер-классы. Игрушки заказывают музеи Японии, Германии и др.
Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» — сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Роспись игрушки: современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками. Несмотря на относительную ограниченность применяемых характерных для промысла цветов — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент , который выражает искренние языческие мотивы, людей, живущих в гармонии с природой. Помимо вытянутых форм фигурок, стиль их росписи: солнышки, растительный орнамент, «детский» стиль, старинные деревенские сюжеты — это элементы, которые характеризуют древнюю филимоновскую игрушку и по сей день.
Филимоновские барышни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой — крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова, А. О. Дербенева, А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В 1960 -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен.
Музей «Филимоновская игрушка» В 2009 году при поддержке Администрации Тульской области, Администрации муниципального образования Одоевский район, Тульской Торгово-промышленной палаты был открыт музей филимоновской игрушки.
Адрес музея: Тульская область, пгт. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11., Музей «Филимоновская игрушка».
Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел , распространённый в районе города Каргополя Архангельской области .
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск , большой гончарный торг был в самом Каргополе.
Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные зомби, ножи, фигурки чудовищ и ужастиков стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
В начале 1930-х годов гончарный промысел постепенно сошёл на нет, ещё раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». Украшенные процарапанным архаичным орнаментом , своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью.
Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы Ивана Сины и Екатерины Абдулаевой, работавших в 1930-х — 1940-х годах. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью , сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщённые детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб . В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой , избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан — полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс ) с окладистой бородой, при орденах и эполетах . Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин , конь о двух головах.
Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведённый цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х годах А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».
Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.
Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелёвых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 году в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.
Глиняная игрушка -особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, но и служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты,оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Чаще всего лепили женщины , чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку,создавая неповторимые образы. Постепенно глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
Дымковская игрушка Самая известная из глиняных промыслов России — дымковская игрушка. Она отличается предельно простой и ясной пластической формой, обобщённостью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Кирова.
Барыни в пёстрых юбках
Бравые кавалеры и всадники
Важные петухи и индюки
Филимоновская игрушка Русский художественный промысел в Тульской области. По местным преданиям игрушка была названа в честь горшечника Филимона, который открыл залежи высокосортной глины. Для игрушки характерны удлинённые формы и необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами алого,малинового,желтого и зелёного цветов.
Чаще всего это игрушки свистульки:люди (кавалеры и солдаты,дамы и барыни), животные (медведи,олени,коровы,лошади).
Каргопольская игрушка Каргопольская игрушка появилась в г.Каргополе Архангельской области. В промысле сохраняются традиционные типы русской игрушки — женские фигуры и изображения животных, а также жанровые сцены . Для игрушки характерна красочная роспись по выбеленной фигуре.
Городецкая игрушка Городецкий район Нижегородской области известен как центр «городецкой резьбы». А в деревне Жбаннико изготавливались глиняные свистульки (петушков,баранчиков,коров и других животных) под названием «дудок». Расписывают каждую фигурку эмалевыми красками — в красный, оранжевый, жёлтый ,зелёный, синий цвета. Всё туловище игрушки покрывается одним цветом. Рога,уши,копытца, конец хвостика — свистка,у птиц — гребешки серебрятся алюминиевой краской.
Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Все, что оставили нам наши предки,должно остаться в нашей памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская глиняная игрушка»
Приобщение детей к исконно русскому промыслу – изготовлению глиняных игрушек. В процессе лепки формируется умение передавать выразительные особенности игрушки, плотно скреплять части, передавать.
Презентация на тему "Мои любимые игрушки"
Цели: -пополнить представление детей об игрушках -проявлять интерес и желание играть с игрушками -развиваем речь у детей.
Знакомство с народной глиняной игрушкой. Семинар для педагогов.
Подробное описание истории возникновения. игрушек народного творчества,теоретические основы и методика ознакомления дошкольников с народной глиняной игрушкой. Виды народной глиняной игрушки: традиции .
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Саратовская глиняная игрушка»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности .
Презентация по теме "Народные праздники и игрушки"
Презентация по теме "Народные праздники и ирушки" для детей дошкольного возраста.
Беседа "народные глиняные игрушки"
Знакомить детей с понятием русские народные игрушки, дать элементарные представления о видах игрушек.
Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность темы исходит из зн.
Читайте также: