Элементы росписей народных игрушек на альбомном листе красками
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.ШАХТЕРСКА
УГЛЕГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МАСТЕР-КЛАСС
«Роспись дымковской игрушки»
(возраст детей 11-13 лет)
Педагог дополнительного образования
Максюта Зинаида Карловна
Тема: «Роспись дымковской игрушки»
Цель: знакомство детей с историей дымковского промысла, с технологией выпонения росписи народной глиняной игрушки.
- познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- воспитывать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Тип занятия: мастер-класс.
Словарные слова: промысел, слобода, тычок.
Оборудование для педагога: образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, народная музыка.
Для детей : у детей бейджики с именами, таблицы «Элементы дымковской росписи» ( приложение 1,2,3), размер А 4- для каждого ребенка, альбомный лист (для каждого ребенка), заготовки дымковской игрушки ( лошадки, козлики, барашки), для росписи на каждого ребенка, белила, наборы красок гуаши, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти -2,4,5, тычки.
1. Организационный момент.
Здравствуйте дети. Меня зовут Зинаида Карловна. Я проведу с вами мастер-класс по росписи дымковской игрушки.
(На столе приготовлена дымковская игрушка. ( Дети стоят в кругу) послушайте стихотворение:
Веселая, белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбка,
А ну отгадайте: кто я?
- Вы уже догадались, что это стихотворение написано про изделия, которые у меня на столе. Что это за чудо? Кто создал эту красоту? (ответы детей - это игрушки, создали люди).
Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Какие вы знаете? (ответы детей - городецкая, гжельскаая, хохломская, жостовская, мезенская, каргопольская и другие).
Приглашаю сесть детей за стол.
Рассказ: «Секреты глиняной игрушки из Дымково».
Слобода Дымково расположена на окраине старинного города Вятка (ныне г.Киров)
Как вы думаете - что такое СЛОБОДА? (поселок около города, пригород (С.И. Ожегов). Народные мастера жили в деревянных домах слободы за рекой. В каждом доме топилась печь. Появление над крышами дыма значило, что скоро наступит пора ставить для обжига в печи игрушки, но они не обжигалась при высокой температуре, а лишь прокаливалась, после чего расписывалась. Может быть, поэтому и назвали слободу Дымково. Но в узорах дымковской игрушки нет ничего от цвета серого дыма. Если посмотреть на узор - он необычно прост. Зато краски яркие-яркие. Давайте рассмотрим элементы, входящие в состав узора.
Рассматриваем, описываем игрушки.
Фигурки барышень в шляпках, с муфтами, с зонтиками, с сумочками. На голове кудри. На плечах перелина, пышные рукава. По низу юбки или передника оборки. Фигурки в кокошниках с детьми на руках изображают кормилицу, няньку или мамку. Многоцветный веселый узор украшает фигурки людей и животных. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем. На его груди сияет круг - символ солнца.
Голосисты эти птицы
И наряды, словно ситцы.
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Об этом рассказывае легенда. Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи - люди находчивые. Придумали горожане «военную хитрость». Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И так сильно засвистели! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу веселой ярмореой «Свистуньей». Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливоемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
- Ребята сегодня вы народные мастера из Дымково и будете расписывать игрушки. Выбирайте себе игрушку.
Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».
- Посмотрите, как красив дымковский узор.
Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).
Разбор таблицы (Приложение №1,2).
- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетаюжий с гладкокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Работаем по таблице 1, 2 (см. приложение) Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
o круги – означали солнце,
» волнистые линии – небо,
· маленькие кружочки – семена,
· круг с серединкой – звездочкой – солнце.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.
- Дети вы знаете, что такое орнамент? (ответы детей)
Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…
- Какие краски используют народные умельцы в своих работах? (Цвета насыщенные без оттенков, что создает красочный, праздничный образ).
- Что такое тычок? (ответы детей).
Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а так же можно использовать обратную сторону кисточки.
Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.
3. Практическая работа. С музыкальным сопровождением.
Т.Б. Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы детей)
Дети под руководством педагога приступают к росписи.
Перед росписью игрушку надо забелить (покрыть белой краской). Пока игрушка будет подсыхать, мы поупражняемся в росписи на бумаге. (Дети забеливают игрушки)
Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы (Приложение 3). Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть. Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.
Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.
- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.
4. Физминутка. (звучит музыка)
Под веселые напевы повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх и снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх перед содою!
Топни левою ногою!
Топни правою ногою!
Вправо шаг. На месте стой!
Влево шаг. И снова стой!
Повернись направо к другу,
правую дай руку другу.
Продолжение самостоятельной работы - роспись игрушки под музыкальное сопровождение.
5. Итог занятия.
Выставка и анализ работ.
- Словами не передать, какая красота получилась!
- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?
- Какую игрушку вы расписывали?
- Какие узоры повторяются?
- Какими цветами мастера расписывали по белому?
- Что такое слобода?
- Чем знаменито Дымково.
- Вы почувствовали себя народными мастерами?
- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну…)
- Что было самым трудным при росписи?
- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?
Чтение стихотворения : (раздать детям стихотворение)
Чем знаменито Дымково?
В ней нету цвета дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.
Спасибо, до свидания.
1. Косминская В.Б. Халезова Н.Б. « Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей». Москва. Просвещение.1999г. стр.138.
2.Орлова Л. В. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Дымковская роспись.» Москва. Мозаика-Синтез.2005г. стр.16.
3.Рондели Л.Д. « Народное декоративно-прикладное искусство». Москва. Просвещение. 2000г. стр.143.
Возникший в городе Городец Нижегородской губернии промысел, стал одним из главных достояний народного искусства 19 столетия. Творчество, зародившееся от декорирования резных прялок, стало ярким и запоминающимся, а его самобытность и сегодня привлекает любителей рисования. Городецкая роспись – поэтапное рисование, подробное объяснение каждого шага в традиционном алгоритме росписи вы найдете здесь.
Особенности городецкой росписи
Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».
В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.
Необходимые материалы
Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые.
На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета.
Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок.
Мастер-класс городецкой росписи
Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.
Подмалевок
Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.
Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.
На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто. Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным.
Теневка
На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.
Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.
Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.
Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.
Разживка
Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.
Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.
Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.
Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.
Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.
Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.
История и традиции дымковской росписи
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Цветовая палитра
Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.
Материалы
Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.
Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Курс повышения квалификации
Основы общей и педагогической психологии в деятельности педагога образовательного учреждения
Курс повышения квалификации
Теория и методика педагогического проектирования
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Сейчас обучается 122 человека из 40 регионов
«Творческая работа с детьми (3-10 лет) по теме Подарок маме (цветы)»
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Описание презентации по отдельным слайдам:
Элементы и мотивы росписи дымковских игрушек
Подготовила
Студентка
группы 2 ш ЗО
Тесля И.В
Дымковская игрушка – один из старейших промыслов России. Ремесло существует более четырехсот лет, но до сих пор не утратило популярности. Напротив, пользуется продукция из глины пользуется спросом у потребителей не только в нашей стране, но и за ее пределами. Искусство зародилось в Дымковской слободе, которая впоследствии вошла в состав города Киров.
История промысла
Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.
В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.
Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
«Знакомство с народной росписью»
Составитель: педагог дополнительного образования
Хабибулина Ия Григорьевна
Знакомство с народной росписью
Цель занятия: Знакомство с культурным наследием России, через традиционные виды росписи (Хохлома, Городец, Мезенская).
· Познакомить дошкольников с историей зарождения росписи, видами росписи;
· Изучить правила кистевого письма;
· Развить память, внимание, кругозор;
· Воспитывать интерес к народным промыслам и традициям.
Тип занятия: Усвоение новых знаний.
Форма работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование и материалы для педагога: Выставка творческих работ разных лет, детей обучающихся в творческом объединении «Роспись по дереву». Наглядные пособия по хохломской, городецкой и мезенской росписи. Карта Российской Федерации с флажками указывающими на место рождения промысла.
Оборудование и материалы для обучающихся: альбомный лист с рисунком мотива городецкой росписи «ромашка», гуашевые краски, баночка с водой, беличьи кисти №2, палитра.
Занятие проводится в кабинете росписи по дереву, на стендах размещены работы обучающихся.
Ход занятия:
II. Представление нового материала.
Экскурс в историю зарождения художественных промыслов ( Хохлома, Городец, Мезенская). Знакомство с творческими работами обучающихся объединения «Роспись по дереву».
III . Практическая работа.
Оживка городецкого мотива «ромашка». Знакомство с правилами работы беличьей кистью.
I V. Итог занятия. Просмотр работ.
Организационный момент.
Здравствуйте друзья, рада видеть вас в гостях в нашем центре «Спектр». Вы находитесь в кабинете «Роспись по дереву», здесь дети изучают народную роспись и расписывают различные изделия из дерева.
Я вас познакомлю с некоторыми видами росписи, самыми яркими и любимыми нами. А какие виды росписи вы знаете? ……(?) Надеюсь, что на нашем занятии, вы узнаете много нового и интересного!
Представление нового материала
Обратите внимание на стенд «Народная роспись», здесь представлены рисунки самых красивых, ярких и известных видов росписи которыми богата наша Россия.
Хохлома . На Волге возник промысел росписи по дереву (показать на карте). Золотая хохлома называют его в народе. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, вазы, солонки, сказочные ковши-утицы, и еще детскую мебель. Прежде хохломской промысел был семейный. Всей семьёй расписывали деревянные заготовки, а лучшими мастерами росписи были мужчины. Любимые цвета в хохломе - красный да черный и совсем немного желтого да зеленого. А золото то откуда? В этом и есть секрет Хохломы! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалиться лак до желтого цвета-и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?
Узоры в хохломе в большинстве - растительные: травки, ягоды, цветы. Кроме растительного орнамента мастера любят писать петухов, птиц и всяких рыб. А петухи совсем особенные: крылья, как язычки пламени, хвост, как яркие брызги солнца.
Работа Солодухиной Кати.
Городец. Искусство городецкой росписи зародилось близ Городца - старинного русского города на берегу Волги, расположенного недалеко от Нижнего Новгорода (показать на карте). На изделиях Городца можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты, изображение барышень и кавалеров за беседой. Орнамент городецкой росписи состоит в основном из цветов: которые очень интересно называются – купавки и розаны, из бутонов, травки, веточек и листьев. Расписывали в основном прялки, ведь для женщин в прошлом, прялка была важным предметом домашнего хозяйства. Росписью занимались всей семьёй, а лучшими мастерами росписи были мужчины. И в наше время вы можете встретить расписные доски, мебель.
Работа Хабибулиной и.Г.
Мезенская роспись . Мезенская роспись возникла, как самостоятельный народный промысел, по мнению ученых в начале XIX века на р. Мезень, в небольшом селе Палащелье в Лешуконском районе Архангельского края.
Мезенская роспись в корне отличается от остальных русских народных росписей строгой графичностью, а также цветовой гаммой. В Мезени нет обычных для русских промыслов яркости и богатых насыщенных цветов. Обычно в мезени использовались только два цвета - красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. В наше время художники росписи по дереву рисуют сначала основные цветовые пятна красным (коричневым), и лишь затем прорабатывают мелкие детали черным, но раньше мастера сначала черным рисовали контур, и только потом заливали его цветом. Еще одна особенность мезенской росписи - то, что раньше ей занимались преимущественно мужчины. Возможно, поэтому она такая геометричная и рациональная.
Работа Нигматуллиной Зарины.
А теперь обратим внимание на нашу выставку. Здесь представлены работы наших учеников. Вы можете потрогать работы, рассмотреть их со всех сторон, а может, определите, какие росписи использовались для украшения наших изделий. Правильно, здесь вы видите городецкую, хохломскую и мезенскую роспись!
Практическая работа.
Ребята, на столе перед вами расположены листочки с изображением городецкого цветка «ромашка». Этот цветок вам предстоит оживить белой краской, но в начале, я вам расскажу, как правильно держать кисть, чтоб аккуратно выполнить работу.
У художников есть много секретов, один из них, секрет работы с кистью. Кисть во время работы, надо держать вертикально, чтобы её черенок смотрел в небо. Держите кисть ближе к волоскам, за железку. Набирать краску надо кончиком кисти, ни в коем случае не давите на кисть, иначе волоски сломаются и выпадут. Наши кисти очень нежные, изготовлены и хвостиков белки.
Внимательно посмотрите, как я выполняю мазок и постарайтесь повторить за мной. Если у вас получится кривовато, не страшно, вы только учитесь, а в народной росписи допускается некоторая вольность, ведь работали мастера без карандашного рисунка, рисовали сразу, от руки и с душой. И ещё, чтобы расписная работа излучала тепло, выполнять роспись надо, только в хорошем настроении!
Итог занятия
Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилась. Вы расписали городецкую ромашку, посмотрите, какая симпатичная ромашка у вас получилась! Если вас заинтересовало наше занятие, вы решили научиться рисовать и выполнять роспись, ждём вас на наших занятиях в сентябре!
Физминутка – «Цветки»
Педагог: Наши алые цветки
Дети: ( Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки)
Педагог: Распускают лепестки
Дети: (Медленно разгибаем пальцы из кулачков)
Педагог: Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Дети: (Покачивают кистями рук вправо, влево)
Педагог: Наши алые цветки, закрывают лепестки
Дети: (Медленно сжимаем пальцы в кулачки)
Педагог: Головой качают, тихо засыпают.
Дети: (Покачивание кулачками вперед, назад).
Читайте также: