Что такое игрушка доклад 3 класс
Игрушка - это предмет для забавы и обучения. В зависимости от того, кто её создал, она бывает народной, самодельной и промышленной.
Самодельную игрушку люди изготавливают в свободное время чаще всего для себя, своих детей. В некоторых семьях сохранились игрушки, с которыми играли ещё бабушки и дедушки. Игрушки делали из разных материалов: из бумаги, из ткани, из дерева, из глины.
История игрушки насчитывает многие тысячелетия. Игрушки появились вместе с человеком. В первобытном племени дети играли камушками и деревяшками необычной формы-это и были первые игрушки. Позже люди научились обрабатывать различные материалы, тогда и появились каменные, деревянные, глиняные игрушки, погремушки.
Самая древняя из всех игрушек - это кукла. В разных странах кукол изготавливали из различных материалов и пользовались ими тоже по-разному. Прослеживая историю куклы, мы узнаём, что египетские дети играли куклами, у которых были парики, подвижные конечности. В Древней Греции дети играли с куклами, сделанными из воска и терракоты. Интересен обряд, который существовал в Древней Греции. Девочки, которые достигали совершеннолетия, накануне свадьбы, в качестве посвящения во взрослую жизнь приносили в храм свои игрушки.
Жители определённого региона передавали из поколения в поколение традиции изготовления народной игрушки. По внешним особенностям можно было догадаться откуда родом эта игрушка.
Всем известна глиняная Каргопольская игрушка. Так назвали её в честь города Каргополя Архангельской губернии. По сравнению с другими, каргопольская игрушка на вид сурова. Для этой игрушки характерно то, что в ней есть сюжет с несколькими фигурами: весёлые тройки с седоками, катания на лодке, люди, работающие в поле, женщины, стирающие бельё. Фигуры людей приземистые, руки короткие, голова большая. Животных очеловечивали. Изображали медведей, баранов, лосей, лошадей, собак. Но они были в одежде, с музыкальными инструментами.
Украшали фигурки простым узором: волнистыми линиями, геометрическими фигурами и цветами. Кроме того использовали изображения солнца, неба, луны, земли, воды.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в деревне Филимоново. В основном филимоновские мастерицы делали свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Изображения людей вылеплены монолитно, без деталей. Узоры просты: «елочка», цветные полоски, геометрический орнамент, растительные узоры. Роспись проводили в строгом порядке - сперва желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным и добавляли зеленый.
Дымковскую игрушку мастерят в слободе Дымково неподалёку от города Кирова. Изготавливают игрушку в два этапа: сначала лепят изделие, затем расписывают. Дымковская игрушка отличается статичностью, пышностью форм и яркостью росписи. Для неё характерно использование разных цветов, но каждый цвет имеет свое значение: красный цвет-силы, здоровья, белый-чистоты, чёрный-лжи, синий-неба. Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, барашек, лошадка, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Каждая игрушка является авторской, непохожей на другие.
Городецкая игрушка - это фигурки коней с возками, барынь, деревянных и глиняных зверушек. Интересна и звуковая, музыкальная игрушка: птички-свистульки, дудочки, сопелки, погремушки, трещотки. Доставляют радость не только звуками, шумами, но и яркостью красок затейливого городецкого узора. Городецкая роспись — это яркие краски, розаны размером с кочан капусты, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта.
Красочна и городецкая детская мебель. Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Расписных скакунов на полозьях здесь, между прочим, делают до сих пор.
Матрёшка-русская деревянная игрушка, символ России. Родина её - город Семёнов Нижегородской области. Кукла, несущая в себе всё семейство, является еще и символом плодородия. Вложенные друг в друга куколки символизируют крепкую семью, взаимопомощь и духовную близость Матери приходилось много работать, смотреть за детьми, заботиться об их пропитании, для этого нужны были крепкие руки и здоровье, именно поэтому семеновская матрешка выглядит такой упитанной и цветущей.
В XV веке, когда совсем немного осталось времени до падения татаро-монгольского ига, а до правления царя Ивана Грозного оставалось еще лет сто, зародился промысел, получивший название богородская игрушка.
В Московской области, в г. Сергиев Посад, есть один из крупнейших мужских монастырей. В те далекие годы монастырские крестьяне из соседнего села Богородское начали вырезать из мягкой древесины растущих в округе лип фигурки людей и животных. Это были простые детские игрушки в виде мужика-крестьянина или кузнеца, а из животных – медведи, лисы и зайцы.
В XIX веке резьба местных умельцев по дереву стала очень популярна, фигурки хорошо раскупались и были известны даже за границей. Мастера делали игрушки двух видов:
- скульптурные – отдельные фигуры людей и зверей;
- подвижные – композиции из двух или больше фигурок, которые были так соединены, что могли вместе двигаться.
Самые популярные подвижные игрушки – это кузнецы, которые по очереди бьют молотами по наковальне, или мужик с медведем, перепиливающие бревно. У самых маленьких детей любимой игрушкой были курочки, стоящие по кругу и клюющие зерно.
Для работы мастера заготавливали подходящие стволы липы и сначала их сушили. Потом, распилив бревна на чурки, делали заготовки: два ловких удара колуном, и четыре заготовки можно брать в работу! Резчики использовали специальные ножи, особенные напильники, уникальные стамески, чтобы из куска дерева получить изящную фигурку русской барышни или удалого гусара.
Если сначала фигуры резали просто, без вырезания тонких деталей, не красили, то в более поздние годы мастерство росло, а сложность резьбы делала игрушки более привлекательными. Многие игрушки стали разукрашивать в яркие цвета и покрывать лаком.
Незадолго до революции в Богородском организовали артель, где наладили целое производство по выпуску резных игрушек, которые расходились по всему миру. Дерево обрабатывали и по старинке вручную, и на токарных станках.
В наше время богородская игрушка до сих пор популярна. Старинные сюжеты соседствуют с современными мотивами, среди которых в разное время были космонавты, шахтеры, резные портреты выдающихся людей. Ручная работа ценится очень высоко, а работают такие мастера часто по специальным заказам.
В селе, давшем название промыслу, которому уже больше трехсот лет, есть музей. В музее представлены экспонаты разных веков, различной техники исполнения. Самые частые экскурсанты в музее – иностранцы и дети, для которых проводят викторины и игры.
1. Игрушки являются свидетелями духовной культуры народа.
2.Отражают фантазию, жизнь наших предков.
3.С точки зрения поверья имеют оберегающее значение.
4.Через игрушки воспитываются у детей трудовые навыки.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_igrushki.doc | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»).
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков"
Урок по окружающему миру.
Куда и как селились наши предки
Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими .
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн.
Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"
Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100").
Как жили наши предки
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп.
Данный ЭОР составлен к уроку окружающего мира в 3 классе ("Начальная школа ХХI века") и знакомит учащихся с историей создания народной игрушки, с игрушечными промыслами России.
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_igrushki.pptx | 698.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ АВТОР: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ К оноплёва Г А МОУ СОШ с Сторожевка
Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка
РУССКАЯ МАТРЁШКА У каждого народа свои замечательные куклы. Подобно людям, некоторые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна такая перед вами – русская матрешка. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке»: все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные теперь во многих странах мира Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрёшки! Ложки деревянные, Матрёшечки румяные
Кукла эта, понятно, была японкой, точнее даже, японцем - сердитым на вид, узкоглазым стариком.
Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Эскиз матрёшки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. А дело было так. В художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старичка – Фукуруму . Кукла раскрывалась, в ней находились еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась, и наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году наша матрешка получила золотую медаль. Формочки для матрёшек вытачивались из берёзовых и липовых чурок. Токарь должен быть искусным, ведь есть матрёшки, состоящие из пятидесяти и даже из шестидесяти кукол. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу; самая маленькая не больше семечка подсолнуха.
Первая матрёшка изображала девочку в платке и сарафане с чёрным петухом на руках
ПЕРЕОДЕЛИ В РУССКИЙ КОСтюм , заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лёг на щёки румянец, прикрыл голову Переодели в русский косалый платочек, свесилась из-под него толстая коса. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша ? Матрёша ?
полховско - майдановская матрёшка
вя́тская игрушка , ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова ). Дымковская игрушка существует на вятской земле более четырёхсот лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья («свистопляска»), к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов , козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка изготавливается из местной пластичной красной глины с добавлением речного песка. Ей присущ несложный геометрический рисунок орнамента, росписи, яркий колорит, в котором много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого.
В большой деревне Федосеево , расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы , что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель.
Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых . В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.
ФЕДОСЕЕВСКАЯ ТОПОРЩИНА Или балясы. Ящечный стиль – еще и так его называли. Делалась такая игрушка в богатом лесом месте (Нижегородская область) из щепы и всяких отходов, вырубалась топором. Замечательной была не техника исполнения, а механическая идея. Кораблик не просто катился на колесиках, а еще и приводил в движение другие детали внутри. Карусель закручивалась – и раскручивалась обратно сама. Сейчас уже нет таких мастеров
Владимирская игрушка XIX век Три главных образа – это женщина, конек и птица. Любимый цвет – красный. Обязательный элемент росписи – Солнце. Владимирская игрушка XIX век.
Русский художественный промысел , сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области . Своё название получил от деревни Филимоново , где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.
За века филимоновская игрушка не утратила ни одного из своих элементов. Главное в ней свисток. С его помощью предки-язычники отпугивали дьявола, нечистую силу. Полна языческих символов и красочная роспись игрушки. Создавали филимоновскую игрушку женщины крестьянки. Искусство передавалось из поколения в поколение: с раннего детства мама или бабушка сажали девочку рядом с собой и приучали ее к лепке. Девочек, занимающихся лепкой игрушек, здесь называли свистульками. Готовые игрушки возили продавать на ярмарки, а вырученные от продажи деньги откладывались для приданого. Девушки из деревни Филимоново считались очень выгодными невестами. Во-первых, благодаря ремеслу люди в деревеньке были достаточно зажиточными. А во-вторых, филимоновские девушки среди парней пользовались популярностью и назывались беленькими. В этом названии было нечто барское. И правда, девушки работали не в поле-огороде, а в избе. В результате, как и барские дети, были светленькие, незагорелые. При раскрашивании игрушки мастерицы использовали всего три цвета: малиновый (в народе фуксиновый), желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, женщины шли на хитрость. Игрушку сначала в нужных местах прокрашивали желтой краской, а сверху накладывали традиционный малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становились красным и зеленым. Так, используя три цвета, игрушку раскрашивали в пять цветов
Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское .
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука . Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом. А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская работа «Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре»
Тема:«Является ли народная игрушка проводником к русской народной культуре» Цель исследования:Пробудить интерес детей к русской народной культуре.Задачи исследования:Познакомит.
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром .
Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче.
Внеклассное чтение "Русское народное творчество" "Русские народные сказки.
Конспект урока внеклассного чтения.
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики.
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев».
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред.
Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.
Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.
У игрушки много сторон – педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т.д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьёзное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.
Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!
Что такое игрушка? История игрушки
Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета.
Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все зависит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ребенка доброте, сопереживанию [1].
Смысл народной игрушки - развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки.
На ранних этапах первобытнообщинного строя игрушки отсутствовали. Это было связанно с примитивными средствами и формами труда, которые позволяли детям принимать участие в несложной работе взрослых: собирать пригодные для еды растения, корни, ловить рыбу, охотиться на мелких зверей и птиц, заниматься земледелием. С переходом к более высоким формам производства, разделением труда изменился и характер участия детей в разных его видах. Встала задача, как можно раньше научить детей владеть сложными орудиями труда, чтобы приобщить их к более важным видам деятельности. Для этого создавалась уменьшенная копия орудия труда. С их помощью дети упражнялись в условиях, приближённых к реальной жизни. Но уменьшенные копии не могли выполнять функции по назначению в полном объёме. Именно в этот период и стали появляться игрушки.
Игрушка только внешне отражала предметы быта. На протяжении тысячелетий игрушка менялась. Изменение прежде всего касалось производства: от кустарной к промышленной. Развитие науки и техники влияет на технологию создания игрушек. Появлялись более сложные орудия труда, техника, краски и материалы. Под влиянием господствующей идеологии изменялось содержание образов (в начале века – куклы барыни, служанки, монахи, ангелы, городовые, цари; позже – мальчиши – кибальчиши, куклы – красноармейцы, пионеры). Под влиянием социальной политики общества и научно – технического прогресса меняется ассортимент игрушек и их качество. Об этом свидетельствует появление в наше время компьютерных игрушек, игрушек на космическую тематику, куклы Барби. На протяжении столетий менялись функции игрушек (когда-то для отпугивания злых духов, как защитники рода, символ благополучия и урожайности) [2].
XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки.
Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию.
Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось очень много - разнообразных размеров, конструкций. В 1901 г. в Великобритании создали первый металлический конструктор.
Вообще, игрушкой может стать все что угодно. Свойство быть игрушкой не привязано жёстко к внешне материальным признакам того или иного предмета. Его попадание в класс «игрушек» обусловлено отношением к нему играющего человека. Именно человек превращает предмет в истинную игрушку в процессе игры с ним.
Роль истинной игрушки может получить любой предмет, если он:
- привлекателен – вызывает желание общаться с предметом, смотреть на него манипулировать им;
- доступен для овладения – определяется возможностями играющего встроить этот объект в своё жизненное пространство;
- не воспринимается в данный момент как «серьезная вещь» - то есть на него не распространяется общепринятые правила обращения с «серьёзными» предметами.
- Удовлетворяет возрастные потребности развития ребёнка;
- Способен стать символическим объектом для личностных проекций - когда возможен перенос своих переживаний, чувств, мыслей и поступков на свою игрушку как осознанно, так и на подсознательном уровне [3].
Читайте также: