Дымковская игрушка мужик на свинье
В этот раз мы расскажем об одном из самых известных народных промыслов – дымковской игрушке.
Широко расставленные ноги лошадей и баранов, малиновый румянец на щеках наездников и наездниц, снежно-белый фон, по которому стелются яркие красные, синие и зеленые круги и линии – дымковскую игрушку невозможно ни с чем перепутать. Особенно когда выясняется, что на нее можно не только любоваться – но и свистеть в нее. Этот популярный сегодня сувенир появился на свет четыре столетия назад. Он пережил все: и русскую смуту, и период упадка промысла, и войну, и послевоенное возрождение. Сегодня дымковская игрушка – символ не только Вятского края, но и всей России, такой же, как расписные матрешки, гжельский фарфор или деревянные городецкие поделки.
«Своя своих не познаша», или Откуда взялась вятская Свистопляска
История дымковской игрушки удивительна тем, что поначалу она была символом поминальных гуляний. Глиняные свистульки в вятской слободе Дымково лепили, как и по всей Руси, издавна. Но только в XV веке их начали массово заготавливать для события, именовавшегося Свистопляской, или Вятской свистуньей. Такое необычное название носил поминальный обряд, который вятичи справляли по своим землякам и их союзникам-устюжанам, павшим жертвой случайной ночной схватки – Хлыновского побоища.
По легенде, когда в начале XV столетия Вятку, носившую с 1457 по 1780 год имя Хлынов, осадили новгородцы, на помощь ей пришло ополчение из Устюга – давнего вятского союзника. Но устюжане допустили трагическую ошибку. Ради военной хитрости, чтобы не дать новгородцам узнать о подходе подкреплений, они решили войти в город ночью. Стража, не опознавшая союзников, подняла переполох, и началось настоящее побоище. Как сказано в летописях того времени, «своя своих не познаша», и вятичи с устюжанами успели побить немало своих союзников, прежде чем поняли, что к чему. Оттого, дескать, овраг, или ров, где происходила массовая схватка, и получил название Раздерихинского, что в нем случился «раздор» или «раздерение».
Несмотря на трагическую ошибку, вятичи в союзе с устюжанами сумели прогнать новгородцев. А жертв ночного случайного побоища стали ежегодно поминать в четвертую субботу после Пасхи. Праздник состоял из двух частей: церковной панихиды и дальнейших языческих гуляний. Во время них, чтобы увеселить павших и отпугнуть злых духов, по языческому обычаю свистели и плясали, отчего традиция и получила название Свистопляски. Позднее, чтобы искоренить воспоминание о язычестве, стали говорить, что звук глиняных свистулек напоминает о громком свисте, которым ночная стража Вятки сзывала свое ополчение к Раздерихинскому оврагу.
Как заезжие купцы обеспечили расцвет игрушечного промысла
В слободе Дымково издавна добывали особую красную глину, из которой хорошо лепились не только домашняя утварь, но и любые простенькие детские игрушки, в том числе свистелки. Когда же появился обычай Свистопляски, дымковцы стали специально для него готовить два вида специальных игрушек.
Во-первых, полые глиняные шарики, или шарыши, как называли их вятичи. Шарыши взрослые бросали в овраг как подношение павшим, а потом дети подбирали их там и превращали в свои забавки. Во-вторых, глиняные свистульки, в основном в форме животных или «барынь», то есть женских фигурок. Последние, по одной из версий этнографов, напоминали вятичам о том, что после Хлыновского побоища в городе осталось множество молодых вдов.
Постепенно смысл Свистопляски забывался, обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями были ярмарка и кулачные бои. Но традиция готовить к гуляниям множество глиняных игрушек не исчезла. Напротив, она ширилась и расцветала, поскольку дымковская глиняная игрушка стала популярна не только у вятской ребятни, но и далеко за пределами города.
На ярмарку специально приезжали заезжие торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и сами вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города. Прежде всего в Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.
От бабушки к внучке: почему промысел был чисто женским?
Традиционный дымковский промысел имел несколько специфических особенностей. Прежде всего, изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. В этом, кстати, этнографы видят еще одно подтверждение легенды о Хлыновском побоище. Скорее всего, дымковские вдовы вынуждены были именно так зарабатывать на жизнь, а потом традиция укоренилась. Каждая мастерица училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе они копали в окрестностях слободы местную глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.
Лепили игрушки на плоских деревянных подносах, которые клали себе на колени или на стол. Игрушки никогда не делали целиком, а собирали из отдельных частей, тщательно заглаживая стыки. Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Процесс этот был небыстрым: в зависимости от погоды и размера игрушек он мог занимать от двух дней до полутора месяцев. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов, а когда они остывали, приступали к росписи.
Прежде всего, обожженные фигурки белили: фон рисунка дымковской игрушки был и остается только молочно-белым. Слово «молочный» тут не случайно: долгое время фигурки целиком окунали в раствор мела, приготовленный на молоке. Когда побелка высыхала, на нее начинали наносить рисунки. Орнамент уже к началу XIX столетия хорошо устоялся: круги символизировали солнце, волнистые синие линии – воды реки Вятки, зеленые – луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали – сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.
Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в единые композиции не было принято. Оно и понятно, ведь главным предназначением их было издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку куда как тяжело. Зато фигурки радовали многообразием вариантов. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную крестьянскому глазу скотину или птицу. Нередко мастерицы лепили животных с двумя, а то и тремя головами, явно намекая на сказочных Змеев Горынычей и других фантастических тварей. Непременно продавались фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок и скоморохов: все с ярко раскрашенными лицами, широкими улыбками и в праздничной одежде.
От барынь и козликов к танкистам и часовым: как менялась дымковская игрушка?
Пережив расцвет в конце позапрошлого столетия, дымковская игрушка едва не исчезла в начале ХХ века. В 1920-х годах Свистопляску то ли отменили по приказу сверху, то ли просто перестали праздновать – не до того было в разоренной войнами стране. Упал и спрос на игрушки, отчего они перестали кормить мастериц. Дошло до того, что в слободе Дымково начали лепить из гипса, и совсем не те фигурки, что раньше. В итоге к концу 20-х годов прошлого века из всех дымковских мастериц традиции не изменила всего одна – Анна Мезрина.
Именно ей дымковский промысел и обязан своим последующим возрождением. Ей и еще вятскому художнику-исследователю Алексею Деньшину, который в то же самое время создал несколько художественных альбомов с рисунками игрушек из Дымково и описанием промысла. Понимая, что традиция может кануть в Лету, Деньшин сумел добиться внимания к дымковской игрушке на самом верху. Промысел решено было поддержать, к нему стали проявлять интерес музеи, игрушки стали предметом экспорта. К концу 1930-х лепкой и росписью игрушек занимались не только вернувшиеся к прежнему делу старые мастерицы, но и их подросшие ученицы.
С началом Великой Отечественной войны в Кирове, куда эвакуировали немало заводов из западных областей СССР, стало не до игрушек. Промысел в Дымково снова заглох. Однако не навсегда. Как писал позднее Алексей Деньшин, «дымковская игрушка являлась тогда доказательством несокрушимости русского народного духа. Как бодрая, воинственная песня, поднимающая дух бойцов, так и дымковская игрушка в эти дни играла роль светлого жизнерадостного фактора. Она стала доказательством неувядаемости творческих сил народа, его гения». В 1942 году промысел в Дымково восстановили, а к традиционным фигурками добавились актуальные летчики с аэропланами, танкисты с танками, часовые, снайперы и другие военные игрушки.
И с тех пор вот уже 80 лет дымковский игрушечный промысел существует непрерывно. Конечно, сегодня никто из мастеров не занимается всем в одиночку – от добычи глины до обжига и раскрашивания. Материал для лепки добывают на глиняном комбинате, откуда он попадает в руки художникам уже в форме упакованных в полиэтилен брикетов весом от пяти до десяти килограммов. И обжигают игрушки уже не в маленьких печах. Однако каждую по-прежнему делают вручную, отчего никогда нельзя найти среди дымковских забавок двух совсем уж одинаковых.
Вместо разведенного в молоке мела фигурки сегодня покрывают темперными белилами, а раскрашивают анилиновыми красками. От этого игрушки стали еще ярче, чем раньше, и сохраняют рисунок лучше. На прилавках магазинов можно встретить не только традиционных зверей и барынь со скоморохами, но и многофигурные композиции на «блинчиках», то есть едином основании.
Есть и совсем уж произведения искусства. Так, местная мастерица Людмила Верещагина в 2005 году создала композицию «Праздник Преображения», состоящую из расположенных в три яруса 120 фигурок! И все-таки главным предназначением дымковской игрушки, как и 100, и 400 лет назад, остается детская радость. Ребенок может взять в руки яркий предмет, дунуть в него, услышать переливистый свист – и рассмеяться, отпугивая от себя и других любое зло.
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
Содержание:
История промысла
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Виды дымковской игрушки
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Технология изготовления
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Роспись дымковской игрушки
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.
Раскраска велась в строгой последовательности:
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Студента(ки) 721 группы
социального отделения:
Чугай Вероники,
Липиной Ирины.
Место проведения занятия: МАОУ СОШ №35
ФИО педагога дополнительного образования: Чуркина Инна Юрьевна
ФИО преподавателя- консультанта: Сергеева Светлана Валерьевна
Допуск к проведению занятия:
(подпись преподавателя)
Дата: 17.05.2018
Тема: Роспись Дымковской глиняной игрушки «Всадник на свинье».
Цель: Познакомить с своеобразием Дымковской росписи, развить чувство цвета и композиции.
1. Познакомить с легендой о возникновении Дымковской игрушки.
2. Познакомить с особенностями росписи Дымковской игрушки.
3. Обучить росписи Дымковской игрушки «Всадник на свинье».
4. Научить применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование у преподавателя: компьютер, презентация, конспект.
Оборудование у учащихся: краски, глиняная игрушка «Всадник на свинье», баночка с водой, клеенка, кисти.
Сыктывкар, 2018
Библиографический список:
Ход занятия
Этапы занятия
Деятельность педагога
Деятельность занимающихся
Организационный этап: Приветствие занимающихся
- Здравствуйте, ребята. Мы рады снова видеть Вас.
Кто может сказать, чем вы занимались на прошлом занятии?
А как выдумаете, что мы будем делать сегодня?
(Слайд 1) Сегодня мы будем расписывать дымковскую глиняную игрушку. Тема занятия: Роспись дымковской игрушки «Всадник на свинье».
Изготавливали глиняную игрушку «Всадник на свинье».
Подготовка к основному этапу:
Ребята, давайте вспомним историю дымковской игрушки? Где она появилась?
(Слайд 2) Этот народный промысел зародился в небольшой слободе Дымково (отсюда и такое название), находящаяся неподалеку от города Кирова. (Слайд 3)
- А хотите узнать легенду, связанную с созданием дымковской игрушки?
Согласно легенде, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. (Слайд 4)
В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять гуляния, которые называли «свистопляски».(Слайд 5)
Они состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний. Такие гуляния устраивают и по сей день. (Слайд 6)
А кто – нибудь может сказать, чем занимаются на таких народных гуляниях?
(Слайд 7) В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
(Слайд 8) Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Вот мы с Вами и познакомились с легендой. Теперь вы знаете, где и как начали изготавливать дымковские глиняный игрушки.
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос
Основной этап:
Особенности дымковской игрушки
Элементы росписи и цвета
Последовательность росписи игрушки
Посмотрите на слайд. Какие особенности вы можете выделить? Какие они?
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. В этом состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым при создании дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
После сушки дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают белой гуашью. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.
Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке используется сочетание ярких цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.
Чаще всего при росписи наносились восемь цветов. Какие?
Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный и белый.
Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет.
А знаете ли вы, что означает зелёный цвет в росписи дымковской игрушки?
Красный?
Белый?
Чёрный?
Синий?
Зеленый — это символ природы, пашни и земли,
Красный — красоты, здоровья, огня,
Белый — доброты, правды, честности,
Черный — горя, зла,
Голубой — цвет неба.
Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки.
Роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров. При нанесении используются цвета, перемешанные с белым и черным. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков.
Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме фигур и цветов, которые придают особый вид дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие фигуры, как: круги, полоски, кольца, змеи.
При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.
Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок.
Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность.
- А как вы думаете, в какой последовательности следует расписывать дымковскую игрушку?
Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.
Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток и козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.
Вот мы с Вами и познакомились с особенностями росписи дымковской игрушки.
Кто запомнил, в какой последовательности следует расписывать дымковскую игрушку и в каких цветах?
Все молодцы, запомнили много чего. Это пригодится Вам сегодня на занятии и в будущем.
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы
Рассказывают, что запомнили.
Я маленькая хрюшка,
На солнце грею брюшко.
(Поглаживаем ладони обеих рук)
И розовые ушки
Стали на макушке.
(Прикладываем ладони с сомкнутым ладонями к ушам и сгибаем – разгибаем пальцы)
Глазки я закрыла,
Про пятачок забыла:
(Кончиками пальцев круговыми движениями гладим глаза)
На солнце он сгорел
И сильно покраснел.
(Пальцами рук поочерёдно прикасаемся к кончику носа)
Давайте приступим к росписи наших игрушек.
Сначала мы выбеливаем игрушку, а потом расписываем её.
Выполняют практическую работу
Сказки про дымковскую игрушку
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Выполняют практическую работу
Игрушки у нас готовы.
В некотором царстве,
В Русском государстве,
Да в заречной слободе,
Возле града Кирова
Есть селенье Дымково.
В той далёкой стороне –
Так рассказывали мне,
Там живут мастеровые
Да умелые такие!
Мастерят они игрушки
Для Никиты и Танюшки,
Для Андрея, Коли, Даши,
И для всех ребяток наших.
А игрушки непростые
Звонкие, да яркие
Для ребят подарки!
На Ярмарке каждый мастер делится своим умением, расскажите о своей игрушке (какие узоры использовали, цвета, почему, что они означают)
У вас получились замечательные игрушки, я уверенна на ярмарке их бы обязательно купили.
Молодцы, убирайте свои рабочие места, спасибо, до свидания.
Выбирают цвет, соответствующий настроению
Леонид Пантелеев – Как один поросенок говорить научился
Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить. Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась – ничего у неё не выходило.
Она ему, я помню, говорит:
– Поросёночек, скажи: «мама»!
А он ей в ответ:
– Поросёночек, скажи: «папа»!
– Скажи: «до свидания»!
Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросёнка и девочку. Я говорю:
– Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.
– А что же попроще? Какое слово?
– Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».
Девочка немножко подумала и говорит:
– Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!
Поросёнок на неё посмотрел и говорит:
Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.
– Ну вот, – говорит, – наконец-то! Научился!
Леонид Пантелеев – Свинка
Свинка как свинка: на спинке щетинка, хвост крючком, нос пятачком — всё как полагается.
Только на спинке у свинки была дырочка.
А в эту дырочку дети кидали денежки.
У кого копейка — тот копейку.
У кого две копейки — тот две копейки.
У кого три копейки — тот три копейки.
У кого четыре копейки — тот четыре копейки.
У кого пять копеек — тот пять копеек.
У кого шесть копеек — тот шесть копеек.
У кого семь копеек — тот семь копеек.
У кого восемь копеек — тот восемь копеек.
У кого девять копеек — тот девять копеек.
А у кого целый гривенник — так тот целый гривенник и кидает.
А свинка не зевает, знай себе спинку подставляет и денежку за денежкой глотает:
— Копейка? Давай копейку.
— Две копейки? Давай две копейки.
— Три копейки? Давай три копейки.
— Четыре копейки? Давай четыре копейки.
— Пять копеек? Давай пять копеек.
— Шесть копеек? Давай шесть копеек.
— Семь копеек? Давай семь копеек.
— Восемь копеек? Давай восемь копеек.
— Девять копеек? Давай девять копеек.
А если гривенник — так давай и гривенник. Она и от гривенника не откажется.
Вот она жила-жила, эта свинка, толстела-толстела, наконец ей надоело, она говорит:
— Открывайте меня! Я — полная!
Дети копилку открыли, посмотрели, а там — целая куча денег. И серебро. И медяки. И копейки. И пятаки. Двадцать гривенников. Тридцать двугривенных. Сорок пятиалтынных. Один старый серебряный рубль. И одна оловянная пуговица.
Стали дети думать, что бы им на эти деньги купить. Думали, думали — ничего придумать не могут.
— Лучше кисточку и краски.
А свинка стояла-стояла, молчала-молчала, а потом вдруг и говорит:
— Послушайте меня, умную хрюшку. Не покупайте вы ни пушку и ни Петрушку. А возьмите вы лучше корзинку, погуляйте по колхозному рынку — и купите ещё одну свинку. А то мне, вы знаете, одной стоять скучно-скучно.
Дети подумали, да так и сделали.
Пошли они на колхозный рынок, поискали хороших свинок и купили — самую расхорошую.
А чтобы свинкам было совсем весело, купили ещё двенадцать маленьких поросят.
Вот они теперь все и стоят — в один ряд.
Хвостики у них у всех крючком, носики пятачком.
Стоят себе и похрюкивают.
Жил –был поросёнок. Звали его Пятачок. Он был очень весёлый и добрый. «Сегодня у меня день рождения!» -подумал Пятачок, когда проснулся однажды утром. Поросёнок быстро выпрыгнул из постели и побежал умываться. Он надел свои самые нарядные штанишки и нацепил на шею бант. Поставил на стол торт и сел ждать гостей. пришли поздравить друга: и Медвежонок, и Заяц, и Котёнок. Они притащили большой свёрток. «Может быть, это новый стульчик или игрушечный самолёт?» — думал Пятачок. Но когда он распечатал свёрток, его глаза широко раскрылись … Ведь это был самокат, о котором он давно мечтал. Поросёнок прямо сейчас был готов бежать на улицу. Он очень хотел кататься на своём новеньком самокатике. Но было уже поздно. Перед сном Пятачок представлял, как он будет кататься на самокате наперегонки с ветерком. Наутро поросёнок вскочил, как только появилось солнышко. Он быстро умылся, ещё быстрее позавтракал и побежал кататься. Только он поставил свою ножку на подножку самоката, как его окликнул Медвежонок: «Привет, Пятачок, можно покататься на твоём самокате?» «Ну, конечно, ты же мой самый лучший друг!» - ответил Поросёнок и уступил Медвежонку место. Медвежонок катался, а Поросёнок стоял и смотрел, как быстро катался Медвежонок. «Спасибо, Пятачок за самокат!» — и Медвежонок пошёл домой. Только Пятачок собрался прокатиться, как его позвал Заяц: «Привет, Пятачок, можно покататься на твоём самокате?» «Ну, конечно, ты же мой самый лучший друг», — ответил Поросёнок и уступил Зайцу место. Заяц катался, а Поросёнок стоял и смотрел, как ловко Зайчишка управлял самокатом. «Спасибо, Пятачок, за самокат!» — и Зайчонок пошёл домой. «Ну, вот теперь — то, я прокачусь», — подумал Пятачок. И только он так подумал, как его окликнул Котёнок: «Привет, Пятачок, можно покататься на твоём самокате?» «Ну, конечно, ты же мой самый лучший друг», — ответил Поросёнок и уступил место Котёнку. Котик катался, а Поросёнок стоял и смотрел, как тому было весело кататься. «Спасибо, Пятачок, за самокат!» — и Котёнок побежал домой. Так прошёл день, наступил вечер. Пятачок посмотрел на заходящее солнышко и покатил свой самокатик домой. Перед сном он снова думал. Думал о том, как здорово, что у него есть самокат, и как здорово, что у него так много друзей!
Автор Дмитрий Белослудцев
Сказка на ночь про поросенка Сеню
Автор: Ирис Ревю
Жил-был поросенок Сеня. Он был очень работящим. Его мама считала, что он чуть ли не с пелёнок был трудягой. Любимыми игрушками Сени были игрушечный молоток, рубанок и линейка.
Когда поросенок подрос, он сразу решил, что станет мастером. Но вот каким?
— Я буду плотником, — решил Сеня. — Буду строить новые дома. Хорошие, добротные, чтобы жителям в них было уютно. Пойду, куплю плотницкий инструмент: пилу, лобзик, шило, угольник, отвес…
Но какое-то время спустя поросенок Сеня задумался:
— А, может, мне стать сварщиком? Я буду работать с металлическими штучками. У меня будет самый ровный в мире сварочный шов – красивый и изящный!
Поросенок загорелся этой идеей. Он уже представлял себя в настоящем костюме сварщика и как он ловко управляется с огнем.
И поросенок твердо решил стать сварщиком. Но наутро он передумал.
— Буду портным! А, что, добротная одежда на дороге не валяется. Её кто-то шьёт. Сначала раскраивает, а потом шьёт. Здесь главное что? Семь раз отмерь – один раз отрежь!
И поросёнок решил:
— Портной, да и только! Буду портным!
Но, в конечном итоге, не стал поросенок Сеня ни плотником, ни сварщиком, ни портным. А стал он пекарем-кондитером. Знаете, какие вкусные пирожные получаются у Сени? Пальчики оближешь!
Сам Сеня называет себя «мастером пирожных дел». Дело в том, что Сене очень нравится слово «мастер». Мастер – это значит важный работник.
Но одного кондитерского дела показалось Сене мало. Однажды на его доме появилась табличка: «Добрых дел мастер».
А что? Добрые дела ещё никому не помешали. Плотницкие работы, сварочные, швейные – все эти работы освоил поросёнок Сеня.
— Мне всё так интересно! — волнующе заявлял Сеня.
Мама и папа гордились своим сыном. Только иногда им казалось, что он спит мало. Но Сеня из-за этого не переживал.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема: Технология изготовления дымковской свинки-свистульки.
Цель: Освоение участниками мастер-класса традиционной технологии изготовления дымковской свинки-свистульки.
1. Дать понятие о разных видах промыслов изготовления глиняной игрушки.
2. Научить участников технологии изготовления дымковской свинки-свистульки.
3. Раскрыть особенности изготовления свистка.
4. Освоить простейшие элементы дымковской росписи – круги, овалы, елочки, характерные для данной традиции.
5. Расширить представления участников мастер-класса о символическом значении свиньи.
Оборудование занятия
1. Учебно-дидактическое обеспечение:
2. Материалы и инструменты:
- дощечки для работы с глиной;
- стаканы с водой;
- шаблоны с изображением дымковской свинки для росписи;
- гуашевые краски белого, желтого и черного цветов;
- кисти беличьи №2 и №3
- выставка глиняных игрушек различных традиций;
- иллюстрированный материал с изображением свинки;
- несколько экземпляров свинок: необожженная, разукрашенная.
Продолжительность занятия: 80 минут.
Ход занятия
- Перед тем, как непосредственно приступить к лепке одного из известных образов в дымковской традиции – свинки-свистульки, я думаю, необходимо поговорить о дымковской игрушке и об образе свинки.
- Что вы знаете о дымковской игрушке?
- Дымковская игрушка – русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково.
- Какие образы дымковской традиции вам наиболее известны?
(Барыня, индюк, лошадки, козлы, бараны, коровки, свинки и др.)
- Как вы думаете, что символизирует свинья?
- В общепринятом значении свинья – символ плодородия, богатства, благосостояния. Известный мифолог, фольклорист А.Н. Афанасьев в своем труде “Поэтические воззрения славян на природу” дает следующую трактовку образа свиньи: “Свинья для индоевропейских народов, прежде всего животное, которое роет землю, и, соответственно, является символом плуга”.
В народе верили, что свинья – это символ плодородия и богатства в новом году. Даже есть пословица – “На Васильев вечер свиную голову – на стол”. На новогодний Васильев вечер (14 января) наши предки сыпали на стол крестом семена ржи, овса; крест очерчивали кругом – получался знак солнца. Покрывали все скатертью и ставили блюдо с поросенком, это был стол плодородия и богатства в новом году. На Рождество готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень, заливное из поросенка.
Во многих культурах свинья была символом обильной плодовитости. У индейцев свинья является источником жизни и плодородия. У римлян свиньи приносились в жертву Марсу, как богу земледелия. В Древнем Китае свинья была последним из 12 знаков зодиака и символизировала “мужскую силу”.
Существует такая примета: “Если приснится свинья, это считается добрым знаком”.
- Как вы думаете, для чего в глиняных игрушках делали свистульки?
- В языческие времена большинство глиняных игрушек были свистульками. Древние славяне верили в магическую силу свиста и других резких звуков. Свистом наши предки пытались отогнать “нечистую силу”, отпугивали “злые силы”, стремились привлечь “добрые”.
Часто свисток имел два – четыре, а то и больше отверстий, поочередно зажимая которые пальцами, можно воспроизвести несложные мелодии. Что я сейчас и сделаю! А вы попробуйте отгадать, какую народную мелодию я исполнила! (“Во кузнице”)
Постановка цели занятия
- Вот пришло время и вам слепить эту замечательную дымковскую свинку-свистульку, а затем и расписать ее.
Планирование предстоящей работы
- В руках вы держите традиционную игрушку – свинку. Прошу вас рассмотреть ее и попробовать определить этапы изготовления свистульки (инструкционная карта №1)
- Вы можете определить, как изготовлены отдельные детали свинки? (инструкционная карта №2)
- Может быть кто-то знает технологию изготовления свистка? (инструкционная карта №3)
- Таким образом., наша работа будет проходить в 3 основных этапа:
Практическая работа
Технология изготовления игрушки:
Если приготовленная глина пластична, не пристает к рукам, значит можно приступать к работе. При лепке, под воздействием температуры воздуха и тела, глина сохнет. Поэтому необходимо следить за чистотой рук и влажностью. Для этого следует периодически мыть руки и насухо вытирать их. Тщательно примазывайте отдельные части к игрушке – иначе они могут отлететь при сушке или обжиге.
Дымковские игрушки лепят по частям, и наша свинка не исключение:
1. Приступая к изготовлению игрушки, мы берем хорошо промятый кусок глины, скатываем между ладонями в шар.
2. Затем большими пальцами обеих рук расплющиваем шар в лепешку равномерной толщины.
3. Держим лепешку в левой руке, положив на нее большой палец. Правой рукой станем защипывать лепешку с одной стороны. Затем, вытащив палец, защипнем лепешку до конца. В результате мы получим основу - пустотелый корпус будущей игрушки.
4. Следующим этапом будет изготовление ножек для свинки. Из одного куска глины раскатываем шарик, который разрезаем мокрым стеком на 4 равные части. Затем каждый кусочек скатать в шарик и вылепить ножку конусообразной формы. Места соединения всех деталей смачивать водой, швы заглаживать влажными пальцами.
5. Для изготовления щетинки, берем кусочек глины, катаем его в шарик, затем раскатываем пальцами обеих рук на столе жгутик. Прикладываем его к спинке свинки и тщательно примазываем.
6. Далее делаем ушки: маленький кусочек глины раскатываем в шарик, берем стек и делим шарик на две равные половинки. Каждую из которых расплющить между большим и указательным пальцами до нужной толщины (2 мм). Затем эту лепешечку защипнуть с одной стороны и примазать к мордочке свинки.
7. Завершается лепка свинки изготовлением свистка. В нижней части мордочки стеком вырезаем прямоугольное отверстие (маленькое “окошечко”), затем со стороны пятачка мокрым стеком прорезаем отверстие до уровня внешней поверхности прямоугольника. Свистулька готова!
- Я предлагаю наших свинок поставить на полку для сушки. А пока они подсыхают, мы попробуем свои силы в традиционной росписи дымковской свинки-свистульки.
- Как вы думаете, в какой последовательности нужно разукрашивать нашу игрушку?
- Перед вами лежат бумажные шаблоны дымковской свинки, две кисточки, белая, желтая и черная краски.
Перед росписью игрушку нужно “загрунтовать” белой краской. Прошу вас взять в руки кисточку, макнуть в белую краску, и покрыть ею всю фигурку свинки. Когда краска высохнет, кисточку макаем в желтую краску и снова покрываем всю фигурку свинки. Затем другой кисточкой начинаем наносить орнамент черной краской в следующей последовательности:
Поздравляю! Теперь и вы овладели простейшими элементами традиционной дымковской росписи!
Точно также вы разукрасите свою свинку-свистульку, но уже после обжига!
Оценка работы, подведение итогов
Ну что же, подошло время подвести итоги нашего мастер-класса. Мне очень интересно, что нового вы сегодня узнали, чему научились?
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Яркие дымковские фигурки
Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.
Образцы дымковских игрушек
История промысла
История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.
Дымковская игрушка » Тройка».
Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.
В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.
Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.
В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.
Дымковская игрушка » Парочка».
В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.
Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.
Дымковская игрушка » Дама с собачкой».
Материалы и технология изготовления
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком .
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.
Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.
Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.
В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.
После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.
В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.
В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.
» Девушка с самоваром».
Цветовая гамма и орнаменты росписей
Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:
В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.
В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.
Тематика дымковских игрушек
Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.
Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:
- Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
- Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
- Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
- Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
- Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
- Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
- Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
- Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.
Сюжетная игрушка » Семья».
В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.
Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:
- Стилизованные фигурки животных и птиц
- Герои народных сказок
- Изделия на темы исторических сюжетов
- Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
- Фигурки детей
- Представители различных профессий
- Предметы быта
- Предметы старины
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.
Дымковская глиняная игрушка
В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.
Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.
Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.
В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.
В Кировском музее дымковской игрушки
Дымковская игрушка : 1 комментарий
Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.
Читайте также: