Филимоновская игрушка это для детей
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой.
- Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность,
-формировать представление о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера-игрушечники,
-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Ход беседы:
Воспитатель обращает внимание ребят на иллюстрации филимоновской игрушки.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
Ребята, посмотрите на эти необычные, яркие глиняные игрушки. Такие игрушки делали на Руси много веков назад. Длинношеие, как жирафы, яркие, как радуга в небе, их трудно перепутать с другими игрушками. Называются они - филимоновские. Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Сегодня у нас в гостях вот такой петушок (показать детям игрушку-петушка, который расскажет вам интересную сказку о филимоновской игрушке.
«Сказка о филимоновской игрушке».
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато-серебро.
Филимоновской игрушкой
Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины.
Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:
- Лепись ковш, лепись горшок,
Да веселый петушок!
И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи!
Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков - в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал любимые, те, что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими.
Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушку-свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.
Понравилась ребята вам сказка? Дед Филимон любил говорить -У тех ум в порядке, кому легки загадки. Будем отгадывать загадки от него?
1. Из какого материала делают игрушку (пластмасса, дерево, глина).
2. Почему игрушки называют свистульками? (в каждой из них спрятана свистулька).
3. Что делают с игрушкой, чтобы она стала белой и твердой? (обжигают в печи).
4. Что не рисуют на игрушках?
5. Какой цвет лишний в росписи?
Молодцы, внимательно смотрели и слушала! Понравилась вам сказка о филимоновской игрушке?
В Филимоново народ
Все там любят песни, пляски
И творят из глины сказки.
Прикреплённые файлы:
Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа.
Конспект беседы «Что такое Пасха?» с детьми дошкольного возраста Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям.
Конспект беседы-наблюдения по экологии «Береза» с детьми дошкольного возраста Цель: Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней. Задачи: Образовательные: -способствовать формированию познавательного.
Конспект беседы-наблюдения по экологии на тему «Лето» с детьми дошкольного возраста Если в небе ходят грёзы Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул.
Конспект беседы-наблюдения по экологии «Звезды» с детьми дошкольного возраста Звезды Кто смотрел на купол звездный Поздней осенью морозной, Тот видал, как звездный Лебедь Поднимается в зенит, Тот слыхал, как в.
Конспект беседы-наблюдения по экологии «Весна» с детьми дошкольного возраста Тема: «Весна» Цель: Формировать представления о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Учить сравнивать времена.
Конспект беседы-наблюдения по экологии «Ёж» с детьми дошкольного возраста Цель беседы: Познакомить детей с лесным обитателем – ёжиком. Задачи: -Расширять представления детей о еже. -Подвести к пониманию того,.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Как мы празднуем Новый год» Цель: Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других странах мира. Задачи: - Систематизировать знания детей о празднования.
Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.
Знакомство с филимоновской свистулькой. Роспись филимоновской свистульки «Рыбка» и «Олень» с детьми среднего возраста Продолжая знакомить детей средней группы с народными промыслами,мы остановились на Филимоновской свистульке. Цель:Продолжать знакомить детей.
Игры имеют не только развлекательное, но и воспитательное значение. Для детей дошкольного возраста полезно ознакомление с филимоновской игрушкой и изготовление аналогичной поделки. Это яркий представитель народного художественного промысла – чудная, самобытная, с искрящимися узорами. Глиняная свистулька очаровывает! Занятия с ней побуждают ребенка проявить свою индивидуальность в творчестве, формируют вкус и эстетическое отношение к окружающему.
История
Филимоновская игрушка – один из видов древнерусского народного ремесла. История возникновения берет начало в Тульской области, в деревне Филимоново Одоевского района. Испокон веков для промысла местные жители использовали глину, залежи которой находились неподалеку, у берегов реки Упы. Мужчины и женщины на гончарном круге делали посуду, а девочки и девушки – яркие свистульки-игрушки. Затем изделия продавали на базаре или сдавали перекупщикам.
О давности зарождения промысла нет единого мнения. Часто называют дату – средина XX века. Тогда после череды революций и войн начали возрождать разные виды народных промыслов. Однако языческие мотивы и сакральные росписи на филимоновской игрушке указывают на ее древние, еще дохристианские корни. Некоторые найденные археологами старинные свистульки насчитывают 700-1000 лет.
Особенности
В большинстве своем филимоновские игрушки – это традиционные свистульки в форме животных (петушок, лошадка, корова, медведь) и крестьян (мужики и барыни). Простые формы напоминают древние глиняные игрушки. Кавалеры верхней частью туловища похожи на барынь, только первые одеты в расписные штаны и сапоги, а вторые – в неширокую юбку-колокол. Голова у фигурок маленькая, лицо плоское, часто есть головной убор, напоминающий колпак.
Примечателен пестрый вид игрушки. Филимоновские узоры незамысловаты, это преимущественно разноцветные тонкие полосы, солнышки, елочки. Они указывают на гармонию людей с природой. Каждая фигурка, узор, даже цвет – это символ. Например, барыня – это хранительница очага, медведь – хозяин леса и тотемный предок. Корова символизирует благополучие, птица – весну и посредника между людьми и небесами.
Существует мнение, что свистульки делали для языческого обряда «свистопляски». В определенный день все жители выходили на улицу и свистели, чтобы уважить почивших родственников. После можно было просить любви, достатка, хорошей торговли – всего, чего желала душа.
Отличие от других промысловых игрушек
Филимоновская игрушка легко узнаваема. Ее отличает от других видов промыслов буквально все:
- орнамент с языческими мотивами;
- простые, даже несколько условные формы (похожа на петушка, лошадку);
- вытянутость и худоватость фигурок;
- отсутствие шеи у барынь и мужчин – туловище плавно переходит в голову;
- использование только 3 основных цветов: красного, зеленого, желтого.
Черно-синяя глина, из которой изготавливают фигурки, пластичная, поэтому игрушки из нее вытягивают, а не собирают по частям. Она дает большую усадку при лепке и сушке, что объясняет худые силуэты. Есть отличия и в самой технике изготовления. Местная глина «синька» при обжиге приобретает равномерный светлый цвет, поэтому ее не белят, а сразу приступают к росписи.
Филимоновскую игрушку делают из черной глины. Она хорошо вытягивается, что позволяет создавать монолитные фигуры. Внутри формируется полость, а сзади – уплотнение (свисток). Также продавливается в правильном месте отверстие, чтобы при прохождении воздуха получался свист. Если образуются трещинки, они легко заглаживаются влажной рукой. Готовые фигурки сохнут и приобретают светло-серый цвет. Обжиг производится в муфельной печи при температуре около 1000 градусов. После игрушки становятся белыми и без грунтовки отправляются на роспись.
Филимоновские узоры в картинках
Разноцветные полосы и круги имеют не случайное расположение, как может показаться на первый взгляд. Круги означают защиту от сил зла, елочки – древо жизни, плодородие. Изображения солнца являются своеобразным прошением об урожае, тепле, благополучии.
Зигзаги с точками – это засеянные поля, дуги – небесные воды, которые дарят земле плодородие.
Имеет значение и цвет. Красный символизирует силу духа, землю, огонь, красоту, желтый – воздух и солнце, зеленый – листву и жизнь.
Первое знакомство и занятия для детей
Изучать народные промыслы с детьми лучше всего в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). На фоне современных интегративных игрушек и игр художественные глиняные расписные свистульки покажутся необычными и обязательно заинтересуют малышей.
Занятия проводятся в детском саду или дома в несколько этапов и в игровой форме.
- Взрослый рассказывает историю филимоновской игрушки в сказочном варианте. Дальше детям показывают разные расписные фигурки. Следует обратить внимание на цвета и силуэты. В конце урока детям интересно будет посвистеть в них.
- Следующий урок следует посвятить филимоновским узорам. Взрослый обращает внимание на цвета, характер линий, рассказывает, что они символизируют. Затем для раскрашивания детям предлагается бумажная игрушка. Картинки можно распечатать в виде раскраски (для работы с карандашами) либо от руки нарисовать контур филимоновской свистульки и предложить ребенку нанести узоры красками.
- Последующие 2-3 урока отводятся под изучение объемных форм, лепку и роспись красками. Если глины нет, можно попробовать организовать занятие с пластилином. Вместе со взрослым дети делают филимоновского петушка, барыню, лошадку.
- В заключение проводится ярмарка или выставка поделок. Хорошо стилизовать событие под старину: с самоваром, баранками, стихами и плясками.
Как нарисовать филимоновскую игрушку?
Впервые ребенку 5-7 лет будет тяжело нарисовать филимоновскую фигурку от начала и до конца. Взрослому следует нарисовать контур на бумаге или вырезать игрушку из белого картона, а также предоставить пример – напечатанную картинку или настоящую игрушку. Непосредственно для работы ребенку понадобятся тонкие кисточки, стаканчик с водой и краски: желтая, красная, зеленая.
Как нарисовать филимоновского петушка?
- Взрослый показывает пример расписанного петушка и просит назвать виды узоров. Обращает внимание, как раскрашены голова, шея, хвост птицы.
- Детям выдают шаблоны игрушки.
- Начинается раскрашивание с желтого цвета. Наносятся круги, полоски.
- Следующий цвет – красный. Им раскрашивают гребень и клюв петушка, рисуют узоры.
- Последней берут зеленую краску и завершают рисунок.
А вот пример, как поэтапно раскрасить филимоновскую лошадку:
Изучение промысловых игрушек развивает интерес к творчеству у детей, воспитывает любовь и уважение к труду, позволяет узнать историю своей Родины. Их образы просты и понятны. Занятия рекомендуется проводить в старшей группе детского сада и начальных классах школы.
Филимоновская игрушка — один из древнейших русских художественных промыслов. Родина этих игрушек - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось «свистульки».
Описание игрушки
Игрушки делались из особенной глины, залежи которой до сих пор располагаются на территории Одоевского района. Нежирная, но пластичная глина после обжига приобретала белый цвет. Уникальные свойства глины позволяли мастерицам слепить из одного куска единую скульптуру с красивыми и выразительными формами. Мастера обжигали игрушки в горне, недалеко от своего дома. Сейчас процесс обжига происходит в муфельных электрических печах.
Все Филимоновские игрушки можно разделить на несколько видов:
• Игрушки в виде человечков (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);
• Животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);
• Птицы (петух, гусь, павлин);
• Игрушки состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).
Филимоновские игрушки имеют ряд особенностей. Фигурки изготавливаются преимущественно с длинными шеями как у людей, так и животных. В росписи преобладает трехцветный орнамент с геометрическими формами. Оригинальная форма фигурок гармонирует с живой росписью. Несмотря на ограниченной использование цветов для раскрашивания (красный, розовый, зеленый, желтый) игрушки получаются яркими и веселыми. Сегодня для росписи игрушек используются анилиновые красители или акриловые краски. Орнамент наносится на белый или желтый фон. Нанесение рисунка на фигурку всегда начинается с рисования желтых частей орнамента. Чаще всего рубашки людей и птиц раскрашивают малиновым цветом. Практически все Филимоновские игрушки являются свистульками, так повелось, что петухов, павлинов и индюков в виде свистулек не делают.
Фигурки девушек изготавливают с не очень широкой юбкой в форме колокольчика, которая плавно переходит в короткое узенькое туловище, несоразмерно длинная шея и конусообразная голова. Фигурки мужчин сделаны по подобию женских фигур, только вместо юбки у них толстые ноги цилиндрической формы и большие неаккуратные сапоги. Фигурки женского пола принято называть барынями, а мужские – кавалерами или солдатиками. Голову игрушек украшают небольшие шляпки с узкими полями. Цветная роспись игрушек делает фигурки нарядными и праздничными, платья и рубашки украшены цветными полосками, шляпки, края юбок и рукава украшают орнаменты (штрихи, круги, веточки и цветочки). Рисунок нанесен не схематично, а вразброс, что создает пестрый узор.
Все звери имеют тонкое туловище, длинную и изящно изогнутую шею, маленькую голову и короткие ножки. Если внимательно присмотреться, то различить одно животное от другого можно только с помощью рогов или ушей. Расписываются звери обычно несколькими тонкими линиями вдоль всего туловища с нанесением языческого орнамента (солнышка, ромбиков, цветочков и пр.).
Как играть?
Яркие цвета игрушек и громкий свист очень нравятся детям. Взрослые же приобретают игрушки в качестве сувениров и оберегов. Начинать знакомство с русскими игрушками лучше всего в возрасте 5-7 лет. На фоне современных электронных игрушек забавные и яркие свистульки покажутся очень необычными. Ребенку можно рассказать историю этих игрушек, а потом предложить нарисовать такую фигурку на бумаге или слепить из пластилина.
Плюсы и минусы
Изучение народных промыслов развивает у детей интерес к творчеству и нашей истории, любовь и уважение к своему и чужому труду.
Новый век
И по сей день в Одоеве некоторые семьи продолжают изготовление Филимоновской игрушки. В местной школе искусств народные мастера преподают лепку Филимоновской игрушки, продолжая традиции старинных промыслов. На протяжении четырех лет учащиеся осваивают историю, методы и приемы лепки, стилистическое мастерство росписи. В одоевском краеведческом музее все желающие могут приобрести себе на память филимоновскую фигурку. Основная масса изделий филимоновских мастеров – это свистульки. Издавна считалось, что их звуки отпугивают нечистую силу.
Давным-давно в Тульской области появился русский художественный промысел. Название свое он получил от деревни Филимоново, где жили умелые мастерицы. Деревня находится недалеко от залежей хорошей белой глины. Легенда говорит, что в этих местах жил дед Филимон, он и делал игрушки. Мужчины изготавливали из нее посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. Семьи мастеров продавали свои изделия на базаре.
В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить «свистушки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Из нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина «салится», и тогда приходится снова «подтягивать», приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не «замрет». После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоси и пятна. Потом обводят их красным «перышком», потом зеленым, синим, иногда фиолетовым Кроме того, мастерицы «играют» цветом. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, «жирный» (оранжевый). Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка», или «солнышко»; сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник –землю, елочки и ростки – символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи выглядят яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос, Налепов в филимоновской игрушке мало. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа.
Игрушки мастеров приобретают удивительную форму: они вытягивались, потому что глина быстро покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Все готовые игрушки получаются белого цвета, поэтому волшебницы-мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, которые замешиваются на яйце. Наносят краски куриным пером. Игрушки получаются яркими и веселыми. Животные расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками, Например, у барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен бесхитростный орнамент: разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.
Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя: и руках у него курица, на спиние сидит индюк. А на хвосте – цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки – животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много – это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься».
В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.
Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – это барыни, крестьянки, солдаты. Танцующие пары, наездники на лошадях, животные – коровы, бараны, лошадки, медведи, птицы - куры, петухи и др.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Содержание:
История промысла
Эта местность никогда не славилась богатым урожаем, но крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, да чтобы развлечь детвору, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках. Ездили на базары в ближайшие города и поселки.
Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.
К середине XIX века промысел стал известен далеко за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц заметно сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины.
Производство улучшилось в 50-ые годы, когда народ снова стал интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.
Виды филимоновских игрушек
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются “свистульками”. Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всего солдатов в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.
Животные все имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.
Были у филимоновских игрушек и образы. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой “Природы” и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.
Технология изготовления
Отличительная особенность филимоновских игрушек – вытянутая форма и удлиненные пропорции. Диктовалась такая форма самим материалом, который использовали для лепки. В Тульской области богатые залежи жирной глины, она хорошо подходит для придания формы, однако при сушке оседает и сильно трескается. Мастерам приходилось несколько раз поправлять фигурку, каждый раз вытягивая ее, чтобы скрыть все неровности с трещинами. Именно из-за свойств материала и родился фирменный стиль филимоновских игрушек.
Поэтапная технология создания:
1. Сперва лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.
2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.
3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.
Роспись филимоновской игрушки
Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и зеленый. Изредка брали синий и фиолетовый.
Проводили роспись в строгом порядке – сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: “елочка”, цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.
Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист. Для взрослых же эти фигурки считались сувениром, хотя некоторые полагали, что филимоновская игрушка способна привлечь в дом благополучие и счастье.
Читайте также: