Глиняная игрушка южного урала
Народная игрушка из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств.
Русская глиняная игрушка – один из ярких, интереснейших видов народного творчества. Это не только предмет для забавы - фигурки зверей, птиц являлись своеобразным оберегом дома. В самобытном искусстве сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о природе и человеке.
Мир народной игрушки удивительно многообразен. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. В нем по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения, ремесла и художественного творчества, техники и искусства.
Из красной глины мастерицы Дымковской слободы, близ Вятки создают самые разнообразные сюжеты, образы: от одиночных фигурок до сложных композиций. Богат древними традициями и Русский Север – раскинулся на берегу реки Онеги город Каргополь, давший название местной глиняной расписной игрушке. Каргопольские сюжеты – зримая иллюстрация народных представлений о ярких весенних ярмарках и шумных перезвонах игрушек – свистулек. По сегодняшний день живет и развивается прославленный промысел в деревне Филимоново, Тульской области. Из рук мастериц выходят причудливые, пластичные фигурки животных – кони, медведи, лисички. Рождаются новые композиции, сметливо подмеченные в жизни – в легком движении танца сплетаются танцующие пары.
На основе традиционных художественных промыслов, через освоение национальных особенностей создания игрушки, народные умельцы создавали авторские работы, открывая путь к самовыражению в русле преемственности. Такие уральские мастера, как И. Н. Зелинская, В. П. Кочнев, Ю. Я. Козлов через постижение традиций стремились к выработке своего характерного почерка.
В Челябинском государственном музее изобразительных искусств с 1960-х годов формируется коллекция народного искусства. С целью представить ведущие русские художественные промыслы, в 1980-е годы были осуществлены экспедиции в основные центры народного искусства - Филимоново, Каргополь, Жбанниково. При знакомстве с природными условиями края, бытом, укладом жизни мастеров, все глубже познавалось народное творчество, его тайна. Для данной выставки, из более 700 предметов, хранящихся в фондах, были отобраны около 90 произведений, которые собирались в экспедициях сотрудниками музея.
Экспозиция представит красочную картину традиционной русской народной культуры, а также раскроет неповторимые художественные особенности национальных промыслов, которые и по сей день сохраняют свою уникальность и самобытность.
Куратор выставки - младший научный сотрудник Челябинского госудаственного музея изобразительных искусств Анастасия Степанова
Выставка пройдет в Копейском краеведческом музее
По адресу: г. Копейск, Коммунистический пр, 18
Время работы: 9.00 - 18.00, понедельник: 8.00-17.00. Выходной - воскресенье
С давних, еще языческих времен среди славян было распространено изготовление игрушек. Правда, в то время использовались они далеко не ради детской забавы. Наши предки мастерили различных кукол, животных и даже абстрактные фигуры, которые символизировали богов и другие сверхъестественные силы. Даже погремушки использовались не для развлечения ребенка, а для защиты его от злых духов и сглаз а .
Источник фотографии: Дом ремесел
Игрушка – от злых духов защитница
В Древней Руси игрушки использовались и в медицинских целях. Так, достаточно большое распространение получило лечение с помощью кукол-лихоманок . В процессе изготовления такой куколки про чит ыв ался заговор, после чего изделие сжигалось над костром. Считалось, что вместе с куклой сгорает болезнь и человек выздоравливает. Интересно, что подобный метод используется и по сей день: однако, если раньше кукол-лихоманок использовали для лечения физических болезней, то теперь они используются при душевных хворях.
Гончарное ремесло также появилось в далекой древности . Многие полагают, что в то время мастера по глине творили в основном ради домашнего быта, создавая посуду и другую утварь. Однако глиняные игрушки появились в жизни человека ничуть не позже – археологи нередко находят в раскопках по всей стране глиняные свистульки, фигурки людей и животных. Самые ранние из них относятся ко II — I тысячелетиям до нашей эры. В разное время подобные изделия имели свое значение для людей, однако с уверенностью можно сказать, что чем древнее такое изделие, тем более вероятно, что оно и гра ло некую сакральную, магическую роль.
Так, в древности фигурки людей и животных из обожженной глины играли роль оберегов или ритуальных предметов. Игрушки-свистульки при этом занимали особое место в подобных ритуалах – считалось, что свист, так же как и крик или громки й стук , отпугивал злое начало. Подобная традиция использовалась на Масленицу – в древности громкими криками и свистом люди отпугивали все злое, холодное, помогая доброму началу , главное олицетворение которого солнце, сильнее нагревать землю.
Со временем гончарное ремесло стало средством заработка для деревенских жителей. Свистулька здесь играла уже роль «зазывалы» – торговцы на ярмарках зачастую завлекали народ именно свистом игрушки, а не криками.
В наше время все потаенные смыслы и задачи игрушек отошли на второй план, а их основной целью стало развлечение детей. Однако и сейчас мастера и мастерицы стараются соблюдать традиции, присущие конкретным землям, сохраняя тем самым корни своих предков.
Акбулакская глиняная игрушка
Глиняная игрушка – один из выдающихся художественных промыслов в Акбулаке, а сами игрушки уже давно стали визитной карточкой всего района.
Развитию этого промысла в Акбулаке способствовала сама земля, насыщенная глиной. Акбулакская глина очень пластичная и имеет желтый цвет с вкраплениями слюды, что делает ее достаточно эффектной.
Сюжеты игрушек незатейливы, а потому понятны даже маленьким детям. Однако и в них оживают образы и орнамент, пришедшие к нам из языческих легенд, сказок и поверий. Акбулакскую глиняную игрушку отличают особое изящество и тонк ость рисунка, а также свой индивидуальный «голос» (большая часть а кбулакских игрушек – свистульки). Некоторые полагают, что их «голос» намного звонче, чем у дымковской и филимоновской игрушки.
Современные мастерицы придерживаются традиционной техники и мотивов, однако каждая привносит в свое изделие нечто свое, уникальное, что обогащает в целом народный промысел. Сама а кбулакская глиняная игрушка занесена в федеральный реестр материально-культурного наследия.
Нарядные барыни, дородные купчихи, крестьянские дети, живность уральского села, здесь же миниатюрные храмы, часовни и домики — поделки билимбаевской мастерицы Галины Медведевой поражают не только разнообразием, но и самобытностью стиля, буйством красок и каким-то особенным теплом.
Расцвет гончарных народных промыслов в России, к коим относится и глиняная игрушка, пришелся на XVII – конец XIX века. В это время насчитывалось около 200 центров гончарных промыслов — в каждой российской губернии были мастера гончарного дела.
Билимбай не стал исключением: имея в распоряжении лучшую на Урале глину, мастера из поколения в поколение передавали знания, секреты мастерства, которые удалось сохранить и по сей день. Билимбаевская художница Галина Медведева знает толк в своем ремесле, использует разные техники и открывает немногие секреты. После подготовки глины и придания ей формы мастерица обжигает игрушку в печи (голландской или муфельной) при температуре около 1000 °С. Этот обжиг называется утильным. Остыв и получив усадку, игрушка раскрашивается красками, а также сусальным золотом, стразами или бисером.
«Игрушки делали самой разной формы и цвета, но особой любовью во всех губерниях пользовались свистульки, — говорит Галина Медведева. — Ценили этот простой музыкальный инструмент не только за мелодичность, но и за то, что, согласно народным поверьям, игрой на свистульке можно отпугнуть нечистые силы и даже снять с человека порчу».
Работы Галины Медведевой уже представлены в ряде музеев России, однако мастерам-самоучкам, сохранившим память предков в своих знаниях и умениях, без поддержки тяжело. Евразийский фонд национального наследия «Строганофф» считает одним из основных направлений своей деятельности сохранение истории и культуры родного края. Сегодня в Билимбае открыт «Дом народной культуры», где собраны экспонаты, доказывающие уникальность и ценность территории. Отдельная экспозиция ДНК — обширная коллекция глиняных игрушек Галины Медведевой, которая делится не только красотой народного ремесла, но и своими навыками — проводит мастер-классы по изготовлению билимбаевской игрушки.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Методика работы с информационными ресурсами глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов библиотек и информационно-библиотечных центров в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Методики библиотечно-консультационной работы с различными категориями пользователей: юношеством, лицами с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС
«Навыки эффективного решения проблем»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гончарный промысел на Урале
Искусство Урала
для 8 класса
Составитель:
учитель I кв. к.
Тишкова Н. А.
Екатеринбург
2018
Гончарное ремесло - одно из самых древнейших и почитаемых в мире - всегда имело широкое распространение в России. Им, как правило, занимались целые семьи, а то и деревни, уезды. Подобных центров гончарства немало было и на Урале. Один из них располагался в селе Нижние Таволги Невьянского района. Селу, как и самому промыслу, больше трехсот лет.
Гончарным промыслом в Невьянском крае занимались издавна, ведь превосходных глин для этого в долине реки Нейва предостаточно
Эксперты утверждают, что в 1887 году в Нижних Таволгах (Невьянский ГО) существовало около 50-60 мастерских, в которых работали более 100 человек.
И у таволожской керамики исстари существовал свой особый, непередаваемый стиль – формование и литьё в гипсовых формах, точение на гончарном круге, применение древнейшего способа обработки – лощения и, конечно же, традиционная таволожская ангобная роспись*.
*Ангоб – это глина, разведённая до консистенции сметаны
На рубеже 19-го и 20-го веков гончарным делом промышляли десятки семей в Верхних и в Нижних Таволгах. И продукция таволожских мастеров шла в Пермь, в Екатеринбург и на Ирбитскую ярмарку. Не говоря уже о Невьянском и Тагильском заводах и окрестных селениях.
В конце 1920-х многие кустари были объединены в большую кооперативную артель «Гончар».
Основным материалом для выделки всяких гончарных изделий служила глина.
К глине добавляли: песок, золу, древесные опилки; для лучшего рода продуктов — шамот, то есть порошок от измельченных гончарных изделий или слабо обожженной заранее глины.
Организатора артели А. Е. Заворохина не покидала идея создать производство художественных изделий. Долгие годы он экспериментировал с местными белыми глинами. Продолжали работать "на дому" и другие таволожские гончары. И спрос на их продукцию в тяжелейшие 1940-ые был.
Уже после войны, в начале 50-х годов, Заворохин связался с Московским научно-исследовательским институтом художественной промышленности, где и получил для освоения первые образцы художественных изделий. В 1955 году по замыслу Заворохина к керамическому цеху, который выпускал в основном бытовую керамическую плитку и ролики, был сделан пристрой для производства художественных изделий.
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) — изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.
Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине.
Со временем Гончарное производство развивалось и обогащалось новыми
предметами выделки, а именно: огнеупорным кирпичом, каменной посудой, черепицей, дренажными трубами, архитектурными украшениями и т. п.
Изящество выделки отдельных изделий перенесло его из области ремесла в
область искусства под именем керамики.
Сейчас в Нижних и Верхних Таволгах работает несколько гончарных мастерских, в том числе и известная многим туристам студия семьи Масликовых.
Старый керамический завод, который действует в Нижних Таволгах.
Дом гончара Сергея Масликова виден издалека. Тут и угадывать не надо, крынки на заборе сами покажут. Сергей - гончар в седьмом поколении. Династия гончаров Масликовых с энтузиазмом занимается гончарным делом.
Гончарный промысел на Урале
Краткое описание документа:
Предмет: «Искусство Урала»
Класс: 8
Раздел II: «Уральские промыслы»
Тема урока: «Художественная обработка глины»
Презентация на тему: «Гончарный промысел на Урале»
состоит из 15 слайдов.
Презентация иллюстрирует и дополняет рассказ учителя.
Содержание:
- место создания гончарного промысла на Урале
- развитие гончарного и керамического промысла
- лидеры производства
- виды продукции
- причины развития и распада производства
- предпринимательство в наши дни.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Южный Урал во все времена славился своими мастерами-умельцами. По подсчётам южно-уральского центра народного творчества в Челябинской области развивается более 15 видов ремёсел.
Глина повсеместно распространённый материал,легко поддаётся обработке,а с открытием обжига,глиняная посуда стала самой практичной в быту. Глиняная уральская игрушка. Игрушка-свистулька является самостоятельным образом в виде птицы или зверька. Гончарным называли Увельский район,где трудились целые семьи"глиняных мастеров".
Дерево издревле было самым доступным и любимым материалом мастерового люда. В Брединском районе -режут по дереву.
Мягкость и податливость бересты позволили вырезать изысканные ажурные узоры,украшать резьбой и теснением,выжиганием и росписью.
Плетение было прародителем ткачества. Первые циновки и одежда сплетённая из трав,-прообраз современных тканей. Плетение из лозы. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза. Благодаря гибкости ивового прута,применение становится безграничным.
Гордостью Уральского края,конечно же,является каслинское художественное литьё из чугуна,получившее мировую славу.
Камень и человек. Длительная и сложная история их взаимоотношений. Взяв впервые в руки камень много тысячелетий назад,человек уже никогда больше не расстовался с ним. "Камень-чудо природы и тайна её"-сказал поэт Э. Межелайтис.
На ворота вешали старые лапти. Метод изготовления-плетение. А ка вы думаете для чего (оберег)
Уральская вышивка крестом-геометризированные изображения птиц и растений.
Невозможно рассказать о всех промыслах. На нашей выставке представлены лишь некоторые изделия умельцев.
Фотоотчет «Вернисаж мастера Бума» Каждый год в нашем районе, как и в каждом другом, проходит конкурс-выставка творческих работ «Вернисаж мастера Бума» среди старших дошкольников.
Фотоотчет о проведениии недели, посвященной Дню мамы, в разновозрастной группе «Почемучки» В рамках тематической недели, посвященной Дню мамы, в нашей группе проводились следующие мероприятия: - Беседа «Мамы всякие нужны, Мамы.
Посиделки для педагогов «В гостях у кукольного мастера» ПОСИДЕЛКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ. «В гостях у кукольного мастера» (+ мастер – класс). Задачи: познакомить педагогов с историей возникновения русской.
Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группы Сценарий фольклорного праздника «Уральские посиделки» для средней группыМузыкальный руководитель МБДОУ №16 Фокина Татьяна Вениаминовна,.
Сценарий «Уральские посиделки» УРАЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ (2015) (развлечение для детей старшей и подготовительной групп) В зале оформлена русская горница. Расставлены предметы.
Стенгазета «Мы не просто детвора, мы ребята-мастера» Наши дети познакомились с многими народными декоративно - прикладными росписями. Закрепили свои знания на росписи картонных шаблонов различных.
Консультация «Сто вопросов почемучки» «Сто вопросов Почемучки» Отчего у мамочки на щечках две ямочки? Отчего у кошки вместо ручек ножки? Отчего шоколадки не растут на кроватке?.
Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.
Кружок по экспериментальной деятельности «Почемучки» Правила работы с различными материалами С водой: Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой.
Читайте также: