Глиняная игрушка московской области
Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
В Музее истории Москвы и в Музее археологии на Манежной есть образцы глиняных игрушек 15-17 в., обнаруженные в Москве при раскопках. О них имеется научная и научно-популярная литература; по их мотивам работают художники-керамисты и ученики в детских студиях.
Я тоже время от времени делаю их репродукции для тех, кто интересуется данным предметом.
Как они делались в подробностях - никто из ныне живущих, конечно, видеть не мог. Но есть общие принципы лепки глиняных игрушек; к тому же, о московских игрушках можно многое заключить по аналогии с хорошо известными каргопольскими. К последним близки многие сюжеты и формы московских игрушек: коники, мужички в шапочках, медведи, уточки-свистульки.
Основное количество сохранившихся игрушек сделано в едином стиле, но есть и стилистически иные вещи. Этого вполне можно было ожидать от городского промысла, к тому же, существовавшего как минимум около трех столетий. Игрушки сделаны из красной, изредка из белой (привозной) глины. Последняя служила для мелких свистулек и как ангоб. На свистульках из белой глины в качестве ангоба применялась красная. Коники и человеческие фигуры обычно побелены, хотя на некоторых побелка стерлась или не была сделана. Пишут, что белили ангобом; я не исключаю, что использовалась также известь с органическим компонентом вроде яйца или молока.
Немного использовались для росписи черная и красная краски какого-то непонятного состава.
Я думаю, что многие способы приготовления глины, лепки, окрашивания, которые были свойственны для этого промысла, утрачены окончательно. Но репродукции московских игрушек, сходные с оригиналом в той или иной степени, можно сделать известными ныне способами. Я для большего сходства реконструкции копал красную глину в Москве, правда, не в центре. Историческая Москва была меньше. Но геология и виды глин все равно одинаковые во всем ближнем Подмосковье. Краски и побелку выбирал по своему усмотрению.
В том числе, там был и ангоб.
Свистульки я, за неимением других сведений, делал так, как обычно привык. Древние мастера, очень вероятно, делали что-то иначе. Во всяком случае, полость была из "пельмешки", это можно заключить из формы свистулек.
Приведу некоторые наблюдения над московскими игрушками, которых я не видел в литературе.
Довольно часто на игрушках не обозначены детали, кажущиеся нам важными - например, глаза у коня, медведя - зато менее важные для нас детали - намордник и даже отверстие для кольца на верхней губе медведя, или конское седло - обозначены подробно. Вещи могут по этой причине казаться нам незаконченными. В этой связи можно вспомнить, что в чем-то схожим явлением является дизайн советских анималистических скульптур из фарфора и пластмассы 60-70-х гг. прошлого века: фигура животного в виде условного очертания, иногда с геометрическим орнаментом.
На фигурках коней много странных особенностей. На месте седла может находиться необычного вида высокая конструкция; может быть, это какой-то древний вид седла. Орнаменты на конях из замкнутых кривых линий и точек не подчинены каким-то привычным для нас закономерностям и, возможно, являются символами и пиктограммами.
В отличие от других промыслов игрушки, здесь не характерны и, возможно, отсутствуют женские фигуры; по крайней мере, я таковых не видел. Мужские фигуры часто имеют головной убор, напоминающий шляпу; это, конечно, условное изображение шапки с окантовкой. Такой способ изображения шапки дошел до нас и в каргопольской игрушке: в 20 в., оставшись без изменений, он стал означать также и настоящую шляпу.
Не имеют каких-либо аналогов угловатые геометрические фигуры - прилепленные параллелепипеды, изображающие седло, часть конского хвоста, а также очертания саней. Сани сделаны целиком как конструкция со стенками, создающими прямые углы. Здесь нет никаких условностей, это модель саней со всеми подробностями. Сейчас есть каргопольские сани; но они обобщены до предела и могут сливаться с фигурой коня, у них нет углов, только плавные очертания.
Угловатые формы - очень древняя особенность традиционных лепных изделий, не дошедшая до наших дней. Традиционная лепка, как правило, избегает углов, все условно изображается в закругленном виде. Зато известны глиняные скульптуры (игрушки и культовые предметы) древних народов - критские, скифские, кельтские, германские модели повозок, колесниц, кибиток, даже с колесами на осях.
Большими и тяжелыми санями, встречающимися среди московских игрушек, вряд ли играли дети. Скорее всего, это были статуэтки для украшения интерьера дома, подарки, обереги.
Я со своей стороны чувствую, что не владею достаточным количеством материала, чтобы внятно говорить о московской игрушке. Хотя некоторое количество той самой, которую реконструируют, у меня есть, Вы знаете.
Но вот пока не вижу, (мое частное мнение) достаточно убедительной реконструкции,не говоря уже о развитии на основе этой традиции. Поиски интересные, но законченного вида пока нет.
Настоящая московская игрушка обладает крепким, хорошо сбитым силуэтом, в ней энергия сильная, мужская. А реконструкции раздумчивые, в них какая-то робость и неверность пропорций. Не только у Вас - у всех. Не знаю, почему.
И очень смущает роспись - у древней игрушки она хорошо ложится на форму, соответствует по пропорциям - как отдельных элементов, так и всей занятой росписью поверхности, подчеркивает движение формы. А на реконструкциях часто - не роспись, а нанесение орнаментов, соответствующих времени и содержанию.
Это, кстати, не только реконструированной игрушки касается (хотя ее в большей степени, независимо от промысла), но и авторизованной.
Видимо, есть специфические проблемы в процессе. Мне было бы (как искусствоведу, художнику и педагогу) интересно докопаться до причин, но самый легкий путь для меня - самый неосуществимый на практике - я могу диагностировать по рисунку, а лепящие игрушку не занимаются рисунком ))
Спасибо за Ваши рассуждения о сюжетах, деталях и пластике!
И за начало темы.
Она не закрыта, будем ее продолжать и наблюдать.
А в январе новый мастер-класс обещают. Я сообщу.
Большое спасибо, что много написали.
Я читал в контакте про мастер-класс, но знакомые сказали, что он платный, и я не пошел. Денег было как всегда, в обрез. Да и сама мысль, что можно делать мастер-класс по полностью исчезнувшей технологии, мне показалась не очень логичной. Никто же там 500 лет назад с фонариком не стоял :)
Кулешов недавно подарил мне свою книжку по игрушке вообще; наверное это не та, что скоро выйдет. Там есть картинки нескольких работ Сидорова и Скирченко. И Кулешов мне еще много их показал в интернете.
Я действительно вымучивал свои реконструкции, тут ничего не поделать. Побывал бы в прошлом, да поучился. Мне, конечно, проще делать свои личные придумки.
Все, что я видел на картинках других авторов московской игрушки - не копирование, а попытки что-то додумать, развить, "возродить промысел": у кого глазурь, у кого роспись многоцветная. пусть будет.
У меня была другая цель - не возрождать, а сделать внятные повторы (люди иногда интересуются). Конечно, нет ничего удивительного, что эти повторы уступают оригиналам. Оригиналы делали действительно крутые мастера.
Та, что он мне подарил - с таким же названием, как у Вас, та самая. Новая будет, вероятно, по московской игрушке, про это я сам пока ничего не знаю.
Тут вот еще что было с московской игрушкой связанное: я общался на днях с директором Балашихинской картинной галереи Натальей Юрьевной Бобыкиной. Ее интересует возможность выставить на выставке в мае будущего года подлинные московские игрушки. Я ей посоветовал обратиться к Вам. Если Вы не против, я сообщил бы ей Ваш телефон, и она Вас пригласила бы.
Здравствуйте!
с Новым годом. творческих успехов и всего доброго и народного.
Конечно, можно дать мой мэйл и телефон.
Я, в принципе, за всевозможное сотрудничество, если люди и проект окажутся мировоззренчески близки ))
Поздравляю со всеми наступившими праздниками, здоровья и всяческих благ!
Все понял, Вам позвонят, они всем обещали, если нужно, и приглашение написать красивое; а там уж решите, насколько оно Вам подходит :)
ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ МОСКОВСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
Сидоров С. А. (Москва)
Данная статья не ставит цели описания методов и способов изготовления мос-ковской глиняной игрушки, а также сравнительного анализа данной игрушки с другими русскими традиционными глиняными игрушками. В этой статье я хочу лишь напомнить о существовании незаслуженно забытой московской глиняной игрушки. В настоящее время не мало написано о возникновении тех или иных игрушечных промыслов, об их значимости и традиционности. Кроме того, известно, что почти везде, где был гончарный промысел, а существовал он во многих местах, наряду с бытовой керамикой мастера изготавливали и глиняную игрушку. Но некоторые промыслы благополучно дожили до наших дней, а другие по разным причинам исчезли. При этом выделение отдельных промыслов в «особенные и уникальные» не совсем правомерно, поскольку каждый промысел и каждый настоящий мастер уникальны для каждого края по-своему.
Судьба московской традиционной глиняной игрушки своеобразна и удивительна. Сегодня мало кто знает о том, что московские глиняные игрушки, наряду с новгородской и владимиро-суздальскими, являются самыми первыми русскими игрушками. Еще не существовало в XI – XIII вв. таких городов как Каргополь, Вятка, Липецк, Белгород, Тула, Кострома, Воронеж, сел Филимоново, Хлуднёво, Кожля, Суджа и Жбанниково, а глиняные игрушки Москвы, Новгорода и Владимира уже существовали, и сегодня они хранятся во многих музеях. Единственно, что из известных промыслов существовало и раньше, так это абашевская и игрушка Ёрги (ныне – пос. Воскресенское Вологодской области). Я не беру в расчет дьяковскую культуру с ее игрушками, это особая тема и направление.
Каргопольские, филимоновские, дымковские, хлудневские, романовские и хлудневские игрушки хорошо известны и заслуженно стали своего рода символами русской глиняной игрушки. Но о московской глиняной игрушке известно не многим. И причины этому, на мой взгляд, следующие.
Во-первых, московская глиняная игрушка как промысел сама сошла «на нет» в конце XVIII – начале XIX вв., не выдержав конкуренции с гипсовыми, фаянсовыми и фарфоровыми игрушками, а также обилием привозимых в столицу глиняных игрушек из других регионов. Все гончарное производство в Москве перестало быть выгодным (рентабельным) ввиду дороговизны дров, угля, стоимости глины. Сокращалось количество гончарных мастерских, дорожали площади.
Во-вторых, последние 15-20 лет и в настоящее время, для того, чтобы серьезно заниматься глиняной игрушкой, надо быть либо достаточно обеспеченным энтузиастом-любителем, либо вести занятия в детском художественном кружке-студии. К сожалению, современные мастера гончары-керамисты обходят глиняную игрушку стороной. Она затратна в изготовлении (глина, электропечь, студия) и совершенно не выгодна в продаже. Средняя цена игрушки 100 – 300 рублей. Гораздо выгоднее вылепить садового гномика или лягушку, либо изготовить напольную вазу, кувшин, кружку с логотипом той или иной фирмы.
Нельзя сказать, чтобы никто не пытался возродить московский старинный промысел. В начале 1990-х гг. даже была создана детская Академия народного художественного творчества «Россия» на базе Центрального Дома художников. В ее создании участвовали очень известные искусствоведы, специалисты, коллекционеры. Существовали и ныне существуют несколько мастеров-любителей в Подмосковье и Москве. Но главной задачи возрождения промысла и, самое главное, – обеспечение преемственности его традиций выполнено не было.
Сложившаяся ситуация тем более обидна, что наглядного материала для возрождения московской глиняной игрушки очень много. Более того, он вполне доступен всем и каждому. Традиционную московскую игрушку можно увидеть в Государственном Историческом музее (ГИМ), Музее истории Москвы (МиМ), музее «Палаты бояр Романовых», в экспозиции Археологического выставочного комплекса «Старый Гостиный двор». И это только в Москве. Кроме того, московские игрушки есть во Владимиро-Суздальском историко-художественном музее-заповеднике, Эрмитаже, Российском Этнографическом музее (РЭМ) г. Санкт-Петерб
Теперь хочу обратиться непосредственно к образам реконструированных игрушек. И начну с фигурки коня. Тем более, что он встречается практически в коллекциях всех музеев, и в различных вариантах. И. Я. Богуславская в своей книге «Русская глиняная игрушка» описывала московских игрушечных коней так: «Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь, крутогривый, сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость, округленность и создают ощущение настороженности». От себя могу добавить, что Московские глиняные кони были как без седла, так и с седлом, причем, как цельным с фигуркой коня, так и съемным под всадника (сложная игрушка).
Наверное, еще более типичной и характерной только для Московской традиционной глиняной игрушки является фигурка барашка-свистульки из коллекции МиМ (г. Москва, Новая площадь, дом 12). Необычная форма, пластическая выразительность, очень простое и в тоже время оригинальное, решение ног-основания фигурки, в сочетании с лаконичной, не вычурной, сбалансированной окраской, горделивая голова в сочетании с добрыми глазами придают этой игрушке ни чем не сравнимое очарование.
Хочется сказать несколько слов о особенностях окраски московских глиняных игрушек. Большинство исследователей-искусствоведов и археологов (М. В. Фехнер, М. Г. Рабинович, М. Л. Розенфельд) отмечают приверженность московских гончаров к ангобированию. Ангоб – это керамическая масса для покрытия глиняных изделий в сыром виде с последующим горновым обжигом. Ангобом частично или сплошь покрывают поверхность керамического изделия с целью декорирования изделия. Затем наносится узор в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем полосы, капли, круги, орнамент. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгущейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины, и наоборот. Добавляя в глину окиси металлов, можно получить разноцветные ангобы. Кроме того, ряд игрушек имеет цветные поливы, ну и конечно многие были окрашены обычными минеральными или другими красителями.
Манера окраски московских игрушек сдержанная. Это не сразу бросающиеся в глаза яркие игрушки Дымки или Абашева и Филимоново. В основном преобладают более пастельные тона, хотя встречаются, правда, довольно редко, ярко красные, белые с красно-синими полосами игрушки. Н. С. Владимирская писала: «. в художественно-изобразительной манере игрушек прослеживается взаимосвязь народного кустарного и городского профессионального искусства». Именно за счет этого, по сравнению с другими, московские глиняные игрушки кажутся не такими гротескными и вычурными, а более, так сказать, интеллигентными.
Одним из самых распространенных типов московской глиняной игрушки являются фигурки птиц. Причем, их можно разделить на две неравные группы: птички-свистульки (большая группа) и птички фигурки-статуэтки (малая группа). Кстати, это разделение касается почти всех московских игрушек. Для нас более интересна первая группа. Во всех наших музеях, можно увидеть по нескольку экземпляров свистулек. Значительная их часть выполнена в манере ангоба, другие имеют цветную поливу (более поздние). Ниже приведено несколько видов, которые были интересны для нас и показались более типичными для Москвы.
Еще одной из самых частых и распространенных московских игрушек является медведь. Игрушка эта присутствует в коллекциях всех музеев. Особенностью является то, что практически всегда медведь на четырех лапах и в наморднике, с горбинкой на холке. Это связано с тем, что в Москве «медвежьи забавы» были составной частью повседневной жизни и быта. Как коррида в Испании, так и «медвежьи забавы» в Москве были неотъемлемой частью воскресных и праздничных балаганов. А помимо этого медведь популярен и в фольклоре, символизируя обилие и плодородие. Из охотничьего тотема он превратился в доброго вестника пробуждения природы, выходящего из берлоги после зимней спячки
Глиняная игрушка – специфичный и в то же время самый демократичный вид народного искусства. Демократичность же ее выражается в широкой доступности материала (глины), при использовании минимальных технических средств: печь и любые доступные краски. В дохристианские времена глиняная игрушка выполняла тотемную и обережную функции. Во времена раннего и позднего средневековья она служила малой скульптурной формой для украшения в быту, к чему мы пришли и сейчас. ©
Фигурка «Конь», реконструкция С.А. Сидорова / Данная копия полностью повторяет традиционного московского «Коня» по размерам, анатомии и выразительности. Раскраска - типичная для московских игрушек
Сколько существует гончарство, столько же существует и глиняная игрушка. Порой архаичная, наивная или высокохудожественная, точно-образная или символичная, но всегда самобытная и характерная для данного региона, глиняная игрушка передавала представления о мире, природе, людях и былинно-мифологической составляющей данного периода. Для детей это были шары-погремушки, игрушки-громотухи, свистульки, потешные фигурки. В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы (Московский Кремль, Манежная площадь, Васильевский спуск, Гончарная слобода (Заяузье), Гостиный двор) найдены сотни глиняных игрушек. Это фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Учитывая, что ремесленно-художественные навыки и специфические для Москвы образы передавались мастерами из века в век и из поколения в поколение, искусство изготовления творчески отшлифовывалось и обогащалось, совершенствовались художественные достоинства игрушек. Будучи столицей сначала Московского княжества, а впоследствии и Российского государства, Москва располагала самыми лучшими, одаренными и талантливыми ремесленниками. Естественно, это касалось и всего гончарного промысла, включая глиняную игрушку.
В последние 100-150 лет промысел постепенно сходил на нет. Это было связано с тем, что московские гончарные мастерские закрывались ввиду завоза в столицу гончарных изделий (включая игрушку) со всей России в больших количествах. После 1917 года кустарно-частное производство не только не приветствовалось, но и принудительно закрывалось. Лишь в последние годы не только в Москве, но и во всей России отношение к народному декоративно-прикладному искусству изменилось коренным образом. Только сейчас мы стали понимать значимость наших исторических корней и традиций на примере народного творчества. В этом плане визитной карточкой Москвы в области народного декоративно-прикладного искусства может стать традиционная московская глиняная игрушка. Москвичи и гости нашего города могут увидеть их в собрании Государственного исторического музея РФ, Музея истории города Москвы (Зубовский бульвар, д. 2), выставочного археологического комплекса «Старый Гостиный двор» (Хрустальный переулок, д. 1) и некоторых других музеях.
Реконструкцией, а затем и возрождением московской глиняной игрушки с 2005 года занимаются Галина Александровна Новикова, Сергей Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Сделанные ими игрушки находятся как в частных коллекциях, так и в собраниях некоторых музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).
Отличием московских глиняных медведей от игрушек других регионов является то, что у них есть намордник и дырка в носу для кольца: как известно, зверей использовали для медвежьих потех.
Медвежьи потехи были одной из самых популярных форм развлечений в России с древнейших времен вплоть до революции 1917 г.
4. Фигурки «Скоморохи» (XVI-XVII вв.). Скоморох с дудой, поводырь с медведем. Государственный Исторический музей
Фигурки «Скоморохи» типичны для Москвы, хотя начиная с начала XVII века их производство было запрещено, потому что эти мастера шуток высмеивали «власть имущих» и духовенство.
Одежда скоморохов была достаточно яркой для привлечения внимания толпы.
Широкополые плащи-пальто защищали от когтей хищника.
Характерной особенностью московских барашков является гротескно раздутое туловище, которое служило хорошим резонатором для свиста.
Работая в технике ангоба, мастера гончарного ремесла после первичного обжига наносили кистью несколько слоев глины различных цветов, а затем проводили повторный обжиг. Характерно для глиняных московских игрушек.
У традиционных московских игрушек характерна достоверность любого образа: не схематичное или архаичное изображение, а его точная узнаваемость. Именно это наиболее полно демонстрирует пара «Голубей».
Так же выполнены в технике ангоба.
Композиция «Сани» встречается в глиняных игрушках всех регионов России. т. к. Из-за климатических особенностей нашей страны (длинные зимы) катание на санях, просто передвижение на местности являлось довольно обыденным, и не могло не найти отражения в глиняной игрушке.
Точная копия старой московской версии композиции «Сани», включая технику ангоба и раскраску саней и лошади.
Композицию можно выполнять в разных вариантах, например, сделать всадника съемным. Таким образом он может сидеть в санях, на коне или быть отдельной игрушкой.
Копия глиняной игрушки из музейного комплекса «Гостиный двор».
Копия московской глиняной игрушки, изображающей православного священника. Подобные фигурки были очень распространены в Москве, однако при играх их использовали как некий негативный образ. В Средние века представителей духовенства недолюбливали: они ассоциировались с бездельем, незаслуженными привилегиями и доходами.
«Конник» (или «Всадник») одна из самых часто встречаемых московских глиняных игрушек.
Об авторе и мастере (на фото): Сергей Александрович Сидоров — с 2009 года осваивает лепку и гончарное дело. Коллекционер, инициатор возрождения московской глиняной игрушки. Изучал историко-архивные, музейные материалы и литературные источники о московской игрушке. В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы были найдены сотни глиняных игрушек, играющих роль тотема и оберега: фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Промысел не сохранился. С.А.Сидоров совместно с коллегой, С. В. Скирченко, является автором современных авторских форм мелкой пластики на основе традиционной игрушки города Москвы. Игрушки, ими сделанные хранятся в частных коллекциях, в собраниях музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).
Матрешка, гжель, павловопосадский платок, жостовский поднос, федоскинская лаковая миниатюра – все это уже давно символы не только Подмосковья, но и всей России. О том, какие еще народные промыслы зародились в регионе, читайте в материале портала «Путь-Дорога».
Федоскинская лаковая миниатюра
Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Вот уже более двух веков Федоскинская фабрика, основанная купцом Петром Коробовым, создает уникальные произведения искусства, актуальные и в наши дни. Для посетителей на фабрике проводят экскурсии по производству, во время которых знакомят с мастерами ремесла. В конце программы каждый гость может самостоятельно разукрасить шкатулку или панно по мотивам излюбленных федоскинских сюжетов: с изображением тройки лошадей, натюрмортов, чаепитий и пейзажей.
Богородская резьба по дереву
Cело Богородское – родина народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Сначала крестьянские ремесленники продавали свои поделки у стен Троице-Сергиевой лавры. Но вначале XX века они объединились и открыли школу художественной резьбы по дереву. В дальнейшем артель «Богородский резчик» преобразовалась в фабрику.
В наше время изделия, изготовленные на местной фабрике, встречаются в столичных магазинах, различных музеях и на выставках, причем не только в России, но и за рубежом. В музее богородской игрушки можно заказать экскурсию или записаться на мастер-класс, чтобы сделать деревянную игрушку своими руками.
Жостовская роспись
Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. При фабрике существует музей «Жостово», где предлагают всем желающим посмотреть на лучшие работы мастеров, также здесь открыта художественная студия, где туристы смогут самостоятельно разукрасить одну из жестяных заготовок. Ничего брать с собой не нужно: все необходимые инструменты, краски и фартук выдадут во время занятия.
Фарфор Вербилок
«Фарфор Вербилок» — это первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке. Фарфоровые изделия фабрики высоко ценила Екатерина Великая, а император Александр II разрешал ставить на ее продукции изображение государственного герба. Полюбилась хрупкая посуда и за рубежом — бриллиантовые, золотые и серебряные европейские медали в различных конкурсах тому подтверждение.
На экскурсии по заводу туристам расскажут секреты мастеров по созданию тонкостенного фарфора. Каждый посетитель побывает в производственных цехах завода и увидит процесс изготовления чашек, чайников, тарелок, ваз, статуэток и других изделий. А еще туристы смогут поучаствовать в мастер-классе от профессионального художника завода, а также купить понравившиеся изделия по минимальной цене в фирменном магазине.
Дулевский фарфор
Дулевский фарфоровый завод — это крупнейшее предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Еще при жизни основателей производства Кузнецовых прозвали династией «фарфорофаянсовых королей» России. А работы художников фабрики в XX веке были отмечены высшими наградами на международных выставках в Европе.
В музее фарфоровых изделий при заводе для туристов проводят обзорные экскурсии, а также организуют мастер-классы по росписи фарфора.
Гжель
Гжель — вид русской народной росписи с характерным бело-голубым стилем нанесения узора, а также один из традиционных российских центров производства керамики. Для создания узнаваемого облика декоративных изделий мастера при нанесении мазков пользуются оригинальной технологией. Увидеть этот творческий процесс своими глазами можно во время экскурсии по заводу. Туристам покажут весь процесс создания хрупких изделий, расскажут о целебном воздействии шунгитового камня, а еще организуют мастер-класс по фирменной росписи гжельских изделий. Приобрести оригинальные изделия можно будет в фирменном магазине «Гжельские сувениры».
Павловопосадские платки
Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов. Мотивы, изображенные на платках, отображали крестьянский быт и русские традиции. Сегодня на тканях красуются цветы, волшебные птицы из сказок, деревья и золотые переплетения иконописи.
В Музее русского платка в Павловском Посаде хранятся коллекции платков и шалей, уникальные шерстяные и шелковые панно советского периода, одежда и другие экспонаты, самые старинные из которых сохранились с конца XVIII века. В мастерской музея у всех желающих есть уникальная возможность попробовать себя в качестве набойщика рисунка по ткани и самостоятельно создать на память сувенирный платок или салфетку со своей неповторимой композицией и рисунком.
-Фотоальбом
Обои 20:43 05.03.2012 Фотографий: 150
-Музыка
-Поиск по дневнику
-Статистика
Глиняная игрушка – специфичный и в то же время самый демократичный вид народного искусства. В дохристианские времена глиняная игрушка выполняла тотемную и обережную функции. Во времена раннего и позднего средневековья она служила малой скульптурной формой для украшения в быту, к чему мы пришли и сейчас. Демократичность ее выражается в доступности материала при использовании минимальных технических средств.
Сколько существует гончарство, столько же существует и глиняная игрушка. Порой архаичная, наивная или высокохудожественная, точно-образная или символичная, но всегда самобытная и характерная для данного региона, глиняная игрушка передавала представления о мире, природе, людях и былинно-мифологической составляющей данного периода. Глиняная игрушка - специфичный и в то же время самый «демократичный» вид народного искусства. Для детей это были шары-погремушки, игрушки-громотухи, свистульки, потешные фигурки. В дохристианские времена глиняная игрушка носила тотемную и обережную функцию. Во времена раннего и позднего средневековья она служила как малая скульптурная форма, для украшения в быту, (к чему мы пришли и сейчас). Демократичность же ее выражается в широкой доступности материала (глины), при использовании минимальных технических средств: печь и любые доступные краски.
В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы (Московский Кремль, Манежная площадь, Васильевский спуск, Гончарная слобода (Заяузье), Гостиный двор) найдены сотни глиняных игрушек. Это фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Учитывая, что ремесленно-художественные навыки и специфические для Москвы образы передавались мастерами из века в век и из поколения в поколение, искусство изготовления творчески отшлифовывалось и обогащалось, совершенствовались художественные достоинства игрушек. Будучи столицей сначала Московского княжества, а впоследствии и Российского государства, Москва располагала самыми лучшими, одаренными и талантливыми ремесленниками. Естественно, это касалось и всего гончарного промысла, включая глиняную игрушку.
В последние 100-150 лет промысел постепенно сходил на нет. Это было связано с тем, что московские гончарные мастерские закрывались ввиду завоза в столицу гончарных изделий (включая игрушку) со всей России в больших количествах. После 1917 года кустарно-частное производство не только не приветствовалось, но и принудительно закрывалось. Лишь в последние годы не только в Москве, но и во всей России отношение к народному декоративно-прикладному искусству изменилось коренным образом. Только сейчас мы стали понимать значимость наших исторических корней и традиций на примере народного творчества. В этом плане визитной карточкой Москвы в области народного декоративно-прикладного искусства может стать традиционная московская глиняная игрушка. Москвичи и гости нашего города могут увидеть их в собрании Государственного исторического музея РФ, Музея истории города Москвы (Зубовский бульвар, д. 2), выставочного археологического комплекса «Старый Гостиный двор» (Хрустальный переулок, д. 1) и некоторых других музеях.
Реконструкцией, а затем и возрождением московской глиняной игрушки с 2005 года занимаются Галина Александровна Новикова, Сергей Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Сделанные ими игрушки находятся как в частных коллекциях, так и в собраниях некоторых музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).
Читайте также: