Доклад про игрушки 3 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.
Глиняная игрушка
Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. В далёком прошлом она была образом-символом, оберегом, часто носила ритуальную функцию, то от злых сил защищая, то весной зиму прогоняя и солнышко закликая. Предназначалась не только для игры, но и украшала быт. Глиняную игрушку делали повсюду, где занимались гончарным мастерством, не придавая ей особого значения, потехи ради. Чаще всего лепили женщины, чтобы позабавить детишек, они же стали и расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы, быстро, споро, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий. Поэтому нет в ней ничего лишнего, мелких налепных деталей, роспись также была лаконична и условна, подчёркивала главное. Образы игрушек достаточно просты, универсальны и выразительны: люди, различные животные, в том числе и фантастические.
Каргопольские игрушки родом из Архангельской области России.
Во всех наивных и красочных образах дымковской игрушки так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. Родом она из Вятки (Россия). Яркая, праздничная, дымковская игрушка светилась недаром — она поистине уникальна!
Филимоновская игрушка таинственна, об истории её создания почти ничего неизвестно, существует, однако, красивая легенда о гончаре Филимоне, открывшем под Тулой (Россия) залежи особой глины — «синики», которая при обжиге становилась белой и не требовала дополнительной грунтовки.
Украинская глиняная игрушка исстари изготавливалась в селе Опошня, под Киевом.
Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки . Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному «бразготки», свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному «поливой». Чаще всего использовали «муравлёные» (зелёные) и «цениные» (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.
Богородский промысел оказал, по-видимому, большое влияние на изготовление белорусских народных игрушек из дерева . Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся «Конники», «Цыплята клюют зерно», «Медведь-гимнаст» и др.
Народная глиняная игрушка
Из всех народных игрушек самыми распространенными в Беларуси были глиняные игрушки известные еще из глубокой древности. Это были игрушки-свистульки, погремушки, игрушки, изображающие коня, птицу, человека. В первую очередь эти игрушки играли роль амулетов, которые охраняли человека от злых духов. А поскольку возраст ребенка самый ранимый, то эти фигурки должны были отгонять злого духа не только своим! видом, но и звуками. С течением времени магическое значение этих изделий забылось, и они стали использоваться как забавы.
В XIX веке белорусская глиняная игрушка была неизменным атрибутов многочисленных ярмарок, любимой детской забавой. Сегодня немногочисленные мастера выполняют традиционные игрушки по заказу музеев художественных салонов. В большинстве случаев это свистульки в вид! коня, птицы, наездников, кукол, баранов, медведей. Популярность этих образов объясняется их близостью к человеку, а также связью с мифологией. Согласно преданиям, эти животные и птицы давали человеку силы, coдействовали его хорошим отношениям с природой. Конь — слуга солнца, который, по поверью, приносил на землю его тепло, птицы «отмыкали» весну, медведь давал крестьянину силу, коза оберегала урожай.
Многие из традиционных белорусских игрушек связаны с календарными весенними праздниками, посвященными началу весенних работ. Но уже в XX веке игрушки мастерили на протяжении всего гол и не привязывали к конкретному сезону.
Как отмечает В. А. Силивон, белорусская игрушка выполнена по законам стилизации (условности и обобщенности) . Эта игрушка небольшая по объему, размеру, очень удобна для игры, легко помещается в руке ребенка. Чем же игрушки привлекательны? Прежде всею, удивительно выразительной пластикой фигур. Очень четко читаются действия, настроение образа: добродушный, испуганный, задумчивый, растерянный. Глиняные фигурки стилизованы, сохранены только те мелкие детали, которые отражают наиболее выразительные стороны образа, его характер. В народных белорусских игрушках прослеживаются добрый юмор, шутка. Роспись в глиняной белорусской игрушке использовалась очень редко. Кроме того, для украшения игрушки используются декоративные налепы. Знакомство дошкольников с белорусской глиняной игрушкой может происходить на занятиях по лепке, в кружковой работе, в свободной художественной деятельности.
На кружковых занятиях дети не только знакомятся с основными образами белорусских игрушек, но и сами принимают участие в их изготовлении. Чтобы вызвать интерес у детей, можно показать им несколько разных игрушек, представить каждый персонаж в разных вариантах, что дает возможность продемонстрировать детям разнообразие форм, пропорций и приемов лепки. В paботе с детьми необходимо учитывать тот факт, что почти все белорусские игрушки однообразны по способу лепя Лепка коня, медведя, барана, козы осуществляется из одного куска.
В ходе занятий детям необходимо объяснять, что лепить игрушку нужно из одного куска глины путем оттягивания, сплющивания, обработки пальцами. Игрушку нельзя дополнять многочисленными деталями, так как, они могут поломаться в процессе сушки. Игрушку нельзя смачивать водой, так как глина раскисает и изделие деформируется. Если есть муфельная печь, то готовое изделие нужно обжечь, предварительно хорошо высушив в течение 2—3 суток при комнатной температуре.
Для занятий лепкой необходимым материалом является глина. В Беларуси повсеместно встречается глина разного цвета: белая, серая, красная.
1. Игрушки являются свидетелями духовной культуры народа.
2.Отражают фантазию, жизнь наших предков.
3.С точки зрения поверья имеют оберегающее значение.
4.Через игрушки воспитываются у детей трудовые навыки.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_igrushki.doc | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»).
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков"
Урок по окружающему миру.
Куда и как селились наши предки
Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими .
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн.
Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"
Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100").
Как жили наши предки
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп.
В XV веке, когда совсем немного осталось времени до падения татаро-монгольского ига, а до правления царя Ивана Грозного оставалось еще лет сто, зародился промысел, получивший название богородская игрушка.
В Московской области, в г. Сергиев Посад, есть один из крупнейших мужских монастырей. В те далекие годы монастырские крестьяне из соседнего села Богородское начали вырезать из мягкой древесины растущих в округе лип фигурки людей и животных. Это были простые детские игрушки в виде мужика-крестьянина или кузнеца, а из животных – медведи, лисы и зайцы.
В XIX веке резьба местных умельцев по дереву стала очень популярна, фигурки хорошо раскупались и были известны даже за границей. Мастера делали игрушки двух видов:
- скульптурные – отдельные фигуры людей и зверей;
- подвижные – композиции из двух или больше фигурок, которые были так соединены, что могли вместе двигаться.
Самые популярные подвижные игрушки – это кузнецы, которые по очереди бьют молотами по наковальне, или мужик с медведем, перепиливающие бревно. У самых маленьких детей любимой игрушкой были курочки, стоящие по кругу и клюющие зерно.
Для работы мастера заготавливали подходящие стволы липы и сначала их сушили. Потом, распилив бревна на чурки, делали заготовки: два ловких удара колуном, и четыре заготовки можно брать в работу! Резчики использовали специальные ножи, особенные напильники, уникальные стамески, чтобы из куска дерева получить изящную фигурку русской барышни или удалого гусара.
Если сначала фигуры резали просто, без вырезания тонких деталей, не красили, то в более поздние годы мастерство росло, а сложность резьбы делала игрушки более привлекательными. Многие игрушки стали разукрашивать в яркие цвета и покрывать лаком.
Незадолго до революции в Богородском организовали артель, где наладили целое производство по выпуску резных игрушек, которые расходились по всему миру. Дерево обрабатывали и по старинке вручную, и на токарных станках.
В наше время богородская игрушка до сих пор популярна. Старинные сюжеты соседствуют с современными мотивами, среди которых в разное время были космонавты, шахтеры, резные портреты выдающихся людей. Ручная работа ценится очень высоко, а работают такие мастера часто по специальным заказам.
В селе, давшем название промыслу, которому уже больше трехсот лет, есть музей. В музее представлены экспонаты разных веков, различной техники исполнения. Самые частые экскурсанты в музее – иностранцы и дети, для которых проводят викторины и игры.
Данный ЭОР составлен к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России.
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igrushki.pptx | 698.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ К оноплёва Г А МОУ СОШ с Сторожевка
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка
РУССКАЯ МАТРЁШКА У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму . Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках
ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ КОСтюм , заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову Переодели в русский косалый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша ? Матрёша ?
полховско - майдановская матрёшка
вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ). Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
В большой деревне Федосеево , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.
Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых . В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.
ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров
Владимирская игрушка XIX век Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.
Русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит.
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром .
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче.
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения.
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред.
Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.
Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.
Основные игрушки русского народного промысла:
Абашевская глиняная игрушка
Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины — села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки — фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони — солнце, медведи — силу, могущество и власть, бараны и коровы — плодородие. Отличительная особенность этой игрушки — удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.
Дымковская глиняная игрушка
Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.
Богородская деревянная игрушка
Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции.
Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.
Филимоновская глиняная игрушка
В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны — барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.
Каргопольская игрушка
Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.
Плешковская игрушка-свистулька
Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки — фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.
Читайте также: