Авторская студия новая сергиевская игрушка
Самое расхожее звание: Сергиев Посад – столица православия или духовная столица России. Известны и другие: «Столица русской игрушки», «Родина Русской матрёшки», «Столица салютов и фейерверков».
Каждое из вышеперечисленных званий вскоре разберем отдельно, а сегодня поговорим об игрушках.
Столица русской игрушки Сергиев Посад
Часто упоминаются также звания «Кукольная столица России» и «Игрушечная столица России»
Поспорить с этими утверждениями достаточно сложно, есть целый ряд фактов, не дающих возможности усомниться:
- Первый отечественный музей игрушки находится в Сергиевом Посаде.
- Здесь же расположен Институт игрушки «Высшая школа народных искусств (академия)».
- Сергиевский район со своей резной игрушкой упоминается в летописях с XVII века.
- Действующая фабрика Богородской игрушки и одноименный музей.
Художественно-педагогический музей игрушки
Музей, расположенный в Сергиевом Посаде — это первый отечественный музей игрушки.
Основанный в октябре 1918 года в Москве коллекционером и художником Николаем Бартрамом, музей игрушки в 1931 году был переведен в Загорск (старое название города Сергиев Посад).
С биографией Николая Дмитриевича Бартрама можно ознакомиться на нашем сайте .
В 20-е годы Музей игрушки был очень популярен, по посещаемости он был вторым после Третьяковской галереи. Вот, что писала по этому поводу центральная газета «Известия»:
«…Музей разбивается на подотделы: игрушка и история, игрушка и быт, игрушка и театр, игрушка и религиозный культ, народное творчество игрушки, от игры к азбуке, от игры к знанию, зачатки мастерства в игрушке. За один год музей посетило свыше 34 тыс человек, главным образом дети, и до 300 организованных экскурсий»
С 80-х гг XX века коллекции музея располагаются в особняке, построенном на холме Волокуша, напротив Троице-Сергиевой лавры.
Сегодня в собрании музея хранятся детские игрушки с возрастом 100, 200 и даже 500 лет.
Постоянные выставки и экспозиции:
- Новогодняя и рождественская игрушка,
- Русская народная игрушка,
- Игрушка стран Востока,
- Русская и западноевропейская игрушка XIX — начала ХХ века,
- Детский портрет.
Среди экспонатов представлены игрушки детей Николая II.
Ещё один интересный факт:
Первые в СССР искусственные ёлки были разработаны в Загорске.
В декабре 1959 года разработанные специалистами Загорского института игрушки синтетические ёлки прогремели на всю страну!
Подробнее про это можно прочитать на нашем сайте по ссылке .
Сергиевский район и резная игрушка, исторические факты
В ранних летописях расцвет Сергиевской игрушки относят к XXVII веку.
В те времена игрушки, сделанные монастырскими мастерами-бобылями, продавались паломникам, пришедшим в Троицкую Обитель, в качестве сувениров.
Кстати, помимо сувениров, в Обители Сергия пекли вкусную медовую коврижку для паломников.
В своей книге профессор Дмитрий Введенский, исследовавший истоки производства игрушек в Московской области, пишет:
"… богомольцы всегда поступали таким образом: удовлетворяя свои религиозные потребности они вместе с тем не забывали оставшихся дома детей . "
Именно Дмитрий Введенский записал и сохранил для нас легенду про первого глухонемого мастера, по прозвищу Татыга, который « . вырезал из липового дерева первую деревянную куклу 9 вершков и продал ее за семь гривен ассигнациями в лавку Ерофеева . » .
Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь «потешный» промысел.
Артель
В начале XX века здесь уже работала целая промышленная артель по производству игрушек. В каталоге Сергиевской промышленной артели, издание которого датируется 1914 годом, в 40 разделах было описано 2644 игрушки.
Не у каждого современного производства игрушек есть такой ассортимент!
Это ещё не всё!
История продолжается, здесь мы практически ничего не рассказали про Богородскую игрушку. Это тема для отдельного разговора.
Итого: ₽ 0.00
Мы приветствуем Вас на сайте Авторской студии «Новая Сергиевская игрушка».
Вас интересует современная русская игрушка ручной работы?
Вы ищите оригинальный русский сувенир или подарок для ребенка?
Надеемся, что в этом случае наша Студия может быть Вам полезной.
Мы сам придумываем идеи наших изделий (игрушки и сувениры) и сами же исполняем их в материале (дерево, фанера).
Поэтому мы именно Авторская студия.
Мы развиваем сейчас традиции знаменитой сергиевской игрушки — многовекового промысла, который принес нашему городу славу «столицы русской игрушки». Часть этой традиции — новаторство, желание идти в ногу со временем, использовать самые современные материалы и технические возможности, привносить в известные сюжеты свои оригинальные придумки.
Вот этой традиции мы и стараемся следовать. Зачем делать матрешки (при всем уважении к ней и её авторам), когда это делали многие до нас и делают многие сейчас? Лучше придумать что-нибудь новое и своё.
Поэтому мы именно «Новая сергиевская игрушка«.
А наши новинки Вы увидите, если зайдете на страницу Наши разработки (см. выше) или нажмете на кнопку ниже.
На этом сайте представлена новая линия наших разработок — детские (декоративные) ночнички в форме избушек на курьих ножках, русских печек и разного рода домиков в русском стиле. Внутри их корпусов — светодиодные свечи и музыкальные механизмы. Последние в некоторых изделиях обеспечивают и круговое движение ночничка. Все эти ночнички могут быть использованы также в виде оригинальных шкатулок.
Таким образом, в этой линии изделий воплотились сразу три традиции сергиевской игрушки. Первая — это традиция производства архитектурной игрушки, вторая — традиция производства звуковой игрушки, третья — стремление наделить изделие возможностью движения. Ну а собственно новаторство здесь — это светодиоды, механизмы, которых в их современном виде прежде не было, а также популярная ныне технология лазерной резки.
По опыту общения с теми, кто интересуется современной русской игрушкой ручной работы, мы знаем, что они питают живой интерес как к её истории вообще, так и к сергиевской игрушке в частности. Их вниманию мы предлагаем особый раздел сайта, где собраны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (см. ниже вопросы-ответы или выше F.A.Q.)
ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ
История сергиевской игрушки – богатая, многогранная и, соответственно, очень долгая. Она требует отдельной книги, если не книг. А интернет долгих текстов не любит.
Поэтому здесь мы изложили краткие ответы на наиболее популярные вопросы.
Вопрос:Когда впервые упоминается сергиевская игрушка?
Впервые сергиевская игрушка упоминается в документах XVII века.
Вопрос: Почему Сергиев Посад называют столицей русской игрушки?
Тому три причины – производство и продажа.
Местные мастера старались делать все виды игрушек, популярные в России.
Местные торговцы продавали практически все виды игрушек, которые производились как в Сергиевском Посаде (так город назывался до революции), так и в других русских городах.
Поскольку в Троице-Сергиеву Лавру приезжали в большом количестве паломники со всей России, то проблем со сбытом у торговцев не было. Считалось доброй традицией привести домой в качестве подарка детям игрушку «от Сергия».
В советское время «столичная» репутация города только укрепилась.
В Загорске (так был переименован город Сергиев в 1930 г.) начали работу:
— две фабрики игрушки (№1 и №2),
— Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки (ВНИИ игрушки, основанный в 1932 г. для разработки новых образцов),
— Техникум игрушки (основан в 1933 г. для подготовки будущих мастеров-игрушечников),
— Музей игрушки (основан в 1918 г.).
Также в настоящее время в сергиево-посадском музейнгом комплексе «Конный двор» действует Музей русской матрешки.
Вопрос: Верно ли, что «еще сам Сергий резал игрушки из дерева и дарил их детям»?
Нет, не верно.
Ни в его Житии, ни в других письменных источниках каких-либо указаний на то, что «еще сам Сергий…» и пр. нет.
Промысел действительно древний, но сам основатель монастыря Сергий Радонежский к нему никакого отношения не имеет.
В данном случае мы имеем дело с легендой, которую придумали одни экскурсоводы (желающие таким образом указать на древность этого ремесла в городе), и которую – в добросовестном заблуждении – повторяют другие.
Верно ли, что знаменитая русская матрешка родилась в Сергиевом Посаде, который является таким образом её родиной?
Верно ли, что русская матрешка имеет японское происхождение, то есть, была сделана в подражание японской игрушке, которая изображала некоего японского бога мудрости и удачи (Фукурума, он же Фукурокудзю )?
Вопрос: Если матрешку в Сергиевом Посаде стали делать, только начиная с 1918 года, то что есть такое собственно сергиевская игрушка, известная, как минимум, с XVII века?
Вопрос: Самый типичный сергиево-посадский сувенир — это что?
Посвящается творчеству Александра Николаевича Варганова – одного из крупнейших резчиков богородской и сергиевской резьбы за всю ее историю.
Показать полностью. Он восстановил великую русскую маховую резьбу, а на ее основе – некогда знаменитую сергиевскую игрушку, старобогородскую скульптуру-игрушку и православную резную икону, а также создал круглую уникальную православную скульптуру. По преданию традиция восходит ко времени жизни великого русского святого - преподобного Сергия Радонежского.
За 25 лет мастером были созданы около 10000 произведений. Среди них: православная скульптура, резная икона, игрушки, изделия из папье-маше.
В России нет ни одного резчика по дереву, работающего в стиле маховой резьбы. Это обстоятельство само по себе говорит об уникальности творчества А. Варганова.
Произведения мастера находятся в Русском и Историческом музеях, и других музеях нашей страны, а также в частных коллекциях Японии, Америки, Европы, Австралии.
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
Сергиевское папье-маше.
В 1988 году мастер сергиевской маховой резьбы Александр Варганов вырезал первые формы-болвашки для лепки бумажных игрушек, как было в традиции промысла г. Сергиева Посада первой половины XIX века.
Но новые болвашки не копировали старые образцы. "Влюбленные", "Читающий мальчик", "Дворник", "Ангел", "Лев", "Кошка" и другие - серия авторских работ, исполненных на основе сергиевской традиции. Художник сам опробовал лепку по разным формам. И постепенно включил в творческий процесс всю семью.
Мать художника Тамара Александровна, сестра Елена, супруга Мария а потом и дочь - все лепили и окрашивали.
Главная задача не просто сделать игрушку, а возродить эстетику утраченной художественной традиции. Изделия устроены на подставки подобно скульптуре, и значит их ведущая роль - эстетическая.
Некоторые фото взяты из книги Г. Дайн. Сергиев Посад - мастерская игрушки.
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
В октябре 2021 года Государственный музей-заповедник "Зарайский Кремль" приобрёл скульптурную композицию "Русский генерал и Дама" (автор А. Варганов). Работа будет представлена в постоянной экспозиции музея-усадьбы Ф.М.Достоевского "Даровое".
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
Богоматерь Великая Панагия. 1991 г. Автор - А. Варганов. Дерево, резьба, роспись.
(Богоматерь Великая Панагия, или Оранта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.)
Резьба по дереву. Сергиевская игрушка. запись закреплена
Протоиерей Александр Мень. 1993 г. Дуб, резьба, роспись. Автор - А. Варганов.
Среди скульптур руки мастера Александра Варганова есть много известных, как правило трагически ушедших из жизни, личностей. Жизнь, которых оборвалась в лихие 90-е гг. Это священник Александр Мень, известный телеведущий Владислав Листьев, ещё есть скульптура монахов, убитых на Пасху в 1993 г.
Показать полностью.
(Александр Мень - священник Русской Православной церкви, богослов, автор книг.
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Утром 9 сентября 1990 года он торопился в церковь на литургию. Произошло, предположительно, следующее: к нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (по другой версии — сапёрной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» — ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.
Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.)
На месте убийства Александра Меня, недалеко от Сергиева Посада, построен храм.
В начале XIX века в Сергием Посаде возникло и вскоре широко развилось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Уже тогда существовали крупные мастерские, где работали одновременно мастера разных специальностей: резчики, » лепилы», » красилы», » отделывальщики».
Мастерские получали заказы на игрушки из Москвы и Петербурга, сбывали их на Киевской, Нижегородской и других ярмарках. Действовало в Посаде и множество мелких семейных мастерских, изготовлявших какой-либо один вид игрушки. Мужчины, как правило, лепили, женщины расписывали, а дети помогали в отделке. Производство лепных игрушек было полностью ручным и потому чрезвычайно трудоемким.
Кормилица ( конец XIX- начало XX века). Кошка с собакой на » пищике» ( II половина 19 века). Лисичка на » пищике» ( 1918 — 1919 годы).
Модели, называемые » болвашками», делали лучшие резчики по специальным заказам. Резчик » болвашек» владел мастерством скульптора и конструктора одновременно. Он создавал игрушку-скульптуру из древесины , служившую рабочей моделью для игрушки из папье-маше.
Мальчик и петух на » пищике» ( ii половина 19 века).
Для приготовления лепной массы размачивали » сахарную» и » кульковую» бумагу, подмешивали муку, клей , мед, скипидар и лак. Готовую форму обклеивали бумагой, проглаживая руками и простукивая палочкой, подправляя выемки, старательно лепили губы и брови у кукол, морду и ноги у коней.
Кошка на » пищике» ( II половина 20 века). Мяч » гремучий» — погремушка ( начало XX века).
Сушили игрушки 2-3 дня, зимой на печках, на полках под потолком. Летом — на улице: на крылечках, поленницах, крышах сараев. Высушенную форму разрезали ножом на две части, снимали с модели и склеивали клейстером, потом связывали обе половинки веревкой.
После следующей однодневной просушки подрезали неровности и по шву наклеивали бумажные полоски. Затем грунтовали, шкурили, окрашивали, расписывали, и под конец покрывали лаком.
Папье-маше обогатило игрушку новыми ценными качествами. Легкий материал позволял формовать крупногабаритные изделия, которые можно было оборудовать механизмами движения и звука.
Пуделек на » пищике» ( вторая половина XIX века).
Папье-маше свободно комбинировали с другими видами материалов, среди которых можно назвать следующие:
Особый эффект заключался в росписи и отделке бумажных лепных игрушек. Яркий колер клеевых красок, глянец лака, блеск бронзовой и алюминиевой краски придавали им особую красочность и нарядность. Игрушки нравились не только детям, но привлекали внимание взрослых. Их покупали для оформления небогатого интерьера горожане, жители пригорода и деревень.
Мужик с медведем — каталка ( папье-маше, дерево). Автор — А. А. Рыжов ( 1880-е годы).
Читайте также: