День народной игрушки в 2022 году
О Дне народных художественных промыслов В целях сохранения, развития и поддержки народных художественных промыслов постановляю:
1. Установить День народных художественных промыслов и отмечать его в предпоследнее воскресенье июня.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Москва, Кремль 17 июня 2022 года №384
О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и Указ Президента Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 126 "О дополнительных.
О некоторых вопросах Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров
О присуждении Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2021 года
О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации"
О присуждении Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности 2021 года
О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 800 "Вопросы Государственного Совета Российской Федерации"
О внесении изменений в состав совета по реализации Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы и в состав президиума этого совета, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. № 76
Читайте нас в
Депутат Государственной Думы РФ Артем Кавинов прокомментировал учреждение Дня народных художественных промыслов России.
Владимир Путин подписал указ о праздновании дня народных художественных промыслов в России в предпоследнее воскресенье июня. Мы на нижегородчине, у которых этот праздник на уровне региона уже был с 2013 года, ждали этого важного решения. С инициативой ввести празднование дня НХП в России выступал и губернатор Глеб Никитин. Рад, что в этом году, в год культурного наследия народов России, это свершилось. Ранее нижегородскую идею поддержали на федеральном уровне и наши коллеги в Совете Федерации, и в Правительстве страны. Этот день, уверен, станет важным символом сохранения уникальных производств и мастеров нашей страны.
Праздник тесно связан с Нижегородской областью. И это не просто слова. Наш регион является одним из ведущих регионов в сфере НХП. В районах области сосредоточено более половины всех народных промыслов страны, сейчас это 27 мест бытования НХП. Многие из них находятся в районах нашего северного округа. Это и всем известная хохлома, и чкаловский гипюр, и городецкая роспись, и пряники, и варнавинская резьба по кости.
И важно не только их бережно хранить, но и развивать. Отрасли НХП в качестве поддержки уже выделены дополнительные федеральные средства в размере 600 миллионов рублей. А на прошедшем Питерском международном экономическом форуме подписано трехстороннее соглашение между нижегородским правительством, Советом Федерации и Минпромторгом РФ о проведении сразу нескольких крупных мероприятий на нашей территории. Например, Международный фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров», Всемирный конгресс традиционной игрушки, Глобальный форум креативных территорий.
Уверен, что народные промыслы – это не только экономика. Это одно из направлений бережливого сознания, это его код, который мы так долго искали и наконец нашли.
Больше нет записей для загрузки
Нет записей для подгрузки
Нижегородцам вернули 6 млн рублей в результате перерасчета оплаты общедомового потребления электроэнергии
Учредитель: Правительство Нижегородской области
Рег. номер ЭЛ №ФС77 – 77243 от 20.11.2019 г.
Главный редактор издания: Авдеева Л.А.
ГАУ НО «НОИЦ»
603006, Нижегородская область,
г.Нижний Новгород, ул.Максима Горького, д.151 Б, помещение 5
Читайте нас в
Президент РФ Владимир Путин 17 июня подписал указ об установлении Дня народных художественных промыслов России. Праздник будут отмечать в предпоследнее воскресенье июня. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Напомним, что в Нижегородской области с 2013 года отмечался этот день, однако недавно регион выступил с инициативой сделать праздник федеральным.
Указ уже вступил в силу.
«Учреждение такого праздника Указом Президента для всей страны – народная инициатива из Нижегородской области. Мы предложили ее на федеральном уровне. Ранее получили поддержку Михаила Мишустина и Валентины Матвиенко. И вот логическое завершение», – прокомментировал подписание указа губернатор Нижегородской области Глеб Никитин в своем telegram-канале.
Глава региона также напомнил, что в Семенове с 18 июня стартует фестиваль «Золотая хохлома»(6+). Учреждение нового праздника станет большим подарком для участников мероприятия.
Отметим, что инициатором учреждения такого праздника в Нижегородской области стала автор социально-просветительского проекта «Мастерская радуги» Виктория Катамашвили. 25 января 2013 года она написала о своем пожелании губернатору, а спустя пять дней глава региона праздник учредили.
Больше нет записей для загрузки
Нет записей для подгрузки
Учредитель: Правительство Нижегородской области
Рег. номер ЭЛ №ФС77 – 77243 от 20.11.2019 г.
Главный редактор издания: Авдеева Л.А.
ГАУ НО «НОИЦ»
603006, Нижегородская область,
г.Нижний Новгород, ул.Максима Горького, д.151 Б, помещение 5
Читайте нас в
Правительство Нижегородской области и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выступили с инициативой о проведении в Нижнем Новгороде и Семенове в 2022 году Всемирного конгресса традиционной игрушки.
Как рассказал на заседании комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ в рамках Дней Нижегородской области заместитель председателя регионального правительства Олег Беркович, конгресс предлагается приурочить к празднованию 100-летия семеновской матрешки.
«В ноябре 2019 года в рамках заседания совета по межнациональным отношениям президент России Владимир Путин поручил проработать программу проведения Года народного искусства и нематериального наследия народов в 2022‑м с учетом особенностей каждого региона. Всемирный конгресс традиционной игрушки может стать яркой доминантой программы Года народного искусства и нематериального культурного наследия. Особенность Нижегородской области в том, что в его культурном наследии 2/3 народных промыслов России. Кроме того, в следующем году исполняется 100 лет традиционной нижегородской игрушке — семеновской матрешке», — сказал Олег Беркович.
Как отметил председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экономике, промышленности, поддержке предпринимательства, торговли и туризма Игорь Норенков, в регионе насчитывается 27 мест бытования народных художественных промыслов.
«С одной стороны, это большая гордость, с другой, не стоит забывать о том, что у каждого предприятия существуют свои проблемы, которые необходимо решать. Как правило, они связаны со сбытом продукции. Коллеги из правительства Нижегородской области сегодня выдвинули инициативу на профильном комитете Совета Федерации о системной поддержке таких предприятий. Опыт у региона уже есть — в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода было задействовано множество изделий мастеров НХП — это стало для них значительным подспорьем», — сказал Игорь Норенков.
Всемирный конгресс традиционной игрушки позволит привлечь не только российское, но и международное внимание к российским народным промыслам, а также предоставить возможность для общения и обмена опытом производителям традиционной игрушки из разных стран мира. Проведение конгресса в Нижегородской области также положительно повлияет на рост туристического потенциала региона.
Предполагается, что мероприятие пройдет летом 2022 года. Его подготовкой регион планирует заниматься в сотрудничестве с Минпромторгом РФ и Советом Федерации.
Напомним, что в 2021 году в Нижнем Новгороде и Семенове состоялся Глобальный форум креативных территорий, организатором которого выступили министерство промышленности и торговли Российской Федерации и правительство Нижегородской области при поддержке Совета Федерации Федерального собрания РФ. Форум стал площадкой для обсуждения комплексного развития мест традиционного бытования народных художественных промыслов, а также формирования эффективных моделей их развития. Глобальный форум креативных территорий стал лауреатом Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, завоевав 1‑е место. С 2022 года его планируется сделать традиционным. Такое предложение также было озвучено в рамках Дней Нижегородской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Больше нет записей для загрузки
Нет записей для подгрузки
Учредитель: Правительство Нижегородской области
Рег. номер ЭЛ №ФС77 – 77243 от 20.11.2019 г.
Главный редактор издания: Авдеева Л.А.
ГАУ НО «НОИЦ»
603006, Нижегородская область,
г.Нижний Новгород, ул.Максима Горького, д.151 Б, помещение 5
А вы знаете, какой образчик народного творчества чаще всего хотят увезти с собой из России зарубежные туристы? Конечно, русскую матрешку! Наивная, веселая и задорная, она покоряет сердца с первого взгляда. Рассказываем о том, как появился один из самых известных символов России, где его делают сейчас и как отличить игрушки, сделанные в разных регионах нашей страны.
Детская развивающая игрушка или символ России?
Технология изготовления матрешек окончательно сформировалась в XIX веке и с тех пор практически не менялась. Но вкладывающиеся друг в друга игрушки простых форм делались на Руси и раньше. Например, расписные пасхальные яйца – их создавали разных размеров и прятали в самом большом.
К слову, механический токарный станок в России был изобретен еще в 1717 году – на 80 лет раньше, чем в Европе, при деятельном участии Петра I. А через 100 лет – в начале XIX века – сотни мастеров уже занимались производством токарной игрушки: точили мелкие рюмочки, чашечки, грибки, яйца, баночки, подсвечники. Фото: Владимир Зинин\ТАСС
Бытует версия, что прототипом матрешки стала японская деревянная фигурка Ситифукудзин, означающая «Семь богов счастья». Этот разъемный сувенир изображает японского бога удачи Фукурокудзю с вложенными внутрь фигурками еще шести богов. Но в самой Японии авторство игрушки приписывают неизвестному монаху-миссионеру из России. Так что круг замкнулся.
Так или иначе, образ современной матрешки, который хорошо знаком всему миру, был создан в 1898 году в Москве, в мастерской при магазине «Детское воспитание» в Леонтьевском переулке. И магазин, и мастерская принадлежали семье Мамонтовых, в которой было шестеро детей. Жена Мамонтова Мария Александровна, деятельная и активная, была увлечена идеей всестороннего развития детей – своих и чужих. Она издавала журналы на эту тему, а также придумывала для своего магазина игрушки и игры, которые сегодня назвали бы развивающими.
Мастер-игрушечник 24-летний Василий Звездочкин родом из Сергиева Посада сделал первую деревянную заготовку для матрешки. Он вспоминал: «Увидел как-то в журнале подходящую чурку и по ее образцу выточил фигурку, которая имела смехотворный вид, напоминала как будто монашенку и была «глухая» (не раскрывалась). Мамонтов одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате».
Там игрушку «одели» в нарядный сарафан и русский платок, сделали ей веселое улыбающееся лицо крестьянской девушки, дали в руки петуха и назвали популярным в то время именем Матрена. Но она была такой уморительной, что прижилась лишь уменьшительная форма имени, и игрушка стала называться матрешкой.
Еще через два года Василий Звездочкин разработал технологию производства трех- и шестиместной игрушки. А вершину его искусства – восьмиместную матрешку – послали на выставку в Париж. Ее расписал один из создателей «русского стиля», художник-передвижник, архитектор и декоратор Сергей Малютин.
На парижской выставке 1900 года малютинская матрешка произвела фурор: за оригинальность и своеобразие росписи игрушка получила золотую медаль и стала всемирно известной. С тех пор почти все иностранцы, побывавшие в России, старались увезти с собой этот милый и незатейливый сувенир.
Фото: википедия
Задорный характер и русская душа
До сих пор русская матрешка является одним из самых популярных национальных сувениров. Ее образ претерпел множество изменений. В каждом регионе делают свою, уникальную роспись и стараются сделать именно свою матрешку узнаваемой, самобытной. Но общие черты сохранились. Это всегда румяная, дородная молодая женщина в праздничном русском костюме и цветастом платке на голове. Она мила, жизнерадостна, полна сил, так и пышет здоровьем и оптимизмом. Так что смело можно утверждать, что матрешка – игрушка с задорным характером и русской душой.
Матрешка – это символ жизни, материнства, продолжения рода: внутри нее многочисленное потомство, мал мала меньше. И каждую новую куколку, извлекая, можно рассматривать без конца: наряды и лица уникальны. Матрешка – это сильный образ, она как бы выступает опорой своего рода, берегиней и защитницей. Причем делает это легко, без всякого напряжения. Красивая, нарядная и яркая, она излучает благополучие, энергию и радость.
Пропорции матрешки за век с лишним почти не изменились. Хотя в начале XX века мастера экспериментировали с формой матрешки, делали ее конусообразной, шлемовидной, но потом изначально выбранная форма вернулась и закрепилась навсегда.
Для создания деревянной основы русской матрешки используют мягкие породы древесины – липу, ольху, березу. Больше всего мастера-токари любят липу, так как она очень мягкая и с нею легко работать. Для того, чтобы готовое изделие не растрескалось, дерево должно пролежать на открытом воздухе два года и основательно подсохнуть. После чего ствол распиливают на бруски. Для вытачивания игрушек подходят не все фрагменты, а только те, которые лишены сучков.
Весь путь от бруска до готового сувенира занимает множество этапов. Мастера-токари начинают работу с самой маленькой игрушки, которая должна поместиться в игрушку чуть большего размера. И так до самой большой. Заготовки для матрешек точат на маленьких кустарных предприятиях, а в некоторых селах России их изготавливают прямо в домашних мастерских. Например, в Полховском Майдане Нижегородской области практически все мужское население имеет собственные токарные мастерские, где любовно обустраивает рабочее место и инструмент. Еще бы – токарям приходится проводить у станков по 9-10 часов в день. А по-другому на кустарном промысле не заработаешь. Мастерство передается от отца к сыну.
Среднее количество матрешек-вкладышей – 4-5 штук, но бывают и исключения. Однажды на художественной фабрике «Семеновская роспись» была изготовлена матрешка, в которую вошло сразу 56 игрушек! Первая из этих фигурок, в которую прятались все остальные, была 1,5 м в высоту.
А самые большие неразъемные матрешки расписаны художником Борисом Красновым и находятся в Москве. Их «рост» – 13 метров. Больше них – высотой в 30 метров – только здание в форме матрешки, но оно построено не в России, а в китайской Маньчжурии.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Как и где расписывают матрешек?
Расписывают матрешек, отдавая дань традиции, до сих пор вручную. Но сначала выточенную на токарном станке и отшлифованную куклу нужно загрунтовать. Для этого каждую фигурку вручную натирают раствором крахмала и сушат при комнатной температуре, повторяя эту процедуру три-четыре раза.
Потом матрешек расписывают анилиновыми красками или гуашью. Процесс росписи матрешки обычно поделен на несколько операций. Сперва художницы наносят контур – вырисовывают на деревянной заготовке лицо, фартук, руки, платочек. Намечают детали карандашом, а потом обводят тушью. Затем закрашивают разными цветами одежду, платок, фартук. И украшают их узорами. Лицо рисуют в последнюю очередь. Это самая тонкая работа.
Большинство мастериц не покрывают лицо матрешки слоем краски, ведь цвет древесины хорошо передает тон человеческой кожи. А вот румянец во всю щеку – это обязательно. Как бы ни была наметана рука художницы, выражение глаз матрешки и ее улыбка всегда выходят немножко разными. В этом прелесть ручного промысла: матрешки неповторимы, каждая получается со своим выражением лица.
Когда краски высохнут, фигурки покрывают лаком и сушат при комнатной температуре.
Мест, где расписывают матрешек, в России великое множество. Но все же основные кустарные производства, которые имеют свой неповторимый почерк и узнаваемую манеру росписи, расположены в центральной России: в Сергиевом Посаде, Семенове и Полховском Майдане Нижегородской области, а также на севере, в городе Вятке.
Сергиево-Посадская матрешка представляет собой круглолицую нарядную девушку в ярком сарафане и узорчатой кофте. На ней яркий платок и передник. Контуры росписи всегда имеют черную обводку тушью. Передник может быть однотонным, в цветочек или с растительным узором. В память о первой матрешке, которая держала в руках петуха, в росписи сергиево-посадских матрешек часто отражают крестьянскую жизнь. Местные матрешки держат в руках кувшин, букет цветов, котенка или курочку. Это главная отличительная черта сергиево-посадской матрешки от всех других.
Семеновские матрешки узнаваемы по яркой росписи преимущественно красного и желтого цветов. Платочки традиционно окрашиваются в горошек. В отличие от сергиевских кукол, здесь особое внимание уделяется красивым цветочным мотивам на переднике. Мастера используют контрастные цвета и обводку деталей рисунка черной краской, чтобы они выделялись на фоне фартука.
Семеновская матрешка производится часто на тех же предприятиях, что и хохломская роспись, но традиции хохломы не переносятся на матрешек. Они имеют свой уникальный, совсем не хохломской вид.
Фото: Shutterstock/FOTODOM Полховскую матрешку легко можно узнать по основному элементу росписи на фартуке. Это всегда крупный цветок шиповника, рядом с которым часто рисуют полураскрытые бутоны на ветках. Роспись гораздо крупнее, чем у сергиево-посадской и семеновской матрешек. Передник часто заменен на овал, в котором размещается рисунок.
Традиционные полховские матрешки всегда были кудрявыми брюнетками: они изображались с выбивающимися из-под платка черными кудряшками.
Форма полховских матрешек также заметно отличается от всех остальных. Фигурки более вытянуты по вертикали, с маленькой, жестко очерченной головкой, у которой почти плоская макушка.
Вятская матрешка – самая северная. Ее тоже не спутать ни с какой другой: мастерицы украшают вятских матрешек инкрустацией из белой и золотой ржаной соломки. Рисунок росписи чаще геометрический, в нем заметны северные мотивы. Также у вятских матрешек самая подробная прорисовка лиц: они с большими голубыми глазами, пышными ресницами и пухлыми губками.
Начиная с 90-х годов прошлого века наряду с традиционными промыслами стала развиваться авторская матрешка. До сих пор множество народных художников по всей России делают свою неповторимую роспись.
Главным элементом украшения авторской матрешки по-прежнему остается передник. Но теперь на нем может быть изображен пейзаж, памятник архитектуры, фрагмент картины известного художника, сюжет народной сказки, жанровая сценка, да все что угодно!
Есть и портретные матрешки, изображающие исторических личностей. Причем они появились отнюдь не в 90-х годах прошлого века, как может показаться, а гораздо раньше. Известно, что еще в Российской империи к столетию войны 1812 года были сделаны две матрешки – Наполеон и Кутузов со своими штабами. А к столетию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя были изготовлены матрешки с персонажами его литературных произведений «Мертвые души» и «Ревизор». Также с дореволюционных времен выпускалось много матрешек, изображавших народы России в национальных костюмах.
Фото: Лысцева Марина\ТАСС Но все же самая любимая во всем мире – та самая, традиционная матрешка: русская красавица и умница, излучающая благополучие, энергию и радость.
Читайте также: