Федоровская игрушка тамбовской области
В последнее время на выставках-ярмарках и различных конкурсах среди мастеров народного творчества обратила внимание на новую для себя глиняную игрушку. Уверена, что эта игрушка покажется незнакомой и многим нашим читателям, из-за того, что промысел, появившийся много лет назад, по каким-то причинам не сохранился в достаточной степени и утратился как материально, так и в сознании поколения.
Колокольчик. Автор Елена Кудрова, Тамбов. Коллекция Ю. Чуриловой
Колокольчик. Автор Елена Кудрова, Тамбов. Коллекция О. Поповой
Но, благодаря воодушевленным современным керамистам, прилагающим все свои силы на реконструкцию и возрождение этого промысла, потихоньку, как крошечная мозаика, воссоздаются удивительные гончарные изделия, появляются формы, вспоминаются сюжеты и зарождается связь с прошлым, которая и служит богатой основой для знакомства с федоровской глиняной игрушкой.
Кудрова Е.С. Колокольчики
Своё название глиняная игрушка получила благодаря деревне Федоровка, где и зародилась. Деревня Федоровка Тамбовской области Бондарского района Кривополянского сельского совета упоминается в документах ревизской сказки с 1833 года под названием: «Деревня Федоровка». Наиболее раннее упоминание деревни Федоровка (ранее Зайцево) обнаружено в архивных документах ХVIII века: «Экономические примечания, составленные при генеральном межевании, содержат сведения о количестве дворов, численности и занятости населения, природных условиях и пр. … в т.ч. по дер. Федоровка-Зайцево. Ольги Серг. Зайцевой, Николая Петр. Зайцева, Е. П Косолаповой и др. л. 79-80. Федоровка(Зайцево) при р. Керше, 33 двора, 138 м., 137ж. - /1783 г./ План Деревни Федоровка-Зайцево и ее земельной дачи» .
В этой деревне, расположенной в живописной лесной местности, богатой залежами красножгущейся глины, практически в каждом доме жили и работали местные гончары. Посуду делали как чернолощеную, так и глазурованную. Делали миски, вазы, копилки, кувшины, кадильницы, «мостюшки» (небольшие горшки и довольно широкая категория некрупной посуды), «безымёнки» (горшки меньше 1 литра), корчаги, формы для Пасхи.
Петушок из коллекции Каллас Е.С.
Автор Попков П.Я.
Наряду с утилитарными предметами, простых функциональных форм с минимальным декором, широкое распространение получили «нарядные» декорированные налепами изделия, в создании которых, местные мастера давали волю своей фантазии и проявляли природный художественный вкус.
Излюбленным сюжетом, украшающим многочисленные сосуды — кувшины, горшки, крынки — являются сцены охоты. На многих из них с поразительной точностью в деталях (козырек фуражки, сапоги с отворотами, куртка с погонами, охотничья сумка, ремень и даже мушка на ружье, иногда висящий за спиной трофей - подстреленный заяц или птица) изображена фигурка охотника, преследующего добычу. Это могут быть летящие по небу гуси, удирающий лис, волк, заяц или даже огромная рыбина. Часто охотника сопровождает собака, опущенные уши и стройные ноги которой указывают на ее охотничью породу. Лесной ландшафт вокруг изображался лаконично-условно вылепленными деревьями, очень напоминающими славянский символ Древо жизни.
В Федоровке гончарством занимались в основном женщины, а игрушкой занимались мужчины. Иногда женщины лепили игрушки и свистульки для местной ребятни.
Глину заготавливали зимой. Рыли шурфы диаметром 2,5 метра, глубиной 6 метров. Изделия, в том числе и игрушки, сушились на специально устроенных деревянных полках, досушивали их на печке. Для обжига в деревне строили горны (в 70-80-х годах их действовало 5-6). Пользовались каждым горном несколько семей по очереди. Промысел успешно функционировал вплоть до 90-х годов ХХ-го века. В конце 80-х годов федоровская гончарная посуда в большом объеме реализовывалась на рынках Тамбова и городах области, а также вывозилась грузовиками в другие области (в основном в Ленинградскую). Игрушки и мелкую пластику мастера реализовывали на ярмарках и выставках. Во второй половине ХХ века яркими представителями промысла были г.С. Иванов, П.Я. Попков, П.Н. Павлов, П.Л. Харитонов, Н.Я. Чиглов.
Автор Иванов Григорий Сергеевич
Автор Иванов Григорий Сергеевич
В 70-х годах федоровскую керамику экспонировали на выставках ВДНХ, приобретали музеи и коллекционеры страны. Одна из работ г.С. Иванова, изображающая гончара за работой, экспонировалась на всероссийской и всесоюзной выставке народного прикладного искусства в манеже в 1977 году. И тогда к его прежним званиям лауреата всероссийских выставок 1973 и 1977 годов прибавилось высшее — лауреата всесоюзной выставки. О художественной значимости произведений федоровских мастеров говорят их высокие награды за вклад в развитие народного искусства, медали ВДНХ СССР, звания лауреата всесоюзных выставок, звания «Народный мастер».
Образцы традиционной федоровской керамики, как игрушки, так и посуды, хранятся во многих частных собраниях и музеях страны. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный дом народного творчества, Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства, Тамбовский областной краеведческий музей в своих коллекциях имеют образцы изделий федоровской керамики.
Два льва и голова ягненка. Коллекция Бондарского музея
Коллекция Бондарского музея
Сцена охоты, наверху стоял охотник с собакой, лежит убитый гусь. Коллекция Бондарского музея
Уникальность традиционной федоровской керамики заключается и в неповторимых сюжетных «налепах» на посуде, и в не менее выразительной глиняной игрушке, которая сочетает в себе эффектную архаичность, изысканность пластики и строгий гармоничный декор.
В настоящее время реконструкцией и восстановлением игрушки и гончарной посуды занимаются керамисты Каллас Екатерина Станиславовна и Кудрова Е.С. Овладеть мастерством им помогают мастера Попкова О.П. (1934 г.р.), Попков П.Я. (1932 г.р., награжден правительственными наградами за вклад в сохранение и развитие народной культуры), Корчагина Н.А. (1930 г.р.), Денисова Н.Г (1933 г.р.).
Автор Кудрова Е.С.
Автор Кудрова Е.С.
Автор Кудрова Е.С.
Автор Кудрова Е.С.
На ярмарках-конкурсах мне лично удалось познакомиться с Еленой Семеновной Кудровой и ее изделиями. Игрушка заинтересовала, особенно новыми для меня раскрылись сюжеты, а также техника использования орнамента, или налепов на изделии. Благодаря мастеру, в моей коллекции теперь есть и колокольчик, выполненный в традициях федоровской игрушки. Совершенно очевидно, что народная керамика Тамбовского края заслуживает не только тщательного изучения, но и возрождения ее традиций в современном декоративно-прикладном искусстве.
Фёдоровская керамика на выставке «Гончарных дел мастер. Русское гончарное искусство и народная игрушка второй половины XX – начала XXI веков в рамках Всероссийского фестиваля „Гончары России“»
На выставке «Гончарных дел мастер»
На выставке «Гончарных дел мастер»
Пепельница. Семья Попковых. 1950-70-е гг.
Пепельница. Попков П.Я. 1950-60-е гг.
Копилка «Львы». Кудрова Е.С. 2019 г.
Копилка. Чулюкин Д.В. 2021 г.
Игрушка-свистулька «Петух», «Лось». Каллас Е.С. 2021 г.
Кадильницы. Кудрова Е.С. 2021 г., Попков П.Я. 1950-70-е гг., Чулюкин Д.В. 2021 г.
Горшок с крышкой. Кудрова Е.С. 2019 г.
Горшок с крышкой. Павлов Н.В. 1959 г.
Кувшин. Иванов Г.С. 1970-е гг.
Чайник с лепниной. Павлов Н.В. 1959 г.
На выставке «Гончарных дел мастер»
На выставке «Гончарных дел мастер»
Игрушка-скульптура «Гончар» из композиции «Преемственность». Попова В. 2021 г.
Игрушка-свистулька «Лось» из композиции «Преемственность». Попова В. 2021 г.
Игрушка-скульптура «Охотник». Кочергина В. 2021 г.
Игрушка-скульптура «Баба». Кудрова Е.С. 2019-2020-е гг.
Игрушка-скульптура. Кудрова Е.С., Чулюкин Д.В., Попова В. 2021 г.
Пепельницы. Чулюкин Д.В. 2021 г.
На выставке «Гончарных дел мастер»
Кувшины. Иванов Г.С. 1980-е гг.
Горшок с двумя ручками. Кудрова Е.С. 2021 г.
Молочник. Чулюкин Д.В. 2021 г.
Чайник «Козел». Кудрова Е.С. 2021 г.
Игрушка-свистулька «Лось», «Корова». Каллас Е.С. 2021 г.
Цветочные банки. Попков П.Я. 1950-60-е. гг., Чулюкин Д.В. 2021 г., Иванов Г.С. 1980-е гг.
На выставке «Гончарных дел мастер»
Игрушка-скульптура «Олениха». Попков П.Я. 1950-60-е гг.
Игрушка-свистулька. Иванов Г.С. 1979 г.
Игрушка-свистулька. Иванов Г.С. 1967 г.
Игрушка-скульптура «Орел», «Собака». Иванов Г.С. 1979 г.
Игрушка-скульптура «Всадник». Иванов Г.С. 1979 г.
Фото В. Леонова, О. Поповой
Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, 24.12.2021
26 мая в Тульском кремле прошел четвертый Межрегиональный фестиваль народной традиционной культуры «Тульский заиграй».
Гости пели и танцевали, смотрели мультфильмы и спектакли, соревновались и получали призы, участвовали в мастер-классах, обучались и делились опытом, играли в национальные игры, пробовали тульские сладости… и просто радовались яркому солнечному дню.
На центральной площади расположились мастера традиционной и авторской игрушки из текстиля, дерева и глины.
Здесь и тульская городская игрушка Ирины Дмитриевны Бежиной,
и хлудневская глиняная игрушка Виктора Ивановича Трифонова,
и романовская глиняная игрушка Анжелики Александровнаы Волокитиной и Виктора Васильевича Маркина,
романовская глиняная игрушка Любови Евгеньевны Скользневой,
и кожлянская глиняная игрушка Анастасии Олеговны Неволиной
и кожлянская глиняная игрушка Валентина Алексеевича Тимофеева,
скопинская глиняная игрушка.
Добровскую игрушку представлял мастер из Липецка Максим Игоревич Фролов — победитель прошлогоднего конкурса. Фотография не получилась, к сожалению.
Колокольчики встретились среди богородицкой глиняной игрушки Виктора Ивановича Потапова,
петровской глиняной игрушки, которую представлял Сергей Юрьвич Краснов,
и авторских работ Натальи Харыбиной из города Щекино Тульской области.
На следующей фотографии слева — две конкурсные авторские дамы-погремушки Оксаны Николаевны Буряченко. Обожженные фигурки мы не застали — кто-то сразу забрал всю привезенную партию. Эх…
Моя коллекция пополнилась колокольчиком-свистулькой Оксаны Рощупкиной в стиле старооскольской глиняной игрушки.
Среди мастеров прошел блиц-конкурс композиций на тему «Без самовара тульского нет застолья русского». Вот конкурсные работы из глины:
Буряченко Оксана Николаевна, Курская область. Авторская керамика
«Как вепсы за самоваром ездили…» Авторская керамика Оксаны Александровны Холоповой, г. Пикалево Бокситогорский район Ленинградская область
«Вепсы — народность, традиционно прожмвающая на территории Леннгралской области. Считается, что лось был у вепсов домашним животным и использовался как в качестве коровы, так и в качестве коня. Вот и поехали вепсы Тулу за самоваром на лосе».
Якушкин Даниил Александрович, Рязанская область
Рощупкина Оксана Михайловна, Белгородская область. Старооскольская глиняной игрушка
Виктор Васильевич Маркин. «Самовар тульский, застолье романовское», романовская игрушка
Елена Семеновна Кудрова, Тамбовская область. Федоровская игрушка
Лариса Андреевна Краснова, Костромская область. Петровская глиняная игрушка
Трифонов Виктор Иванович, Калужская область.
«Под Хлудневским деревом,
Да с Тульским самоваром»
Тимофеев Валентин Алексеевич, Курская оболасть, Кожлянская глиняная игрушка
Волокитина Анжелика Александровна, Липецкая область. Романовская глиняная игрушка
Скользнева Любовь Евгеньевна, Липецкая область. Романовская глиняная игрушка
Неволина Анастасия Олеговна, Курская область. Кожлянская глиняная ишрушка
Автор моего колокольчика Оксана Рощупкина стала лауреатом I степени в номинации «Глиняная игрушка»!:)
Награждение авторов композиций из глины
Награждение авторов композиций из глины
Великолепный фестиваль! Хочется вернуться в Тулу снова. Приятно встретить знакомых мастеров, познакомитьс с новыми. Порадовали молодые мастера, сохраняющие старые традиции. Желаю фестивалю развития, новых идей и открытий.
В 2017-м основные фестивальные события разворачивались не на площади, а вдоль улицы Карла Маркса. Здесь стояли палатки мастеров и сцена, около которой проходил мастер-класс по лепке «птицы счастья».
Мастер-класс
Готовые изделия
В палатках мастера не только продавали свои изделия, но и проводили мастер-классы для детей.
Колокольчики, встретившиеся на фестивале
Теперь перехожу к обзору колокольчиков, встретившихся на фестивале.
Колокольчики в стиле богородицкой игрушки (автор Виктор Потапов, г. Богородицк, Тульская область)
Яснополянская керамика (Тульская область)
Яснополянская керамика (Тульская область)
Работы тульских керамистов
Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)
Колокольчики и керамика из г. Богородска (Нижегородская область)
Работы смоленских мастеров
Работы смоленских мастеров
Работы смоленских мастеров
Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)
Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)
Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)
Колокольчики Марины (Марисы) и Александра Тиминских (г. Смоленск)
Колокольчики смоленских мастеров
Колокольчики смоленских мастеров
Колокольчики смоленских мастеров
Колокольчики смоленских мастеров
Колокольчики смоленских мастеров
Колокольчики Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)
Колокольчик Елены и Андрея Сыромятниковых (Орловская область)
Автора не помню
Колокольчики Екатерины Семеновой из керамической мастерской «Майолика» (г. Орел)
Керамика и колокольчики Ольги Шониной (г. Балашиха, Московская область)
Котоколокольчики Николая Ярошко (г. Луганск)
Колокольчики Лидии Пейч (г. Химки, Московская область)
Колокольчики Ольги Аристовой (г. Калуга)
Колокольчики московских керамистов в итальянском стиле
Колокольчики Гончарной мастерской (г. Скопин, Рязанская обалсть)
Работа Наталии Петровой (г. Москва) в стиле курской игрушки
Колокольчики в традициях филимоновской игрушки в сувенирной лавке музея
Экспозиция в Музее филимоновской игрушки
Одна из «специализаций» фестиваля «Сказки Деда Филимона» — глиняная игрушка. Хочу показать игрушки, представленные в Одоеве. Начнем с экспозиции в Музее филимоновской игрушки.
Детско-юношеский Центр народных промыслов «Рязанский оберег»
Мордовская игрушка
Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)
Дивеевская игрушка (Нижегородская область)
Дивеевская игрушка (Нижегородская область)
Салецкая игрушка (Великий Новгород)
Авторская игрушка из Удмуртии
Орловская обрядовая игрушка
Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)
Игрушка Валерия Марчука (Белоруссия, г. Брест)
Федоровская игрушка (Тамбовская область)
Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)
Авторская игрушка Светланы Калинкиной (Нижегородская область)
Оятская игрушка Людмилы Ивановой (Ленинградская область)
Тульская городская игрушка
В музее встретились и вот такие резиновые сапожки, расписанные в филимоновских традициях!
Игрушки и свистульки, встреченные на Ярмарке мастеров
Откуда эти красавцы, к сожалению, не знаю. Может кто подскажет.
UPD 26.04.19: работы Виктора и Ольги Макиевских Белгород
Под таким баннером предлагали свои изделия мастера романовской игрушки (Липецкая область)
Романовская игрушка (Липецкая область)
Романовская игрушка (Липецкая область)
Романовская игрушка (Липецкая область)
Добровская игрушка (Липецкая область)
Мастера из Старого Оскола (Белгородская область) предлагали и традиционную игрушку, и маленьких куколок в национальной одежде:
Традиционная игрушка
Куклы в национальной одежде
В 2017-м я очень расстроилась, что нет таких куколок-колокольчиков. Но уже в следующем году такие колокольчики появились вначале на «Русском поле», а затем на зимней Ладье.
Старооскольские куклы-колокольчики
Хлудневская игрушка (Калужская область)
Жбанниковская игрушка (Нижегородская область)
Абашевская игрушка (Пензенская область)
Плешковская и чернышенская игрушки Николая Комова (Орловская область)
Игрушки Николая Комова
Плешковская и чернышенская игрушки Натальи Фроловой (Орловская область)
Распоповская игрушка (Орловская область)
Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)
Карачунская игрушка Галины Котельниковой и Людмилы Дедовой (Воронежская область)
Филимоновская игрушка (Тульская область)
Тульская городская игрушка
Авторская игрушка Виктора Потапова (г. Богородицк, Тульская область)
Продукция «Псковского гончара»
Продукция «Псковского гончара»
Что еще было на фестивале «Сказки Деда Филимона»? На сцене выступали народные коллективы.
Самодеятельные артисты
Зрители
А потом состоялось торжественное гашение почтовой открытки, посвященной филимоновской игрушке и Дню семьи, любви и верности. В церемонии гашения приняли участие директор музея «Филимоновская игрушка» Сергей Кузнецов, заместитель министра культуры Тульской области Ирина Иванова, депутат Государственной Думы РФ Наталия Пилюс, директор филиала Почты России в Тульской области Елена Щукина.
Таким был фестиваль «Сказки Деда Филимона» в 2017 году.
20 июля этого года мастера вновь соберутся в гостеприимном Одоеве на Четвёртый межрегиональный фестиваль гончарного искусства и глиняной игрушки. Надеюсь, что будет много интересного. Ведь Музей филимоновской игрушки переехал в новое здание, и его экспозиция обновилась. Открылся новый музей «В детство», где представлены игрушки советского периода.
До встречи в Одоеве.
Еще больше фотографий с мероприятия можно посмотреть здесь.
Кстати, после посещения фестиваля мы отправились на экскурсию в Анастасов монастырь, расположенный рядом с Одоевым. Фотографии из обители можно посмотреть здесь.
Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран запись закреплена
Федоровская игрушка (Тамбовская область), автор работ Кудрова Елена.
Фёдоровские игрушки - изначальный народный символ Тамбовского края. Сегодня они не только артефакт повышающий ценность коллекций, но и получивший вторую жизнь тренд региона. В них видят будущее традиционной керамики. Значимость изделий фёдоровских умельцев подчеркивают высокие награды за вклад в развитие народного искусства, медали ВДНХ СССР, звания лауреата всесоюзных выставок и звание "Народный мастер". Подрастающее поколение приобретает знание на основе старинных фёдоровских образцов. Вместе с навыками лепки, ребята развивают творческие задатки, воображение и художественный вкус. Готовые фигурки занимают современных детей. Развивают мелкую моторику и создают представление об окружающем мире. Познакомившись с фёдоровским промыслом можно увидеть мир глазами наших предков и узнать о том, что было в их жизни наиболее интересным и значимым.
Изначально глиняные игрушки создавались между делом, наряду с основным производством лаконичной кухонной утвари. Потешить и завлечь игрой ребятишек. Но в отличии от многих других народных промыслов, гончарным ремеслом занимались преимущественно женщины, а лепкой игрушек - мужчины. Спустя время они стали предметом продажи и заняли примечательные места на весенних ярмарках. Мастерили целыми семьями в долгие зимние вечера. В итоге фёдоровская посуда и игрушки получили признание не только в Тамбовской губернии, но и далеко за ее границами.
Глину не мять — горшков не видать
Еще в прошлом веке в каждом селении Тамбовского края был свой гончар. Керамическая посуда была незаменима для сельских жителей. В ней еда дольше сохраняла свежесть, а в процессе готовки приобретала наиболее приятный вкус. Но массовое производство керамики процветало только в Фёдоровке и селе Староторбеево Мичуринского района. Деревня Фёдоровка (Зайцево) Бондарского района знаменита залежами редкостной глины. Поэтому гончарный промысел для жителей был делом всей жизни. Нескольких веков местные жители занимались трудоемкой добычей. Гончарную глину извлекали из недр с помощью вертикальной выработки глубиной 6 метров и диаметром 2,5 метра. Копали лишь в зимнее время года, чтобы избежать обрушения пород.
Потомственные мастера сетуют, что глина – тяжкий труд. Процесс подготовки к лепке – самая сложная часть работы. Ведь из глины не только выбирали сорные растения и мелкие камни, но и тщательно разминали ногами на специальном ровном месте. О древности Федоровской керамики говорит спиральный способ вытягивания посуды на самом старинном «оборудовании» - ручном гончарном круге. Размер, толщина и форма изделия зависели от фантазии мастера и умения руками чувствовать материал.
Фёдоровские мастера делали миски, вазы, копилки, кувшины, кадильницы, мостюшки, безыменки, корчаги, формы для Пасхи. Натуральный терракотовый цвет глины оттеняли прозрачной свинцовой глазурью. Позже уникальность глиняной посуде придавали самобытным орнаментом и отличительной лепниной. Вдохновение для них черпали из повседневной деятельности и живописных природных уголков родного края. Наряду с лаконичным декором в виде языческих символов, пользовалась спросом, и посуда с объемным декором - «налепами», свойственными именно Фёдоровской керамике. Наиболее популярный сюжет среди украшений на кувшинах, горшках и крынках – сцены охоты. Трофеи, снаряжение охотника и преследование добычи. Убегающий заяц, волк, лиса, пойманная рыба или летящие по небу гуси.
У нашего молодца нет игрушкам конца
По одной из версий, изначально игрушки лепили для украшения посуды. Видимо наши предки ориентировались на древнее поверье, что животные на крышке посуды имеют защитное значение. Игрушки были пустотелые – свистульки и полнотелые фигурки. Чаще всего встречались: жаворонок, орёл, гусь, петух, лебедь, конь, медведь, собака, кот, лиса, лось и т.д. Как правило, их лепили составным способом и глазуровали свинцовой поливой. У каждой из них был хвост, который являлся продолжением туловища.
Фёдоровские игрушки отличаются от многих других в керамическом промысле своей простотой, сдержанностью форм и приглушенной цветовой гаммой. Причастность к лепке мужчин просматривается в изяществе, размере игрушки и в ее «шероховатости». Они обладают выразительной пластикой, а вместо росписи украшены «процарапкой». Фактурные штрихи на игрушки наносили острыми предметами. В большинстве случаев изображали «древо жизни» с акцентом на славянскую символику.
«В ряде случаев пластические образы фигурок настолько виртуозно решены, что из разряда игрушек переходят в категорию декоративной скульптуры. Мелкая пластика соединяет в себе мощную выразительность приемов лепки с нежной лиричностью образов». Екатерина Каллас, преподаватель отделения керамики Детской художественной школы №2 г. Тамбова им. В.Д. Поленова.
Возможно, вы когда-нибудь слышали про Федоровскую керамику? Это старинный гончарный промысел в Тамбовской области, который прекратил свою работу в 90е годы. Но так случилось, что я смогла разыскать «последнего из магикан» — бабушку-гончара, которая до сих пор живёт в деревне Фёдоровка и работает на гончарном круге. Позвольте рассказать подробнее о ней и об этом промысле. В свой рассказ я включила кусочки интервью с бабулей, сохранив особенности местной лексики.
Ольга Павловна Попкова — потомственный гончар. Сейчас ей 85 лет, вернее, как она сама говорит — 86й пошёл. За кругом Ольга Павловна лет с 8ми. То есть её гончарный стаж — почти 80 лет.
— А вас кто учил гончарному делу?
— Сама, кто меня учил то, да никто. Хотелось выучиться, я и училась. Глядела, как другие делали и сама садилась за круг делала. У меня мама делала, мама горшечница была и я выучилась.
Ольга Павловна — последний гончар в деревне Фёдоровка Тамбовской области. Этому заброшенному промыслу более 200 лет. Когда-то гончары жили здесь в каждом доме. А это — около 70 домов. Работали семьями. Мужчины, как правило, лепили глиняные игрушки. А женщины — делали посуду на гончарном круге.
— Делала размером с полведра и больше. Сама с круга сымала, обнимала и сымала, на пол становила, пока он захрястнет на полу.
Старое название деревни — Зайцево. Именно так её до сих пор называют местные. Когда мне было 6 лет я была тут вместе со своей бабушкой. В тот раз я впервые увидела, как делают горшочек из глины. За кругом сидела пожилая женщина. Спустя 33 года я узнала, что это была Ольга Павловна Попкова.
— Так вот я и работала за кругом, всю жизнь за кругом.
Я рассказала Ольге Павловне, что живу в Москве, и что сменив несколько профессий, тоже стала гончаром. И часто вспоминаю ту самую бабушку за кругом, которую впервые увидела в 6 лет и вот решила её разыскать. Услышав это, глаза Ольги Павловны начали светиться. И она любезно предложила провести для меня мастер-класс.
Техника работы на ручном гончарном круге оказалась совершенно другая, чем на современном электрическом. На электрическом или на ножном — горшок вытягивается из целого куска глины. А на ручном — формируется из жгутов. И надо приноровиться прежде, чем будет хороший результат. Сначала Ольга Павловна сама сделала 2 изделия на круге — горшочек и кувшин. А потом усадила за круг меня. И мне тоже удалось сделать простую мисочку.
Глина у Ольги Павловны, кстати, по традиции хранится в земле. Раньше, когда промысел работал, её добывали на месторождении недалеко от деревни. Доставали зимой с глубины в 6 метров — чтобы была чистая, без примесей. И потом привозили к дому и сваливали горкой.
В 90е годы гончарный промысел перестал работать. Ольга Павловна уже 16 лет не делает горшки на продажу — после того как обвалилась печь для обжига. Она показала это место — не найдёшь, если не знаешь. Всё заросло крапивой почти в рост человека. Но местами можно рассмотреть кирпичи от кладки и обломки от старых горшков.
— А это уж горн, а это была тут печка. — То есть в печку кидали дрова, а в горн ставили горшки? Правильно? — Да, туды горшки настанавливали, а сюды топили. Затопляли, жгли.
Печь вмещала около 700 горшков на 2-2,5 литра. Обжигали деревенские гончары по очереди. В 70-годы на все село действовало порядка 5-6 горнов. Вместо глазури использовали свинец.
— Свинец пережигали на муку, свинец, чушками покупали, трубками, и в чугун клали, растопляли и жгли, мешали, а затем через сито, а потом дегтем мазали и этим свинцом обсыпали и ещё в свинец мешали либо гнилушки, либо муки
— А зачем? — чтоб свинцу поменьше, а то много добре свинцу уходит, они слипаются.
Готовые изделия грузовиками разъезжались по тамбовским городам и селам. Покупали их и в других регионах, в основном в Ленинградской области. В 70-х изделия гончаров из Фёдоровки экспонировались на всесоюзной выставке ВДНХ. А в 77 году гончар Иванов даже стал лауреатом выставки. Недавно, по мотивам той самой знаменитой игрушки в Тамбовской области установили памятник гончару.
Работы Ольги Павловны Попковой хранятся в Тамбовском областном музее и в частных коллекциях. И у меня теперь есть два её шедевра — горшочек и кувшин. Все сделанные в тот день изделия ,в том числе и ту мисочку, которую я выкрутила сама, Ольга Павловна отдала мне с собой.
В Москву я вернулась вместе с горшочками, обожгла их в своей печи и у меня навсегда осталась память об этой прекрасной бабушке. А также, древние знания, которые мне не терпится претворять в жизнь. Вот только обзаведусь ручным гончарным кругом и займусь. Ведь это так здорово — неожиданно стать продолжателем древней традиции.
Читайте также: