Что такое конструирование и моделирование игрушки
ВЫКРОЙКИ / ДЕКОРИРОВАНИЕ / ИДЕЯ / ИГРУШКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОНСТРУКЦИЯ / ЛЕКАЛА / МАКЕТ / МОДЕЛЬ / ОБРАЗЕЦ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЭСКИЗ / PATTERN / DECORATING / IDEA / TOY / INDIVIDUAL FEATURES / CONSTRUCTION / CURVE / SCALE MODEL / MODEL / SAMPLE / PROJECTING / SCETCH
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арефьева Мария Викторовна
В данной статье рассмотрены теоретические основы проектирования текстильной функциональной игрушки . Статья адресована преподавателям, студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арефьева Мария Викторовна
Проектирование содержания программ обучения дизайнеров одежды с учетом проблем разработки развивающих игрушек из текстиля для детей с ограниченными возможностями здоровья
Проектирование коллекции как способ творческой самореализации и профессионального становления будущих конструкторов изделий легкой промышленности
История развития Сергиево-Посадского института игрушки и его роль в области подготовки специалистов по созданию игрушки
Теоретическое обоснование модели профессионального становления студентов на занятиях по основам дизайна и критерии оценки
Текст научной работы на тему «Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки»
Проектирование и конструирование текстильной функциональной игрушки
В данной статье рассмотрены теоретические основы проектирования текстильной функциональной игрушки. Статья адресована преподавателям, студентам художественно-графических факультетов педагогических вузов.
Ключевые слова: выкройки, декорирование, идея, игрушка, индивидуальные особенности, конструкция, лекала, макет, модель, образец, проектирование, эскиз.
Projecting and designing of a textiles functional toy
The present article deals with the theoretical basis of projecting and designing of a textiles functional toy. The author depicts correlation and succession of stages in projecting and designing of a textiles functional toy.
Key words: pattern, decorating, idea, toy, individual features, construction, curve, scale model, model, sample, projecting, scetch.
На протяжении многих лет обнаруживается стремление выявить сущность проектирования и изложить его в виде некоего стандартного метода.
Рассмотрим некоторые определения и формулировки процесса проектирования:
- «отыскание существенных компонентов какой-либо физической структуры» (Алексан-
- «целенаправленная деятельность по решению задач» (Арчер);
- «принятие решений в условиях неопределённости с тяжёлыми последствиями в случае ошибки» (Азимов);
- «моделирование предполагаемых действий до их существования, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате» (Букер);
- «определяющий фактор для тех частей изделия, которые вступают в контакт с людьми»
- «приведение изделия в соответствие с обстановкой при максимальном учёте всех требований» (Грегори);
- «осуществление очень сложного акта интуиции» (Джонс);
- «оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определённом комплексе условий» (Мэтчетт);
- «вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего» (Пейдж);
- «творческая деятельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего ранее не существовало» (Ризуик) [2, с. 21].
© Арефьева М.В., 2010
Приведённые выше определения различны, и всё же им свойственна одна общая черта: в них говорится не о результатах проектирования, а о его составных частях. Обратим внимание на определение художественного проектирования, исходящее не из течения самого процесса, а из его результатов. Возьмём за основу, что проектирование - «процесс, кладущий начало изменениям в искусственной среде» [2, с. 31].
Наряду с понятием «художественное проектирование» встречается понятие «художественное конструирование». Художественное проектирование является более широкой областью по созданию изделий, чем художественное конструирование, которое входит в него как составляющая часть.
Художественное конструирование - один из самых интересных видов художественного творчества. Во многих словарях даётся следующее определение: конструирование - создание конструкции чего-либо.
Художественное конструирование - это творческий метод и неотъемлемая составная часть процесса проектирования промышленных изделий. Оно направленно на эстетическое преобразование внешней среды. Сконструировать -это значит определить внешнюю форму каждой детали, цвет, фактуру, материал, композицию.
Как в проектировании, так и в конструировании обязательно должна присутствовать поисковая деятельность. Очень важно, чтобы студент имел чёткое представление конечного результата, того, что в итоге должно получиться.
В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования:
- конструирование по образцу (или по предмету);
- конструирование по модели;
- конструирование по заданным условиям, проектирование.
Отдельными методистами выделяются такие виды конструирования, как тематическое конструирование и конструирование по замыслу. Однако в учебной деятельности они принимают черты конструирования по условиям.
Каждый вид учебного конструирования имеет свои особенности.
Так, например, при конструировании по образцу преподавателем демонстрируется образец
- предмет, обладающий определённой конструкцией, все особенности которой студенты могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством педагога. Образцом может служить предмет в натуральном (вещественном) виде, рисунок или фотография предмета. Задача учащихся заключается в том, чтобы как можно точнее воспроизвести предмет (образец), представленный преподавателем. Для воспроизведения конструкции необходимы внимание, наблюдательность и анализ: выбор основных частей и деталей, определение их формы, размера, взаиморасположения, способов соединения, сравнение (установление различия).
Конструирование по образцу способствует формированию познавательных процессов у студентов, таких, как целенаправленное восприятие и произвольное внимание, анализ, синтез, память. Результаты внимательного изучения образца студент отражает в предметном, вещественном виде. Невнимание может стать причиной упущений, которые могут сказаться на результате проделанной работы. Как правило, студент сам это ощущает, что стимулирует его к потребности уточнить полученную информацию: дополнительно рассмотреть и проанализировать увиденное.
Направленность на результат - одно из важнейших условий продуктивности и полноценности творческого процесса, как это отмечает психолог-исследователь Я.А. Пономарёв.
Термин «конструирование по модели» был предложен психологом А.Р. Лурия. Подобную работу он рассматривает как действенное средство активизации умственной деятельности учащихся. Модель, наряду с образцом, имеет определённую конструкцию и является для студентов ориентиром в работе, но в отличие от образца не даёт такого же наглядного и подробного представления о конструкции изделия, а предполага-
ет, что студент должен определить её самостоятельно.
Таким образом, конструирование по модели представляет собой умственную работу, требующую хорошо развитого пространственного мышления, умения мысленно сопоставлять, сравнивать, соединять и разъединять элементы модели.
Конструирование по заданным условиям -один из самых творческих видов конструктивной деятельности студентов, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. В данном случае учащимся предлагается набор условий, которым должен удовлетворить изготавливаемый предмет в применении. Направление деятельности обозначено достаточно отчётливо, но при данном способе конструирования работы у студентов получаются неодинаковые: ведь им не было предложено одинаковое решение.
Творческой разновидностью конструирования по условиям является проектирование вещей. В этом случае студент разрабатывает полностью изделие сам: определяет конструкцию, декор, а условия задаются областью функционирования вещи. Большинство занятий предусматривает синтез различных видов конструирования.
Художественное конструирование предполагает крупный серийный выпуск продукции с помощью отлаженного технологического оборудования, влияющего на его качество. Стоит обратить внимание на то, что в процессе обучения серийный выпуск продукции и высококлассное технологическое оборудование отсутствует, по этой причине можно ограничиться лишь проектом:
- на первой стадии семиотического изображения: рисунок, чертёж;
- на стадии макета - основной образец.
Поэтому в профессиональной области принято использовать термин «художественное конструирование», а в сфере образовательно-педагогической - термин «художественное проектирование» - метод дизайна.
В 1974 г. в ЛГПУ им. А.И. Герцена появляется первая учебная программа «Основы художественного конструирования» для высших педагогических учебных заведений (авторы А.А. Белов, А.И. Горелов, С.И. Пономарьков, рецензент Е В. Шорохов). В 1980 г. в МГПИ им. Ленина появляется вторая учебная программа «Основы художественного конструирования (проектирования)» для высших педагогических
учебных заведений (авторы Б.В. Нешумов, Н.Ф. Цветкова, В.И. Коваленко).
Во время перестройки учебный предмет «Основы художественного проектирования» потерял свою самостоятельность в учебном плане педагогических вузов и был введен в предмет «Основы художественного оформления в школе», хотя, на наш взгляд, всё должно быть наоборот. Художественное проектирование - самостоятельный компонент совершенствования подготовки учителя изобразительного искусства в системе педагогического образования.
В настоящее время художественное проектирование применяется как в профессиональной, так и в образовательно-педагогической областях. Среди различных видов творческой деятельности проектирование занимает особое место. Художественное проектирование, являясь частью культуры, способствует синтезу неприкладных искусств и техники. Преподавание художественного проектирования должно осуществляться так, чтобы каждый этап его был пронизан идеями развивающего обучения, взаимозависимости явлений, происходящих в искусстве, технике, природе, обществе. Содержанием художественного проектирования в системе подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графических факультетах должно быть проектирование игрушки. Объясняется это целеполага-нием педагогического высшего учебного заведения и школы, а не профессиональной подготовки дизайнеров. Художественное проектирование должно иметь педагогическую направленность.
Установлена межпредметная связь между учебными дисциплинами, преподающимся на художественно-графических факультетах. В процессе художественного проектирования студент использует все знания и умения, полученные на рисунке, живописи, композиции, скульптуре, методике обучения изобразительному искусству и дизайну, декоративно-прикладному искусству, начертательной геометрии и компьютерной графике.
Целью художественного конструирования является создание удобных в потреблении, целостных по форме, эстетически совершенных промышленных изделий, отвечающих одновременно высоким техническим и экономическим требованиям. В процессе проектирования студенты должны находить правильный подход к миру вещей, их удобству, эстетическому облику. Они
должны не только обладать достаточными знаниями в ряде областей (эргономики, эстетики и т.д.), но и профессионально владеть большим арсеналом средств композиции, хорошо разбираться в закономерностях строения объёмно-пространственных структур, владеть пропорцио-нированием, уметь использовать ритм, масштаб и масштабность, контрастные и нюансные соотношения, правильно использовать цвет и тональные соотношения - это важные выразительные средства, элементы композиции. Как отечественный, так и зарубежный опыт по созданию изделий высокого качества говорит о том, что только всесторонний учёт всех факторов, определяющих будущее изделие, приводит к целостной организации формы, тесно связанной с функцией. Здесь также важно творческое участие с момента зарождения идеи будущего изделия.
Красота и польза должны соединяться в промышленном изделии, рассмотрение формы промышленного изделия и его эстетическую оценку нельзя проводить в отрыве от самого предмета.
На занятиях проектирования текстильной функциональной игрушки чаще всего соединяется конструирование по образцу и по условиям. Проектирование текстильной функциональной игрушки - длительный процесс, включающий:
- постановку и осмысление проектной задачи;
- обоснование выбора материального воплощения идеи;
- разработку технологической карты;
- планирование деятельности по решению этих
- оформление идей графическим и макетным
- изготовление в материале.
Педагогу необходимо направлять свою работу на активизацию и развитие у студентов творческих способностей, учитывая их интересы и потребности. Качества личности успешно развиваются в процессе обучения только при наличии устойчивой заинтересованности в том или ином виде художественно-творческой деятельности.
Приступая к проектированию текстильной функциональной игрушки, студент определяет основные направления работы. Этапы поиска фиксируются в эскизах, набросках, схемах будущего изделия; из них выбираются лучшие, которые затем разрабатываются детально (см. схему).
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ
Формирование замысла, идеи
- сбор всей информации,
относящейся к разрабатываемому изделию, выявление требований к нему;
- изучение западных и отечественных аналогов. "Мозговой штурм"
Художественно-конструктивный текстильной функциональной
Воплощение творческой идеи в графической форме (эскизе)
и объёмах (макетах) Разработка выкроек-лекал.
Составление технического описания.
- раскрой деталей из ткани;
- соединение деталей кроя;
- придание формы отдельным частям игрушки;
- оформление игрушки (детализация, декорирование)
Началом проектирования является так называемое предпроектное исследование. Студенты на данном подготовительном этапе проводят сбор всей информации, относящейся к разрабатываемому изделию, выявляют требования к нему. Изучаются лучшие отечественные и зарубежные аналоги.
Изучение информации служит для учащихся основой для формирования творческого замысла. При анализе функциональных требований учащимися учитываются цели и условия эксплуатации изделия, связь с человеком и окружающей средой. Рассматриваются эргономические требования, согласно технологическим требованиям определяются основные конструктивные параметры игрушки, обеспечивающие её прочность, долговечность; выбор технологии, соответствующей задачам проектирования, затраты на технологический процесс. Эстетические требования определяют художественные качества игрушки: красоту формы, пропорции, умелое использование материалов, цвета, фактуры и др.
Таким образом, вся информация анализируется учащимися с позиций удобства, технологичности, экономичности и красоты проектируемой игрушки.
Следующий этап работы - художественно-конструкторский поиск, который заключается в выработке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной, графической форме (фо-рэскизы) и объёмах (макеты). Художественно -конструкторский поиск завершается разработкой эскизного проекта текстильной функциональной игрушки. На основе эскизного готовится технический проект, включающий конструирование деталей, требования к материалам, способы их обработки и т. д.
Заключительным этапом проектирования является изготовление текстильной функциональной игрушки в материале.
Рассмотренные этапы художественного проектирования являются основой для работы учащихся над проектом текстильной функциональной игрушки.
1. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений / С.Е. Беляева. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
2. Джонс, Дж. К. Инженерное и художественное конструирование [Текст]. - М., 1976. - 374 с.
1.Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.
Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причин. Одни из-за недостатка свободного времени, другие из-за неполной семьи, где женщины воспитывают будущего мужчину, третьи – вообще предоставляют ребенка самому себе – играть в компьютерные игры.
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
2. Моделирование и конструирование в рамках ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.
3.Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Оно бывает многообразным:
- конструирование из строительного материала
- конструирование из деталей конструктора
- конструирование из бумаги
- конструирование из природного материала
- конструирование из крупных блоков
- компьютерное конструирование.
Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
4. Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
Одним из методов погружения дошкольника в мир техники является метод проектов. Метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежат развитие познавательных навыков детей, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Как следствие проектная деятельность даёт возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнёрского взаимодействия.
5. При правильно организованной деятельности дети приобретают:
1. конструктивно-технические умения:
- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.
2. обобщенные умения:
- целенаправленно рассматривать предметы
- сравнивать их между собой и расчленять на части
- видеть в них общее и различное
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
- делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
6. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:
Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;
- дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький) .
- в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе) .
7. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:
- трудолюбие,
- самостоятельность,
- инициатива,
- упорство при достижении цели,
- организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:
- умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
- работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, 8. конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
9.С целью развития творческих способностей детей старших дошкольников через начальное техническое моделирование в условиях ДОУ и популяризации деятельностных технологий в системе педагог – ребенок – родитель творческим коллективом МДОУ «Детский сад №29 »:
- проводятся мастер-классы (с педагогами и родителями) по изготовлению технических моделей;
- соревнования с летающими моделями (с детьми);
- открытые занятия для родителей;
- занятия с детьми в рамках НОД по конструированию и ручному труду;
- участвуем в конкурсах различного уровня.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста моделированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе, в центрах дополнительного образования.
Моделирование технических моделей и робототехника - направление работы новое, инновационное, привлекающее внимание детей и родителей. В нашей стране в настоящее время можно было бы организовывать широкомасштабную моделирующее - конструкторскую деятельность с использованием разных материалов на участке детского сада и за его пределами. С этой целью можно объединить усилия нескольких учреждений. Такое взросло-детское сотрудничество вместе с другими педагогами и родителями могли бы организовать так называемые «предметники», работающие почти в каждом учреждении (художники изостудий, актеры, спортсмены, музыкальные работники и др.). Причем дети, у которых в результате целенаправленного обучения сформировано конструирование как универсальная умственная способность к творческому построению собственной деятельности, готовы к такому типу сотворчества. Взрослым же предстоит над собой поработать! Им необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат, но и процесс творчества.
10. Творите! Выдумывайте! Изобретайте!
Неуклонно расширяйте сферу своей деятельности!
И вы обязательно покорите новые вершины!
Л. Г. Комарова, «Строим из Лего» /Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г
2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей»
5. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Лего - мозаика в играх и занятиях»
6. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.
В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы.
Формирование целевых ориентиров дошкольного образования в условиях ФГОС, требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Материал для воспитателей, поможет раобраться, с орентироваться в условиях ФГОС.
«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »
Статья на тему:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС ».
Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причи.
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии.
Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС
Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечени.
презентация «Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.»
Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действитель.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Формы и методы работы по начальному техническому моделированию
Техническое моделирование и конструирование
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам и младшим школьникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, зарождается и развивается интерес к определенным объектам техники. Подобный вид технической деятельности характерен для школьников 9-10 лет.
Модели могут быть подвижными (воспроизводить действие действительного объекта) и неподвижными. На примере различных детских игрушек можно показать как неподвижные, так и упрощенные подвижные модели.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловатых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города.
В чем заключается сущность процесса конструирования? Это такой вид творческой деятельности, когда вначале в голове должен возникнуть образ будущего, еще не существующего сооружения, после чего его воплощают в реальность, создавая объект из подходящих материалов. [6]
Процесс технического моделирования можно расчленить на несколько этапов:
1. Определение объекта моделирования;
2. Подготовка рабочих чертежей;
3. Составление плана работы, подбор материала;
4. Исполнение намеченного плана;
Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию школьников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых учителей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей учащихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».[6]
Условно конструирование можно разделить на несколько этапов:
- Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.
- Определение путей решения технической задачи.
- Исполнение намеченного плана. Здесь учащиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по подготовленной документации- чертежу, эскизу, техническому рисунку, т.е. воплощают в реальность мысленный образ, возникший в начале работы.
Функцией руководителя во время творческой работы детей является косвенное и перспективное управление деятельностью ребят, также слежение за выполнением правил техники безопасности. Причем помощь ребятам оказывается исключительно по их просьбе и только при невозможности качественного оказания помощи другими ребятами. Это позволяет обучающимся самостоятельно обогатиться новыми знаниями, сформировать способы деятельности, предоставляет им возможность самореализации, т. е. способствует саморазвитию.
В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от учителя теоретические сведения, учащиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.
Важно обратить внимание на методическую сторону использования детских изделий, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.
Роль технического моделирования для всестороннего развития учащихся велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Младшие школьники знают марки многих автомобилей, самолетов, танков, кораблей. Они пользуются автобусом, трамваем, троллейбусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.
Учебная модель служит наглядным средством в работе с учащимися и является пособием, которое воспроизводит объект или его части в трехмерном измерении. Проще говоря, учебная модель - это копия действительного объекта, которая дает достаточно полное представление об его устройстве. Разумеется, это не исчерпывающее определение. Модели могут полностью воспроизводить объекты или передавать лишь общее сходство с ними. В первом случае модель является копией, во втором – стилизованной моделью.
Учащиеся начальных классов выполняют в основном стилизованные модели. Кроме того, они делают не только объемные, но и плоские модели, способом аппликации или монтажа на плоскости из отдельных деталей. Сюда относят силуэтные модели. Модели могут быть подвижными и неподвижными.
Макет является разновидностью модели. Это слово имеет несколько смысловых оттенков, например макет книги, театральной декорации. В широком смысле макет – это также объемное изображение действительного объекта. Но есть характерная особенность: макетом обычно называют модели построек, ансамбля, города. Макет, который в точности, во всех деталях передает оригинал, называется моделью.
Развитие творческих способностей заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования, его принципы и закономерности. Для этого вначале нужно объяснить ход создания моделей. Вначале надо наметить объект моделирования. Далее определяем вид модели: контурная, стилизованная, модель-копия, объемная или плоская. После этого определяют нужный масштаб, намечают основные части, детали, выполняют эскиз, на основе которого создают рабочий чертеж. Затем полученные размеры переносят на обрабатываемый материал. Заключительный этап моделирования – отделка изделия и испытание его в действии.
На первых порах обучения дети работают по готовым эскизам и чертежам с использованием преимущественно репродуктивных, воспроизводящих методов. Частично применяются методы, способствующие умственному развитию учащихся, т.е. проблемные, исследовательские и др.
Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания, и здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты с учётом возрастных особенностей детей. Машины и механизмы - сложные конструкции, воплотившие в себе достижения науки и техники многих поколений. Младшим школьникам сообщают лишь основные исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется лишь общее устройства объекта без детализации. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности.
Чтобы учащиеся хорошо усвоили учебный материал, занятия следует проводить систематически, отрывочные знания без взаимности, как правило, быстро забываются. Последующий материал обязательно должен опираться на ранее полученные знания. В процессе работы необходима строгая последовательность: начинать моделирование и конструирование следует с простейших изделий, постепенно усложняя модели и конструкции до уровня творческого исполнения. Нарушение принципов систематичности и последовательности вызывает затруднение в работе.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. В настоящее время возникла необходимость беспрерывного пополнения знаний. Машины, механизмы, оборудование постоянно совершенствуются, обновляются, модернизируются. Информационный поток велик, и вполне понятно, что усвоить весь материал практически невозможно, поэтому важно, чтобы учащиеся поняли главное, основное, умели логически мыслить, самостоятельно ставить и решать задачи. Принцип прочности усвоения знаний заключается в том, чтобы учащиеся усвоили суть изложенного материала, могли воспроизвести его в памяти и применить на практике.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Столичный центр образовательных технологий г. Москва
Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца
от 3 170 руб. 1900 руб.
Количество часов 300 ч. / 600 ч.
Успеть записаться со скидкой
Форма обучения дистанционная
Пояснительная записка.
Программа составлена опираясь на опыт народного художника России Петуховой В.И. и Ширшиковой Е.Н. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.
Работа в кружке «Моделирование и конструирование мягкой игрушки»- прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Кружок развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №>273-Ф3.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще- развивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
Об учете результатов вне учебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 - 13 в/07).
Направленность программы – техническая . Моделирование и конструирование способствуют познанию мира и расширению технического кругозора, развивают конструкторские способности. Углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Актуальность программы в том, чтобы приобщить современного ребенка, в то время когда стремительно развивается технический прогресс к народной истории через изготовление самодельной игрушки. Мягкая игрушка один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение шитьем мягкой игрушки помогает развивать воображение, чувство формы, цвета, трудолюбие, аккуратность и терпеливость.
Новизна программы заключается в новых оригинальных технологиях кроя. В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики. При выполнении практических работ воспитанники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов и ставит своей основной задачей сформировать у воспитанников эстетическое отношение к труду. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей.
Педагогическая целесообразность в том, что программа включает в себя два направления: игрушки из бумаги и мягкие игрушки из ткани и меха. Таким образом, работа с бумагой дает возможность детям более плавно перейти к работе с тканью. Кроме того, разнообразие деятельности помогает более эффективно повысить и удержать интерес к учебному материалу.
Цель занятия - способствовать развитию у обучающихся технической творческой активности, художественной инициативы, самостоятельности при создании различных игрушек своими руками.
Задачи:
Обучающие.
1. На занятиях знакомить ребят с разнообразными видами технического творчества и декоративно – прикладного искусства.
2. Знакомить обучающихся с безопасными приемами работы.
3. Формировать основы трудовой культуры, первоначальных знаний и умений.
4. Научить детей работать с искусственным мехом и другими швейными материалами, из которых можно изготовить мягкую игрушку.
5. Научить пользоваться выкройками, переносить выкройки на материал, увеличивать и уменьшать их.
6. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Развивающие.
1. Развивать творческие способности в сочетании с готовностью к исполнительской деятельности.
2. Прививать художественный вкус в оформлении готовых игрушек.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей трудолюбие, бережное и экономичное отношение к материалу, предметам труда.
2. Воспитание эстетического вкуса при подборе сочетания различных цветов и материалов.
3. Правильно подбирать фурнитуру для готовой игрушки.
Здоровьесберегающие.
1. Развивать зрительные восприятия с помощью детального рассмотрения объекта, выделения существенных (несущественных) признаков; сравнения своего изделия с образцом.
2. Развивать внимание (произвольное, непроизвольное), используя смену или сочетаемость разнообразных видов и форм деятельности, наглядный материал, личный интерес.
3. Развивать мелкую моторику кистей рук путем выполнения заданий практического характера, работы с материалами разных фактур.
Принципы построения программы :
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Личностно - ориентированный подход.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей
Ожидаемые результаты.
Воспитанники будут знать:
• Правила безопасности труда при обращении с иглой и ножницами.
• Первоначальные сведения о тканях и их свойствах.
• Понятие о выкройках, приемах разметки и экономном раскрое ткани.
• Название и назначение различных видов тканей и бумаги.
• Названия ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой.
• Термины, обозначающие технику изготовления деталей изделий и их назначение.
Воспитанники будут уметь:
• Выполнять швы «вперед иголку», «обметочный».
• Самостоятельно выкраивать и шить простую полу объемную игрушку.
• Самостоятельно ориентироваться в задании, где ребенку предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
• Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы по образцу и шить простую объемную игрушку.
• Контролировать свои действий в процессе выполнения и по завершении работы.
Адресат программы
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 15 лет.
Все задания соответствуют по сложности детям данного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Возрастные особенности детей (краткая характеристика данного возраста):
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста. Для детей данного возраста занятия техническим и декоративно-прикладным творчеством полезны тем, что они обеспечивают их общее развитие, способствуют получению информации об окружающем мире, формируют потребностно - мотивационную сферу - реализуются разнообразные и разноуровневые потребности ребенка, учитывающие индивидуальные особенности детей. На занятиях школьники сравнивают, находят общие и отличительные черты, выделяют главное, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы, проявляют самостоятельность мышления, высказывают собственную точку зрения. Особенности внимания детей данного возраста обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для ребят большое значение имеет информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости.
Срок реализации данной программы.
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 10 – 13 лет и рассчитана на 1 года обучения (в год 72 часа) . По программе учащиеся занимаются 1 раз в неделю по 2 часа, с 10-минутным перерывом, 1 академический час - 40 мин. Набор и отчисление детей в творческое объединение происходит на основании письменного заявления родителей.
Количество детей в группе – 10 человек
Форма обучения : очная
Формы аттестации : творческие работы, выставки, конкурсы, тестирование.
Читайте также: