Детская игрушка телевизор ссср
Наверное, любому поколению, в какое бы время оно ни жило, всегда казалось и будет казаться, что его потомки живут как-то неправильно, легкомысленно и ничего хорошего от такого отношения к жизни не выйдет. Подтверждением этому служат высказывания, пришедшие из глубины веков:
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
Примерно в том же духе высказывался Сократ и другие мудрецы, поднимая вечную тему "Отцов и детей". Ну и конечно же, сегодня нередко встречаются утверждения о безалаберности, равнодушии современной молодежи, которая ничем не интересуется, а только "сидит, уткнувшись в свои телефоны". То ли дело, советские дети, которые всегда были чем-то заняты, у которых были настолько умные игрушки, что еще в школьном возрасте ребенок осваивал серьезные навыки будущей профессии.
На самом деле, равновесие поколений соблюдается практически всегда, и современные дети такие же любознательные, технически развитые, как когда-то были их родители, просто возможности для этого развития сильно различаются, в том числе, и финансовые возможности, столь необходимые для подобного развития.
Давайте рассмотрим детские радиоконструкторы советских времен: это были по-настоящему чудесные "всамделишные" наборы, позволяющие ребенку осваивать полезные технические навыки и проявлять смекалку.
Детский телевизор-конструктор
В начале 80-х Ленинградский завод "Магнетон" начинает серийное производство детского телеконструктора. Вы только вдумайтесь в саму идею: собрать собственный маленький телевизор, своими руками - что может быть лучше? Однако цена подобной "игрушки" была довольно внушительной - в пределах 100 рублей. Сколько же времени родителям требовалось копить на такой конструктор, имея среднюю по СССР зарплату в 120-200 рублей?
Кстати, разработчики конструктора не особо заботились о том, чтобы ребенок развивался в техническом плане: например, одна из версий этой "игрушки", самая дорогая - в 102 руб. 50 коп. представляла собой уже полностью собранный и даже настроенный телеприемник - по сути, покупатель приобретал готовый к работе маленький телевизор.
Промежуточный вариант за 100 руб. все же представал перед сборщиком в виде узлов и деталей, но печатные платы у него уже были собраны и тоже настроены. Ну а самым настойчивым, терпеливым и технически продвинутым юным радиолюбителям предлагалась версия из отдельных компонентов и деталей.
Сегодня я опишу достаточно старенькую и оригинальную вещь - "Детский телеконструктор", или телевизор-конструктор. Выпускался он в Советском союзе с начала 80-х годов. Был такой переносной телевизор Ленинградского завода "Магнетон", по имени "Электроника Ф1-01" - он выпускался как в собранном виде, так и в виде конструктора, но это несколько иная модель. Просто завод "Магнетон" выпускал много разновидностей этого конструктора.
Данный экземпляр 1988 года, стоил 102 рубля 50 копеек. Мне он достался в не самом лучшем состоянии, но внутри все было цело и, по всей видимости, ничьи "ловкие руки" его не ремонтировали. Но из-за отсутствия родного блока питания - у них он был внешний, с собственным разъемом - я так и не смог проверить его работоспособность.
+ Щелкайте по фото, чтобы увеличить!
Внешний вид - знакомство
Корпус частично изготовлен из стали, частично из пластмассы, размеры: 130 х 75 х 200 мм, вес примерно 1,5 кг. На передней панели: экран телевизора с диагональю 80 мм, переключатель каналов с плавным ходом и переключатель 1-5 и 6-12.
Металлическая ручка, а на передней стороне на скосе, через решетку можно видеть динамик.
На нижней стороне указана цена, о которой я говорил, и серийный номер изделия.
Задняя сторона телевизора: нанесен логотип завода Магнетон, предупреждения о высоком напряжении и о запрещение включать в сеть при открытом корпусе (весьма ценное предупреждение, между прочим). По верхнему краю идут: выход под телескопическую антенну, три металлические ручки для настройки телевизора, и по бокам отверстия, для более "профессиональной" настройки. Так же на задней стороне два разъема - под МВ антенну, и второй - подключение наушников. Третий трехконтактный разъем, под которым надпись 12В - сюда подключается внешний блок питания.
Приступаем к разборке телеконструктора. Снимаем металлический и пластмассовые элементы корпуса - вот что видим внутри: компактный такой блок. все монтируется на стальном каркасе. Разбираем все на части, рассматриваем.
Кинескоп 8ЛК3Б, изготовлен в июне 1988 года на Львовском заводе "Кинескоп" или "Львовский завод кинескопов" - (завод заложенный в 1940 году был уничтожен в конце 90-х годов ХХ века). Этот кинескоп применялся в составе целого ряда различных аппаратов - ч/б компактных телевизорах, телеконструкторах, и телемагнитолах (если кто не в курсе, были и такие аппараты в СССР).
На кинескопе есть еще наклейка ОС-55/13ПЧ5.
Высоковольтный разъем, идущий на анод кинескопа.
Разъем идущий на цоколь кинескопа.
Переменный резистор с маркировкой СП3-4dM М10МА, с его помощью и происходит переключение каналов, а также переключатель, который группирует каналы с 1 по 5 и с 6 по 12.
Динамическая головка - обычный динамик, диаметром 50 мм, правда, акустическое оформление у него в виде этакой хреновины из алюминия. Динамик 0,25ГДШ-2-50 или по-старому обозначению - 0,1 ГД-17-450.
Платы электроники. Плата - Блок разверток, на "лицевой" стороне на плате маркировка БР-3 0888 5494 и логотип Магнетона. Внизу статьи есть ссылка на скачивание схемы этого телевизора, потому перечислять элементы на плате не буду. К плате притянута стальная пластина на ней три переменных резистора - регулятор уровня громкости, яркость и контрастность.
На обратной стороне платы блока разверток, маркировка БР-3 и 7.103.126. Здесь только дорожки, никаких элементов нет.
Следующая плата - Блок радиоканала. Маркировка на плате: БРК-1 0888 9963. Также по части описания платы - отсылаю к схемам на этот телевизор. Микросхема К174УР1 - это усилитель промежуточной частоты звукового канала.
На обратной стороне платы элементов нет, припаяна металлическая пластина - экран (на фото экран мною снят). Маркировка на плате: 7.102.936 9
На этой стороне платы есть два отверстия, через которые видны подстроечные резисторы, они подписаны: Фокусировка, Грубо и Точно.
Это Блок высокого напряжения. Этот блок заключен в металлическую коробочку, с одной стороны которой надпись - Осторожно высокое напряжение, с другой стороны снова - Точно, Грубо, Фокусировка.
А сверху БВН-2 5807 0888.
Разбираем этот блок высокого напряжения, на фото вы можете видеть все, что у него внутри со всех сторон. Мощные выпрямительные диоды КЦ106А, высоковольтные конденсаторы 470 пФ 1,6 кВ Н70. трансформатор высоковольтный строчный ТВС-55П5.
Селектор каналов метрового диапазона СК-М-30С. Отдельный блок, заключенный в металлический экран. С одной стороны бумажная наклейка, где указана модель блока.
На другом торце экрана краской нанесен код БВК-4 и дата изготовления 4 августа 1988.
Снимаем одну боковую сторону экрана, внутри видим элементы.
Снимаем экран с другой стороны - дорожки, радиодеталей нет.
В заключение - сделано все достаточно качественно, надежно и долговечно. Насколько я знаю, эти аппараты работают до сих пор. Ремонтопригодность достаточно высокая, и она под силу даже простым начинающим радиолюбителям.
Детский телеконструктор выпускался в разных модификациях - постоянно совершенствуясь, достаточно массово. Насчет того - был ли это "дефицит страшный", сказать трудно. Все зависело от регионов, например в европейской части СССР такие вещи скупали мгновенно, а вот у нас - Южных и Юго-восточных регионах, такие вещи могли долго лежать на прилавках, не имея никакого повышенного спроса.
В общем и целом, этот Телеконструктор был занимательной и весьма полезной вещью, наряду с массой прочих радиоконструкторов. на них выросло и приобрело технические навыки не одно поколение. К сожалению сегодня подобных радиоконструкторов почти нет, а те, что еще производятся и продаются, не встречают особого интереса среди детей.
P.S. Если появятся какие-то новые данные по этому или схожему аппарату, статья будет дополнена.
В СССР любили достижения. В СССР были лучшие в мире космические корабли, лучшие в мире ракеты и танки, лучшие в мире атомные ледоколы. А вот бытовая электроника в СССР именовалась презрительно «ширпотреб» и была чаще всего далеко не лучшей. Основное внимание уделяли военной технике, а бытовая была на вторых ролях. В СССР нередко просто пытались копировать импортные телевизоры, магнитофоны, компьютеры, или пытались создать что то свою и на выходе получали настоящих монстров, потому что разработчик ракет не всегда может понять, какие требования предъявляются к телевизору.
Малая часть бытовой электронной аппаратуры из СССР имела достойные характеристики, обладала приемлемой надежностью и становилась легендой и дефицитом. Здесь будут описаны 10 легендарных электронных девайсов из СССР. Разумеется, таких легенд было больше, но достаточно будет напомнить о самых-самых, чтобы вспомнить остальные.
Телевизор "КВН-49".
Разработка КВН-49 велась в Ленинграде, во Всесоюзном НИИ телевидения. Рабочая группа состояла из трех инженеров – Кенигсона, Варшавского и Николаевского. Отсюда и аббревиатура (КВН) ставшая маркой первого советского телевизора. Примечательно, что многие ассоциировали название с популярной игрой – Клубом Веселых и Находчивых, но это, скорее, игра позаимствовала название у телевизора, потому что появилась гораздо позже.
Даже начальный стандарт сигнала, который собирались начать транслировать в Москве, подгоняли под параметры разрабатываемого телевизора. Т.е. сначала сделали приемник и только потом под него разработали передатчик. В конце 1948 году началось регулярное телевещание с московского телецентра, которое велось в стандарте разложения изображения в 625 строк, т.е. так, чтобы его можно было воспроизвести на КВН-49.
Как только процесс телевещания был отработан, КВН-49 стал поступать в продажу. Это было примитивное устройство, способное принимать всего три канала. Правда, больше и не нужно было. Размер круглого экрана у КВН-49 был диаметром всего 180 мм. Так что смотреть такое мелкое изображение было очень неудобно, поэтому перед экраном устанавливалась увеличительная линза, которая заполнялась водой или глицерином.
Не отличался КВН-49 и надежностью. В шутку даже название телевизора стали расшифровывать как «Купил – Включил – Не работает».
И тем не менее КВН-49 стал легендой, так это был первый массовый отечественный телевизор, иметь дома КВН-49 не только было удобно, но и очень престижно. Многие по привычке относились к нему, как к обычному радио, не смотря на экран, а лишь слушая передачи. Главное, что у них дома был Телевизор.
За всю историю было выпущено около 2,5 млн. КВН-49.
Это реальная чушь. До КВНа были приёмники Ленинград Т2, так вот они гораздо раньше разработки КВНа выпускали. КВН разрабатывался как доступный телек и в этом его огромное преимущество.
По поводу не работает. таки правда. Но забугром было не лучше. Всегда новинки работают нестабильно. А это был огромный скачёк. И не зря мы эти КВНы экспортировали.
И да. про телеки УСЦТ. да там можно было достаточно просто поставить транскодер PAL. Но в УЛПЦТи так же без особых проблем он ставился.
Портативный транзисторный радиоприёмник "ВЭФ-201".
Выпускался с 1969 года на Рижском электротехническом заводе «ВЭФ».
Вообще сам завод ВЭФ был основан как мастерская по ремонту телефонных аппаратов и потом вырос до самостоятельного производства самой различной техники, от шпионских фотоаппаратов до самолетов. После 1945 года завод выпускал телефонные аппараты, но наибольшую популярность получили транзисторные радиоприемники – сначала, в 60-х годах «Спидола», а затем, в 70-х «ВЭФ». Первые приемники, несмотря на высокую по тем временам цену – около 75 рублей (средняя зарплата в СССР была тогда 85 рублей), быстро приобрели просто фантастическую популярность. Главным преимуществом этих приемников была возможность длительной работы от батареек, что делало их незаменимыми в походах, на рыбалке и просто в местах, где отсутствовало электричество. Еще одной особенностью этих приемников или «транзисторов», как их тогда называли, было наличие КВ диапазона, на котором можно было принимать радиостанции со всего мира (правда, с ужасным качеством). Но помимо технических характеристик, радиоприемники «Спидола» и «ВЭФ» отличались очень высокой надежностью и ремонтопригодностью. Слабым звеном был барабанный переключатель диапазонов, точнее его механическая часть, которая быстро разбалтывалась и переключатель начинал «проскакивать» нужный диапазон. Зато некоторым счастливчикам удавалось приобрести экспортные варианты «ВЭФ» с расширенными КВ диапазонами. Дело в том, что в СССР вовсю работали «глушилки» - специальные радиостанции. Которые заглушали всяческие «Голоса Америки», БиБиСи и прочие «Немецкие Волны», но глушились эти станции только в диапазонах 52, 49, 31 и 25 метров, а экспортный «ВЭФ» принимал еще и 75, 61, 19, 16 и 13-ти метровый диапазоны. Так что в какой то степени «ВЭФ» сыграл на руку Западу. Но в первую очередь это был надежный, качественный и популярный приемник для туристов и охотников.
У меня такой был,только Весна назывался
Магнитофон "Ростов-101-стерео". Производство МГ с 1975 года на Ростовском заводе «Прибор».
Магнитофоны были на ростовском заводе тем самым «ширпотребом», который был обузой для производства. И тем не менее "Ростов-101-стерео" стал настоящей легендой в СССР. Именно благодаря обладателям этого магнитофона по стране стали распространяться записи Deep Purple, ABBA и других западных и отечественных исполнителей в приемлемом качестве. От других магнитофонов того времени «Ростов» отличался прежде всего каналом сквозной записи. Если у обычных для того времени «Маяков» и «Комет» запись и воспроизведение выполнялось с помощью универсальной головки, то у «Ростова» были отдельные головки записи и воспроизведения, что повышало качество и удобство использования. Дополнительными преимуществами было наличие встроенного усилителя мощностью 2х6Вт и стильное вертикальное исполнение. И хотя магнитофон был собран по архаичной одномоторной схеме и имел ужасное механическое управление режимами и переключение режимов чудовищными копками П2К, «Ростов» стал настоящим символом магнитной записи и мечтой для большинства мальчишек СССР.
В 1978 году начали выпускать ''Ростов-102-стерео'', который отличался наличием динамического шумоподавителя, а через год его сменил ''Ростов-104-стерео'', который наконец то получил трехмоторный лентопротяжный механизм, пульт ДУ и износоустойчивые стеклоферритовые головки. Но стоил это магнитофон в комплекте с колонками просто фантастические на тот момент 2000 рублей.
Магнитофон "Весна-306", производился с 1972 года на Запорожском электромашиностроительном заводе «Искра».
"Весна-306" стал лучшим советским кассетным магнитофоном 70-х. Он появился как результат конверсии киевского завода «Коммунист», который занимался производством авиационного радиооборудования. Авиастроители к созданию бытовой техники подошли серьезно: они разработали уникальный для того времени лентопротяжный механизм с двумя маховиками и фрикционным диском, надежный фиксатор кассеты и привод ведущего вала от бесконтактного двигателя, что позволило реализовать двухскоростной лентопротяжный механизм. По тогдашним меркам их разработка ничем не уступала, а в чем то даже превосходила разработки тогдашних лидеров Sony TC-95 (отечественным клоном которой стала «Электроника-301») и Grundig C 100 (ставший прообразом «Парус-201»). Задумка с "Весна-306" была отличной, но возникли традиционные для промышленности СССР проблемы – оказался не готов специальный двухскоростной безколлекторный электродвигатель, который разрабатывался на другом предприятии. Не ожидая окончания работ, модель была переделана под установку японского коллекторного двигателя, были убраны цепи коррекции, лишний крепёж и магнитофон был передан на Запорожский ЭМЗ ''Искра'', где и был запущен в серийное производство под названием ''Весна-305''. В начале 1972 года производство магнитофона ''Весна-305'' было передано в один из филиалов завода ''Искра''. Логотип филиала птичка в правом верхнем углу на панели громкоговорителя вместо завитушек. Любопытно, что совершенно одинаковые магнитофоны отличались различной розничной ценой 190 и 165 (птичка) рублей. К этому времени был уже готов безколлекторный, электронный, двухскоростной двигатель и на конвейер поставили лучший кассетный магнитофон семидесятых годов - ''Весна-306''. Как ни удивительно, но модель ''Весна-305'' котировалась выше – из за японского двигателя.
Электроника ВМ-12. Первый и самый массовый кассетный VHS видеомагнитофон в СССР. Выпускался в Ворнеже, Ленинграде, Саратове и Новгороде с 1984 по 1995 годы. ВМ-12 в общем то не был первым советским видеомагнитофоном, еще в 1974 году малыми партиями производились видеомагнитофоны Спектр-203-видео формата VCR, а также катушечные видеомагнитофоны экзотического стандарта Quad. В какую светлую голову пришла идея начать производство видеомагнитофонов формата VHS – точно не известно. Но такое решение принималось на самом высоком уровне. Чтобы долго не заморачиваться с разработкой, за основу взяли японский Panasonic NV-2000 и тут же совершили первую ошибку. Для NV-2000 режим записи цветного изображения в советском стандарте SECAM был невозможен, запись могла вестись только в стандарте М.Е.SECAM, предназначенном для слаборазвитых стран. Поэтому владельцы ВМ-12 получить качественную запись не могли по определению. Дополнительно разработчики отрезали пульт дистанционного управления, закрыв его окошко на корпусе шильдиком завода-изготовителя. Но самым проблемным местом стала механика. Ее выпускал саратовский завод «Тантал», и добиться приемлемого качества и допусковых параметров на заводе так и не смогли, так как производство требовало высокой точности и полного отсутствия вибраций, а сборочный цех был расположен прямо между железной дорогой и трамвайной линии. Помимо проблемы с механикой, кошмара добавляла сложная схема сервоприводов, требующая постоянной настройки и очень капризный видеотракт, правильно отрегулировать который было по силам далеко не каждому наладчику. И все же ВМ-12 сметали по 1200 рублей (при себестоимости более 2500 его производство дотировалось государством) с прилавков фирменных магазинов во мгновение ока. Ведь на нем можно было посмотреть фильмы с легендарными Сталоне, Шварценеггером и Брюсом Ли. Ну и вожделенную «Греческую смоковницу» и немецкое «я-я, тифе, тифе». ВМ-12 стал символом и одним из средств разрушения СССР.
Советские игрушки были не такими, как современные. Наверное, нынешнему поколению они покажутся примитивными. Все эти пупсики и мишки, паровозики и машинки — простота и ограниченность по сравнению с современными «навороченными» игрушками. Но от этого они не становятся хуже. Советские игрушки менялись вместе со страной, отражая происходящие в обществе перемены. Читайте, какими были детские любимые вещи в разные годы советской власти, и какие события влияли на них
Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы
После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.
Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол
Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.
Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов
После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.
До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.
Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.
В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.
Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы
Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.
После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.
Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы
С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.
Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.
Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.
Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.
Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.
Люди настолько привыкли к телевизорам, что, кажется, они были всегда. А ведь это относительно недавнее изобретение. Когда в прошлом веке появилось такое чудо, дающее возможность смотреть кинофильмы, не выходя из дома, это стало настоящим событием. Люди старались достать телевизор любыми путями. Читайте в материале, какими были первые советские модели телевизоров, чем они знамениты и как люди в СССР собирались на просмотр телепередач.
Первые ласточки
Первый советский телевизор — ТК-1. Он появился в 1938 году и был сделан на заводе имени Козицкого в Ленинграде по импортной лицензии. Это была очень большая тумба, кинескоп при этом был вертикальный, а экран горизонтальный. Чтобы посмотреть фильм, следовало пользоваться зеркалом, которое крепилось внутри крышки тумбы. Регулировка проводилась с помощью 14 ручек. ТК-1 можно было увидеть в общественных местах (красный уголок, рабочий клуб, дворец культуры).
Ещё один мамонт — телевизор Б-2. Экран у него был всего-навсего 3x4 сантиметра. Выпускался в Ленинграде, на заводе «Коминтерн» и стоил невероятно дорого, около 10000 рублей. Это если учесть, что зарплаты составляли не более нескольких сотен.
Еще одна модель — «Москвич-Т1», который выпустили в 1946 году. Отличался великолепной четкостью в 625 срок и имел УКВ-ЧМ приёмник встроенного типа. Цена была очень высокая, около 3500 рублей. Это был предмет роскоши.
В 1949 году был создан КВН-49 с микроэкраном (105x140 мм). Чтобы смотреть такой телевизор, требовалась специальная линза, ее ставили перед телевизионным экраном. Принимал три канала. Такой телевизор смотрел сам Сталин. A c начала 50-х годов в Воронеже стали выпускать телевизор «Рекорд». Он показывал уже пять каналов, а в 1956 году даже стал призёром Брюссельской выставки.
Надежный «Рассвет» и доступный «Рубин»
Очень популярным телевизором был «Рассвет». Эта модель появилась в середине семидесятых годов, и, несмотря на то, что уже выпускались цветные телевизоры (а «Рассвет» был чёрно-белым), стал самым выпускаемым в Советском Союзе за всю историю существования государства. Представьте, его купили не менее восьми миллионов раз! Почему же «Рассвет» так любили: дело в том, что он был надёжным. Агрегат практически не ломался, чего нельзя сказать об остальных моделях, а его стоимость было гораздо меньше, чем у цветных телевизоров. Мечтали не только о машине, но и о хорошем «телике».
«Рубин» можно назвать действительно самым распространённым и народным телевизором. Его начали выпускать в конце пятидесятых годов. Цена на аппарат была доступной (конечно, относительно, но всё же), и за время существования модели было продано не менее 1000000 экземпляров. Речь в данном случае идет о чёрно-белой модели. Когда «Рубин» только появился в продаже, счастливые обладатели аппарата становились невероятно популярными в доме и даже во дворе. Когда вечером начинался фильм, в квартире такого счастливца могло собраться немало людей. Сегодня подобную ситуацию представить сложно, скорее всего даже невозможно. А в советские времена это считалось абсолютно нормальным. Люди с удовольствием смотрели вместе телепередачи, весело и приятно проводили время, вспоминали об этом и делились впечатлениями. Ну а как ещё, если в подъезде многоквартирного дома было, например, всего три телевизора. Владелец смирялся с обстоятельствами и предоставлял свою жилище соседям сверху, снизу, просто по лестнице. Очень часто люди «расплачивались» за просмотр разными вкусностями, которые и съедали все вместе во время обсуждения интересного фильма. В семидесятые годы появился цветной «Рубин», который тоже был очень популярен в народе и активно покупался.
«Электрон» и «Весна», которые делали на Украине
Моделью, которая производилась на Украине, была «Весна». Конечно, дотянуться до «Рубина» и «Рассвета» ей не удалось, но в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов такой «телик» был очень популярен, особенно на Украине. «Весна» появилась в Днепропетровске в 1960 году. Последней востребованной моделью днепропетровского завода стала «Весна-346», которая производилась с 1983 года. Последующие телевизоры не смогли подняться так высоко.
И ещё один украинский аппарат — «Электрон», пик популярности которого пришёлся на 80 годы, поскольку эта модель стала самой лучшей из цветных в СССР. Потребителей привлекало неплохое качество изображения, отменная надежность, интересный дизайн и небольшое потребление электроэнергии. Надо сказать, что «Электрон» выпускается и сегодня, конечно же, потеряв свои позиции на фоне огромного количества качественных и не слишком дорогих российских и зарубежных моделей.
«Юность», который обожали рыбаки
Особого внимания заслуживают переносные модели. Они были просто супер популярны в Советском Союзе, поскольку это очень удобно — прихватить с собой за город, на пикник, на рыбалку переносной телик. К сожалению, модели переносного типа были очень ненадежны и часто ломались. Тут лидером, несомненно, была «Юность». Этот телевизор был более надежен, реже ломался, и к тому же выдавал достаточно качественную картинку.
Читайте также: