Дымковская игрушка свистулька мастер класс
Мастер-класс по лепке и росписи дымковской игрушки «Лошадка - свистулька» для детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки «Лошадка - свистулька» предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и для всех творческих людей. Яркий, красочный, крупный, рисунок, на белом фоне отвечает всем требованиям для занятий детей с нарушением зрения. Наиболее интересные работы, можно представить на выставке детского творчества, украсить ими интерьер группы, оформить их как подарок близким и родным.
Цель: научить детей изготовлять дымковскую игрушку - свистульку.
Задачи:
1. Познакомить с исконно народным праздником «Вятская свистунья».
2. Продолжать учить работать с глиной, познакомить с новыми приемами изготовления полой фигурки.
3. Развивать у детей моторику, координацию движений рук и глаз.
4. Напомнить правила безопасности работы с глиной.
5. Воспитывать гордость за наш Вятский край и наших мастеров.
Краткая познавательная информация.
Глина - благодатный природный, экологически-чистый материал. Глина - прекрасный тренажер для рук. Глина обладает целым рядом свойств, делающих её очень удобной для коррекционной работы. Глину можно: месить, раскатывать ее скалкой или руками, менять ее консистенцию, работать, как с очень крупными, так и с совсем маленькими частичками, легко соединяя их между собой.
Техника безопасности:
1. Работать с глиной аккуратно, над поверхностью дощечки.
2. Не размахивать рукой со стекой.
3. После работы тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, прибрать рабочее место.
Материал:
Для рассматривания. Дымковская игрушка «Лошадка - свистулька».
Для лепки. Глина. Вопрос: Где взять? Ответ: Можно приобрести в «Художественном салоне», можно купить в «Детском мире», можно найти в природе. Дощечка, стека, салфетка, ванночка с поролоном и с водой, кусочек полиэтилена квадратной формы 15х15 см, детская скалка или пластмассовая баночка.
Для росписи. Гуашь, кисточка из белки №3 , салфетка, стаканчик для воды.
Предварительная работа: рассказать детям о старинном празднике «Вятская свистунья». Рассмотреть дымковскую игрушку – свистульку.
Практическая работа: Лепка игрушки.
Возьмите кусок глины, примерно размером с кулак ребенка. Скатайте шар.
Из одной половины скатайте шар. Другую половину разделите, пополам и получившуюся половину еще пополам.
Выберете из них 2, наиболее равные между собой, и скатайте из них усеченные конусы. Это будут ноги лошадки.
Выберите кусочек побольше, и скатайте из него голову. Из двух последних скатайте два шарика и палочку – это ушки и грива.
получаем туловище лошадки – полое внутри в виде морковки. В результате игрушка получается легкой. Отложите туловище лошадки в сторону, дайте ему немного подсохнуть.
Начинаем собирать нашу лошадку. Соединять детали нужно, предварительно смочив, круговыми движениями. Как будто завинчиваете гайку. Сначала присоединяем ноги.
Собрали, но что-то не нравиться. Сейчас начинается главный момент, наведения лоска. Смочите пальчик о сырой поролон и осторожно начинайте заглаживать все неровности и шероховатости. Подкорректируйте форму игрушки.
Если все прекрасно, все вам нравиться поставьте ее сушить. В дальнейшем, если есть возможность, игрушку нужно обжечь в муфельной печи, если нет, то просто в духовке.
Автор: Букина Галина Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад К/В №8 «Росинка», город Пущино.
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной группы детского сада и начальной школы, педагогов, родителей и просто творческих людей.
Назначение: пополнение Центра творчества в группе, подарок, игрушка на выставку, конкурс.
Цель: изготовление дымковской игрушки-лошадки.
Задачи:
- учить передавать в лепке характерные особенности дымковской лошадки,
расписывать вылепленную фигурку дымковским узором;
- закреплять умение выполнять работу по образцу;
- развивать мелкую моторику рук, творческие способности;
- воспитывать интерес к дымковскому народному промыслу, уважение к ручному
труду.
Для работы нам понадобится:
- глина для скульптурной лепки
- сухая и сырая тряпочки
- ёмкость с водой
- стеки
- кисти разных размеров
- акриловые краски
-пластиковая пластина для лепки.
Для лепки используем конструктивный (лепим из отдельных частей) и пластический способы.
1. Делим наш комок глины на 7 комков разной величины: большой, средний, маленький и 4 совсем маленьких.
2. Из среднего комка сначала скатываем круговыми движениями рук шар, а затем прямыми движениями рук раскатываем толстую колбаску-туловище лошадки.
3. Из маленького комка пластическим способом делаем шею и голову. Сначала скатываем шар, затем оттягиваем глину вверх, раскатываем прямыми движениями рук форму моркови. Затем загибаем узкий край вперёд. Получилась голова и шея.
4. Крепко прижимаем шею к туловищу с переднего края и примазываем. Сглаживаем место соединения сырыми пальцами.
13. Из четвёртого,самого маленького кусочка, делаем два тоненьких жгута, аналогично переплетаем и сворачиваем в кольцо. Получился хвост.
20. Между красными и голубыми кругами ритмично рисуем концом кисти оранжевые точки. Закрашиваем оранжевым цветом уши.
21. В конце росписи малиновой краской рисуем круги меньшего диаметра в середине красных и голубых кругов.
Форма петушка интересна тем, что на мастер-классе идет ознакомление с разными техниками работы с глиной: лепка формы, приклеивание деталей, работа с инструментом для декорирования и пробивания отверстий для звука, плюс раскраска изделия, но это уже после сушки-обжига, то есть отдельный мастер-класс.
Что необходимо:
Рабочее место — небольшой столик, на котором можно поставить посудину с водой и 2-3 дощечки для пластилина.
Одежда — любая удобная, по сезону. Лучше, чтобы рукава легко было закачать или подтянуть. С рук глина мигом стирается, а с ткани придется оттирать или отстирывать. Для детей желательно фартук.
Материалы — гончарная глина, техническая вода (водопроводная).
Инструмент — дощечка для работы с пластилином; круглый деревянный профиль 1-2 см в диаметре (вроде ручки от шила); деревянная пичужка (узкая плоская палочка, сужающаяся к концу); зубочистка или палочка небольшого диаметра; корпус или заряд от ручки; узкий шпатель для замеса шликера из глины (можно стоматологический или что-то плоское); целлофановый пакет или крышка от косметических средств (если требуется долго хранить шликер); емкость для воды; кухонная губка; тряпка-полотенце.
Основные этапы:
Вкратце схема изготовления выглядит так: катаем из глины шарик, надеваем его на палочку (грибочек), немного раскатываем корпус (стаканчик) и поднимаем головку птички. Далее снимаем заготовку с палочки, стягиваем открытый край и клеим хохолок. Затем пробиваем отверстия для формирования звука, декорируем и подписываем изделие.
Итак, закатываем рукава и приступаем.
1. Отрезаем небольшой кусочек глины и катаем из него шарик. Небольшие неровности допустимы, но общая форма должна быть круглой.
2. Кладем шарик в ладошку и надавливаем палочкой посередине. Нужно почувствовать через глину, что палочка уже близко, то есть толщина стенки будет до 1 см.
3. Раскатываем край глины вдоль палочки, чтобы сделать из грибочка стаканчик. Важно, чтобы получилась более-менее ровная толщина стенок. Для этого достаточно раскатать совсем немного глины, удлиняя край на 1-2 см.
4. Поглаживаем глину с небольшим нажимом в направлении одной точки. Сначала лучше вести большим пальцем в направлении указательного, зафиксированного вокруг выбранного места. Как только глина поднимается бугорком, можно сдавливать ее аккуратно уже двумя пальцами — большим и указательным. Задача — придать общие очертания шеи-головы.
Нюансы: Рабочий палец увлажняем в мочалку, как только глина перестает гладиться и начинает отламываться или тянуться за пальцем. Если макать в воду, на поверхности будет грязь, а стенка пропитается влагой и ее будет труднее пробивать для свиста. Другая крайность — чересчур сухая глина. Если площадь прилегания руки (ладони) к глине большая, то масса нагревается и быстро отдает влагу. Чтобы избежать этого, лучше касаться поверхности изделия кончиками пальцев, время от времени макая их во влажную губку.
5. Вынимаем палочку. Если она прилипла, нужно охватить одной рукой заготовку, чтобы была максимальная площадь контакта, а другой взять палочку и вращать руки в разных направлениях — так меньше шансов деформировать общую форму.
6. Закрываем камеру и прилаживаем хохолок.
Чтобы закрыть камеру, неподготовленному человеку сначала можно потренировать пальцы. Поставьте одну ладошку на край другой, чтобы пальцы смотрели прямо от вас. Ладони формируют чашечку, в нее можно положить губку и понажимать ее большими пальцами, удерживая их вместе (см. видео в конце, как это сделать).
Точно такими же движениями следует закрыть края стаканчика. Кладем его в ладоши дном к себе, а отверстием от себя. Начинаем понемногу сдавливать стенки от середины стаканчика, плавно его поворачивая. После первого круга пальцы смещаются ближе к дальнему краю и усилие увеличивается. На третьем-четвертом кругу стенки должны сойтись и их нужно плотно прижать и загладить.
Чтобы приклеить хохолок, нужно подготовить шликер. Это специальный клей, сделанный из глины того же сорта с добавлением воды. Сделать его очень просто. Немного глины раскатываем в блин, продавливаем в нем рельеф и выдавливаем несколько капель воды из губки. Берем шпатель и перемешиваем до однородной массы, напоминающей по консистенции густую сметану. При необходимости добавляем воду или немножко глины.
Сделать сам хохолок очень просто. Раскатываем из глины небольшую колбаску и режем ее на три части разного размера. Катаем из каждой шарик, а затем сдавливаем его края, чтобы получилась капелька. Делаем узкую часть немного плоской, чтобы увеличить площадь прилегания к голове петушка — так хохолок лучше приклеится.
На низ подготовленных капелек наносим немного шликера и размазываем его равномерно, как масло по хлебу. Прикладываем их поочередно к поверхности изделия, начиная с самой большой (зеленая на рисунке). Немного прижимаем, чтобы контакт был плотный. Далее заглаживаем края стыков закругленной палочкой или ножиком, в идеале — металлическим шпателем. Такой инструмент обычно используют стоматологи, и его можно найти в аптеках, торгующих медтехникой.
Если вы уверены, что форма не повредится, можно приклеить хохолок уже после того, как будет сделано отверстие для звука.
7-8. Пробиваем рассекатель воздуха. Это узкая кромка, разделяющая поток вдуваемого в камеру воздуха. Чтобы её сделать, используем пичужку — узкую сужающуюся палочку.
Чтобы сделать пичужку, можно приспособить палочки для суши. Длинная палочка неудобна в руке, разрезаем её пополам и состругиваем один край канцелярским ножиком. Выравниваем поверхность наждачкой, сначала более грубой, зернистость 240, затем 500-800. Если палочки для суши были сделаны из бамбука, даже тонкая пичужка будет прочной, хотя и бамбук со временем износится.
Прикладываем пичужку под углом 45 градусов к низу петушка, на линии, где сплошная глиняная масса хвостика переходит в камеру внутренней пустоты. Пробиваем стенку и выравниваем пичужку, чтобы вынуть ее уже под углом 90 градусов. При этом крайне важно сохранить линию рассекания воздуха, поэтому с усилием тянем пичужку от нее к хвостику. Можно тянуть пичужку от себя или к себе — но усилие прикладывать так, чтобы при выравнивании сохранить остроту рассекающего края.
9. Пробиваем той же пичужкой тоннель в направлении линии рассекания воздуха. Прикинув на глаз, где она должна выйти, плавным движением ведем палочку от хвоста к заветной точке. Не нужно качать палочку, если выходит не туда. Так получится широкий тоннель, из которого не пойдет звук.
Если пичужка упирается в глину немного ниже линии рассекания воздуха, продолжаем движение, чтобы срезать излишек. Если вышла выше, можно повернуть весь хвостик, не вынимая пичужки, чтобы она касалась заветной линии. Если палочка вышла в живот, нужно оставить ее в хвостике, придерживая, чтобы не шаталась, и прижать к ней глину сверху под острым углом. То есть так линия рассекания воздуха опускается, чтобы встретиться с потоком воздуха из тоннеля.
Аккуратно и плавно вынимаем пичужку и пробиваем зубочисткой два отверстия по бокам петушка. Закрывая и открывая их, можно играть на глиняной свистульке разные мелодии.
Финальный этап — декорирование петушка. Лучший вариант — рельефное тиснение. Для того, чтобы нарисовать глазки, достаточно легонько вдавить в поверхность заряд или корпус от ручки. Прижимая под разными углами стеки, можно добиться самых причудливых узоров. И тут лучше не сдерживать фантазию строгими предписаниями, ведь на то оно и творчество, чтобы радоваться собственным открытиям.
Далее следует сушка и обжиг. Чтобы изделие высохло, обычно достаточно 2-3 дней при комнатной температуре. Затем отправляем его в гончарную печь, чтобы прожарить на 900-1000С. Если этого не сделать, петушок будет петь и его можно даже разрисовать, но изделие будет более хрупким, чем обожженное, а при попадании в воду размокнет и станет комочком глины.
Потом, после обжига, можно и разрисовать петушка в любые красочные узоры. Для окрашивания нужен акрил по керамике и стеклу. Такие краски иногда требуют нагревания, чтобы красящее вещество и поверхность сплавились, но эта процедура требует нагрева всего в 100-150 градусов и ее можно выполнить и дома. Или используем краски, не требующие спекания.
Форма Птички, которую будем лепить, наверное, самая древняя и является основой для разных свистулек. Так же и метод лепки уходит в глубь веков. Нам понадобятся: глина, палочка от мороженого и емкость с водой:
Глины берем столько, сколько приятно держать в закрытой руке. Далее кусочку глины предаем форму шарика, нажимая пальцами и заглаживая все щели на поверхности:
Теперь ребром ладони, начиная с середины, легко постукивая, расплющиваем наш шарик в лепешку. При этом лепешку периодически поворачиваем с одной стороны на другую, не меняя направления:
Не меняйте направление ладони, чтобы получился овал:
Теперь нам понадобится вода. Мокрыми пальцами мочим нашу лепешку только с одной стороны!
Теперь сгибаем лепешку по короткой стороне, мокрой поверхностью внутрь, и соединяем внахлест один из уголков. Вот так:
Продолжаем дальше соединять края, теперь внахлест в другую сторону:
Соединяем оставшиеся края, снова внахлест, чтобы получился такой вот пельмень:
Теперь берем нашу палочку от мороженого и, намочив ее, затираем трещенки, которые появились на поверхности после сгибания:
Чтобы придать нашей птичке гладкую форму, берем ее, как показано на рисунке, и, слегка нажимая, раскатываем места соединений, делая их плавными. Внутри птички воздух, который создает упругость и давлением разглаживет стенки:
В итоге должно получиться как-то так:
Теперь выбираем какая сторона будет перед, а какая зад. Там, где зад, отрезаем немного, для будущего свистка:
А где перед — сжимаем пальцами — и получается клювик!
Вот так, готова наша будущая свистулька. Ура! Пусть постоит минут 15, и продолжим делать свисток. Про то, как заставить птичку свистеть, я расскажу в следующем мастер-классе. Если вы решите сделать перерыв более, чем на 15 минут, то заверните птичку в полиэтиленовый пакет, чтобы она не засохла.
На прошлом мастер-классе мы сделали форму Птички. Теперь оживим ее, научив свистеть!
Для начала подготовим интрумент — необходимо заточить нашу деревянную палочку с обеих сторон, при этом широкая сторона должна остаться неизменной.
Острым концом втыкаем палочку в Птичку, как показано на фото:
Затем наклоняем палочку в сторону хвоста, выгибая один из краев:
Вынимаем палочку и срезаем выгнутый край:
Должно получится вот так. В итоге мы сделали край острым. Можно повторить эту операцию, чтобы получше заострить край:
Острый край должен разрезать поток воздуха на две половины. А воздуховод, для этого потока делается вот так:
Протыкая палочкой, мы делаем туннель для потока воздуха, который должен точно попасть на острый край для разделения:
Свистулька готова! Пробуем свистеть: если не свистит, значит поток воздуха не попадает на острый край. Хорошая свистулька приятно звучит и в сыром виде. Наша свистулька звучала прекрасно, но ради Знаний, принесем ее в жертву и посмотрим, что там внутри :)
Немного помялась, когда резал, но все же виден принцип свистка. Надеюсь, у Вас тоже получится посвистеть :) Всем Мир!
Читайте также: