Авторские права на игрушки судебная практика
Навеяно постом про плагиат. @enotoff.hm, я сначала хотела дать комментарий у вас в теме , но подумала, что выйдет слишком большим, а потому отдельным постом.
Для начала про само авторское право.
Я сама не юрист, просто интересовалась немножко данной темой, а потому вдаваться в какие-то законы и статьи, писать про срок давности и прочее не буду. Могу только отметить, что несмотря на то, что с законодательной базой по авторскому праву в России все не просто и судебных прецедентов не так уж и много (есть куча более простых способов нагадить конкуренту и/или срубить бабла), тем не менее все идет к тому, что постепенно эту тему начинают реализовывать. Вот несколько примеров по предъявлению авторских прав, о которых слышно в нашей провинции за последнее время:
1. Британская компания Entertainment One UK Limited в 2018 году направила в арбитражный суд Пермского края несколько десятков судебных исков к местным ИП-шникам по поводу нарушения авторского права со Свинкой Пеппой, продукцию с изображением которой они реализовывали. А по России уже больше тысячи таких исков. Суммы исков, как правило, не большие, 20-50 тыс. руб.
2. Московская контора УПРАВИС от имени г-на Чусовитина направила иски против пермских и екатеринбуржских предпринимателей за использование изображения с фотографией памятника Татищеву и де Геннину. Т.е. условная я сфотала памятник, напечатала открытки/путеводители со своей фотографией, стала продавать и получила иск. Суммы исков 10-170 тыс. руб. По слухам, УПРАВИС пытается наложить лапы на Родину-Мать в Волгограде.
3. Московский художник Борис Матросов добился признания своих авторских прав на объект «Счастье не за горами», размещенный в Перми на берегу реки Камы, т.к ряд компаний начал выпуск сувенирной продукции с использованием объекта без ведома художника и соблюдения его авторских прав.
4. ООО "Маша и Медведь" (одноименный мультфильм) трясут мелких предпринимателей по всей РФ за нарушение исключительных прав на использование персонажей мультипликационного сериала. Суммы исков 10-100 тыс. руб.
5. "Карт Бланш Гритингс Лимитед" (является правообладателем исключительных прав на персонажа Me To You Bear, более известного как мишка Тедди) потребовало с ИП из ЗАТО Звёздный Пермского края 60 тыс. руб. за незаконную продажу картины с известным мишкой.
6. Ну и не забываем про блокировки сайтов, ютьюб-каналов, страниц в соцсетях по жалобе правообладателя. Из последнего, ВК пригрозило Vargtroms Studio (они делают аудиокниги и распространяют бесплатно, что важно) блокировкой группы за нарушение авторских прав.
Как вы видите, прецеденты все же есть. И если вы работаете официально = мелкий ИП, то привязаться к вам при желании можно. Суммы для мелкого провинциального ИП или оф.самозанятого могут быть довольно существенные. Или если вы просто "рукодельник", но вам удалось раскрутить свою страницу/канал/сайт и у вас довольно большая аудитория (много подписчиков), то и тут можно привязаться и нагадить, например, блокировкой, что тоже может быть довольно критично.
Теперь мое мнение как рукодельника.
1. Очень важный момент, на который стоит обратить внимание - это факт продажи. Т.е. если вы делаете что-то даром (распространяете бесплатно), то привязаться к вам будет сложнее. В принципе, для бесплатного распространения, вроде как, можно. Но если вы продаете или планируете монетизировать каким-либо образом свое творчество, а тем более планируете достигнуть какого-то уровня (сделать магазин/раскрутить свою группу/получить какую-то известность/официально работать), то я бы поостереглась какого-то массового копирования чьих-либо работ. Как пример, претензии к Vargtroms. Они пока держатся только за счет того, что бесплатно распространяют свои аудиокниги.
2. У меня с креативом тоже туго, но я считаю точный повтор для себя унижением. В данном случае, конечно, речь о каких-то заметных работах, в которых действительно есть какой-то авторский мотив. Если вы шьете обыкновенную наволочку из покупной тряпки, то креативить там особо нечего, но даже с наволочкой можно что-то придумать (вышивка, авторский рисунок, ручное окрашивание, какие-то особые ткани и т.п.). Я, например, стараюсь вообще таких изделий не делать, т.к. мне не хочется "работать китайцем", а хочется, чтобы у моих изделий была какая-то индивидуальность.
3. При публикации изделия с авторским рисунком уместно указывать автора или писать, что по мотивам такой-то работы.
4. Несмотря на то, что в авторском праве официально не используется понятие «сходство до степени смешения» и создание разными авторами независимо и самостоятельно друг от друга двух похожих произведений не является нарушением авторских прав, но могут "предъявить" и за переработку. С ней еще более не понятно, чем просто с воспроизведением, и если дело дойдет до суда, то в каждом конкретном случае суд будет учитывать разные обстоятельства.
5. Все картинки, которые есть в интернете, не являются ничьми. Если вы скачали картинку в векторе и погнали ее выжигать лазером на фанерке с целью дальнейших продаж, то автор картинки может вам предъявить. Другое дело, что если вы ВасяПупкин из Зажопинска и у вас 10 подписчиков, а все ваши "клиенты" - это ваша родня и соседи, то, скорее всего, автор просто не узнает, что вы используете его картинку. Но тут, опять же, если вы получите какую-то известность (например, офигенно раскрутите вашу инсту) или предмет авторства станет сверхпопулярным, то автор может и заинтересоваться вами. Тут пример как раз со Счастьем в Перми. Оно стояло себе (подумаешь, буквы из фанерки), но постепенно стало одним из символов города. Сувенирщики погнали использовать его в разном виде. Вот и автор сразу объявился. Или памятник в Екб: с 1998 года стоит, картинки с ним клепали все, кому не лень, а претензии предъявили только в 2018 году.
PS Казалось бы, где ИП из ЗАТО Звездный и где Британия? Но появляются конторы или представители в России, которые отслеживают, подают в суды и прочее. Конечно, сейчас найдутся люди, которые будут писать, что, дескать, а пусть докажут, что я продавал или пусть докажут, что сам автор. Если дело дойдет до официальных претензий, то доказывать придется и вам тоже, а это лишние головняки и гемор. А, поскольку, судебная практика по авторским вопросам в России не очень развита (особенно в провинциях), как мне кажется, то суды просто принимают решение в пользу истца.
В Томске вынесли решение по гражданскому делу о наследовании авторского права. Истцом выступил Арсений Лойша - сын и наследник известного томского писателя Виктора Лойши. Ответчиком стало ООО "ИД СК-С", учредителем которого является Андрей Олеар, а директором - Татьяна Мут. Практика рассмотрения дел о защите интеллектуальной собственности в России не распространена, поэтому такие судебные процессы можно назвать исключительными, а принятое решение - прецедентным.
Виктор Лойша умер 23 января 2019 года, не оставив завещания на свои произведения. А значит, рукописи и право на их публикацию через полгода переходят к наследникам.
Изданная ООО "ИД СК-С" книга была подписана в печать 30 апреля 2019 года, то есть до вступления наследников в свои законные права.
Сын писателя обратился в суд, который установил, что издательство нарушило сразу несколько норм гражданского законодательства Российской Федерации. Во-первых, у него не было договора на издание рукописей Виктора Лойши. Во-вторых, нарушены права наследников: до истечения шести месяцев с момента смерти наследодателя ни одно третье лицо не имеет права распоряжаться наследуемым имуществом. В-третьих, издатель не уведомил законного наследника о намерении издать произведение, а фактически распорядился авторским правом Виктора Лойши.
До подачи искового заявления в суд истец неоднократно предпринимал попытки мирно урегулировать спор. В частности, еще до истечения срока вступления в право наследования направил ООО "ИД СК-С" письмо с предупреждением о противозаконности действий. Но безрезультатно.
Дело рассматривалось в Кировском районном суде Томска, при этом ответчик трижды не приходил на заседания. Суд признал, что публикация книги является существенным нарушением авторских прав и удовлетворил исковое заявление. "Ответчик, работая в сфере издательского дела, не мог не осознавать противоправный характер своих действий, публикуя сборник в отсутствие лицензионного договора с автором, а также в отсутствие согласия наследника на такую публикацию", - отмечено в судебном решении.
Такой подход к профессиональной деятельности не может быть оправдан юридической неграмотностью или иными причинами. Когда представитель ответчика все же пришел на судебное заседание, им были предоставлены лицензионные договоры с иными авторами: таким образом, издательство осознавало, что публикация произведения без надлежащего оформления - это существенное нарушение авторских прав.
Сын писателя уверен: такие вопросы нужно решать исключительно в рамках закона. Почему-то, когда речь идет о легальном бизнесе и банковских вкладах, честно заработанных квартирах или машинах, ни у кого не возникает сомнения, что это имущество наследников, и никто не говорит, что они должны пожертвовать им ради блага общественности. А вот к интеллектуальной собственности в нашей стране почему-то относятся как к общественному объекту, несмотря на то что это такой же предмет имущественного наследования.
Арсений Лойша, истец:
- Когда я принял решение, что буду подавать иск в суд на издательство, то понимал: хочу создать некий прецедент. Во-первых, дела подобного рода крайне редки в судебной практике. Когда я обратился к юристам, мне сказали, что авторское право - интересная отрасль юриспруденции, но на практике редко возникают споры по защите. Во-вторых, мне близка позиция писателя Петра Вайля, о которой я прочитал в одной из его книг. Она звучит так: "Согласно доброй российской традиции, никто авторского разрешения не спрашивает: считается, что хорошие намерения искупают все побочные эффекты и последствия". Полагаю, эта традиция неверна.
Авторские права художников подлежат охране, как и права авторов других произведений. Однако в отношении авторских прав художников есть некоторые нюансы, которые, порой, вызывают вопросы и требуют разъяснений.
В этой статье мы поговорим об авторских правах художников в форме «вопрос-ответ».
1 Какие авторские права есть у художника?
Как и автору любого другого произведения, художнику принадлежит весь комплекс авторских прав и еще кое-какие специальные права, относящиеся только к авторам произведений изобразительного искусства. А именно:
- Исключительное имущественное право. Оно возникает изначально у автора, но потом может принадлежать и другим лицам, если произойдет отчуждение исключительного права, например, по соответствующему договору.
- Право авторства. Это личное неимущественное право признаваться автором произведения. Оно возникает у автора и может принадлежать только автору. Это право неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
- Право на имя. Это тоже личное неимущественное право. Заключается в праве использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или вообще без указания имени. Это право тоже неотчуждаемо и отказ от него ничтожен.
- Право на неприкосновенность произведения. Это тоже личное неимущественное право автора, предусматривающее, что не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
- Право на обнародование произведения. Оно заключается в праве осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа и т.п.
- Право на отзыв. Означает, что автор имеет право до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании.
- Право доступа. Предусматривает возможность автора картины воспроизводить ее, даже если оригинал продан.
- Право следования. Предусматривает право автора на получение роялти от перепродажи экземпляра картины.
Два последних права (доступа и следования) – это специальные права, которыми могут пользоваться авторы не всех произведений. О них подробнее мы поговорим ниже.
2 Когда возникают авторские права художника и как их зарегистрировать?
Авторские права возникают в момент создания произведения. Согласно ст.1259 ГК РФ, для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. То есть произведение охраняется сразу, как только вышло из-под кисти (как например, без всяких формальностей охраняется жизнь ребенка только что родившегося, но не имеющего еще никаких документов). Таким образом, никакой регистрации авторских прав художника не требуется и вообще законом не предусмотрено.
3 Как долго действуют авторские права художника?
Авторские права на картину охраняются в течение всей жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти. Отсчет 70 лет начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Например, если художник умер 2 января 1999 года, то авторское право на его картины будет действовать до 1 января 2070 года.
4 Кто обладает правами на картину, которая была создана художником на заказ?
Это зависит от того, что написано в договоре, заключенном между художником и заказчиком. При изготовлении картины на заказ стороны должны заключить договор авторского заказа. Статья 1291 ГК РФ предусматривает, что при продаже автором оригинала картины, в том числе при отчуждении оригинала по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. То есть если в договоре с заказчиком у Вас ничего не написано про права на картину, то исключительное право останется за художником. Если же Вы с заказчиком договорились об отчуждении ему исключительного права, то это нужно зафиксировать в договоре авторского заказа.
5 Что происходит с авторскими правами на картину, если художник ее продает?
Это, опять же, зависит от договора, по которому происходит купля-продажа картины (договор купли-продажи). Стороны могут зафиксировать в договоре, что исключительное право на картину одновременно с продажей ее оригинала переходит к приобретателю оригинала. А могут оставить исключительное право у художника.
Если переход исключительного права к приобретателю в договоре не оговорен, то исключительное право остается у художника. Пункт 2 ст.1291 ГК РФ предусматривает, что если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. То есть, даже оставаясь правообладателем картины, художник не вправе помешать обладателю оригинала выставлять картину.
6 Что такое право доступа?
Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики и т.п.) требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. То есть художник, который остался обладателем исключительного права на свою картину, но продал ее оригинал, вправе потребовать у собственника оригинала доступа к картине для того, чтобы просто полюбоваться ею или воспроизвести. При этом, однако, художнику придется самому отправляться к обладателю оригинала или в то место, где находится картина, т.к. ст.1292 ГК РФ запрещает требовать доставки произведения от собственника оригинала к автору.
7 Что такое право следования?
Это право автора картины, продавшего ее оригинал, на получение процентных отчислений (роялти) при каждой перепродаже этого оригинала, если в такой сделке в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон или магазин).
Это право установлено в ст.1293 ГК РФ. Роялти выплачиваются автору указанными лицами в виде процентных отчислений от цены перепродажи. При этом автору или организации по управлению правами на коллективной основе, представляющей его интересы, должны предоставляться сведения, необходимые для обеспечения выплаты вознаграждения.
Размер вознаграждения установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 №285). Он составляет:
- При цене перепродажи до 100 000 руб. – вознаграждение составит 5% от цены перепродажи.
- При цене перепродажи от 100 000 руб. до 1 700 000 руб. – вознаграждение составит 5 000 руб. + 4% от суммы, превышающей 100 000 руб.
- При цене перепродажи от 1 700 000 руб. до 7 000 000 руб. – вознаграждение составит 69 000 руб. + 3% от суммы, превышающей 1 700 000 руб.
- При цене перепродажи от 7 000 000 руб. до 12 000 000 руб. – вознаграждение составит 228 000 руб. + 1% от суммы, превышающей 7 000 000 руб.
- При цене перепродажи от 12 000 000 руб. до 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 278 000 руб. + 0,5% от суммы, превышающей 12 000 000 руб.
- При цене перепродажи свыше 17 500 000 руб. – вознаграждение составит 305 500 руб. + 0,25% от суммы, превышающей 17 500 000 руб.
Кстати, стоит заметить, что данная норма и, соответственно, размеры вознаграждений относятся не только к художникам, но и к авторам авторских рукописей литературных и музыкальных произведений.
8 Существуют ли организации по коллективному управлению правами художников и какова их роль?
Да, такие организации существуют. Основная цель таких организаций – это отслеживание фактов использования произведений, сбор с пользователей вознаграждений, причитающихся авторам, и перенаправление этих вознаграждений авторам за вычетом своего процента «за услуги».
Организации по управлению правами на коллективной основе бывают аккредитованные государством и не аккредитованные. Для художников существует 1 организация, имеющая государственную аккредитацию, а также множество других, не имеющих такой аккредитации.
Организация, имеющая государственную аккредитацию, занимается, прежде всего (и на основании предоставленной аккредитации), управлением правом следования. Помимо управления правом следования эта организация может заниматься также управлением иными авторскими правами авторов произведений изобразительного искусства.
Организации, не имеющие государственной аккредитации, могут на основании заключенных с авторами договоров управлять различными авторскими правами художников.
Стоит отметить, что согласно ст.1242 ГК РФ, основанием для полномочий организации по коллективному управлению является договор. То есть автор, если он хочет поручить управление своими авторскими правами такой организации, обязан заключить с ней договор. Однако это правило не распространяется на организации, имеющие государственную аккредитацию. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены. То есть даже если у Вас нет договора с аккредитованной организацией, она все равно сможет представлять Ваши интересы, собирать причитающееся Вам вознаграждение, оставлять себе процент, а остальное перечислять Вам. Если Вы не хотите, чтобы аккредитованная организация это делала или хотите, чтобы это делала другая организация, то Вам нужно написать соответствующее заявление об изъятии Ваших произведений из реестра организации.
По состоянию на 14 декабря 2020 года единственной аккредитованной государством организацией, осуществляющей управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей литературных и музыкальных произведений является «Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства «УПРАВИС». Полный список всех аккредитованных организаций по управлению правами на коллективной основе (по разным направлениям творчества и видам прав) можно найти на портале открытых данных Министерства культуры РФ (вкладка «Таблица»)
9 Полежит ли охране индивидуальный авторский стиль или техника художника?
Нет – стиль и техника защите не подлежат. Дело в том, что согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
Стиль рисования – это способ решения задачи, метод или способ рисования. Поэтому у автора отсутствует возможность запрещать кому-либо осуществлять творческую деятельность в той же стилистике и теми же методами, даже если эта стилистика или методы были Вами изобретены.
10 Можно ли выкладывать свои картины в интернет и не бояться кражи и плагиата?
Никакой автор или правообладатель не может быть на 100% избавлен от риска нарушения авторских прав. Риск есть всегда, просто нужно, во-первых, принять превентивные меры, которые сделают нарушение максимально некомфортным, а во-вторых, подготовиться к тому, что когда-нибудь может настать момент, когда потребуется отстаивать свои права и нужно до этого момента запастись доказательствами заранее. Вопреки широко распространенному ошибочному мнению, все объекты авторских прав, выложенные в интернете в открытом доступе, тоже находятся под охраной. Их нельзя просто так брать и использовать, ссылаясь на то, что они в открытом доступе. То есть Ваши работы, выложенные, например, на Вашем сайте и проиндексированные поисковиками, подлежат охране.
Чтобы снизить риск неправомерного использования, изображения можно снабдить водяными знаками, проставить на них знак охраны авторского права ©, имя автора, год первого опубликования. Также я всегда рекомендую сразу после создания произведения еще до того, как оно будет где-то выложено или кому-то показано, осуществить его депонирование. Это существенно облегчит процесс доказывания в случае судебного спора.
© Андрей Макаров 2020г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается в сети Интернет с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.
Само слово «дизайн» охватывает и такие понятия, как конструкция, проект, разработка, рисунок, план, и наброски, проекты промышленных изделий, и уже завершенный результат творческой деятельности. При этом под дизайном может пониматься и просто внешний вид изделия, и, например, сложный промышленный дизайн.
Стоит отметить, что внешний вид изделия может охраняться как авторским, так и патентным правом. Отличие в том, что авторское право охраняет форму, а патентное – содержание, то есть само художественно-конструкторское решение.
Перечень объектов авторских прав содержится в статье 1259 ГК РФ, но не является исчерпывающим. В качестве одного из вариантов охраняемого объекта там указаны «произведения дизайна». То есть можно сделать вывод, что объекты дизайна, отвечающие признакам произведений, в полной мере охраняются авторским правом. А нормы пунктов 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ позволяют утверждать, что способ выражения произведения, его достоинства и целевое назначение не влияют на охраноспособность. Более того, подлежат охране и незавершенные объекты, такие как наброски, проекты, макеты.
А как указано в постановлении ФАС УО от 01.09.2011 № Ф09-5444/11 по делу № А60-45012/2010, дизайнерское решение выражается в макете, имеющем определенное материальное выражение, а отсутствие у дизайна правовой охраны как объекта патентного права не исключает возможности использования способов, предусмотренных для защиты авторских прав.
В мебельной отрасли под защиту авторского права может попасть дизайн как образцов мебели в целом, например, стенки или кухни, так и отдельных их элементов – шкафов, тумб и даже фурнитуры. При этом компенсации за незаконное использование конкурентами элементов дизайна могут быть весьма существенными.
В судебной практике немного дел о защите авторских прав предприятиями мебельной отрасли, теме не менее, определенные прецеденты созданы. Так, в мае 2015 года Суд по интеллектуальным правам (высшая судебная инстанция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности) рассмотрел две кассационные жалобы от миасского производителя мебельной фурнитуры. Доказательная база по ним была одна и та же, но суд вынес два противоположных решения.
Предыстория дела такова. В 2004 году компания В разработала и наладила выпуск уникальных элементов мебельной фурнитуры, а общества А и К начали производить и реализовывать аналогичные изделия, не уведомив об этом правообладателя. Руководитель компании В обратился в суд с намерением отстоять свое право на уникальный дизайн изделий. Компания подтвердила свои авторские права на изделия приказом руководителя на их разработку, чертежами и эскизами изделий, разработанными дизайнером компании. А доказательством перехода исключительных прав от дизайнера к предприятию служили трудовой договор с работником компании и должностная инструкция, в которой был прописан переход прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу предприятия.
Несмотря на представленные доказательства, суды первой и второй инстанций в удовлетворении исковых требований В отказали, мотивируя это тем, что изделия, о которых идет речь, не являются объектами авторского права и их следует защищать как объекты патентного права, а приказ не подтверждает возникновения авторского права.
На решения судов были поданы кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В качестве ответчика по первому делу (№ А76-12136/2014) выступала компания А.
Судьи СИП продемонстрировали действительное понимание вопроса и настоящий профессионализм. Сам судья сказал ответчику, что в ГК РФ есть понятие «презумпция авторства», которое означает, что автором произведения является тот, кто первым обратился в суд за защитой своих прав. Он считается таковым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Именно так гласит закон. Ответчик обратного не доказал. Кроме того, СИП указал на то, что суды первой и второй инстанций сделали неверные выводы о том, что данные объекты могут защищаться лишь нормами патентного права и не являются объектами авторского права, и направил дело на новое рассмотрение.
В ходе рассмотрения второго дела (№ А76-12233/2014) истец привел те же доказательства, что и в первом деле. Теперь суд рассматривал дело, руководствуясь нормами не авторского, а патентного права, и совершил ряд грубейших ошибок. Суд, не разобравшись, к чему все-таки относится объект спора и, не задавая вопросов, выносит решение: в иске отказать!
Отказом в удовлетворении иска о новом рассмотрении дела закончился и судебный процесс в Арбитражном суде Челябинской области. И это несмотря на готовность истца представить дополнительные доказательства и привлечь в процесс автора изделий. Таким образом, прецедент (хоть и ошибочный) создан, и это исключает возможность рассмотрения дела по существу.
Добавим, что при отстаивании своих авторских прав не стоит полагаться только на защиту суда. Отстоять свою правоту можно лишь используя ресурсы и возможности как правоохранительных органов, в том числе МВД, таможни, УФАС, так и членов общественных организаций и объединений. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола в Южно-Уральской торгово-промышленной палате с участием представителей госорганов, юристов и адвокатов, которые выступили в защиту истца – производителя мебельной фурнитуры В.
Фото тоже защищено
Стоит отметить, что объектами охраны авторским правом могут быть не только сами образцы мебели или фурнитуры, но и их фотографии. Так, в конце прошлого года Суд по интеллектуальным правам рассматривал дело о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотопроизведения.
По заказу компании предприниматель изготовлял мебель, фотографировал выполненные им работы и размещал фото в интернете. Обнаружив их на сайте заказчика без указания авторства и источника заимствования, предприниматель потребовал компенсации. Иск был удовлетворен. Ответчик оспаривал авторство истца, а также факт размещения им «спорных» фотографий на своем сайте, однако истец представил договор подряда с ответчиком, эскизы к этим договорам, USB-носитель с фото. При этом в скриншотах свойств файлов фотоизображений отражены дата и время съемки. Они совпадают со сроками выполнения работ. Скриншоты также подтверждают размещение фотографий ответчиком на своем сайте.
В итоге СИП оставил без изменения решения нижестоящих судов и поддержал их выводы о том, что использование ответчиком фотографий, обладателем исключительных прав на которые является индивидуальный предприниматель, не признан допустимым случаем свободного использования произведений.
В двойном размере!
Но, пожалуй, самым важным является вопрос суммы компенсации за незаконное использование чужого произведения или его изображения, в данном случае – образцов мебели или их фотографий. Стоит отметить, что они могут быть весьма существенными – от 10 тысяч до 5 млн рублей или вплоть до двойной стоимости кухонного гарнитура или мебельной стенки.
Причем значительные компенсации могут взыскиваться по суду даже на основании всего одной неправомерно размещенной фотографии. Так что производителям и продавцам мебели стоит быть аккуратнее с размещением в своих каталогах фотографий, ведь как показывает судебная практика, «итоговая цена» такого размещения может быть несоразмерна полученной прибыли. Стоит однажды «вложиться» в профессиональную фотосессию, не забыв про документальное оформление деловых отношений с фотографом и авторских прав на снимки, чем выплачивать ему потом многотысячные компенсации по решению суда. В то же время нелишним будет отслеживать «судьбу» сделанных по вашему заказу фотографий, чтобы они потом не «всплыли» в рекламных материалах конкурентов. А если вы обнаружите такой факт, смело подавайте в суд, который, при наличии существенных доказательств, скорее всего, будет на вашей стороне.
Статья 1259 ГК РФ с комментариями.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»
Постановление ФАС УО от 01.09.2011 N Ф09-5444/11 по делу N А60-45012/2010.
Белоус О.М. совершил незаконное использование авторского права, а равно хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, в особо крупном размере.Указанное преступление Белоус О.М. совершил при следующих обстоятельствах.24 .
Подсудимый совершил незаконные приобретение и хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта в особо крупном размере. Преступление совершено при следующих обстоятельствах.16.03.2017 г. Золотарев Н.И., находясь по адресу: , умышленно.
Лукьянцева А.В. незаконно хранил и перевез контрафактный экземпляр произведения в целях сбыта, в крупном размере, при следующих обстоятельствах.В период с 31.05.2017 года по 01.06.2017 года Лукьянцев А.В., находясь по адресу: , в нарушение законод.
Зеваев Д.В. и Соболев А.В. группой лиц по предварительному сговору совершили незаконное использование объектов авторского права в крупном размере. Преступление совершено на территории Калининского района города Новосибирска при следующих обстоятел.
Подсудимый Никитин В.В. незаконно использовал объекты авторских прав, в особо крупном размере.Никитин Владислав Владимирович, имеющий навыки работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, в не установленное следствием время, не позднее.
В неустановленное следствием время до дд.мм.гггг у Киреева С.В. из корыстных побуждений возник преступный умысел, направленный на незаконное использование объектов авторского права - контрафактных (нелицензионных) экземпляров программных продуктов.
Болдырева К.М. совершила умышленное преступление- незаконное использование объектов авторского права, а равно хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:Болдыре.
Карпов В.В. совершил незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере, при следую.
Дундуков С.В. совершил нарушение авторских прав, то есть незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в крупном размере; распространение и испо.
Юдин В. А. совершил незаконное использование объектов авторского права, а равно хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенное в особо крупном размере.Преступление Юдин В.А. совершил в Центральном районе г.Волгограда пр.
Ромашко Д.А. совершил незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, в крупном размере.Преступление совершено в , при следующих обстоятельствах.Так, в дд.мм.
Подсудимый Прокопенко М.А. совершил нарушение авторских прав, то есть незаконное использование объектов авторского права, а также хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах.
ФилатовА.С. своими умышленными действиями совершил незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта в крупном размере, при следующих обстоятельствах.20.03.2017г.
Печатнов ФИО11. совершил незаконное использование объектов авторского права, а равно хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах: Печатнов ФИО12., имея умысел на.
Спиридонов А.А. совершил незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере (2 эпизода от 10.12.2016г. и 12.12.2016г.), при с.
Подсудимый Лушаков А.В. совершил нарушение авторских и смежных прав, то есть незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение и хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенное в крупном размере.Он.
Х. совершил нарушение авторских прав, то есть незаконное использование объектов авторского права, а равно приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, совершенные в особо крупном размере.Преступление совершено Х. в .
Ласковский В.Б. незаконно использовал объект авторского права, приобрел, хранил контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, в особо крупном размере, при следующих обстоятельствах:Не позднее 13.03.2017 Ласковский В.Б. с целью сбыта незако.
Дьяченко В.А. совершил преступление при следующих обстоятельствах.Дьяченко В.А. в нарушение законодательства Российской Федерации, а именно права на интеллектуальную собственность, предусмотренного ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, а так же в нарушение .
Костенко В.В., совершил нарушение авторских и смежных прав, то есть незаконное использование объектов авторского права и смежных прав, если это деяние совершено лицом с использованием своего служебного положения. Преступление совершено при следующ.
Читайте также: