Филимоновская игрушка легенда возникновения
Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.
В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоси и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник –землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.
Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.
Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные – коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др.
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Монолитное, скупое на детали изображение: неширокая юбка-колокол плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В руках - птичка-свистулька. Скупость формы замечательно компенсируется нарядностью и весёлостью бесхитростного орнамента: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки… Перед нами образ филимоновской барышни – потомка одной из древнейших (по некоторым данным ей около семисот лет) игрушек России.
Возраст филимоновского чуда достаточно условный. Специалисты утверждают, что искусство лепки и росписи затейливой глиняной потешки пришло в одоевские края из далекого верхнего палеолита, а при раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX – XI векам, с рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством. Как и везде, посуду делали гончары-мужчины, а игрушки-свистульки – женщины, за что окрестные жители прозвали их «свистуличницами».
В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось настолько, что оставалось лишь несколько мастериц (Карпова Антонина Ильинична, Дербенёва Анна Иосифовна, Масленникова Александра Федоровна), которые не бросали своего ремесла.
Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.
Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.
В 1986 году в коллективе работали старейшие мастера Елена Ильинична Лукьянова и Елена Кузьминична Евдокимова, у которых молодые художники перенимали секреты мастерства.
Традиционный набор сюжетов в филимоновской игрушке - барыня, всадник, конь, олень и др.. Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной чёрно-синей глины - «синики», встречающейся исключительно в окрестностях Филимоново. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись анилиновыми красками. Несмотря на относительную скупость их палитры — малиновый, зелёный, жёлтый цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми. Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются с более сложными узорами: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко». Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.
Со временем традиционные народные сюжеты пополнились индивидуальными композициями - «Солдат, кормящий курицу», «Медведь перед зеркалом» (странное существо с гибким худым телом, сидящее на задних лапах, с зеркалом в передних; ничто в его облике не напоминает привычного медведя), «Чаепитие». Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это отдельно стоящие фигурки, высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию, с погонами, полосатых или цветных штанах, в шляпе с козырьком или полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Под мыщкой солдаты держат птиц.
Но самым настоящим шедевром стала композиция «Любота».
Сегодня в Одоеве традиции филимоновских мастериц продолжают Масленникова В.Н., Орлова Е.А., Орлов Р.В., Кехаиди Е.И., Кехаиди К.Н. Промысел стал особенно популярен в последние годы также в сердце нашего края – Туле, где с упоением и радостью трудятся Гончарова А.И., Гончарова А.В., Мишина Г. В., Бежина И. Д., Палевская Е.М.. К сожалению, в 2015 году ушли из жизни Марченкова М.Н. и Першин В.Б., оставившие заметный след в истории промысла. Но жизнь продолжается и промысел продолжает развиваться. Молодые мастера Орлова М.С. (жена Орлова Р.В.) и их дети, и Кехаиди Платон (сын Кехаиди К.Н. и Кехаиди Е.И.) перенимают секреты мастерства от родителей и бабушек. Постоянно экспериментируют и работают над формированием своего собственного авторского стиля. Надеемся, что и талантливые ученики Одоевской школы искусств со временем тоже найдут свое место в промысле.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента и неповторимостью звучания.
Прикоснуться к этому удивительному миру, больше узнать об истории промысла, можно на родине промысла, в единственном специализированном музее «Филимоновская игрушка» в городе Одоеве Тульской области.
Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Журов Е.П.
«Филимоновские мастерицы», 1996 год
Слева направо: Елена Кузьминична Евдокимова, Евдокия Ильинична Лукьянова
Тюрина Валентина Ивановна, 2011 год
Скворцова Ольга Александровна
Панно по мотивам Филимоновской игрушки
Владимир Лазарев
О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!
Николай Васильевич Денисов
Творчество
Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.
С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.
Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.
Филимоновская игрушка
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Филимоновская игрушка
Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.
Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.
Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.
Денисова Римма Васильевна
Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.
Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.
Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.
Живописные работы
художник Ковтунова Надежда Исакиевна.
Народная мастерица филимоновской игрушки Зайцева А.Г. - заслуженный художник РСФСР
Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.
История
Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.
О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.
Особенности
В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.
Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.
Отличие от других промысловых игрушек
Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:
- орнамент с языческими мотивами;
- простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
- вытянутость и худоватость фигурок;
- отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
- использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.
Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.
Филимоновские узоры в картинках
Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.
Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Первое знакомство и занятия для детей
Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.
Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.
- Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
- Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
- Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
- В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.
Как нарисовать филимоновскую игрушку?
Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.
Как нарисовать филимоновского петушка?
- Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
- Детям выдают шаблоны игрушки.
- Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
- Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
- Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.
А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:
Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Содержание:
История промысла
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.
Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.
Виды филимоновских игрушек
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.
Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.
Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.
Технология изготовления
Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.
Поэтапная технология создания:
1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.
Роспись филимоновской игрушки
Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.
Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.
Читайте также: