Главное в филимоновской игрушке цвет свисток размер
«По-прежнему нежно светятся их лимонный анилин и зеленые цветки. Игрушечники далекого лесного селения, бывшего в дебрях старообрядческих скитов, живут сейчас вместе со всей страной. Их волнует великая правда сталинской конституции».
Это отрывок из статьи, опубликованной в журнале «Советская игрушка» в 1938 году и посвященной филимоновской игрушке. До того как мастеров из деревни Филимоново взволновала сталинская конституция, их вдохновляла глина. Отличная белая глина, залежи которой имеются в большом количестве под городом Одоевым в Тульской области. Еще в Средние века эта осадочная горная порода стала объектом притяжения для гончаров со всей Руси.
В XVI веке в этих местах и выросла деревня Филимоново. Откуда пришли сюда филимоновцы и кто такой Филимон, увы, нам не дано узнать. На протяжении нескольких столетий местные мужчины обжигали горшки, а женщины лепили игрушки-свистульки. Все как в сотнях других гончарных поселениях. Если бы ни одна особенность – не ограниченные старой русской традицией фигурность и цветовая гамма свистулек.
Неподготовленного человека, например, жителя Западной Европы, привыкшего к довольно скудному разнообразию форм и колора, филимоновская игрушка может испугать. Особенно если остаться с ней наедине. Без свидетелей.
Главное, набраться смелости и свистнуть. Глуховатый, несколько инфернальный свист сделает свое дело - установит контакт между вами и крашенной «бестией». Доверительные отношения перейдут в привычку, привычка в зависимость.Вас все время будет преследовать мысль, что ваш «свистящий зверинец» неполон. Начав с «барыни», вы захотите «солдата», затем настанет черед «коней», «баранов» и «петухов».
Наконец ваши отношения достигнут кульминации: вы задумаетесь о том, а как бы вы выглядели в виде филимоновской игрушки.
Это признак того, что вы неправильно свистели. Беспечно. Безадресно. Не знали вы, что все образы, сюжеты филимоновских свистков не случайны и созданы не для красоты.
Изначально, пока филимоновский промысел не был рассчитан на «туристов» и его конечный продукт не был еще поставлен на поток, местные ремесленницы делали игрушки только на заказ. Скажем, влюбленный добрый молодец приходил к какой-нибудь мастерице и просил её поспособствовать в получении любовной власти над своей зазнобой. Мастерица в определенный день в определенном месте и с определенным заговором собирала глину, затем лепила из неё «барыню» и нарекала ее именем любимой доброго молодца. Влюбленному оставалось только свистнуть, и девица была обречена на страсть к свистуну.
Та же история была и со свистками «кавалерами» - только заказывали их уже барышни. Считалось, что свист оживляет глиняную игрушку, и с помощью его можно внушить прообразу свои мысли и желания. Это своего рода вуду. Вероятно, именно отсюда и пошло выражение «быть игрушкой в чужих руках».
Свистульки использовались не только с целью манипулирования другими людьми. Скажем, свист в «барана» должен был притягивать материальное благополучие, в «корову» - одаривать плодовитостью, в «петуха» - придавать смелости.
Скорее всего, за производством глиняных свистков скрывается архаичная традиция, близкая к скоморохам. Возможно, именно поэтому у филимоновских свистулек такая веселая расцветка.
Если когда-нибудь вам посчастливится обладать настоящей филимоновской игрушкой, не спешите воспользоваться ею по прямому назначению. Как бы она всей своей завлекательной внешностью вас об этом не просила. Лучше поставьте ее в витрину и любуйтесь.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Содержание:
История промысла
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.
Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.
Виды филимоновских игрушек
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.
Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.
Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.
Технология изготовления
Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.
Поэтапная технология создания:
1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.
Роспись филимоновской игрушки
Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.
Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.
Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».
Описание игрушки
Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.
Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:
• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);
• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);
• Птицы (петух, гусь, павлин);
• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).
Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.
Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.
Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).
Как играть?
Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.
Плюсы и минусы
Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.
Новый век
И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.
Приветствуем вас на официальном сайте мастеров филимоновской игрушки.
Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.
Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:
1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.
2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.
3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.
4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.
Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.
На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла Елена Ивановна, Константин Николаевич и Платон Константинович Кехаиди, Орлова Елена Алексеевна, Першин Владимир Борисович, Орлов Роман Вячеславович, Масленникова Валентина Николаевна, Левитина Ирина Константиновна, Дроздовская Елизавета Артемовна.
Вы можете купить у нас традиционную Филимоновскую игрушку, а также произведения авторские - шкатулки, картинки, скульптуру малых форм. На любой из указанных адресов напишите заявку с вашими пожеланиями, заглянув предварительно в прайс - лист и мы изготовим для вас всё, что Вы увидите в разделе фото. Срок изготовления не более месяца. Оригиналы документов (договор, счет, накладная) прилагаются к заказу. Возможна отправка транспортной компанией, но следует учитывать, что расходы по пересылке в стоимость изделий не входят.
С 1990 года в Одоевской школе искусств народные мастера России, супруги Елена и Константин Кехаиди преподают лепку Филимоновской игрушки и гончарное мастерство. Четыре года учащиеся школы осваивают приемы лепки, последовательность работы и стилистические особенности промысловой игрушки. Изделия, выполненные гончарным способом, декорируются налепкой и теснением, обваркой и глазуровкой. Многие наши ученики активно и результативно участвуют со своими изделиями в конкурсах и ярмарках.
В светлом, теплом и просторном помещении для приезжающих детей и взрослых мы проводим платные мастер – классы, которые вызывают неподдельный интерес. Мастера подробно объяснят и поэтапно покажут, как лепить и как раскрашивать филимоновскую игрушку, помогут свертеть на гончарном станке горшочек, подсвечник или сделать свисток. Возможны скидки большим группам и оплата перечислением. Предварительная запись по тел. 89065376270 Константин Николаевич.
Константин Кехаиди – автор идеи и руководитель фестиваля народного творчества «Поляна». На берегу реки Упы, вблизи деревни Филимоново, мы, при поддержке единомышленников, проводим фестиваль, ставший своеобразной школой ремесел. Взрослые и дети знакомятся с народными промыслами, древними художественными ремеслами, участвуют в мастер – классах по лепке филимоновской, хлудневской, скопинской, романовской, липецкой, сапожковской, рязанской игрушки. Чередуются древние и современные ремесла, обучение гончарному ремеслу и батику, плетение из лозы и бересты, фольклор и народные игры. Город мастеров весело живет и активно работает в течение недели. В программе фестиваля конкурсы, концерты, выставка и ярмарка декоративно - прикладных изделий. Фестиваль проводится ежегодно в июле и собирает любителей художественных ремесел всех возрастов. Об условиях участия читайте в разделе «Поляна» или звоните по тел. 89065376270 Константин.
В краеведческом музее вас ждет рассказ об истории Одоева, богатой замечательными событиями и славными именами, а так же путешествие по улочкам поселка с красивой старинной архитектурой. Приглашаем к общению и сотрудничеству всех, кому интересно народное и профессиональное искусство во всем его разнообразии.
Это древнее ремесло деревни Филимонова. Поселения произошло от каторжника, всю жизнь занимавшимся гончарным делом, создавал игрушки. Они то и прославили деревню в будущем.
Игрушки делали женщины, девочек с самого детства обучали лепить свистульки. В СССР ремесло стали забывать, эти изделия запрещено было продавать.
Несколько мастериц сохранили ремесло до 50-х годов. В это время начался подъем производства. В наше время филимоновские игрушки в Тульской области и не только.
Виды игрушек
Основные образы игрушек, которые создаются:
- Уточка — символ воды и жизни; оберег самых маленьких;
- Лошадь – знак движения вперед к целям;
- Петушок — символ семьи и верности;
- Бычок, коза, баран — оберег от злых духов;
- Корова — знак благосостояния и удачи;
- Курочка – символ благополучия в браке;
- Барышня — символ семейного счастья;
- Танцевальная пара военного и барышни – оберег на любовь и счастье;
- Молодой удалец Иван — знак удачи;
- Солдата – в знак долголетия;
- Девушка, пьющая чай — символ самовароварения;
- Елочка – знак плодородия;
- Барыня — оберег очага от зла;
- Олень — символ богатого осеннего урожая;
- Медведь — знак доброты;
- Яркий петух — оберег мечты и счастья;
- Птичка с широким крыльями — посредник между добром и злом;
- Собака — символ преданности и верности;
- Индюк — знак плодородия и защиты земли от зла.
Нет четкого шаблона при создании и раскрашивании игрушки. Мастер разминает глину и формирует заготовку по своему усмотрению.
Технология
Филимоновскую игрушку изготавливают из мягкой темно-зеленой глины. Сначала вырисовывают эскиз будущего изделия, далее лепят по макету игрушку, затем сушат и обжигают в печи. После сушки игрушка становится светло-серого цвета, а после обжига — белого.
Филимоновская глина не жирная, позволяет создавать любую форму, не обращая внимание на трещины.
Как нарисовать силуэт и узор на свистульке рассказывается в видео.
Роспись игрушки
Сегодня игрушки окрашивают акрилом. Традиционные цвета филимоновской игрушки: малиновый, зеленый и желтый.
Зверей расписывают цветными полосами по туловищу. Зеленой или малиновой краской окрашивают голову или грудь. Также на игрушки наносят узоры солнца, растительности, старых сказочных мотивов.
При росписи фигурок одежду делают нарядной. На шляпы наносят цветные полосы, ворот верхней и нижней одежды гардероба украшают яркими штрихами, пятнами, ветками.
Символизм промысла
На фигурках животных и людей изображают короткие и длинные кольцевые линии, точки, круги. Эти символы берут начало с язычества и олицетворяют защиту добра от зла, борьбу с нечистой силой.
Например, большое количество черточек на игрушке символ урожайности, денег и счастливой жизни. Точки — зерно, если их много, это символ достатка. Квадрат, ромб и завитки — символ вспаханного поля. Зигзаги с дугами — знаки добра и плодородия. Волнистые линии — небесные воды, а шар – луна или солнце.
Заключение
Филимоновская игрушка — часть древнего женского промысла. Это старославянская культурная традиция, которая известна во всем мире.
Читайте также: