Электронные игрушки нашего детства
Особой популярностью пользовались игрушки с электронной "начинкой". Все мы в детстве любили фантастику, и такие игрушки были для нас шагом (пусть даже небольшим шагом) в будущее с роботами и достижениями науки с техникой.
Давайте сегодня вспомним редкие электронные игрушки СССР. И оговорим сразу один пункт чтобы не было глупых домыслов - в городах где эти самые игрушки производили (и в городах крупных) такие игрушки редкими не были. А вот для нас провинциалов, это было настоящее чудо! ;)
"Электроника ИМ-12"
Думаю, что все мы видели советский клон карманной консоли, который назывался в народе просто "Волк ловит яйца", хотя были и другие разновидности этой игры, которая стоила около 25 рублей.
"Электроника ИМ-12" это следующий шаг вперед от "Волка ловящего яйца" - на этой консоли были съемные картриджи с разными играми. Наш Gameboy да! :) Если "Волк" был более-менее распространен, то вот такое техническое чудо многие до сих пор в руках не держали.
Советская игровая телеприставка серии "ЭКСИ"
Да, в СССР выпускали свои игровые приставки (одной из них были модели ЭКСИ) для домашних телевизоров. Игры конечно были простые и схематичные (первая вышла еще в 1978 году). но они все же были. Были и радовали любителей игр!
Был даже телевизор марки "Рубин Ц1-205" с встроенной в него игровой приставкой. Правда была выпущена только первая партия из 1764 единиц, которая производились с 1981 по 1983 год, цена такого технического чуда была солидной - 850 рублей.
Игрушечный дозиметр
Чего не отказать Советскому Союзу, так это в том, что для детишек выпускалось немало научных и около научных игрушек - тут тебе и микроскоп, и телескоп, и набор "Юный химик" или вот такой набор-конструктор "Дозиметр ИРИ-1 ТРИО". В коробке электронные части из которых при наличии прямых рук и нужных умений можно было собрать настоящий дозиметр!
Один мой приятель в детстве собрал такой и радостно бегал по двору в поисках "точек радиации", ну и каждого из нас тоже прибором проверил на всякий случай! ;)
Игрушечная подводная лодка
Игрушечная подводная лодка - это настоящая мечта юных любителей морской романтики тех лет. В руках пульт в который вставлен элемент питания (если память мне не изменяет - квадратная батарейка) и осталось поместить подводку хотя бы в ванную и вперед, покорять водные просторы!
У меня была такая игрушка в коробке с надписями на русском, но немалая часть источников утверждает что первоначально у нас продавались подводки сделанные в ГДР, и только позже наши наладили свое производство.
"Планетоход" и "Луноход"
Кто же в нашем советском детстве не мечтал побывать на других планетах? Но космонавтом мало кто может стать, а вот с игрушками "Планетоход" и "Луноход" легко можно было представить себя покорителем далекой планеты.
Эти две игрушки весьма похожи по конструкции - пульт управление на проводе приводит в действие наш фантастический транспорт. Ну, а внешний вид конечно же отличался.
"Электроника ИМ37"
Электронная футбольная игра "Электроника ИМ37" была выпущена в городе Алексеевка (так было написано в инструкции) в восьмидесятых годах. Четыре кнопки управление и возможность играть против электроники (два уровня сложности - на втором мне ни разу не удалось победить), а так же можно играть против живого противника.
Игра работает от блока питания или четырех батареек которые располагаются под крышкой задней части корпуса.
"Электроника ИМ-29"
"Электроника ИМ-29" так же известная под названием "Шахматный партнер". Экран на жидких кристаллах, работа либо от сети, либо от батареек. Игра производилась в восьмидесятых годах и вышла небольшим тиражом.
Продолжение следует.
А какие у вас были игры из нашей сегодняшней подборки?
При желании вы можете поддержать этот канал при помощи Яндекс-кошелька (сумму можно менять)
Если вам понравился материал, то поделитесь им в социальных сетях, оцените лайком и возможно подпиской - у нас уже более 3000 читателей!
В первой и второй частях этого поста рассказывалось о редких электронных игрушках времён СССР.
Третью, и наверно заключительную, часть поста я посвящяю уже не особо редким. Эти игрушки довольно часто встречались в магазинах "Детский мир", но т.к. цена на электронные игрушки часто зашкаливала, они были недоступны многим детям. Но от этого были только более желанны. И радость при получении такого подарка на Новый год или день рождения была просто неописуема.
Итак, продолжим!
Воздушный бой
Игра для 2х детей(взрослых), один управляет самолетом, другой - ракетницей. Колличество самолетов и ракет - ограничено. Питание - 4 батарейки
Морской бой
Электроника ИЭР-01
Автогонки — портативная игра 1983 г.
«Электроника ИМ-20» Суперкубики
Это наверное первый портативный Тетрис
Различные варианты луноходов и планетоходов
Радиоуправляемые автомобили
Автомобили с проводным пультом управления
Электрические Роботы с радиоуправлением
Правила дорожного движения
Разнообразная военная техника на пульте управления
Подводная лодка
Катер Нептун
Телеграфный аппарат
Электровикторина "не знаешь – узнаешь"
Электронный конструктор
Знаменитые «За рулём» и «Юный водитель»
Ну и в заключении оригинальный вариант знаменитой игры «Ну погоди!»
На фотографии можно сравнить размеры с обычной игрой "Ну, погоди!" Эта игра задумывалась как альтернатива играм типа "Ну, погоди!" со сменными картриджами и другим более мощным микропроцессором. В отличие от "Ну, погоди!" в этой игре экран работает на просвет. Перед игрой надо разложить игровую консоль и приспособить источник света.
На экран играющий смотрит через зеркало.
Смысл игры - пройти маршрут, избегать встречи с пчелами и собирать всякие предметы.
Электроника ИМ-26 со сменными экранами
Выпускалась с конца 1988 года. В комплекте шли две верхних (с экранами) и одна нижняя части. Игры были теже самые, что и в предыдущих Электрониках
Разведчики космоса
Самый поздний вариант игры, выпускавшийся у нас
Киновизор Колобок
Игрушка довольно простая - устройство для просмотра и кассеты с мультиками
Учись считать
Внутрь совы помещается квадратная батарейка. На картонках имеются примеры на сложение/вычитание и умножение/деление с ответами.
Одним концом пробника надо коснуться на пересечение первого и второго слагаемых, а вторым концом - на контакт под правильным ответом.
Если ответ верен, то загорались глаза-лампочки совы
Радиоуправляемая машинка
Желтая футуристического вида машина «ралли». Снизу был переключатель ВКЛ/ВЫКЛ, который включал задние колёса. После чего машинка ставилась и ехала исключительно вперёд. Кнопка на пульте выполняла единственную функцию — заставляла ехать машину назад и влево. Может и не сильно редкая, но у меня такой не было и в продаже не видел
Телевизионная игровая приставка Электроника Экси-видео
Телевизионная игровая приставка Видеоспорт
Детское переговорное устройство
Детская вычислительная машина
Детский токарный станок
Несколько шахматных компьютеров
"Шахматный партнер"с индикатором на жидких кристаллах
ШК-1
Каждая клетка доски имеет контакт. Чтобы произвести ход надо сначала нажать фигуркой на клетку "откуда", а затем нажать на клетку "куда". Компьютер показывает свои ходы аналогичным образом, но он зажигает по очереди светодиоды, расположенные по краям доски, и положение фигуры определяется по пересечению зажженных светодиодов
Электроника ИМ
Шахматный компьютер состоит из поля для игры, кнопок ввода и индикатора. На индикаторе может отображаться ход человека или компьютера (откуда и куда пошел), уровень сложности, количество сделанных ходов и другая информация.
Вообще компьютер "Электроника ИМ-01" довольно функционален. Кроме самой игры с начальной позиции он может также решать шахматные задачи (мат в N ходов) или начинать игру с произвольной установки.
Если в голову не приходит никакой ход, можно поручить эту работу компьютеру. Возможен вариант и игры компьютера с компьютером
Не совсем игрушка, но всё же. Радио-кассета. Размером со стандартную магнитофонную кассету, она превращала магнитофон в магнитолу с возможностью прослушивать радиоволны длинного диапазона
Ну и в конце очень оригинальная штука
Набор для сборки индикатора радиоактивности, в простонародье - дозиметра. Такие наборы предназначались для оснащения кружков в школах детского творчества. Жуткая вещь. Конечно, интересно собрать самому какое-нибудь полезное устройство. Ну, там приемник, электронные часы, на худой конец, гирлянду "бегущие огни". Но дозиметр.
Я представил, что могли быть еще наборы типа "вырежи и склей себе костюм химической защиты", "собери фильтр для противогаза" и т. д.
Текст и фото частично взяты у пользователя sfrolov , за что ему огромная благодарность
Привет, Хабр! В этом посте мы попытались собрать игрушки, которые, как нам кажется, оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке, к которому относимся и мы. Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.
Желающих окунуться в приятные воспоминания приглашаем перейти под кат.
Электронные конструкторы
США
Впервые выпущенный Science Fair в 1955 электронный конструктор 100 в 1 позволял детям создавать усилители, радиоприемники, осветительные приборы и многое другое без родительского присмотра и паяльников.
СССР
Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.
Игрушки, которые быстро учили технике безопасности
Продаваемый с 1964 года, Creepy Crawlers Thing-Maker представлял из себя набор, включающий металлические формы с оттиском в виде насекомых и прочих гадов. Эти формы заполнялись цветным веществом, называемым Plastigoop, и помещались в открытую печь при температуре в 200 градусов. В итоге получались каучуковые реплики похожие на настоящих насекомых. Creepy Crawlers являлся одной из самых опасных и одновременно великолепных игрушек того времени. Производство было прекращено по причине проблем с техникой безопасности.
СССР
Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.
Планшетные компьютеры нашего детства
США
Впервые представленный в 1986, Etch-A-Sketch Animator был далек от анимационных приложений для iPad, которыми пользуются дети сегодня, но эта игрушка была цифровой и уже имела матрицу с точками, несколько килобайт памяти и динамики, которые играли перетасованный статический звук при повороте регуляторов или проигрывании анимации.
Родоначальника игры придумал Андре Кассань в середине XX века (он её назвал фр. L'Ecran Magique, Волшебный экран). Волшебный экран представляет собой герметичную коробку, закрытую сверху стеклом. Внутри коробки находится алюминиевый порошок и металлический курсор на двух осях, острой частью прижимающийся к стеклу. Управление курсором осуществляется через две рукоятки, двигающие курсор по вертикали и горизонтали. При движении курсора по экрану, засыпанному прилипшим алюминиевым порошком, изображение появляется в форме тёмных линий на серебристом фоне. «Сброс» игры осуществляется встряхиванием (или переворачиванием) экрана, после чего алюминиевый порошок полностью закрывает предыдущее изображение.
Впоследствии права на игру были проданы компании Ohio Art, которая назвала её Etch-A-Sketch. В 1960 игра была запущена в массовое производство. Особая популярность у игры была в США. Под названием «Волшебный экран» в СССР игра появилась в 1970-х годах. Производство осуществлялось без лицензирования у правообладателя.
Инженерный полёт
США
Конструкторы существуют уже более 100 лет, по имеющимся данным, первый был выпущен в 1913 году. Все эти годы малолетние инженеры комбинируют небольшие элементы конструктора, иногда создавая крутые машины, автомобили и крошечные краны.
СССР
Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.
Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.
Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.
Игрушки для юных физиков и химиков
США
Впервые появившийся на рынке в 1950-ых годах, Rock tumbler пережил революцию безопасности в индустрии детских игрушек. Он по-прежнему находится в продаже сегодня. Вращающаяся камера смачивает и полирует грубые камни до состояния гладкой блестящей гальки.
СССР
Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.
Программируемые игрушки
СССР
Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.
В одном из блогов мы нашли немного информации о его функциональности:
Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.
Электронные игры: начало
США
До появления Game Boy компанией Nintendo в 1980 году была выпущена легендарная серия Game&Watch. Многие из игр серии уже тогда содержали кнопки «А» и «В», соответствующие уровням сложности игры.
СССР
Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).
Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.
На фотографии можно сравнить размеры с обычной игрой «Ну, погоди!» Эта игра задумывалась как альтернатива играм типа «Ну, погоди!» со сменными картриджами и другим более мощным микропроцессором. В отличие от «Ну, погоди!» в этой игре экран работает на просвет. Перед игрой надо разложить игровую консоль и приспособить источник света.
На экран играющий смотрит через зеркало.
Смысл игры — пройти маршрут, избегать встречи с пчелами и собирать всякие предметы.
Электроника ИМ-26 со сменными экранами
Выпускалась с конца 1988 года. В комплекте шли две верхних (с экранами) и одна нижняя части. Игры были теже самые, что и в предыдущих Электрониках
Разведчики космоса
Самый поздний вариант игры, выпускавшийся у нас
Киновизор Колобок
Игрушка довольно простая — устройство для просмотра и кассеты с мультиками
Учись считать
Внутрь совы помещается квадратная батарейка. На картонках имеются примеры на сложение/вычитание и умножение/деление с ответами.
Одним концом пробника надо коснуться на пересечение первого и второго слагаемых, а вторым концом — на контакт под правильным ответом.
Если ответ верен, то загорались глаза-лампочки совы
Радиоуправляемая машинка
Желтая футуристического вида машина «ралли». Снизу был переключатель ВКЛ/ВЫКЛ, который включал задние колёса. После чего машинка ставилась и ехала исключительно вперёд. Кнопка на пульте выполняла единственную функцию — заставляла ехать машину назад и влево. Может и не сильно редкая, но у меня такой не было и в продаже не видел
Юный электроник
Тир электронный
телеконструктор
Телевизионная игровая приставка Электроника Экси-видео
Телевизионная игровая приставка Видеоспорт
Модульный радиоконструктор
Детское переговорное устройство
Детская вычислительная машина
Детский токарный станок
Несколько шахматных компьютеров
«Шахматный партнер»с индикатором на жидких кристаллах
ШК-1
Каждая клетка доски имеет контакт. Чтобы произвести ход надо сначала нажать фигуркой на клетку «откуда», а затем нажать на клетку «куда». Компьютер показывает свои ходы аналогичным образом, но он зажигает по очереди светодиоды, расположенные по краям доски, и положение фигуры определяется по пересечению зажженных светодиодов
Электроника ИМ
Шахматный компьютер состоит из поля для игры, кнопок ввода и индикатора. На индикаторе может отображаться ход человека или компьютера (откуда и куда пошел), уровень сложности, количество сделанных ходов и другая информация.
Вообще компьютер «Электроника ИМ-01» довольно функционален. Кроме самой игры с начальной позиции он может также решать шахматные задачи (мат в N ходов) или начинать игру с произвольной установки.
Если в голову не приходит никакой ход, можно поручить эту работу компьютеру. Возможен вариант и игры компьютера с компьютером
Не совсем игрушка, но всё же. Радио-кассета. Размером со стандартную магнитофонную кассету, она превращала магнитофон в магнитолу с возможностью прослушивать радиоволны длинного диапазона
Ну и в конце очень оригинальная штука
Набор для сборки индикатора радиоактивности, в простонародье — дозиметра. Такие наборы предназначались для оснащения кружков в школах детского творчества. Жуткая вещь. Конечно, интересно собрать самому какое-нибудь полезное устройство. Ну, там приемник, электронные часы, на худой конец, гирлянду «бегущие огни». Но дозиметр…
Я представил, что могли быть еще наборы типа «вырежи и склей себе костюм химической защиты», «собери фильтр для противогаза» и т. д.
Читайте также: