Что такое елочные игрушки глинка
Второй год я собираю советские елочные игрушки. Не только я – много таких, как я. Поэтому надо действовать быстро, но осторожно. Потому что есть продавцы, которые продают настоящие игрушки. А есть те, кто торгует фальсификатом. Иногда отличить настоящую старую игрушку от подделки непросто.
С чего все началось? Все началось с того, что коллега принес на работу коробку со старыми новогодними игрушками. Для фотосессии наряжал где-то советскую ёлку. Часть игрушек в коробке была из того, что хранилось у него дома, часть он купил по объявлениям, что-то забрал бесплатно.
В общем, он не только игрушки показал, но даже и подарил пару (благородно! Спасибо Федор Шумилов!). С этого все и началось.
Я пришла домой, достала игрушки моего детства, они лежали в коробке из-под конфет «Ласточка» 1956 года (понятно, что это игрушки не только моего, но и до моего детства). И стала изучать, что за сокровища у меня есть. И какие еще советские игрушки бывают.
Узнала, что у каждой игрушки есть правильное название. Не шарик с вмятиной, как я думала, а «прожектор». Не просто домик, а «домик со снегом», или «домик с ёлкой», или «кошкин дом».
Игрушки в СССР делали на подвесе и на прищепке. На прищепках – это более ранние игрушки, поэтому они дороже. Не из-за прищепки, а потому что в 1940-е – 1950-е годы игрушки расписывали вручную.
Бывают игрушки стеклянные, из ваты, из папье-маше, из пенопласта, из картона, из стекляруса (это как из бус). Исполнены они бывают в краске или амальгаме (блестящая, ее используют при производстве зеркал).
Не знаю, стану ли я коллекционером, пока мне просто нравится их собирать. То есть я не коллекционер, а собиратель. Сначала собирала недорогие игрушки (минимальная цена – 50 рублей).
Потом стала выбирать более редкие, потом на прищепке. Теперь, когда немного разбираюсь, увлекает сам процесс поиска нужной игрушки. Познакомилась с продавцами из других городов. Они подсказали, что надо остерегаться недобросовестных продавцов, которые выдают игрушку после реставрации за «Хорошо сохранившуюся категории Люкс» и назначают сильно завышенную цену. А есть и вовсе новодельные игрушки, искусственно состаренные.
А первой моей покупкой стали несколько игрушек у бабушки возле метро. Среди них оказалась одна довольно редкая .Это я сейчас знаю, тогда просто шла мимо и решила купить.
По рынку видно, каких игрушек много, а какие встречаются редко. Например, «Аленький цветочек» очень редкий и стоит 120000 рублей. Или «Ящерица» – тоже редкая продается за 90000 рублей.
Мониторю «Авито» и «Юлу». На «Авито» больше 10 000 объявлений о продаже елочных игрушек. К Новому году их будет много больше. Недавно зарегистрировалась на интернет-аукционе. Там тоже много выставляют. В каждом лоте по одной игрушке и нужно делать ставки. Иногда можно купить по блиц-цене, т.е. не торгуясь. Купила «Дюймовочку» – немного ободранную, но всего за 125 рублей. Теперь ее надо доставить из Красноярска.
Стала интересоваться историей елочных игрушек. Оказалось, существует много разных наборов и серий. Каждый выпускался к какой-то дате или по какому-то произведению.
Вот, например, игрушки «Укутыши». Их делали в 1950-х годах. Укутыши – значит укатанные дети. Тогда детей зимой кутали в пуховые шали. Было тепло, но ужасно неповоротливо. Игрушки смотрятся забавно, но они довольно дорогие (от 1000 рублей за штуку).
«Хоккеисты». Из ленинградской серии игрушек 1960-х. У всех хоккеистов румяные щеки, наивные глаза и удивлённые лица. Стоят дешевле укутышей – от 500 рублей.
Серия «Космонавты» – понятно, посвящена полету Гагарина. Выпускалась с 1962-ого года
«Фрукты-овощи» производились на Фабрике ёлочных украшений УЛП Ленгорисполкома в 1950-60-х годах – в оттепель стало модно украшать ёлочку съедобными игрушками.
В 1953 году «Приключения Чиполлино» Джанни Родари перевели на русский язык, и сказка про борьбу угнетенных тружеников с угнетающими богачами сразу стала в СССР очень популярной. Сделать из Чиполлино, кума Тыквы и принца Лимона елочные игрушки захотели многие совесткие производители. Одним из первых это сделал ленинградский завод «Культигрушка». Его набор “Чиполлино” состоит из 23 игрушек и сейчас продается за 420 тысяч рублей.
Из набора «Доктор Айболит» исчезла обезьяна Чичи. Не сейчас исчезла – а изначально. В 1956 году автор этого набора Ю. Кузьмина представила на утверждение комиссии шесть игрушек: Айболита, утку Кику с рыбьим жиром, попугая Карудо с ватой, сову Бумбу с лекарством, обезьянку Чичи с термометром и Зайчика на костылях. Игрушки были раскритикованы и пять из них отклонены – комиссия посчитала их слабыми по образу и скульптурной форме. Утвердили только утку Кику с рыбьим жиром. Через месяц Кузьмина снова представила измененный проект на утверждение. Заяц в этом варианте уже был без костылей. А обезьяны Чичи просто не было. Коллекционеры мечтали бы заполучить ту не пошедшую в тираж обезьяну.
Мне очень нравится набор «Карнавал», который в 1960-х был сделан на Заводе стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий в Москве. У этих игрушек тоже есть загадка: из утвержденного набора с девятью героями в свет вышли только восемь. Загадочный «Мальчик-колокольчик» изображен только на коробке. Но его никто никогда не видел. У меня есть только три героя. Но хочу собрать весь набор. Опытные люди говорят, что очень трудно найти Деда Мороза.
Ватные игрушки мне пока не нравятся, хотя попадаются и весьма симпатичные.
- «Девочка в пальто» из ваты. Артель «Парижская коммуна». Москва. 1950-е гг. Стоит примерно 5000 рублей.
В теории на всем этом можно и зарабатывать, но я об этом не думаю, потому что я не продавец – собиратель.
К Новому году повешу все собранное на елку, покажу и расскажу новые истории.
Точного года, когда появилась техники "глинка" и "каустик" нет. Точнее, он не определён. На эту тему пока идут дискуссии и она остается открытой. Одни специалисты приблизительно обозначают первую половину семидесятых, другие называют более точную (и в то же время более размытую ) дату - до 1965 года. Третьи, в принципе называют шестидесятые.
Обсуждаются и сами техники. Встречала мнения о том, что "каустик" это подвид "глинки". Опять же, версии попадаются разные.
Точно одно - эти милые, безумно изящные ёлочные игрушки, которые попадаются в свободной продаже не так уж и часто, да и с детством ассоциируются у немногих (больше изюминка для коллекционеров), бесспорно украсят любую коллекцию. Своей праздничностью, но в тоже время выдержанной элегантностью.
Есть у них и более официозное название "стеклянно-ёлочное украшение алюминированное с художественными просветами, покрытое цветным лаком". Вот как.
Выпускались такие игрушки на Завидовской фабрике, Высоковской, Решетниковской, на знаменитой клинской фабрике "Ёлочка", о которой я уже писала и которая, в отличии от многих других елочных фабрик/производств, жива здорова и по сей день (в конце статьи дам ссылку на официальный сайт музея "Клинское подворье")
(загляните также, на мою статью о самом городе Клине и музее "Клинское подворье") , написанную после нашей поездки в Клин.
Заготовки игрушек для глинки погружались в жидкую глину, после чего уже и наносили рисунок. После чего ненужная глина удалялась. На очищенную часть рисунка наносили сперва амальгаму, потом лак (цветной). Возможны варианты.
Хотя, например, газета "Аргументы и факты", описывает этот процесс просто и можно сказать, весело )
" Технология сложная – брали прозрачную игрушку, опускали в ведро с глиной, вынимали, глина подсыхала, потом палочкой прорезали узор, заливали краску, краска высыхала, глину убирали – краска оставалась"
Да, сложная, но при этом. Игрушку, да в ведро, да палочкой )) Ну, спасибо, что не соломинкой :-) И. в ведро )
А вот про технику "каустик"
При выполнении игрушек в технике "каустик", на металлизированную (посеребрённую) игрушку наносился рисунок цветным лаком. Далее зделие погружалось в раствор каустической соды. То, что не было защищено лаком становилось прозрачным, теряло цвет. Это делала сода. Цвет/рисунок сохранялся только под лаком, амальгама и лаковое покрытие равны друг другу (по материалам Кристины Гришиной)
Когда говорят о данных техниках, среди прочих, непременно вспоминают имя Валентины Ивановны Ермаковой . Имя это, отлично знакомо жителям славного города Клина.
Валентина Ивановна окончила Загорский индустриальный техникум игрушки и в начале своей трудовой деятельности работала разъездным мастером-инструктором в Научно-исследовательском институте игрушки г. Загорска. Награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР, именно ее авторству принадлежат известные в данной технике игрушки, которые наверняка если и не притаились в вашей личной коллекции, то как минимум известны в теории вам и многим любителям- коллекционерам: «Матрешка», «Пушкинский фонарик», "мурзилка", "Часы", "Птичка", "Снеговик с колпаком", сосульки с мишурой, шары с просветом и др. Автор множества незамысловатых, но милых игрушек из вспененного полистирола.
После Загорска, Ермакова трудилась как раз на упомянутой клинской фабрике "Ёлочка", на должности старшего художника. Более тридцати лет!
Валентина Ивановна Ермакова удивительно чувствовала колористику, цвет, выполняла свою работу с уникальным зарядом авторского вдохновения и трудолюбия. Имея постоянное место работы на "Ёлочке",она регулярно бывала в командировках по всей стране, на других производствах, проводила многочисленные консультации, спасала ёлочный брак. По себе и своему любимому sweet-дизайну, знаю, что реставрационные работы пострадавших экземпляров - самый деликатный вид производственных обязанностей, самый кропотливый и требующий мастерства уровня "высший пилотаж". Исправлять брак и другие фабричные"косяки", абы кого не допустят. Только самого лучшего специалиста, с богатым опытом, и что важнее, особо острым чувством материала.
" Однажды мне довелось побывать в Казани. Там наделали брака, дело было подсудное, и ехать туда, по правде говоря, все боялись.
В универмаг поступила партия елочных игрушек «Ворошиловский конек», которая была сделана с нарушением технологии. Олифа плохо сохла, и конек выглядел так, будто мхом оброс. Конечно, их никто не покупал, и директор универмага уже обратился в суд. Я банки молча выскребла, олифу переварила (туда канифоль нужно было добавить, секрет такой есть). Лошадок оштукатурили, перекрасили, исправили. Потом и вторую партию переделали, в общем, решили проблему. " (с) Клин православный. Из интервью с В.И.Ермаковой
Сегодня в речи коллекционеров ёлочной игрушки постоянно звучит название - ГЛИНКА. И все отлично понимают, о какой игрушке идет речь.
Несколько лет назад на одном очень уважаемом Форуме впервые появилась информация об игрушках, изготовленных по МЕТОДУ ГЛИНКИ. В целом, первый Паблик об этих игрушках был составлен по материалам Форума. Других источников в то время не было известно. Да и особого интереса к этим игрушкам мало кто проявлял.
Шло время… Постепенно слово «МЕТОД» из обихода исчезло, осталось только слово «ГЛИНКА». Оно прочно закрепилось за этими игрушками, хотя правильное их название даже ничего общего не имеет с укоренившимся…
Сегодня мы уже точно знаем, на документальной основе, что «ГЛИНКИ», которые набрали всего за полгода неимоверную популярность , называются "СТЕКЛЯННО-ЁЛОЧНОЕ УКРАШЕНИЕ АЛЮМИНИРОВАННОЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОСВЕТАМИ, ПОКРЫТОЕ ЦВЕТНЫМ ЛАКОМ." (Далее ГЛИНКА).
РАЗВЕНЧАНИЕ МИФА.
Долгое время считалось, что ГЛИНКИ выпускались всего один год и только на одной фабрике. Однако, это совершенно не так. Кропотливая работа Виталия Хахлева в архиве дала свой результат - были найдены уникальные документы, из которых следует, что Завидовская фабрика выпускала эти игрушки с 1970 года, а вот Высоковская фабрика в 1969 году уже ПЕРЕвыпускала эти игрушки. Дальнейшая работа в архиве показала, что первое упоминание о ГЛИНКЕ относится к 1965 году по Клинской фабрике, но это уже был перевыпуск. На одной из упаковочных коробок ОТК на ярлыке - последние четыре цифры 3917 - это регистрационный номер игрушки. В 1965 году регистрация игрушек начинается с 5510 (пример), но здесь дальнейшие следы теряются. Остаётся только предположить, что ГЛИНКИ начали выпускаться до 1965 года.
Теперь мы смело можем утверждать, что ГЛИНКИ начали выпускать с середины 60-х годов (возможно и раньше) и до…
Фабрика г. Конаково Калининского ПОХИИ выпустила Набор шаров ГЛИНКА в 1988 году.
Таким образом временные рамки выпуска ГЛИНКИ раздвинулись с 60-х годов и до конца 1980-х годов.
Возможно дальнейшие поиски дадут новые результаты и тогда будет внесена дополнительная ясность…
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Технология изготовления игрушек заключалась в следующем:
1. Выдувались стеклянные заготовки.
2. Их окунали в жидкую глину и просушивали.
3. Затем на глину наносили рисунок.
4. Удаляли лишнюю глину. Чаще всего удаляли глину с фона. В этом случае рисунок оставался прозрачным. Если глину удаляли с рисунка, то прозрачным оставался фон.
5. Очищенная часть рисунка покрывалась амальгамой, а затем цветным лаком.
Был еще один способ в изготовлении Глинки:
После нанесения "серебра", всю игрушку покрывали цветным прозрачным лаком. В этом случае прозрачные места становились прозрачно-цветными.
Есть предположение, что некоторые ГЛИНКИ «серебрились» изнутри. Трудно с этим согласиться. Если вначале внутреннюю часть игрушки покрыть глиной (это еще возможно), то вот сделать внутренний рисунок НЕВОЗМОЖНО.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По форме игрушек было очень много: от Шаров и Подвесов до Фигурок и Верхушек.
Так появились на ёлках советских граждан уникальные и очень красивые игрушки.
ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ, ХОТЯ И СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ РЕАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ.
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ВИТАЛИЕМ ХАХЛЕВЫМ и ВАЦЛАВОМ ВОЙЧЕНИКА.
ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ.
№1196. “Мишка с гармошкой“ ёлочное украшение из стекла.
№1197. “Птенец“ ёлочное украшение из стекла.
№1198. “Мышка“ ёлочное украшение из стекла.
Из трёх игрушек принят был один "Мишка с гармошкой". Птенца Маргарита пыталась дорабатывать и перерабатывать, но так он и не прошёл комиссию. Мышку комиссия отклонила.
№1196. Мишка с гармошкой.Ёлочное украшение из стекла.Игрушка разработана в 1951 году.
Сокровища Маргариты.
Мои заметки из истории ёлочных игрушек.
Вы уже знакомы со статьёй Светланы Гаевской «Королева Маргарита», которая была опубликована в моём журнале
ВРЕМЯ РЕКОРДОВ .
ЗАМЕТКИ МОИХ ДРУЗЕЙ О ЁЛОЧНЫХ ИГРУШКАХ.
Маленькие флажки из плотной бумаги, на них картинки - жизнь страны, ее будни и праздники , ее гордость - парашютисты, совершающие учебный прыжок, пограничник с собакой, сигнальщик, капитан подводной лодки на капитанской рубке, полярники на льдине и красный самолет.
Фото с аукциона.
СИГНАЛЬЩИК С МАРАТА.
ЗАМЕТКИ МОИХ ДРУЗЕЙ О ЁЛОЧНЫХ ИГРУШКАХ.
Любому обществу во все времена нужны были свои герои - те, кого приводят в пример молодому поколению, на кого равняются, с кем себя сравнивают люди, начинающие строить свою жизнь. И во все времена герои появлялись - иногда вопреки всем обстоятельствам. Порой героев создавали - помогали достигать рекордных целей, обеспечивали всесторонней поддержкой, или растили ! Но никогда не покупали , как покупают сейчас, например футболистов, а растили с детства, своих, из своих, для своих. Чтоб было кем и чем гордиться. Честными достижениями и рекордами своего народа.
О своих героях писали в газетах, снимали фото и кинорепортажи, слагали стихи и песни. Да, пропагандировали, как образец. Объясняли человеку с детства , "что такое хорошо, и что такое плохо". Героями детских книг, прототипами игрушек, наряду со сказочными персонажами, могли стать вполне реальные личности, которых знала вся страна. И даже на праздничной новогодней елке всегда должно было быть место для них - летчики, парашютисты, колхозницы , трактористы , пограничники и . герой нашего рассказа, морячок-сигнальщик .
Сигнальщик с "МАРАТА" скульптор М.Манизер
ПО СТРАНИЦАМ КАЛЕНДАРЯ.
Заметки моих друзей.
19 февраля 1938 года – Завершился дрейф папанинцев!
Фото из открытых источников.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ.
Мои заметки из истории ёлочных игрушек.
С ЛЁГКОЙ РУКИ АВТОРОВ "БЕЛОГО" И "СИНЕГО" КАТАЛОГОВ ОДНУ ИГРУШКУ ИЗ СЕРИИ "ДРУЖБА НАРОДОВ" НАЗЫВАЮТ "УЗБЕЧКА". МНОГИЕ ПРОДАВЦЫ ЕЁ ЖЕ НАЗЫВАЮТ "ТАДЖИЧКА", НО У ПРОДАВЦОВ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ЛЮБОЕ НАЗВАНИЕ.
КРОМЕ УЖЕ НАЗВАННЫХ КАТАЛОГОВ, НАЙТИ ОФИЦИАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ НАЗВАНИЮ НЕ УДАЛОСЬ.
НО ВОТ МНЕ ПРИСЛАЛИ ФОТО, КОТОРОЕ МОЖНО СЧИТАТЬ
ПРОТОТИПОМ "УЗБЕЧКИ" (ЭТО МОЁ, ЧИСТО СУБЪЕКТИВНОЕ, МНЕНИЕ).
С.А. ЧУЙКОВ. "ДОЧЬ СОВЕТСКОЙ КИРГИЗИИ", 1948 г.
К заметке.
Чтобы поднять настроение – надо собирать елочные игрушки. Я собираю советские. Уже два года. Занятие увлекательное – потому что надо торговаться на аукционах, ждать, когда игрушку привезут и какой она окажется (покупаешь-то по картинке). А на елку нужно вешать осторожно – могут разбиться (Черномор уже погиб безвозвратно – упал и голова отвалилась).
Как я начала собирать игрушки – уже писала (см. тут). Познания о советских игрушках приходили постепенно. Узнала, что игрушки в СССР делали на подвесе и на прищепке. На прищепках – более ранние игрушки, поэтому они дороже. Не из-за прищепки, а потому что в 1940-е – 1950-е игрушки расписывали вручную.
У каждой игрушки есть правильное название. Не шарик с вмятиной – а «прожектор». Не просто домик, а «домик со снегом» или «домик с ёлкой».
Сначала я собирала недорогие игрушки (минимальная цена – 50 рублей). Потом вошла во вкус. Например, игрушки из набора «Укутыши» от 1000 рублей за штуку. Укутышей делали в 1950-х годах, укутыши – значит укатанные дети. Хоккеисты из ленинградской серии игрушек 1960-х дешевле укутышей – от 500 рублей.
Игрушки приезжают обычно почтой – еще ни одна не потерялась. Ко мне они добрались из Магнитогорска, Таганрога, Новосибирска, Калача, Красноярска, Самары, Москвы, Йошкар-Олы, Архангельска и т.д.).
Недавно появилась у меня очень симпатичная игрушка Снегурочка художника Павлова, артель «Культигрушка» (Ленинград). Понятно, стала вспоминать историю Снегурочки. Внучка у Деда Мороза появилась только в советские годы (ни у каких Санта-Клаусов внучки нет – только у нашего). Версия появления ее рядом с Дедом такая – в 1937 году в Колонном зале Дома Союзов впервые устроили детскую елку. Организаторы решили, что одного Деда Мороза мало – и сначала хотели дать ему в пару Снеговика-почтовика. Но потом решили, что надо соблюсти гендерный баланс, и забрали Снегурочку из пьесы Островского. А может, из сказки Даля «Девочка Снегурочка» – там старик со старухой решили слепить себе дочку. Почему вдруг в таком возрасте и почему из снега – непонятно. Старик принес комок снега в избу, положил в горшок. Оттуда в итоге появилась девочка, но кончилось все плохо – прыгала она через костер и превратилась в облако.
Моя снегурочка тоже нежная – может разбиться, я с ней осторожна.
Эти три игрушки – «глинки». Партию игрушек таким методом выпустили только один раз – в 1970-х. Правильно они называются – «стеклянно-ёлочные украшения алюминированные с художественными просветами, покрытые цветным лаком». Делали их так: выдували стеклянные заготовки, окунали в жидкую глину и сушили. Потом глину удаляли – или с фона, или с рисунка. Очищенная часть покрывали амальгамой, затем цветным лаком. Так как таких глинок выпущено немного, я – владелец невероятной редкости.
Есть у меня несколько красивых «прожекторов» – шариков с впечатанным боком. Их тоже сложно делали: шар охлаждали, затем разогревали его бок и вдавливали в него металлическую форму. Смотрятся загадочно. Пара игрушек у меня с кракелюрами (это трещины на краске). Краска в этих местах может осыпаться.
Верхушка елки – это очень важно. По идее, на елке должна быть вифлеемская звезда. Но в СССР ее, конечно, заменили на красную пятиконечную. В пособии «Елка в детском саду», выпущенном в 1937 году, Наркомпрос дал рекомендации по украшению новогодней елки: “Прежде всего, необходимо украсить центральную, наиболее высокую верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой, соответствующей своим размером размеру елки. Звезду эту можно подобрать в ассортименте готовых елочных украшений. Другие три-четыре верхушки елки можно украсить небольшими блестящими шпилями (верхушками из дутого стекла)”.
В 1960-х звезду стали заменять на макушку-пику, стилизованной под взлетающую ракету. У меня такая есть.
Повезло выиграть на интернет- аукционе зимних детей. Это 50-е годы. Из темы, которая так и называется: «Дети». Таких любили рисовать на открытках Тальберг, Шубина и Гундобин.
- Борис Тальберг. “Прогулка” – 1956 г. Игрушки – Укутыш и Мальчик в шарфе“Мальчик” Галины Шубиной, 1954. Игрушка “Мальчик”, 1952
Клоун Лауша приехал ко мне из Саратова. Он иностранец – из ГДР, из города Lauscha. Этот городок (население 4000 человек) – родина стеклянных ёлочных украшений. По легенде, в 1847 году бедный стеклодув, у которого не нашлось к Рождеству настоящих орехов и яблок для рождественского дерева, смастерил орехи и яблоки из стекла. Оттуда все и пошло. Когда город – после раздела Германии – оказался в ГДР, игрушки стали делать машинами на государственных фабриках.
У немецкого клоуна очень тонкое стекло и он очень легкий. Из ГДР у меня еще есть еще зеленый прожектор – тоже легкий.
Пополнила набор «Карнавал» (он был сделан в 1960-х на Заводе стеклянных ёлочных украшений и оптических изделий в Москве). У набора есть загадка – худсовет утвердил девять героев, но «Мальчика-колокольчика» никто не видел, но на коробке он нарисован.
Сначала у меня было три героя. Теперь к Космонавту, Снеговику и Звездочету присоединились Снегурочка и Хоттабыч.
К Ненцу из набора «Дружба народов» приехала Узбечка из Новосибирска (знакомые почему-то называют ее учеником Мао Цзэдуна – сравнивала, некоторое сходство есть, но не стопроцентное).
Летом на «Авито» было около 10 тысяч объявлений о продаже елочных игрушек. Сейчас почти 20 тысяч. Попалось предложение игрушки за миллион рублей. Неужели и правда?
Надеюсь, просто внимание привлекают. Потому что миллиона у меня нет. А собирать игрушки хочу и дальше. Очень поднимает настроение.
Читайте также: